Научная статья на тему 'Методологические подходы к механизму инновационного роста малого предпринимательства в процессе формирования национальной инновационной системы'

Методологические подходы к механизму инновационного роста малого предпринимательства в процессе формирования национальной инновационной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ РОСТ / МЕХАНИЗМ ЗАРОЖДЕНИЯ ИДЕИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ИННОВАЦИОННЫИ МЕХАНИЗМ / ЭЛЕМЕНТЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / МЕХАНИЗМ ИННОВАЦИОННОГО РОСТА / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / INNOVATIVE GROWTH / ORIGIN OF IDEAS MECHANISM / INTELLECTUAL CAPITAL / INNOVATIVE MECHANISM / ELEMENTS OF THE INNOVATION MECHANISM / INNOVATION INFRASTRUCTURE / MECHANISM OF INNOVATION-BASED GROWTH / SMALL BUSINESS / NATIONAL INNOVATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бургонов Олег Викторович, Кошелева Татьяна Николаевна

Для pоссийской экономики в рамках технологических перемен одним из приоритетных направлений является активизация инновационной деятельности. В XXI в. экономика промышленных стран ориентирована на развитие наукоемких отраслей для повышения конкурентоспособности. Но в конкурентной борьбе любая страна должна прежде всего ориентироваться на выбор специализации с учетом своих ресурсов. При формировании национальной инновационной системы необходимо решить ряд методологических проблем, для чего авторы исследуют сущность понятия «инновационный рост» и рассматривают методологические подходы к исследованию феномена зарождения идеи в процессе формирования национальной инновационной системы. Рассматривая сущность процесса управления, авторы предлагают выделить новую группу среди иерархических подсистем управленческого воздействия в процессе формирования национальной инновационной системы путем классификации этапов инновационного роста малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Approaches to the Mechanism of Growth for Innovative Small Businesses in the Process of Forming a National Innovation System

The article indicates that one of the priorities for the Russian economy in the abovementioned growth process is to increase innovation. It reaches this conclusion by comparing it to the economies of industrialized countries in the XXI century. These have focused during that time span on the development of knowledge-intensive industries to raise their levels of competitiveness. The paper notes that during the period of growth each country needs to consider its available resources as a precursor to deciding on its specialization. Each has to resolve a number of methodological issues before forming a national innovation system. The document also assesses the concept of “innovative growth.” It does this by examining different methodological approaches to the study of the origin of the phenomenon of ideas, which a national innovation system passes through during its formation process. The discussion also delves into the nature of management through allocation of a new group of subsystems. Finally, hierarchical managerial influence is examined in the formation of a national innovation system by classifying innovative small businesses during various stages of growth.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к механизму инновационного роста малого предпринимательства в процессе формирования национальной инновационной системы»

I

ш

*

CI

Ш I Ш

o; s

I Ш

c;

CO <

0.

c

>

<

Методологические подходы к механизму инновационного роста малого предпринимательства в процессе формирования национальной инновационной системы

Methodological Approaches to the Mechanism of Growth for Innovative Small Businesses in the Process of Forming a National Innovation System

УДК 338.2:334.7

Бургонов Олег Викторович

заведующий кафедрой Санкт-Петербургского университета управления и экономики, доктор экономических наук, профессор 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит А

Burgonov Oleg Viktorovich

Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, 190103

Кошелева Татьяна Николаевна

доцент Санкт-Петербургского университета управления и экономики, кандидат экономических наук 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Kosheleva Tat'yana Nikolaevna

Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, 190103

Для pоссийской экономике в рамках технологических перемен одним из приоритетных направлений является активизация инновационной деятельности. В XXI в. экономика промышленных стран ориентирована на развитие наукоемких отраслей для повышения конкурентоспособности. Но в конкурентной борьбе любая страна должна прежде всего ориентироваться на выбор специализации с учетом своих ресурсов. При формировании национальной инновационной системы необходимо решить ряд методологических проблем, для чего авторы исследуют сущность понятия «инновационный рост» и рассматривают методологические подходы к исследованию феномена зарождения идеи в процессе формирования национальной инновационной системы. Рассматривая сущность процесса управления, авторы предлагают выделить новую группу среди иерархических подсистем управленческого воздействия в процессе формирования национальной инновационной системы путем классификации этапов инновационного роста малого предпринимательства.

The article indicates that one of the priorities for the Russian economy in the abovementioned growth process is to increase innovation. It reaches this conclusion by comparing it to the economies of industrialized countries in the XXI century. These have focused during that time span on the development of knowledge-intensive industries to raise their levels of competitiveness. The paper notes that during the period of growth each country needs to consider its available resources as a precursor to deciding on its specialization. Each has to resolve a number of methodological issues before forming a national innovation system. The document also assesses the concept of "innovative growth." It does this by examining different methodological approaches to the study of the origin of the phenomenon of ideas, which a national innovation system passes through during its formation process. The discussion also delves into the nature of management through allocation of a new group of subsystems. Finally, hierarchical managerial influence is examined in the formation of a national innovation system by classifying innovative small businesses during various stages of growth.

Ключевые слова: инновационный рост, механизм зарождения идеи, интеллектуальный капитал, иннова-

ционный механизм, элементы инновационного механизма, инновационная инфраструктура, механизм инновационного роста, малое предпринимательство, национальная инновационная система

Keywords: innovative growth, origin of ideas mechanism, intellectual capital, innovative mechanism, elements of the innovation mechanism, innovation infrastructure, mechanism of innovation-based growth, small business, national innovation system

На протяжении последних десятилетий экономические системы развитых стран демонстрировали устойчивый рост при практически нулевом увеличении занятости. Он основан на увеличении человеческого капитала и распространении новых технологий. Поэтому для российской экономики принципиально важными являются массовый переход на новые технологии и активизация инновационной деятельности. Производство ВВП на одного занятого в России в 2 раза ниже, чем в развитых странах, в то время как уровень образования населения и квалификации рабочей силы почти такой же. Накопленная рента, производимая в природно-ресурсном секторе, сегодня превышает 3,5 трлн руб. (остатки на счетах Фонда национального благосостояния — 2,7 трлн руб. и Резервного фонда — 800 млрд руб.) [1]. Этих ресурсов вполне хватило бы России, чтобы перейти от фазы восстановительного роста к фазе создания современной экономики, базирующейся на новых технологиях, отличающейся умеренными потребностями в природном сырье и малой нагрузкой на окружающую среду.

Экономика промышленно-развитых стран в ХХ! в. характеризуется следующими особенностями. Основной стратегией развития общества является полицентризм. Приоритетами государственного регулирования экономики во все большей степени выступают сохранение экосистемы, повышение благосостояния общества. Происходит расширение номенклатуры выпускаемых товаров по общему количеству в рамках корпораций и

кооперированного с ним малого бизнеса. Жизненный и воспроизводственный циклы товара сократились почти в 2 раза. Происходит расширение систем и количества международных, европейских, национальных, фирменных стандартов. Осуществляются глобальные инновационные проекты, международная интеграция на базе глобальных стратегий. Глобальный рынок характеризуется гиперконкуренцией. Расходы на НИОКР составляют до 10% ВВП, происходит ускорение обмена патентами.

Сегодня очевидно, что приоритетным направлением вложения средств является инновационная сфера — науки, наукоемких отраслей, мировых рынков технологий. Это создает основу для динамичного экономического роста, определяет границы между богатыми и бедными странами, является важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность страны. Модернизация и прорыв в экономике невозможны без прогресса и кардинальных изменений в образовательных технологиях [2, с. 16].

Но ни одна страна мира не может быть конкурентоспособной абсолютно по всем позициям. Объясняется это ограниченностью ее ресурсов. Поэтому важнейшей задачей становится выбор специализации страны с ориентиром на наиболее эффективные сегменты экономики. По мнению М. Портера, конкурентоспособность зависит от:

• способности промышленности внедрять новшества и осуществлять модернизацию;

• основа конкурентной борьбы все больше смещается в сторону создания и освоения знаний;

• способности компаний добиваться конкурентных преимуществ в результате активной инновационной деятельности;

• единственной возможностью удержать достигнутые преимущества является постоянная работа по их совершенствованию;

• способности извлекать преимущества из иностранных исследований;

• конкурентные преимущества являются результатом длительных улучшений, а не защиты сегодняшних секретов [3, с. 219].

В мире происходит распространение «новой экономики», важнейшими элементами которой являются не материально осязаемые ресурсы (сырье, оборудование, товары, рабочая сила), а интеллект, информация, знания. Совершается сдвиг от экономики, основанной на производстве товаров материального характера, к экономике, основанной на производстве, применении и распространении знаний. Инвестиции вкладываются в большей мере в человека, его образование, чем в новые машины.

На сегодняшний день выделяют источники экономического развития страны на основе факторов производства, на основе инвестиций и на основе инновационной деятельности.

Но прежде чем приступить к формированию национальной инновационной системы, необходимо решить ряд методологических проблем, в том числе и проблем исследования понятия «инновационный рост», одна из которых заключается в том, что нет единого понимания, что такое «инновация», и, соответственно, не выработано более-менее единого, даже в рамках отдельно взятого государства, критерия инновационности, в зависимости от изменения которого и можно было бы определить наличие и уровень инновационного роста.

Инновации вырастают из огромной массы научно-исследовательских и конструкторских разработок. Научных идей и изобретений может быть неисчислимое

множество, но только та идея, которая доведена до ^ экономического воплощения, которую несколько раз ш купили и продали, т. е. признали на рынке, может | дать новое качество жизни. И только рынок может ^ определить, какая из идей станет действительно ин- □= новацией. 2

Но для того чтобы понять сущность инновации, х необходимо исследовать сам процесс зарождения х нового знания. Осуществить связь между наукой, фи- ш нансируемой из бюджета, и наукой, финансируемой т бизнесом, по мнению реформаторов российской сис- £ темы образования, должны малые инновационные > предприятия. Они финансируются как за счет раз- 2 личных грантов, так и за счет венчурного капитала. н В результате возникает реальное государственное < партнерство, способное превратить фундаментальные 1= научные исследования в новые технологии, продук- х ты и услуги. Возникать такие малые инновационные х предприятия должны вокруг университетов. Данная о идея имеет как свои плюсы, так и минусы. Перекос в н-сторону предпринимательства может снизить качество образования и научные исследования. Однако только в университетской среде могут вырасти инновационные предприниматели, разбирающиеся в медицине, физике, химии, математике.

Мыслительные способности субъекта предпринимательской деятельности, как свойства человеческого ума, позволяют ему не только познавать универсальную реальность, но и самостоятельно создавать новый вид реальности на основе накопленных знаний и создания нового знания, т. е. символическую реальность. Но сам субъект предпринимательской деятельности свободен в выборе направления создания новой реальности, а путь познания должен проходить через познание сути самого субъекта, который выступает в качестве материально-духовного существа [4, с. 129]. Принадлежность к двум мирам — материальному и духовному — определяет направление познавательной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, в процессе которой он постигает и совершенствует реальность, т. е. субъект предпринимательской деятельности, используя накопленные знания, пропускает их через свое сознание и создает новую реальность, как продукт своего разума. Мышление любого субъекта предпринимательской деятельности — это достаточно высокий уровень сознания реальности, в процессе реализации которого зарождается идея, как определенное умозаключение [Там же, с. 131].

Методологические подходы к исследованию феномена зарождения идеи можно охарактеризовать с помощью теории человека, в соответствии с которой процесс мышления осуществляется на основе использования человеком (субъектом предпринимательской деятельности) информационных возможностей, так называемого единого информационного поля, которое проявляется через результат мыслительной деятельности, под влиянием внешних, так называемых фер-мионных частиц и законы которого определяют само развитие человека [Там же, с. 132]. Мыслительный процесс человека (субъекта предпринимательской деятельности) определяется взаимодействием сознания (объективного мышления, способного к логическому мышлению) и подсознания (субъективного разума, своеобразной системы организации памяти). Субъект предпринимательской деятельности, создавая новую реальность, использует свое сознание, которое осуществляет логические умозаключения, и подсознание, которое способно найти решение любой проблемы и выход из любой ситуации.

^ Познание механизма зарождения идеи и новой ш реальности востребовано в настоящий момент с це-| лью определения механизма инновационного роста ^ и выявления механизма факторов инновационного

роста малого предпринимательства. 5 Превращение знания, полученного путем мыслитель-х ных процессов субъектов малого предпринимательства х и обработки внешней информации и собственного уже ш полученного знания в новую реальность, становит-т ся одним из неотъемлемых ресурсов материального £ производства [Там же, с. 123]. Трансформация зна-> ния субъекта малого предпринимательства в новую 2 реальность является одним из этапов формирования н интеллектуального капитала, который, в свою оче-< редь, выступает составным элементом, наряду с новым 1= знанием, в процессе создания в настоящее время х инновационной экономики. Интеллектуальный капитал х некоторые исследователи характеризуют как запас и о поток профессиональных знаний, творческие способ-н- ности, которые обеспечивают дополнительные доходы за счет реализации конкурентных преимуществ [5, с. 8]. Под интеллектуальным капиталом в данной статье предлагается понимать не только систему профессиональных знаний сотрудников, синергетический эффект от применения в деятельности малого предприятия знаний различных сотрудников, созданные объекты интеллектуальной собственности, но и способность индивидуумов накапливать новые знания и, что, наверное, самое главное, его способность к постоянному повышению своего образовательного и профессионального уровня. Е. Ясин в коллективной монографии Института экономики РАН преподносит превращение человеческого капитала как один из важнейших факторов экономического развития и подчеркивает необходимость трансформации институтов рынка человеческого капитала. Но для формирования базы предпосылок с целью качественной трансформации превращения российской экономики и создания инновационной экономики необходимо усиление влияния на экономическое развитие основной движущей силы совокупного человеческого капитала — интеллектуального капитала.

В. А. Колоколов в своей статье предложил инновационный механизм определять как организационно-экономическую форму реализации инновационной деятельности и обеспечения ее проведения [6]. Но данное определение не дает всеобъемлющей характеристики сущности инновационного механизма, так как не включает в себя социальную составляющую. П. Шеко ограничивает сущность инновационного механизма взаимодействием инновационнообразующих факторов, направленных на устойчивый экономический рост [7]. Но любой экономический рост, тем более связанный с инновациями, происходит скорее скачкообразно и его сложно охарактеризовать термином «устойчивый». А помимо факторов, определяющих инновационный рост, инновационный механизм включает в себя элементы инновационной инфраструктуры. Предлагаем следующее определение инновационного механизма — это организационно-экономическая форма реализации инновационной деятельности, обеспечения ее проведения, конечной целью которой выступает повышение конкурентоспособности субъектов на основе экономического, социального и экологического развития.

Г. Д. Ковалев в одной из работ рассматривает такие составные элементы инновационного механизма, как инновационная коммуникация, логистические инновационные функции, логистические инновационные операции и др. [8].

Необходимо уточнить представление об инновационном механизме малого предпринимательства, который представляет собой механизм взаимодействия и установления тесных взаимосвязей и взаимозависимостей между его составными элементами, а именно между малым предпринимательством (в форме малых предприятий и индивидуальных предпринимателей) с выполнением всех его функций, в том числе и инновационной, формами поддержки, в том числе государственной поддержки инновационной деятельности малого предпринимательства, инновационной инфраструктуры, системы образования и науки.

Элементы инновационного механизма малого предпринимательства можно разделить на основные движущие силы данного механизма (малые предприятия и индивидуальные предприниматели, образование и наука) и силы, обеспечивающие деятельность движущих сил (формы поддержки малого предпринимательства и инновационная инфраструктура).

Среди элементов инновационного механизма малого предпринимательства, обеспечивающих деятельность его движущих сил, можно выделить так называемую институциональную инфраструктуру инновационного развития [9], которую можно определить как совокупность инновационных институтов и их взаимосвязей, обеспечивающих инновационное воспроизводство и технологический трансферт. Н. В. Каленская предлагает выделять в отдельный элемент инновационного механизма инфраструктуру рынка интеллектуального капитала [7], выступающего составной частью общей инфраструктуры инновационного развития. Подобное выделение несколько преждевременно, так как для того чтобы выделять инфраструктуру рынка интеллектуального капитала в отдельный элемент, необходимо, как минимум, иметь саму инфраструктуру инновационного развития, которая на сегодняшний момент не окончательно сформирована, а также возможность структурировать саму инфраструктуру и выстроить все ее взаимосвязи, что на сегодняшний день пока исследователями не реализовано.

Структуру инновационной инфраструктуры предлагается строить на основе классификации по видам составных элементов: организационных, информационных, финансовых, материально-имущественных, образовательных и научных.

Существующая институциональная инфраструктура инновационного развития не может обеспечить сбалансированного использования ресурсов малого предпринимательства в процессе создания инновационной экономики, что может служить обоснованием формирования новых инновационных элементов институциональной инфраструктуры. А формирование новых инновационных элементов институциональной инфраструктуры, в свою очередь, должно выступить катализатором повышения эффективности использования ресурсов малого предпринимательства на инновационной основе, т. е. в конечном итоге катализатором инновационного роста. Таким образом, можно сказать, что инновационный механизм предопределяет и обеспечивает инновационный рост малого предпринимательства.

В настоящее время критериями инновационности выступают количество запатентованных изобретений, объем затраченных средств или на все этапы создания инновации, или на отдельные этапы этого процесса, количество созданных инновационных структур и т. д. [10]. Но такие критерии не дают возможности охарактеризовать процесс «инновационного роста» и

определить его темпы, они позволяют лишь количественно оценить отдельные конечные результаты, без учета их полезности и востребованности на рынке с целью поступательного экономического развития.

Бостонская консалтинговая группа, Национальная ассоциация производителей и Институт производства разработали Глобальный индекс инноваций, который представляет собой обобщенный показатель для измерения уровня инноваций в стране и рассчитывается как среднее арифметическое субиндекса входных инновационных факторов (Innovation Input Sub-Index) и субиндекса результатов инновационной деятельности (Innovation Output Sub-Index).

Нормированный субиндекс «входа» национальной инновационной системы рассчитывается как среднеарифметическое пяти факторов: институты, человеческий капитал и исследования, инфраструктура, искушенность рынка, искушенность бизнеса. Институты охватывают оценку политического окружения (политическая стабильность, эффективность правительства, свобода прессы), государственного регулирования (качество регулирования, нормы права, жесткость рынка труда) и условий бизнеса (время, необходимое для начала нового бизнеса, в днях, стоимость начала нового бизнеса, уровень налоговой нагрузки в процентах к прибыли). Нормированный субиндекс результатов инновационной деятельности (Innovation Output SubIndex) включает в себя научные и творческие результаты, которые оцениваются через создание новых знаний, влияние новаций на экономику и диффузии знаний. Данные индексы достаточно сложны для расчета на уровне хозяйствующих субъектов, в том числе и субъектов малого предпринимательства, и доступны, в определенной мере, только на региональном уровне, но учитывают эти индексы информацию только на входе и на выходе, а для учета промежуточных результатов инновационной деятельности на сегодняшний момент критерии эффективности инновационной деятельности пока разработаны.

Инновационный рост может определяться экономическими, научно-техническими, технологическими, управленческими и иного рода инновациями, но только экономический подход к инновациям обеспечивает открытие нового рыночного пространства для всех остальных видов инноваций. Таким образом, инновационный рост может определяться экономическим подходом к нематериальным активам, которые отражают создание новых знаний и оцениваются с помощью показателей инновационной деятельности: патенты, полученные национальными исследователями в стране и за рубежом благодаря действию Договора о патентном сотрудничестве, заключенного между странами — членами Парижской конвенции в 1978 г., действующие модели, созданные национальными исследователями, научно-технические статьи в реферируемых журналах.

На основе вышесказанного еще одной целью развития малого предпринимательства в качестве одного из элементов в механизме инновационного роста выступает диверсификация производства и увеличения рынка в целом [4, с. 49]. Инновационный рост малого предпринимательства раскрывает новые возможности в преодолении его ограничений, а сам инновационный рост провоцируется усилением конкуренции на рынке и стремлением малых предприятий постоянно повышать свою конкурентоспособность. Инновационный рост отдельного малого предприятия или отдельной отрасли сам по себе не увеличит темпы инновационного роста в экономике в целом, если инновации,

вызвавшие данный рост, будут иметь применение ^ только на данном малом предприятии или в данной ш отрасли.

Механизм инновационного роста малого предпри- ^ нимательства определяется этапами самого процесса □= и управлением этими этапами. 5

Термин «управление», в том числе и управление х инновационным ростом, разные исследователи харак- х теризуют сильно отличающимися друг от друга поня- 5 тиями. Используя идеи Т. Парсонса [11, с. 26-42], из ее общей системы управления можно выделить четыре £ группы иерархических подсистем управленческого воз- > действия, в первую очередь государственного воз- 2 действия на инновационный рост, в зависимости от ¡Е принадлежности к тому или иному уровню иерархии. <

Первая группа — это подсистема управления, свя- 1= занная с производством определенной продукции, х выступающей основой для последующего инноваци- х онного роста, также необходимой для других обще- о ственных звеньев и для общества в целом. Она со- н ставляет «технический», или «первичный» уровень малого предпринимательства, в том числе и самих малых предприятий. Именно на уровне этой подсистемы управления инновационным ростом происходит производство, разработка и опытное внедрение инноваций, в первую очередь продуктовых инноваций. С точки зрения государственного регулирования инновационным ростом данная подсистема управления выступает в качестве базисной подсистемы, на которой с помощью нормативно-законодательной базы делается акцент на разработку и внедрение инноваций в наиболее перспективных на уровне государства отраслях производства.

Вторая группа — это подсистема управления, связанная с организацией нового производства, а также выходом на рынок и освоением новых рынков. На уровне этой подсистемы происходит процесс государственного регулирования внедрения организационных и управленческих инноваций в форме создания региональных центров управления инновационной деятельностью.

Третья группа — это подсистема управления инновационным ростом, связанная с институциональным уровнем, который представляет собой координацию внутри отраслевой и региональной структуры взаимоотношений хозяйствующих субъектов и малого предпринимательства в том числе, а также государственного регулирования процесса формирования и управления региональной инновационной инфраструктурой.

Четвертая группа — это подсистема управления, определяющая инновационную политику государства, т. е. управление инновационным ростом на государственном уровне, которая, в конечном счете, должна олицетворять целостность национальной инновационной системы [12, с. 40-43]. Как раз на уровне данной подсистемы и должен рассчитываться сводный глобальный инновационный индекс, учитывающий инновационный потенциал, инновационную активность и инновационные результаты, что может позволить выявить «узкие» места в развитии инновационной деятельности на государственном уровне и выработать стратегические решения выявленных проблем.

Все подсистемы управления инновационным ростом воздействуют взаимосвязанно, переплетаются и всегда присутствуют как во внутренней, так и во внешней среде хозяйствующих субъектов, в том числе и малого предпринимательства. Но в числе представленных Т. Парсонсом [11, с. 26-42] подсистем отсутствует одна

^ из важнейших — подсистема проведения исследова-ш ний, которую необходимо выделить в отдельную под-^ систему и акцентировать и ресурсы государственных ^ структур к данной подсистеме управления. Данная подсистема должна быть первой и важнейшей подсисте-2 мой в иерархии подсистем управления инновационным х ростом, но не подчиненной вышестоящим, и именно х от нее должны исходить управленческие импульсы ш ко всем другим подсистемам, обеспечивающие всю т национальную инновационную систему управления, £ в том числе и эту «инновационную» подсистему, всем > необходимым для развития.

Управление — это особый вид деятельности, вклю-н чающий в себя способность самостоятельно принимать < решения в условиях неопределенности, при наличии 1= возможности выбора вариантов при принятии решения, х которое будет соответствовать интересам управля-х ющего субъекта и приведет управляемый объект в одно о из желательных и возможных для него состояний. Госу-н- дарственное управление инновационной деятельности имеет два достаточно самостоятельных подхода — государственное регулирование и государственное вмешательство. В экономически развитых странах к воздействию государства на экономическое, в том числе инновационное, развитие преобладает отношение именно как к государственному регулированию, а в России еще сильны тенденции советского подхода к регулированию экономического развития в качестве государственного вмешательства в экономику, особенно это ощущается в регионах.

В реальности существенные изменения поведения экономических субъектов подразумевают чередование состояний равновесности и неравновесности, стабильности и нестабильности, устойчивости и неустойчивости. Таким образом, изменяя устоявшиеся правила взаимодействия с помощью управленческого воздействия в форме государственного регулирования, можно выводить экономическую систему из состояния устойчивости, т. е. стимулировать хозяйствующих субъектов искать новые свойства и качества экономической системы и адаптировать их к новым условиям хозяйствования, и таким образом способствовать инновационному росту. В условиях нестабильности управление инновационным ростом малого предпринимательства представляет собой динамичный процесс создания условий для его постоянного развития, создавая стимулы поиска новых форм и свойств экономической системы. В этих же условиях управляемость выражается в динамическом процессе в виде необходимой и достаточной реакции управленческого воздействия на изменения условий его функционирования самим субъектом малого предпринимательства. Таким образом, государственное управление инновационным ростом малого предпринимательства — это формирование таких предпосылок для его развития, которые должны включать, кроме создания соответствующей законодательной базы и инфраструктуры инновационного развития, еще и стимулы поиска новых форм и свойств экономической системы, способные создать для субъектов малого предпринимательства атмосферу стремления к постоянному совершенствованию, взять на себя часть ответственности за неудачи в инновационной деятельности и обеспечить возможности реализации инновационных идей и вывода их на рынок для субъектов малого инновационного предпринимательства, т. е. сформировать таким образом предпосылки для формирования экономических факторов инновационного роста малого предпринимательства.

Но сами по себе, разрозненные по отдельности экономические факторы инновационного роста, не связанные воедино и не образующие систему, не смогут оказать достаточно значительного влияния на становление национальной инновационной системы в целом и инновационное развитие малого предпринимательство в частности. И только взаимосвязанная система экономических факторов инновационного роста, которая сможет благодаря синергетическому эффекту усиливать влияние самих факторов инновационного роста, позволит обеспечить постоянный устойчивый инновационный рост, поступательное развитие малого инновационного предпринимательства, которые могут осуществить формирование предпосылок для создания национальной инновационной системы.

Механизм инновационного роста малого предпринимательства можно разбить на следующие этапы:

• этап накопления знаний в качестве базы для зарождения идеи и новой реальности;

• этап накопления ресурсов;

• этап создания новой реальности (разработка инновационной идеи или приобретение права на ее разработку у автора);

• этап коммерциализации новой реальности (адаптация инновации к потребностям рынка, выведение инновации на рынок, определение соответствия между фактическим и желаемым выходом инновации на рынок путем изменения входа, установление взаимосвязей и взаимозависимостей между субъектом малого предпринимательства и рынком, обеспечивающие соответствие между инновацией на рынке и требованиями к ней со стороны потребителя);

• этап роста конкурентных преимуществ на основе внедрения новой реальности;

• этап трансферта инновации;

• этап накопления знаний в качестве базы для зарождения идеи и новой реальности. Достижение определенного этапа инновационного

роста должно сопровождаться накоплением определенных факторов инновационного роста. Для перехода на следующий этап необходимо активизировать факторы инновационного роста, способствующие накоплению объектом определенных ресурсов, обеспечивающих достижение качественных изменений самого объекта, благодаря которым данный объект сможет функционировать на соответствующем этапе инновационного роста.

Однако маловероятно, что малое и даже среднее предпринимательство сможет стать основным двигателем национальной инновационной системы без помощи и участия государства. Это связано, во-первых, с тем, что это достаточно рискованный сектор для бизнеса, требующий значительных затрат. Во-вторых, существуют более прибыльные сферы вложения капитала. В-третьих, длительное время существует много проблем, препятствующих развитию малого бизнеса в России [3, с. 43]. В-четвертых, подавляющая часть научных исследований сосредоточена в госсекторе.

Поэтому для модернизации экономики на основе развития национальной инновационной системы необходимо активное государственное участие в различных формах (например, госзаказа на новации). Данный тезис подтверждается историческим опытом развития России. Наилучших результатов развития экономики страна достигла в период индустриализации (1928-1941 гг.). За короткое время была создана новая структура отраслей промышленности, в том числе отрасли новых технологических укладов (тракторная, автомобильная, авиационная, сельскохозяйственного машиностроения,

электроэнергетики, связи), модернизировано станкостроение, заложены основы ВПК, осуществлена культурная революция [13, с. 70]. Аналогичные по масштабу задачи необходимо решать, проводя новую индустриализацию экономики. Это, по мнению премьер-министра В. В. Путина, позволит России к 2020 г. войти в пятерку крупнейших экономик мира

Литература

1. http://www.minfin.ru/ru/nationalwealthfund.

2. Гневко В. А. Модернизация модели и технологий подготовки специалистов в российских вузах // Экономика и управление. 2010. № 10. С. 16-19.

3. Добрынин А. И., Бахарев В. О. Большие проблемы малого предпринимательства // Экономика и управление. 2010. № 4. С. 39-46.

4. Государство и рынок: механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса и перехода к инновационному развитию / Под ред. С. А. Дятлова, Д. Ю. Миропольского, В. А. Плотникова. СПб.: Астерион, 2010. Т. 1. 394. с.

5. Интеллектуальный капитал — основа опережающих инноваций / Под общ. ред. А. В. Безгодова, В. В. Смирнова. СПб.: НЦ «Планетарный проект»; Орел: ОрелГТУ, 2007. 336. с.

6. Колоколов В. А. Инновационные механизмы функционирования предпринимательских структур // Менеджмент щ в России и за рубежом. 2002. №. 1. Режим доступа: ^

А

http://www.cfin.ru/press/management/. ^

7. Шеко П. Инновационный хозяйственный механизм // □= Проблемы теории и практики управления: Междунар. ж-л. 2

1999. №. 2. Режим доступа: http://vasilievaa.narod.ru/. х

8. Ковалев Г. Д. Инновационные коммуникации. М.: ЮНИТИ, х

2000. 288. с. 5

9. Каленская Н. В. Институциональные условия инноваци- т онного развития промышленного комплекса Республики £ Татарстан // Проблемы современной экономики. 2008. > № 1 (25). Режим доступа: http://www.m-economy.ru/issue. 2 php?nIssueNu m=25#31. ¡Е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Баев Л. А. Инновационное развитие: желания и возмож- < ности // Атомная стратегия. 03/10/2007. Режим доступа: 1= http://www.proatom.ru/. х

11. Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии // х Социология сегодня: Проблемы и перспективы. М., 1965. о С. 58-65. н

12. Белоус А. Б. Управляемость как фактор инновационного развития экономики // Экономика и управление. 2007. №. 6 (32). С. 40-43.

13. Багров Н. М. Россия на рубеже веков. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. 372 с.

Формирование инвестиционных программ устойчивого развития предприятий лесного машиностроения

Formation of Investment Schemes for the Development of Sustainable Forest Engineering Techniques

УДК 330.322.21

Зеньков Игорь Владимирович

старший научный сотрудник специального конструкторского технологического бюро «Наука» КНЦ СО РАН (г Красноярск), доктор технических наук, доцент 660049, г Красноярск, пр. Мира, д. 53

Zen'kov Igor' Vladimirovich

Ave Mira 53, Krasnoyarsk, 660049

Говорина Ольга Владиленовна,

преподаватель Сибирского федерального

университета (г. Красноярск)

660074, г Красноярск, ул. Киренского, д. 26а

Govorina Olga Vladilenovna

Kirenskogo Str. 26a, Krasnoyarsk, 660074

Территории Центральной и Восточной Сибири, позиционируемые как продуктивные земли сельскохозяйственного назначения, непрерывно сокращаются. Анализ показывает, что в развитии лесного комплекса сдерживающими рост лесопромышленного производства и эффективное использование лесов являются следующие проблемы: использование устаревших технологий; неадекватность российского лесного машиностроения (ЛМ) задачам развития лесного комплекса; действующие предприятия ЛМ не обеспечивают необходимый технический уровень и качество выпускаемой лесозаготовительной техники; недостаток мощностей по глубокой переработке древесины; отсутствие

для предприятий ЛМ инвестиционных программ их развития. В связи с этим в работе представлены факторы, являющиеся основой формирования инвестиционных программ устойчивого развития предприятий лесного машиностроения. Разработана блочная модель, объединяющая виды работ, связанные с использованием лесных ресурсов, формирование капитализации регионального бизнеса за счет выпуска средств производства, а также мультиплицирующее воздействие реализуемой инвестиционной программы на социально-экономическое развитие в регионе ее реализации.

The article covers the formation of investment schemes for the development of sustainable forest engineering

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.