Научная статья на тему 'Методологические подходы в междисциплинарных исследованиях истории библиотечного дела'

Методологические подходы в междисциплинарных исследованиях истории библиотечного дела Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
497
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
методологический подход / историко-культурологический / регионоведческий / историко-библиотековедческий подходы / земское библиотечное дело / a methodological approach / historical and cultural / regional / historical and library science / Zemstvo library activities

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мокшанова Екатерина Владимировна

Рассматриваются методологические подходы в междисциплинарных исследованиях истории библиотечного дела - историко-культурологический, регионоведческий, историко-библиотековедческий. Показана их взаимосвязь и возможности использования для анализа и интерпретации социально-культурных явлений, в частности, истории земских библиотек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methodological approaches in interdisciplinary researches of library activities history historical and cultural, regional, historical and library science are considered. Their interrelation and possibilities of use for the analysis and interpretation of the social and cultural phenomena, in particular, for history of Zemstvo libraries are shown.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы в междисциплинарных исследованиях истории библиотечного дела»

БИБЛИОСФЕРА, 2011, № 3, с. 46-48

Библиотековедение

УДК 02(091) : 001.8 ББК 78.33в

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ИСТОРИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА

© Е. В. Мокшанова, 2011

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств 191186, г. Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 2

Рассматриваются методологические подходы в междисциплинарных исследованиях истории библиотечного дела - историко-культурологический, регионоведческий, историко-библиотековедческий. Показана их взаимосвязь и возможности использования для анализа и интерпретации социально-культурных явлений, в частности, истории земских библиотек.

Ключевые слова: методологический подход, историко-культурологический, регионоведческий, исто-рико-библиотековедческий подходы, земское библиотечное дело.

The methodological approaches in interdisciplinary researches of library activities history - historical and cultural, regional, historical and library science are considered. Their interrelation and possibilities of use for the analysis and interpretation of the social and cultural phenomena, in particular, for history of Zemstvo libraries are shown.

Key words: a methodological approach, historical and cultural, regional, historical and library science, Zemstvo library activities.

Изучение истории библиотечного дела никогда не теряет своей актуальности. Выявление и осмысление библиотечного опыта прошлых лет позволяет восполнять существующие пробелы не только в истории российского библиотековедения, но и истории педагогики, краеведения, музееведения и культуры.

Многие историко-библиотековедческие исследования проводятся именно на междисциплинарной основе, что дает возможность представлять библиотечное дело в широком социальном контексте, детерминирующем его эволюцию.

Так, активизировавшиеся в постсоветское время исследования земского библиотечного дела, истории народных библиотек (в качестве примера назовем лишь несколько - И. В. Балкова «Национальное библиотечное строительство в Чувашии» (1993) [1], И. А. Голубцова «Народные библиотеки дореволюционной России: история создания и развития» (2000) [2], Н. Г. Валеева «Земское библиотечное дело в уездах Вятской губернии» (18671917)» (2002) [3], М. Ю. Матвеев «Общественные библиотеки России и их читатель: вторая половина XIX - начало ХХ в.)» (2003) [4], М. Н. Тищенко «Общедоступные (публичные) библиотеки в системе местного самоуправления» (2006) [5], В. Н. Новиков «Просветительная деятельность городских народных библиотек-читален России в конце XIX -начале ХХ веков (на примере Санкт-Петербурга)»

(2010) [6], Т. Д. Рубанова «Земская концепция книжно-библиотечного дела : историко-теоретиче-ская реконструкция (по материалам земских губерний Урала)» (2006) [7] и др.), как показывает их анализ, в своей методологии используют такие обязательные подходы, как историко-культуроло-гический, историко-библиотековедческий, регионоведческий и др.

Исторический подход органично сочетается с культурологическим, разработанным в трудах Дж. Шира, Л. Вилсона, Ю. М. Лотмана, Л. С. Выготского и многих других зарубежных и отечественных ученых, что позволяет изучать библиотечное дело как культурно-цивилизационный феномен в определенном социальном контексте, ибо таким образом наиболее полно осознается сущность библиотечного дела, его прошлое, настоящее и будущее.

Вполне очевидно также, что, для выявления особенностей развития земского библиотечного дела той или иной территории России и определения его реального вклада в ее просвещение и культурное развитие, необходимо изучение исторического опыта деятельности конкретных органов местного самоуправления, возникших в результате земской и городской реформ Х1Х в.

И здесь исследователь неизбежно углубляется в историю этих реформ, перипетии их осуществления. В связи с этим анализируются труды круп-

Е. В. Мокшанова, 2011, № 3, с. 46-48

ных ученых XIX - начала ХХ столетия, обосновывавших земскую реформу - Л. А. Велихова [8], Б. Б. Веселовского [9], А. Д. Градовского [10], Н. И. Лазаревского [11] и др., а также работы современных исследователей - Е. Г. Анимицы [12], А. Г. Гладышева [13] и др.

В свою очередь, изучение и осмысление опыта деятельности земств на тех или иных территориях России обогащает профессиональное сообщество конкретным знанием, пониманием роли региональных факторов в культурном, в том числе библиотечном развитии, в поиске путей сохранения и развития библиотечных территориальных систем в условиях реформирования государственного управления и финансирования, изменения социокультурной политики.

Таким образом, регионоведческий подход выступает как одна из важнейших методологических основ научного исследования истории библиотечного дела, поскольку регионы нашей страны резко различаются как по уровню развития, так и по характеру библиотечных проблем. В этом отношении ситуация ничуть не изменилась с дореволюционных времен. Поэтому мы видим, например, что земское библиотечное дело Санкт-Петербургской и Вятской губерний очень отличалось - и темпами развития, и разнообразием форм книжно-библиотечной деятельности, и числом библиотек и т. д.

В этой связи приходится искать обоснование таких различий, чему и способствует использование регионоведческого анализа, а именно, изучения, характеристики, выявления взаимосвязей природно-климатических, географических, социально-экономических условий той или иной губернии как факторов хозяйственного освоения ее территории, развития культурной среды. В данном случае применяются теоретические концепции регионального библиотековедения [14-16]. Начало региональному библиотековедению как науке о территориальной организации библиотечного дела было положено Н. С. Карташовым, который дал достаточно полное определение исследуемого объекта [14]. Позднее методология регионального библиотековедения разрабатывалась в трудах Л. А. Кожевниковой, Е. Б. Артемьевой, Л. Ю. Даниловой, обосновавших роль библиотеки в структуре базовых социально-экономических и культурных процессов территории [15, 16].

Перспективы развития регионоведения и применения его теоретико-методологических основ в других науках очевидны. Современное государственное управление, строящееся на принципах федерализма и децентрализации, передает все больше полномочий на уровень субъектов Российской Федерации. Региональный подход становится все более значимым в осуществлении внутренней

политики, развитии института местного самоуправления. Поэтому интерес к истории развития различных территорий нашей страны в разные исторические периоды не угасает. Отечественное библиотековедение активно исследует историю библиотечных учреждений прошлых столетий, выявляя особенности их деятельности, достижения, преемственность в современном библиотековедении.

Конечно, бесспорную ценность для рассматриваемой научной области имеют труды В. П. Вахте-рова [17], Е. А. Звягинцева [18], С. О. Серополко [19], Е. Н. Медынского [20], Л. Б. Хавкиной [21], В. И. Чарнолуского [22] и других авторов, освещавших вопросы земского внешкольного образования в дореволюционных журналах «Народное образование», «Русская школа», «Русский учитель» и других изданиях. Их публикации позволяют составить представление об особенностях создания народных библиотек, проблемах их функционирования, формировании общественного мнения о библиотеках, их роли в просвещении населения. Историко-библиотековедческие исследования также не могут обойти вниманием фундаментальные исторические труды: К. И. Абрамов «История библиотечного дела в СССР» (М., 1980), «История библиотечного дела в России» (М., 2000) [23] и др., А. Н. Ванеев «Развитие библиотековедческой мысли в СССР» (М., 1980), «Библиотековедение в России во второй половине Х1Х в.» (СПб., 1999) [24] и др., Б. Ф. Володина «Всемирная история библиотек» (СПб., 2002) [25] и др., воссоздающих целостную картину возникновения и функционирования библиотечной системы нашей страны в разные исторические периоды.

Разумеется, названные методологические подходы не исключают применения в научном междисциплинарном исследовании и других подходов -системного, структурно-функционального и др. В каждом конкретном случае автор создает такую методологическую стратегию, которая, по его мнению, является адекватной объекту, предмету, целям и задачам исследования.

Список литературы

1. Балкова И. В. Национальное библиотечное строительство в Чувашии : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1993. - 16 с.

2. Голубцова И. А. Народные библиотеки дореволюционной России: история создания и развития : дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2000. - 250 с.

3. Валеева Н. Г. Земское библиотечное дело в уездах Вятской губернии (1867-1917) : дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2002. - 207 с.

4. Матвеев М. Ю. Общественные библиотеки России и их читатель: вторая половина XIX - начало ХХ в. : дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 1998. - 232 с.

5. Тищенко М. Н. Общедоступные (публичные) библиотеки в системе местного самоуправления : история,

БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ

современное состояние и перспективы развития : дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2005. - 504 с.

6. Новиков В. Н. Просветительная деятельность городских народных библиотек-читален России в конце XIX - начале ХХ веков (на примере Санкт-Петербурга) : дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2010. -279 с.

7. Рубанова Т. Д. Земская концепция книжно-библиотечного дела : историко-теоретическая реконструкция (по материалам земских губерний Урала) : дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2006. - 425 с.

8. Велихов Л. А. Основы городского хозяйства: общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. - М. : Наука, 1996. - 466 с.

9. Веселовский Б. Б. Исторический обзор деятельности земских учреждений Санкт-Петербургской (ныне Петроградской) губернии (1865-1915 гг.). - Пг. : Печатня С. П. Яковлева, 1917. - 621 с.

10. Градовский А. Д. Начало русского государственного права. Ч. 3. Органы местного управления. - СПб. : Тип. М. С. Стасюлевича, 1904. - 599 с.

11. Лазаревский Н. И. Лекции по русскому государственному праву : в 2 т. - СПб., 1908.

12. Анимица Е. Г., Тертышный А. Т. Основы местного самоуправления : учеб. для студентов вузов. - М. : Инфра-М, 2000. - 208 с.

13. Гладышева А. Г. Правовые основы местного самоуправления. - М., 1996. - 224 с.

14. Карташов Н. С. Региональное библиотековедение : науч.-практ. пособие. - М., 2004. - С. 3.

15. Кожевникова Л. А. Методология региональных библиотековедческих исследований : учеб.-метод. пособие. - Новосибирск, 2008. - 152 с.

16. Артемьева Е. Б., Данилова Л. А. Библиотечные ресурсы удаленного региона в контексте системных трансформаций социума. - Новосибирск, 2008. -255 с.

17. Вахтеров В. П. Внешкольное образование народа. -М., 1896. - 380 с. ; Вахтеров В. П. Всенародное школьное и внешкольное образование. - 1917. -208 с. ; Вахтеров В. П. Народные чтения. - СПб., 1897. - 209 с.

18. Звягинцев Е. А. Полвека земской деятельности по народному образованию. - М., 1915. - 96 с.

19. Серополко С. О. Внешкольное образование : сб. ст. -М., 1912. - 128 с.

20. Медынский Е. Н. Внешкольное образование, его значение, организация и техника. - М., 1916. - 327 с.

21. Хавкина Л. Б. Библиотека, их организация и техника: руководство по библиотековедению. - СПб., 1911. -404 с.

22. Чарнолуский В. И. Основные вопросы организации внешкольного образования в России. - СПб. : Знание, 1909. - 94 с.

23. Абрамов К. И. История библиотечного дела в СССР. -М., 1980. - 352 с. ; Абрамов К. И. История библиотечного дела в России. - М., 2000. - 175 с.

24. Ванеев А. Н. Развитие библиотековедческой мысли в СССР. - М., 1980. - 282 с. ; Ванеев А. Н. Библиотековедение в России во второй половине XIX в. -СПб., 1999. - 70 с.

25. Володин Б. Ф. Всемирная история библиотек. -СПб., 2002. - 352 с.

Материал поступил в редакцию 21.04.2011 г.

Сведения об авторе: Мокшанова Екатерина Владимировна - старший преподаватель кафедры библиотековедения и теории чтения, заместитель декана библиотечно-информационного факультета, тел.: (812) 314-29-81, e-mail: katerok@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.