лях согласования интересов и потребностей хозяйствующих субъектов и вузов;
- совершенствованию связей с потребителями образовательных услуг, что позволит повысить качество и эффективность использования человеческого капитала;
- прямому участию экономического сообщества в разработке образовательных программ специальностей, востребованных в краткосрочной перспективе на рынке труда;
- процессам взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда в условиях развития инновационно ориентированной экономики территорий и субъектов Федерации;
- проведению концептуальной профориентационной работы, основной целью которой является обеспечение вовлечения экономически активного населения в систему социально-экономических отношений в условиях становления рынка труда;
- развитию системы непрерывного профессионального образования (профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров), ориентированной на инновационные стратегии развития, обеспечивающие адекватность состоянию рынка труда агропромышленного комплекса.
литература
1. Василенко В.Н., Кузнецов В.В., ГвозденкоА.П. и др. Программа кадрового обеспечения АПК Ростовской области на 2002-2005 годы / Ростов н/Д.: ВНИИЭиН, 2002.
2. Емельянов В.В., Кузнецов В.В., Самойлова М.А., Гвозденко А.П. и др. Мониторинг социально-трудовой сферы села. Ростов н/Д.: ВНИИЭиН, 2002.
3. Кадровое обеспечение сельскохозяйственных организаций Российской Федерации (20012005 гг.) / Под общей редакцией В.Е. Бердышева, А.В. Козлова. М.: ФГНУ «Росинформагро-тех», 2006.
4. Медик В.А., ОсиповМ.А. Университетское студенчество: образ жизни и здоровья. М.: Логос, 2003.
5. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы. Аналитический доклад / Руководитель авторского коллектива В.М. Филиппов. М.: Логос, 2006.
ШАХТАМИРОВ И.Я.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕГИОНА
Основным приоритетом в современной инвестиционной политике всех без исключения субъектов Российской Федерации является формирование, поддержание и усиление конкурентных преимуществ регионов в области привлечения инвестиций для ускорения на этой основе темпов своего социально-экономического развития. Это означает, что главной целью инвестиционной политики следует считать улучшение инвестиционного климата в регионе - повышение его инвестиционной привлекательности для инвесторов и уровня их инвестиционной активности.
В соответствии с принятым методическим подходом, наиболее общей характеристикой состояния инвестиционной сферы региона применительно к формированию частных инвестиций является его инвестиционный климат, который представляет собой сложившуюся за ряд лет совокупность различных природно-географических, социально-экономических, экологических, политических и др. условий, определяющих масштабы (объем и темпы) привлечения частных инвестиций в основной капитал. В соответствии с методологией СОПС инвестиционный климат характеризуется двумя основными интегральными показателями -инвестиционной привлекательностью региона и инвестиционной активностью в нем.
Инвестиционная привлекательность региона представляет собой совокупность различных объективных предпосылок, возможностей и ограничений, обусловливающих инвестиционную активность в регионе. Инвестиционная привлекательность региона формируется
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3
двумя комплексными факторами - и нвестиционным потенциалом региона и региональными инвестиционными рисками.
Инвестиционный потенциал региона представляет собой совокупность объективных экономических, социальных и природно-географических свойств региона, имеющих высокую значимость для мобилизации внутренних и привлечения внешних частных инвестиций в основной капитал региона, т.е. для формирования инвестиционной активности в нем.
Региональные инвестиционные риски - некоммерческие риски, обусловленные внешними по отношению к инвестиционной деятельности факторами регионального характера, отрицательно влияющими на уровень инвестиционной активности. К таким факторам относятся, в первую очередь, социально-политическая и экологическая обстановка в регионе, ряд его природно-климатических характеристик и др. Наличие региональных инвестиционных рисков определяет вероятность неполного использования инвестиционного потенциала региона.
Инвестиционная активность выражает интенсивность привлечения частных инвестиций в основной капитал региона и характеризуется интегральным показателем, аккумулирующим в себе значения двух результативных показателей инвестиционной деятельности - объёма инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения региона и годовых темпов изменения объема инвестиций в основной капитал в регионе, рассчитываемых в обоих случаях без учета инвестиций, финансируемых из федерального бюджета.
Более высокие количественные значения по показателям инвестиционного потенциала обусловливают, при прочих равных условиях, более высокий интегральный уровень инвестиционной привлекательности региона и, соответственно, инвестиционной активности в нем. Более высокие количественные характеристики показателей инвестиционных рисков снижают уровень использования инвестиционного потенциала региона, его инвестиционную привлекательность и, следовательно, уровень инвестиционной активности в нем частных инвесторов.
Комплексная количественная оценка инвестиционной привлекательности регионов, их инвестиционного потенциала и региональных инвестиционных некоммерческих рисков для частных инвесторов должна производиться с помощью сводных показателей, которые интегрируют в себе значения множества частных факториальных признаков, состав которых, сформированный по результатам качественного и количественного (регрессионного) анализа региональных инвестиционных процессов.
Все представленные частные показатели, отобранные по результатам качественного и количественного (регрессионного) анализа имеют различные измерители и размерности.
Аналогичным образом производится стандартизация значений балльных (экспертных оценок частных инвестиционнозначимых показателей). По таким показателям вычисляете: средневзвешенный (по численности населения или площади территории) балл по РФ, к которому относятся значения балльных оценок, присваиваемых данному частному показателю по каждому региону.
В результате указанной процедуры все региональные показатели преобразуются в стандартизованные региональные показатели т.е. безразмерные относительные величины, характеризующие отношение числового значения каждого частного регионального показателя к числовому значению этого же показателя по РФ. Каждый частный стандартизованный показатель по РФ принимает, соответственно, значение равное 1,00 (единице).
На основании предложенного методологического подхода может быть выполнена оценка интегрального уровня и факторов формирования инвестиционной привлекательности любого региона в сопоставлении с другими регионами и среднероссийскими показателями в целом.
Основным вопросом в реализации стратегии устойчивого развития региона является выделение объектов и субъектов территориального хозяйствования. Именно здесь - решение значительного комплекса проблем, связанных с выводом каждой территориальной отрасли и сферы на стратегически верный путь развития на основе: рационального использования их ресурсных и технологических возможностей для развития производства и социальной сферы, охраны окружающей среды, поддержания уровня экологической безопасности; включения эффективных рыночных механизмов и структур, видов собственности, позволяющих
повысить экономическую активность работников и оптимизировать оборот материальных, финансовых и трудовых ресурсов как внутри, так и вне региона; оптимизация системы государственного и муниципального управления, базирующейся на объектах эффективного территориального хозяйствования.
Под воздействием рыночных отношений наряду с существованием отраслевого объединения производства усиливается его горизонтальное направление, обусловленное экономическими возможностями территориальной кооперации и разделения труда, территориальной целостностью системы производство - поселение - природа.
Рыночные отношения создают для хозяйствующих субъектов предпосылки согласования отраслевых и территориальных факторов его развития, критерием которого теперь является экономическая целесообразность.
Возникает региональный производственно-социальный комплекс (ПСК), требующий создания общих условий труда и жизни населения, соответствующей экономической организации, сочетания региональной, муниципальной, частной и смешанной видов собственности и др.
Исходным пунктом в обосновании ПСК могут служить естественно эволюционирующие и сложившиеся территориальные образования. Типы регионов и поселений формируются по преимущественному размещению в них хозяйствующих субъектов определенной специализации. Их величина, значимость, профиль зависят, как правило, от мощности и радиуса действия предприятий и организаций. Горизонтальные связи: технологические и организационно-экономические, обусловленные эффективностью территориальной кооперации и территориального разделения труда, общностью населения, трудовых и природных ресурсов, социальной, производственной и рыночной инфраструктуры, формирующих территориальный производственно-социальный комплекс.
Муниципальные образования могут быть аграрными, аграрно-промышленными и промышленными. Эффективность их развития во многом зависит не только от наличия ресурсов, но и от рациональности формирования в них ступенчатой структуры ПСК - поселенческой и межселенческой - с учётом объективной роли города и села.
Субъект Федерации(регион) является основной административно-территориальной единицей Российского государства, в рамках которой сложился и формируется трехуровневый и совокупный производственно-социальный комплекс, обеспечивающий удовлетворение общерегиональных потребностей и интересов производства и населения, сбалансированность и устойчивость развития региона как объекта и субъекта хозяйствования.
Основным содержанием развития этих территориальных образований является формирование относительно самостоятельного производственно-социального комплекса региона и его муниципальных образований, объединяющего население, производство и социальную сферу, природные ресурсы на основе рыночных принципов экономической организации и самоуправления. Он призван обеспечить динамичное и согласованное развитие входящих в него компонентов: повышение эффективности производства, рациональное использование природных ресурсов, повышение уровня и качества жизни населения, сохранение окружающей среды.
По мнению автора, с целью гармонизации и согласования, динамичности в развитии производства и социальной сферы в регионе и его муниципальных образованиях необходимо исходить из следующих методологических положений:
1. Развитие производства является не самоцелью, а средством достижения социальных целей. Эффективность производства, его стимулирование тем выше, чем полнее удовлетворяются социальные потребности, чем короче избирается путь для реализации этих потребностей.
2. Многоуровневая производственно-социальная структура территориального хозяйствования должна предопределяться рыночным радиусом действия производственных предприятий (федеральным, областным, районным, поселенческим), сферы обслуживания населения и технологической их целостностью.
3. Обеспечение единства процессов производства и потребления представляет основу производственно-социального комплекса, включающего условия создания конкурентоспособной продукции и рационального использования имеющихся ресурсов, увеличения размеров зарабатывания средств для воспроизводства рабочей силы. Целе-
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 3
направленное регулирование рыночных отношений способно указанные процессы на территории сделать максимально социально ориентированными.
4. Региональное управление, самоуправление должно соответствовать многоуровневой структуре ПСК и осуществляться с того уровня, где оно является наиболее эффективным, обеспечивающим стратегическое планирование и своевременное регулирование про-изводственно-социальныхпроцессов, использующим современные рыночные механизмы, различные формы собственности и организации, где оно достигает более высокого уровня и качества жизни населения, соответствия фактических индивидуальных затрат в производстве, сфере обращения и социальной сфере общественно необходимым, обеспечивает увеличение производства конкурентоспособной продукции (услуг).
5. Определение основного звена и критерия, использование которого в соответствующей системе экономических отношений, управления позволяло бы обеспечить согласование производства и социальной сферы, выстроить, сельское хозяйство); несовершенное законодательство, не создающее условий для развития предпринимательства; отсутствие чётких законодательных актов в отношении прав собственности на природные ресурсы; отсутствие долгосрочной экономико-экологической стратегии, несовершенство концепций землепользования; игнорирование на региональных уровнях косвенного эффекта от сохранения природных ресурсов; природоресурсный характер экспорта; отсутствие эффективной системы и методик учёта и оценки природных ресурсов как составляющей хозяйственного потенциала региона и окружающей среды.
Стратегия формирования внутрирегионального и межрегиональных рынков производственно-социального комплекса предполагает проведение целенаправленной региональной политики с целью укрепления и расширения хозяйственных связей внутри региона и между регионами, а также роста их разнообразия. По мере формирования внутреннего и межрегионального рынков направление экспансии может переключиться на внешние рынки с целью подключения дополнительных ресурсов экономического роста. Осуществление региональной политики предусматривает следующие: создание региональных информационных систем о возможностях и потребностях каждого региона; создание системы стимулирования эффективных внутрирегиональных связей (или в рамках создаваемых ассоциаций регионов); предоставление гарантий оплаты потребителями продукции, если она производится внутри региона (внутри ассоциации); создание стимулов для внутреннего накопления, в том числе и путём облегчения доступа региональным структурам к необходимым для ведения предпринимательской деятельности ресурсам, и предоставления им определенных привилегий.
Новые критерии, вытекающие из необходимости перехода к устойчивому развитию, обеспечивающему комплексное решение социально-экономических и экологических проблем, выдвигают новые требования к формированию, трансформации и развитию территориальных производственных систем.
Большое значение имеют проблемы комплексного развития регионов и локальных сообществ в условиях рыночных отношений.
Хозяйственные комплексы регионов объективно формируются вокруг производств, на которых специализируются регионы в общероссийской системе территориального разделения труда. Специализация выгодна каждому из регионов и локальных сообществ, помогая им сконцентрировать свои ресурсы и усилия на развитии производств, наиболее эффективных в данных региональных и локальных условиях, повышая тем самым эффективность экономики региона и его муниципалитетов, способствуя укреплению регионального и местного бюджета и расширению местных возможностей в решении проблем устойчивого развития.
Региональные закономерности развития при их выявлении, определении основных характеристик создают предпосылки не только для оценки ситуации, но и для социально-экономических прогнозов, определяющих в конечном счете экономико-производственный потенциал регионов и возможности их реализации в хозяйственной практике.
Региональная экономическая политика представляет собой целенаправленную деятельность органов государственного и территориального управления по согласованию народнохозяйственных, отраслевых и местных ресурсов посредством реализации различных программ, мер, мероприятий, установления и развития вертикальных и горизонтальных принципов взаимодействия различных субъектов рыночной экономики.