Научная статья на тему 'Методологические принципы планирования качества в вузах'

Методологические принципы планирования качества в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ВУЗА / quality planning / system of quality management / principles of quality planning of high school management

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бадеева Елена Александровна

Статья посвящена исследованию принципов планирования качества вуза, предложена классификация методологических принципов планирования качества вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF QUALITY PLANNING OF HIGH SCHOOL MANAGEMENT

The article is devoted to principles of planning quality of the high school management, the classification of methodological.

Текст научной работы на тему «Методологические принципы планирования качества в вузах»

УДК 338.2

Е.А. Бадеева

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА В ВУЗАХ

Статья посвящена исследованию принципов планирования качества вуза, предложена классификация методологических принципов планирования качества вуза

Ключевые слова: планирование качества, система менеджмента качества, принципы планирования качества вуза

E.A. Badeyeva

METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF QUALITY PLANNING OF HIGH SCHOOL MANAGEMENT

The article is devoted to principles of planning quality of the high school management, the classification of methodological

Key words: quality planning, system of quality management, principles of quality planning of high school management

Современный этап модернизации и развития высшего образования в Российской Федерации характеризуется внедрением в систему управления учреждениями образования систем менеджмента качества (СМК). Важнейшей функцией СМК выступает планирование качества, интегрирующее все аспекты деятельности образовательного учреждения. Планирование качества в сфере высшего образования - это процесс менеджмента внутривузовской системы управления, связанного с разработкой стратегии развития системы, определением целей управления, разработкой путей реализации планов для достижения поставленных целей, с расчетом объема необходимых ресурсов и учетом ожиданий потребителей [1].

В экономической литературе вопросам планирования качества в вузах не уделяется достаточного внимания, в то время как с помощью процесса планирования качества достигается сбалансированность целей и потенциальных возможностей вуза, эффективное взаимодействие всех его подразделений. Планирование качества обеспечивает основу для всех управленческих решений вуза.

Эффективность планирования качества как функции управления СМК вуза и уменьшение возможности отрицательных результатов планирования во многом зависят от

того, какими принципами (руководящими правилами) руководствуются при формировании, обосновании, составлении и организации разработки плановых документов по качеству.

Предлагается авторский подход к классификации основных принципов планирования качества вуза, вытекающих из требований классической теории планирования, развития современной экономики и менеджмента качества, основанного на стандартах серии ИСО 9000. В таблице 1 приведены характеристики принципов планирования относительно процесса планирования качества в вузе и влияние этих принципов на составление планов по качеству.

Таблица 1 - Классификация методологических принципов планирования качества вуза

Наименова ние принципа Характеристика принципа относительно процесса планирования качества Влияние принципа на процедуру планирования и плановую документацию по качеству

Принципы, вытекающие из требований классической теории планирования

принцип единства Вуз является целостной системой, все его структурные подразделения должны развиваться в едином направлении. Единство предполагает общность целей и взаимодействие различных подразделений вуза на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления. Планы качества каждого структурного подразделения должны быть связаны с планами качества всего вуза. Принцип предусматривает разработку комплексного плана работы по качеству вуза, включая мероприятия по всем направлениям деятельности.

принцип участия Необходимо активное вовлечение всего персонала в процесс планирования, каждый сотрудник вуза становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемых им функциональных обязанностей. Личное участие персонала в процессе планирования приводит к тому, что планы вуза и его структурных подразделений становятся личными планами сотрудников.

принцип непрерывно сти Планирование должно осуществляться постоянно, непрерывно в рамках жизненного цикла оказываемых услуг и видов деятельности вуза. Непрерывность, предполагающая скользящий Разработанные планы качества вуза должны непрерывно приходить на смену друг другу. Требуются систематические пересмотр, корректировка, исправление и уточнение планов, как на длительную

характер планирования. Непрерывный перспективу, так и на более короткие

процесс планирования позволяет сроки из-за неопределенности

обеспечить постоянную внешней среды и наличия

вовлеченность сотрудников в непредусмотренных изменений.

плановую деятельность.

принцип гибкости Процесс планирования должен предусматривать постоянную адаптацию к изменениям среды функционирования вуза, обеспечивать возможность корректировки установленных показателей и координацию различных видов деятельности вуза. Планы качества следует составлять так, чтобы в них можно было вносить изменения, корректировки, увязывая их с меняющимися внутренними и внешними условиями среды. Планы должны содержать резервы, заложенные в показателях.

В планах качества конкретность и

принцип точности (конкретное ти) Планирование должно быть конкретизировано и детализировано в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности вуза. Планирование не должно ограничиваться определением общих целей и направлений деятельности. проработка деталей должны стать обязательными. Планы качества должны быть составлены с указанием значений показателей достижения целей, которые вуз ставил перед собой на планируемый период с учетом его положения на рынке образовательных услуг, финансового состояния и

других факторов.

Планирование в вузе должно иметь Все планы, созданные в вузе,

системный характер. Субъектами представляют собой не просто

планирования в вузе являются совокупность, набор документов, но

принцип отдельные подразделения. Концепция их взаимосвязанную систему.

холизма планирования «сразу всеми» состоит Интеграция плановой деятельности

(системност из двух частей: координации и предполагает, что в вузе существует

и) интеграции. Координация (по разнообразие относительно

горизонтали) плановой деятельности обособленных процессов

устанавливает, что деятельность ни планирования и частных планов

одной части вуза нельзя планировать подразделений, т.е. разнообразие

эффективно, если ее выполнять подсистем планирования, но каждая

независимо от остальных объектов, из подсистем действует, исходя из

возникшие проблемы необходимо общей стратегии, а каждый

решать совместно. отдельный план является частью

Интеграция (по вертикали) плана подразделения более высокого

определяет, что планирование, уровня и вуза в целом.

осуществляемое на каждом уровне, не Взаимосвязь и одновременность -

может быть эффективно без главные черты составления планов

взаимосвязи планов на всех уровнях. качества вуза и его структурных

подразделений.

Принципы, вытекающие из требований развития современной экономики

принцип необходимо сти планирован ия Создает важные преимущества для эффективной работы различных видов деятельности вуза. Повсеместное и обязательное применение планов качества при реализации различных видов деятельности.

Все этапы планирования должны быть

взаимосвязаны и согласованы. Взаимосвязь и отражение в плане

принцип Принимаемые плановые решения качества всех направлений

комплексно должны быть комплексными, финансово-хозяйственной

сти обеспечивая учет изменений, как в деятельности вуза и его структурных

отдельных объектах, так и в конечных подразделений.

результатах деятельности вуза.

Требуется разработка показателей

принцип Показателем планируемого эффекта планов качества вуза с учетом

эффективно должно быть превышение результатов обеспечения наибольшего

сти над затратами. экономического эффекта при наличии

ограниченных ресурсов.

принцип экономично сти Планирование должно достигать целей с максимальной эффективностью при минимальных затратах. Требуется разработка таких показателей планов качества, которые обеспечат максимум получаемого эффекта.

принцип Необходимо выбирать лучший Составление окончательного плана

оптимально вариант из нескольких возможных качества вуза и его структурных

сти альтернатив на всех стадиях планирования подразделений из множества возможных альтернатив.

принцип пропорцион альности Необходим сбалансированный учет ресурсов и возможностей вуза. Требуется разработка показателей планов качества с учетом сбалансированного учета ресурсов и возможностей вуза.

принцип научности Планирование должно осуществляться на научной основе, т.е. опираться на достоверную информацию, выполняться научно обоснованными методами. Необходимо применение новейших достижений науки и техники. Планы качества вуза и его структурных подразделений должны разрабатываться с использованием научно-обоснованных норм и нормативов видов ресурсов, анализа тенденций и прогнозов социальноэкономического развития общества.

принцип точности Всякий план должен составляться с такой степенью точности, которая совместима с внешними и внутренними условиями деятельности вуза. Планы качества должны быть конкретизированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности вуза.

принцип детализаци и Необходимо обеспечивать требуемую степень глубины планирования. Планы качества должны быть детализированы в той степени, которая обеспечивает достижение целей вуза

принцип простоты и ясности Соответствие уровню понимания разработчиков и пользователей плана качества вуза. Показатели планов качества должны быть просты и ясны для понимания и реализации

принцип оптимизаци и Использование передовых методов оптимизации в планировании видов деятельности вуза должно обеспечивать адаптацию к внешним условиям, возможность выбора альтернативы, разработки и реализации стратегии, удовлетворяющая его интересам. Результаты выполнения планов качества будут достигаться с максимальной экономией всех ресурсов. Критерием оптимальности является максимизация эффективности деятельности.

принцип Высокие требования к эффективности Все планы качества по видам

сбалансиро ванности планирования, предполагают прогнозирование в двух направлениях: в отношении соответствия плана имеющимся тенденциям рыночной конъюнктуры, и в отношении внутренних ресурсов вуза. деятельности и структурным подразделениям должны быть взаимоувязаны, а также согласованы с общими целями вуза. Прогнозные данные ложатся в основу комплексного плана деятельности вуза.

Принципы, вытекающие из требований менеджмента качества

ориентация на потребител я Вузы зависят от своих потребителей и поэтому должны планировать свою деятельность, ориентируясь на текущие и будущие запросы, выполнять их требования и стремиться превзойти ожидания. Планы качества, стратегия вуза и его структурных подразделений должны составляться с целью удовлетворения запросов настоящих и будущих потребителей.

лидерство руководите ля Высшее руководство должно планировать единство цели и направления видов деятельности вуза, создавая и поддерживая такую внутреннюю среду, при которой персонал может быть полностью вовлечен в решение плановых задач. Требует разработки стратегии и политики в области качества, которые должны быть согласованы и доведены руководителями до сведения персонала вуза.

вовлечение работников Плановая информация должна доводиться до сотрудников. Необходимо, чтобы они осознавали значимость и важность своей работы, способствуя тем самым достижению, как собственных целей, так и целей вуза. Личное участие персонала в процессе планирования приводит к тому, что планы вуза и его структурных подразделений становятся личными планами сотрудников.

процессный подход Важно установить взаимодействие всех процессов по всем направлениям деятельности вуза. Весь комплекс процессов следует рассматривать как единую систему. Все структурные подразделения вуза должны функционировать как одна команда, Принцип предусматривает разработку комплексного плана работы по качеству по процессам вуза, включая мероприятия по всем направлениям деятельности в рамках процессов.

имеющая общую цель.

системный подход к менеджмен ту Менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействует результативности и эффективности всех видов деятельности вуза при достижении целей. Планы качества каждого структурного подразделения должны быть связаны с планами качества всего вуза в целом.

постоянное улучшение Улучшение должно быть заложено в структуру и характер всех видов деятельности вуза, став долговременной целью каждого подразделения в отдельности и вуза в целом. Планы качества вуза и его структурных подразделений должны быть составлены на основе цикла улучшений Шухарта-Деминга, цикла PDCA.

принятие решений, основанное на фактах Эффективные управленческие решения по всем видам деятельности вуза основываются на анализе фактических данных и информации. При составлении планов качества необходимо учитывать достоверные факты, полученные в результате мониторинга и измерений процессов вуза.

взаимовыго дные отношения с поставщика ми Вузы и его поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности. Планы качества должны составляться с учетом мониторинга отношений, требований и ожиданий поставщиков вуза.

Принципы планирования качества определяют характер и содержание плановой деятельности в вузе. Реализация рассмотренных принципов в практику планирования всех видов деятельности вуза позволит устанавливать и уточнять цели и задачи развития вуза в связи с изменениями, происходящими во внешней и внутренней среде, определять минимальные ресурсы для их выполнения. Организация процесса планирования качества в вузе с внедрением и соблюдением указанных принципов создаст предпосылки для эффективной работы вуза, обеспечив уменьшение риска влияния негативных воздействий на качество предоставляемых образовательных услуг.

Список литературы

1. Бадеева, Е.А. Понятие планирования качества в сфере высшего профессионального образования // Актуальные проблемы управления экономикой: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции (20 декабря 2009 г.) - М.: Изд-во НОУ ВПО «Академия МНЭПУ», 2009. - 356 с., с. 142-147.

2. Голикова, Т.В. Планирование как важнейшая функция менеджмента // Проблемы современной экономики, № 1(29), 2009. [Электронный ресурс]. URL: http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=25498

3. Кобец, Е.А. Планирование на предприятии: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006, 128 с.

4. Видяпина, В.И. Бакалавр экономики (Хрестоматия) т.2 [Электронный ресурс]. URL: http://lib.vvsu.ru/books/Bakalavr02/page0203.asp

5. Гpибoв, В.Д. Сущность и принципы бизнес-планирования // Антикризисное и внешнее управление.- 2004.- №3.- с. 93-94.

6. Национальный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» (ISO 9000:2005 Quality management systems - Fundamentals and vocabulary (IDT)). Москва. Стандартинформ, 2009 // [Электронный ресурс]. URL: http://base1.gostedu.ru/55/55465/

Бадеева Елена Александровна

кандидат технических наук, доцент доцент кафедры «Бухгалтерский учет, налогообложение и аудит» ГОУ ВПО «Пензенский государственный университет»

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.