ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И РЕФОРМИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Методологические подходы к управлению здравоохранением в условиях социально ориентированной рыночной экономики
Романова А.П.
Белорусская медицинская академия последипломного образования, Минск
Romanova A.P.
Belarusian Medical Academy of Post-Graduate Education, Minsk
Methodological foundations of health care management in the context of social centered market economy
Резюме. Здравоохранение приобретает экономическое значение в укреплении общественного здоровья населения, становится фактором сокращения потерь трудовых ресурсов, повышения трудового потенциала и роста национального дохода. Система здравоохранения обеспечивает реализацию гарантированных прав граждан на защиту, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, поддержку долголетней активной жизни, получение бесплатной доступной медицинской помощи в случае утраты здоровья. При этом, опираясь лишь на свои возможности, система здравоохранения не в состоянии изменить отношение населения к здоровью. Особое место среди путей повышения эффективности функционирования здравоохранения в условиях ограниченных финансовых, кадровых и других ресурсов занимает определение и научное обоснование управленческих решений. Осмысление и творческое использование исторического опыта, достижений теории управления и инновационного менеджмента призваны способствовать развитию системы здравоохранения. Ключевые слова: здравоохранение, инновационное развитие, менеджмент, здоровье.
Медицинские новости. — 2013. — №12. — С. 47—50. Summary. Currently, health care gets the economic importance in strengthening the public health. It is a factor reducing the loss of labor, increasing labor potential and national Income. The health care system provides implementing the guaranteed rights of citizens to protect, preserve and strengthen their physical and mental health, supporting a long and active life, benefiting free medical care in case of loss of health. Given that the health care system relying on its own capabilities is not able to change the attitude of the population to the health. Determining and scientific grounding of decision making in management has its peculiar position among the measures for improving the health care system activity in limited financial, staff and other resources. The evaluation and creative implementation of the historic experience, achievements of management theory and innovative management are aimed at developing the public health system. Keywords: health care, innovation development, management, health. Meditsinskie novosti. - 2013. - N12. - P. 47-50.
Достижения Республики Беларусь на этапе суверенного развития обусловлены проведением в жизнь эффективной социальной политики, основная идея которой - забота государства о здоровье нации. Демографическая политика как часть социальной политики направлена на обеспечение достойного уровня и качества жизни, развитие человеческого потенциала, сохранение и укрепление здоровья населения. Мероприятия Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 гг., утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г., направлены на снижение общей смертности населения, увеличение ожидаемой продолжительности жизни [12]. Государственная политика в области демографической безопасности основывается на медико-социальной профилактике, цель которой - сохранение, восстановление и укрепление здоровья населения, развитие системы здравоохранения, популяризация и поддержание здорового образа жизни во всех сферах деятельности [13, 20]. Активная поддержка государством
преобразований в системе здравоохранения позволила Республике Беларусь занять лидирующие позиции среди стран СНГ по ряду медико-социальных показателей: материнской и младенческой смертности, смертности детского населения [11].
Здравоохранение, как проводник демографической политики государства, играет одну из ключевых ролей по обеспечению национальной безопасности и устойчивого развития общества. Система здравоохранения обеспечивает реализацию гарантированных прав граждан на защиту, сохранение и укрепление физического и психического здоровья, получение бесплатной доступной медицинской помощи в случае утраты здоровья. При этом деятельность института здравоохранения приобретает экономическое значение за счет предотвращения ущерба, связанного с потерями трудовых ресурсов, повышения трудового потенциала и роста национального дохода.
Потери населения в трудоспособном возрасте, нездоровая старость, инвалидность, затраты на лечение хрониче-
ских заболеваний особенно тяжелы для экономики страны, воспроизводства, восстановления и сохранения здоровья трудовых ресурсов. Негативная динамика показателей общей смертности, смертности в трудоспособном возрасте, особенно по предотвратимым причинам, в существенной мере определяют развитие и деятельность системы здравоохранения.
Глобализация, гуманизация современного общества, социально-экономические преобразования и научно-технический прогресс также повлияли на развитие института здравоохранения. Противоречием современного этапа развития здравоохранения является удорожание содержания системы оказания медицинский помощи на фоне стабильного финансового государственного обеспечения отрасли (процент от ВВП). Это определяет управление здравоохранением как один из наиболее сложных видов основных общественных функций государства. Хотя здравоохранение относится к достаточно устойчивым и стабильным системам, изменение состояния здоровья населения, его ухудшение и
негативные демографические процессы обусловливают необходимость его реформирования. Некоторые управленческие инновации осуществлялись в свете требований текущего момента без предварительных научных исследований. В связи с этим имели место возвраты к «дореформенному» состоянию по истечении ряда лет, а порой и десятилетий. Вместе с тем проведение реформ в здравоохранении позволило наработать бесценный опыт, изучить специфические особенности отрасли.
Общественное здоровье - важнейший экономический и социальный потенциал страны, на который оказывают влияние различные факторы окружающей среды и образ жизни населения. Здоровье населения находится в тесной взаимосвязи с социально-экономическим развитием общества и зависит от экономических, политических, социальных и прочих факторов [32]. Миссия системы здравоохранения - удовлетворение потребности членов общества быть здоровыми. Несмотря на декларируемый и реализуемый принцип профилактической направленности, точкой приложения здравоохранения является не условно здоровый, а больной гражданин, охрану и укрепление здоровья которого призвана обеспечить система государственного здравоохранения. Решение этой глобальной задачи без участия гражданского общества, активного привлечения граждан невозможно. Снижение ценностного отношения населения к своему здоровью осложняет функционирование общественной системы здравоохранения [26]. Поэтому исследование отношения граждан к своему здоровью, ожиданий от системы здравоохранения в динамике - важная составляющая процесса принятия эффективных стратегических решений в сфере охраны здоровья населения, направленных на снижение экономических потерь от временной нетрудоспособности, инвалидности, смертности населения, особенно трудоспособного возраста.
Обеспечение оптимального качества и безопасности жизни входит в круг задач межведомственного характера. Организация межведомственного взаимодействия по вопросам охраны здоровья населения - проблема, стоявшая перед здравоохранением в различные исторические периоды. Современный этап не является исключением. Успешная реализация мероприятий, направленных на стабилизацию и улучшение демографической ситуации, возможна при ус-
ловии эффективной межведомственной координации работы. Определение зоны ответственности системы здравоохранения, исключающей из своего ведения виды деятельности, которые реализуются другими отраслями народного хозяйства, разделение функций между министерством здравоохранения, другими министерствами и подчиненными органами исполнительной власти не в полной мере соответствуют современным требованиям по охране здоровья населения. Закрепление за министерством здравоохранения таких направлений, как оказание медицинской и лекарственной помощи населению, надзорная деятельность по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия, не привело к снижению уровня его ответственности за состояние здоровья населения.
Национальную систему здравоохранения необходимо рассматривать как основу устойчивого развития государства. Среди важнейших факторов экономического развития страны: науки, знаний и человеческого капитала - медицинские технологии определены как приоритетное направление инновационного развития. Создание и внедрение в практику новых технологий профилактики, диагностики, лечения, реабилитации направлено на снижение показателей заболеваемости, инвалидности, смертности, летальности, временной утраты нетрудоспособности, увеличения продолжительности и качества жизни трудовых ресурсов. Особое место среди путей повышения эффективности деятельности здравоохранения в условиях ограниченных финансовых, материальных, кадровых и других ресурсов занимает определение и научное обоснование новых управленческих решений [15].
Вопросы стратегического управления социально-экономическими системами рассматривались в трудах зарубежных ученых И. Адизеса [l], И. Ансоффа [2], Э. Деминга [9], П. Друкера [10]. Исследования отечественных ученых А.А. Брасса [3], Е.И. Велесько [5], В.Ф. Володько [6] и др. внесли вклад в совершенствование форм, методов и средств системного подхода к управлению организациями на фоне изменения масштабов управления на современном этапе развития общества. Теоретико-методологические подходы, сформулированные в работах указанных авторов, оказали влияние на развитие теории и практики управления, легли в основу исследований социально-экономических систем различной сложности и отраслевой принадлежности.
Исследования, направленные на повышение эффективности системы здравоохранения, ее развитие и реформирование, на поиск оптимальных подходов к управлению системой в целом и ее учреждениями, проводились многими учеными и практиками. Существенный вклад в изучение проблем управления здравоохранением внесли А.И. Вялков [7], Ю.М. Комаров [19], В.З. Кучеренко[21], Ю.П. Лисицын [22, 23], В.А. Медик [25], О.П. Щепин [36] и др. Большинство авторов указывает на необходимость оптимизации существующего порядка управления здравоохранением. В работах Л.А. Габуевой [8], Ф.Н. Кадырова [18], Н.Б. Мелянченко [27], В.И. Старо-дубова [31], Н.Г. Шамшуриной [34], Ю.Т. Шарабчиева [33], И.М. Шеймана [35] и др. исследованы вопросы реформирования, рыночные экономические отношения в здравоохранении, маркетинг медицинских услуг. Эволюция становления и развития отечественной медицины, особенности организации и направленности преобразований в здравоохранении в различные исторические периоды исследованы в работах отечественных ученых Г.Р. Крючка, Э.А. Вальчука, Н.Ф. Змачинской, И.А. Инсарова, К.Н. Анищенко, Е.М. Ти-щенко.
Цель проводимых в нашей стране реформ - разрешение проблем системы здравоохранения, и прежде всего, повышение ее социально-экономической эффективности. Однако, несмотря на достигнутые в результате преобразований результаты, в отрасли существует ряд нерешенных и недостаточно изученных проблем. Система здравоохранения республики остается недостаточно адаптированной к изменившимся экономическим, социальным, демографическим и другим факторам. Причинами изменчивости факторов, необходимость адаптации к которым возникает у систем здравоохранения, является не только формирование рыночной экономики, но и бурное развитие научно-технического прогресса взаимодействующих со здравоохранением отраслей народного хозяйства [30].
Решение задач сохранения и укрепления здоровья народа, повышение трудового потенциала и демографической безопасности страны, увеличение продолжительности и качества жизни населения возможны при условии адаптации системы здравоохранения к современным условиям. Процесс адаптации реализуется через изменение структуры, вы-
бор новых форм и методов управления, нетрадиционные подходы к формированию управленческих структур и процессу управления [29]. Совершенствование управленческой деятельности не требует значительных затрат, но результативность от внедрения инноваций в сфере управления достаточно высока. Необходимость тщательного изучения и анализа всего периода развития системы здравоохранения, стратегии и результатов инновационных проектов обусловлена тем, что риск вероятной ошибки при проведении преобразований в здравоохранении может быть критическим для здоровья будущих поколений.
Системный подход позволяет рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов и прогнозировать последствия для всех элементов системы в целом. Система здравоохранения представляет собой совокупность подсистем, выполняющих специфические функции и задачи, направленные на укрепление и сохранение здоровья населения. Системный подход к управлению социально-экономическими системами сформулирован в работах М. Месаровича [28], Л.А. Ис-магиловой [16], В.И. Канта [17]. Основные направления исследований систем управления здравоохранением касаются преимущественно изучения моделей его финансирования, повышения эффективности использования внутренних ресурсов, изменения подходов к управлению качеством в современной медицине [27]. Условием успешного решения задач по сохранению и укреплению здоровья населения является эффективное управление как организациями здравоохранения, так и системой здравоохранения в целом. Создание эффективных систем управления - один из путей развития национальных систем здравоохранения [7, 22, 23].
С развитием рыночных отношений, как в экономике страны в целом, так и в здравоохранении в частности, актуальность исследований в области теории и практики управления здравоохранением существенно возросла. Требуют изучения отношения с другими отраслевыми структурами и органами, с которыми здравоохранение как отрасль народного хозяйства находится в сложных взаимообусловленных связях. Взаимосвязь со всеми отраслями народного хозяйства, специфика отношений обусловливает принадлежность системы здравоохранения к классу слабо формализованных, что затрудняет применение классических математических методов для мо-
делирования [4]. В контексте изучения возможностей технологий управления для повышения эффективности функционирования здравоохранения необходимо проанализировать направленность реформ, проводимых в системе здравоохранения в различные периоды исторического развития и разработать оптимальный механизм организации здравоохранения на современном этапе развития страны. Осмысление и творческое использование прежнего исторического опыта, достижений теории управления и инновационного менеджмента призваны способствовать развитию системы здравоохранения, ее переходу с этапа стабилизации на этап устойчивого развития.
Исследование внутренних переменных, применение технологий управления, разработка и принятие решений, моделирование организационных структур управления приобретают особое значение в определении путей повышения эффективности функционирования системы, решении задач управления здравоохранением. Теория конвергенции, исходящая из общности социально-экономических, политических, организационных, технологических и прочих факторов в различных общественных системах, положена в основу исследования и моделирования систем здравоохранения. Идеи конвергенции проявляются в использовании общих приемов и законов управления. Создание более совершенных, более приспособленных систем через конвергенцию (слияние) различных общественных систем возможно на основании конвергирующих признаков: планирования, государственного регулирования, менеджмента и т.д. [23].
Здравоохранение как открытая социально-экономическая система развивается под воздействием не только внутренних, но и внешних факторов, каковыми выступают факторы внешней среды. Состояние общественного здоровья как фактор внешней среды оказывает влияние на специфику, особенности и направление развития системы здравоохранения. Государственная система здравоохранения, которая принята как национальная система здравоохранения Республики Беларусь, за годы становления и развития не раз претерпевала существенные изменения. Смена в течение жизни одного поколения структуры заболеваемости и причин смертности населения требовали принятия управленческих решений по определению направления
дальнейшего развития здравоохранения. За годы существования система здравоохранения неоднократно перестраивалась, неоднократно разрабатывался и внедрялся обширный перечень понятий (терминов), принимаемых к использованию в теории и практике управления здравоохранением. Ряд базовых понятий используется в нескольких, существенно различающихся значениях. В течение последних тридцати лет здравоохранение определялось как «система государственных и общественных мероприятий...», а не самостоятельная социально-экономическая система, и как «деятельность государства и всего общества.», а также как «система организаций, учреждений, предприятий.» [23].
Управление сложными социально-экономическими системами, к которым относится здравоохранение, невозможно без четко определенного и закрепленного сущностного содержания используемых понятий. Проведение реформ в здравоохранении «в узком смысле» не способствовало формированию комплексного подхода к охране здоровья населения - здравоохранению «в широком смысле» [22]. Терминологическая точность является ключевым моментом в эффективном управлении социально-экономическими системами. Несмотря на важность данного вопроса, на сегодняшний день нет единой точки зрения по определению здравоохранения как социально-экономической категории, что приводит к искажению полученных результатов исследований и реформ, значительным экономическим издержкам. Однозначность трактовки основных терминов и понятий - необходимое условие для развития отрасли в период реформирования и разработки концепции развития здравоохранения.
Переход к инновационному типу развития в новых общественно-политических и социальных условиях требует разработки соответствующей стратегии развития здравоохранения и совершенствования организационной структуры управления отраслью. Этой теме посвящены работы А.В. Игнатьевой [14], А.А. Манько [24].
Управление здравоохранением -часть системы производственно-экономических отношений, которые являются предметом изучения теории управления. Интерес медицинской науки к проблемам сохранения и поддержания как общественного, так и индивидуально-
го здоровья реализуется в выполнении исследований технологий управления здравоохранением. Изучение причин и поиск разрешения проблем здравоохранения необходимо проводить с использованием фундаментальных положений теории управления. Повышение эффективности управления здравоохранением в современных условиях и в стратегическом плане возможно только при комплексном анализе. Рассмотрение здравоохранения как социально-экономической категории направлено на определение субъектов деятельности по сохранению и укреплению здоровья населения, анализ специфики социально-экономических отношений, разработку и выбор управленческих решений, оптимизацию организационных технологий управления здоровьем и здравоохранением на основе системного моделирования. Данный подход позволит интегрировать разработанные и изученные модели и технологии для повышения эффективности функционирования системы здравоохранения, с целью решения социально значимой задачи улучшения состояния здоровья населения. Инновационные изменения в системе управления позволят осуществить переход от управления здравоохранением к управлению общественным здоровьем.
Для определения основных направлений прогрессивного реформирования здравоохранения в современных условиях необходим всесторонний анализ развития отрасли. Исследования внутренних переменных системы здравоохранения недостаточно полно освещены в экономической и медицинской литературе. Не выработана стратегия охраны здоровья населения на перспективу, в частности по реализации профилактической направленности в деятельности заинтересованных ведомств и служб, оздоровления окружающей среды, создания условий
для здорового образа жизни. Решение данной проблемы требует проведения анализа, разработки методологических основ моделирования и управления здравоохранением, отражающих социальные и экономические закономерности функционирования и развития отрасли в условиях социально ориентированной рыночной экономики. На основании этого могут быть определены и обоснованы изменения в технологии управления здравоохранением, направленные на повышение его медицинской, социальной и экономической эффективности.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Адизес И. Управляя изменениями. - СПб.: Питер, 2012. - 224 с.
2. Ансофф И. Стратегический менеджмент. - СПб.: Питер, 2009. - 344 с.
3. Брасс А.А. Менеджмент: наука и практика конструктивного руководства. - Мн.: Соврем. шк.,
2006. - 192 с.
4. Бухарбаева Л.Я. // Медицинская техника. -2002. - №6. - С.40-44.
5. Велесько Е.И. // Проблемы теории и практики управления. - 2011. - №4. - С.23-28.
6. Володько В.Ф. // Вестник БГМУ. - 2010. - №6. -С.75-81.
7. Вялков А.И. Оценка эффективности деятельности медицинских организаций. - М.: Гэотар-мед., 2004. - 104 с.
8. Габуева Л.А., Захарченко Н.Д., Киреев С.А. // Главврач. - 2009. - №9. - 20 с.
9. Деминг Э. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. - М.: Альпина Паблиш., 2011. - 400 с.
10. Друкер П. Менеджмент. Вызовы XXI века. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. - С.256.
11. Жарко В.И., Малахова И.В., Новик И.И., Са-чек М.М. Здравоохранение Республики Беларусь: прошлое, настоящее, будущее. - Минск: Минскпро-ект, 2012. - 320с.
12. Закон Республики Беларусь «О демографической безопасности Республики Беларусь» в области здравоохранения / В.И.Жарко [и др.] // Управление здравоохранением и обеспечение демографической безопасности Республики Беларусь: м-лы Респ. науч.-практ. конф. - Минск,
2007. - С.9-11.
13. Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993г. №2435-Х11 «О здравоохранении» (в ред. Закона Республики Беларусь от 20.06.2008 №363-З).
14. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления. - М.: Юнити- Дана, 2011. - 167 с.
15. Инвестиции в здоровье населения - инвестиции
в будущее // Управление здравоохранением и обеспечение демографической безопасности Республики Беларусь: м-лы Респ. науч.-практ. конф. -Минск, 2007. - С.7-9.
16. Исмагилова Л.А., Орлова Е.В. Многокритериальный выбор решений на основе метода анализа иерархий. - Уфа: УГАТУ 2009. - 26 с.
17. Кант В.И. Методология системного подхода и ее применение в практике здравоохранения. - М.: Медицина, 1978. - 136с.
18. Кадыров Ф.Н. Экономические методы оценки эффективности деятельности медицинских учреждений. - 2-е изд. - М.: Менеджер здравоохр., 2011. - 469 с.
19. Комаров Ю.М. // Экономика здравоохранения. -
1997. - №12. - С.18-21
20. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп.). - Минск: Беларусь, 1997.
21. Кучеренко В.З., ДанишевскийК.Д. // Экономика здравоохранения. - 2000. - №7. - С.5-12.
22. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учеб. для вузов. - М.: Гэотар-Мед., 2002. - С.376-386.
23. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. - М.: Гэотар- Мед., 2010. - 512 с.
24. Манько А.А. Модернизация организационных структур управления в постиндустриальном обществе. - Минск: Мисанта, 2010. - 198с.
25. Медик В.А. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2008. -№5. - С.3-4.
26. Медик В.А.., Осипов А.М. Общественное здоровье и здравоохранение: медико-социологический анализ. - М.: РИОР; ИНФРА-М., 2012. - 358 с.
27. Мелянченко Н.Б. Общие методологические подходы к стратегии развития здравоохранения РФ (на период 2008-2017). - Москва, 2007.
28. Месарович М. Общая теория систем: математические основы / М.Месарович, Я.Т.Акахара; пер. с англ. Э.Л.Наппельбаума; под ред. В.С.Емельянова. - М.: Мир, 1978.
29. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1997. - 704 с.
30. Социальная медицина и организация здравоохранения (рук-во для сотрудников, клинических ординаторов и аспирантов). В 2 т. / В.А.Миняев, Н.И.Вишняков, В.К.Юрьев, И.С.Лучкевич. - СПб.,
1998.
31. Стародубов В.И, Флек В.О. Эффективное использование финансовых ресурсов. - М.: Менеджер здравоохранения, 2006. - 192 с.
32. Тищенко Е.М. Общественное здоровье и здравоохранение / Е.М.Тищенко, Г.И.Заборовский. - Гродно, 2004. - 156 с.
33. Шарабчиев Ю.Т. // Мед. новости. - 2006. -№3. - С.83-88.
34. Шамшурина Н.Г. // ГлавВрач. - 2006. - №7.
35. Шейман И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранением. - М., 1998.
36. Щепин О.П., Тищук Е.А. // Пробл. социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. -2002. - №5. - С.23-25.
Поступила 15.08.2013 г.
В связи с развитием нового направления - изготовление ортопедических стелек - СЗАО «Ялина» приглашает к сотрудничеству ВРАЧА-ОРТОПЕДА (специалиста по ортопедии) для работы в ортопедическом кабинете. Основные обязанности: консультация клиентов и подбор ортопедических стелек.
Предлагаем частичную занятость и сдельную оплату труда. Если вы обладаете всеми профессиональными компетенциями, ответственны, коммуникабельны и желаете влиять на свой доход, то мы ждем Вас в нашей команде.
Адрес: Минск, ул. Московская, 20.
Контактные телефоны: (8 044) 599 23 21, (8 017) 204 40 12
ялина
сеть мастерских