Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №2, Том 6 / 2018, No 2, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-2-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/60PSMN218.pdf
Статья поступила в редакцию 23.02.2018; опубликована 18.04.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Дорохова С.В. Методологические подходы к изучению переживания как психологической категории в зарубежной психологии // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №2, https://mir-nauki.com/PDF/60PSMN218.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Dorokhova S.V. (2018). Methodological approaches to the study of an emotional experience as a psychological category in foreign psychology. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/60PSMN218.pdf (in Russian)
УДК 159.9
Дорохова Светлана Владимировна1
ГОУ ВПО «Кыргызско-Российский Славянский Университет имени первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина», Бишкек, Кыргызстан
Кандидат психологических наук, доцент E-mail: dorohova_sveta@mail.ru
Методологические подходы к изучению переживания как психологической категории в зарубежной психологии
Аннотация. В статье представлен обзор основных зарубежных подходов к пониманию и изучению феномена переживания. В описательной психологии переживание выполняет методологическую роль инструмента, обеспечивающего переход от объяснения внутренней жизни человека к ее описанию. В феноменологическом подходе переживание есть непрерывный поток, для понимания которого нужно придать ему статус объективности. С этой целью можно использовать методы феноменологической редукции и феноменологического описания. В психоанализе переживание - это результат столкновения желания и запрета, для блокирования наиболее травматичных из них индивид использует механизмы психологической защиты. В экзистенциальном подходе переживание рассматривается как точка пересечения внешнего и внутреннего мира, для исследования его подходит метод экзистенциального анализа. В гуманистической психологии выделяются пиковые переживания и «плато-переживания». В трансперсональном подходе переживания рассматриваются как выходящие за пределы Я, постижение таких переживаний возможно в «мистическом опыте».
Ключевые слова: переживание; методология; описательная психология; феноменологический подход; феноменологическая редукция; феноменологическое описание; психоанализ; экзистенциальный подход; метод экзистенциального анализа; гуманистическая психология; пиковые переживания; «плато-переживания»; трансперсональный подход
Категория переживания относится к числу базовых в психологической науке, однако характеризуется недостаточной теоретической и практической разработанностью, что может быть обусловлено как сложностью самого феномена, так и наличием достаточно большого количества разрозненных подходов к его пониманию. В связи с этим целью данной статьи
1 https://www.facebook.com/svetlana.dorohova.10
является рассмотрение и анализ основных методологических подходов к изучению феномена переживания в зарубежной психологии. Сразу подчеркнем, что рассматриваемые подходы к изучению переживания в целом могут быть разграничены весьма условно, поскольку могут характеризоваться как взаимодополняющие и взаимопроникающие друг в друга. Однако это разграничение представляется необходимым, поскольку позволяет проследить пути методологических поисков исследователей и проанализировать их видение того, какие методологические основания должны быть в основе изучения феномена переживания.
Впервые термин «переживание» мы встречаем в работах В. Дильтея, который вошел в историю как основатель описательной (понимающей) психологии, главная задача которой состоит в том, чтобы перейти от объяснения природы человека к описанию его индивидуальной жизни [1]. Категорию «переживание» В. Дильтей использовал как основной инструмент, позволяющий совершить этот переход. В своем определении переживания он подчеркивал его принадлежность к настоящему, даже если анализируются события прошлого или предполагаемого будущего. Переживание всего имеет некую внутреннюю цель, радо которого сам процесс переживания был запущен и в котором проявлен. Основной метод изучения внутренних переживаний людей, по мнению В. Дильтея, - это анализ их автобиографий, которые представляют собой соединение определенных точек жизненного пути, оказывающих большое влияние на дальнейшее развитие человека [2]. Переживание как раз и является тем связующим звеном, которое соединяет это разрозненные жизненные точки, обращая внимание исследователя на нечто, имеющее значимость для понимания целостного внутреннего мира личности. Таким образом, В. Дильтей несколько преувеличивал значение категории переживания, подчеркнутая субъективность которой оттолкнула многих исследователей, стремящихся к тому, чтобы психология соответствовала строгим критериям научности.
Феноменологический подход к переживанию раскрывается в трудах Э. Гуссерля. Базовое понятие феноменологии - сознание - Э. Гуссерль связывает с переживанием жизненного мира, точнее, с потоками переживаний. Он выделяет два уровня переживаний: нефеноменологические переживание, где содержанием переживания является сознание, и феноменологическое переживание, связанное с переживанием «Я» собственных переживаний. В соответствии с этим им было сформулировано и методологическое требование к изучению переживания: поскольку переживание - это всегда актуальный процесс, непрерывный и необратимый поток, и при его исследовании нужно научиться двигаться вместе с этим потоком. Такое понимание феномена переживания позволило преодолеть субъективизм В. Дильтея и придать статус объективности переживаниям, присутствующим в сознании [3]. С этой целью используется метод феноменологической редукции, т. е. постепенного исключения из переживания всех исторических, культурных, научных, природных и др. субъективностей. Это путь от обыденного шаблонного восприятия к детскому, наивному и чистому. Следующий этап исследования переживания - это феноменологическое описание - это непредвзято, максимально близко к оригиналу изложенные конкретные индивидуальные примеры переживаний личности. Следующий этап исследования - это эксперимент и теория [4]. Таким образом, экспериментальный этап изучения переживания и построение на его основе теории теряет свой смысл, если отсутствует ясное понимание того, что именно показал эксперимент, пока не определены феномены - уникальные индивидуальные конкретные переживания.
В контексте психоанализа категория переживания занимает ключевое место, поскольку, по мнению З. Фрейда, каждое переживание является порождением, функцией неких скрытых психических элементов, составляющих содержание структур психики - Ид, Эго и СуперЭго, которые, в свою очередь, решают задачу переработки этих переживаний. Так, например, предписания, моральные нормы и идеалы, составляющие содержание СуперЭго, возникают в результате переживаний, испытываемых ребенком в ситуациях взаимодействия с окружающими, когда его хвалили, ругали, наказывали, поощряли значимые Другие [5]. Ранние
https://mir-nauki.com
детские переживания составляют основу для формирования более поздних переживаний, при работе с пациентами нужно сконцентрироваться на работе с его поздними переживаниями, благодаря чему можно напасть на след детских переживаний, кажущихся уже не имеющими значения и потому забытыми, что не соответствует действительности. Ведь именно для блокирования самых травматичных из них индивид использует разнообразные механизмы психологической защиты. Переживание - это результат столкновения желания и запрета. Это касается как переживания любви, так и переживания ненависти. Также З. Фрейд подчеркивал катарсическую роль переживания, его способность приводить к разрядке напряжения и снижению невротической симптоматики [6]. Таким образом, история развития индивидуального сознания человека связана с историей его переживаний в системе развития отношений с другим людьми. Поэтому основу психоанализа составляет анализ неявных, подавленных переживаний человек методами свободных ассоциаций, толкования сновидений, интерпретации.
В экзистенциальном подходе категория переживания также занимает очень важное место. По словам А. Лэнгле, именно в переживании происходит момент соприкосновения внешнего и внутреннего мира. Переживание - это та основа, на которой человек строит свою жизнь и преодолевает препятствия на своем пути. Если человек испытывает непонятные для него чувства или такие, которые причиняют ему сильную боль, он дистанцируется от своих переживаний, отчуждается от взаимодействия с ними что негативно отражается на качестве его жизни [7]. Такое понимание переживания легло в основу предложенного В. Франклом и глубоко проработанного А. Лэнгле метода экзистенциального анализа. Суть этого метода заключается в получении доступа к эмоциям, «центру и вместилищу переживаний» [8]. Главными помощниками в получении доступа к эмоциям являются работа с биографией личности и эмпатическое присутствие психотерапевта. Следующий этап - анализ личностных установок и решений, которые позволят пациенту стать открытым тем ценностям и целям, которые помогут ему стать аутентичным.
Другой представитель экзистенциального подхода Р.Д. Лэйнг считает переживание первоосновой, самим существованием внутреннего мира, «душой человека». Проявляется переживание через поведение. В связи с этим для получения в психологическом исследовании целостного взгляда на природу человека необходимо исследовать и переживание, и поведение. Акцент на одном в ущерб другому может оказаться односторонним [9].
Основатель гуманистической психологии А. Маслоу также полагал, что переживание связано внутренним, истинным Я человека, отражает его сущность. Поэтому именно с переживаниями он связывает возможность удовлетворения потребности в самоактуализации. Эти переживания получили называние пиковых и обозначают лучшие моменты человеческого существования, переживания радости, восторга. Они позволяют человеку переосмысливать происходящие с ним события, дарят ощущение глубокого удовлетворения, позволяют ощутить единство с миром, другими людьми [10]. С возрастом человек приобретает способность испытывать другого рода переживания, которые были названы А. Маслоу «плато-переживаниями». Переживание их означает жить на постоянно высоком уровне просветления, но без бурных эмоциональных потрясений. Это переживания связаны больше с покоем, нежели с эмоциональностью. Поскольку «пиковые переживания» в определенной степени биологически обусловлены, связаны с автоматической разрядкой, то инструментом их изучения могут быть ЭЭГ или методика биологической обратной связи. Что касается «плато -переживаний», то А. Маслоу предлагает исследовать их через символы, поэтически, трансцендентно. Он подчеркивает, что такой метод изучения «плато-переживаний» реален, овладение им позволить обучаться безмятежным переживаниям [11].
https://mir-nauki.com
Другой представитель гуманистического подхода К. Роджерс рассматривает переживание в контексте становления человека. С его точки зрения, осознание процесса переживания есть основной путь, ведущий к аутентичности личности. Если переживания человека не согласуются с его Я-концепцией, он чувствует тревогу и начинает использовать механизмы психологической защиты. При сильном несоответствии между Я и переживаниями защита может оказаться неэффективной, и Я-концепция разрушается. В этом случае наблюдаются психотические нарушения. Осознание «плохих», запретных переживаний позволяет человеку преодолеть отчужденность с «ядром» своего Я, соединить фрагменты своего Я в единое целое. Для исследования степени соответствия переживаний личности его Я-концепции, а также для дальнейшей работы по осознанию скрытых переживаний К. Роджерс использовал разработанный им метод «недирективной терапии, центрированной на человеке»
Особый взгляд на переживание можно найти в трансперсональном подходе. Здесь переживания рассматриваются как выходящие за пределы Я, возникающие в процессе достижения «мистического опыта». Эти переживания являются попыткой индивида отбросить старые негативные программы жизнедеятельности и найти более оптимальные. Человек, понимающий это и имеющий хорошую систему поддержки, может в результате перейти на новый, более зрелый и глубокий уровень функционирования [11].
Таким образом, в зарубежной психологии переживание включается в контекст жизни индивида, в его стремления и желания. Переживания выступают как внутренние сигналы, позволяющие осмыслить происходящее с человеком и сделать некий выбор между конфликтующими мотивами и потребностями в критической жизненной ситуации. Благодаря этому человек обретает осмысленность существования, подчиняясь главному мотиву -упорядочению внутреннего мира. Переживания осуществляются в основном на бессознательном уровне и позволяют выйти за границы своего Я.
[12].
ЛИТЕРАТУРА
1. Дильтей В. Описательная психология / В. Дильтей. СПб.: Алетейя, 1996. 160 с.
2. Хамитов Р.М. Переживание в структуре гуманитарного знания В. Дильтея / Р.М. Хамитов // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2016. №3 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perezhivanie-v-strukture-gumanitamogo-znaniya-v-dilteya.
3. История философии: Запад-Россия-Восток (Книга третья. Философия XIX-XX в). М.: Греко-латинский кабинет, 1999. 448 с.
4. Савенко Ю.С. Что такое «феноменологическое описание»? / Ю.С. Савенко // Независимый психиатрический журнал. 2008. №4. URL: http://www.npar.ru/journal/2008/4/05-savenko.htm.
5. Фрейд 3. Психика: структура и функционирование / 3. Фрейд; пер. с нем. А.М. Боковиков. М.: Академический проект, 2007. 230 с.
6. Уварина Е.Ю. Сравнительный анализ подходов к проблеме переживания в психоанализе и гуманистической психологии / Е.Ю. Уварина // Категория переживания в психологии и философии. М.: Прометей, 2004. С. 147-189.
7. Лэнгле А. Эмоции и экзистенция / А. Лэнгле. Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. 332 с.
8. Лэнгле А. Экзистенциальный анализ - найти согласие с жизнью / А. Лэнгле // Московский психотерапевтический журнал. 2001. №1. URL: http://www.webaholics.at/userfile/doc/Exist_einf.pdf.
9. Лэйнг Р.Д. Феноменология переживания; Райская птичка; О важном / Перевод с английского / Р.Д. Лэйнг. Львов: Инициатива, 2005. 352 с.
10. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / А.Г. Маслоу; пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. СПб.: Евразия, 1997. 430 с.
11. Фейдимен Дж. Личность и личностный рост / Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер. М.: Российский открытый Университет, 1994. 347 с.
12. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К.Р. Роджерс; пер. с англ. М.М. Исениной; общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной. М.: Прогресс. Универс, 1994. 479 с.
Dorokhova Svetlana Vladimirovna
Kyrgyz Russian Slavic university named after the first president of Russia B.N. Yeltsin, Bishkek, Kyrgyzstan
E-mail: dorohova_sveta@mail.ru
Methodological approaches to the study of an emotional experience as a psychological category in foreign psychology
Abstract. The article presents an overview of the main foreign approaches to understanding and studying the phenomenon of experience. In descriptive psychology an experience plays a methodological role of an instrument providing transition from explanation of the inner life of a person to its description. In a phenomenological approach an experience is an uninterrupted flow, for the understanding of which it is necessary to impart a status of objectivity to it. For such purpose methods of phenomenological reduction and phenomenological description may be used. In psychoanalysis an emotional experience is a result of a conflict of desire and prohibition, to block the most traumatic of them an individual uses mechanisms of psychological protection. In an existential approach an experience is considered as an intersection of the external and the inner world, for its study a method of an existential analysis is suitable. In humanistic psychology peak experiences and "plateau-experiences" are distinguished. In a transpersonal approach experiences are considered as those going beyond the bounds of Ego, comprehension of such experiences is possible in a "mystical experience".
Keywords: emotional experience; descriptive psychology; phenomenological approach; phenomenological reduction; phenomenological description; psychoanalysis; existential approach; method of existential analysis; humanistic psychology; peak experiences; "plateau-experiences"; transpersonal approach