Научная статья на тему 'Методологические проблемы формирования системы индикаторов устойчивого развития'

Методологические проблемы формирования системы индикаторов устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
655
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические проблемы формирования системы индикаторов устойчивого развития»

Методологические проблемы формирования системы

развития

Евгений Федорович Чебер-

ко — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории Северо-Западной академии государственной службы. Галина Валерьевна Кириллова — преподаватель кафедры мировой и национальной экономики Северо-Западнойакаде-мии государственной службы.

настоящее время становится все более .очевидным, что в ходе экономического развития невозможно не учитывать влияние его на окружающую среду и социальное развитие общества. Как следствие данного положения в 1990-е гг. появилась концепция устойчивого развития. Она подразумевает такое развитие цивилизации, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без уменьшения такой возможности для будущих поколений.

Возможно применение двойной трактовки понятия устойчивого развития, но ни в коем случае нельзя при этом заменять одни проблемы другими. Вопросы охраны окружающей среды без сомнения имеют огромное значение, но при перечислении стоящих перед мировым сообществом проблем не должно быть рейтинговых предпочтений, так как это полностью противоречит системному подходу. Решать данные проблемы возможно и по отдельности, однако только за неимением возможности делать это комплексно. Даже стремление подходить к рассмотрению одной из проблем как условию решения другой, в данном случае, небезобидно.

м м О 5 ^ I О < м оэ

=г о

м СГ ^ <

о

119

2/2006

м м О 5 ^ I

0 < ы оэ =г О

1 С^

м СГ ^ <

о

120

2/2006

В сложившейся ситуации становится особо актуальным для управленцев всех звеньев знание основ концепции устойчивого развития и оценки степени устойчивости развития. Оценку и анализ степени устойчивости необходимо осуществлять с помощью агрегированных индикаторов или систем индикаторов устойчивого развития. Данные индикаторы должны оценивать ситуацию с позиций комплексного подхода.

Поэтому целесообразно, чтобы системы индикаторов устойчивого развития позволяли судить о степени реализации концепции устойчивого развития не только с экологической, но и с социальной, и с экономической позиций, так как концепция устойчивого развития провозглашает равную степень важности этих сторон.

В «Повестке дня на XXI век» — документе, принятом на самом высоком уровне на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г и отражающем всемирное согласие и политические обязательства по вопросам развития и экономического сотрудничества, говорится: «Существует потребность в различных видах информации... Необходимо использовать экологическую, демографическую, социальную и отражающую развитие информацию для выработки показателей, свидетельствующих о том, способствуем ли мы своей деятельностью созданию устойчивого мира». Международными организациями и отдельными странами активно проводится разработка критериев и индикаторов устойчивого развития, так как традиционные макроэкономические показатели, такие как ВВП и др., уже не отражают в достаточной мере

многих социальных и экологических явлений и процессов. Часто разработанные критерии и индикаторы состоят из достаточно сложных систем показателей. Процедура разработки подобных систем показателей является комплексной и дорогостоящей и требует большого массива информации, получение которой сопровождается определенными сложностями или же вообще невозможно (например, многие экологические параметры).

Индикаторы устойчивого развития должны удовлетворять следующим основным критериям, изложенным в главе 40 «Повестки дня на XXI век»:

■ возможность использования на макроуровне;

■ возможность сочетать экологические и экономические аспекты;

■ индикаторы должны иметь количественное выражение;

■ ясность построения;

■ должны опираться на имеющуюся систему статистики и не требовать значительных затрат для сбора информации и расчетов;

■ репрезентативность для международных сопоставлений;

■ комплексность, индикаторы отражают по возможности различные аспекты (экологические, экономические, социальные);

■ возможность оценки во временной динамике;

■ пригодность для оценки прогресса в устойчивом развитии;

■ прозрачность;

■ гибкость;

■ простота и понятность (в том числе и для неспециалистов);

■ ограниченное количество.

Выбираемые индикаторы должны отвечать как можно большему числу критериев, а в идеале всем.

Обобщая имеющийся мировой опыт в этой области, можно выделить два подхода к разработке индикаторов устойчивого развития:

1) построение интегрального, агрегированного индикатора, на основе которого можно судить о степени устойчивости социально-экономического развития;

2) построение системы индикаторов, каждый из которых отражает отдельные аспекты устойчивого развития1.

1. Интегральные индикаторы

<и>

устойчивого развития

«Информация об устойчивом развитии должна поступать к людям, которым она нужна, когда она им нужна, и в форме, которая им понятна» — регламентируется в главе 40 «Повестки дня на XXI век». Учитывая вышесказанное, следует заметить, что наличие интегрального эколого-эко-номического индикатора на макроуровне является идеальным, так как данный индикатор позволил бы судить о степени устойчивости страны и одновременно был бы простым для

понимания и оценки. Однако в силу методологических и статистических проблем, сложностей расчета общепризнанного в мире интегрального индикатора не существует. Однако разработки такого показателя непрерывно ведутся, и первые места в данном случае принадлежат структурам ООН и Всемирному Банку. Эти организации предлагают методики, позволяющие включить экологический фактор в национальные счета, в показатели национального богатства.

Статистическим отделом Секретариата ООН предложена система эколого-экономического учета (СЭЭУ) (System for Integrated Environmental and Economic Accounting, 1993), направленная на учет экологического фактора в национальных статистиках. Версия СЭЭУ — результат работы Статистического управления Департамента экономических и социальных вопросов ООН и Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) — была очередной раз опубликована в 2003 г.2. СЭЭУ или «зеленые счета» описывают взаимосвязь между состоянием природной окружающей среды и экономикой страны. Взаимосвязь выражается путем увязки принятой ООН системы национальных счетов (СНС, 1993 г.) с учетом экологических факторов и природных ресурсов. СЭЭУ базируются на корректировке макроэкономических показателей за счет двух величин: стоимостной оценки истощения природ-

Индикаторы устойчивого развития России (Эколого-экономические аспекты) / Под ред. С. Н. Бобылева, П. А. Макеенко. - М.: ЦПРП, 2001. С. 29.

Integrated Environmental and Economic Accounting 2003. Handbook of National Accounting / Final draft circulated for information prior to official editing. — UN, EC, IMF, OECD, World Bank. Series F. № 61.

M M

О S ^ I

О <

M PQ

=r о

M ÇT ^ <

^ix

о

121

2/2006

2

м м О S ^ I

0 < ы оэ S- О

1 С^

м СГ ^ <

о

122

2/2006

ных ресурсов и эколого-экономиче-ского ущерба от загрязнения.

В основе экологической трансформации национальных счетов находится показатель — экологически адаптированный чистый внутренний продукт (ЭЧВП) (Environmentally adjusted net domestic product, EDP), являющийся результатом коррекции чистого внутреннего продукта. Коррекция осуществляется в два этапа. На первом этапе из чистого внутреннего продукта (NDP) вычитается стоимостная оценка истощения природных ресурсов (DPNA) (добыча нефти, минерального сырья, вырубка леса и пр.), затем из полученного показателя вычитается стоимостная оценка экологического ущерба (DGNA) в результате загрязнения воздуха и воды, размещения отходов, истощения почвы, использования подземных вод:

EDP = (NDP - DPNA) - DGNA

По предварительным оценкам статистического отдела ООН, в среднем величина ЭЧВП составляет около 60-70 % от ВВП.

Всемирный Банк предлагает показатель «истинных сбережений» (genuine (domestic) savings) или «скорректированные чистые сбережения». Этот показатель — результат коррекции валовых национальных сбережений. При этом коррекция производится в два этапа. На первом этапе определяется величина чистых национальных сбережений (NDS) как разница между валовыми национальными сбережениями (GDS) и величиной обесценивания («проедания») произведенных активов (CFC) или потребление основного капитала. На втором этапе чистые внутренние сбережения возрастают на ве-

личину расходов на образование (EDE) и уменьшаются на величину истощения природных ресурсов (DPNR) и ущерба от загрязнения окружающей среды (DME): GS = (GDS - CFC) + EDE - DPNR -DMGE

Все используемые в расчете величины берутся в процентах от ВНД, рассчитанного по методике «Атлас» в долларах США. Однако при расчете данного показателя возникают трудности, связанные с невозможностью четко и однообразно определить чистые национальные сбережения из-за методологических проблем в определении размера потребления основного капитала.

Данные, необходимые для расчета показателя «скорректированных чистых сбережений», как и сам показатель по 208 странам, ежегодно публикуются в статистических сборниках Всемирного Банка «World Development Indicators (WDI)» и «The Little Green Data Book»(Состояние окружающей среды). Статистический сборник «Состояние окружающей среды» ежегодно публикуется с 2003 г. (в том числе и на русском языке).

Для Всемирного экономического форума в Давосе группой ученых из Йельского и Колумбийского университетов был разработан индекс экологической устойчивости (Environmental Sustainability Index, 2001). Экологическая устойчивость в данном случае понимается как часть понятия «устойчивое развитие». Сужение задачи позволяет получить количественную характеристику в виде индекса.

Значение индекса рассчитывается по 22 индикаторам. Каждый ин-

дикатор определяется усреднением 2-5 переменных. Всего выделено 67 переменных. Формально все переменные получают равный вес при расчете индекса, так как отсутствуют общепризнанные приоритеты в ранжировании экологических проблем. Фактически значимость отдельных проблем усиливается за счет введения большего количества переменных, их характеризующих. Для возможности сопоставлять данные по странам большинство показателей в рамках данной методики представлены в виде удельных величин на единицу площади, дохода, на душу населения. Таким образом, общий индекс экологической устойчивости имеет слабую корреляцию с общей площадью и с плотностью населения.

Авторы считают, что индекс позволяет проводить сравнение между странами по уровню экологической устойчивости, оценивать результаты природоохранной политики, выявлять наилучшие результаты. Значение индекса было рассчитано для 122 стран. Первые десять наиболее устойчивых стран в списке — Финляндия, Норвегия, Канада, Швеция, Швейцария, Новая Зеландия, Австралия, Австрия, Исландия, Дания, США. Россия по индексу устойчивого развития находится на 33-м месте.

Индекс реального прогресса и индекс устойчивого экономического благосостояния (Genuine Progress Indicators и Index of Sustainable Economic Welfare) являются попыткой создать адекватный измеритель экономического благосостояния, усовершенствовать показатель ВВП с учетом экстерналий

(Genuine Progress Indicator, 1998). Индекс реального прогресса отражает следующие слагаемые:

преступность и распад семей; домашняя и добровольная работа;

распределение дохода; истощение ресурсов; загрязнение;

долгосрочный экологический ущерб;

изменение свободного времени; расходы на оборону; срок жизни предметов длительного пользования; ■ зависимость от зарубежных

капиталов. Индекс реального прогресса предназначен для того, чтобы отразить те аспекты экономики, которые лежат вне монетарного обращения. Сделана попытка определить цену тех функций, которые поддерживают экономику, но остаются вне денежного обращения. Цена строится на затратах по замещению в случае утраты этих функций. Вместе с тем агрегирование различных функций в единый индекс довольно противоречиво и субъективно.

Индекс человеческого развития (Human Development Index — ИЧР) часто относят к агрегированным индикаторам устойчивого развития. Индекс отражает в основном социальные аспекты устойчивого развития. Этот индекс разработан в рамках Программы Развития ООН (UNDP). ИРЧП рассчитывается на основе трех показателей: долголетия, измеряемого как продолжительность предстоящей жизни при рождении (с весом 1/3); достигнутого уровня образования, измеря-

м м О S ^ X О < м оэ

s- О X с^

м СГ ^ <

О

т

2/2006

м м О S ^ I

0 < ы оэ S- О

1 С^

м СГ ^ <

о

14

2/2006

емого как совокупный индекс грамотности взрослого населения (с весом в 2/9) и совокупной доли учащихся, поступивших в учебные заведения первого, второго и третьего уровней (с весом в 1/9); и уровня жизни, измеряемого на базе реального ВВП на душу населения на основе паритета покупательной способности (с весом в 1/3):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

HDI = X

X, - m

j=i 'Mj - mj где M и m. обозначают соответственно

м I I

среднемировые максимальные и минимальные границы изменения j-го показателя, X обозначает величину j-го показателя для выбранной страны, а вес а — вес для j-го показателя.

В мире активно предпринимаются попытки рассчитать интегральные агрегированные индексы, базирующиеся на экологических параметрах.

Всемирный Фонд Дикой Природы (World Wild Fund) в рамках ежегодного доклада для оценки состояния природных экосистем планеты исчисляет индекс «живой планеты» (Living Planet Index — ИЖП). Разработан также достаточно конструктивный показатель «экологический след» (давление на природу) (Ecological Footprint — ЭС), который измеряет природный капитал лесов, водных и морских экосистем и рассчитывается как среднее из трех показателей: численность животных в лесах, в водных и морских экосистемах. Каждый показатель отражает изменение популяции наиболее представительной выборки организмов в экосистеме.

Однако путь разработки единого интегрированного показателя, несмот-

ря на такой плюс, как наглядность конечной получаемой информации, имеет и ряд статистических методологических сложностей при исчислении. В отчете Комиссии ООН по устойчивому развитию (Report on the aggregation of Indicators for Sustainable Development, 2001) рассматривается ряд «технических» вопросов, связанных с агрегированием разноплановых показателей в единый индекс. Основной вопрос — определение весов исходных показателей без излишней субъективности и без утраты их значимости. Понятно, что чем выше уровень агрегирования информации, тем сложнее взвешивать несравнимые величины. Объединить различные регионы, имеющие различные приоритеты и несопоставимые проблемы, сложно.

В настоящее время единого общепризнанного интегрированного индикатора устойчивого развития из-за ряда методологических, статистических и других проблем не разработано, хотя показатель «скорректированные чистые сбережения» (Всемирный Банк) рассчитывается и публикуется ежегодно. На наш взгляд, все-таки наиболее целесообразно использовать систему индикаторов устойчивого развития.

2. Системы индикаторов

<и>

устойчивого развития

Наиболее интересными являются следующие системы индикаторов устойчивого развития, предлагаемые различными международными организациями и странами.

Комиссией ООН по устойчивому развитию (КУР ООН) разработана одна из самых полных по охвату систем индикаторов устойчивого развития. В рамках данной системы индикаторов выделяются четыре области/ подсистемы индикаторов: социальная, экономическая, экологическая, институциональная.

Отбор индикаторов изначально осуществлялся по схеме ОЭСР, по которой выделялись 4 типа индикаторов: давление, состояние, влияние, реакция. КУР сформировала список из 134 индикаторов. Однако в дальнейшем КУР отказалась от схемы «давление, состояние, влияние, реакция» в пользу подобной, но более сокращенной схемы «темы — подтемы» (Indicators of Sustainable Development. UN, 2001). При использовании схемы «темы — подтемы» по каждой из областей определяются ключевые темы, которые далее детализируются по подтемам и затем сводятся к минимальному набору индикаторов. В области экономики выделено 2 темы: «экономическая структура» и «производство— потребление». «Экономическая структура», в свою очередь, представлена 3 подтемами: «экономика», «торговля», «финансы». «Производство и потребление» включает в себя 4 подтемы: «потребление материалов», «потребление энергии», «образование и утилизация отходов», «транспорт». Список индикаторов невелик и составляет 15 индикаторов. Минимальный список базовых индикаторов предлагается странам для апробирования и подготовки национальных программ.

Система экологических индикаторов, разработанная ОЭСР (Организация экономического сотрудниче-

ства и развития) также получила достаточно широкое признание. В рамках данной системы индикаторы подразделяются на несколько типов:

■ основной набор экологических показателей ОЭСР для оценки эффективности природоохранной деятельности;

■ несколько наборов отраслевых показателей — для обеспечения интеграции природоохранных вопросов в отраслевую политику;

■ показатели, выводимые из природоохранной отчетности — для обеспечения как интеграции природоохранных вопросов в отраслевую политику, так и устойчивости использования природных ресурсов и управления ими.

Система индикаторов ОЭСР должна обеспечить, по мнению создателей, возможность прояснить связи между экономикой и охраной окружающей среды.

ОЭСР была разработана модель «давление — состояние — реакция» (ДСР). Данная модель предполагает, что человеческая деятельность оказывает «давление» на окружающую среду и влияет на качество и количество природных ресурсов («состояние»); общество реагирует на эти изменения через природоохранную, общеэкономическую и отраслевую политику и через изменения в общественном сознании и поведении («реакция на давление»). Модель ДСР призвана выявлять причинно-следственные связи между экономической деятельностью и экологическими и социальными условиями и помогать учитывать данную связь

м м О S ^ X О < м оэ

s- О X с^

м СГ ^ <

О

П25

2/2006

м м О S ^ I

0 < ы оэ S- О

1 С^

м СГ ^ <

о

126

2/2006

при разработке политики, направленной на решение этих проблем.

Модель ДСР ОЭСР легла в основу многих других систем индикаторов — в частности, Европейских индикаторов воздействия Евростата. Экологические показатели ОЭСР регулярно используются в обзорах природоохранной деятельности и других аналитических работах; с их помощью можно отслеживать процесс интеграции принятия экономических и природоохранных решений, анализировать политику в сфере охраны природы и оценивать результаты природоохранной деятельности. Кроме этого, они применяются в более широкой программе ОЭСР по разработке показателей устойчивого развития.

Интересной является система индикаторов, разработанная для улучшения управления природопользованием в Центральной Америке («Developing indicators. Experience from Central America», 2000) разработанная Всемирным Банком совместно с Программой ООН по окружающей среде (UNEP) и Международным Центром тропического сельского хозяйства (CIAT). Показатели предназначены для сквозного управления, включая национальный, региональный и локальный уровни. Особенность работы состоит в том, что индикаторы представляются в виде геоинформационных систем3. Эта особенность делает материал более наглядным и облегчает планирование и принятие решений. Индикаторы отражают все сферы функционирования общества и их взаимодействие — экономическую, экологическую, соци-

альную, эколого-экономическую, социально-экономическую, социально-экологическую. Для соответствия институциональной структуре индикаторы организованы по основным проблемам развития — использование земли, вырубка лесов, потребление свежей воды, инфраструктура, природные катастрофы.

Как и в схеме, предложенной ОЭСР, выделяются 4 типа индикаторов: давление, состояние, воздействие, реакция. Анализ осуществляется в три этапа: использование индексов, затем базовых индикаторов, и, наконец, дополнительных индикаторов. Всего было выделено 11 индексов, 68 базовых индикаторов и 114 дополнительных индикаторов, которые должны способствовать анализу для принятия решений. Индексы имеют существенно меньшую степень агрегирования, чем в предыдущих работах. Они используются для получения первого представления об основных проблемах развития и текущей ситуации.

Выделены следующие 11 индексов по проблемам и объектам:

■ земля — индекс использования земли;

■ леса — индекс риска для лесов;

■ вода — индекс уязвимости водных ресурсов;

■ биоразнообразие — степень освоенности земель;

■ морские и прибрежные ресурсы — индекс риска для прибрежных территорий;

■ атмосфера — индекс выбросов парниковых газов;

Индиккаторы устойчивого развития России... С. 39

■ энергия — индекс освещенности;

■ социальное развитие — индекс человеческого развития;

■ экономическое развитие — ВВП на душу населения;

■ инфраструктура — индекс достижимости;

■ природные катастрофы — индекс климатического риска.

Предложенные индексы используются в различных исследованиях, в частности, в ежегодном докладе Института мировых ресурсов (World Resources Institute). Индексы фиксируют проблему и необходимость дальнейшего анализа. Для более детального исследования проблемы и принятия решений привлекаются конкретные индикаторы.

Конструктивные системы индикаторов устойчивого развития разрабатываются во Всемирном Банке. Ежегодные отчеты и справочники, выпускаемые Всемирным банком, обязательно содержат системы показателей, относящихся к устойчивому развитию. Следует выделить ежегодный доклад Всемирного Банка «Индикаторы мирового развития» («The World Development Indicators»). Доклад призван оценить продвижение к цели, поставленной ООН, — экономический рост и борьба с бедностью. Экономический рост рассматривается как средство для обеспечения здравоохранения, образования, безопасности, снабжения питьевой водой, сохранения природы. Для изучения и сравнения развития стран мира, определения возможностей достижения конкретной цели — снижение бедности в два раза по сравнению с уровнем 1990 г.; анализируется информация более чем по 550 показателям.

Показатели сгруппированы в 6 разделов: общий, население, окружающая среда, экономика, развитие технологий и инфраструктура, торговля и финансы. Все показатели представлены в динамике, начиная с 1980 г., что позволяет анализировать долгосрочные мирохозяйственные тенденции. Численность населения, площадь и ВНД являются ключевыми характеристиками, входящими в общий раздел, и используются для определения удельных показателей во всех остальных разделах.

На основе «Индикаторов мирового развития» Всемирный Банк выпускает карманные статистические ежегодные справочники «Страны и регионы» (информация по 208 странам), а также краткий «зеленый» справочник «Состояние окружающей среды» («The Little Green Data Book»), где содержится экологическая информация более чем по 208 странам.

В отчете Комиссии ООН по устойчивому развитию (Indicators of Sustainable Development, UN, 2001) детализируются индикаторы, характеризующие использование материалов и энергии. В отчете отмечается важная роль показателей природоем-кости и их видов. «Материалоемкость» определяется как потребление минералов и металлов на единицу ВВП. Включается «потребление первичных и вторичных материалов», «изменение запасов», «импорт и экспорт материалов». «Душевое потребление материалов» рассматривается как вспомогательный показатель для анализа тенденций материалоемкости. Показатель служит в качестве косвенной характеристики промышленного за-

м м О S ^ X

О <

м ОЭ

s- О

м СГ ^ <

О

127

2/2006

м м О S ^ I

0 < ы оэ S- О

1 С^

м СГ ^ <

о

т

2/2006

грязнения, а также отражает уровень экономического развития и структуру экономики.

Показатель «душевое потребление всех видов энергии» включает производство, изменение запасов на конец года, импорт за вычетом экспорта. Показатель, с одной стороны, связан с экологическими показателями — изменение климата, качество воздуха, использование земли, с другой стороны, отражает экономический и социальный аспекты. Отмечается определенная сложность интерпретации данного показателя. Значение душевого энергопотребления в большой степени определяется социальными, экономическими, географическими факторами. Большее или меньшее значение душевого энергопотребления не обязательно свидетельствует о большей или меньшей устойчивости. Поэтому этот индикатор должен дополняться другими индикаторами экономического развития и использования энергии.

«Потребление возобновимой энергии как доля в общем энергопотреблении» отражает зависимость от исчер-паемых источников энергии и является хорошим индикатором устойчивости страны. Возобновимые источники энергии включают гидро-, геотермальную, атомную, солнечную, ветровую, приливную, биоэнергетику, использование промышленных и муниципальных отходов. Потребление энергии рассчитывается как первичное производство плюс изменение запасов, плюс импорт, минус экспорт.

В странах Европейского Союза также имеется научно-практический опыт в эколого-экономических иссле-

дованиях. При поддержке Европейской Комиссии были реализованы проекты GARPI и GARPII, TEPI, которые были выполнены ведущими специалистами в области экологической экономики (environmental economics) на основе европейских данных в 90-х гг. прошлого века. В рамках проекта TEPI была разработана Европейская система индикаторов давления на окружающую среду (The European System of Environmental Pressure Indices — ESEPI), отражавшая следующие три момента:

■ негативные изменения в окружающей среде;

■ социальный отклик на имеющие место изменения, выражающийся через экологическую, общеэкономическую и секторальную политику, или отсутствие такого отклика;

■ возможность понизить (или увеличить) нагрузку на окружающую среду с учетом социального отклика.

Описание воздействия антропогенной деятельности на окружающую среду требует построения 50-100 показателей в соответствии с десятью областями, соответствующими специальным темам пятой программы действий по окружающей среде. В качестве основных «тематических» направлений для построения показателей были взяты следующие:

■ выбросы в воздух,

■ истощение ресурсов,

■ изменения климата,

■ токсичность,

■ уменьшение биоразнообразия,

■ урбанизация, шумовое загрязнение и запахи,

■ морские и прибрежные зоны,

■ отходы,

■ озоновый слой,

■ загрязнение воды и водные ресурсы.

Индикаторы воздействия описывают антропогенную деятельность, вредную для окружающей среды. В каждой из десяти приоритетных тем соответствуют шесть наиболее важных индикаторов.

Работы по разработке системы индикаторов устойчивого развития ведутся и на страновом уровне. В США была создана специальная правительственная группа, включающая специалистов из нескольких ведомств. Первая пробная система из 40 показателей, характеризующих степень устойчивости развития страны на макроуровне, была совместно разработана Министерством энергетики, Министерством городского строительства, Министерством сельского хозяйства, Управлением геологических и биологических ресурсов Министерства внутренних дел, Агентством по охране окружающей среды, Советом по устойчивому развитию при Президенте и другими (Sustainable Development in the United States).

Система включает три типа показателей: экономические, экологические и социальные. Показатели подобраны так, чтобы дать характеристику долгосрочных результатов развития, краткосрочных результатов и происходящих процессов. Показатели долгосрочного развития измеряют состояние запасов, мощностей, которые переходят будущим поколениям. Это основной капитал, экосистемы, население и др. Первая группа показателей наиболее важна для оценки влияния текущих действий на благосостоя-

ние будущих поколений. Показатели краткосрочного развития характеризуют улучшение или ухудшение сегодняшних условий — ВВП, качество воздуха и др. Третья группа показателей отражает процессы и движущие силы, которые определяют и долгосрочные, и текущие результаты. Это инвестиции в научные исследования, изменение выбросов парниковых газов и др.

Для отбора наиболее представительных индикаторов были определены основные и дополнительные критерии. По основным критериям были отобраны 400 показателей. Отбор показателей по дополнительным критериям сократил их число до 40. Выделено 14 экономических и экологических проблем, по каждой из которых выбраны наиболее представительные индикаторы. Сами авторы пробной системы индикаторов США считают, что она не дает однозначного ответа об устойчивости развития, но является средством для изучения наиболее важных факторов устойчивого развития. По результатам анализа индикаторы разделены на три группы: положительное значение для устойчивого развития, отрицательное и смешанное или неопределенное. Авторы доклада исходили из равного веса каждого индикатора и равной значимости трех групп индикаторов: экономической, экологической и социальной. В дальнейшем предполагается ввести веса в зависимости от агреги-рованности индикатора и его значимости для долгосрочного развития. Также в рамках доклада наименее разработанной была проблема потребления материалов и энергии, изучением которой занималась другая межведом-

м м О S ^ X О < м оэ

s- О X с^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

м СГ ^ <

О

m

2/2006

м м О S ^ X О < ы оэ S- О X С^

м СГ ^ <

о

130

2/2006

ственная рабочая группа по изучению промышленной экологии, потокам материалов и энергии. Данная группа подготовила доклад «Промышленная экология: потоки энергии и материалов в США» (Industrial Ecology. Material and Energy Flows, 2000). В докладе исследуются материальные потоки на глобальном и национальном уровнях. Изучаются потоки основных наименований продукции и потоки между ключевыми отраслями промышленности. Исследуются стратегии сокращения материалоемкости производства, включая механизмы и инструменты уменьшения потоков материалов.

В Великобритании была разработана система индикаторов устойчивого развития. Каждый из индикаторов отражает конкретные цели, которые зафиксированы в Стратегии устойчивого развития Великобритании. Система индикаторов устойчивого развития включает 14 базовых индикаторов, с помощью которых можно показать основные тенденции и 150 национальных индикаторов. Система базовых индикаторов сгруппирована по 4 темам, которые соответствуют целям стратегии устойчивого развития Великобритании.

1. Поддержание высокого и стабильного уровня экономического роста и занятости.

2. Социальный прогресс для удовлетворения потребностей каждого.

3. Эффективная охрана окружающей среды. В эту группу включаются следующие индикаторы:

■ эмиссия парниковых газов;

■ количество дней, когда загрязнение воздуха умеренное или высокое;

■ дорожное движение;

■ реки с хорошим или удовлетворительным качеством воды;

■ новые дома, построенные на ранее используемой земле.

4. Бережное использование природных ресурсов. К этой группе относится индикатор производства и управления отходами. Небазовые индикаторы для Великобритании сгруппированы по 5 крупным блокам. Общее количество небазовых индикаторов — 135, они объединены в 18 подгрупп.

Для стран СНГ крупнейшим проектом по разработке индикаторов устойчивого развития, насколько известно автору, стал проект «Тестирование индикаторов устойчивого развития Аральского моря», выполненный в рамках проекта ПРООН «Развитие потенциала бассейна Аральского моря». Были разработаны «Рекомендации национальным правительствам и региональным структурам стран Центральной Азии по оценке устойчивости земле- и водопользования». Было предложено использовать систему ключевых индикаторов по земле- и водопользованию, состоящих из пяти показателей:

■ ежегодный забор подземных и поверхностных вод в % от запасов;

■ внутреннее потребление воды на душу населения;

■ процент ирригации пахотных земель;

■ пахотные земли на душу населения;

■ темп прироста населения. Ценность этих показателей заключается в том, что они обладают большой информативностью, так как

могут быть пересчитаны и сопоставлены с граничными условиями — физиологическими потребностями человека. Вне анализа, однако, остался вопрос соотношения устойчивости и эффективности. Специфика и достоинства Среднеазиатского проекта тестирования показателей устойчивости состоят в его привязке к бассейну Аральского моря. Так как Центральная Азия является примером постепенной потери устойчивости экосистемы и отсутствия регулярного мониторинга показателей устойчивого развития.

Однако большинство систем индикаторов устойчивого развития состоит из большого числа показателей, что делает информацию трудной для восприятия, а также далеко не все предлагаемые показатели возможно однозначно количественно оценить, из-за недостаточности статистической базы. Следовательно, практически ни одна система индикаторов в полном объеме не удовлетворяет требованиям «Повестки дня на XXI век». Поэтому целесообразным представляется составление систем базовых индикаторов, приемлемых для целей конкретных исследований на основе разработок международных организаций, так как, на наш взгляд, данные статистические показатели отличаются наибольшей степенью объективности.

Системы «базовых индикаторов» (headline or core indicators) получили широкое распространение в последнее время среди международных организаций и некоторых стран при разработке систем индикаторов. Так, Комиссия по устойчивому развитию

ООН сократила более чем в 2 раза число первоначально предлагаемых свыше 130 показателей в 2001 г. (Indicators of Sustainable Development:Framework and Methodologies. Background Paper no. 3. United Nation Commission on Sustainable Development, 2001). ОЭСР предлагается 10 базовых экологических индикаторов, Европейским Союзом — 11 индикаторов.

В странах СНГ необходимость «экономической практичности» индикаторов во многом связана со своеобразной «деэкологизацией» и «де-социальностью» как структур власти, так и самого общества в 1990-е гг. В условиях огромного спада производства, падения его эффективности и конкурентоспособности, роста внутреннего и внешнего долга, нарастания социальных проблем внимание к охране окружающей среде и социальной политике свелось к минимуму. Для исполнительных и законодательных структур власти экологические и социальные проблемы отошли на второй план. Отражением этой ситуации явилось постоянное уменьшение роли влияния экологических и социальных структур в правительствах стран СНГ. Для населения задачи охраны природы также отступили на второй план в связи с приоритетом самых насущных проблем.

В связи с этим целесообразно давать экономическую окраску для экологических и социальных проблем или сочетать экологические, социальные и экономические аспекты: решение экологических и социальных проблем должно приносить обществу экономические результаты. Это в какой-то степени аналог политики «двойного вы-

м м О S ^ I

0 < м оэ

s- О

1 с^

м СГ ^ <

о

131

2/2006

игрыша» (win-win policy), когда решение экономических проблем дает большой экологический и социальный эффект. Тем самым для России и стран постсоветского пространства целесообразны социально-эколого-экономи-ческие индикаторы, которые имеют ясный экономический смысл и использование которых позволит понять тенденции в развитии экологической ситуации4.

Таким образом, для оценки тенденций развития на национальных уровнях необходима система базовых индикаторов, отражающих совокупность экономических, социальных и экологических изменений. Система должна включать обозримый перечень индикаторов, наиболее полно характеризующих ключевые проблемы устойчивого развития страны и соответствующих международным требованиям, а также основываться на доступных и достоверных источниках информации. Система индикаторов должна состоять из трех блоков: экологические, социальные и

экономические проблемы. Каждый раздел должен включать одинаковое число показателей, и, как уже говорилось ранее, каждый раздел должен иметь одинаковую значимость, ведь только комплексный и системный подход позволят приблизиться к реализации концепции устойчивого развития.

Данные, отражаемые системой индикаторов, должны представляться в доступной для понимания и удобной для анализа форме, на основе которых и должны приниматься управленческие решения. Также система индикаторов устойчивого развития должна позволять проводить анализ принимаемых решений на их соответствие концепции устойчивого развития. Невыполнение этих условий может привести к оторванности управленческих решений от пути устойчивого развития, как следствие, к выбору ложного пути развития, а следовательно, привести к катастрофе и поставить под угрозу выживание современного общества.

м м О S ^ I

0 < ы оэ S- О

1 С^

м СГ ^ <

о

Индикаторы устойчивого развития России... С. 123.

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.