Научная статья на тему 'Методологические подходы к изучению эволюции Зимних Олимпийских игр'

Методологические подходы к изучению эволюции Зимних Олимпийских игр Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
210
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ОЛИМПИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ЭВОЛЮЦИЯ ЗИМНИХ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР / АЛГОРИТМ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИДЕАЛЫ И ЦЕННОСТИ ОЛИМПИЗМА

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Мельникова Наталия Юрьевна

Развитие международного олимпийского движения в целом и Зимних Олимпийских игр, выбранных в качестве объекта настоящего исследования, характеризуется сложными, многофакторными взаимоотношениями людей, основанными на общечеловеческих ценностях, на их интересах, мотивах, установках и др. Вместе с тем, олимпийское движение базируется на идеалах и ценностях олимпизма, сформулированных его основателем П. де Кубертеном, основные базисы которых незыблемы, начиная с истоков современного олимпийского движения. Важной составляющей при определении содержания методологии научного исследования является выбор оптимальных подходов для решения конкретной научной проблемы. В данной статье отображены и систематизированы основные методологические подходы, определяющие оптимальное направление научного поиска к решению научных проблем, связанных с изучением эволюции Зимних Олимпийских игр (алгоритм исследования, постановка целей и задач, а также определение предмета и объекта исследования, выбор адекватных методов и подходов к изучению проблемы для достижения оптимальных результатов). В соответствии с логикой научного поиска разработана методика исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать сложные и многофункциональные объекты. В частности, проведен анализ научно-методической и специальной литературы, выявлены и изучены основные закономерности эволюционного пути Зимних Олимпийских игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological approaches to studying of evolution of the Olympic winter games

Development of the International Olympic Movement in general and the Olympic Winter Games chosen as object of the real research is characterized by the difficult, multiple-factor relationship of people based on the universal values, on their interests, motives, settings, etc. At the same time, the Olympic Movement is based on the ideals and values of the Olympism formulated by its founder P. de Coubertin which main bases are firm, since launching of the modern Olympic Movement. Important component when determining the content of the methodology of scientific research is the choice of optimum approaches for the solution of the specific scientific problem. This article displays and systematize the main methodological approaches defining the optimum direction of the scientific search to the solution of the scientific problems connected with studying of evolution of the Olympic Winter Games (algorithm of research, statement of the purposes and tasks, and also definition of the subject and object of research, choice of adequate methods and approaches to studying of the problem for achievement of the optimum results). According to the logic of scientific search the research technique is developed. It represents a complex of the theoretical and empirical methods which combination gives the chance with the greatest reliability to investigate the difficult and multipurpose objects. In particular, the analysis of scientific and methodical and special literature is carried out, the main regularities of the evolutionary way of the Olympic winter Games are revealed and studied.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к изучению эволюции Зимних Олимпийских игр»

8. Шлык, Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов : монография / Н.И. Шлык. - Ижевск : Изд-во «Удмуртский университет», 2009. - 255 с.

9. Шлык, Н.И. особенности вариабельности сердечного ритма у младших школьников с разными типами вегетативной регуляции в покое и при занятиях спортом / Н.И. Шлык, Е.Н. Сапожникова, Т.Г. Кириллова // Вариабельность сердечного ритма : материалы V всерос. симпозиума / Удмуртский гос. ун-т. - Ижевск, 2011. - С. 369-384.

10. Cardiovascular and respiratory systems: modeling, analysis, and control / J.J. Batzel, F. Kappel, D. Schetneditz, H.T. Tran. - SIAM, Society for industrial and Applied Mathematics, 2006. - 274 p.

REFERENCES

1. Aghajanian, N.A., Minnibayev, T.S. and, Severin A.E. (2005), "The study of lifestyle, health status and academic performance of students at the intensification of the educational process", Hygiene and sanitation, No. 3, pp. 48-52.

2. Aparin, V.E. (2008), "Medical monitoring and therapeutic exercise in the system of strengthening of health of students", Problems of health protection of schoolchildren and students. New scientific developments in medicine and pharmacy: conference, Voronezh, pp. 19-22.

3. Baevsky, R.M., Baranov, V.M. and Tank J. (2008), "Problems in the study of heart rate variability in space medicine", Heart rate Variability: conference, Izhevsk, pp. 24-27.

4. Baranenko, V.A. and Rapoport L.A (2003), Health and physical education student: textbook, Alpha, Moscow.

5. Gevorkyan, E. S., Minassian, S.N., Ksajikian, N.N. and Diane, A.V. (2005), "Functional status of students in terms of mental workload", Hygiene and sanitation, No. 5, pp. 55-57.

6. Sevryukova, GA (2012), Characteristics of functional state and regulatory-adaptive opportunities of an organism of students in the learning process in medical school, dissertation, Maikop

7. Haspekova, N.B. (2003), "Diagnostic informativeness of monitoring HRV", Bulletin of Ar-rhythmology, No. 32, pp. 15-23.

8. Shlyk, N.A. (2009), Heart rate and type of regulation in children, adolescents and athletes, Publishing house "Udmurtia University", Izhevsk.

9. Shlyk, Sapozhnikova E.N. and Kirillov T.G. (2011), "Features of heart rate variability in primary school children with different types of autonomic regulation at rest and during sports", Heart rate Variability: conference, Izhevsk, pp. 369-384.

10. Batzel, J.J., Kappel, F., Schetneditz, D. and Tran, H.T. (2006), Cardiovascular and respiratory systems: modeling, analysis, and control, SIAM, Society for industrial and Applied Mathematics.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.07.2015.

УДК 796.032

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЭВОЛЮЦИИ ЗИМНИХ

ОЛИМПИЙСКИХ ИГР

Наталия Юрьевна Мельникова, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

Развитие международного олимпийского движения в целом и Зимних Олимпийских игр, выбранных в качестве объекта настоящего исследования, характеризуется сложными, многофакторными взаимоотношениями людей, основанными на общечеловеческих ценностях, на их интересах, мотивах, установках и др. Вместе с тем, олимпийское движение базируется на идеалах и ценностях олимпизма, сформулированных его основателем П. де Кубертеном, основные базисы которых незыблемы, начиная с истоков современного олимпийского движения. Важной составляющей при определении содержания методологии научного исследования является выбор оптимальных подходов для решения конкретной научной проблемы.

В данной статье отображены и систематизированы основные методологические подходы, определяющие оптимальное направление научного поиска к решению научных проблем, связан-

ных с изучением эволюции Зимних Олимпийских игр (алгоритм исследования, постановка целей и задач, а также определение предмета и объекта исследования, выбор адекватных методов и подходов к изучению проблемы для достижения оптимальных результатов). В соответствии с логикой научного поиска разработана методика исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать сложные и многофункциональные объекты. В частности, проведен анализ научно-методической и специальной литературы, выявлены и изучены основные закономерности эволюционного пути Зимних Олимпийских игр.

Ключевые слова: методологические подходы, олимпийское движение, эволюция Зимних Олимпийских игр, алгоритм исследования, предмет и объект исследования, идеалы и ценности олимпизма.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.07.125.p129-132

METHODOLOGICAL APPROACHES TO STUDYING OF EVOLUTION OF THE

OLYMPIC WINTER GAMES

Natalia Yurievna Melnikova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow

Annotation

Development of the International Olympic Movement in general and the Olympic Winter Games chosen as object of the real research is characterized by the difficult, multiple-factor relationship of people based on the universal values, on their interests, motives, settings, etc. At the same time, the Olympic Movement is based on the ideals and values of the Olympism formulated by its founder P. de Coubertin which main bases are firm, since launching of the modern Olympic Movement. Important component when determining the content of the methodology of scientific research is the choice of optimum approaches for the solution of the specific scientific problem.

This article displays and systematize the main methodological approaches defining the optimum direction of the scientific search to the solution of the scientific problems connected with studying of evolution of the Olympic Winter Games (algorithm of research, statement of the purposes and tasks, and also definition of the subject and object of research, choice of adequate methods and approaches to studying of the problem for achievement of the optimum results). According to the logic of scientific search the research technique is developed. It represents a complex of the theoretical and empirical methods which combination gives the chance with the greatest reliability to investigate the difficult and multipurpose objects. In particular, the analysis of scientific and methodical and special literature is carried out, the main regularities of the evolutionary way of the Olympic winter Games are revealed and studied.

Keywords: methodological approaches, Olympic Movement, evolution of the Olympic Winter Games, algorithm of research, subject and object of research, ideals and values of the Olympism.

ВВЕДЕНИЕ

Оптимальный подход к решению научной задачи является исходной точкой для успеха исследования и, в конечном итоге, достижения поставленной цели. В соответствии с целью конкретного исследования в процессе работы могут быть применены различные методологические подходы, имеющие свои специфические особенности.

В связи с возрастающей ролью международного олимпийского движения в целом и Зимних Олимпийских игр, выбранных в качестве объекта настоящего исследования, исследование эволюционных процессов, происходящих в международном олимпийском движении приобретает все большую актуальность. Именно этим обстоятельством объясняется выбор темы и цель данного исследования. Целью данного исследования является систематизация методологических подходов, определяющих оптимальное направление научного поиска к решению научных проблем, связанных с изучением эволюции Зимних Олимпийских игр.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Выявлены и систематизированы основные методологические подходы, определяющие основные направления научного поиска к решению научных проблем, связанных с изучением эволюции Зимних Олимпийских игр. Это аспектный подход, системный подход, концептуальный подход.

Для решения конкретных задач используются специальные методы исследования, отражающие особенности международного спортивного и олимпийского движения, с присущими ему специфическими аспектами и характеристиками.

Аспектный подход характеризуется выбором соответствующего аспекта научной проблемы, т. е. определенной точки зрения на заявленную проблематику. В качестве примера можно привести аспектный подход при анализе «образа современного олимпийца». При формировании такого портрета могут быть применены следующие аспекты: половозрастной, социальный, культурный, психологический, образовательный и др.

Системный подход считается наиболее сложным, предполагающий анализ максимально возможного количества точек зрения, аспектов и сторон изучаемой проблемы. Все ее составляющие рассматриваются во взаимосвязи, взаимозависимости, с учетом целостности явления или процесса, а также выявления его основных и второстепенных аспектов, их характеристик, особенностей, свойств, характера связей и др.

Концептуальный подход оптимален при создании соответствующей научной концепции, т.е. разработки алгоритма исследования, ключевых подходов к изучению проблемы, основных направлений исследования, и др.

Существует также градация к определению типов подходов для решения поставленных задач:

1) Эмпирический (основанный на уже существующих теориях, практиках и соответствующих эмпирических данных);

2) Прагматический (такой подход может быть использован для достижения быстрого результата);

3) Научный (наиболее эффективный, обоснованный, достоверный, т.к. характеризуется научной постановкой цели и задач, а также применением адекватных научно-обоснованных методов).

При организации исследования важным является также определение его основных ориентиров и границ для обеспечения наиболее оптимального, целенаправленного и последовательного проведения этапов исследования.

Ключевую роль играет выбор средств и методов при решении поставленных целей и задач. Их условно можно разделить на три группы:

1. Обще-логические,

2. Общие (общенаучные),

3. Специальные (специфические)

В основе любого исследования для достижения оптимального результата научной работы лежат логические методы. Для достижения достоверных результатов и обоснованных выводов необходимо применение общенаучных принципов и методов.

В методологии важную роль играют принципы и требования к исследовательской деятельности, общенаучные подходы и принципы:

• объективный;

• сущностный анализ;

• генетический;

• историко-логический;

• концептуальный;

• детерминистический;

• единство внешних и внутренних факторов развития;

• концептуальный;

• системный [2].

Основополагающим принципом данного исследования следует считать объективный подход. Этот принцип отражается в рассмотрении и учете всех объективных предпосылок и факторов, являющихся условиями для генезиса и развития международного олимпийского спортивного движения, как уникального явления, в целом, и Зимних Олимпийских игр, как неотъемлемой части этого явления, в частности. Такой подход обеспечивается применением комплексом адекватных средств и методов исследования, и исключает субъективные или предвзятые подходы к оценке данного явления.

Вместе с тем, следует отметить, что в ряде случае не исключаются моменты субъективизма, связанные с творческой индивидуальностью соискателя и спецификами его внутреннего мировосприятия. Однако, важно учитывать, что несмотря на индивидуальные творческие подходы к изучаемой проблеме, применение объективного подхода обеспечивает получение обоснованных, достоверных выводов, в результате применения адекватной доказательной базы, логического алгоритма и архитектоники исследования и других примененных подходов и общенаучных принципов [1].

Аналитическая работа с исходными архивными документами (архивы Москвы, Лозанны и др.) позволила всесторонне осветить значение олимпийской идеи Пьера де Кубертена как явления общечеловеческого, общемирового, и его поддержку предложения о придании соревнованиям «Неделя зимних видов спорта» во французском городе Шамони в 1924 г., статуса I Зимних Олимпийских игр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эволюция Зимних Олимпийских игр, выбранных в качестве объекта данного исследования, характеризуется сложными, многофакторными и взаимосвязанными процессами на протяжении всей истории международного олимпийского движения. Теоретические исследования эволюции Зимних Олимпийских игр следует осуществлять с учетом этого важнейшего фактора. Основополагающим принципом данного исследования следует считать объективный подход. Этот принцип отражается в рассмотрении и учете всех объективных предпосылок и факторов, являющихся условиями для генезиса и развития международного олимпийского движения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский. - М. : Академия, 2005. - 208 с.

2. Турковский, В. И. Теоретико-методические основы педагогического исследования : учебно-методический комплекс для студентов, магистрантов и аспирантов педагогических специальностей / В.И. Турковский. - Витебск : Изд-во УО «Витебск. гос. ун-т им. П.М. Машерова», 2007. - 242 с.

REFERENCES

1. Zagvyazinsky, V I. (2005), Methodology and methods of psychology and pedagogical research, Academy, Moscow.

2. Turkovsky, V.I. (2007), Theoretic-methodological fundamentals ofpedagogical research: an educational and methodical complex for students, undergraduates and graduate students of pedagogical specialties, publishing house VSU of P.M. Masherov, Vitebsk Belarus.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.07.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.