Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

285
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / КРИТЕРИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ ДОСТУПНОСТЬ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ / ОЦЕНКА УРОВНЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / FOOD SECURITY / FOOD MARKET / THE CRITERIA OF FOOD SECURITY / ECONOMIC AND PHYSICAL AVAILABILITY OF FOOD / ASSESSMENT OF FOOD SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравченко Алла Анатольевна

В статье рассматривается международный опыт и российская практика оценки уровня продовольственной безопасности. Анализируется широкий спектр показателей оценки состояния продовольственной безопасности, приводятся их пороговые значения. Рассматриваются рекомендации ФАО по оценке состояния продовольственной безопасности на основе балансов продовольственных ресурсов, модель доступности продовольствия, модель потребления продуктов питания. Приводятся современные критерии продовольственной безопасности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metodological approaches for estimate of food security situation

The article deals with international experience and Russian practice assessing the level of food security. Examines a wide range of indicators to assess the state of food insecurity, given their thresholds. Considered the recommendations of the FAO to assess the state of food security based on food balance sheet, the model of food availability, consumption of food. Provides modern criteria of food security.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

2. Кузык Б.Н., Титаренко М.Л. Китай—Россия 2050: стратегия развития. — М.: Институт экономических стратегий, 2006. — 656 с.

3. Ларин В.Л. Переферия сверхдержав: Дальний Восток России в российско-китайских, российско-американских и российско-японских отношениях на рубеже веков // Вестн. ДВО РАН. - 2002. - № 1. - С. 3-16.

4. Минакир П.А. Россия в Северо-Восточной Азии //Движение регионов России к инновационной экономике. -М.: Наука, 2006. - С. 307-319.

5. Приграничные и трансграничные территории Азиатской России и сопредельных стран / П.Я. Бакланов, А.К. Тулохонов; Рос. Акад. Наук, Сиб. отделение, БИП. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. - 610 с.

6. Бакланов П.Я., Шинковский М.Ю., Волынчук А.Б., Романов М.Т. и др. Трансграничный регион: понятие, сущность, форма. - Владивосток: Дальнаука, 2010. - 276 с.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОцЕНКЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

A.A. Кравченко *

Периодические обострения на мировом продовольственном рынке, вызываемые существенным ростом платежеспособного спроса в развивающихся странах, интенсивным развитием биоэнергетики в развитых странах, снижением уровня мировых запасов продовольствия, развитием мирового финансового и фондового кризиса, обусловливают необходимость постоянного мониторинга за состоянием продовольственной безопасности и ее оценки. Объективная оценка её уровня позволяет более точно учитывать и эффективно использовать сложившиеся условия. А это определяет необходимость наличия количественной и качественной оценки этой категории, введения специальных показателей для рассмотрения ее в динамике и в сравнении.

Состояние продовольственной безопасности населения оценивается широким спектром показателей и отвечает конкретному набору предъявляемых требований. При выборе оценочных показателей используются как общие, так и специфические подходы. Общим из них является то обстоятельство, что продовольственная безопасность рассматривается и в мировом масштабе, и в каждой отдельной стране в двух плоскостях: относительно к территории и к каждому индивидууму.

В формировании системы критериев и параметров продовольственной безопасности регионов необходимо использовать следующие признаки [1, с. 267]:

• комплексность - анализ и учет всех сторон объекта изучения;

• системность - учет ряда взаимосвязей и взаимозависимостей;

• вариантность (альтернативность), т.е. выявление и обоснование нескольких вариантов выхода из кризисной ситуации;

* Кравченко Алла Анатольевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры международного менеджмента российско-американского факультета института менеджмента и бизнеса ДВГУ. Email: <kmm2008@bk.ru>.

70

• приоритет продовольственной безопасности как важного элемента оценки жизнедеятельности населения;

• приемлемый риск — выявление и реализация доступных мер по недопущению возникновения пороговых ситуаций.

Сущность продовольственной безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Под критерием понимается признак, на основе которого возможно классифицировать объекты или явления. Для различных уровней экономики существуют дифференцированные критерии продовольственной безопасности. Рассматриваются следующие уровни экономики [5, с. 76]: мировой; национальный; региональный; местный; уровень домашних хозяйств.

Для мирового уровня в соответствии с рекомендациями ФАО устанавливаются следующие показатели оценки состояния продовольственной безопасности: объемы переходящих запасов зерна в мире; уровень производства зерна в расчете на душу населения.

К вышеперечисленным показателям, применимым к миру в целом, также можно отнести специальную методическую базу, разработанную социальным комитетом по международной продовольственной безопасности ФАО. Она основывается на семи основных показателях, наиболее известный из которых представляет собой отношение мировых запасов зерна к его общемировому потреблению. Безопасным считается уровень переходящих запасов, соответствующих 60 дням мирового потребления зерна, или примерно 17% от всего объема его потребления. Следующие пять показателей характеризуют состояние с зерном для основных стран-экспортеров и стран-импортеров. Для стран-экспортеров оцениваются: отношение предложения зерна пяти главных экспортеров (Аргентина, Австралия, Канада, ЕС, США) к требуемому количеству и доля переходящих запасов к общему потреблению в этих странах — общий и дифференцированный по видам: пшеница (Аргентина, Австралия, Канада, ЕС, США), кормовое зерно (Аргентина, Австралия, Канада, ЕС, США) и рис (Китай, Пакистан, Таиланд, США, Вьетнам); стран-импортеров — изменения в производстве зерна (Китай, Индия и страны СНГ), изменения в производстве зерна в развивающихся странах, за исключением Китая и Индии. Последним показателем ФАО для оценки глобальной продовольственной безопасности являются среднегодовые экспортные цены, отслеживаемые по пшенице, кукурузе и рису.

Показатель запасов зерна, равный объему его двухмесячной потребности, используется как критический предел утраты продовольственной безопасности и применительно к ее оценке для отдельной страны. В мировой практике применяется и другой критический предел — «критерий импортной опасности», равный 0,3. Он означает критическую долю импортного продовольствия на внутреннем рынке [2].

На втором, третьем и четвертом уровнях экономики продовольственная безопасность характеризуется такими показателями, как уровень потребления продовольствия на душу населения в калорийном эквиваленте; коэффициент самообеспеченности продовольствием. Отметим, однако, что в науке не рассматривается необходимость и возможность получения интегральной оценки продовольственной безопасности на базе приведенных частных характеристик.

71

На последнем уровне — уровне домашних хозяйств — рассматривают показатели уровня доходов населения и уровня цен на продовольственные товары.

К современным критериям продовольственной безопасности относятся:

• доля расходов на продовольствие в общих расходах отдельных групп населения;

• территориальная доступность продуктов (измеряемая путем сравнения уровня розничных цен на одинаковые товары в разных регионах страны);

• уровень «удобства» продовольствия (доля в потреблении современных продуктов, которые снижают потери и экономят время работы в домашнем хозяйстве);

• степень «натуральности» и доброкачественности продуктов;

• влияние качества продуктов на состояние здоровья и продолжительность жизни (в том числе продуктов, полученных с помощью методов генной инженерии и биотехнологии).

По существующим критериям продовольственная безопасность государства будет достигнута полностью, если:

• население страны обеспечено экологически чистыми, полезными для здоровья продуктами питания отечественного производства по научно-обоснованным нормам с учетом пола, возраста, условий труда, природно-климатических условий и национальных традиций;

• цены на эти продукты питания доступны всем гражданам, многодетным семьям, пенсионерам независимо от национальной принадлежности и профессии;

• созданы стратегические запасы продовольствия на случай стихийных бедствий, войны или других чрезвычайных обстоятельств. Этот запас позволит избежать голода в стране при введении нормированного распределения продуктов в течение не менее пяти лет. В США и Швейцарии, например, создан запас зерна и продовольствия на этот срок. (Как известно, по совету библейского Иосифа в древнем Египте был создан запас продовольствия, позволивший избежать голода в течение семилетней засухи);

• агропромышленный комплекс, рыбное и лесное хозяйство развиваются устойчиво и имеют резервы, позволяющие наращивать производство продовольствия для увеличения запасов и на случай оказания продовольственной помощи другим странам, которые постигли стихийные бедствия или войны;

• наука находится на уровне высших мировых достижений и обеспечивает все сферы жизнедеятельности новейшими образцами техники, технологиями, поддерживает и улучшает генофонд животноводства и растениеводства и дает достоверные прогнозы развития общества на перспективу;

• природоохранная и природовосстановительная политика и практика обеспечивают сохранение и улучшение среды обитания.

Продовольственная безопасность будет достигнута, если будут выполнены в основном все перечисленные выше условия, кроме условий наличия, т.е. стратегических запасов, обеспечивающих население продуктами питания на случай чрезвычайных обстоятельств на срок не менее пяти лет.

Продовольственная безопасность будет достигнута частично, если выполняются следующие условия:

72

• население страны обеспечено продуктами питания отечественного производства не менее, чем на 85%, и эти продукты являются экологически чистыми и полезными для здоровья. Этот норматив близок к принятому международной продовольственной организацией (ФАО);

• цены на эти продукты доступны основной массе трудового населения страны;

• стратегические запасы продовольствия ограничены и не обеспечивают устойчивое снабжение населения в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств;

• производственные мощности позволяют наращивать выпуск продовольствия;

• научно-техническая база хотя и отстает от уровня высших мировых достижений, но развивается.

Продовольственная безопасность страны не будет достигнута, если:

• население страны обеспечено экологически чистыми и полезными продуктами питания отечественного производства на 60-80%;

• цены на эти продукты основной массе трудового населения не доступны;

• стратегические запасы продовольствия истощены или отсутствуют;

• производственные мощности не позволяют наращивать выпуск продовольствия.

Для оценки уровня продовольственной безопасности ФАО рекомендует составление балансов продуктов питания [11]: Потребляемые продукты питания = Общий уровень потребления — кормовые нужды — посевные нужды — промышленные нужды — отходы и брак. На уровне региона схема баланса имеет вид:

где R и R1 — запасы в сельскохозяйственной, перерабатывающей промышленности, оптовой и розничной торговле на начало и конец отчетного периода; P — производство за период; IRI — межрегиональный ввоз; I — импорт; PC — производственное потребление в хозяйствах с/х производителей (на семена, корма и др. нужды); NP — переработка на непищевые цели; IRE — межрегиональный вывоз; E — экспорт; PCF — фонд личного потребления.

На основе балансов продовольственных ресурсов можно рассчитать объемы потребления базовых продуктов питания в расчете на душу населения, определять риски индикаторов безопасности, возникающих вследствие открытости регионального рынка. К таким индикаторам относятся: коэффициент самообеспеченности региона основными видами продовольствия и доля импортируемых продуктов питания в общем фонде потребления. Они рассчитываются по формулам:

R0 + P + IRI + I = PC + NP + IRE + R + PCF + R1 ,

K =

P

. 100% — коэффициент самообеспеченности;

PC + PCF

d =

IRI + I

. 100% — удельный вес импорта.

PC + PCF

73

Их пороговые значения соответственно равны: 70—80% для коэффициента самообеспеченности и 25% для доли импорта.

Национальная система обеспечения продовольственной безопасности представляет собой комплекс взаимосвязанных подсистем, имеющий главной целью бесперебойное и достаточное снабжение населения основными продуктами питания, гарантирующий отсутствие опасности голода или недоедания.

В дополнение к модели, разработанной ФАО, можно также использовать подходы к оценке продовольственной безопасности, созданные министерством сельского хозяйства США. Они базируются на таких базовых понятиях, как прогноз доступности продовольствия (физическая доступность) и прогнозы потребления продуктов питания на основе групп населения по размерам дохода (экономическая доступность) [12].

Прогноз доступности продовольствия — это имитационная модель для прогноза совокупной доступности продуктов питания на основе частично равновесных рекурсивных моделей для 70 беднейших стран мира. Данные модели синтетические, т.е. получаемые в результате межгосударственных оценок и (или) других исследований. Модель, рассчитанная для каждой страны, включает три группы товаров: зерновые, корнеплоды и другие. Потребление продуктов питания (FC ) определяется как национальное предложение (DS ) минус непродовольственное использование данных продуктов (NF) в разрезе стран мира и в динамике:

FC = DS - т.

Непродовольственное использование — это сумма продуктов, использованных на семена (SD ), корм животных (FD ), экспорт (ЕХ ) и другие нужды

(Ои):

^ = SD + FD + ЕХ + Ои.

Национальное предложение для групп товаров зерновых и корнеплодов определяется как аддитивная модель, включающая национальное производство (РЯ ), коммерческий импорт (С1), изменения в стоимости ценных бумаг (CSTK), и продовольственную помощь (^А ):

DS = РЯ + С1 + CSTK + FA .

Национальное производство обычно определяется с помощью функций отклика посевной площади и урожайности:

РЯ = АЯ -УЬ , ТЬ = / (ЬБ, FЯ, К, Т) ,

РЯУ = DP -УЬ , ЖРУ = N1^ - ШР, АЯ = / (АЯ-1, ЯРУ-1, ЖРУ , Z),

где в некоторый момент t : АЯ — это площадь, УЬ — урожайность, ЬБ — численность сельского населения, FЯ — использование удобрений, К — индикатор использования капитала, Т — индикатор изменения технологий, DP — реальная цена, РЯУ — стоимость произведенной продукции, NDP — реальная цена

74

на товары-заменители, NYL — урожай товара-заменителя, RNPY — стоимость товара-заменителя, Z — фактор государственного регулирования, —1 — индекс предыдущего периода времени t — 1.

Функция спроса на коммерческий импорт имеет вид:

CI = f (WPR, NWPR, FEX, PR, M) ,

где WPR — реальная мировая цена на продукты питания, NWPR — реальная мировая цена на товары заменители, FEX — реальная доступность иностранного обмена, и M — законы, ограничивающие импорт.

Реальная национальная цена определена как:

DP = f (DP-1, DS, NDS, GD, EXR ) ,

где NDS — предложение товаров-заменителей, GD — реальный доход, EXR — реальный обменный курс.

Прогнозы потребления продуктов питания на основе групп населения по размерам дохода основаны на непропорциональном доступе к продовольствию, что является основной причиной недоедания в развивающихся странах. Рассматривают обратную зависимость между потреблением продовольствия и уровнем дохода в виде полулогарифмической функции:

С = a + b lnY,

где С и Y определены как среднее потребление продуктов питания на душу населения в группе по доходам и доход на душу населения. Параметры a и b определяются на основе межгосударственной информации о калорийности потребленных продуктов на душу населения и распределении населения по доходам. На выходе этой модели можно также получить информацию об эластичности потребления по доходу:

Э - С'.Y - b.Y - b

C Y C C a + b ln Y

Необходимо дополнить список критериев оценки продовольственной безопасности таким показателем, как коэффициент продовольственной зависимости — частное от деления объема импорта данного вида продовольствия на объем потребностей страны в нем [4]:

импорт

K —-.

потребности

При этом могут быть выделены три уровня продовольственной зависимости: если коэффициент продовольственной зависимости находится в пределах от 0,1 до 0,2, то уровень продовольственной зависимости безопасный; если коэффициент продовольственной зависимости составляет 0,21—0,49, то уровень продовольственной зависимости предлагается назвать пороговым; если коэффициент продовольственной зависимости выше 0,5, то уровень зависимости — опасный.

Этот показатель весьма актуален для стран в связи с тем, что импортная экспансия в условиях либерализации внешней торговли привела к вытеснению с рынка собственных производителей во многих странах. Современные развивающиеся страны, по сути, стали жертвой «продовольственного

75

оружия». Суть «продовольственного оружия»: на первом этапе происходит массированный завоз продуктов различного качества, но обязательно по ценам, делающим внутреннюю продукцию неконкурентоспособной (при этом уровень цен понижается благодаря государственным льготным кредитам или прямым субсидиям). На втором этапе происходит вытеснение местного производителя при одновременном навязывании потребителям новых видов продуктов благодаря агрессивным рекламным мероприятиям. На третьем этапе происходит «подтягивание» цен до предельного уровня в расчете на потребительский спрос.

Помимо коэффициента продовольственной зависимости существуют многие другие показатели, определяющие уровень продовольственной безопасности. Нужно рассматривать, во-первых, энергетическую ценность продуктов питания, во-вторых, энергетические затраты человека в зависимости от его образа жизни и, наконец, уровень потребления продуктов, которые содержат основные питательные вещества.

Фактически проблема обеспечения потребителя продуктами питания является крайне сложной, т.к. ее решение зависит от многих переменных, среди которых основной является верная правительственная политика в этой области. Таким образом, «Мировая продовольственная программа» (МПП) и «Всемирный продовольственный Совет» (ВПС) в сотрудничестве с главами многих государств предлагают различные методы оценки продовольственной безопасности. В основном они базируются на определении энергетической ценности требуемого продукта питания.

В международной практике для оценки состояния продовольственной безопасности иногда также используют общий уровень энергетических затрат организма взрослого человека, ведущего активный образ жизни, за определенный промежуток времени. Эксперты ФАО и ВОЗ определяют данный показатель путем следующих расчетов [3, с. 144—149]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭЗ = к . т . г ,

где ЭЗ — общие энергетические затраты организма; к — коэффициент затрат энергии на 1 кг массы тела; т — масса тела; t — временной период.

Для оценки состояния и пределов продовольственной безопасности на государственном и внутригосударственных уровнях более приемлемы методические подходы, основу которых составляет принцип достаточного и сбалансированного питания, учитывающего физиологические нормы питания населения, возраст, профессию, место проживания и национальные особенности. Эти показатели могут включать различный спектр характеристик продовольственного обеспечения. Общую энергетическую ценность продуктов питания можно выразить равенством:

п

с = Е т &,

г=1

где О — энергетическая ценность продуктов; т. — масса / — продукта; g. — энергетическая ценность I — продукта.

Потребность в жизненно важных энергетических ресурсах, полученных с продуктами питания, в зависимости от условий (профессия, возраст, место жительства, доходы) находится в пределах — 2500—3500 ккал/сутки.

76

Базовые параметры оценки продовольственной безопасности государства или отдельных регионов должны включать:

• душевое производство (потребление) каждого продукта;

• индекс производства (потребления) продукта, равный доле произведенного (потребленного) продукта от его физиологической нормы;

• интегральный индекс импорта (экспорта), равный разности индексов потребления и производства;

• интегральный индекс производства (потребления) продуктов, равный сумме индексов производства (потребления);

• интегральный индекс энергетической ценности, равный сумме индекса потребления продуктов, умноженной на их энергетическую ценность;

• интегральный индекс пищевой ценности, равный сумме индексов потребления продуктов, умноженной на удельное содержание в них пищевых веществ (белков, жиров, углеводов);

• коэффициент дефицита калорий в рационе питания;

• среднесуточное потребление калорий одним человеком.

Для оценки продовольственной безопасности важно иметь единый обобщенный интегральный показатель. Таким показателем может быть индекс жизнеспособности 3, равный среднему арифметическому индекса энергетической ценности и индекса пищевой ценности.

Продовольственная безопасность государства и отдельных регионов находится в достаточной области при значении 3 > 0.8 ; в недостаточной — при 0.5 < 3 < 0.8 и в критической — при 3 < 0.5 . В случае сбалансированного характера питания интегральные индексы энергетической и пищевой ценности будут примерно равны, а при несбалансированном — интегральный индекс энергетической ценности окажется больше интегрального индекса пищевой ценности [10, с. 196—201].

Интегральный индекс жизнеспособности населения в общем виде выражается функцией, связывающей его с факторами, влияющими на жизнеспособность в динамике по годам:

J = /(Ф, о,

где Ф — факторы, влияющие на жизнеспособность;

1 — параметр времени.

Таким образом, последняя формула является обобщением всех имеющихся данных о продовольственной безопасности. С ее помощью можно оценивать текущее состояние обеспеченности и прогнозировать ее изменение. В зависимости от степени приближения к реальным условиям изменяется характер функции, благодаря чему и можно говорить о разных уровнях оценки. Первый уровень заключается в использовании только величины J , без учета факторов, влияющих на нее. Такая оценка имеет практическое значение, так как позволяет определить степень продовольственной безопасности государства в целом или его отдельных регионов. Второй уровень учитывает характер питания в том или ином регионе: сбалансированный или нет. Третий уровень учитывает случайные факторы, связанные с неоднородностью питания различных групп населения в регионах и с неидентичностью климатических условий, влияющих на производство.

В XXI в. возрастает роль России как государства, обладающего значительными резервами, аграрным потенциалом и водными биологическими ресур-

77

сами не только для производства продовольственных ресурсов для собственного потребления, но в перспективе — и для поставок отдельных их видов на внешний рынок.

Для дальнейшего устойчивого развития агропромышленного комплекса и корректировки сложившихся дисбалансов необходимо производить оценку продовольственной безопасность на национальном уровне. ФАО определяет национальную продовольственную стратегию как политику, которая позволяет стране достичь наиболее высокой степени самообеспеченности в продовольствии в результате интегрированных усилий по увеличению производства жизненно необходимых продуктов, улучшения системы снабжения и потребления продовольствия, ликвидации недоедания и голода. Продовольственная безопасность — это система мер, обеспечивающих производство и удовлетворение количественно-качественных потребностей населения страны в высококонкурентоспособных отечественных продуктах питания широкого ассортимента. Она может считаться обеспеченной, если, кроме производства необходимого количества продовольствия осуществляется дополнительный его выпуск в объеме восполняемого страхового запаса на уровне развитых стран мира (20%). В случае, когда определенные виды продовольствия не выпускаются в стране или их производство ограничено, продовольственную безопасность в них обеспечивают закупкой в других странах. При этом важно не допустить возникновения продовольственной, политической или иной зависимости от стран-импортеров в части недостающего продовольствия [6, с. 13-14].

Несмотря на объективность и эффективность вышеприведенного подхода к оценке продовольственной безопасности, в современной России была разработана целая система показателей для мониторинга ситуации на продовольственном рынке. Эта система была закреплена в Доктрине продовольственной безопасности принятой правительством РФ в 2009 г. В результате для оценки состояния продовольственной безопасности используется следующая система показателей [9]:

а) В сфере потребления

• уровень экономической доступности основных пищевых продуктов;

• уровень физической доступности основных пищевых продуктов;

• уровень располагаемых ресурсов домашних хозяйств по группам населения;

• уровень потребления основных видов пищевых продуктов в расчете на душу населения, в том числе за счет отечественного производства;

• потребление пищевых продуктов по отдельным группам населения;

• доля населения, для которого потребление основных пищевых продуктов ниже их рациональных норм потребления;

• объемы адресной помощи населению;

• удельный вес импортных и отечественных пищевых продуктов, не соответствующих требованиям законодательства РФ о техническом регулировании, а также в области обеспечения безопасности и качества пищевых продуктов;

• суточная калорийность питания человека;

• количество белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов, потребляемых человеком в сутки;

• уровень продовольственной инфляции.

78

б) В сфере производства и национальной конкурентоспособности

• объемы производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в расчете на душу населения;

• удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка соответствующих продуктов;

• удельный вес импорта в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка;

• уровень бюджетной поддержки производителей сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в расчете на рубль реализованной продукции;

• продуктивность используемых в сельском хозяйстве земельных ресурсов;

• состояние плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.

в) В сфере организации и управления

• объемы продовольствия государственного материального резерва, сформированного в соответствии с нормативными правовыми актами РФ;

• текущий уровень запасов сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;

• доля импорта сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия.

Для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия предусматривается использование значения показателя «удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка соответствующих продуктов», составляющего в отношении:

• зерна — не менее 95%;

• сахара — не менее 80%;

• растительного масла — не менее 80%;

• мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) — не менее 85%;

• молока и молокопродуктов — не менее 90%;

• рыбной продукции — не менее 80%;

• картофеля — не менее 95%;

• соли пищевой — не менее 85%.

Порядок установления количественных и качественных значений критериев для других показателей оценки состояния продовольственной безопасности определяется Правительством РФ.

В этом контексте представляет интерес и система показателей, используемая странами — партнерами по СНГ для оценки собственной продовольственной безопасности. Так, на Украине используются следующие индикаторы: суточная энергетическая ценность рациона человека; достаточность потребления отдельного продукта; достаточность запасов зерна в государственных ресурсах; экономическая доступность продуктов питания; дифференциация стоимости продуктов питания по социальным группам; емкость внутреннего рынка отдельных продуктов; продовольственная независимость по отдельным продуктам. В Белоруссии используется уже совершенно другой набор показателей (табл. 1) [8; 9].

79

Таблица 1

Система показателей продовольственной безопасности Белоруссии

Наименование показателя Критическое значение Последствия выхода за предел критического значения

Удельный вес импорта продовольствия в общем объеме его потребления, в т.ч. по основным группам продуктов, в % Не более 30% Ухудшение платежного баланса при росте мировых цен на продовольствие

Удельный вес собственного производства продовольствия в его потреблении (по основным группам продуктов питания), в % Не менее 70% Замедление темпов роста собственного производства

Отношение среднедушевого потребления продуктов питания к рациональным нормам потребления, в % 90-110% Недостаточное или избыточное потребление продуктов питания населением

Отношение потребления белков, жиров и углеводов, витаминов, минеральных веществ к рекомендуемым нормам потребления Не менее 100 Дефицит поступления в организм основных питательных веществ, замедление развития организма

Соотношение белков, жиров и углеводов в рационе питания населения 1 : 1,2 : 4 Уменьшение сбалансированности питания

Удельные вес белков животного происхождения в общем потреблении белков, в % Не менее 55% Уменьшение сбалансированности питания по белкам

Удельные вес жиров растительного происхождения в общем потреблении белков, в % Не менее 30% Уменьшение сбалансированности питания по жирам

Калорийность рациона питания, ккал Не менее 2400 Недостаточное выделение энергии, снижение работоспособности населения

Отношение содержания вредных веществ в продуктах питания к допустимым нормам, в % Не более 100% Уменьшение безопасности потребления продовольствия для населения

Удельный вес отечественных товаров в ассортименте (по основным группам продуктов питания), в % Не более 40% Недостаточно гибкая маркетинговая компания отечественных предприятий

Отношение уровней качества отечественных и аналогичных импортных продуктов питания Не менее 1 Более низкое качество продовольствия по сравнения с зарубежными аналогами

Темп изменения покупательской способности денежных доходов населения (количество кг отдельных продуктов питания, которое можно приобрести на величину среднемесячного душевого дохода) Не менее 1 Ухудшение экономического доступа к продовольственным товарам

80

Удельный вес расходов на покупку продуктов питания в среднемесячных потребительских расходах, в % Не более 30% Снижение уровня жизни населения

Отношение размера запасов зерна и другого пищевого сырья к потреблению, в % Не менее 16% Нарушение бесперебойности поставок при чрезвычайных ситуациях

Уровень национальной продовольственной безопасности (УНПБ) измеряется как сумма оценок основных критериев продовольственной безопасности — физической доступности (Ф), экономической доступности (Э), достаточности продовольствия (Д), качества продовольствия (К). УРПБ, характеризует качественную сторону каждого слагаемого и интегрального показателя баллами, характеризующими уровень критерия: 1 (высокий), 2 (допустимый), 3 (низкий), 4 (недопустимый) [7].

Для измерения и дифференцированной оценки степени обеспечения национальной продовольственной безопасности введены следующие характеристики:

• высокий уровень продовольственной безопасности — УНПБ=4, как результат высоких показателей физической доступности, экономической доступности, достаточности продовольствия, качества продовольствия;

• допустимый уровень продовольственной безопасности — 4<УНПБ<9 и оценки по каждому из критериев не превосходят 2;

• низкий уровень продовольственной безопасности — 5<УНПБ<13, оценки по каждому из критериев не превосходит 3 и хотя бы один из них принимает значение 3;

• недопустимый (очень низкий) уровень продовольственной безопасности — 6<УНПБ, при условии, что хотя бы один из критериев принимает значение 4.

Уровень физической доступности продовольствия измеряется с помощью следующих показателей:

• коэффициента самообеспечения — соотношение стоимости потребляемого продовольствия собственного производства и общей стоимости необходимого объема потребления продовольствия;

• коэффициента покрытия импорта продовольствия — соотношение экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства к импорту продовольственных товаров и сырья для их производства.

Для целей обобщенного количественного измерения степени экономической доступности в качестве основных используются три показателя:

• коэффициент бедности — доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума;

• коэффициент покупательной способности доходов населения — соотношение стоимости продовольственной потребительской корзины в месяц и номинального душевого дохода;

• коэффициент концентрации доходов — индекс Джини, характеризующий степень неравномерности распределения по уровню дохода.

Для обобщенной оценки достаточности потребления продовольствия оцениваются два показателя:

81

• коэффициент достаточности (калорийности), измеряемый через калорийность фактического дневного рациона питания с учетом кризисного значения (2150 ккал);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• коэффициент структуры питания (рациона), характеризующий величину отклонений от рекомендуемых медицинских норм потребления значимых для населения страны продуктов - мяса, молока, рыбы, фруктов. Оценка окончательная осуществляется по продукту (мясо, молоко, рыба и др.), имеющему наихудшее значение.

• Качество продовольствия также необходимо измерить и оценить количественно. За основу берут данные выборочных инспекций по продовольствию, проводимых регулярно специалистами органов по торговле, качеству, защите прав потребителей и учитываются в показателе качества продовольствия по разным уровням, измеряемом через долю забракованных товаров - коэффициент качества. Окончательная оценка осуществляется по доле забракованного продукта (мясо, молоко и др.), имеющего наихудшее значение.

Интегральный показатель УНПБ, таким образом, рассчитывается как совокупность четырех критериев - физической доступности, экономической доступности, достаточности продовольствия, качества продовольствия, характеризуя качественную сторону каждого частного и интегрального показателя через баллы. В целом проведенное исследование и оценка УНПБ позволяет выявить слабые места в регулировании рынка (в данном случае это стимулирование платежеспособного спроса), обозначить приоритетные направления регулирования.

В итоге можно резюмировать, что по мере того, как в мире растет уровень человеческих потребностей, растет и список требований, которым нужно отвечать, чтобы быть способными развиваться. Разнообразные методы оценки продовольственной безопасности помогают объективно и всестороннее оценить данный показатель. Суть в том, чтобы подобрать наиболее оптимальные критерии для оценки продовольственной безопасности, что в дальнейшем позволит выбрать подходящий план развития сельского хозяйства и экономики в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анфиногенова А.А. Продовольственная безопасность: проблемы и перспективы / А.А. Анфиногенова, О.В. Ермолова. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2004. - 354 с.

2. Бекенов С.С., Критерии и оценки продовольственной безопасности [Электронный ресурс] / С.С. Бекенов. — Режим доступа: http://www.krsu. еаи.кЕ/уе8гшк/2003/у2/а03.Мт1.

3. Белокрылова О.С. Механизмы обеспечения продовольственной безопасности в условиях открытой экономики / О.С. Белокрылова, О.В. Лебедева. — Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2004. — 160 с.

4. Григорян И. В ближайший год еда сильно подорожает [Электронный ресурс] / И. Григорян. — Режим доступа: http://bfm.ru/artic1es/2009/12/15/ v-b1izhajshij-god-eda-si1no-podorozhaet.html.

82

5. Кайгородцев А.А. Система продовольственной безопасности. // Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 4 (24), 2006, стр. 74-79.

6. Назаренко В.И. Продовольственная безопасность государства. // Аграрный вестник Урала. 2007. 2(38), стр. 13-19.

7. Оловянников Д.Г. Методика оценки продовольственной безопасности региона на примере республики Бурятии. // Известия ИГЭА. 2009. № 3 (65), стр. 60-63.

8. Свирейко Н., Продовольственная безопасность: методы исследования, пути достижения [Электронный ресурс] / Н. Свирейко. — Режим доступа: ttp://www.evolutio.info/index.php?option=com_content&task=view&id= 728&Itemid=55

9. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. — 2010. — 3 февраля.

10. Чешинский Л.С. Методологические аспекты продовольственной безопасности России/ Л.С.Чешинский. — М.: ГУ Пищевых производств. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора экономических наук, 2000. — 234.

11. Food and Agricultural Industries. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.fao.org/ag/ags/subjects/en/industFoodAg/index.html].

12. Measuring Food Insecurity: Going Beyond Indicators of Income and Anthropometry [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. fantaproject.org/downloads/pdfs/foodinsecurity_bangladesh03.pdf.

ЛЕСНАЯ ПОЛИТИКА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Е.Б. Олейник *

Рост доходности лесов в рыночной экономике зависит от позиции государства, выраженной в форме последовательной лесной политики. Она обычно формулируется как «стратегия и мероприятия, принимаемые государством в виде постановки задач, а также определения форм и содержательной деятельности по их решению при управлении лесным комплексом и лесопользованием для достижения социальных, экологических и экономических целей» [1]. Следовательно лесная политика любого государства должна быть направлена на организацию и регулирование экономических, экологических и социальных последствий лесопользования. В странах, имеющих значительную площадь лесных территорий, ответственность за сохранение лесов и рациональное их использование возложена на государство, так как оно в состоянии обеспечивать долгосрочную лесную стратегию по сохранению и воспроизводству лесных ресурсов. Для стран с ограниченными лесными ресурсами характерен другой подход, основанный на индивидуальной ответственности граждан за

* Олейник Елена Борисовна — кандидат экономических наук, доцент кафедры математики и моделирования, Тихоокеанский государственный экономический университет (ТГЭУ), г. Владивосток. E-mail: Elena Oleinik@e-mail.tgeu.ru.

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.