Научная статья на тему 'Методологические подходы к исследованию внутриличностной компетентности психолога'

Методологические подходы к исследованию внутриличностной компетентности психолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
321
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / PERSONALITY / INTRAPERSONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Плужникова Лариса Алексеевна, Абдалина Лариса Васильевна

В статье на основе анализа актуальной психологической и акмеологической литературы раскрыты ведущие идеи системного, личностного, деятельностного, компетентностного и акмеологического подходов, определившие возможности рассмотрения феномена «внутриличностная компетентность психолога», выявления ее содержательных характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO RESEARCH OF INTRAPERSONAL COMPETENCE OF A PSYCHOLOGIST

In the article the fundamental ideas of system, personal, action, competence and acmeological approaches are revealed on the basis of the analysis of actual psychological and acmeological literatures, which defined the possibilities of consideration of the «intrapersonal competence of a psychologist», and revealing of its substantial characteristics.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к исследованию внутриличностной компетентности психолога»

УДК 159.9

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ВНУТРИЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПСИХОЛОГА

© Лариса Алексеевна Плужникова

Международный институт компьютерных технологий, г. Воронеж, Россия, ассистент кафедры психологии и гуманитарных дисциплин, e-mail: laan-07@mail.ru

© Лариса Васильевна Абдалина Российский государственный социальный университет, г. Воронеж, Россия, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры социологии, психологии и теории социальной работы, e-mail: ablava@list.ru

В статье на основе анализа актуальной психологической и акмеологической литературы раскрыты ведущие идеи системного, личностного, деятельностного, компетентностного и акмеологического подходов, определившие возможности рассмотрения феномена «внутриличностная компетентность психолога», выявления ее содержательных характеристик.

Ключевые слова: компетентность; личность; внутриличностная компетентность.

Профессиональная компетентность самых различных специалистов является главным собственно человеческим ресурсом оптимального решения кризисных явлений и проблем современного общества, важным фактором его прогрессивного развития.

Внутриличностную компетентность психолога мы рассматриваем как важную составляющую его профессиональной компетентности, во многом детерминирующую как качество профессиональной деятельности, так и возможности полноценной самореализации личности психолога в профессии и жизнедеятельности в целом.

С целью формирования наиболее целостного представления о сущности внутри-личностной компетентности психолога, ее структурно-содержательных характеристиках, а также о закономерностях ее развития у студентов - будущих психологов были систематизированы методологические подходы к ее исследованию: системный, личностный, деятельностный, компетентностный и акмео-логический.

Системный подход позволяет представить внутриличностную компетентность психолога в виде совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных структурнофункциональных компонентов, представляющих собой единое целое, направленных на достижение искомой цели (И.В. Блауберг, Л.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков, Э.Г. Юдин и др.).

Целостность внутриличностной компетентности психолога может быть обнаружена в следующих принципах ее системного описания как психического явления (Б.Ф. Ломов).

1. Психические явления многомерны. Рассмотрение их в какой-либо системе координат представляет собой как бы срез в какой-то одной плоскости, раскрывающей лишь одну сторону психических явлений.

2. Система психических явлений многоуровневая, построена иерархически, включает в себя ряд подсистем, обладающих различными функциональными качествами.

3. Системный анализ предполагает выявление оснований многообразных свойств изучаемых объектов и требует рассматривать психику человека в динамике, в развитии.

4. Детерминанты психических явлений следует рассматривать как сложную структуру [1].

Кроме того, следует указать, что основные идеи системного похода отражают ряд признаков, дополнительно характеризующих внутриличностную компетентность психолога как систему в виде целостного образования:

- совокупность элементов, каждый из которых представляет минимальную единицу, имеющую предел делимости в рамках конкретной системы. Элемент в составе системы выполняет только ему присущую функцию, которая может быть реализована при условии его взаимосвязи с другими элементами;

- определенные отношения между элементами, способ взаимодействия которых определяет системное построение внутриличностной компетентности;

- иерархичность, заключающуюся в том, что каждый элемент системы одновременно может быть элементом данной системы и сам включать в себя другую систему;

- интегративные качества, т. е. такие, которыми не обладает ни один из отдельно взятых элементов. Система не сводится к сумме образующих ее частей и из какой-либо части нельзя вывести ее свойства как целого;

- взаимосвязь со средой, которая может иметь «закрытый» (не изменяющий среду и структуру) или «открытый» (преобразующий среду и структуру) характер (В .П. Беспалько. Е.В. Селезнева, В.П. Симонов и др.).

Личностный подход требует учета ряда принципиальных положений к рассмотрению феномена «внутриличностная компетентность», которые нашли отражение в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблемам психологии личности (К.А. Абульхано-ва-Славская, Б.Г. Ананьев, Д.А. Леонтьев,

A. Маслоу, Г. Олпорт, К.К. Платонов,

B.А. Петровский, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн и др.).

В рамках данного подхода личность психолога следует рассматривать как ценность, цель, субъект, результат, главный критерий эффективности ее развития и достижения оптимального уровня внутриличностной компетентности.

Ведущие характеристики личности: активность - стремление субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленность - устойчивая доминирующая система мотивов - убеждений, интересов, идеалов, отражающих потребности человека; глубинные смысловые структуры, обусловливающие сознание и поведение личности; степень осознанности своих отношений к действительности - отношения, установки, диспозиции и пр., обнаруживают себя в деятельности, формируются, развиваются, совершенствуются и преобразуются в ней.

Личностный подход акцентирует внимание на том, что личность есть интегрирующее начало, объединяющее воедино различ-

ные психические процессы индивида, его внутренний мир, самосознание, сообщающее его поведению (деятельности) необходимую последовательность и устойчивость.

В исследовании также учитывалось, что в современной психологии личности существует множество схем, используя которые можно давать развернутые характеристики и организовывать собственное самопознание и саморазвитие в направлении совершенствования внутриличностной компетентности. В самом общем виде нами использовались следующие блоки в формировании представления о структурных компонентах внутриличностной компетентности психолога: личностно-характерологические особенности - качества личности и свойства характера; мотивационно-ценностная сфера личности; эмоционально-волевая сфера личности; сфера способностей и возможностей; познавательная сфера личности; сфера внешнего облика, особенностей темперамента; сфера отношений с другими людьми, социальным окружением; сфера деятельности; сфера собственного жизненного пути и др.

Совокупность представлений психолога о выделенных компонентах может быть наиболее целостно раскрыта в рамках соотношения Я-реального, Я-зеркального и Я-идеального через их полноту-фрагментарность, глубину-поверхностность, адекватность-неадекватность, принятие-непринятие себя [2].

Интересным для анализа и формулирования сущностных характеристик внутриличностной компетентности психолога представляются аспекты исследования проблемы Я, указанные И.С. Коном:

- Я-идентичность (самость), как способность человека при изменениях окружающей среды сохранять некоторую идентичность, поддерживая и воспроизводя собственную структуру, обнаруживая, что же является устойчивым и изменчивым в личности;

- «Эго» (субъектность). Здесь внимание должно быть направлено на процессы и механизмы сознательной саморегуляции поведения;

- Образ Я. При изучении образов Я следует рассматривать конкретные процессы и механизмы самосознания, степень адекватности самооценок, структурные компоненты Я-образов и динамику их изменения, роль и

значение самосознания в общем балансе психической деятельности [3].

Важно отметить, что в вышеуказанных аспектах автор выделяет Я как субъект активный, действующий, а также объектное Я, где рефлексии подлежат разнообразные содержания Я.

Мы считаем, что внутриличностная компетентность психолога основывается, в первую очередь, на системе его представлений о самом себе и включает: сознание своих физических, интеллектуальных и прочих свойств; самооценку; субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. За этим стоит понимание себя, отношение к себе и к миру. Это «теория самого себя» (Х. Ремшмидт). Мы также полагаем, что Я-концепция может входить в структуру внутриличностной компетентности психолога как стабильное ядерное образование и играть в ней структурирующую, организующую роль:

- как связующая сила личности Я-кон-цепция организовывает, синтезирует опыт и компоненты личностной структуры, ядро жизненных перспектив в субъективной картине жизненного пути;

- как глубинное личностное образование Я-концепция пронизывает всю психическую жизнь субъекта профессиональной деятельности, его психические процессы, свойства и состояния.

Я-концепция обеспечивает целостность, функциональность и адекватность личности психолога, включая его внутриличностную компетентность, в меняющихся условиях жизнедеятельности и профессии в целом [3].

В рамках деятельностного подхода (Е.М. Иванова, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шад-риков и др.) учебно-профессиональная деятельность студента - будущего психолога рассмотрена нами как основа, средство и решающее условие изменения, развития и преобразования его личности - его устремлений, ценностей, умений, компетенций, творчества, креативности и др. Соответственно, предстоящая профессиональная деятельность -это основание развития и достижения психологом высших уровней владения ею, самореализации в ней.

Если личность и индивидуальность будущего психолога формируется и проявляет-

ся в учебно-профессиональной деятельности, то процесс развития внутриличностной компетентности психолога необходимо изучать в логике целостного рассмотрения всех основных ее компонентов: потребностей, мотивов, целей, действий, операций, способов регулирования, контроля и анализа достигаемых результатов. А также с учетом возможностей ее (деятельности) ведущих видов.

Многочисленные научные дискуссии о проблемах, преимуществах и перспективах компетентностного подхода обнаруживают, что этот подход «... является системным, междисциплинарным, в нем есть и личностные и деятельностные аспекты, прагматическая и гуманистическая направленность. Компетентностный подход усиливает прак-тико-ориентированность образования, его предметно-профессиональный аспект, подчеркивает роль опыта, умений практически реализовать знания, решать задачи.» [4].

Внутриличностную компетентность психолога мы рассматриваем как важную составляющую его профессиональной компетентности, наряду со специальной, психологической, коммуникативной, творческой и другими компетентностями.

В мировой образовательной практике понятие компетентности как цели образования выступает в последние годы в качестве одного из центральных понятий, а включение в образовательные цели формирования ключевых компетенций и связанных с этим изменений методов учебной работы - как основное направление реформирования (или модернизации) образования (М.В. Рыжаков).

Использование компетентностного подхода позволит, по-мнению его приверженцев, «ликвидировать несоответствие между существующим образованием и реальными образовательными потребностями общества». Суть этого подхода состоит в том, что цели обучения формируются и достигаются в виде триады - «умения действовать», «умения быть», «умения жить», что вполне соответствует миссии современного профессионального образования студентов, студентов -будущих психологов.

Основные идеи компетентностного подхода формулируются следующим образом:

- компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования;

- понятие компетентности включает не только когнитивную и операциональнотехнологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую; оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др.;

- компетентность означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности. Это учитывалось при осмыслении сути внутриличностной компетентности психолога.

К рассмотренным подходам близко примыкает акмеологический подход, существенно обогащая их возможностями определения закономерностей, факторов и условий продуктивного развития внутриличностной компетентности студента - будущего психолога в профессионально-образовательном процессе вуза.

Анализ и обобщение вышеназванных подходов позволили выявить преимущества именно акмеологического подхода, интегрирующего личностный и деятельностный аспекты проблемы развития внутриличностной компетентности психолога в ходе его профессиональной подготовки в вузе: направленности на прогрессивное развитие студента - будущего психолога как зрелой личности, нацеленное на достижение им вершин в этом развитии; ориентации на выявление и учет акмеологических факторов и условий успешного развития его внутриличностной компетентности; в признании приоритета гуманистической направленности личности каждого студента на самоактуализацию и самореализацию; в рассмотрении потенциала личности студента как системы постоянно пополняемых и возобновляемых ресурсов; направленности на учет «психологической цены» высоких достижений личности; содержательном и технологическом обеспечении эффективности процесса осознания и построения личностно-индивидуальных стратегий и траекторий движения к акме [3; 5].

Основные постулаты рассматриваемых подходов определи своеобразие, несводи-мость внутриличностной компетентности ни к одному из них, обнаружив его многомерный характер, который отражает не статичный, а динамичный характер этого явления,

проявляющийся в постоянном движении и преобразовании компонентов, составляющих его целостность и порождающих каждый раз новый, качественно иной уровень организации внутриличностной компетентности -уровень владения способами и приемами самопознания, самовыражения, саморазвития и самореализации. При этом продуктивное изучение разных сфер, уровней развития внутри-личностной компетентности может быть оправдано, на наш взгляд, диалектичным сочетанием всех вышеназванных подходов.

В рамках профессиографического подхода (Г.С. Абрамова, М.Р. Битянова, И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова, Е.И. Рогов, Е.С. Романова и др.) описаны основные виды профессиональной деятельности психолога: профилактическая, диагностическая, коррекционная, консультативная, психотерапевтическая и функции им соответствующие. Мы полагаем, что их реализация предполагает высокий уровень внутриличностной компетентности психолога, поскольку только психолог, способный к реализации само-про-цессов и выступающий зрелой личностью, сможет эффективно выполнять свои профессиональные обязанности и получать удовлетворение от труда.

Н.Б. Крылова отмечает, что само-процес-сы отражают все разнообразие суверенных проявлений личности, которые в современной практической психологии часто рассматриваются как результат и механизм выделения человеком себя из окружающего мира; как понимание себя субъектом действия, как обозначение совокупного «Я», как система представлений о самом себе, «Я-концепция». Ученые считают, что человек с ярко выраженной самостью имеет лучшие возможности для самореализации как личность, как профессионал, чем тот, у кого ощущение «Я» слабо развито.

Очевидно, что для личности психолога со сформированной внутриличностной компетентностью присущи следующие особенности: полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать ее); принятие других и себя; профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на дело; автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений; открытость опыту; саморазвитие, проявление спо-

14Q

собностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни; готовность к решению новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, к осознанию своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей (А. Мас-лоу). Исходя из этого, правомерно представить внутриличностную компетентность психолога как высший уровень осведомленности в названных проявлениях личности.

Анализ актуальной психологической литературы, опыт практической работы, проведенные эмпирические исследования явились основанием для рассмотрения внутриличностной компетентности психолога как уровня владения знаниями, способами и приемами реализации само-процессов - самопознания, самооценивания, саморегуляции и саморазвития, - обеспечивающего психологу личностную зрелость и гармоничность личности, а также наиболее полную самореализацию и самоосуществление в профессии и жизни в целом.

Дальнейший научный поиск будет направлен на более глубокое исследование структурных компонентов внутриличностной компетентности психолога и разработку психолого-акмеологической модели их развития у студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе.

1. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

2. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М., 2002.

3. Цит. по: Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. Москва; Воронеж, 2004. С. 313.

4. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения // Материалы ко второму заседанию методологического семинара. М., 2004.

5. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. М., 2008.

Поступила в редакцию 21.08.2010 г.

UDC 159.9

METHODOLOGICAL APPROACHES TO RESEARCH OF INTRAPERSONAL COMPETENCE OF A PSYCHOLOGIST

Larisa Alekseyevna Pluzhnikova, International Institute of Computer Technologies, Voronezh, Russia, Assistant of Psychology and Humanitarian Disciplines Department, e-mail: laan-07@mail.ru

Larisa Vasilyevna Abdalina, Russian State Social University, Voronezh, Russia, Doctor of Psychology, Associate Professor, Professor of Sociology, Psychology and Theory of Social Work Department, e-mail: ablava@list.ru

In the article the fundamental ideas of system, personal, action, competence and acmeological approaches are revealed on the basis of the analysis of actual psychological and acmeological literatures, which defined the possibilities of consideration of the «intrapersonal competence of a psychologist», and revealing of its substantial characteristics.

Key words: competence; personality; intrapersonal competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.