Научная статья на тему 'Методологические подходы к управлению инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере'

Методологические подходы к управлению инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / БАНКОВСКАЯ СФЕРА / METHODOLOGICAL APPROACHES / MANAGEMENT / INNOVATIVE DEVELOPMENT / HUMAN CAPITAL / BANK SPHERE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тебекин А.В., Сапачева И.В.

Описана проблема формирования методологии управления инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере. Представлена научная гипотеза, схем и ожидаемые результаты методологического совершенствования управления инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тебекин А.В., Сапачева И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE MANAGEMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL IN THE BANKING SECTOR

The problem of formation of methodology of management by innovative development of the human capital in the bank sphere is described. The scientific hypothesis, schemes and expected results of methodological improvement of management by innovative development of the human capital in the bank sphere is presented.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к управлению инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ

Тебекин А.В., д.т.н., д.э.н., профессор, ГБОУ «ИннАрт»

Сапачева И.В., к.э.н., Заместитель председателя правления ОАО «Межрегиональный Коммерческий Банк «Замоскворецкий»

Описана проблема формирования методологии управления инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере. Представлена научная гипотеза, схем и ожидаемые результаты методологического совершенствования управления инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере.

Ключевые слова: Методологические подходы, управление, инновационное развитие, человеческий капитал, банковская сфера.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE MANAGEMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL IN THE BANKING SECTOR

Tebekin A., Doctor of Techniques, Doctor of Economics, professor, GBOU «Moscow Center for innovation and scientific and technical

creativity»

Sapacheva I., Ph.D., deputy chairman of board of directors, Interregional Commercial Bank «Zamoskvoretskiy», JSC

The problem offormation of methodology of management by innovative development of the human capital in the bank sphere is described. The scientific hypothesis, schemes and expected results of methodological improvement of management by innovative development of the human capital in the bank sphere is presented.

Keywords: Methodological approaches, management, innovative development, human capital, bank sphere.

В условиях перехода национальной экономики от экспортно-ориентированной сырьевой модели к социально-ориентированной инновационной модели одной из ключевых задач является развитие человеческого капитала как фундамента шестого технологического уклада, основанного на экономике знаний и высоких технологий.

Развитие человеческого капитала подразумевает реализацию системных преобразований двух типов. С одной стороны это преобразования, направленные на повышение конкурентоспособности кадрового потенциала и рабочей силы всех секторов экономики. С другой стороны это преобразования, направленные на улучшение качества социальной среды, условий труда и отдыха людей.

Среди стратегических целей и приоритетов развития человеческого капитала выделяются два направления.

С одной стороны, это реализация демографической политики и политики народосбережения, развитие здравоохранения, развитие физической культуры и спорта, развитие культуры и средств массовой информации, повышение доступности жилья, развитие экологической безопасности экономики и экологии человека.

С другой стороны, развитие человеческого капитала связано с развитием социальных институтов и социальной политики, с развитием молодежной политики, с развитие рынка труда и с развитием всех форм образования.

При этом модернизация системы образования рассматривается как необходимое условие для формирования инновационной экономики, обеспечения требуемой динамики экономического роста, социального развития общества, благополучия граждан и безопасности страны, лежащих в основе развития человеческого капитала.

Понимание того, что развитие человеческого капитала как ключевого фактора развития производительных сил является одной из наиболее важных задач социально-экономического развития, требует осуществления поиска конкурентных преимуществ различных в реализации процессов развитие человеческого капитала во всех сферах производственно-хозяйственной деятельности, включая банковскую сферу. Особенно остро конкуренция хозяйствующих субъектов в части человеческого капитала проявляется в эпоху глобализации экономики.

Человек как носитель интеллектуального капитала в отличие от материальных продуктов и технологий (в том числе информационных) не может быть «закреплен» за конкретным хозяйствующим субъектом, что создает известную проблему развития человеческого капитала предприятия, включающего следующие аспекты.

С одной стороны, вложения в обучение, подготовку, перепод-

готовку и повышение квалификации персонала, приводящие к росту человеческого капитала. Как правило, это достаточно дорогостоящие процессы, в том числе в банковской сфере.

С другой стороны, это удержание квалифицированного персонала, который потенциально может перейти к конкурентам, не только уменьшив тем самым суммарное значение человеческого капитала предприятия, но и, возможно, нанося урон своему бывшему предприятию путем передачи инсайдерской информации конкурентам1. Это, как правило, очень болезненная проблема для банковского сектора, участники которого традиционного работают на одних и тех же рынках.

Требования к развитию человеческого капитала хозяйствующих субъектов определяться рыночными потребностями к достаточно частому и порой непрерывному обновлению технологий, ускоренному освоению инноваций, быстрой и гибкой адаптации к реалиям макроэкономической динамики.

Приведение процессов развития человеческого капитала в соответствие быстро изменяющимся организационно-экономическим механизмам хозяйствования, определяемым в свою очередь перспективными тенденциями экономического развития и общественных потребностей, призвано не только повысить практическую ориентацию развития человеческого капитала, его инвестиционную привлекательность, но и качественно повысить на этой основе эффективность функционирования экономических систем.

Проблемы инновационного развития хозяйствующих субъектов были и остаются в центре внимания отечественных и зарубежных ученых.

Необходимо признать, что наряду с широким освещением общеметодологических проблем развития инновационной деятельности экономических систем2, проблем оценки эффективности инновационного развития3, проблемы инновационного развития в прикладных сферах управления человеческим капиталом4, где описаны концептуальные принципы, стратегий и модельных описаний современных подходов к управлению человеческим капиталом, большое внимание уделено поиску форм практической ориентации хозяйствующих субъектов на реализацию методов управления развитием человеческого капитала, адекватных многофакторным изменениям многомерного рыночного пространства., а также существенное развитие получило решение задачи формирования и использования параметров и индикаторов, характеризующих эффективность управления развитием человеческого капитала в субъектах хозяйствования, необходимо отметить, что в общей про-

'Тебекин А.В. Управление персоналом. - М.: КноРус, 2014.

2 Гольдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998.

3Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. - М.: Юрайт, 2014.

4Журавлёв М.В. Управление человеческим капиталом в интересах инновационного развития. Новый подход к определению / М.В. Журавлёв // Электронный научный журнал: Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 2. - С. 285-290.

блеме превращения человеческого капитала в один из решающих факторов эффективного инновационного развития хозяйствующих субъектов банковской сферы, являющихся центрами формирования выручки и прибыли, активно участвующими в создании ВВП, методологические аспекты управления инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере не нашли должного отражения в научной литературе.

Решение проблемы управления человеческим капиталом в банковской сфере требует системного осмысления и комплексного разрешения противоречий:

- между объективно сложившимися проблемами управления инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере и возможностями использования методологических инструментов для управления инновационным развитием человеческого капитала организаций;

- между внутренним потенциалом, определяющим перспективы инновационного развития человеческого капитала в банковской сфере, и внутренними же ограничениями, определяющими необходимость осуществления преимущественно традиционной (рутинной) деятельности;

- между возможностями, обеспечиваемыми стремительными развитием технологий управления человеческим капиталом, с одной стороны, и угрозами, связанными с рисками потерь высококвалифицированного человеческого капитала в результате рыночной конкуренции;

- между потенциальными перспективами повышения эффек-тивностиуправления инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере и отсутствием обоснованныхконцеп-туальных положений по управлению инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере;

- между множеством вариантов моделей управления инновационным развитием человеческого капитала, с одной стороны, и отсутствием разработки рациональной стратегииуправления инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере, с другой стороны;

- между разработанными общими методическими подходами к организации мониторинга процессовуправления инновационным развитием человеческого капитала, с одной стороны, и оптимизацией процессов реализации программуправления инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере, с дугой стороны;

- и т.д.

Необходимость решения проблемы методологического обоснования подходов к эффективному управлению инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере с учетом перечисленных противоречий позволили сформулировать следующую гипотезу научного исследования.

В условиях эволюционного перехода мировой экономики от пятого технологического уклада, характеризующегося сменой разрозненных фирм единой сетью крупных и мелких компаний, соединенных электронной сетью Интернет, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологий, контроля качества продукции, планирования инноваций, к шестому, характеризующемуся (наряду с дальнейшим развитием гибкой автоматизации производства, космических технологий, производством конструкционных материалов с заранее заданными свойствами, расширением сферы использования экологически чистых энергоносителей и возобновляемых источников энергии) вложениями в человека, включая: систему образования нового уровня, высокие гуманитарные технологии, повышение способностей человека и организаций, проектирование будущего и управление им, технологии синтеза и утилизации социальных субъектов, уместно предположить, что развитие человеческого капитала становится одним из ключевых источников роста экономики. При этом темпы развития человеческого капитала в финансовой сфере, в частности в банковском секторе, должны быть адекватны темпам развития человеческого капитала в сфере перерабатывающих отраслей и в сфере услуг, что обеспечит гармоничное развитие всей структуры отечественной экономики. Указанные обстоятельства требуют формирования теоретико-методологических положений и практических подходов к управлению инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере.

Решение указанной проблемы, имеющее целью методологическое обоснование подходов к эффективному управлению инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере, способных повысить как уровень качества хозяйственной

деятельности непосредственно коммерческих банков, так и вывести на качественно новый уровень взаимоотношения коммерческих банков с хозяйствующими субъектами реального сектора экономики, что призвано повысить темпы роста ВВП РФ, требует решения следующего комплекса взаимосвязанных научных задач.

Во-первых, необходимо провести исследование теоретико-методологических основ управления инновационным развитием человеческого капитала, включая:

- исследование теоретических основ управления инновационным развитием человеческого капитала экономических систем;

- определение принципов и тенденций управления инновационным развитием человеческого капитала экономических систем;

- рассмотрение методологических основ формирования систем управления инновационным развитием человеческого капитала организаций.

Во-вторых, необходимо провести комплексный анализ факторов и условий эффективной инновационного развития человеческого капитала в банковской сфере, включая:

- методологические исследования анализа, методов оценки, моделирования и прогнозирования процессов управления инновационным развитием человеческого капитала;

- анализ мирового опыта управления инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере;

- исследование внешних факторов, определяющих эффективность управления инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере;

- анализ внутренних факторов, определяющих эффективность управления инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере.

В-третьих, требуется разработка концепции управления инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере, включающая:

- анализ существующих подходов куправлению инновационным развитием человеческого капитала в отечественной банковской сфере;

- оценку возможностей и перспектив повышения эффективно-стиуправления инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере;

- обоснованиеконцептуальных положений по управлению инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере.

В-четвертых, требуется разработка стратегии управления инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере, включая:

- формирование целевой функции эффективности управления инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере;

- анализ вариантов моделей управления инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере;

- определение рациональной стратегииуправления инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере.

В-пятых, самостоятельной задачей представляется разработка методических рекомендаций по повышению эффективности управления инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере, включая:

- формирование методического подхода к организации мониторинга процессовуправления инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере;

- обоснование способа оптимизации процессов реализации программуправления инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере;

- разработка рекомендаций по оценке эффективностиуправления инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере.

Разработка в результате решения перечисленных задач положений методологического подхода к управлению инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере позволит:

- исследовать закономерностиуправления инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере;

- обеспечить формирование систем управления инновационным развитием человеческого капитала коммерческих банков;

- детальнее анализировать мировой опыта управления инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере;

- исследовать влияние внешних и внутренних факторов на эффективность управления инновационным развитием человеческого

капитала в банковской сфере;

- анализировать продуктивность различных подходов куправ-лению инновационным развитием человеческого капитала в отечественной банковской сфере;

- оценивать возможности и перспективы повышения эффек-тивностиуправления инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере;

- анализировать варианты моделей управления инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере;

- осуществлять практическую оптимизацию процессов реализации программуправления инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере;

- осуществлятьоценку эффективностиуправления инновационным развитием человеческого капитала в банковской сфере.

Литература:

1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е издание / Перев.с англ. под ред. С.К. Мордовина. - СПб.: Питер, 2004.

2. Гальцов М. В. Инвестиции в человеческий капитал как инструмент инноваций в управлении персоналом // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. - 2011. - № 1. - С. 112-117.

3. Гольдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент. - Таганрог:

Изд-во ТРТУ, 1998.

4. Журавлёв М.В. Управление человеческим капиталом в интересах инновационного развития. Новый подход к определению / М.В. Журавлёв // Электронный научный журнал: Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 2. - С. 285-290.

5. Ковалев С. В. Стратегическое управление и планирование инновационного развития социально-экономических систем с учетом фактора человеческого капитала. // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. - 2011. - № 2. - С. 45-50.

6. Родионова Е. М., Кузьмина Е. Е. Институциональные инновации на рынке человеческого капитала России. // Инновации. - 2007. - № 10. - С. 41-45.

7. Смирнова М.А. От управления персоналом и управления человеческими ресурсами к управлению человеческим капиталом при помощи инноваций // Сборник материалов по итогам Третьей международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 27-30 июля 2011 года / Под общей редакцией профессора О. Н. Мельникова. - М.: Креативная экономика, 2011. - 496 с.

8. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. Изд.2-е - М.: Юрайт, 2014.

9. Тебекин А.В. Управление персоналом. - М.: КноРус, 2014.

ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Алексеев И.В., аспирант кафедры менеджмента и маркетинга ЧОУ ВО «Московский университет им. С.Ю. Витте»

Статья посвящена вопросам изменения маркетинговых процессов предприятий, связанных с развитием современных интернет-технологий. Авторами показано, что данный фактор является связующим элементом в экономической среде между всеми субъектами рынка.

Ключевые слова: интернет-технологии, интернет-маркетинг, маркетинговая деятельность.

INTERNET TECHNOLOGY IS A FACTOR OF MARKETING ACTIVITY DEVELOPMENT FOR INNOVATIVE ENTERPRISES

Alexeev I., Ph.D. of the Management and marketing chair, Moscow Witte University

The article is dedicated to the question of marketing processes change of the enterprises, connected to the development of modern technologies. It was shown by the author that the given factor is linking element in the economic environment among all the market subjects.

Keywords: internet-technology, internet-marketing, marketing activities.

Научные исследования, касающиеся вопросов интернет-маркетинга, сосредоточены в настоящее время на изучении и дальнейшем применении возможностей практических инструментов виртуального пространства для предприятий различных отраслей экономики. Анализ влияния внешней экономической среды, формирующий в перспективе новые интернет-технологии, остается вне исследований. В этой связи озвученная проблема становится ключевым направлением при поиске факторов, воздействующих на развитие маркетинговой деятельности инновационных предприятий.

Современная литература трактует маркетинговую деятельность как процесс, направленный на построение коммуникаций с потребителями. Среди основных функций, способствующих достижению этой цели, выделяют создание адаптивной товарной политики и сбалансированного ценообразования. При таком векторе развития маркетинговые комплексы становятся конкурентоспособными, но если задача не связана напрямую с взаимодействием целевой аудитории, то анализ данной сферы исключается из поля зрения большинства маркетологов. Представленные выводы подтверждают исследования Т.Н.Черняховской. Автор утверждает, что маркетинговая деятельность на предприятии сводится к достижению своих целей исключительно в результате удовлетворения нужд потребителя [7,С.30]. Таким образом, роль маркетинга сводится к совершенствованию производства и товаров.

Маркетинговую деятельность инновационного предприятия в условиях последовательной смены норм поведения, охватывающей все уровни и функциональные сферы экономики, необходимо рассматривать через призму трех элементов: стратегии развития, хозяй-

ственного механизма и кадрового состава [5, С.74]. Представленная точка зрения базируется на определении деятельности предприятия как формы верификации отдельных людей с текущими процессами и целями окружающей экономической среды. Компоненты этого блока взаимозависимы, т.е. трансформация одного из них ведет к перестройке целой системы [3, С.49].

В данной концепции интернет-технологии выступают источником внешних изменений, поэтому цели маркетинговой деятельности должны быть скорректированы с учетом этого аспекта. Выбор наблюдаемого окружения специалистами предприятий должен быть оптимально сбалансирован. От правильной постановки целей зависит получение актуальных знаний об исследуемых отраслях виртуального и реального секторов экономики.

Влияние интернет-технологий на маркетинговую деятельность предприятий предопределили два фактора ее развития. Во-первых, изменения сферы маркетинга достигли пределов роста значений виртуального пространства и тем самым вышли из-под его влияния. Во-вторых, информационный обмен стал технологически разносторонним и приобрел новые свойства. Общепризнанно, что рынок информационных ресурсов является основой для постепенной трансформации традиционных форм хозяйствования в экономическую систему информационного типа [1, С.32]. Итогом этих изменений маркетингового комплекса стало появление тенденции к саморегулируемому изменению рыночного окружения предприятий.

Сохранение маркетинговых целей на предприятиях без их корректировки с текущими технологиями приводит к снижению эффективности внутренних маркетинговых отделов, отвечающих за мониторинг рынка. По мере распространения инноваций в раз-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.