Научная статья на тему 'Методологические подходы к определению конкурентных возможностей региона (на примере Брестской области республики Беларусь)'

Методологические подходы к определению конкурентных возможностей региона (на примере Брестской области республики Беларусь) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
602
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА / СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ РЕГИОНА / REGION'S COMPETITIVENESS / FACTORS OF THE REGION'S COMPETITIVENESS / REGION / REGIONAL ECONOMY / WEAK AND STRONG SIDES OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Максим Борисович

В статье раскрываются понятия «регион», «конкурентоспособность региона», приводятся основы методологии оценки конкурентных возможностей региона. Рассмотрены сильные и слабые стороны конкретной области (на примере Брестской в Республике Беларусь) по методике SWOT-анализа. Рассмотрены основные факторы, влияющие на конкурентоспособность региона на уровне составляющих его единиц, даны практические рекомендации для ее повышения и устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological approaches to determination of competitive possibilities of a region (case of the Brest Region, Republic of Belarus)

The article looks at a concept of “region”, “region’s competitiveness”, describes the basis for the methodology of evaluation of the region’s competitive opportunities. Weak and strong sides of the specific region are considered (as in the case of the Brest Region, Republic of Belarus) according to the SWOT-analysis method. The main factors impacting the region’s competitiveness at the level of components of its units are examined; practical recommendations on its improvement and sustainable development are provided.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к определению конкурентных возможностей региона (на примере Брестской области республики Беларусь)»

Методологические подходы к определению конкурентных возможностей региона (на примере Брестской области Республики Беларусь)

М.Б. Иванов

В статье раскрываются понятия «регион», «конкурентоспособность региона», приводятся основы методологии оценки конкурентных возможностей региона. Рассмотрены сильные и слабые стороны конкретной области (на примере Брестской в Республике Беларусь) по методике SWOT-анализа. Рассмотрены основные факторы, влияющие на конкурентоспособность региона на уровне составляющих его единиц, даны практические рекомендации для ее повышения и устойчивого развития.

Ключевые слова: регион, региональная экономика, конкурентоспособность региона, факторы конкурентоспособности региона, сильные и слабые стороны региона.

В Республике Беларусь все больше внимания уделяется развитию регионов, повышению их вклада в решение общегосударственных задач. Большое значение в этом плане имеет переход к стратегии устойчивого развития за счет комплексного решения социально-экономических, демографических и экологических проблем. Эта стратегия предусматривает проведение региональной политики, направленной на создание благоприятных условий для жизни и деятельности населения, гармоничное экономическое и социальное развитие территорий.

Говоря об экономике региона и ее конкурентоспособности, необходимо прежде всего четко определить, что понимается под термином «регион». Хотя он используется очень широко как в повседневной жизни, так и в научной литературе, однозначной его трактовки не существует.

Согласно одной из наиболее авторитетных энциклопедий, регион - это (1) то же, что район; (2) территория (акватория), часто очень значительная по своим размерам, необязательно являющаяся таксономической единицей в какой-либо системе территориального членения [1, с. 1003]. В экономической литературе можно встретить такое определение: «Регион - область, район, территория, часть страны, отличающиеся совокупностью естественных или исторически сложившихся экономико-географических условий и национального состава населения» [2, с. 9-10]. Нетрудно видеть, что в обоих случаях понятия «регион», «район», «территория» практически используются как синонимы. Таким образом, данный термин можно понимать:

• как территорию, границы которой совпадают с границами официально утвержденных административно-территориальных единиц (АТЕ);

• как территорию, границы которой определены исходя из нескольких взаимосвязанных признаков или явлений и могут значительно отличаться от границ АТЕ [2, с. 10].

Белорусский ученый Г.В. Ридевский рассматривает проблемы регионального развития и конкурентоспособности через призму территориально-системной организации природы и общества - социально-эколого-эко-номических систем (СЭЭС). Поскольку любую населенную территорию, отличную от другой, можно назвать регионом, то правомерно выражение «регион - социально-эколого-экономическая система». Центром СЭЭС является относительно крупный город, который совместно с организуемой им территорией составляет узловой район [3, с. 22-23]. При таком подходе границы СЭЭС и АТЕ, очевидно, не будут совпадать.

Реальное применение указанных определений существенно ограничено из-за специфики статистического учета. Поскольку в Белоруссии (как и в России) статистические органы дают информацию только в разрезе АТЕ, в дальнейшем мы будем понимать под Брестским регионом исключительно Брестскую область.

Конкурентоспособностью региона, в самом общем плане, называется его место и роль в экономике страны, способность обеспечить высокий уровень жизни населения и реализовать имеющийся в регионе потенциал.

Регионы получают конкурентные преимущества благодаря различиям в экономической структуре, а не ее общим чертам. В каждом из них есть свой, только ему присущий, набор конкурентных отраслей. Наиболее перспективны регионы, обладающие развитым научно-производственным комплексом, с высоким инновационным потенциалом, способные формировать, развивать и удерживать квалифицированные кадры. При оценке их конкурентоспособности важно учитывать не только традиционные природные и экономические ресурсы, но также степень развития рыночной, инновационной и внешнеэкономической инфраструктуры, инвестиционную привлекательность, наличие предприятий, производящих востребованные товары и услуги.

В соответствующих расчетах принимают во внимание следующие факторы [4, с. 46-47]:

• природные ресурсы (земельные, водные, лесные, минерально-сырьевые);

• производственный потенциал и возможности формирования региональных кластеров;

• человеческий капитал (численность населения, его структура по полу и возрасту, квалификация занятых);

• производственную инфраструктуру (электроэнергетика, строительная база, транспорт, связь);

• научно-технический потенциал и реальную инновационную систему;

• инвестиционную привлекательность региона;

• его привлекательность для развития бизнеса;

• внешнеэкономический потенциал, наличие внешнеэкономических связей;

• экономико-географическое положение и имидж региона.

К основным конкурентным преимуществам Брестской области относятся:

• сравнительно квалифицированная и дешевая рабочая сила, а также наличие крупнейшего на западе республики технического вуза. Получение высшего технического образования обеспечивают 3 вуза, среднего технического - 16 техникумов и колледжей;

• существуют возможности для создания кластеров (в текстильной, электротехнической, электронной промышленности), а также крупных транспортно-логистических центров;

• по территории области проходит магистраль Е30 транспортного коридора «Лондон - Берлин - Варшава - Минск - Москва - Уфа - Челябинск - Омск», через нее транзитом проходит около 80% сухопутного экспорта стран СНГ в Западную Европу;

• в регионе расположены крупные месторождения гранита, уникальных глин, мела, стекольных и формовочных песков, поваренной соли, имеются запасы минеральных вод;

• высокое развитие получили отрасли и производства, ориентированные на потребительский спрос;

• имеется развитый строительный сектор, позволяющий выполнять работы любого уровня сложности;

• климатические условия позволяют осуществлять строительно-монтажные работы практически круглый год, имеется устойчивый спрос на жилье;

• в области имеется полный набор собственных сырьевых материалов для развития базы стройиндустрии;

• уровень плодородия почв самый высокий в республике (36 баллов), как и уровень распаханности земель;

• сельскохозяйственные организации региона имеют все возможности для развития мясного и молочного животноводства, картофелеводства;

• в структуре трудовых ресурсов области растет доля экономически активного и занятого населения;

• достигнуты высокие показатели развития человеческого капитала.

К конкурентным слабостям региона в данный момент относятся:

• реальная угроза для коммерческих организаций и предпринимателей стать убыточными в связи с повышением тарифов на энергоресурсы, штрафов, ставок арендной платы при низких темпах роста доходов предприятий и заработной платы их сотрудников;

• увеличение риска неплатежей со стороны бюджетных организаций и государственных предприятий;

• завышенная стоимость кредитных ресурсов, тормозящая развитие компаний всех форм собственности;

• сохраняющаяся угроза дальнейшей девальвации белорусского рубля и высокой инфляции при отрицательном сальдо торгового баланса и опережающем росте заработной платы по сравнению с производительностью труда.

На региональную конкурентоспособность Брестской области существенное влияние оказало вступление Белоруссии в Единое экономическое пространство. С образованием ЕЭП возник единый рынок со свободным движением товаров, капитала, рабочей силы и услуг; с конца 2011 г. эти правила стали действовать в полную силу для всех субъектов хозяйствования региона. Правовая база ЕЭП способствует усилению конкуренции, установлен единый порядок в области регулирования естественных монополий и государственных закупок, создается общий рынок нефти, нефтепродуктов и газа, унифицирована практика предоставления промышленных субсидий и государственной поддержки сельского хозяйства, провозглашен отказ от антидемпинговых и иных защитных мер, гармонизируются технические и регулирующие стандарты и регламенты, устраняются другие нетарифные барьеры, упрощается трудовая миграция.

Пакет соглашений по формированию ЕЭП был разработан с учетом норм и правил Всемирной торговой организации (ВТО). В результате предприятия Брестской области оказались в условиях жесткой конкуренции как на основных экспортных рынках в России, так и на своем внутреннем рынке. Основу промышленности региона составляют машиностроение (преимущественно сельскохозяйственное), производство продуктов питания, мебели и текстильное производство, и фактическая либерализация условий внешней торговли по правилам ВТО не могла не отразиться на конкурентной позиции этих предприятий и региона в целом.

Основными факторами, приводящими к снижению конкурентоспособности белорусских компаний, являются различный налоговый режим в странах-участницах Таможенного союза (ТС), усиление монополизма и недобросовестной конкуренции (прежде всего со стороны российских производителей). Сегодня бизнес в Белоруссии работает в условиях самой сложной и затратной налоговой системы. Уровень налоговых изъятий в республике по отношению к прибыли в 2011 г. был самым высоким в ТС - 62,8% (в 2009 г. - 80,4%), тогда как в России он составлял 46,9%, в Казахстане - 28,6%. Кроме того, поставки белорусской мясо-молочной продукции нередко становятся предметом расследований по обвинениям в нарушении согласованных квот (прогнозного баланса поставок молочной продукции) и/или подпадают под запрет на импорт в Россию из-за выявленных нарушений санитарных норм и правил, иных обязательных стандартов (так называемые «молочные войны»).

Одним из факторов, оказывающих негативное влияние на конкурентоспособность белорусского АПК и его диверсификацию, является монополизм в сфере поставок необходимых ресурсов, а также узкий номенклатурный перечень экспортных товаров. В результате при общем увеличении экспорта из Брестской области в Россию (по данным областного управления статистики) на 14,8% экспорт мяса и мясных субпродуктов вырос только на 12,3%, а молока и молочных продуктов - на 8,1%; при этом российские должностные лица постоянно заявляют о значительном превышении установленных квот и

высказывают подозрения, что не все ввозимое из республики мясо имеет белорусское происхождение. В дальнейшем ситуация может осложниться еще больше, поскольку в соответствии с Программой развития сельского хозяйства России на 2011-2015 гг. предусматривается к 2015 г. сократить импорт молочной продукции на 20-25%. Для области, где около трети добавленной стоимости в промышленности дает пищевая (в основном мясо-молочная) отрасль, это означает серьезную угрозу конкурентоспособности.

Однако наибольшие проблемы все же возникают из-за внутренней экономической политики, направленной на стимулирование роста объемных показателей в ущерб качественным. Обобщающим показателем результативности региональной экономики выступает валовый региональный продукт (ВРП). В 2012 г. в области он вырос всего на 0,5% [5] в силу целого ряда объективных причин, наибольшее значение из которых имеют следующие:

1. Запасы готовой продукции в регионе по-прежнему велики; в 2012 г. они составляли 73,9% среднемесячного объема производства и увеличились за этот год на 0,5 п. (в январе-феврале 2013 г. они достигли 82,1%). Больше всего уровень запасов на предприятиях, подчиненных республиканским органам управления (97,8%, рост за год на 2,7 п.), наименьший - на предприятиях, подчиненных местным органам управления (41,9%, снижение на 1,8 п.). Запасы на предприятиях без ведомственной подчиненности за 2012 г. увеличились на 4,6 п. и составили 71,9% [5]. Основная причина - рост запасов на складах предприятий текстильной (149,2%), обувной и кожевенной (170,6%), химической (145,8%) промышленности, в производстве транспортных средств (205,6%) и резиновых и пластмассовых изделий (131,1%) [5], вызванный снижением спроса на продукцию швейников, обувщиков и производителей транспортных средств (преимущественно сельскохозяйственного назначения).

2. Большинство предприятий, имеющих высокие уровни запасов готовой продукции на складах, в условиях высоких кредитных ставок и невозможности пополнить оборотные средства вынуждены снижать физические объемы производства. Большинство проблемных по запасам предприятий расположены в Бресте, Пинске, Дрогичинском, Жабинковском, Кобринском, Лунинецком и Пинском районах.

3. Многие районные предприятия системы Белкоопсоюза снизили объемы заготовки и производства пищевой продукции; по ряду позиций переработки мяса снижение составляет до 50%. Основная причина заключается в их низкой конкурентоспособности по сравнению с крупными торговыми сетями дискаунтеров и модернизированными мясоперерабатывающими предприятиями области. Такое сравнение уместно, так как де-факто Белкоопсоюз давно превратился в торгово-производственную сеть мелкой розничной сельской торговли; он утратил все базовые признаки кооперативной организации и управляется не собранием ее членов, а государством. При этом низкая рентабельность и малые производственные мощности не позволяют воспользоваться эффектом масштаба и оперативно снижать цены.

4. Отдельного разговора заслуживает такой сегмент экономики области, как строительство. Его валовая добавленная стоимость (ВДС) в 2012 г. составила всего лишь 73,1% по отношению к 2011 г. Основная причина - уменьшение объема заказов и ограниченное финансирование уже строящихся либо запланированных к строительству объектов. Во второй половине 2011 г. в области практически не финансировалось строительство инженерно-транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки, в том числе массовой застройки в городах. В результате к концу года работы на многих объектах были практически приостановлены. В 2012 г. они были вновь «разморожены», но финансовых ресурсов для их завершения по-прежнему не хватало; сроки сдачи по некоторым из них были перенесены на 2013 г.

Финансирование строительства в целом также сократилось, что неизбежно приводило к затягиванию сроков сдачи объектов. Число переходящих строек на начало 2012 г. (задел подрядных работ) оказалось примерно вдвое меньше, чем в январе 2011 г. Наиболее значимое снижение объемов строительно-монтажных работ по Брестской области произошло в организациях, по которым в 2011 г. осуществлялись крупные инвестиционные вложения. В связи с сокращением объемов жилищного строительства в 2012 г. сократился и объем инвестиций, в структуре которых наибольший удельный вес приходится как раз на строительно-монтажные работы. В 2012 г. большинство предприятий капитальных вложений и инвестиций в основной капитал не осуществляло.

5. Отдельная проблема в строительстве - кадры. Важным негативным фактором в 2012 г. стала утечка квалифицированных кадров, прежде всего рабочих специальностей. Из-за резкого снижения заработной платы в долларовом эквиваленте они предпочли работать за пределами страны; в ряде случаев их к этому подталкивали и сами стройтресты, оставшиеся без заказов и, соответственно, без работы.

Демотивация и деквалификация трудовых ресурсов области приводит к резкому снижению качества возводимых объектов (что вынуждает постоянно переделывать брак), плохому отношению к вверенной работникам технике, повышению травматизма на производстве. Производительность труда в отрасли практически не росла (0,9% за 2012 г.). Все это повышает затраты предприятий (растет промежуточное потребление), которые либо перекладываются на потребителя, либо ухудшают финансовые результаты предприятия. Естественно, что в таких условиях ВДС в строительстве снизилась более чем на четверть по сравнению с высокой расчетной базой предыдущего года.

6. Ужесточение условий льготного кредитования и рост процентных ставок по кредитам, не льготируемым государством, заметно снизили спрос на строительство новых домов. Большое число квартир, построенных частными застройщиками в 2012 г., до сих пор остается невостребованным, что ведет к пересмотру планов и отказу от нового строительства, в том числе уже спроектированных на отведенных участках домов. Большинство строитель-

ных организаций области испытывали в 2012 г. затруднения, связанные с недостатком оборотных средств, вызванные как низким платежеспособным спросом населения, так и неритмичностью расчетов с бюджетами всех уровней. При этом строительные компании, как и промышленные, не могут пополнить оборотные средства за счет кредитов из-за очень высокой стоимости последних.

7. Среди прочих негативных тенденций следует отметить невысокий удельный вес инновационной продукции (всего около 5%), немногочисленность организаций, ведущих инновационную деятельность, малое количество инновационных проектов, осуществляемых в области (предусмотрено всего 15 проектов по программе инновационного развития Республики Беларусь на 2013 г.).

Все эти негативные тенденции свидетельствуют о постепенном снижении конкурентоспособности экономики Брестской области. В обобщенном виде ситуацию можно представить так: политика стимулирования роста объемных показателей приводит к росту запасов продукции, что в условиях дорогих кредитных ресурсов не позволяет предприятиям оперативно восполнять «замороженные» на складах оборотные средства. После какого-то периода «гонки за валом» из-за острого дефицита денежных средств предприятия начинают снижать выпуск продукции и срывают достижение основных плановых показателей.

Одним из таких показателей является объем экспорта, а традиционным рынком сбыта - Россия. Наращивание поставок мясо-молочной продукции в эту страну периодически вызывает проблемы в межгосударственных отношениях и эмбарго на поставки. В итоге темпы роста экспорта замедляются. И хотя в начале 2013 г. ВРП области показывал очень хорошую динамику (108% - в январе, 107,4% - в январе-феврале) [6], очевидно, что этот рост является восстановительным по отношению к провальным январю-февралю прошлого года и с каждым месяцем будет замедляться.

Для решения перечисленных проблем и перехода к устойчивому экономическому развитию региона, повышения его конкурентоспособности необходимо принять комплекс мер, учитывающих реальные конкурентные преимущества области. К ним, в частности, относятся:

• размещение предприятий в соответствии со сложившейся специализацией и возможностями налаживания кооперативных связей с действующими производствами;

• создание благоприятных экономических условий для формирования в малых и средних городских поселениях предпринимательского сектора, привлечения инновационного малого бизнеса;

• формирование высокотехнологичных кластеров в швейной, текстильной, электротехнической и химической промышленности, секторе строительства и транспортно-логистических услуг;

• устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости сельского населения и уровня его жизни (в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве);

• реорганизация системы Белкоопсоюза путем снижения затрат и возвращения к базовым принципам потребительской кооперации.

В сельском хозяйстве Брестской области дальнейшее развитие должно получить мясо-молочное животноводство на травяных кормах. Целесообразно сохранить специализацию области на производстве зерна и сахарной свеклы, расширить посевные площади белковых и белково-масличных культур на торфяных почвах, сократить посевы пропашных культур, увеличить долю многолетних. Кроме того, необходимо лучше использовать потенциал крупных животноводческих комплексов для увеличения производства и переработки животноводческой продукции, повысить их обеспеченность полноценными концентрированными кормами за счет роста производства зернобобовых культур и налаживания выпуска кормовых добавок.

Чтобы исключить риски, связанные с весенними заморозками, необходимо разработать и внедрить эффективные зональные технологии выращивания сельскохозяйственных культур и соответствующие новые сорта.

Для развития промышленности в первую очередь необходимо:

• разместить наукоемкие производства в основных научных центрах и центрах территориального расселения области (Бресте, Барановичах, Пинске);

• развивать индустрию по переработке промышленных отходов и вторичных ресурсов;

• развивать экономически перспективные сельские населенные пункты (Кобрин, Березу, Ивацевичи, Лунинец, Малориту, Дрогичин и др.) с размещением в них небольших предприятий (организаций), а также филиалов и специализированных цехов крупных предприятий, действующих в больших городах;

• постепенно выводить из Бреста предприятия, негативно воздействующие на окружающую среду, размещать новые производства вне зон природной и техногенной опасности;

• с целью освоения производства новых металлообрабатывающих станков и оснастки осуществить техническое перевооружение предприятий станкоинструментальной отрасли машиностроительного комплекса;

• осваивать новые виды дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники;

• создать кластер предприятий биомедицинского назначения и парфюмерно-косметической промышленности (в рамках реализации проекта по созданию и развитию итальянского промышленного округа в Бресте).

В мясо-молочной промышленности необходимо в первоочередном порядке добиться получения европейских сертификатов качества (в области их пока имеют лишь три предприятия) и диверсифицировать экспорт с переориентацией на рынок Евросоюза. Для этого нужно провести тотальную сертификацию мясо-молочных производств в соответствии с требованиями стандартов ИСО 14000 и санитарно-гигиенических норм, после чего получить разрешение на поставку продукции в страны ЕС. Необходимо также предоставить субъектам хозяйствования право зачислять на свой валютный счет выручку от оптовой продажи товаров в Российской Федерации и в Казахстане.

В текстильной промышленности следует привлечь к разработке новых проектов верхней одежды и бельевого трикотажа зарубежных дизайнеров и модельеров, включая в договоры с ними обязательную работу по наставничеству (чтобы способствовать созданию отечественной школы кутюрье).

При регистрации новых компаний-резидентов в свободной экономической зоне «Брест» необходимо предусмотреть их обязательство поэтапно наращивать в течение первых трех лет долю экспорта в общем объеме выпуска до уровня не менее 75-80%; в противном случае они должны автоматически лишаться всех налоговых льгот.

Главными направлениями развития строительной отрасли в области должны стать:

• уменьшение материало- и трудоемкости 1 кв. м возводимой жилой площади без снижения параметров энергоэффективности и теплопроводности строительных конструкций;

• освоение новых типовых проектов многоквартирных домов со сниженными показателями материало- и трудоемкости;

• строительство арендного жилья;

• малоэтажное индивидуальное строительство.

Для реализации указанных направлений необходимы гармонизация отечественных СНИП с общеевропейскими, переход от преимущественно панельного к монолитно-каркасному строительству, уменьшение на 40-50% толщины ограждающих строительных конструкций за счет применения новых материалов и добавок (позволяющих сделать это без ухудшения показателей теплопроводности и шумопоглощения), использования несъемной опалубки.

Чтобы стимулировать экономию затрат и повышение эффективности строительства, следует предоставить строительным организациям право заключать договоры на строительство (ремонт, реконструкцию, реставрацию, благоустройство) объектов, осуществляемое без использования государственных средств, без обязательного проведения подрядных торгов, а частным застройщикам, осуществляющим комплексную застройку территории, - право проектировать и строить объекты социально-культурного назначения (детсады, школы) и транспортно-инженерной инфраструктуры с передачей

последних на баланс территориальной единицы по согласованной с ОИК сметной стоимости работ. Нужно также предусмотреть возможность предоставления застройщикам не денежных компенсаций затрат на социальные объекты при их передаче на баланс территории (бесплатное выделение участков под застройку, налоговые льготы и др.).

Нельзя обойти вниманием и транспортный сектор региональной экономики. Основными направлениями его развития должны стать:

• модернизация транспортной инфраструктуры, создание транспортно-логистических центров;

• привлечение инвестиций и новых перевозчиков для развития Брестского авиаузла;

• электрификация и расширение пропускной способности железнодорожной магистрали Жабинка - Лунинец - Калинковичи;

• электрификация железнодорожной магистрали Барановичи-Полес-ские - Лунинец;

• приоритетное развитие городского электротранспорта в г. Бресте;

• обеспечение рентабельной работы городского пассажирского транспорта, повышение качества и комфортности городских перевозок.

Для решения этих задач намечается реконструкция вокзальных комплексов на станциях Брест-Центральный и Барановичи-Полесские, строительство второй колеи железнодорожной магистрали Жабинка - Лунинец -Калинковичи, увеличение эксплуатационной длины железнодорожных путей до 1330 км. Это позволит открыть скоростные региональные линии между Брестом, Пинском, Лунинцем и Гомелем (где электрификация железной дороги ожидается уже к 2020 г.) и повысить линейную скорость пассажирских поездов, следующих из Бреста в направлении Гомеля и Жлобина и обратно.

Чтобы вывести экономику региона на путь устойчивого развития, необходимо, помимо уже перечисленных, реализовать также ряд мер общего порядка, направленных на повышение конкурентоспособности области, снижение затрат, увеличение доли брестских предприятий на всех видах рынков, повышение зарплат работников и уровня жизни населения в целом. Соответствующие действия должны предприниматься как на областном, так и на республиканском уровне.

В первую очередь необходимо омолодить руководящий состав предприятий, привлечь к руководству людей с рыночным и конкурентным мышлением. Нужно больше использовать потенциал выпускников ведущих западных школ менеджмента, в том числе в органах государственного управления.

Распределение ресурсов будет более эффективным, если ослабить контроль над ценами и заработной платой, отменить целевые показатели для предприятий с долей государственной собственности менее 50%, позволить банкам принимать решения исходя из прибыльности операций и связанных с ними рисков.

Очень важно упростить систему налогообложения; для этого следует ввести единый социальный налог вместо подоходного налога и налогов на зарплату; отменить для негосударственных предприятий отчисления в инновационные фонды; ввести патентную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, занятых розничной торговлей, оказанием бытовых услуг, небольших предприятий общепита и т.п.; снизить ставки НДС до 15-18%, чтобы не терять рынки стран ТС, где аналогичный налог значительно ниже белорусского; взимать налог на прибыль по нулевой ставке для малых и средних предприятий, осуществляющих инновационную деятельность.

Скорейшее вступление Республики Беларусь в ВТО позволит получить эффективные механизмы защиты интересов национальной экономики на внутреннем и внешнем рынках.

Все эти меры будут способствовать росту конкурентоспособности региональной экономики и создадут основу для ее устойчивого развития в будущем.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд. - М.: БРЭ; СПб.: Норинт, 1997.

2. Кузнецова О.В., Кузнецов А.В. Системная диагностика экономики региона. -М.: ЛИБРОКОМ, 2012.

3. Ридевский Г.В. Теория и практика устойчивого развития: Учеб. пособие. -Могилев: МГОИРО, 2010.

4. Богданович А.В. Конкурентоспособность регионов и вопросы ее оценки // Белорусский экономический журнал. - 2011. - № 4. - С. 43-49.

5. Социально-экономическое положение Брестской области в январе-декабре 2012 года / Доклад ГСУ Брестской области. - Брест, 2013.

6. Социально-экономическое положение Брестской области в январе-феврале 2013 года / Доклад ГСУ Брестской области. - Брест, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.