Научная статья на тему 'Методологические подходы к проведению комплексного медико-социального исследования образа жизни и состояния здоровья работающих женщин пенсионного возраста'

Методологические подходы к проведению комплексного медико-социального исследования образа жизни и состояния здоровья работающих женщин пенсионного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
87
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к проведению комплексного медико-социального исследования образа жизни и состояния здоровья работающих женщин пенсионного возраста»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ КОМПЛЕКСНОГО МЕДИКОСОЦИАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩИХ ЖЕНЩИН ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА

Егорова О.В.

Российский государственный медицинский университет, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, г.Москва

На кафедре общественного здоровья и здравоохранения РГМУ в течение трёх лет проводилось комплексное медико-социальное исследование образа жизни и состояния здоровья работающих женщин пенсионного возраста. Цель исследования: разработать рекомендации по улучшению состояния здоровья женщин старше трудоспособного возраста с учётом их трудовой активности. Объектом исследования явились женщины пенсионного возраста: основная (опытная) группа - 404 работающие женщины пенсионного возраста

Пензенской области, контрольная группа - 230 неработающих женщин пенсионного возраста Пензенской области; учреждения здравоохранения указанного региона; 100 руководителей учреждений здравоохранения Пензенской области; 250 студентов старших курсов медицинских вузов. В работе использован комплекс медикосоциальных методов: статистический, социологический, монографический, исторический и ряд других.

Исследование проведено в пять этапов. На первом этапе проведено сплошное статистическое изучение состояния здоровья женского населения пенсионного возраста РФ по медико-демографическим показателям, заболеваемости и инвалидности (использовались статистические материалы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и субъектов РФ); определён субъект РФ для проведения настоящего исследования (Пензенская область). На втором этапе проведено изучение состояния здоровья женского населения Пензенской области по статистическим материалам Пензенского областного медицинского информационно-аналитического центра, отчетной медицинской документации ЛПУ Пензенской области, информации ЗАГС Пензенской области за 2002- 2008 годы. На третьем этапе изучены образ жизни, состояние здоровья женщин пенсионного возраста и организация им медицинской помощи. Для проведения анкетирования отобраны один город и 14 сельских муниципальных образований, общая численность населения которых составляет более 1А численности населения Пензенской области. Обязательным условием отбора было включение не мене двух представителей районов обслуживания каждым межрайонным центром (третий этап оказания медицинской помощи сельским жителям). Анкетирование женщин пенсионного возраста проводилось выборочным бесповторным методом. Всего заполнено 404 анкеты работающих женщин пенсионного возраста (основная группа) и 230 анкет неработающих женщин пенсионного возраста (группы сравнения). Группировка заболеваний проводилась в соответствии с МКБ-10.

При изучении организации медицинской помощи женщинам пенсионного возраста производились расчёт и оценка показателей медицинской и социальной эффективности. На четвёртом этапе проанализировано мнение студентов выпускных курсов РГМУ, МИМСР, МАМИ по вопросам организации медицинской помощи женщинам пенсионного возраста и роли труда в их состоянии здоровья. На пятом этапе изучено взаимовлияние трудовой активности, образа жизни и состояния здоровья женщин пенсионного возраста. Представленная методика позволила комплексно изучить образ жизни, состояние здоровья женщин старше трудоспособного возраста и оценить роль трудовой активности в их состоянии здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 2. № 4.

11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.

12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

Материалы1 XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010

Стр. [184]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.