УДК 316.342.2-053.6(470+571)
https ://doi.org/10.24158/tipor.2018.5.4
Святкина Анастасия Аркадьевна
Svyatkina Anastasia Arkadyevna
аспирант Кубанского государственного аграрного университета
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАССОВОГО СОЗНАНИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
PhD student, Kuban State Agrarian University
METHODOLOGICAL ISSUES OF DEVELOPING THE CLASS CONSCIOUSNESS OF THE RUSSIAN YOUTH
Аннотация:
В статье рассматривается формирование сознания молодежи как основного элемента в системе развития общества и государства. Определено место человека в системе классовой организации производственного хозяйства. Обозначено, что многообразие рыночных отношений усиливает гибкость классов. Детально охарактеризована классовая структура современного российского общества. Сделан акцент на том, что основой классового деления в постиндустриальном обществе выступают образованность людей, обладание знаниями (по В.П. Иноземцеву). Особое внимание отведено описанию такой категории, как новый средний класс, расширение которого является следствием информационной революции. Представителями названного класса являются в основном работники интеллектуального труда, делающие ставку не на экономические, а на человеческие ресурсы (культурный потенциал, знания, навыки). Выявлены факторы, объективно актуализирующие классовую проблематику среди российской молодежи, что приводит к усилению антагонистичной стороны классового мышления. В заключение обозначены высокая роль нового среднего класса для будущего развития страны, возможность конструктивного использования потенциала молодежных групп, склонных к восприятию патриотичных установок, для стабилизации ситуации и развития российского общества.
Ключевые слова:
молодежь, социальный слой, социальная группа, новый средний класс, классовое мышление, информационная революция, постиндустриальное общество, государство, общество, сознание, ценности, знания.
Summary:
The study deals with the development of youth consciousness as a key element in the system of society and state advancement. The place of a person is determined in the system of the class organization of productive business. The research notes that the diversified market relations make the classes more flexible. The class structure of contemporary Russian society is considered. The paper emphasizes that social class division in the post-industrial society is based on the educational level and knowledge of people (according to V.L. Inozemtsev). The focus is on such category as the new middle class; its extension is a consequence of the information revolution. This class is mainly represented by intellectuals relying on human resources rather than economic ones (cultural capacity, knowledge, skills). The author identifies factors updating class problems among the Russian youth which lead to the antagonistic aspect of class thinking. It is concluded that the new middle class plays the prominent role in the country's future development. It is possible to use constructively the capacity of youth groups tending to perceive patriotic attitude in order to stabilize the situation and develop Russian society.
Keywords:
youth, social stratum, social group, new middle class, class thinking, information revolution, post-industrial society, state, society, consciousness, values, knowledge.
В начале XXI в. человечество столкнулось с угрозой самоуничтожения. При этом каждое ее проявление (экономическое, экологическое, этническое, военное и т. д.) негативно отражается на всех жителях планеты.
Потребности индивидуума как биосоциодуховного существа определены его природой, при этом путь к их удовлетворению находится преимущественно в социальной сфере. На протяжении всей жизни человек имеет различные взаимоотношения с другими людьми, однако в части удовлетворения своих потребностей он состоит с ними в производственных отношениях. Место человека в системе общественной организации производственного хозяйства определяет его трудовую деятельность, уровень дохода для обеспечения себя и своей семьи, возможность получения образования, доступ к культурному просвещению и т. д.
В условиях всемирного перехода общества в постиндустриальную эпоху происходят трансформация в содержании классовых признаков, расслоение классовых общностей на разнообразные группы и слои, объединение преобразованных групп в новые классовые образования.
Рыночные преобразования российского социума неизбежно трансформировали социально-классовые отношения. Так, в конце XX в. в СССР доля доходов от оплаты труда составляла около 75 % от всех доходов населения, от собственности - 1 %, от предпринимательской
деятельности - 9 %, а уже в начале XXI в. в России аналогичные показатели были равны 67,5, 10 и 15 % соответственно [1].
Образование многоукладной экономики и невероятно быстрое развитие информационно-коммуникативных систем (информационная революция) повлекли за собой возникновение новых способов промышленного хозяйствования и, как следствие, распределение занятого трудоспособного населения по величине и формам собственности. Растущее многообразие рыночных отношений усиливает гибкость классов. Экономист и апологет постиндустриализма В.Л. Иноземцев в своих трудах отмечает, что основой классового деления в постиндустриальном обществе является образованность людей, обладание знаниями [2]. Социологами констатируется утверждение в современном социальном мире, где усиливается влияние постиндустриальных тенденций, так называемого нового среднего класса, представленного в основном работниками интеллектуального труда. В отличие от традиционного среднего класса (мелкие собственники) новый средний класс делает ставку не на экономические ресурсы, превращаемые в капитал, а на человеческие (культурный потенциал, знания, навыки). Сюда относят те группы работников, рост количества которых является следствием информационной революции.
Большинство научных деятелей разделяют постиндустриальное общество с помощью системной методологии на три класса: высший (правящая элита), низший (производственные и непроизводственные работники) и средний класс.
Правящий (высший) класс, как и другие классы современного российского общества, имеет неоднородную, многослойную подструктуру. Его основные характеристики следующие: владение существенным количеством национального богатства и капитала; сверхвысокие прибыли; основные позиции в разных сферах общественной жизнедеятельности, относящиеся к управлению и контролю рабочей силы, инвестиций и средств производства и т. д.; владение наиболее широким потенциалом по сравнению с другим населением в получении профессиональной подготовки и образования; ведение соответствующего образа жизни исходя из политических, этнических и других предпочтений [3].
Определяя общие признаки высшего класса, ученые указывают, что он владеет экономической мощью, его существование тесно взаимосвязано с рынком, он - свободный и безыдейный [4].
К общим характеристикам социальных групп и слоев, формирующих низший класс, можно отнести следующие: отсутствие собственности или частичное (ограниченное) владение; преобладание неквалифицированного и физического труда, который не требует существенных интеллектуальных затрат; низкий уровень доходов; приоритетная занятость в сфере услуг и материального производства; низкая избирательная активность и аполитичность, слабая представленность во властных структурах; низкий доступ к информационным ресурсам; средний или низкий образовательный и квалификационный уровни.
При этом, несмотря на сложную экономическую ситуацию, в российском обществе осуществляются позитивные изменения, которые связаны с низшим классом. Увеличивается потребность в людях, имеющих рабочие специальности, происходит переквалификация кадров, повышается уровень образования и квалификации.
Чтобы «излечить общество от болезни, именуемой бедностью», требуются радикальные изменения самой общественной структуры, что является вопросом государственной политики [5].
Современный российский средний класс сложно организован. Он включает в себя немалое количество социальных слоев и групп. Наконец, имеется группа уже упомянутого нового среднего класса, появление которого во многом обусловлено процессом формирования постиндустриального общества, развитием высоких научных технологий и их применением во всех сферах жизнедеятельности общества (1Т-специалисты, менеджеры) [6]. В структуре этого класса преобладают представители молодежи.
Как показало время, средний класс имеет свойство меняться, подстраиваясь под современную экономику, политические взгляды и культурную ситуацию.
Профессиональные характеристики среднего класса меняются. Так, сокращается доля работников науки и культуры, а также различных видов бизнеса, промышленности, торговли, строительства и др.
Если рассматривать по специальностям, то к среднему классу чаще всего относятся:
- менеджеры среднего и высшего звена,
- чиновники, государственные служащие в старших офицерских рангах и выше,
- 1Т-специалисты,
- владельцы малого и среднего бизнеса,
- врачи специализаций с большим спросом,
- преподаватели по предметам с большим спросом.
Современные реалии заставляют ориентироваться на технический прогресс. Переход к постиндустриальному обществу, безусловно, влечет за собой автоматизацию во всех сферах труда, и, как следствие, многие рабочие профессии постепенно становятся невостребованными.
Как показывает динамика изменения среднего класса, все большую долю в нем занимают специалисты, имеющие отношение к современным информационным системам. Это IT-специалисты, программисты, 3D-дизайнеры и т. д.
Динамично развивается сфера финансов, в частности торговля на мировых биржах. Все больше молодых людей попадают в средний класс благодаря торговле на финансовых рынках мира.
Новый средний класс также заметно молодеет. Только в России в год появляется минимум 20-30 молодых миллионеров в возрасте до 30 лет.
Одними из главных ограничителей, которые мешают людям попасть в средний класс, являются социальные и профессиональные характеристики. Не работает следующий принцип: человек получает образование, которое обеспечивает ему соответствующее рабочее место и соответствующий доход. Попасть в средний класс стало намного сложнее, и это ограничение пока не удается преодолеть.
«Принадлежность человека к среднему классу с вероятностью 49 % определена статусом его родителей, уверены ученые. В половине случаев дети успешных людей также повторили судьбу родителей: они получили хорошее образование и смогли построить карьеру, часто они шли по стопам родителей. Даже те, кто занял должности ниже, чем у родителей, смогли сохранить место в среднем классе.
Около 40 % представителей среднего класса, которые приняли участие в опросе [Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ], превзошли по должностному статусу своих родителей. В 37 % случаев дети занимали такие же должности, как их родители» [7].
Активная жизненная позиция, желания и устремления молодых людей могут позволить им стать главным звеном среднего класса [8].
Ряд внутренних условий объективно усиливает классовую проблематику среди молодежи. Незавершенный характер формирования постиндустриального общества, пока не преодоленный характер периферийной экономики способствуют поляризационным тенденциям социального расслоения. В российской социальной действительности мало условий для воплощения принципа равенства шансов, что довольно долгое время являлось сильной стороной западного общества. Реализации этого принципа серьезно препятствуют российские традиционные особенности - речь идет о степени значения семейных, родственных связей. Все это отражается на классовом мышлении, усиливая его антагонистичную сторону.
Вместе с тем особенностью молодежного сознания является склонность к восприятию патриотичных установок, которые в современных условиях геополитического обострения с Западом могут вывести на приоритетные позиции национальную проблематику. Для конструктивного использования потенциала молодежных групп в российском обществе необходим комплекс мер социального значения, направленных на снижение остроты социально-классовых противоречий, и ряд воспитательных шагов в национально-патриотическом духе.
Трансформации, происходящие внутри среднего класса, позволяют сделать вывод о глубокой мобильности и широкой адаптации населения в условиях меняющейся экономики, внедрения автоматизации на всех уровнях жизни. При этом новый средний класс является гарантом будущего страны, балансируя экономические, финансовые и идеологические векторы ее развития, формируя идеалы молодого поколения и создавая основы для стратегического развития страны.
Ссылки и примечания:
1. По данным Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru).
2. Иноземцев В.Л.: 1) Призыв к порядку // Свободная мысль. 2008. № 10. С. 57-70 ; 2) Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2000. 304 с.
3. Кумпен А.А. Классовая структура современного российского общества: социально-философский анализ : дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2010. 149 с.
4. Рывкина Р.В. Драма перемен. М., 2001. 472 с.
5. Bruner J.S. Poverty and Childhood // Oxford Review of Education. 1975. Vol. 1, no. 3. P. 31-50. https://doi.org/10.1080/0305498750010105.
6. Кумпен А.А. Указ. соч.
7. Двадцать лет реформ глазами россиян (опыт многолетних социологических замеров) [Электронный ресурс] : аналит. докл. // Институт социологии Российской академии наук : офиц. портал. М., 2011. URL: http://www.isras.ru/analytical_re-port_twenty_years_reforms.html (дата обращения: 11.05.2018).
8. Голиусова Ю.В. Молодежь среднего класса: миф или реальность // Вестник РУДН. 2008. № 3. С. 89-99.
References:
Bruner, JS 1975, 'Poverty and Childhood', Oxford Review of Education, Vol. 1, no. 3, pp. 31-50. https://doi.org/10.1080/0305498750010105.
Goliusova, YuV 2008, 'Youth of the middle class: myth or reality', Vestnik RUDN, No. 3, pp. 89-99, (in Russian).
Inozemtsev, VL 2000, Modern post-industrial society: nature, contradictions, prospects, manual, Moscow, 304 p., (in Russian).
Inozemtsev, VL 2008, 'A call to order', Svobodnaya mysl', No. 10, pp. 57-70, (in Russian).
Kumpen, AA 2010, Class structure of modern Russian society: social and philosophical analysis, PhD thesis, St. Petersburg, 149 p., (in Russian).
Ryvkina, RV 2001, The drama of change, Moscow, 472 p., (in Russian).
'Twenty years of reforms in views of Russians (the experience of longstanding sociological measurements): analytical report' 2011, Institut sotsiologii Rossiyskoy akademiinauk: ofits. portal, Moscow, viewed 11 May 2018, <http://www.isras.ru/analytical_re-port_twenty_years_reforms.html>, (in Russian).