Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРТНЫЙ КОНСАЛТИНГ / ПРОЦЕССНЫЙ КОНСАЛТИНГ / ПРОЕКТНЫЙ КОНСАЛТИНГ / ОБУЧАЮЩИЙ КОНСАЛТИНГ / КОМБИНИРОВАННЫЙ КОНСАЛТИНГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНСАЛТИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврентьев Сергей Юрьевич, Крылов Дмитрий Александрович

Введение. В представленном результате исследования актуальность обусловлена тем, что эффективная реализация целей и задач национальных проектов возможна при условии повышения гибкости образовательных программ к требованиям рынка труда; улучшения качества обучения; формирования конкурентоспособных качеств обучающихся, адаптации зарубежных студентов к иноязычной образовательной среде. Целью работы является выявление, анализ потенциала использования экспертного, процессного, проектного и обучающего консалтинга в условиях образовательной организации. Материалами и методами исследования послужили как теоретические, так и эмпирические методы. Краткая характеристика, сравнительный анализ, обобщение каждого из рассматриваемых методов консультирования способствуют повышению академической мобильности учащейся молодежи, конкурентоспособности обучающихся и преподавателей, расширению сфер сотрудничества в области образования и науки. Результаты исследования, обсуждения. Особенностью экспертного консультирования является обеспечение консультанта необходимыми информационными ресурсами в осуществлении диагностики проблем, разработки возможных путей решения проблемы и формулирования рекомендаций по их реализации. Процессное консультирование проводится в виде последовательно выполняемых этапов: диагностики проблем и потребностей, определения критериев и ограничений решения проблемы, обсуждения методов решения проблемы и устранения проблемы. Особенность проектного консалтинга заключается в совместной деятельности консультанта и сотрудников организации, результатом которой является конечный продукт, полезный социальный, экономический, образовательный эффект. В основе обучающего консультирования находится трансляция знаний и опыта, компетенций в процессе обучения, которое направлено на преодоление фактических и предполагаемых барьеров в деятельности студентов. Заключение. Показано, что на разных этапах консультирования возможно использование сочетаний различных видов консультирования, следовательно, оно преобразуется в экспертно-обучающее, процессно-обучающее, экспертно-процессорное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаврентьев Сергей Юрьевич, Крылов Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES OF CONSULTING IN EDUCATION

Introduction. In the presented result of the study, the relevance is due to the fact that the effective implementation of the goals and objectives of national projects is possible subject to an increase in the flexibility of educational programs to the requirements of the labor market; improving the quality of education; formation of competitive qualities of students, adaptation of foreign students to a foreign language educational environment. The purpose of the work is to identify and analyze the potential of using expert, process, project and training consulting in an educational organization. Both theoretical and empirical methods served as materials and methods of research . A brief description, comparative analysis, generalization of each of the considered methods of counseling help to increase the academic mobility of young students, the competitiveness of students and teachers, and the expansion of areas of cooperation in the field of education and science. Research results, discussions. A feature of expert consulting is to provide the consultant with the necessary information resources in diagnosing problems, developing possible solutions to the problem and formulating recommendations for their implementation. Process consulting is carried out in the form of successive stages: diagnosing problems and needs, determining criteria and limitations for solving the problem, discussing methods for solving the problem and eliminating the problem. The peculiarity of project consulting is the joint activity of the consultant and employees of the organization, the result of which is the final product, a useful social, economic, educational effect. Learning consulting is based on the transfer of knowledge and experience, competencies in the learning process, which is aimed at overcoming actual and perceived barriers in students’ activities. Conclusion. It is shown that at different stages of consulting, it is possible to use combinations of different types of consulting, therefore, it is transformed into expert-training, process-training, expert-processor.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 378.1

DOI 10.30914/2072-6783-2023-17-2-185-193

Методологические подходы консультирования в образовании

С. Ю. Лаврентьев, Д. А. Крылов

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация

Аннотация. Введение. В представленном результате исследования актуальность обусловлена тем, что эффективная реализация целей и задач национальных проектов возможна при условии повышения гибкости образовательных программ к требованиям рынка труда; улучшения качества обучения; формирования конкурентоспособных качеств обучающихся, адаптации зарубежных студентов к иноязычной образовательной среде. Целью работы является выявление, анализ потенциала использования экспертного, процессного, проектного и обучающего консалтинга в условиях образовательной организации. Материалами и методами исследования послужили как теоретические, так и эмпирические методы. Краткая характеристика, сравнительный анализ, обобщение каждого из рассматриваемых методов консультирования способствуют повышению академической мобильности учащейся молодежи, конкурентоспособности обучающихся и преподавателей, расширению сфер сотрудничества в области образования и науки. Результаты исследования, обсуждения. Особенностью экспертного консультирования является обеспечение консультанта необходимыми информационными ресурсами в осуществлении диагностики проблем, разработки возможных путей решения проблемы и формулирования рекомендаций по их реализации. Процессное консультирование проводится в виде последовательно выполняемых этапов: диагностики проблем и потребностей, определения критериев и ограничений решения проблемы, обсуждения методов решения проблемы и устранения проблемы. Особенность проектного консалтинга заключается в совместной деятельности консультанта и сотрудников организации, результатом которой является конечный продукт, полезный социальный, экономический, образовательный эффект. В основе обучающего консультирования находится трансляция знаний и опыта, компетенций в процессе обучения, которое направлено на преодоление фактических и предполагаемых барьеров в деятельности студентов. Заключение. Показано, что на разных этапах консультирования возможно использование сочетаний различных видов консультирования, следовательно, оно преобразуется в экспертно-обучающее, процессно-обучающее, экспертно-процессорное.

Ключевые слова: экспертный консалтинг, процессный консалтинг, проектный консалтинг, обучающий консалтинг, комбинированный консалтинг, профессиональный консалтинг

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Лаврентьев С. Ю., Крылов Д. А. Методологические подходы консультирования в образовании // Вестник Марийского государственного университета. 2023. Т. 17. № 2. С. 185-193. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2023-17-2-185-193

Methodological approaches of consulting in education

s. Y. Lavrentiev, D. A. Krylov

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russian Federation

Abstract. Introduction. In the presented result of the study, the relevance is due to the fact that the effective implementation of the goals and objectives of national projects is possible subject to an increase in the flexibility of educational programs to the requirements of the labor market; improving the quality of education; formation of competitive qualities of students, adaptation of foreign students to a foreign language educational environment. The purpose of the work is to identify and analyze the potential of using expert, process, project and training consulting in an educational organization. Both theoretical and empirical methods served as materials and methods of research. A brief description, comparative analysis, generalization of each of the considered methods of counseling help to increase the academic mobility of young students, the competitiveness of students and teachers, and the expansion of areas of cooperation in the field of education and science. Research results, discussions. A feature of expert consulting is to provide the consultant with the necessary information resources in diagnosing problems, developing possible solutions to the problem and formulating recommendations for their implementation. Process consulting is carried out in the form of successive stages: diagnosing problems and needs, determining criteria and limitations for solving the problem, discussing methods for solving the problem and eliminating the problem. The peculiarity of

project consulting is the joint activity of the consultant and employees of the organization, the result of which is the final product, a useful social, economic, educational effect. Learning consulting is based on the transfer of knowledge and experience, competencies in the learning process, which is aimed at overcoming actual and perceived barriers in students' activities. Conclusion. It is shown that at different stages of consulting, it is possible to use combinations of different types of consulting, therefore, it is transformed into expert-training, process-training, expert-processor.

Keywords: expert consulting, process consulting, project consulting, training consulting, combined consulting, professional consulting

The authors declare no conflict of interest.

For citation: Lavrentiev S. Y., Krylov D. A. Methodological approaches of consulting in education. Vestnik of the Mari State University, 2023, vol. 17, no. 2, pp. 185-193. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2023-17-2-185-193

Введение

В современном мире социально-экономический рост невозможен без повышения качества профессиональной подготовки, развития конкурентоспособности обучающихся и преподавателей, эффективности работы организаций, государства в целом. Для решения задач обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности в настоящее время реализуются национальные проекты «Образование», «Цифровая экономика», «Наука и университеты» и другие. Успешная реализация национального проекта «Образование» возможна при достижении ключевых показателей:

- расширение использования адаптивных, прак-тико-ориентированных и гибких образовательных программ в системе высшего, среднего профессионального и дополнительного образования;

- повышение качества профессиональной подготовки;

- структурное реформирование национальной системы высшего, среднего профессионального и дополнительного образования1;

- повышение конкурентоспособности и привлекательности отечественного образования, улучшение социально-психологической адаптации зарубежных обучающихся в иноязычной образовательной среде2.

Эти мероприятия являются основой институциональных преобразований, которые преду-

1 Национальный проект «Образование». URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/obrazovanie (дата обращения: 10.01.2023).

2 О приоритетном проекте «Экспорт образования». URL: http://government.ru/info/27864 (дата обращения: 10.01.2023).

сматривают личностно ориентированную профессиональную подготовку, расширение академической гибкости, обеспечение занятости выпускников, повышение привлекательности и конкурентоспособности образовательных организаций.

Цель

Изучение, анализ и возможности реализации методического потенциала различных видов консультирования в процессе профессиональной подготовки.

Материалы и методы исследования

Для достижения цели научного исследования был использован комплекс теоретических методов: изучение нормативно-правовых документов, регулирующих процесс и результат реализации национальных проектов, анализа содержательных и формальных методологических исследований по теории и практике образовательного консультирования, индуктивно-дедуктивные методы личностно-профессионального развития студентов вуза. Эмпирические методы исследования: анализ репрезентативных выборок графически оформленных данных, качественная интерпретация анкетных опросов иностранных слушателей подготовительного отделения, как включенное, так и невключенное наблюдение за учебно-познавательной деятельностью обучающихся среднего профессионального и высшего образования.

Обсуждение и результаты

В научно-методической литературе в профессиональном консалтинге выделяют экспертный,

процессный, проектный и обучающий консалтинг. А. С. Гизи, М. В. Озерова, следуя принципу взаимодействия клиента и консультанта, выявили следующие типы образовательного консалтинга: процессный, экспертный, обучающий и внедренческий [3].

Все типы консалтинга обладают симбиозом как положительных, так и отрицательных свойств. Как считают Е. В. Песоцкая, Л. Г. Селю-тина и др., слабые стороны могут быть уменьшены при использовании «комбинированного консалтинга», объединяющего усилия внутренних и внешних специалистов [10].

Одним из широко распространенных и универсальных видов консультирования, используемых для решения широкого спектра задач, является экспертный консалтинг. Экспертный консалтинг состоит в том, что клиент обеспечивает консультанта необходимыми информационными ресурсами, осуществляет координацию его деятельности, усваивает рекомендации и принимает соответствующие решения. Консультант в свою очередь проводит диагностику, предлагает возможные пути решения проблемы и осуществляет разработку рекомендаций по их реализации.

По мнению Е. В. Баланцева, сущность экспертного консалтинга заключается в постановке со стороны клиента задачи консультанту, который с «помощью собственного опыта и знаний, а также опираясь на различные источники, выдает готовое решение» [1].

Эксперт использует разнообразные методы консультирования: наблюдение, интервьюирование, анкетный опрос, анализ документов и так далее. Исследование выявленных проблем организации осуществляется посредством выбора специальных критериев оценки, составлением программы исследования, формирование экспертной группы, методов диагностики, моделирования. Как правило, потребность в экспертном консультировании возникает при необходимости получения экспертного мнения по стандартным нормам и нормативам.

В процессном консультировании клиент принимает активное участие в разработке рекомендаций. Консультирование проводится в виде процесса последовательно выполняемых действий с использованием методов, инструментов, технологий. Значительный вклад в становление и развитие процессного подхода внесли представители гуманистической психологии (Абрахам Маслоу,

Карл Роджерс, Виктор Франкл) и гуманистической педагогики (Мария Монтессори, Джон Дьюи, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили). В гуманистической психологии личность рассматривается как неповторимая целостная система, активный субъект, самостоятельно выбирающий способ поведения. В основе предмета анализа выступают самоактуализация, творчество, свобода, ответственность, межличностное общение. Гуманистическая педагогика ориентируется на личность обучающегося, учитывает индивидуальные интересы и способности. Консалтинговое личностно ориентированное сопровождение обучающихся как полноправных участников учебно-воспитательного процесса ставит задачи развития интеллектуальных качеств, самостоятельности, способности к профессиональному саморазвитию, готовности к творческому взаимодействию, успешной адаптации в образовательной среде, повышению лич-ностно-профессиональной конкурентоспособности, академической мобильности.

В своем исследовании Л. О. Проботюк определяет профессиональный консалтинг как вид «специально организованной психолого-педагогической деятельности, направленной на выявление и решение проблем в образовательной организации с целью сохранения и укрепления психического здоровья, развития социальной активности и ответственности обучающихся, способствующих самореализации и эффективной интеграции в образовательную и социальную среду» [7].

Н. А. Уйманова рассматривает особенности профессионального консалтинга в контексте «содействия личностному и профессиональному развитию; ориентации на принципы гуманистических ценностей; опоры на внутренний потенциал; понимания преподавателя как субъекта; равноправное партнерство; ответственность преподавателя» [9].

Консалтинговые мероприятия по расширению академической мобильности, учащейся молодежи, экспорта образовательных услуг осуществляются в русле национальных проектов «Образование», «Наука и университеты», а также общемировой практики сотрудничества в области образования и науки. Консалтинговое личностно ориентированное сопровождение студентов из ближнего и дальнего зарубежья особенностям обучения в образовательной среде

российского вуза формирует позитивный опыт при реализации планов межгосударственного сотрудничества, способствует стабилизации экономического, политического положения на международной арене. В данном контексте под образовательной средой мы понимаем совокупность условий, образовательных консалтинговых технологий, учебных взаимодействий между преподавателями и обучающимися, способствующих формированию личностно-профессиональной конкурентоспособности студентов вуза.

Следует констатировать, что иностранные обучающиеся имеют достаточно поверхностное представление об особенностях социально-психологической адаптации обучения в иноязычной образовательной среде. Причинами «привыкания» к новым условиям может быть несколько - от климатических условий и проблемы свободного общения на русском языке до отсутствия морально-психологической поддержки со стороны родственников [5].

Социально-психологическое консультирование в процессе предвузовской подготовки мож-

но считать первым этапом адаптации обучения в университете, так как у части иностранных студентов уровень владения русским языком не является достаточным для успешного освоения учебной программы. Данный факт подтверждают результаты анкетного опроса иностранных студентов подготовительного отделения ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». Интерактивный опрос иностранных студентов проводился в 2022 году с использованием облачного сервиса Google «Формы». Возраст участников анонимного опроса от 19 лет до 31 года. Из 20 респондентов только 1 (8 %) человек считает, что может свободно общаться и понимать устную речь; 8 (40 %) обучающихся понимают достаточно для учебной деятельности; 8 (40 %) могут общаться, но или тяжело учиться; 3 (15 %) студента понимают лишь несколько фраз.

Далее, нами выявлены виды затруднений, испытываемых иностранными студентами подготовительного отделения во время обучения в университете (рис. 1).

Не испытываю____ трудностей; Понимание учебной

6 чел. (30 %) дисциплины на слух;

7 чел. (35 %)

Выполнение учебных заданий; 1 чел. (5 %)

Ж

Конспектирование;___- 3 чел. (15%) текста; 3 чел. (15 %)

Рис. 1. Затруднения иностранных студентов подготовительного отделения во время обучения в университете / Fig. 1. Difficulties of foreign students of the preparatory department during their studies at the university

Социально-психологичекое консультирование иностранных студентов подготовительного отделения характеризуется рядом особенностей, связанных с ограниченностью во времени освоения языка, разноуровневыми знаниями по общетеоретическим дисциплинам, этнопсихологическими различиями, социально-психологическими «портретами» обучающихся. За относительно короткое время обучающиеся овладевают навыками комму-

никативного взаимодействия в иной социальной, культурной, профессиональной среде, актуализируют имеющиеся знания в контексте к избранной профессиональной деятельности, адаптируются к требованиям результатов учебной деятельности. На вопрос анкеты «К кому вы обращаетесь в первую очередь в вопросах, связанных с учебной деятельностью в университете?» ответы распределились следующим образом (рис. 2).

К другим иностранным студентам 1 чел.(5 % )

К студентам из своей учебной группы 3 ч ел. (15 % )

К куратору 2 чел. (10 %)

14 чел.

К преподавателю

0

2

4

6

8

10 12 14 16

Рис. 2. Обращения иностранных студентов в вопросах, связанных с учебной деятельностью / Fig. 2. Appeals of foreign students in matters related to educational activities

Исследование социально-психологической адаптации обучающихся выявило не достаточно высокую вовлеченность иностранных студентов во внеучебную деятельность университета. Из 20 респондентов около половины (9 человек) не принимают участия во внеучебной деятельности университета (рис. 3).

С учетом проведенного исследования задачи социально-психологического консультирования иностранных студентов подготовительного отделения университета состоят в:

1. Личностно ориентированном обучении иностранных обучающихся.

2. Создании адаптивной учебно-воспитательной социокультурной среды вуза.

3. Мониторинге качества обучения.

4. Активизации овладения русским языком как необходимым средством обучения, инструментом

межнационального, межэтнического общения.

5. Вовлечению обучающихся во внеучебную деятельность (спортивные секции, организация концертов, конкурсов, творческих мероприятий).

Особая роль в успешной адаптации иностранных студентов принадлежит социально-психологическому консультированию, направленную на формирование устойчивого интереса обучающихся к овладению языком избранной специальности, развитию понимания межпредметных связей обучения с будущей профессиональной деятельностью, навыков самостоятельного овладения лингвистическим аппаратом для усвоения дисциплин профессионального цикла.

Процессное консультирование начинается с диагностики проблемы и выявления потребностей клиента и завершается реализацией устранения проблемы (рис. 4).

Не принимаю .

участие; 9 чел. (45 %)

Посещаю спортивные секции; 4 чел. (20 %)

Участвую в творческих мероприятиях; 1 чел. (5 %)

Помогаю в организации концертов, конкурсов; 3 чел. (15 %)

Являюсь активным зрителем; 3 чел. (15 %)

Рис. 3. Участие во внеучебной деятельности университета / Fig. 3. Participation in extracurricular activities of the University

Рис. 4. Этапы процессного консультирования / Fig. 4. Stages of process consulting

Диагностика проблем и потребностей

Определение критериев и ограничений решения проблемы

Обсуждение методов решения проблемы

Устранение проблемы

Внимание консультанта должно быть сфокусировано на принятии клиентом диагностики проблемы и выявлении потребностей. Во время процессного консультирования выполняются задачи, состоящие в оказании квалифицированной помощи в решении выявленных проблем, с одной стороны, с другой - выработки путей самостоятельного решения проблем в будущем. Выделяют два способа непосредственного взаимодействия с клиентом: организационная диагностика и организационная интервенция. Организационная диагностика представляет собой комплекс методов, способствующих сбору информации состояния образовательной организации. Такими методами служат: интервью (индивидуально и в группах), включенное и невключенное наблюдение за деятельностью организации, изучение внутренней документации. Организационная интервенция проводится посредством различных мероприятий, способствующих структурным изменениям, позитивно воздействующим на деятельность организации в целом.

К таким мероприятиям А. Д. Чудновский, Г. В. Захаров, в частности, относят «выявление запросов потребителей и разработкой востребованных образовательных программ и стратегии их продвижения среди целевой аудитории, разработка PR-стратегии, продвижение бренда, коммерциализация образовательных продуктов и пр.» [11].

Проектное консультирование, как правило, включает различные по способам реализации, срокам осуществления, предназначению виды деятельности. Под проектом понимаются неповторимые, целенаправленно координируемые, взаимосвязанные, определенные начальной и конечной датой виды деятельности, направленные на достижение конкретных результатов. Исходя из определения и содержания проектной деятельности, проектное консультирование состоит из нескольких этапов:

1. Формулируется задание с учетом потребностей клиента, сроков выполнения, условий реализации, ресурсов для выполнения проекта.

2. Вовлечение специалистов для планирования этапов выполнения проекта.

3. Консультирование по необходимым для успешной реализации проекта вопросам.

4. Реализация проекта на этапах и степени, определенных клиентом.

В научной литературе проектный консалтинг характеризуется как «совместная работа консультанта и сотрудников компании, в процессе которой вырабатывается решение, как оптимизировать деятельность компании» [1].

При планировании и осуществлении проекта различают генеральную цель, стратегию, стратегический анализ, разработку и выбор стратегии, реализацию стратегии и результат проекта. Результат проекта - это конечный продукт, полезный социальный, экономический, образовательный эффект, насколько он соответствует запланированным критериям инновационности, затратности, качества, а также временным, социально-экономическим, образовательным и другим характеристикам.

Конечными результатами реализации проекта для организаций профессионального образования могут быть:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- научные знания;

- учебники и другие дидактические материалы;

- обучающие мультимедиапрограммы;

- образовательные информационные сети;

- предметные курсы для населения;

- курсы повышения квалификации для внешних клиентов;

- курсы повышения квалификации для внутренних клиентов;

- печатные и электронные программы дисциплин;

- учебники по соответствующему модулю для самостоятельной работы студента;

- модульные лекции в виде слайд-лекций;

- обучающие компьютерные программы;

- лабораторные занятия с использованием компьютерных программ;

- товары, производимые на производственной практике;

- коллективные тренинги по разработанным и утвержденным сценариям;

- тестовые (кейсовые) базы данных для проведения электронного экзамена.

Обучающее консультирование предусматривает выделение дополнительного времени на проведение учебных занятий. На различных стадиях реализации инновационных проектов возможно применение различных сочетаний всех трех видов консультирования, следовательно, оно преобразуется в экспертно-обучающее, процессно-обучающее, экспертно-процессорное.

В обучающем консультировании предполагается проведение следующих мероприятий:

- стандартная программа предусматривает проведение лекций, семинаров, тренингов из заранее предложенного перечня;

- адаптированная программа разрабатывается исходя из проблематики занятий, формы проведения занятий;

- формирование учебной группы проводится исходя из требований к обучающимся, особенностей отбора;

- проведение тренингов по повышению коммуникативных компетенций, навыков работы в команде, решения практических задач принятия эффективных решений;

- освоение методов и инструментария самостоятельного принятия решений;

- интерактивное взаимодействие обучающихся по проблемам решения актуальных целей и задач организации.

Результатом обучающего консалтинга служит «передача знаний и опыта посредством процедуры обучения, направленной на преодоление фактических и предполагаемых трудностей в деятельности клиентов, оптимизацию этой деятельности» [3].

Преимуществом такого консультирования является применение, как правило, личностно ориентированного обучения. Знания, умения опытных консультантов трансформируются в обретение способности обучающихся эффективно решать проблемы в конкретных областях профессиональной деятельности: образовании, менеджменте, юриспруденции, финансах и так далее.

Заключение

Таким образом, образовательное консультирование, информационно-технологическая, эксперт-но-консалтинговая деятельность обретают особую значимость в более полном удовлетворении потребности в поступательном развитии образовательной организации, адаптации образовательных программ запросам участников рыночных отношений по вопросам внедрения инновационных образовательных технологий, диверсификации образовательных продуктов, формирования лич-ностно-профессиональной конкурентоспособности студентов и преподавателей.

1. Баланцев Е. В. Консалтинг и дополнительное профессиональное образование: две ступени повышения эффективности деятельности // Вестник Академии Пастухова. 2017. № 1 (23). С. 7-10. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32300499 (дата обращения 12.01.2022).

2. Гаврилов Г. А. Управленческий консалтинг как объективная необходимость развития организаций сферы образования // Экономика и предпринимательство. 2019. № 2 (103). С. 829-833. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=37238808 (дата обращения 16.01.2022).

3. Гизи А. С., Озерова М. В. Как устроен управленческий консалтинг для школ в России и за рубежом // Образовательная политика. 2020. № 3 (83). С. 84-93. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44568597 (дата обращения 18.01.2022).

4. Гладких В. Г., Уйманова Н. А. Полифункциональность целей консалтинга в профессионально-педагогическом саморазвитии преподавателя // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 3 (32). С. 75-78. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43913854 (дата обращения 31.01.2022).

5. Лаврентьев С. Ю. Социально-психологическое консультирование иностранных студентов подготовительного отделения университета // Категория «социального» в современной педагогике и психологии : Материалы 10-й Всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием / отв. редактор А. Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2022. С. 184-187. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_49311325_40624062.pdf. (дата обращения 20.01.2022).

6. Мрочковский Н. С. Управленческий консалтинг в цифровой экономике // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. 2020. Т. 9. № 2. С. 67-72. DOI: https://doi.org/10.12737/2306-627X-2020-67-72

7. Проботюк Л. О. Профориентационный психолого-педагогический консалтинг в деятельности педагога-психолога // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2022. № 2-2. С. 105-108. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48335761 (дата обращения 10.01.2022).

8. Саханский Н. Б. Консалтинговая деятельность и инновационные технологии ее организации в образовательном учреждении // Профильная школа. 2018. Т. 6. № 1. С. 15-21. DOI: https://doi.org/10.12737/psh_1_2018_2

9. Уйманова Н. А. Уровневая классификация профессионального консалтинга в педагогическом саморазвитии преподавателя колледжа // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 62-14. С. 40-43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43169708 (дата обращения 17.01.2022).

10. Управленческий консалтинг в системе непрерывного профессионального образования / Е. В. Песоцкая, Л. Г. Селютина, А. М. Слинков, М. О. Иванова // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2021. Т. 7. № 3. С. 8495. DOI: https://doi.org/10.18413/2408-9346-2021-7-3-0-7

11. Чудновский А. Д., Захаров Г. В. Стратегия и консалтинг в сфере высшего образования // Sochi Journal of Economy. 2022. Т. 16. № 1. С. 4-10. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49473952 (дата обращения 28.01.2022).

Статья поступила в редакцию 22.03.2023; одобрена после рецензирования 19.04.2023; принята к публикации 15.05.2023. Об авторах

Лаврентьев Сергей Юрьевич

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики технологии и профессионального образования, Марийский государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), lavrsu@mail.ru

Крылов Дмитрий Александрович

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики технологии и профессионального образования, Марийский государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), krilda@mail.ru

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

1. Balantsev E. V. Konsalting i dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie: dve stupeni povysheniya effektivnosti deyatel'nosti [Consulting and additional professional education: two stages of improving the efficiency of activities]. Vestnik Akademii Pastukhova = Vestnik of Pastukhov Academy, 2017, no. 1 (23). pp. 7-10. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32300499 (accessed 12.01.2022). (In Russ.).

2. Gavrilov G. A. Upravlencheskii konsalting kak ob"ektivnaya neobkhodimost' razvitiya organizatsii sfery obrazovaniya [Management consulting as an objective need for the development of educational organizations]. Ekonomika ipredprinimatel'stvo = Economics and Entrepreneurship, 2019, no. 2 (103), pp. 829-833. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37238808 (accessed 16.01.2022). (In Russ.).

3. Gizi A. S, Ozerova M. V. Kak ustroen upravlencheskii konsalting dlya shkol v Rossii i za rubezhom [How does management consulting work for schools in Russia and abroad?]. Obrazovatel'naya politika = Educational Policy, 2020, no. 3 (83), pp. 84-93. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44568597 (accessed 18.01.2022). (In Russ.).

4. Gladkikh V.G., Uimanova N. A. Polifunktsional'nost' tselei konsaltinga v professional'no-pedagogicheskom samorazvitii prepodavatelya [The multifunctionality of consulting goals in the professional and pedagogical self-development of a teacher]. Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya = Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, 2020, vol. 9, no. 3 (32), pp. 75-78. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43913854 (accessed 31.01.2022). (In Russ.).

5. Lavrentiev S. Yu. Sotsial'no-psikhologicheskoe konsul'tirovanie inostrannykh studentov podgotovitel'nogo otdeleniya universiteta [Socio-psychological counseling for international students of the university preparatory department]. Kategoriya "sotsial'nogo" v sovremennoi pedagogike i psikhologii: Materialy 10-i vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s distantsionnym i mezhdunarodnym uchastiem = The category of "social" in modern pedagogy and psychology: Materials of the 10th All-Russian scientific and practical conference with remote and international participation. Resp. ed. A. Yu. Nagornova. Ulyanovsk, Zebra Publ., 2022, pp. 184-187. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_49311325_40624062.pdf (accessed 20.01.2022). (In Russ.).

6. Mrochkovskiy N. S. Upravlencheskii konsalting v tsifrovoi ekonomike [Management consulting in the digital economy]. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Ekonomika firmy = Scientific Research and Development. Economics of the Firm, 2020, vol. 9, no. 2, pp. 67-72. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.12737/2306-627X-2020-67-72

7. Probotyuk L. O. Proforientatsionnyi psikhologo-pedagogicheskii konsalting v deyatel'nosti pedagoga-psikhologa [Career guidance psychological and pedagogical consulting in activities of an educational psychologist]. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii

i praktiki. Seriya: Gumanitarnye nauki = Modem Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Humanities, 2022, no. 2-2, pp. 105-108. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48335761 (accessed 10.01.2022). (In Russ.).

8. Sakhanskiy N. B. Konsaltingovaya deyatel'nost' i innovatsionnye tekhnologii ee organizatsii v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Consulting activity and innovative technologies of its organization in an educational institution]. Profil'naya shkola = Profession-Oriented School, 2018, vol. 6, no. 1, pp. 15-21. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.12737/psh_1_2018_2

9. Uimanova N. A. Urovnevaya klassifikatsiya professional'nogo konsaltinga v pedagogicheskom samorazvitii prepodavatelya kolledzha [Level classification of professional consulting in the pedagogical self-development of a college teacher]. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya = Trends in the Development of Science and Education, 2020, no. 62-14, pp. 40-43. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43169708 (accessed 17.01.2022). (In Russ.).

10. Pesotskaya E. V., Selyutina L.G., Slinkov A. M, Ivanova M. O. Upravlencheskii konsalting v sisteme nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya [Management consulting in the system of continuing professional education]. Nauchnyi rezul'tat. Tekhnologii biznesa i servisa = Research Result. Business and Service Technologies, 2021, vol. 7, no. 3, pp. 84-95. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.18413/2408-9346-2021-7-3-0-7

11. Chudnovskii A. D., Zakharov G. V. Strategiya i konsalting v sfere vysshego obrazovaniya [Strategy and consulting in the field of higher education]. Sochi Journal of Economy, 2022, vol. 16, no. 1, pp. 4-10. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49473952. (accessed 28.01.2022).

The article was submitted 22.03.2023; approved after reviewing 19.04.2023; accepted for publication 15.05.2023.

About the authors Sergei Yu. Lavrentiev

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Technology and Professional Education, Mari State University (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation), lavrsu@mail.ru

Dmitry A. Krylov

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Head of the Department of Theory and Methodology of Technology and Professional Education, Mari State University (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation), krilda@mail.ru

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.