Научная статья на тему 'Методологические подходы к изучению понятия «Поступок литературного героя»'

Методологические подходы к изучению понятия «Поступок литературного героя» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
670
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ / ПОСТУПОК / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КАТЕГОРИАЛЬНО-СИСТЕМНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / LITERARY HERO / ACT / METHODOLOGICAL APPROACH / CATEGORICAL SYSTEM METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Швецова Т.В.

Являясь неотъемлемым компонентом художественного мира произведения, литературный герой и его поступок представлены в нем в конкретных или абстрактных образах, особенности представления которых зависят от многих факторов национальной или индивидуально-авторской картины мира, моделируемой в произведении, а также литературного метода, рода, жанра, идейно-эстетических задач писателя. Актуальность настоящей работы видится прежде всего в необходимости разработать схему для анализа поступка литературного героя, которая позволит адекватно толковать не только отдельные образы и литературные произведения, но и особенности литературного процесса в целом. Исходя из сказанного, основной целью работы является построение уровневой модели исследования поступка литературного героя в художественной литературе. Ведущий метод исследования комплексный литературоведческий анализ, категориально-системная методология. Материалы и основные выводы статьи могут стать базой для анализа поступков литературных героев в произведениях разных родов, жанров, направлений, эпох, национальных литератур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO STUDYING THE CONCEPT OF “ACT OF A LITERARY HERO”

Being an integral component of the artistic world of a literary work, a literary hero and his act are represented as concrete or abstract images, and their specifics depend on many factors such as the national or author’s individual picture of the world modeled in the literary work, as well as literary method, type, genre, writer’s ideological and aesthetic tasks. The relevance of this work is seen primarily in the need to develop a scheme for analyzing the act of a literary hero, which will adequately interpret not only individual images and literary works, but also the features of the literary process as a whole. Based on the above, the main purpose of the work is to build a multi-level model for studying the act of a literary hero in fiction. The leading research method is a comprehensive literary analysis, categorical system methodology. The materials and main conclusions of the article can become the basis for analyzing the acts of literary heroes in literary works of various types, genres, directions, eras, and national literatures.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к изучению понятия «Поступок литературного героя»»

УДК: 82.0

ББК: 80.83

Швецова Т.В.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ПОСТУПОК

ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ»

Shvetsova T. V.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO STUDYING THE CONCEPT OF "ACT OF A LITERARY HERO"

Ключевые слова: литературный герой, поступок, методологический подход, категориально-системная методология.

Keywords: literary hero, act, methodological approach, categorical system methodology.

Аннотация: являясь неотъемлемым компонентом художественного мира произведения, литературный герой и его поступок представлены в нем в конкретных или абстрактных образах, особенности представления которых зависят от многих факторов - национальной или индивидуально-авторской картины мира, моделируемой в произведении, а также литературного метода, рода, жанра, идейно-эстетических задач писателя.

Актуальность настоящей работы видится прежде всего в необходимости разработать схему для анализа поступка литературного героя, которая позволит адекватно толковать не только отдельные образы и литературные произведения, но и особенности литературного процесса в целом. Исходя из сказанного, основной целью работы является построение уровневой модели исследования поступка литературного героя в художественной литературе. Ведущий метод исследования - комплексный литературоведческий анализ, категориально-системная методология. Материалы и основные выводы статьи могут стать базой для анализа поступков литературных героев в произведениях разных родов, жанров, направлений, эпох, национальных литератур.

Abstract: being an integral component of the artistic world of a literary work, a literary hero and his act are represented as concrete or abstract images, and their specifics depend on many factors such as the national or author's individual picture of the world modeled in the literary work, as well as literary method, type, genre, writer's ideological and aesthetic tasks.

The relevance of this work is seen primarily in the need to develop a scheme for analyzing the act of a literary hero, which will adequately interpret not only individual images and literary works, but also the features of the literary process as a whole. Based on the above, the main purpose of the work is to build a multi-level model for studying the act of a literary hero in fiction. The leading research method is a comprehensive literary analysis, categorical system methodology. The materials and main conclusions of the article can become the basis for analyzing the acts of literary heroes in literary works of various types, genres, directions, eras, and national literatures.

Выделение поступка литературного героя в качестве самостоятельного научного объекта актуализирует необходимость формирования методологической системы его изучения.

В последние годы среди исследователей заметно возрос интерес к проблеме поступка. К настоящему времени опубликованы материалы, описывающие данный феномен в философии1, лингвистике1 и других отраслях

1 Готьятова, Т.Л. Философия поступка: М.М. Бахтин и постмодернистские социальные тео-

рии: диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Томск, 2006. 149 с.; Кри-вошеев, А.В. Философия поступка М.М. Бахтина как онтологический проект: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Томск, 2007. 27 с.; Лошаков, Р.А. Герменевтика поступка // И. Кант и М. Бахтин: вечный мир и диалог: сборник научных статей / ред.: А.А. Сауткин, А.В. Копылов. 2014. С. 35-39,120-124, Кришталёва, Л.Г. Философия и этика поступка: (структура и значение поступка в различных культурно -исторических обстоятельствах - опыт реконструкции). М.: ИФ РАН, 2010. 120 с.

научного знания, что обусловливает необходимость заняться целенаправленным изучением поступка литературного героя как самодостаточного явления.

Утверждение о том, что выбор методологии анализа - одна из самых сложных проблем для большинства исследователей, не нуждается в доказательстве. Сегодня этой теме посвящено много работ, ведутся дискуссии и т.д2.

Среди исследователей сложилось множество подходов к толкованию данного феномена. Один из самых известных - это феноменологический подход, обоснованный М.М. Бахтиным. Философия поступка М.М. Бахтина интересна в свете антропологического поворота в науке, наблюдаемого в последнее время.

М.М. Бахтин рассматривает поступок как то, что не является данностью, и благодаря чему возникает мир-событие. Мир-событие зависит от «эмоционально-волевого тона» - другими словами, устремленности, нацеленности на осуществление должного, желательного. «Эмоционально-волевой тон» - неотъемлемая составляющая поступка; но, кроме того, он свидетельствует о «признании» (или непризнании) человеком мира. «Признание, принятие - еще одна важнейшая категория философии поступка», - пишет Л.Г. Кришталёва3. Считаем важной установку М.М. Бахтина: поступок есть средство явления человеческой природы, отношений с миром и с другими людьми. Данная установка составляет базу

1 Ускова, С.В. Концепт «поступок» в русской языковой картине мира: семантико-синтаксический аспект: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Красноярск, 2012. 22 с.; Бушуева, Л.А. Категории поступков и их лингвокогнитивное моделирование (на материале русского и английского языков): Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Саратов, 2019. 52 с.

2 Сухих, С. И. Методология литературоведения: комплексный и системный методы анализа литературы // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 6 (1). С. 298-303; Курилов, В.В. Теория литературы в системе литературоведческого знания: диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. Ростов-на-Дону, 2004. 375 с.

3 Кришталёва Л.Г. Философия и этика по-

ступка: (структура и значение поступка в различных культурно-исторических обстоятельствах - опыт реконструкции). М.: ИФ РАН, 2010. 120 с.

для нашего исследования.

М.М. Бахтин настаивал на том, что поступок - феномен, он не может быть транскрибирован в терминах, чтобы не утратить своей событийности. Оттого, что понятие «поступок» не может иметь единственно правильной, «окончательной» трактовки, возникает множество рассуждений на эту тему.

Большинство ученых вторят точке зрения М.М. Бахтина и продолжают развивать феноменологическую концепцию поступка. Так, Л.Г. Кришталёва, придерживаясь феноменологического подхода, в отдельной работе «Реконструкция философии поступка Ф.М. Достоевского на материале романа "Братья Карамазовы"» (2010) осуществила попытку выстроить механизм для анализа поступка «положительного прекрасного человека» в системе героев заключительного романа Ф.М. Достоевского. На примере образа Михаила исследовательница признаёт, что существует теоретическая транскрипция поступка внутри сознания героя и есть смысловое содержание акта-поступка. Другими словами, сознание героя задает «план поступка», а художественный текст описывает конкретное проявление -«мир поступка».

Интенциональный анализ поступка представлен в диссертации И.П. Березовской4. В своей работе она раскрывает содержание феноменологического изучения поступка. И.П. Березовская исследует целостный «мир поступка» и архитектонику лоступка, следуя формулам М.М. Бахтина («я-мир-другой»). Исследовательница устанавливает характеристики поступка, которые позволяют включить поступок в тип интенциональной предметности. Интенцио-нальный анализ поступка описывает ноэма-тический состав поступка (признание единичности участия, эмоционально-волевой тон, ответственность - всё это качества поступка, отраженные в сознании) и его но-этические характеристики (событийность), а также ноэтико-ноэматическую структуру поступка. Таким образом, поступок видится

4 Березовская, И.П. Феноменология поступка: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Санкт-Петербург, 2005. 23 с.

как нечто существующее в сознании (ноэма

- переживание о предмете, т. е. поступке, и ноэзис - представление о предмете, т. е. поступке).

Онтологический подход к поступку описан в работе А.Г. Чернякова1 и С.В. Димитровой . Они пишут о ноэме и фронеме поступка. Ноэма есть содержание переживания, ноэзис - реальный состав переживания.

Под фронемой А.Г. Черняков понимает ноэматический коррелят фронсесиса, раскрывающего поступок как сущность в его существенной определенности. Ученый считает, что важнейшее основание поступка

- это его «ради-чего». «То "ради-чего" поступка, то, о чем радеет, есть <...> фроне-ма» . Фронема есть смысл поступка. «Смысл поступка разыгрывается (как разыгрывается античная трагедия) в поле напряжения между "вдруг" выбора и целым судьбы. Собственный логос поступка — не definitio, но пагтайо»4. Итак, смысл поступка раскрывается в наррации, рассказывании.

Таким образом, онтология поступка предполагает существование двух коррелирующих сфер: мысленное представления о поступке (ноэма) и смысл поступка (фроне-ма). Или, в нашей терминологии, - это «план поступка» и его опредмеченная реализация, имеющая определенный смысл. Герой литературного произведения не всегда знает мотив (зачем он совершает поступок). Читателю же известно содержание его поступка (что и как он делает).

Лингвисты обосновывают когнитивный и семантический подходы к слову «поступок». С.В. Ускова описывает «семантические и синтаксические характеристики слова поступок, являющегося репрезентантом устойчивого фрагмента русской языко-

1 Черняков, А.Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдег-гера. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. 460 с.

2 Димитрова С.В. Трансцендентальная свобода: от феноменологии действия к онтологии поступка: Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. Волгоград, 2011. 292 с.

3 Черняков, А.Г. Указ. соч, с. 255.

4 Черняков, А.Г. Указ. соч., с. 258.

вой картины мира концепта поступок » , анализирует закономерности реализации семантико-синтаксической модели значения лексемы поступок в тексте, применяя метод лингвистического моделирования.

Л.А. Бушуева исследует имена поступков и совокупность однокоренных с ними слов в русском и английском языках. В собственном исследовании она исходит из убеждения, что «словообразовательное гнездо с именем поступка рассматривается как целостный репрезентант поступка, т.к. наиболее эксплицитно связь близких понятий обнаруживается в составе словообразовательных гнезд. Такой подход позволяет изучать поступок как многослойное образование, мыслимое в «оболочках» разных категорий - категориях сущностей, качеств, процессов»6. Понятие «героический поступок» связано, по Бушуевой, не только с поступком, но и с человеком (герой), обладающим определенными качествами (героизм, героический, геройский) и действующим в соответствии с этими качествами (геройствовать). Исследователь выявляет характер категоризации знаний о поступках и выстраивает на этой основе лингвокогнитив-ные модели поступков и модель их общей категориальной организации.

В лингвистических концепциях лексема «поступок» подвергается анализу в двух аспектах: прагматико-семантическом (план содержания) и семантико-синтаксическом (план выражения).

В литературоведении работ о поступке литературного героя существует немного. Специалисты в области теории и истории литературы рассматривают поступок как одну из характеристик поведения литературного героя. В частности, Р.М. Ханинова

Ускова, С.В. Концепт «поступок» в русской языковой картине мира: семантико-синтаксический аспект: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Красноярск, 2012. С. 3.

6 Бушуева, Л.А. Категории поступков и их лингвокогнитивное моделирование (на материале русского и английского языков): Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Саратов, 2019. С. 3.

7 Ханинова, Р.М. Психология литературного героя в аспекте философии поступка // Ханинова, Р.М. Поэтика малой прозы Всеволода Ивановна: психологический аспект. Монография. Элиста, 2006. 330 с.

считает поступок отражением одной из новых форм психологизма (исследование выполнено на материале творчества Всеволода Иванова). Автор диссертации анализирует проблему поступка героя в свете исторической ситуации «кризиса поступка», отказа личности от «инициативы поступка»; противопоставляет «поступающее» и «непосту-пающее» сознание, активный поведенческий потенциал и напряженное бездействие персонажей. И.В. Кузмичева1 относит поступок и его мотивацию к аспектам духовной внутренней жизни персонажа.

Среди литературоведов нет единой точки зрения о том, что есть поступок литературного героя. Опыт систематизации различных толкований поступка литературного героя представлен в публикации А.П. Земляни-кина2. Большинство этих толкований квалифицируют поступок как литературоведческий прием, используемый для раскрытия характеров персонажей. М.А. Селезнева, обобщив наблюдения философов, психологов, формулирует определение поступка, приемлемое для литературоведения, указывая в нем основные структурные элементы: «Являясь основным принципом изображения действующих лиц в литературном произведении, поступок включает в себя внешние ощутимые формы их поведения, а также внутренние состояния сосредоточенности мыслей, задумчивости и сильные душевные впечатления, испытываемые персонажами. Причем поступок является одной из составляющих сюжета литературного произведения, который складывается из событий, а события из поступков действующих лиц»3. Таким образом, данное

1 Кузмичева, И.В. Лингвопоэтика интерперсонажа (на материале романа Б. Акунина «Ф.М.») // Человек в информационном пространстве: сборник научных трудов / под общ. ред. Н.В. Аниськиной. Ярославль, 2014. С. 148.

2 Земляникин, А.П. К вопросу о понятии «поступок литературного героя» // Ломоносовские научные чтения студентов, аспирантов и молодых учёных-2019 [Электронный ресурс]: сборник материалов конференций: в 2-х томах/ сост. Ю.С. Кузнецова - Электронные текстовые данные. Архангельск: САФУ, 2019. Т.1. С. 224-228. ЦИ^ https://narfu.ru/upload/ medialibrary/30e/6606_Sbornik_2019_T_1.pdf

3 Селезнева, М.А. Поэтика характеров в «Рассказах 1922-1924 годов» М. Горького: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Тамбов, 2006. С. 68.

толкование обнаруживает три составляющие, которые позволяют исследовать поступок литературного героя как систему: уровень свойств, уровень отношений, уровень элементов. Уровень свойств (атрибутов поступка): поступок литературного героя сюжетен. Уровень отношений: поступок помогает герою выстроить отношения с другими персонажами, с миром, обществом, группой, с самим собой. Уровень элементов: внешние (формы поведения) и внутренние (переживания, впечатления, мысли и т.д.).

Ученые-филологи исследуют разнообразные виды поступков литературных героев: поступок как сокрытие или обнажение неблаговидных сюжетов истории4; антипоступок, в основе которого лежит конфликт героя с миром, природой, обществом; поступок-действие; поступок-самоубийст-

5 6

во ; «уход из мира» как поступок ; посту-пок-служение7. Однако единого подхода к типологическому изучению поступков, совершаемых героями русской литературы, в литературоведении пока нет.

Итак, если исследовать информацию о поступке литературного героя, представленную в публикациях последнего десятилетия, то можно обозначить несколько проблем, которые позволят сделать соответствующие выводы. Проблемы следующие: отсутствие четкого определения базового понятия; отсутствие типологии поступков героев в литературе; отсутствие точных критериев для анализа поступка литературного героя; и, наконец, отсутствие четкого алгоритма для анализа поступка литературного героя - его мы не встретили ни в одной

4 Джумайло, О.А. Английский исповедально-философкий роман 1980-2000 гг.: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 2014. 43 с.

5 Ханинова, Р.М. Психология литературного героя в аспекте философии поступка // Ханинова, Р.М. Поэтика малой прозы Всеволода Ивановна: психологический аспект. Монография. Элиста, 2006. 330 с.

6 Швецова, Т.В. «Уход из мира» как поступок в нравственном мире героев И.С. Тургенева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 3 (33): в 2-х ч. Ч. II. C. 203-206.

7 Земляникин, А.П. Поступок-служение в романе А.Ф. Писемского «Тысяча душ» // XLVI Ломоносовские чтения: сборник материалов научно-практической конференции [Электронный ресурс] / сост. А.М. Моисеев. Архангельск: САФУ, 2018. 410 с.

из работ.

Систематизация известных методологических подходов - феноменологического, онтологического, интенционального, праг-матико-семантического, лингво-когнитив-ного - позволяет создать модель анализа поступка литературного героя в эстетическом модусе.

В нашем исследовании мы применяем комплексный подход. Вслед за С.И. Сухих подразумеваем под этим «исследование литературных объектов с применением, наряду с литературоведческими, методов иных наук: лингвистики, кибернетики, психологии, семиотики, математики, а также естественных наук»1.

Вычленение поступка литературного героя из ткани художественного произведения - особая задача исследования. Требуется специальный инструментарий для его реконструкции, моделирования и описания.

Важно определить значимость категории поступка литературного героя для различных, особенно кризисных, этапов русской литературной истории. Для этого мы посчитали необходимым рассмотреть данную категорию в контексте русской исторической и социокультурной динамики. С помощью элементов категориально-системной методологии была рассмотрена структура понятия «поступок литературного героя»2.

Комплексный подход к исследуемому материалу обусловливает выбор методов. Метод двухуровневой триадической дешифровки понятия позволил раскрыть сущность поступка литературного героя и сформулировать его определение как категорию литературоведения3.

Категориальная модель «ряд информационных критериев» продуктивно использована для описания критериев поступ-

1 Сухих, С.И. Методология литературоведения: комплексный и системный методы анализа литературы // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 6 (1). С. 300.

2 Nikolaev, N.I., Shvetsova, T.V. Act of a literary hero in literature theory and history // Opción, Año 35, Especial No.23 (2019): 148-163.

3 Zemlyanikin, A.P., Shvetsova, T.V. Formation of the scientific definition of the category "act of a literary hero" (based on the cognitive method of two-level triadic decryption) // Amazonia Investiga. 2019. Vol, 8. Issue 19. P. 120129.

ка литературного героя, среди них: коллективность, корпоративность, индивидуальность, самоидентификация и т.д.4.

Основные тенденции развития представлений о поступке героя в литературе исследованы с помощью метода «конечный информационный поток»5.

Однако есть обстоятельство, которое усложняет задачу. Дело в том, что «основополагающими аспектами поступка являются внутренние переживания и духовный мир конкретного человека <...> Внешние характеристики поступка, его структура, мотивы и обстоятельства не определяют, но описывают внешнюю картину поступка, теоретическую "имитацию"»6. Поступающий задает сущность поступка в духовном плане, выстраивает «план поступка» в собственном внутреннем мире. Поступок зарождается в сознании героя.

Как верно заметила Е.А. Козачук, «основная проблема исследования понятия "поступок" - трудность выделения действий как поступков и опредмечивание этих по-

„ 7

ступков-действий для анализа» .

Другими словами, представление о поступке, его цель и план живут в человеческом сознании. В художественном тексте мы имеем дело с «опредмеченным» поступком. Сам текст романа или повести оказывается пространством для совершения поступка героем - его обнажения или сокрытия. Повествование - это способ совершения поступка, способ осуществления его в бытии. Для актуализации поступка требует-

4 Швецова, Т.В. Описание категории «поступок литературного героя» с помощью метода «ряд информационных критериев» // Парадигмы культурной памяти и константы национальной идентичности: коллективная монография. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2020. С. 365-370.

5 Shvetsova, T.V., Zemlyanikin A.P. Analyzing the Act of a Literary Hero with "Finite Information Flow" Model // Tarih Kultur ve Sanat Araçtirmalan Dergisi. Cilt 8, Sayi 4. 2019. P. 320-328.

6 Козачук, Е.А. Феноменологические аспекты понятия «поступок» в научном значении // Научные труды аспирантов и соискателей нижневартовского государственного гуманитарного университета. Вып. 9. 2012. С. 102-105.

7 Козачук, Е.А. Феноменологические аспекты понятия «поступок» в научном значении // Научные труды аспирантов и соискателей нижневартовского государственного гуманитарного университета. Вып. 9. 2012. С. 104.

ся активное соприкосновение внешнего и отношение отражено на схеме (рисунок 1). внутреннего миров. Схематично данное со-

Представление о поступке в сознании героя («план мира поступка»)

Механизм перехода из внутреннего во внешнее пространство

->

Рисунок 1 - Соотношение внешнего и внутреннего миров

Проанализировав архитектонику мира поступка литературного героя, мы получаем ключ к содержанию, изображенному формой.

Поступок литературного героя - составная часть художественной картины мира. Анализ поступка героя позволяет создать законченную модель художественного мира произведения. Изменения представлений о литературном герое и его поступке выступают сигналом трансформаций, происходящих в картине мира. Предложенная М.М. Бахтиным система взаимоотношений «я - другой - мир», на наш взгляд, должна

выступать базисом художественной картины мира. Мы зафиксировали на схеме систему взаимоотношений «человек - человек» и «человек - мир», эта система строится по принципу приятия или отталкивания. Подобные взаимоотношения укладываются в символические формулы «мир - брань», «духовное подвижничество», «путь (в мир или из мира)», «свет - тьма», «пирование -аскетизм», «тело - дух» и др.

Рассмотрим и прокомментируем модель анализа поступка литературного героя (рисунок 2).

Рисунок 2 - Модель анализа поступка литературного героя Данная модель состоит из трех уровней. Первый уровень, «Условия зарожде-

ния поступка», согласуется с философским ноэзисом - это мысль о поступке в сознании героя. На этапе зарождения поступка значимыми оказываются жизненный опыт, принципы, стереотипы и модели поведения, культурные коды, эмоционально-психологические состояния и волевые качества субъекта, личностные ценности.

Представления о поступке возникают в сознании субъекта (литературного героя), однако представить поступок как целостный процесс субъект не может. Поступок как объективированный процесс, задуманный и осуществленный субъектом, реализуется в художественном произведении - от начала и до завершения.

Второй уровень, «Условия реализации поступка», предполагает осуществление всех этапов жизненного цикла поступка, чтобы деяние литературного героя могло быть квалифицировано как поступок.

Третий уровень - «Средства воплощения поступка литературного героя».

Автор художественного произведения смотрит на поступок литературного героя отстраненно, может обозревать все элементы образа поступка в произведении. В пространстве текста поступок литературного героя должен быть определенным образом описан, выражен с помощью художественных средств, связан с литературоведческими категориями рода, жанра, идеи, темы, проблемы, мотива, сюжета, композиционной структуры, системы образов и т.д.

Внутри текста выделяются микроситуации, например, «объяснение в любви», «женитьба», «отъезд на войну», «служение», «предательство», «уход в монастырь», «самоубийство» и др. Как правило, такие ситуации соответствуют знаковым событиям в жизни литературного героя.

В пределах микро-контекстов присутствуют лексемы, номинирующие сам поступок (об этом подробно пишет Л.Г. Бушуева), например, «неразумный поступок», «проделка» и др. Также художники слова в собственных сочинениях используют различные номи-

нации поступков - геройство, подвиг и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Когнитивная природа поступка реализуется в художественном тексте с помощью знаков, поэтому можно говорить о семиотике поступка литературного героя.

В когнитивных структурах внешнего мира поступок приобретает определенную форму, выраженную в словах или в знаках. Формы, выраженные в знаках, могут быть следующими: паралингвистика - высота голоса, артикуляция, ритм речи; кинесика -жесты, мимика, поза, походка; окулесика -взгляды; гаптика - все виды кожной рецепции; ольфакция - восприятие посредством запахов; проксемика - расстояние, на котором держатся собеседники; хронемика - реакция человека на временные рамки. Форма поступка экспортируется во внешний мир. Поскольку мы имеем дело с эстетическими модусами, поступок литературного героя может проявляться в лексике с заданным значением.

Итак, объединение усилий философов, филологов - специалистов в области русского и иностранного языков, литературоведов, а также представителей точных наук, совокупность их исследовательских стратегий и методологических подходов позволили выстроить модель анализа поступка литературного героя. Через модель осуществляется познание интересующего нас объекта.

Вокруг поступка литературного героя сложился определенный круг задач, нуждающихся в решении. Среди них:

- исследование вопроса о том, какие поступки литературного героя рождаются в пределах конкретного сюжета;

- определение специфики поступка героя художественного произведения на уровне сюжетов и жанровых предпочтений;

- установление зависимости содержания поступка литературного героя от родовидовой специфики текста;

- представление целостной картины функционирования поступка литературного героя в развитии романного жанра.

Изучение данных вопросов составит перспективу нашего исследования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Березовская, И.П. Феноменология поступка: автореферат дис. ... канд. филос. наук. -СПб., 2005. - 23 с.

2. Бушуева, Л.А. Категории поступков и их лингвокогнитивное моделирование (на ма-

териале русского и английского языков): автореферат дис. ... д-ра филол. наук. - Саратов, 2019. - 52 с.

3. Готьятова, Т.Л. Философия поступка: М.М. Бахтин и постмодернистские социальные теории: дис. ... канд. филос. наук. - Томск, 2006. - 149 с.

4. Димитрова, С.В. Трансцендентальная свобода: от феноменологии действия к онтологии поступка: дис. ... д-ра филос. наук. - Волгоград, 2011. - 292 с.

5. Джумайло, О.А. Английский исповедально-философкий роман 1980-2000 гг.: автореферат дис. ... д-ра филол. наук. - М., 2014. - 43 с.

6. Земляникин, А.П. К вопросу о понятии «поступок литературного героя» // Ломоносовские научные чтения студентов, аспирантов и молодых учёных-2019 [Электронный ресурс]: сборник материалов конференций: в 2-х томах/ сост. Ю.С. Кузнецова - Электронные текстовые данные. - Архангельск: САФУ, 2019. - Т.1. - С. 224-228. - URL: https://narfu.ru/upload/medialibrary/30e/6606_Sbornik_2019_T_1.pdf

7. Земляникин, А.П. Поступок-служение в романе А.Ф. Писемского «Тысяча душ» // XLVI Ломоносовские чтения: сборник материалов научно-практической конференции [Электронный ресурс] / сост. А.М. Моисеев. - Архангельск: САФУ, 2018. - 410 с.

8. Козачук, Е.А. Феноменологические аспекты понятия «поступок» в научном значении // Научные труды аспирантов и соискателей Нижневартовского государственного гуманитарного университета. - 2012. - Вып. 9. - С. 102-105.

9. Кривошеев, А.В. Философия поступка М.М. Бахтина как онтологический проект: автореферат дис. ... канд. филос. наук. - Томск, 2007. - 27 с.

10. Кришталёва, Л.Г. Философия и этика поступка (структура и значение поступка в различных культурно-исторических обстоятельствах - опыт реконструкции). - М.: ИФРАН, 2010. - 123 с.

11 . Кузмичева, И.В. Лингвопоэтика интерперсонажа (на материале романа Б. Акунина «Ф.М.») // Человек в информационном пространстве: сборник научных трудов / под общ. ред. Н.В. Аниськиной. - Ярославль, 2014. - С. 146-152.

12. Курилов, В.В. Теория литературы в системе литературоведческого знания: дис. ... д-ра филол. наук. - Ростов н/Д., 2004. - 375 с.

13 . Лошаков, Р.А. Герменевтика поступка // И. Кант и М. Бахтин: вечный мир и диалог: сборник научных статей / ред.: А.А. Сауткин, А.В. Копылов. - 2014. - С. 35-39, 120-124.

14. Селезнева, М.А. Поэтика характеров в «Рассказах 1922-1924 годов» М. Горького: автореферат дис. . канд. филол. наук. - Тамбов, 2006. - 21 с.

15. Сухих, С.И. Методология литературоведения: комплексный и системный методы анализа литературы // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. - 2012. - № 6 (1).

- С. 298-303.

16. Ускова, С.В. Концепт «поступок» в русской языковой картине мира: семантико-синтаксический аспект: автореферат дис. ... канд. филол. наук. - Красноярск, 2012. - 22 с.

17. Ханинова, Р.М. Психология литературного героя в аспекте философии поступка // Ханинова, Р.М. Поэтика малой прозы Всеволода Ивановна: психологический аспект: монография. - Элиста, 2006. - 330 с.

18. Черняков, А.Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера. - СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. - 460 с.

19. Швецова, Т.В. «Уход из мира» как поступок в нравственном мире героев И.С. Тургенева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 3 (33): в 2-х ч. Ч. II.

- C. 203-206.

20. Швецова, Т.В. Описание категории «поступок литературного героя» с помощью метода «ряд информационных критериев» // Парадигмы культурной памяти и константы национальной идентичности: коллективная монография. - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2020. - 710 с.

21. Nikolaev, N.I., Shvetsova, T.V. Act of a literary hero in literature theory and history // Opción, Año 35, Especial No.23 (2019): 148-163. URL: https://produccioncientificaluz.org/ in-

dex.php/opcion/article/view/30036/31073

22. Zemlyanikin, A.P., Shvetsova, T.V. Formation of the scientific definition of the category "act of a literary hero" (based on the cognitive method of two-level triadic decryption) // Amazonia Investiga. 2019. Vol, 8. Issue 19. P. 120-129.

23. Shvetsova, T.V., Zemlyanikin, A.P. Analyzing the Act of a Literary Hero with "Finite Information Flow" Model // Tarih Kültür ve Sanat Araçtirmalari Dergisi. Cilt 8, Sayi 4. 2019. P. 320328. URL: http://kutaksam.karabuk.edu.tr/index.php/ilk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.