Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИРОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ УМЕНИЯМ УСТНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ ИНЖЕНЕРОВ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИРОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ УМЕНИЯМ УСТНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ ИНЖЕНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА / ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА / КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ЗАДАЧА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Роот Эвелина Владимировна

Цель данного исследования состоит в том, чтобы определить и описать основные подходы, направленные на развитие умений устной иноязычной технической коммуникации (УИТК) студентов строительного вуза направления подготовки «Строительство», средствами ИЯ и инженерных дисциплин и обосновать их сочетание и выбор. Данные подходы представляют собой теоретическую базу моделирования технологии обучения умениям УИТК, которая будет отвечать потребностям обучающихся, как будущих высококвалифицированных специалистов. Анализ научно-педагогической литературы и полученные в ходе педагогической деятельности результаты позволили сделать вывод о том, что методологические подходы в дидактике иноязычного образования в высшей строительной школе эффективнее «работают» в сочетании, дополняя и обогащая друг друга. Проведенный анализ методологических подходов к дидактике иноязычной подготовки в высшей технической школе позволил идентифицировать наиболее важные и подходящие для формирования и развития умений УИТК будущих инженеров, рассмотреть их специфику во взаимодействии друг с другом. Интеграция вышеописанных подходов представляет собой методологическую основу обучения УИТК и является средством формирования профессиональной культуры и профессиональной картины мира, что в дальнейшем поможет выпускникам успешно решать профессиональные задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Роот Эвелина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO MODELING THE TECHNOLOGY OF TEACHING ORAL FOREIGN LANGUAGE TECHNICAL COMMUNICATION SKILLS TO ENGINEERS

The purpose of this study is to identify and describe the main approaches aimed at developing the skills of oral foreign language technical communication (SOFLTC) of students of a construction university in the direction of training “Construction” by means of foreign language and engineering disciplines and justify their combination and choice. These approaches represent a theoretical basis for modeling the technology of teaching the skills of SOFLTC, which will meet the needs of students as future highly qualified specialists. The analysis of the scientific and pedagogical literature and the results obtained in the course of pedagogical activity led to the conclusion that the methodological approaches in the didactics of foreign language education in the higher construction school “work” more effectively in combination, complementing and enriching each other. The analysis of methodological approaches to the didactics of foreign language training at a higher technical school made it possible to identify the most important and suitable for the formation and development of the skills of SOFLTC future engineers, to consider their specifics in interaction with each other. The integration of the above approaches is the methodological basis for teaching SOFLTC and is a means of forming a professional culture and a professional picture of the world, which in the future will help graduates to successfully solve professional problems.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИРОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ УМЕНИЯМ УСТНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ ИНЖЕНЕРОВ»

Методологические подходы к моделированию технологии обучения умениям устной иноязычной технической коммуникации инженеров

Роот Эвелина Владимировна,

старший преподаватель, кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет E-mail: eva.2005130@yandex.ru

Цель данного исследования состоит в том, чтобы определить и описать основные подходы, направленные на развитие умений устной иноязычной технической коммуникации (УИТК) студентов строительного вуза направления подготовки «Строительство», средствами ИЯ и инженерных дисциплин и обосновать их сочетание и выбор. Данные подходы представляют собой теоретическую базу моделирования технологии обучения умениям УИТК, которая будет отвечать потребностям обучающихся, как будущих высококвалифицированных специалистов. Анализ научно-педагогической литературы и полученные в ходе педагогической деятельности результаты позволили сделать вывод о том, что методологические подходы в дидактике иноязычного образования в высшей строительной школе эффективнее «работают» в сочетании, дополняя и обогащая друг друга. Проведенный анализ методологических подходов к дидактике иноязычной подготовки в высшей технической школе позволил идентифицировать наиболее важные и подходящие для формирования и развития умений УИТК будущих инженеров, рассмотреть их специфику во взаимодействии друг с другом. Интеграция вышеописанных подходов представляет собой методологическую основу обучения УИТК и является средством формирования профессиональной культуры и профессиональной картины мира, что в дальнейшем поможет выпускникам успешно решать профессиональные задачи.

Ключевые слова: междисциплинарный подход, системно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход, профессионально-языковая подготовка, открытая система, квазипрофессиональная коммуникативная задача.

о с

U

со см о см

Введение. Цель данного исследования состоит в том, чтобы определить и описать основные подходы, направленные на развитие умений устной иноязычной технической коммуникации (УИТК) студентов строительного вуза направления подготовки «Строительство», средствами ИЯ и инженерных дисциплин и обосновать их сочетание и выбор. Данные подходы представляют собой теоретическую базу моделирования технологии обучения умениям УИТК, которая будет отвечать потребностям обучающихся, как будущих высококвалифицированных специалистов. Задачи исследования.

1. Изучить научно-педагогическую литературу, отечественный и зарубежный опыт по теме исследования.

2. Выявить подходы к обучению профессионально-ориентированному иностранному языку в техническом университете.

3. Дать научно-методическое обоснование методологическим подходам и их сочетаниям к обучению будущих инженеров умениям УИТК в строительном вузе.

Методы исследования. Изучение и анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования, учебных программ университета, практического опыта ведущих педагогов.

Результаты исследования. Английский язык по-прежнему является языком мирового значения и используется для коммуникации огромным количеством людей, особенно в профессиональной и научной сферах. Этот фактор продолжает оставаться мощным стимулом для высшей технической школы совершенствовать иноязычную подготовку, что, в свою очередь, является показателем высокого качества профессионального образования. Вышесказанное делает актуальной разработку новых концепций подходов и совершенствование уже существующих к обучению профессиональному ИЯ будущих специалистов в высшей технической школе и предполагает в дальнейшем моделирование инновационной технологии развития умений УИТК будущих инженеров в рамках дисциплины ИЯ.

Несмотря на то, что на теоретическом уровне достаточно хорошо разработаны отдельные направления профессионально-языковой подготовки будущих инженеров бакалавров строительного вуза, не хватает междисциплинарных педагогических концепций, интегрирующих гуманитарные науки, в частности ИЯ, и инженерные дисциплины. Следовательно, на методическом уровне, преподаватели профессионального ИЯ сталки-

ваются с трудностями, связанными с недостаточной разработанностью лингводидактической базы профессионально-ориентированного обучения ИЯ бакалавров строительного вуза, которая бы системно и поэтапно могла обеспечить эффективное формирование и развитие умений УИТК у будущих инженеров.

В современном высшем образовании существует огромное множество подходов (которые рассматриваются как особые теоретико-методологические положения, на основе которых проектируется учебная деятельность), что делает затруднительным эффективное использование их научно-практического и методического потенциала [1]. Именно интеграция подходов, по мнению ученых, видится как способ решения насущных задач высшего профессионального образования, в том числе иноязычного.

Как было сказано выше, все образовательные процессы и явления рассматриваются через призму подходов, которые являются основными базисными методическими категориями в лингво-дидактике и, в свою очередь, рассматриваются в рамках положений дидактики высшей школы с характерными целями и содержанием высшего образования, с учетом социальных функций профессиональной деятельности, что и определяет стратегии моделирования технологий. Анализируемые подходы при обучении будущих инженеров строителей УИТК будут иметь свои особенности. Автор рассматривает технологию обучения УИТК как открытую систему, интегрирующую посредством междисциплинарных связей методические компоненты специальных инженерных дисциплин и ИЯ, в связи с чем, перечисленные подходы могут быть дополнены в ходе дальнейшего анализа и практической совместной деятельности преподавателя и студентов.

Модель технологии обучения УИТК в инженерно-строительном вузе основывается на комплексе и интеграции подходов, таких как: междисциплинарный, контекстно-коммуникативный, системно-деятельностный, личностно-ориентированный и др. Остановимся на основных подходах к технологии обучения УИТК, которые, по нашему мнению, являются базовыми, так как способствуют формированию и интеграции всех компонентов УИТК -коммуникативно-когнитивного, профессионально-технического, личностно-ценностного, межкультурного, проектно-творческого) у обучающихся.

Междисциплинарный подход представляет собой теоретико-методологическую основу технологии обучения УИТК, нацелен на создание оптимальных педагогических условий формирования целостной личности будущего инженера, базируется на интеграции дидактических компонентов, как содержательных, так и процессуальных, инженерных дисциплин и иностранного языка, в результате чего знания, навыки и умения приобретают новые смыслы и способствуют формированию целостной профессиональной картины и профессиональной культуры будущего инженера. Дидак-

тические компоненты инженерных дисциплин, составляющих междисциплинарные связи технологии обучения УИТК, активируют у обучающихся когнитивные процессы, которые необходимы для развития умений УИТК в дальнейшей профессиональной деятельности [2;3;4]. В технологии обучения УИТК могут быть задействованы дидактические компоненты таких профессиональных дисциплин как: инженерная графика, теоретическая механика, строительная механика, механика жидкостей и газов, строительные материалы, сопротивление материалов, геология и т.д. Несмотря на то, что на практике достаточно тяжело обеспечить дидактические условия реализации междисциплинарного подхода в системе российского инженерного образования, интегрированное обучение УИКТ средствами ИЯ на основе междисциплинарных связей с основными профессиональными дисциплинами исследователями рассматривается как основное условие подготовки специалиста инженера для международной профессиональной и научной деятельности и позволяет выделить прикладной аспект изучения ИЯ в высшей технической школе.

Системно-деятельностный подход, дополняя междисциплинарный подход, представляет собой интеграцию системного и личностно-деятельностного подходов. Интеграция обоснована тем, что, с одной стороны, технология обучения УИКТ представляет собой открытую систему, одновременно являясь системообразующим компонентом всей педагогической системы высшего инженерного образования, с другой стороны, позволяет не только описывать, но и конструировать учебный процесс в структурном единстве всех компонентов обучения, свойственных на дисциплинарном уровне ИЯ и профессиональной инженерной дисциплине, тем самым позволяя рассматривать моделирование учебно-воспитательного процесса в рамках обучения УИТК как организацию преподавателем определенной учебной деятельности студентов, направленной на решение квазипрофессиональных коммуникативных задач, смоделированных преподавателем на основе анализа образовательных и профессиональных стандартов. Интеграция указанных подходов позволяет моделирование управляемого алгоритма учебной деятельности, учитывая индивидуальные психологические и творческие особенности субъектов взаимодействия: преподаватель - студент, студент-студент, студент - группа студентов.

Исходя из вышесказанного, системно-дея-тельностный подход предполагает рассмотрение технологии обучения УИТК как проектно-деятельностной системы и поиск системообразующих компонентов системы, способствующих продукт-ориентированному обучению УИТК; рассмотрение межпредметных знаний, навыков и умений УИТК и личностных качеств будущих инженеров как системы и одновременно как структурного элемента целостной системы личностных качеств профессиональной языковой личности;

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

моделирование опытно-экспериментальной апробации технологии обучения УИТК и использование результатов в образовательных практиках технических университетов [5].

Системно-деятельностный подход задает ориентацию на поиск различных аспектов анализа всей учебной деятельности будущих инженеров на базе образовательных и профессиональных стандартов, тем самым способствуя интеграции компонентов обучения разных дисциплин, синтезу компонентов целостной системы технологии обучения УИТК. Одним из основных свойств системы является эмерджентность (англ.: emergent - возникающий, неожиданно появляющийся), что означает в теории систем появление у системы свойств, не присущих ее элементам в отдельности. Эмерджентность является одним из существенных преимуществ указанного подхода и несет в себе огромный лингводидактический потенциал, так как позволяет выявить новые лингва-дидактические явления и проблемы, связанные с обучением УИТК будущих инженеров, которые «появились», как новые свойства системы, благодаря интеграции компонентов различных дисциплин - ИЯ и профессиональной инженерной и деятельности субъектов образовательного процесса. Возникающие в процессе интеграции новые явления позволяют инициировать поиск инновационных решений, способствующих совершенствованию обучения УИТК и профессиональной подготовки в целом [6]. В технологии обучения УИТК эмерджентность, как свойство системы, проявляется в виде результатов проектной деятельности студента, которые реализуются в такой форме занятия, как деловая игра: участникам даются одни и те же инструменты (проблемная задача, коррелирующая с профессиональной задачей; техническая информация на основе креолизованного текста; термины, клише и т.д.), но результаты, то есть речевые продукты, у каждого получаются разные. Задача преподавателя - создать педагогические и лингводидактические условия, способствующие созданию речевых продуктов.

Личностно-ориентированный подход к формированию умений УИТК, выбор которого продиктован антропоцентричным направлением всей научной мысли современного этапа развития человечества, меняет взгляды на природу инженерной деятельности, тем самым способствуя преобразованиям в системе высшего инженерного образования [7]. Личностно-ориентированный подход устанавливает направленность учебного процесса на субъекты образовательной деятельности, формирование профессионально важных качеств личности, так называемых soft skills, которые характеризуют профессиональную культуру и являются неотъемлемой чертой профессиональной карти-5 ны мира инженера. Современное инженерное об-5 разование прививает навыки и нормы поведения, S3 которые становятся неотъемлемыми компонента-еЗ ми профпригодности, что рассматривается как ко-Ц нечный результат обучения в высшей технической

школе, который должен обеспечить высокий уровень труда инженера [8]. Soft skills формируются и шлифуются в процессе профессионализации: во время обучения, затем непосредственно в ходе профессиональной деятельности, на основе анализа которой и выделяются необходимые личностные качества будущего специалиста. Отмечается, что именно soft skills в огромной степени влияют на эффективность инженерного труда. Ориентации на личность также способствует смена дисциплинарной когнитивной парадигмы на компе-тентностную, что делает актуальным анализ труда инженера и проблему моделирования профессионального портрета выпускника инженерного вуза [9].

Контекстно-коммуникативный подход к формированию умений УИТК основан на интеграции контекстного и коммуникативного подходов и является базой для иноязычного профессионального образования, наряду с междисциплинарным и системно-деятельностным подходами. Интеграция обоснована тем, что смена знаниевой парадигмы на компетентностную предполагает не только появление таких категорий как системность и над-предметность, но и практико-ориентированность, что исключает передачу знаний, навыков и умений только объяснительно-иллюстративным методом. Контекстно-коммуникативный подход предполагает создание дидактических условий для моделирования предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности инженера, путем вовлечения обучающихся в выполнение практической деятельности, соотнесенной с реальной профессиональной технической коммуникацией и направленной на достижение практического результата - другими словами, создается контекст профессиональной коммуникации [10].

Практический результат представлен в виде творческого продукта с функциональной направленностью, например, проекта или решения проблемной квазипрофессиональной задачи, которые могут быть реализованы с высокой эффективностью в ходе «деловой игры» [11]. Однако, отмечается, что обучающийся включается в «решение задачи» только если у него появляется когнитивная потребность ее решения. Контекстно-коммуникативный подход направлен на формирование у обучающихся «коммуникативно-когнитивной потребности», ведущей к возникновению речевой деятельности для решения поставленной учебной, квазипрофессиональной задачи [12; 13]. Согласно теории деятельности, вовлечение студента в активную личностно-значимую учебно-познавательную деятельность способствует его многогранному развитию, формированию профессиональной культуры и картины мира будущего инженера, то есть полноценной профессионализации [14-16].

Выводы: Проведенный анализ методологических подходов к дидактике иноязычной подготовки в высшей технической школе позволил идентифицировать наиболее важные и подходящие для форми-

рования и развития умений УИТК будущих инженеров, рассмотреть их специфику во взаимодействии друг с другом. Интеграция вышеописанных подходов представляет собой методологическую основу обучения УИТК и является средством формирования профессиональной культуры и профессиональной картины мира, что в дальнейшем поможет выпускникам успешно решать профессиональные задачи. Таким образом дидактика обучения умениям УИТК основывается на следующих подходах: Междисциплинарный, системно-деятельностный, личностно-ориентированный, контекстно-коммуникативный. Как было сказано выше, технология обучения УИ-ТК представляет собой открытую систему, в связи с чем, автор считает возможным исследовать и привлекать другие подходы к процессу обучения будущих инженеров УИТК.

Литература

1. Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход в структуре существующих подходов к обучению // Современные подходы к обучению: теория и практика: Материалы I Московской международной конференции «Образование в XXI веке глазами детей и взрослых» / Отв. ред. Е.В. Ковалевская. М.: МПГУ, 2001. С. 5-6.

2. Попова Н.В. Междисциплинарная парадигма как основа формирования интегративных компетенций студентов многопрофильного вуза. Автореферат. 2012);

3. Халяпина Л., Кузнецова О. Междисциплинарное сотрудничество как средство реализации интегрированного предметно-языкового обучения в вузе. Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017, № 7(73): Ч. 2. С. 209-212.

4. Роот Э.В. Междисциплинарный подход к обучению профессиональной коммуникации инженеров на иностранном языке. Среднее профессиональное образование. № 5 (309), 2021, с. 62-65.

5. Зарипова Р.Р., Салехова Л.Л. К вопросу о лингвистических и когнитивных преимуществах интегрированного предметно-языкового подхода в обучении (CLIL). Международный журнал экспериментального образования № 8, 2015.

6. Сороковых, Г.В. Концептуальные положения системно-деятельностного подхода как цели иноязычного образования / Г.В. Сороковых // Актуальные проблемы преподавания гуманитарных наук: теоретические и прикладные аспекты: сборник научных материалов по итогам международной научно-практической конференции, Франция, Антибы, 31 января -012017 года. - Франция, Антибы: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2017. - С. 178-180.

7. Дмитриенко Т.И. Системный подход как основа конструирования учебного процесса в профессиональной подготовке будущих специалистов в вузе. Автореферат. 2006.

8. Велединская С.Б. Иноязычная профессиональная коммуникация как ключевой элемент гуманитарной подготовки инженера будущего// Язык и культура. - Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет. - 2008. - № 1. - С. 86-96.

9. Похолков Ю.П. Инженерное образование. Журнал Ассоциации инженерного образования России. - 2018. - № 24. - С. 5.

10. Роот, Э.В. Коммуникативный портрет инженера по профилю подготовки «строительство» и особенность его разработки в условиях обучения иностранному языку / Э.В. Роот // Лингвистика и лингводидактика: сборник научных тезисов и статей по материалам всероссийской научно-практической очно-заочной конференции, Орехово-Зуево, 26 февраля 2021 года. - Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2021. - С. 215-219. - EDN GASQEW.

11. Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография. М.: Логос, 2011, с. 64.

12. Зимняя, И.А. Учебная деятельность как специфический вид деятельности / И.А. Зимняя // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2014. - № 1. - С. 3-14. - EDN RTY-DLF).

13. Сороковых, Г.В. Технология создания и проведения деловой игры в обучении профессиональному общению переводчика / Г.В. Сороковых // Евразийский союз ученых. - 2015. -№ 6-3(15). - С. 82-85. - EDN WXLIPF.

14. Зимняя, И.А. Особенности создания проблемной ситуации при обучении иностранному языку / И.А. Зимняя // Проблемный и ноос-ферный подходы в организации форм современного образования для устойчивого развития цивилизации: Материалы XVII Московской международной конференции «Образование в XXI веке - глазами детей и взрослых», Москва, 16 марта 2017 года / Ответственный редактор Е.В. Ковалевская. - Москва: ООО «Издательство «Спутник+», 2017. - С. 5-7. - EDN VOJWAS.; С5); (Леонтьев, А.Н. Психология речи / А.Н. Леонтьев // Мир психологии. - 2003. -№ 2(34). - С. 31-40. - EDN WPRHTH; С. 3141.

15. Леонтьев, А.Н. Психология речи / А.Н. Леонтьев // Мир психологии. - 2003. - № 2(34). -С. 31-40. - EDN WPRHTH; С. 31-41.

16. Клюева М.И. Контекстный подход как основа иноязычного профессионального образования. Фундаментальные исследования - 2015. -№ 2 (часть 4) - С. 773-777.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO MODELING

THE TECHNOLOGY OF TEACHING ORAL FOREIGN

LANGUAGE TECHNICAL COMMUNICATION SKILLS TO

ENGINEERS

Root E.V.

National Research Moscow State University of Civil Engineering

C3

о

CD "O

1=1 А —i О

сз т; о m О от

З

ы о со

The purpose of this study is to identify and describe the main approaches aimed at developing the skills of oral foreign language technical communication (SOFLTC) of students of a construction university in the direction of training "Construction" by means of foreign language and engineering disciplines and justify their combination and choice. These approaches represent a theoretical basis for modeling the technology of teaching the skills of SOFLTC, which will meet the needs of students as future highly qualified specialists. The analysis of the scientific and pedagogical literature and the results obtained in the course of pedagogical activity led to the conclusion that the methodological approaches in the didactics of foreign language education in the higher construction school "work" more effectively in combination, complementing and enriching each other. The analysis of methodological approaches to the didactics of foreign language training at a higher technical school made it possible to identify the most important and suitable for the formation and development of the skills of SOFLTC future engineers, to consider their specifics in interaction with each other. The integration of the above approaches is the methodological basis for teaching SOFLTC and is a means of forming a professional culture and a professional picture of the world, which in the future will help graduates to successfully solve professional problems.

Keywords: interdisciplinary approach, personal approach, professional language training, open system, quasi-professional communicative task.

References

1. Zimnya I.A. The personality-activity approach in the structure of existing approaches to learning // Modern approaches to learning: Theory and practice: Materials of the I Moscow International Conference "Education in the XXI century through the eyes of children and adults" / Ed. by E.V. Kovalevskaya. E. Kova-levskaya. Edited By E. Kovalevskaya, M.: MSPU, 2001. pp. 5-6.

2. Popova N.V. Interdisciplinary Paradigm as the Basis of Formation of Integrative Competences of Students of Multidisciplinary Higher Education. Author's abstract. 2012;

3. Khalyapina L., Kuznetsova O. Interdisciplinary cooperation as a means of implementing integrated subject-linguistic learning in higher education. Philological Sciences. Issues of theory and practice. Tambov: Gramota, 2017, No. 7(73): Part 2. Pp.209212.

4. Root E.V. Interdisciplinary approach to teaching professional communication of engineers in a foreign language. Secondary Vocational Education. No.5 (309), 2021, pp. 62-65.

5. Zaripova R. R., Salekhova L. To the question of linguistic and cognitive advantages of the integrated subject-language ap-

proach in teaching (CLIL). International Journal of Experimental Education No. 8, 2015.

6. Sorokov, G.V. Conceptual positions of the system-activity approach as a goal of foreign language education / G.V. Sorokov // Actual problems of teaching humanities: theoretical and applied aspects: collection of scientific materials from the international scientific-practical conference, France, Antibes, 31 January -01 2017. - France, Antibes: State University of Humanities and Technology, 2017. - Pp. 178-180.

7. Dmitrienko T.I. Systemic approach as the basis for designing the educational process in the professional training of future specialists in higher education. Author's abstract. 2006.

8. Veledinskaya S.B. Foreign-language professional communication as a key element of future engineer's humanitarian train-ing// Language and Culture. - Tomsk: National Research Tomsk State University. - 2008. - No.1. - Pp. 86-96.

9. Pokholkov Y.P. Engineering Education. Journal of the Association for Engineering Education of Russia. - 2018. - No.24. - p. 5.

10. Root, E.V. Communicative portrait of the engineer on the profile of training "construction" and peculiarity of its development in the conditions of foreign language teaching / E.V. Root // Linguistics and linguodidactics: collection of scientific abstracts and articles on the materials of the All-Russian scientific and practical part-time conference, Orekhovo-Zuyevo, February 26, 2021. - Orekhovo-Zuevo: State University of Humanities and Technology, 2021. - C. 215-219. - EDN GASQEW.

11. Verbitsky A. A., Ilyazova M.D. Invariants of -professionalism: problems of formation: monograph. Moscow: Logos, 2011, p. 64.

12. Zimnyaya, I.A. Educational activity as a specific type of activity / I.A. Zimnyaya // Innovative projects and programmes in education. - 2014. - No. 1. - Pp. 13-14. - EDN RTYDLF

13. Sorokov, G.V. Technology of creating and conducting a business game in teaching professional communication of an interpreter / G.V. Sorokov // Eurasian Union of Scientists. - 2015. -№ 6-3(15). - Pp. 82-85. - EDN WXLIPF

14. Zimnyaya, I.A. Features of creating a problem situation in teaching a foreign language / I.A. Zimnyaya // Problem and noosphere approaches in the organization of forms of modern education for sustainable development of civilization: Materials of XVII Moscow International Conference "Education in the XXI century -through the eyes of children and adults", Moscow, March 16, 2017 / Editor in Chief E.V. Kovalevskaya. - Moscow: Sputnik+ Publishing House LLC, 2017. - Pp. 5-7. - EDN VOJWAS

15. Leontiev, A.N. Psychology of Speech / A.N. Leontiev // World of Psychology. - 2003. - № 2(34). - C. 31-40. - EDN WPRHTH; Pp. 31-41.

16. Klyueva M.I. Contextual approach as the basis for foreign language professional education. Fundamental Research - 2015. -No.2 (part 4) - Pp. 773-777.

o d

u

CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.