11 (314) - 2013
Наука каКоОсобый вид деятельности
УДК 001.8:330
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В НАУЧНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В. Н. ЕДРОНОВА,
доктор экономических наук, профессор кафедры компьютерных информационных систем
финансовых расчетов E-mail: v. n. edronova@mail. ru
А. О. ОВЧАРОВ,
доктор экономических наук, профессор кафедры компьютерных информационных систем
финансовых расчетов E-mail: anton19742006@yandex. ru Нижегородский государственный университет
имени Н. И. Лобачевского -Национальный исследовательский университет
В статье даны ответы на вопросы, какие методологические проблемы существуют в экономической науке, в чем заключается сущность системного подхода и какова его роль в исследовательской деятельности, как принципы системного подхода используются в экономических исследованиях, возможна ли фундаментальная типология экономических систем, каково значение междисциплинарных и комплексных подходов в научных исследованиях, какое место в современной науке занимает синергетика.
Ключевые слова: системный подход, типы экономических систем, комплексные научные исследования, синергетика.
Важную роль в успехе научного исследования играет определение подхода к решению проблемы. В каком ракурсе исследовать объект, с позиций каких представлений об объекте вести исследование, каких установок и принципов придерживаться, какие методы и приемы использовать - все это и со-
ставляет суть методологического подхода. Результат исследования зависит от того, насколько избранный исследователем подход окажется адекватным, т. е. способствующим успешной научной деятельности, достижению ее целей. Неадекватность подхода может быть обусловлена тем, что его пытаются применить к объектам, требующим иного подхода, т. е. подход должен быть адекватен природе самого объекта.
Изменение объекта познания в ходе эволюции науки повлекло за собой и изменение методологических подходов. В современной науке объектами анализа становятся сложные системы, характеризующиеся многоуровневой организацией, открытостью и историческим развитием. На первый план выдвигаются проблемно ориентированные формы исследовательской деятельности, системный, междисциплинарный и комплексный подходы.
Ключевым методологическим подходом в современной науке является системный подход.
Предпосылкой его проникновения в науку стал переход в начале XX в. к новому типу научных задач: в целом ряде областей науки центральное место начинают занимать проблемы организации и функционирования сложных объектов, границы и состав которых далеко не очевидны и требуют специального исследования в каждом отдельном случае. Научно-технический прогресс привел к тому, что необходимость в системном подходе возникала не только при решении сугубо научных задач, но и в их приложениях на практике. Во второй половине XX в. техника превратилась в технику сложных систем, где многообразные технические и другие средства стали тесно связаны с решением единой крупной задачи. Примером могут служить космические проекты, вычислительные системы и т. д., реализация которых без использования системного подхода была бы невозможной.
В социально-экономической сфере вместо локальных и отраслевых задач и принципов ведущую роль начинают играть крупные комплексные проблемы, требующие увязки экономических, социальных, организационных и иных аспектов общественной жизни. Здесь примером могут служить строительство моногородов, экологические проекты и т. д.
Кардинальное изменение типа научных и практических задач привело к появлению общенаучных и специально-научных концепций, для которых характерно использование в той или иной форме основных идей системного подхода. Например, в своем учении о биосфере и ноосфере В. И. Вернадский оперировал новым типом объектов - глобальными системами. В экономике принципы системного подхода получили распространение при организации планирования и оптимальном управлении, при анализе рыночных структур, описании функционирования предприятий, экономико-математическом моделировании.
Наряду с распространением принципов системного подхода на новые сферы науки и практики в середине XX в. начинается разработка самой методологии системного подхода. Это привело к построению общей теории систем, первая концепция которой и сам термин были предложены Л. фон Берталанфи. Он рассматривал систему как совокупность взаимозависимых элементов, причем развитие системы обусловлено изменениями составляющих ее элементов, а также различными внутренними и внешними факторами.
Современная общая теория систем - своеобразная метатеория, обобщающая выработанные
различными областями науки знания о системах и выступающая в качестве науки о системах любых типов.
Основными принципами системного подхода являются:
- целостность, т. е. система рассматривается как единое целое и в то же время как подсистема (элемент) для системы более высокого уровня;
- иерархичность строения, т. е. система включает множество (минимум два) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня;
- структуризация, т. е. способность анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной структуры, причем сам процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры;
- множественность описания, т. е. использование различных кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом;
- системность элементов, т. е. свойство каждого элемента обладать всеми признаками системы;
- изоморфизм, т. е. наличие полного (собственно изоморфизм) или частичного (гомоморфизм) соответствия структуры одной системы структуре другой, что позволяет моделировать ту или иную систему посредством другой, подобной ей в том или ином отношении1.
Согласно системному подходу любой достаточно сложный объект может быть представлен в виде системы (единства элементов и структуры). Практически в любой сфере деятельности люди имеют дело не с отдельными, изолированными объектами, а с их сложными, взаимосвязанными комплексами (системами). Системный подход ориентирует познание на обнаружение внутренних и внешних сторон материальных систем в их единстве, раскрытие связей системы с окружающей ее средой, взаимосвязей элементов и их функций, постижение формы и содержания системного объекта в их отношениях со структурой. Системный подход нацелен на воспроизведение сущности объекта, его интегративной основы, а также разнообразных проявлений сущности при взаимодействии объекта с другими объектами.
1 При этом данный принцип не исключает специфики строения и функционирования систем различных типов, он лишь подчеркивает наличие общих системных закономерностей.
Главное методологическое требование системного подхода - требование целостности рассмотрения объекта. Представление о целостности изучаемой системы является исходным пунктом любого системного исследования, оно руководит познанием от начала до конца. Принцип целостности предполагает рассмотрение объекта с двух позиций:
- в соотнесении объекта как системного целого со средой, внешним окружением;
- путем внутреннего расчленения самой системы с выделением ее элементов, свойств, функций и их места в рамках целого.
Свойства целого понимаются с учетом свойств элементов, и наоборот. До появления системного подхода процесс познания целого мыслился как простое суммирование знаний о частях. Естественным и единственно возможным направлением научного исследования считалось движение от частей к целому. Однако, когда в науке о себе заявила идея системности, господствовавшему ранее направлению исследования (от частей к целому) был противопоставлен другой: нельзя понять части, не опираясь на некоторое знание о целом. Утверждение системных представлений сделало привычным ход исследований от целого к частям.
Представление о целостности системы конкретизируется через анализ системообразующих связей -связей корреляции, т. е. соответствия. Структура любой системы опирается на корреляционные связи между ее элементами. Гармонически согласованные действия элементов являются необходимым условием существования системы. Частными проявлениями корреляционной связи являются координация и субординация, а также все виды функциональных зависимостей.
Корреляционные связи - связи между сосуществующими элементами системы. Здесь наблюдается отличие отношений системности от отношений детерминации, при которых между явлениями существует временная последовательность, отношение порождения. Системные отношения (связи корреляции) обеспечивают стабильность, устойчивость системы, тогда как причинные отношения (генетические связи) лежат в основе изменений, развития систем. Корреляция не порождает нового явления, но определенным образом обусловливает как состояние системы, так и ее развитие. Причинность и системность объединяют большую часть всех известных на сегодня типов связей.
Системный подход нацелен на познание объекта так, как он существует в данный момент времени,
в отвлечении от его истории. И это вполне законный прием познания. Но такое отвлечение является временным, поскольку для всестороннего познания необходим выход за пределы данного состояния объекта и выявление его истории.
Следует отметить, что системный анализ используется как в естественных, так и социальных науках. Понятие «система» и принципы системного подхода на рассмотрение общества перенес американский социолог Т. Парсонс, автор книги «Социальная система». Он представил общество как взаимодействие четырех подсистем (экономической, политической, социальной и духовной), выполняющих соответствующие функции.
Большинство авторов под экономической системой понимают совокупность взаимосвязанных социально-экономических элементов (характер собственности, особенности производства, степень регулирования и т. д.), образующих определенную экономическую структуру (экономический строй) общества. И в этом контексте принято выделять следующие три типа экономических систем.
Первый тип - традиционная экономическая система. Такая система основана на традициях, передающихся от поколения к поколению. Эти традиции определяют характер производства товаров и услуг, их количество, группы потребителей, специфику регулирования экономических отношений. Перечень благ, технологии производства, распределение и потребление базируются не на рыночных принципах, а на укладе данной страны. Экономическая роль членов общества определяется наследственностью и кастовой принадлежностью.
Очевидно, что такой тип экономики сохранился во многих слаборазвитых странах (Буркина-Фасо, Бангладеш, Афганистан и др.) с низким уровнем и качеством жизни (объем ВВП на душу населения не превышает 400 долл. в год). Экономика таких стран представлена в основном сельским хозяйством, масштаб которого, как правило, недостаточен для обеспечения прожиточного минимума для большинства населения.
Отличительными чертами традиционной экономической системы являются:
- низкий уровень развития науки, техники и технологий производства товаров и услуг, неразвитость современных институтов;
- изолированность экономики от внешней среды (замкнутая экономическая система);
- большая доля ручного труда во всех отраслях экономики;
- значительная роль государства в регулировании экономики при одновременной неразвитости предпринимательства, в том числе и малого, при постоянном увеличении масштабов деятельности крупных компаний;
- ориентация в организации и управлении экономикой на традиции и обычаи.
Второй тип - командная (административно-командная) экономическая система. Данная система основана на государственной собственности практически на все экономические ресурсы, на монополизации и бюрократизации экономики, централизованном планировании. Государство берет на себя все функции управления экономикой. Государственные органы власти осуществляют непосредственное управление всеми предприятиями, что практически полностью исключает самостоятельность хозяйствующих субъектов, стремление к получению прибыли. Кроме того, государство руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных (командных) методов, что также подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.
Отличительными чертами командной экономической системы являются:
- монополия государственной собственности;
- диспропорции в народном хозяйстве, т. е. преобладание материального производства (особенно военно-промышленного комплекса) над сферой
услуг;
- директивное планирование и управление как основное содержание экономических процессов;
- идеологизация экономики, подчиненность экономической системы политическим установкам.
Примерами стран, где существует данный тип экономической системы, являются Куба и Северная Корея (классический пример из истории - экономика СССР).
Третий тип - рыночная экономическая система. Данный тип основан на либеральной идеологии, предполагающей гражданские свободы человека, развитие его предпринимательских талантов, конкуренцию, ограниченное вмешательство государства в экономические процессы.
Отличительными чертами рыночной экономической системы являются:
- многообразие форм собственности, среди которых ведущее место занимает частная собственность;
- использование разных рыночных механизмов (спрос, предложение, цены, налоги и т. д.) для координации экономической деятельности;
- рыночная свобода хозяйствующих субъектов, их экономическая и юридическая самостоятельность и ответственность, единая институциональная и правовая среда;
- высокая доля сферы услуг, малого и среднего предпринимательства в экономическом производстве и потреблении;
- информатизация, интеграция и глобализация хозяйственной деятельности;
- повышенное внимание к проблемам окружающей среды и развитию человеческого потенциала. Следует отметить, что в учебниках по экономической теории рынок рассматривается в разных видах. С позиций системного похода эти виды являются элементами (подсистемами) рыночной экономической системы как своего рода мегасистемы. Речь идет о таких подсистемах, как совершенная конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия, монопсония и т. д. Например, монопсония - это такой тип экономической системы, при которой единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объем продаж. Классическим примером монопсонии является рынок труда, на котором существуют множество работников и только одно предприятие - покупатель рабочей силы.
Сегодня нельзя говорить о наличии в чистом виде конкретного типа экономической системы. Очевидно, что любой тип представляет собой скорее абстракцию (модель), нежели описание реально существующих объектов. В большинстве случаев существует смешанная экономика, а значит, и смешанная экономическая система, сочетающая элементы всех трех видов. В смешанной экономической системе и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ. Частный бизнес имеет экономическую свободу, в полной мере использует все рыночные институты, а государство осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную (налоговую) и другие виды экономической политики.
Выделение трех типов экономических систем отражает макроэкономический подход к содержа-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>ЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4
23
нию этого понятия. При этом в литературе встречаются и другие трактовки экономической системы, применимые на разных уровнях экономического анализа. Обобщив большой массив источников, Е. А. Ерохина выделила четыре основных подхода к определению экономической системы:
- как совокупность экономических субъектов;
- как упорядоченная система связи между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ;
- как система производства, распределения, обмена и потребления;
- как совокупность экономических процессов, которые связаны с распределением ограниченных ресурсов.
Национальная экономика, по мнению Е. А. Еро-хиной, является специфической экономической системой, поскольку ей присущи как общесистемные, так и специфические черты. К общесистемным свойствам относятся целостность, иерархичность и интегративность. Например, целостность национальной экономики проявляется в том, что изменение структуры, связей и поведения любого экономического субъекта оказывает воздействие на все другие экономические субъекты и изменяет систему в целом. К особенным свойствам относятся динамичность и стохастичность национальной экономики, а также нечеткость границ, связанная с тем, что один и тот же экономический субъект может одновременно принимать участие в различных процессах самоорганизации экономики. Он может быть элементом самоорганизующейся системы и окружающей среды одновременно.
Развитие системного подхода к экономическим процессам предполагает осуществление декомпозиции экономики, т. е. выделение ее подсистем и изучение их связей (бюрократических, рыночных, этических и др.). Важное место в исследовании экономики как системы занимают проблемы ее среды, определение целей, функций и эффективности, а также различные аспекты самоорганизации.
Следует обратить внимание еще на один вариант системного подхода в экономических исследованиях, представленный в работах Г. Б. Клейнера. Он впервые предложил базисную фундаментальную типологию экономических систем, опирающуюся на взаимодействие систем с двумя характеристиками окружающей среды - пространством и временем. Такой подход противопоставлен традиционной общей теории систем, в рамках которой акцент
делался, как уже отмечалось, на рассмотрении системы как множества взаимосвязанных элементов, что позволяло рассматривать внутреннюю (эндогенную) природу системы. С позиций «новой системности» система воспринимается как фрагмент реальности, обладающий свойством целостности, что предполагает анализ ее связей с окружающей средой (экзогенное восприятие системы). Исходя из этого, под системой следует понимать относительно устойчивую, т. е. способную сохранять основные характеристики при определенном круге внешних воздействий, и целостную часть системосодержа-щего пространства, выделяемую исследователем (наблюдателем) при помощи одного или нескольких системообразующих признаков. В этом определении используются две важные с точки зрения системного подхода категории.
Во-первых, системосодержащее пространство -обширная сфера явлений или предметов, для которых установлены четкие критерии различения от других предметов или явлений. Самый простой пример - это геометрическое пространство, содержащее материальные объекты, имеющие четкие границы, расположение и временной период функционирования. Однако возможно выделение и функционального пространства, образуемого не самими предметами или явлениями, а их функциями, т. е. способами взаимодействия с другими предметами или явлениями.
Во-вторых, системообразующий признак -способ задания определенной части системообразующего пространства. Он может быть пространственным и функциональным. Например, если в качестве системы рассматривать предприятие, то оно может выделяться как промышленное, сельскохозяйственное, туристское и т. д. (функциональный признак), а может - как предприятие, расположенное в конкретном районе, регионе, стране (пространственный признак).
Базовая типология экономических систем построена Г. Б. Клейнером с учетом таких фундаментальных характеристик системы, как ее расположение в пространственно-временном континууме. Системы могут иметь фиксированные, определенные пространственные и временные границы или не иметь таковых. Для разных систем степень неопределенности границ, отделяющих систему от окружающего мира, может быть различной. Если в качестве основания для базовой типологии экономических систем взять признаки ограничен-
ности/неограниченности2 систем в пространстве и времени, то можно выделить четыре базисных типа систем: объектные, процессные, средовые и проектные.
Объектные системы - системы, для которых характерна ограниченность занимаемой ими в пространстве области и неограниченность периода существования. К системам объектного типа можно отнести индивидуальное предпринимательство, предприятия, кластеры, регионы, страны, мировую экономику в целом. Именно такие экономические системы, имеющие локализацию в пространстве и существующие конечное, но не ограничиваемое априорно время, являются традиционным предметом анализа в экономической науке.
Если воспользоваться популярной у современных ученых иерархией уровней экономики и применить ее к данному типу систем, то предприятия будут относиться к объектным системам микроуровня. Мезоуровень будет представлен региональными комплексами (кластерами), а макроуровень будет соответствовать какой-либо конкретной отрасли (например промышленность как макроэкономическая объектная система). Индивидуальные предприниматели, а также работники предприятий как участники процессов производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг образуют наноуровень объектных экономических систем. И, наконец, в условиях глобализации функционируют системы мегауровня - уровня мировой экономики.
В экономических исследованиях предприятие часто фигурирует как типовая экономическая система. Внутреннюю системную структуру предприятия Г. Б. Клейнер рассматривает в виде семи подсистем, каждая из которых реализует определенный круг видов деятельности, выполняет специфические функции.
Первая подсистема (ментальная) охватывает все виды мыслительной деятельности работников (логические и интуитивные, понятийные и образные), особенности их мировосприятия, духовного настроя и интерпретации информации, стиля мышления и т. п. В результате функционирования данной подсистемы происходит осмысление работ-
2 При этом автор всегда подчеркивает, что неограниченность (нелокализованность) системы во времени или пространстве не означает, что система существует изначально и навсегда и занимает все пространство. Речь идет об отсутствии априорных временных и пространственных ограничений ее существования. Другими словами, срок жизни системы и точные пространственные границы изначально неизвестны.
никами и менеджментом разнообразных явлений, протекающих в рамках предприятия, формируются устойчивые ментальные конструкции (модели), которые используются в мыслительных процессах лицами, принимающими участие в деятельности или управлении данным предприятием.
Вторая подсистема (культурная) охватывает ценностно-мотивационные аспекты отношения к труду, межсубъектных отношений, взаимодействия и координации внутрифирменной деятельности. Результатом ее функционирования является оценка значимости поступающей информации и важности явлений, затрагивающих предприятие, а также формирование корпоративной этики, навыков совместной деятельности, образцов поведения, традиций и т. п.
Третья подсистема (институциональная) охватывает микроинституты, действующие внутри предприятия: формальные и неформальные нормы, правила, традиции, в том числе традиции, отображающие видение работниками своего предприятия и его подразделений, традиции взаимоотношений руководства и работников, традиции формирования отношений в системе «человек - машина» (эргономические институты) и т. д.
Четвертая подсистема (когнитивная) включает механизмы познания (отбор, обработку, хранение, приращение информации о внешней и внутренней среде предприятия). Ее результат - это корпоративные знания, сосредоточенные в организации, но распределенные между отдельными лицами, группами, коллективами, а также новые или модифицированные механизмы познания, функционирующие на предприятии. Подсистема обеспечивает не только получение, но и использование знаний на предприятии.
Пятая подсистема (имущественно-технологическая) включает организационно-управленческие и технико-экономические механизмы, функционирующие на предприятии. В рамках этой подсистемы осуществляется непосредственное производство продукции или оказание услуг.
Шестая подсистема (имитационная) состоит из поведенческих образцов, заимствованных из истории функционирования других предприятий. В рамках данной подсистемы эти образцы исследуются и становятся объектами имитации (подражания) на предприятии.
Седьмая подсистема (историческая) включает опыт функционирования предприятия, информацию
о событиях, происходивших на предприятии или за его пределами. Этот опыт фиксируется в документах, в памяти работников и является важной частью интеллектуального пространства предприятия.
Перечисленные подсистемы имеются в составе любого предприятия - от небольшой фирмы до промышленного гиганта, но их пропорции могут меняться в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия, его размеров, избираемой стратегии и т. д. Наиболее специфичной является историческая подсистема, так как она отражает особенности развития данного предприятия. Наименее специфичной является ментальная подсистема, так как она выражает особенности мышления, умонастроения людей, которые присущи им не только как участникам производства, но и как членам других социальных систем (семьи, образовательного учреждения, коллектива друзей и т. д.). С точки зрения управляемости системы в наименьшей степени подлежит регулированию ментальная система, в наибольшей степени управляема часть исторической подсистемы, отражающая сегодняшний день предприятия. Остальные подсистемы занимают промежуточные места как по степени управляемости, так и по степени специфичности.
Процессные системы - системы, ограниченные во времени, но не ограниченные в пространстве. Любой процесс связан с ходом (развитием, распространением) какого-либо явления, что свидетельствует о принципиальной неограниченности процесса в пространстве. Однако содержание процесса всегда связано с воспроизводимостью и цикличностью, которые требуют источника энергии, питающего данный процесс. Ввиду ограниченности источника энергии, необходимой для непрерывного протекания процесса, последний всегда будет ограничен временным отрезком. К системам процессного типа будут относиться те явления, которые изменяются последовательно и более или менее эволюционно. В социально-экономической сфере речь идет о таких системах, как производство, инфляция, образование, наука, управление и т. п.
Очевидный пример экономической системы процессного типа - это система производства товаров и услуг. Как частный репрезентативный пример можно привести систему производства туристского продукта (совокупности различных услуг, таких как проживание, размещение, развлечения, предоставляемых туристам в комплексе). Период производства и потребления этих услуг имеет четкое начало
(с момента зарождения идеи) и конец (прекращение продаж и потребления), но количество стадий может варьироваться. Например, можно выделить четыре стадии: внедрение, рост, зрелость, спад.
Внедрение - начальная стадия, т. е. период появления туристского продукта на рынке и постепенного увеличения объема его продаж. На этой стадии туристский продукт впервые предлагается целевой аудитории. Основной характерной чертой этой стадии является медленный темп сбыта продукта, и, как следствие, полное отсутствие или наличие незначительной прибыли. Основная задача на данной фазе состоит в создании рынка для новой услуги, что требует высоких затрат на ее рекламу, разъяснения свойств и качеств продукта.
Рост - вторая стадия, характеризующаяся быстрым ростом спроса на туристский продукт. На этой стадии затраты на производство и продвижение стабилизируются, предприятие начинает получать прибыль, но в то же время значительно усиливается конкуренция. Те предприятия, которые раньше других приступили к формированию данного продукта, имеют значительные конкурентные преимущества. На стадии роста туристское предприятие стремится расширить сферу предложения, максимизировать прибыль и привлечь значительное количество новых клиентов. Следовательно, стадия роста очень выгодна предприятию, а ее продление является важнейшей задачей.
Насыщение (зрелость) - стадия, при которой темпы роста сбыта замедляются, конкуренция достигает максимума, а размер прибыли снижается. Однако она все еще достаточно высока, поскольку в результате более полного освоения технологии производства, продвижения и продажи туристской услуги происходит уменьшение затрат. Поэтому туристские предприятия стремятся продлить и эту стадию в целях накопления средств для создания нового продукта. Для этого они ищут дополнительные рынки сбыта, диверсифицируют продукт, значительно снижают цены.
Спад - заключительная стадия, при которой происходит устойчивое падение объемов сбыта и снижение размера получаемой прибыли. Переход туристского продукта в стадию спада может быть обусловлен появлением на рынке новых продуктов. Кроме того, может исчезнуть потребность, которую призвана была удовлетворять данная туристская услуга. Например, если потребитель переориентировал свой спрос с пляжного на экскурсионный
туризм, то это обязательно приведет к сокращению производства и продаж туров по направлению «море и пляжи». Следует учитывать, что данная стадия может продолжаться достаточно долго. В результате ослабления конкурентного давления у туристского предприятия отпадает необходимость в поддержании высоких затрат на продвижение продукта, а в некоторых случаях позволяет даже повысить цены. Однако это не будет являться свидетельством выгодности данного продукта для предприятия, поскольку объем реализации на стадии спада чрезвычайно низок. Поэтому правильная политика заключается в совершенствовании и диверсификации продукта, а также в развитии сбыта, что позволит адаптироваться к новым потребностям. В частности, активная политика по оживлению спроса часто придает второе дыхание некоторым гостиницам, курортным зонам и базам отдыха.
Средовые системы - системы, которые не имеют временных и пространственных ограничений. По сути, это места протекания социально-экономических процессов: нормативно-правовая система, Интернет, торговая система, фондовый рынок, внутрикорпоративный климат, СМИ и т. п. Правовое поле Гражданского кодекса РФ, например, не имеет определенных пространственных и временных границ, срок действия его статей априорно неизвестен, поэтому данный кодекс относится к системе средового типа. Здесь, правда, могут возникнуть вопрос и мнимое противоречие, касающееся того факта, что, например, Гражданский кодекс РФ ограничен действием на территории России, внутрикорпоративный климат - границами предприятия и т. д. Как разъясняет Г. Б. Клейнер, эти ограничения являются внешними, не относящимися к данной средовой системе. При снятии этого принудительного ограничения (для наших примеров -при объединении двух государств или слиянии предприятий) данная среда распространяется в пространстве и вновь займет весь доступный объем. Статьи кодекса будут действовать в новой стране, а корпоративная культура станет нормой для нового коллектива. Все это означает, что априорно не локализованная в пространстве система (кодекс или корпоративная культура) может быть подсистемой для пространственно локализованной системы (страна или предприятие).
Все рыночные институты, являющиеся предметом исследования современной институциональной теории, можно рассматривать как средовые соци-
ально-экономические системы. Под институтом ин-ституционалисты понимают систему правил игры в обществе, созданные людьми ограничительные рамки, определяющие характер взаимодействий между людьми, фирмами и государством. Например, Д. Норт характеризует институты как правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми. Во многих определениях институтов (в частности, Т. Веблена) выделяются черты, характерные для средовых систем. Например:
- институт как регулярное запрограммированное поведение людей в обществе;
- институт как распространенное представление об образе жизни общества;
- институт как господствующий тип отношений;
- институт как распространенный образ мыслей о том, что касается отдельных отношений между обществом и личностью;
- институт как система жизни общества, которая слагается из совокупности действующих норм в любой момент развития какого угодно общества. В этих трактовках улавливается черта средовых
систем, связанная с отсутствием ограничений на их функционирование. Институты могут меняться, но они существуют всегда, пока существует общество.
Проектные системы - системы, которые локализованы (ограничены) и в пространстве, и во времени. Их можно рассматривать как относительно кратковременные существенные изменения ситуации в социально-экономической сфере. В экономике к проектным системам будут относиться строительство здания, банкротство предприятия, в политике -выборы президента и т. п. Такой проект, например, как создание организации, имеет четкие границы во времени и пространстве. Любое явление, имеющее заранее определенную и внутренне присущую ему длительность и локализацию, будет считаться социально-экономической системой проектного типа.
Очевидным экономическим примером проектной системы является инвестиционный проект. С позиций системного подхода он представляет собой систему, включающую набор организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий или описывающих эти действия. Содержание этих действий может быть любым (строительство, создание, реконструкция, вложение и т. д.), но все
они осуществляются в течение строго фиксированного времени и в определенных пространственных границах (например на территории какого-либо региона).
Таким образом, объекты, процессы, среды и проекты составляют основные типы экономических систем. Реальные экономические системы обладают зачастую признаками всех четырех типов, хотя и в разной степени. Так, предприятие (объектная система) является носителем определенной среды (заводская среда, внутрикорпоративный климат). На каждом предприятии реализуются три основных процесса - производство продукции, реализация продукции и процесс воспроизводства ресурсов. Наконец, деятельность предприятия связана с реализацией ряда проектов, например инновационного характера.
Системный подход является не единственно возможным методологическим приемом, используемым в научных исследованиях. Его следует дополнить междисциплинарным и комплексным подходами.
Дисциплинарная организация науки формируется к середине XIX в. Научная дисциплина понимается как определенная форма систематизации научного знания, связанная с осознанием общих норм и идеалов научного исследования, с формированием научного сообщества и определенных форм коммуникации между учеными, с изданием специфического типа литературы (энциклопедий, словарей, учебников), с созданием организаций, ответственных за образование и подготовку кадров. Дисциплинарная организация науки оказывается тем каналом, который обеспечивает социализацию достигнутых научных результатов, превращая их в научные и культурные образцы, в соответствии с которыми строятся учебники, излагается и передается знание в системе образования. Дисциплинарно организованное знание возникает именно в том случае, когда все накопленное знание рассматривается под углом зрения трансляции его последующим поколениям.
Современная наука дисциплинарно организована. Она состоит из различных областей знания, взаимодействующих между собой и вместе с тем имеющих относительную самостоятельность - физики, химии, биологии и т. д. В каждой науке можно обнаружить многообразие различных форм знания: эмпирические факты, законы, гипотезы, теории различного типа и степени общности. Каждая из наук
имеет свои основания: свойственную ей картину исследуемой реальности, идеалы и нормы, философ-ско-мировоззренческие основания. При этом такие науки, как физика, математика, биология, внутренне дифференцированы и сами представляют собой комплекс научных дисциплин, объединяемых предметно-содержательной направленностью, определенным стилем мышления. Представители научной дисциплины ведут исследования, их результаты отражаются в научных публикациях: статьях, монографиях, материалах конференций. Достигнутый уровень знаний излагается в учебниках и используется при преподавании научных дисциплин в вузах.
В настоящее время научное знание представляет собой сложноорганизованную систему научных дисциплин. По разным основаниям в ней можно выделить отдельные блоки научных дисциплин: есть дисциплины социально-экономического и гуманитарного цикла, дисциплины естественнонаучного цикла, фундаментальные и прикладные научные дисциплины, технические и математические дисциплины и т. д.
К концу XIX в. появляются первые признаки процесса интеграции наук, который будет характерен для науки XX в. Речь идет о появлении новых научных дисциплин на стыках наук, охватывающих междисциплинарные исследования (например биохимия, геохимия, биогеохимия, физическая химия и т. д.). Становление подобных наук происходит под влиянием «прививки» идей одной науки другой науке, в результате чего стираются жесткие грани, определяющие предмет той или иной науки. Так, в свое время в химию были перенесены методы количественного описания из физики, а впоследствии и представления о силовых взаимодействиях между частицами атома, атомном строении вещества. Примером обратного воздействия могут быть развитые в химии представления о молекуле как соединении атомов, которые оказали решающее воздействие на физику в период разработки молекулярно-кинети-ческой теории теплоты.
Ярким примером взаимовлияния наук является кибернетика. Она способствовала внедрению в широкий круг биологических, социальных и гуманитарных наук идей и методов, первоначально возникших в связи с разработкой технических систем управления и автоматического регулирования. Тем самым она помогла перекинуть мост от современного технического мышления к научному исследованию органических систем, систем пове-
дения и деятельности, являющихся традиционным объектом биологии, социологии, психологии, лингвистики и т. д.
Взаимодействие наук формирует междисциплинарные исследования, удельный вес которых возрастает по мере развития науки. В междисциплинарных исследованиях наука, как правило, сталкивается с такими сложными системными объектами, которые в отдельных дисциплинах зачастую изучаются лишь фрагментарно. При узкодисциплинарном подходе эффекты их системности могут вообще не обнаруживаться, поскольку выявляются они только при синтезе научных знаний в проблемно ориентированном поиске. Другими словами, системные эффекты сложных системных объектов не могут быть обнаружены в рамках одной дисциплины, а предусматривают междисциплинарные исследования.
Междисциплинарный подход выходит на первый план в постнеклассической науке. Объектами современных междисциплинарных исследований становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Особое место среди сложных систем занимают системы, в которые включен в качестве элемента человек (медико-биологические объекты, объекты экологии, включая биосферу в целом, объекты биотехнологии, системы «человек - машина» и т. д.). Эти объекты требуют для своего изучения междисциплинарного подхода.
В результате междисциплинарных исследований усиливаются процессы взаимодействия принципов и представлений, формирующихся в различных науках. Они становятся взаимозависимыми и предстают в качестве фрагментов целостной общенаучной картины мира.
В постнеклассической науке наряду с междисциплинарными исследованиями на передний план выходят и проблемно ориентированные формы исследовательской деятельности, которые основываются на комплексном подходе. Серьезная научная проблема в силу своей многогранности и многофакторности требует для своего решения привлечения разных источников знаний. Целостная картина исследуемого объекта формируется путем его комплексного, интегрального изучения.
Субъектом познания в данном случае часто становится коллектив, имеющий в своем составе специалистов из разных областей науки, или даже несколько исследовательских групп, которые предлагают свои методы и методики решения комплек-
сной научной проблемы. Реализация комплексных исследований порождает особую ситуацию сращивания в единой системе научной деятельности теоретических и экспериментальных, прикладных и фундаментальных исследований. Организация таких исследований во многом зависит от определения приоритетных направлений в науке, их финансирования, подготовки кадров и др. В самом же процессе определения научно-исследовательских приоритетов наряду с собственно познавательными целями все большую роль начинают играть цели экономического и социально-политического характера.
Комплексность как черта современной науки означает стирание перегородок между традиционно обособленными естественными, социально-гуманитарными и техническими науками. Примером междисциплинарного, комплексного научного исследования может служить коллективная монография «Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями». В данной работе применен комплексный подход, позволяющий рассматривать вопросы перехода к инновационной экономике с использованием методов разных отраслей знания - экономики, управления, социологии, психологии, юриспруденции, информатики, программирования. Авторы (экономисты, юристы, философы, социологи, психологи, специалисты по управлению и информатике) с позиций различных отраслей знания и разных научных школ попытались подойти к определению путей перехода к экономике нового типа на основе междисциплинарного подхода, с использованием результатов отечественных и зарубежных исследований.
Все это говорит о том, что современной и перспективной тенденцией в научных исследованиях является не узкофрагментарное, а комплексное, интегральное изучение объектов и явлений на междисциплинарной основе.
В качестве примера современной междисциплинарной комплексной теории можно привести синергетику - теорию самоорганизации, изучающую поведение открытых неравновесных систем. Синергетику можно трактовать как науку, занимающуюся изучением процессов самоорганизации и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы.
В XX в. эти проблемы становятся важными проблемами науки. Основоположниками синергетики считаются Г. Хакен и И. Пригожин. На идеях
синергетики строится современная общенаучная картина мира, ее выводы обогащают мировоззрение современного человека. Благодаря синергетике получает научное подтверждение мировоззренческий тезис о самодвижении как свойстве всей материи. Материя - более не пассивная субстанция, ей свойственна спонтанная активность и это позволяет, по мнению И. Пригожина, строить новый диалог человека с природой.
В своей теории Г. Хакен и И. Пригожин все процессы, протекающие в материальных системах, делят на два типа. Во-первых, это процессы, протекающие в замкнутых системах и ведущие к установлению равновесного состояния, которое при определенных условиях стремится к максимальной степени неупорядоченности или хаоса. Во-вторых, это процессы, протекающие в открытых системах, в которых при определенных условиях из хаоса могут самопроизвольно возникать упорядоченные структуры. Основными характеристиками первого типа процессов являются равновесность и линейность, второго типа - неравновесность и нелинейность. Открытым системам свойственна способность к самоорганизации, именно их синергетика и рассматривает в качестве предмета своего изучения.
Свое понимание феномена самоорганизации И. Пригожин связывает с понятием диссипативной структуры - структуры, спонтанно возникающей в открытых неравновесных системах. Возникновение ее объясняется следующим образом. Пока система находится в равновесном состоянии, ее элементы ведут себя независимо друг от друга. В силу независимости такие элементы не способны к образованию упорядоченных структур. Но, если эта система под воздействием взаимодействий с окружающей средой переходит в неравновесное возбужденное состояние, ситуация меняется. Элементы такой системы начинают действовать согласованно, между ними возникают корреляции, когерентное взаимодействие. В результате и возникает то, что И. Пригожин называет диссипативной структурой. После своего возникновения такая структура остается чувствительной к внешним воздействиям. Изменения во внешней среде оказываются фактором отбора различных структурных конфигураций. Материальная система диссипативного типа включается в процесс структурогенеза или самоорганизации, т. е. в глобальный эволюционный процесс, охватывающий живую и неживую природу, в том числе и социальные системы.
В современных научных исследованиях термин «синергетика» употребляется в значении «кооперация», «согласованное действие», «непрерывное сотрудничество», «совместное использование». Это связано с тем, что синергетика кооперирует усилия различных научных дисциплин для нахождения общих принципов самоорганизации систем. Как подчеркивает Г. Хакен, синергетику можно рассматривать как одну из попыток выхода за рамки узкоспециализированной области знания. По его мнению, принципы самоорганизации различных по своей природе систем (от электронов до людей) одни и те же, следовательно, речь должна идти об общих детерминантах природных и социальных процессов, на нахождение которых и направлена синергетика.
Синергетика меняет традиционный взгляд на процесс хаотизации. Хаос предстает не как источник деструкции, а как состояние, которое может явиться причиной самоорганизации. В античном мировосприятии хаос наделялся формообразующей силой, в современной философии хаос и упорядоченность признаются универсальными характеристиками развития.
В мире человеческих отношений негативное отношение к хаотическим структурам и принятие упорядоченных структур имеют давнюю традицию. Социальная практика, выступая против хаоса, нередко сопровождалась построением социальных утопий и появлением тоталитарных режимов, желающих установить полный порядок и поддерживать его с железной необходимостью. Современная наука преодолевает это отношение, предлагая иное, конструктивное, понимание роли и значимости процессов хаотизации.
Идеи синергетики используются почти во всех областях науки (от астрофизики до социологии и экономики), а сама синергетика претендует на роль новой парадигмы не только естествознания, но и всей современной науки. В связи с этим следует отметить, что широкое распространение синергетических идей приводит к возникновению новой проблемы, которую можно назвать псевдосинергетикой. Эта проблема заключается в том, что под соусом синергетики в научные исследования, особенно гуманитарные, стали активно внедряться различные необоснованные утверждения и концепции. Во многих работах, включая кандидатские и докторские диссертации, очень часто встречаются фразы типа: «использован синергетический под-
ход», «выявлен синергетический эффект» и т. п. Однако часто остается непонятным, в чем же заключается содержание этих подходов и эффектов применительно к рассматриваемой проблеме, а главное, какие конкретные научные результаты получены с использованием идей синергетики. В лучшем случае в подобных работах дается только констатация проявления ранее изученных кооперативных эффектов или нелинейных связей, в худшем -наблюдается полное отсутствие логики и смысла, бездоказательность рассуждений.
Опасность псевдосинергетики для науки связана с тем, что формальное использование идей синергетики приводит к отказу от наработанных и апробированных методов и подходов и предложению взамен пустых теорий, дискредитируя тем самым традиционную науку. Все содержание псевдосинергетики, по мнению В. Б. Губина, становясь по понятным причинам массовым, должно было порождать и породило целое, вполне самостоятельное и даже обособленное, сообщество взаимно довольных, друг друга поддерживающих и никем не критикуемых деятелей, занимающихся схоластической псевдонаукой.
Все это стало возможным благодаря тому, что псевдосинергетика использует сложную терминологию, которая может завуалировать бессодержательность той или иной идеи. Фрактальные миры, мезопарадигма, метод ритмокаскадов, солинон-фононные возбуждения и т. д. - все это примеры терминов, постоянно употребляемых рядом авторов, считающих себя специалистами по синергетике. Незнакомому с предметом человеку подобные термины и соответствующие идеи могут показаться сверхнаучными, а авторы и их приверженцы - выдающимися учеными, однако в реальности все это никакого отношения к науке не имеет. Псевдосинергетика, так же, как и астрология, оккультизм, гомеопатия и прочие квазинауки, являются объектом критического анализа традиционной
науки. В нашей стране этим занимается комиссия РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований.
В целом же, если речь идет не о мнимой, а об истинной синергетике, то не вызывает сомнений тот факт, что этот междисциплинарный подход играет важную роль в современной науке. Именно он определяет новые приоритеты современной картины мира, развивает методологические принципы научных исследований.
Междисциплинарный и комплексный подходы позволяют стереть грань между традиционно обособленными естественными, социально-гуманитарными и техническими науками, усилить взаимодействие принципов и представлений, формирующихся в различных науках. Синергетика как пример такого подхода представляет собой теорию, изучающую процессы самоорганизации в живой и неживой природе. Несмотря на массовое распространение в современной науке псевдоси-нергетических идей, данный подход определяет новые приоритеты современной картины мира, развивает методологические принципы научных исследований.
Список литературы
1. Губин В. Б. Псевдосинергетика - новейшая лженаука // Бюллетень «В защиту науки». 2006. № 1.
2. Ерохина Е. А. Развитие национальной экономики: системно-самоорганизационный подход / монография. Томск: Томский государственный университет, 1999.
3. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / под ред. Б. З. Мильнера. М.: ИНФРА-М, 2010.
4. Клейнер Г. Б. Стратегия предприятия. М.: Дело АНХ, 2008.
5. Тамбовцев В. Л. Экономическая теория институциональных изменений. М.: ТЕИС, 2005.