Научная статья на тему 'Методологические подходы к обучению субъектов исследовательской деятельности основам академической культуры'

Методологические подходы к обучению субъектов исследовательской деятельности основам академической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ / INQUIRY-BASED EDUCATION / ACADEMIC CULTURE / PRINCIPLES OF TEACHING / TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерохина Елена Ленвладовна

В статье раскрывается содержание исследовательского обучения в школе на основе культурологического подхода в образовании. Показано, что в ходе осуществления школьниками исследовательской деятельности происходит освоение ими основ академической культуры как педагогически адаптированного опыта научной познавательной деятельности. Обосновываются методы и приемы обучения учащихся-исследователей и учителей-научных руководителей академической культуре, разработанные автором статьи на основе методологической системы И.Я. Лернера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO TEACHING THE BASICS OF THE SUBJECTS OF RESEARCH ACTIVITIES OF ACADEMIC CULTURE

The article reveals the content of inquiry-based education at the school based on the cultural approach in education. It is shown that in the course of students research activities going on mastering the basics of academic culture as a pedagogical experience adapted scientific cognitive activity. Substantiates the methods and techniques of training students and teachers and researchers, supervisors of academic culture developed by the author on the basis of methodological systems IJ Lerner.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к обучению субъектов исследовательской деятельности основам академической культуры»

Казанский педагогический журнал. 2015.№4

УДК 373

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

К ОБУЧЕНИЮ СУБЪЕКТОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОСНОВАМ АКАДЕМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Е.Л. Ерохина

Аннотация. В статье раскрывается содержание исследовательского обучения в школе на основе культурологического подхода в образовании. Показано, что в ходе осуществления школьниками исследовательской деятельности происходит освоение ими основ академической культуры как педагогически адаптированного опыта научной познавательной деятельности. Обосновываются методы и приемы обучения учащихся-исследователей и учителей-научных руководителей академической культуре, разработанные автором статьи на основе методологической системы И.Я. Лернера.

Ключевые слова: исследовательское обучение, академическая культура, принципы обучения, методы обучения, приемы обучения.

METHODOLOGICAL APPROACHES

TO TEACHING THE BASICS OF THE SUBJECTS OF RESEARCH

ACTIVITIES OF ACADEMIC CULTURE

ЕХ. Erokhina

Abstract. The article reveals the content of inquiry-based education at the school based on the cultural approach in education. It is shown that in the course of students research activities going on mastering the basics of academic culture as a pedagogical experience adapted scientific cognitive activity. Substantiates the methods and techniques of training students and teachers and researchers, supervisors of academic culture developed by the author on the basis of methodological systems IJ Lerner.

Keywords: inquiry-based education, academic culture, principles of teaching, teaching methods, teaching methods.

Распространенная в современной образовательной практике организация исследовательской деятельности школьников понимается нами как особая модель обучения. Цель исследовательского обучения - сформировать у всех учащихся потребность в реализации познавательной активности, умение пользоваться исследовательским методом познания жизни для решения учебных и жизненных задач.

А.И. Савенков называет этот образовательный результат «особым стилем жизни», «при котором поисковая активность будет занимать ведущее место» [8].

С позиции методологии образования исследовательское обучение - это процесс инкультурации учащихся, приобщения их к основам академической культуры, которую мы понимаем как систему ценностей, норм, правил, образцов поведения, способов деятельности, принципов общения, основанную на педагогически адаптированном опыте научной познавательной деятельности.

При разработке методов и приемов обучения субъектов исследовательской деятельности основам академической культуры мы исходили из дефиниций понятий «метод» и

«прием» обучения, представленных в дидактической системе И.Я. Лернера » [4]. Из существующих в педагогике подходов к определению сущности понятия «метод» обучения нами выбран подход И.Я. Лернера потому, что содержание обучения академической культуре строится нами на предложенной именно И.Я. Лернером концепции содержания образования как социально-культурного опыта. И.Я. Лернер определяет содержание образования как «педагогически адаптированную систему знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоциональноценностного отношения к миру и деятельности, усвоение которой обеспечивает формирование всесторонне, гармонически развитой личности, подготовленной к участию в создании (сохранении) и развитии культуры» [4, с. 67].

В соответствии с дидактической концепцией И.Я. Лернера, «метод обучения как дидактическая категория - это теоретическое представление о предписанной системе норм взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся (выделено нами), в ходе которой осуществляется организация и регулирование

1

Казанский педагогический журнал. 2015.№4

познавательной и практической деятельности учащихся (выделено нами), обеспечивающей усвоение ими содержания образования как воплощения основ социального опыта...» [4, с. 133], а прием обучения - «это реальное воплощение метода, его конкретное проявление в операциях» [4, с. 139]. Иными словами, метод обучения - это стратегическая категория обучения, прием - его тактическое проявление» [4, с. 141]. Такой подход позволяет на концептуальном уровне обобщить известные определения метода обучения, понимать метод как «общую направленность деятельности обучения» [4, с. 139], но не как совокупность приемов. То есть, метод - это модель организации познавательной деятельности учащихся, а прием - это ее реальное воплощение в практике реализации программы обучения.

В разработанной и реализованной нами методике представлена система приемов, соответствующих пяти методам обучения (по Лернеру): информационно-рецептивному, репродуктивному, методу проблемного изложения, эвристическому, исследовательскому.

Приемы обучения отбирались, разрабатывались и применялись нами в соответствии со следующими принципами.

1. Формирование академической культуры обучаемых возможно только при такой организации их познавательной деятельности, «при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого обучающегося». [9, с. 74]. Исходя из понимания обучения как взаимодействия субъектов (учителя и ученика) и, как следствие, их активности, мы не считаем целесообразным специально выделять понятие «активное обучение», однако полагаем: для нашей методики важно, что она не включает приемы передачи содержания обучения учителем ученику, а использует формы и средства организации самостоятельного получения обучающимися знаний и овладения умениями.

2. В основе используемых нами приемов обучения лежит организация различных видов диалогического взаимодействия учителя и обучаемого, так как только теория общения «и может быть научной почвой для понимания специфической природы и воспитания, и самовоспитания» [2, с. 310-311].

3. Задача формирования ценностных компонентов личности обучаемых (в соответствии с ценностями академической культуры) опре-

деляет необходимость использования специфических педагогических приемов. Перечислим и раскроем их.

Во-первых, ценности, как утверждает М.С. Каган, «усваиваются переживанием, а не логическим пониманием и запоминанием»; «знание не предопределяет само по себе поведение» [3, с. 234]. Аналогичную педагогическую идею находим в трудах И.Я. Лернера: по мнению ученого, «опыт ценностного отношения к изучаемому миру как вид деятельности может быть получен только в ходе реальных переживаний при встрече с объектом изучения и его использовании» [5, с. 60].

Поэтому значительное место в разработанной нами методике занимает работа с текстами (в том числе художественными), воздействующими не только на разум, но и на эмоциональную сферу обучаемых; организация дискуссий, позволяющих каждому обучаемому соотнести освоенное содержание обучения с собственными потребностями, мотивами, ценностями и интересами.

Во-вторых, в философии, психологии и педагогике доказано, что «в процессе освоения культуры индивидом и формирования его личности, смыслы и значения, представленные социокодами, лишь частично осознаются человеком, а частично он воспринимает накопленный социальный опыт ориентируясь на образцы (выделено нами) поступков и действий других людей.» [6]. Е.Д. Божович сформулировала и доказала важный тезис о том, что «предмет или действие еще не становятся образцом в учебном смысле этого слова от самого факта их демонстрации или указания на необходимость действовать на их основе. Надо, чтобы ученик «принял» этот образец в качестве опоры при решении тех или иных задач» [1, с. 139]. В разработанной нами методике используются приемы работы с текстами двух типов: текстами об ученых, отражающими их профессиональные принципы и ценности; текстами, созданными с учетом принципов академической культуры (например, цикл программ «Akademia» на канале «Культура», публичные лекции в проекте «Университетские субботы» в МИТУ и др.). Приемы представляют собой учебные задачи, в ходе решения которых обучаемый «присваивает» образец.

В-третьих, доказано, что «освоение культуры подростком происходит через деятельность» [7]. Нами разработаны приемы организации разных видов учебной деятельности

2

Казанский педагогический журнал. 2015.№4

учащихся, имитирующих (термин Ю.С. Арутюнова, А.М. Смолкина и др.) научную (научно-исследовательскую) деятельность: участие в дискуссии, реферирование, устное выступление и т.д.

Рассмотренные в данной статье приемы обучения использовались в ходе реализации разработанной нами программы обучения

Литература:

1. Божович, Е.Д Некоторые вопросы обучения по образцам // Вопросы психологии. 1980. с. 135-139.

2. Каган, М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат. 1988. 319 с.

3. Каган, М.С. Некоторые вопросы взаимосвязи философии и педагогики // Каган М.С. Избранные труды в 7 томах. Том 3. СПб.: Петрополис. 2007. 758 с.

4. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика. 1981. 186 с.

5. Лернер, И.Я. Человеческий фактор и функции содержания образования // Советская педагогика. 1987. № 11. С.60-65.

6. Новая философская энциклопедия в 4 т. М.: Мысль 2000-2001 // Интернет-версия издания. URL: http://iph.ras.ru/enc.htm (дата обращения: 11.09.2014).

7. Обухов, А.С. Исследовательская деятель-

ность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры. URL: http://

http://www.researcher.ru/index.html (дата обращения: 17.03.2011).

8. Савенков, А.И. Детское исследование как

метод обучения старших дошкольников // Дошкольное образование. 2007. № 21. URL: http://

dob. 1september.ru/view_article.php?ID=200702117 (дата обращения: 17.12.2012).

9. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика. 1982. 208 с.

субъектов исследовательской деятельности основам академической культуры. Методики качественной диагностики результатов обучения (самодиагностика участников обучения, проведенная на основе анкетирования и отзывов обучающихся; анализ итоговых творческих работ обучающихся) подтвердили эффективность разработанной программы.

References:

1. Bozhovich, E.D. Nekotorye voprosy obuchenija po obrazcam // Voprosy psihologii. 1980. s. 135-139.

2. Kagan, M.S. Mir obshhenija: Problema

mezhsub#ektnyh otnoshenij. M.: Politizdat. 1988. 319 s.

3. Kagan, M.S. Nekotorye voprosy vzaimosvjazi filosofii i pedagogiki // Kagan M.S. Izbrannye trudy v 7 tomah. Tom 3. SPb.: Petropolis. 2007. 758 s.

4. Lerner, I.Ja. Didakticheskie osnovy metodov obuchenija. M.: Pedagogika. 1981. 186 s.

5. Lerner, I.Ja. Chelovecheskij faktor i funkcii soderzhanija obrazovanija // Sovetskaja pedagogika. 1987. № 11. S.60-65.

6. Novaja filosofskaja jenciklopedija v 4 t. M.: Mysl' 2000-2001 // Internet-versija izdanija. URL: http://iph.ras.ru/enc.htm (data obrashhenija: 11.09.2014).

7. Obuhov, A.S. Issledovatel'skaja dejatel'nost' kak vozmozhnyj put' vhozhdenija podrostka v prostranstvo kul'tury. URL: http:// http://www.researcher.ru/index.html (data obrashhenija: 17.03.2011).

8. Savenkov, A.I. Detskoe issledovanie kak metod

obuchenija starshih doshkol'nikov // Doshkol'noe obrazovanie. 2007. № 21. URL: http://

dob. 1september.ru/view_article.php?ID=200702117 (data obrashhenija: 17.12.2012).

9. Shamova, T. I. Aktivizacija uchenija

shkol'nikov. M.: Pedagogika. 1982. 208 s.

Сведения об авторе:

Ерохина Елена Ленвладовна (г. Москва, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, кафедра риторики и культуры речи, Московский педагогический государственный университет, email: lenusha@rambler.ru

Data about the author:

Erohina E.L. (Moscow, Russia), candidate of pedagogical sciences, assistant professor, the department of rhetoric and standard of speech, Moscow State Pedagogic University, e-mail:lenusha@rambler.ru

3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.