Научная статья на тему 'Методологические подходы к исследованию институциональных условий развития экономики региона'

Методологические подходы к исследованию институциональных условий развития экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ЭКОНОМИКА / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дзагоева И. Т., Махова Л. К.

В статье рассмотрены проблемы формирования институциональных условий восстановительного роста экономики. Исследованы институциональные условия экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к исследованию институциональных условий развития экономики региона»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

И.Т. ДЗАГОЕВА,

кандидат экономических наук, докторант, Горский государственный аграрный университет, 362000, Республика Северная Осетия — Алания, г. Владикавказ, ул. Кирова, д. 37;

Л.К. МАХОВА,

кандидат экономических наук, доцент, Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия, 369000, Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Ставропольская, 36

В статье рассмотрены проблемы формирования институциональных условий восстановительного роста экономики. Исследованы институциональные условия экономики региона.

Ключевые слова: институциональное пространство; организационная структура; экономика; регион.

Коды классификатора ^ЕЬ: R11.

Восстановительный рост экономики региона, осуществляемый как необходимость преодоления последствий кризисной ситуации, затруднителен или даже невозможен без соответствующего изменения институциональных основ региона, что требует применения методологии институциональной экономической теории.

По нашему мнению, необходимость применения институциональной теории к проблеме восстановительного роста экономики региона обусловлена следующим.

1. Восстановительный рост экономики региона связан с необходимостью изменения институциональной модели, изменением правил игры (неформальных и формальных ограничений, норм, правил и т.д.), интересов и отношений, структурирующих взаимодействия индивидов в экономической, политической и социальной сферах, то есть с изменением институтов [1; 4].

Осуществление восстановительного роста требует анализа социально-экономических систем региона как находящихся в процессе постоянных изменений, механизмы которых связанны с изменчивостью, наследственностью и отбором. При этом следует уметь определять влияние факторов (например, прав собственности) на эффективный экономический рост, а также зависимость развития экономики от исторически сложившейся институциональной системы. Таким образом, теоретико-методологические подходы к восстановительному росту экономики региона не могут не использовать новейшие научные достижения институциональной теории. Вместе с тем современное состояние институциональной теории и степень разработанности ее понятийного и категориального инструментария к раскрытию феноменов восстановительного роста требуют дальнейшего уточнения и разработки.

2. Институциональные основы общества и экономики находятся в постоянном взаимодействии и обусловленности. Институциональная теория позволяет объяснить поведение экономических агентов, размещение ресурсов, рассмотреть эффективность формирования институтов на основе модели рационального выбора [2, 5]. Исследование дискретных институциональных альтернатив позволяет выявить проблемы, связанные с образованием новых и изменением существующих институтов [7], что характерно для кризисной ситуации и восстановительного периода в экономике региона.

3. Лица, принимающие решения по формированию экономической политики, явно или неявно придерживаются той или иной теории, отражающей, как правило, ограниченный круг возможностей развития экономики региона, что приводит к низкой эффективности управленческих решений. Новая институциональная теория позволяет рассматривать проблемы экономики региона с более широких позиций, выходящих за пределы, например, сугубо экономических расчетов, сравнивать институциональные альтернативы друг с другом на предмет достижения экономии на трансакционных и трансформационных издержках, исследовать альтернативные формы размещения ресурсов и институционального состояния экономики, объяснять последствия институциональных изменений через адаптацию поведения экономических агентов, предвидеть последствия институциональных нововведений и т.д.

4. В условиях восстановительного роста экономики проявляет себя ряд особенностей, к которым мы относим нелинейность внешней среды экономики и социальной жизни людей, резкую смену характера проблем, возрастание эклектицизма, создающее непредсказуемость поведения сотрудников и т.д. Обнаруживается и неспособность описать и объяснить труд© И.Т. Дзагоева, Л.К. Махова, 2009

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

ности восстановительного периода развития экономики, нехватка понятийного аппарата и теоретических моделей для осуществления этой задачи. Эти особенности стали тем новым вызовом, на который предыдущие направления экономической теории затрудняются ответить. Вместе существовавшего ранее жесткого детерминизма необходим подход, во многом включающий в себя элементы стохастического описания. Множественность путей развития, возможность возникновения хаотических режимов, сложный характер внешнего воздействия на фирму — это неотъемлемые черты нелинейных систем, без понимания которых невозможно адекватное описание как природных, так и общественных процессов. Вследствие этого именно нелинейный подход, нелинейный образ мышления должны быть характерными для современного постиндустриального общества.

Следует отметить, что институциональная теория имеет ряд течений, которые часто противоречат друг другу. Так, Т.Веблен и К.Айрес рассматривали институты как препятствия в жизни развития общества, в то время как Дж. Коммонс и Д.Норт считали их нейтральными [3,7].

По нашему мнению применительно к восстановительному росту институты следует рассматривать не столько как таковые, сколько через их влияние на решения, которые принимают экономические агенты. Институты в виде набора правил и норм не определяют всецело поведение человека, а лишь ограничивают набор альтернатив, из которых индивид может выбрать в соответствие со своей критериальной функцией [7].

Д.Норт в своих трудах отмечал, что осознанное включение институтов в научную теорию заставляет представителей общественных наук, и в частности экономической науки, критически взглянуть на поведенческие модели, лежащие в основе этих дисциплин, чтобы затем более систематически, чем это делалось до сих пор, изучить влияние несовершенной и затратной переработки информации на поведение [3].

Применительно к теме нашего исследования под институтом экономики региона на этапе восстановления, мы понимаем условно отграниченную совокупность формальных и неформальных правил, норм и механизмов, отражающих специфику региона, определяющих организационное поведение субъектов экономики, находящихся в динамическом состоянии и в определенный период времени.

Основными типами институтов на этапе восстановительного роста экономики региона являются следующие:

1. законодательные и нормативные акты (формализованные законы) органов государственного управления в рамках государственной социально-экономической политики;

2. контракты, учредительные договора, коллективы с определенной социально-экономической функцией и положением, объединенных общей целью или целями (максимизации прибыли, решения социальной задачи и т.п.);

3. неформализованные нормы и правила, принятые в обществе, среди собственников и наемных работников (в том числе, среди индивидуумов и групп), отражающие бытующие в обществе или в отдельных его слоях традиции и обычаи.

Отличительные черты отдельного института экономики региона на этапе восстановления по отношению к «просто» институту, включают:

♦ институт как условно отграниченная совокупность означает некоторую обособленность данного института региона от внешних институтов (например, институтов страны);

♦ институты отражают специфику региона, что обусловлено ментальностью населения, развитостью производительных сил и другими характеристиками региона, в том числе теми, которые вызвали кризисную ситуацию в экономике;

♦ институты находятся в динамическом состоянии, что связано с восстановительным ростом экономики, которая, с одной стороны, сама является следствием нестабильной внешней институциональной среды, а, с другой стороны, оказывает влияние на состояние институтов, вызывая их трансформацию.

Динамика институтов в условиях восстановительного роста экономики обусловлена институциональными изменениями, под которыми мы понимаем процесс исчезновения старых правил или их изменение и адаптацию, а также возникновение новых правил с новыми механизмами их проявления, который влияет на восстановительный рост или вызван этим ростом.

Институциональные изменения должны привести к созданию таких институтов, которые стимулируют экономический рост и способствуют эффективности экономики.

На процесс восстановительного роста экономики в значительной мере оказывают влияние институциональные условия экономики региона.

Институциональные условия восстановительного роста экономики региона представляют собой совокупность институтов, правил, норм, механизмов и специальных гарантов, образующую возможность осуществления целесообразных изменений в производстве, обмене, распределении и потреблении, а также принуждающую субъекты экономики региона к исполнению этих установленных правил и норм, обусловливающие создание позитивной институциональной среды экономического роста.

Атрибутивными элементами институциональных условий являются:

♦ институт, рассматриваемый как единица анализа институциональных условий, включающий правила и нормы поведения, действий в заданной конкретной ситуации, а также систему принятия или непринятия этих правил и норм;

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ... 313

• правила и нормы, понимаемые как установленная мера, принятый обязательный порядок, образец и т.п.;

• специальные гаранты определяют вводимые правила или производят сравнительную оценку поведения субъекта экономики с вводимыми правилами и нормами.

Формирование институциональных условий детерминировано с модернизацией институционального пространства региона, в котором осуществляется восстановительный рост экономики.

Под институциональным пространством мы понимаем совокупность институциональных основ и условий, в рамках которых осуществляется функционирование экономических субъектов и осуществление воспроизводственного процесса.

Институциональное пространство и организационная структура экономики региона по своей сути представляет собой систему государственного и рыночного регулирования [6], которая должна учитывать конкретные цели агентов экономики, механизмы финансирования, материальнотехнического обеспечения, производства, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях и т. д. Иными словами, это система общественного регулирования институциональной среды экономики.

Выделим особенности институциональных условий применительно к восстановительному росту экономики: редукционизм, выборность, диффундирование, специализацию, гибкость и адаптивность.

Редукционизм показывает, что институциональное воздействие на экономику в целом не сводится к совокупности воздействий отдельных институтов.

Выборность связана с тем, что для отдельных направлений развития экономики воздействие данного институционального условия может быть отвергнуто, а для другого направления — принято и востребовано.

Диффундирование институциональных условий — распространение (диффузия) требований, условий и ценностей в социум посредством системы институтов и организаций.

Специализация — экономические, социальные и организационные характеристики, а также особенности проявления воздействия институтов.

Гибкость и адаптивность — способность институционального условия отражать изменения внешней среды и обеспечивать нормальные возможности восстановительного роста экономики в течение длительного периода времени.

К институциональным условиям восстановительного роста экономики могут быть предъявлены следующие требования.

1. Ограниченность альтернативности, означающая ограничение выбора из возможных вариантов действий субъекта хозяйственной деятельности, не отвечающее требованиям восстановительного роста. Если выбор находится за пределами института (предлагаемых вариантов действий), то вводится санкция, которая состоит в том, что когда субъект экономики выбирает вариант действий, за который будет применена санкция, то его положение (экономическое, социальное и др.) существенно ухудшится. Соблюдение институциональных условий должно приводить к получению выгоды, несоблюдение — к потерям.

2. Обязательность проявления действия институционального условия. Заключается в том, что не должно быть случаев неисполнения институционального условия, или его искажение его сути, иначе поведение субъектов экономики становится непредсказуемым, а цели восстановительного роста не достигаются. Данное условие тесно связано с вышеприведенным.

3. Однозначность понимания сущности институционального условия, которая означает, что субъекты экономики знают правила, нормы, ограничения и т.д., которые применяются в данной ситуации и готовы следовать именно этому условию.

4. Стабильность существования институционального условия на определенный период времени дает возможность экономическим агентам выработать понятные правила поведения в условиях разнообразных трансформационных изменений. При этом должно наблюдаться эволюционность изменения условий, адекватная изменениям внешней среды.

5. Обязательность организационно оформленных формальных институциональных условий. Означает, что ранее существовавшая кризисная экономика во многом теряет случайный характер развития и пронизывается определенными правовыми, этическими, психологическими организационными нормами и специальными правилами, отраженными в правовой форме и в виде специальных организаций. Сама же экономическая политика представляет собой систему организационно оформленных действий, благоприятных для функционирования хозяйствующих субъектов.

Следует отметить, что требования к институциональным условиям могут носить несколько противоречивый характер. Например, ограниченность альтернативности не должна «на все 100%» препятствовать экономическому агенту возможности другого выбора действий, что может стать основой образования теневой экономики.

Институциональные условия восстановительного роста экономики региона выполняют ряд соответствующих функций.

1. Санирующая (оздоравливающая) функция институциональных условий связана, во-первых, с ликвидацией или снижением влияния устаревших институтов и факторов внешней среды, препятствующих экономическому росту; во-вторых, с созданием новых институтов, которые способствуют экономическому росту. Так, например, в регионе формируется институт

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

конкуренции, предполагающий, что создаются такие условия экономической деятельности, при которых выживают наиболее эффективные предприятия. Данная функция жестка, но экономически оправдана. Рынок при помощи институтов «очищает» экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности. Те предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности своего производства, терпят поражение в конкурентной борьбе и «наказываются» убытками и банкротством. И наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия процветают и развиваются.

2. Регулирующая функция направлена на изменение существующей институциональной среды экономики кризисного состояния и формирование новой среды, благоприятной для экономического развития. Данная функция реализуется через государственный механизм управления и через механизм свободных рыночных отношений.

3. Стимулирующая функция институциональных условий осуществляется с помощью системы мотиваций, стимулов, льгот и поощрений. Например, с помощью налогов и цен стимулируется эффективность экономики предприятий.

4. Посредническая функция институциональных условий проявляется в том, что формируется среда (например, региональный рынок), которая напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом с применением экономических механизмов ценообразования, спроса и предложения, купли-продажи и т.д.

5. Информирующая функция показывает, например, насколько развит, а также благоприятен (неблагоприятен) данный институт к различным видам хозяйственной деятельности.

Целью введения институциональных условий является формирование институциональной системы региона — набора взаимосвязанных формальных и неформальных правил, стимулов, ограничений и механизмов, создающих благоприятные условия для социально-экономического развития и взаимодействия с внешним окружением региона.

Институциональные условия восстановительного роста экономики региона во многом обусловлены влиянием динамики институтов всего населения региона. Создание благоприятных условий развития экономики можно рассматривать с позиций модернизационной теории, которая характеризует модернизацию как переход из традиционного общества (с устаревшими институтами, технологиями, экономическими отношениями) в современное общество.

Применительно к теме нашего исследования мы рассматриваем понятие «традиционное общество» как некую начальную форму состояния общества, которое следует «перевести» в новое, более развитое состояние и с иными институциональными условиями. Данное положение, на наш взгляд вполне соответствует тезису В.Г. Федотовой, которая отмечает, что «традиционные общества являются исторически первыми. Это — общества, воспроизводящие себя на основе традиции и имеющие источником легитимации прошлое, традиционный опыт» [6].

При формировании новых институциональных условий для целей обеспечения восстановительного роста экономики следует учитывать влияние разнообразных факторов на динамику институтов, в числе которых можно выделить: характер связей между «старым» и новым институтом; зоны бифуркации; взаимодействие этапов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аузан А.А., Крючкова П.В. Административные барьеры в экономике: задачи дерегулирования. www.Inp.ru.

2. Мисаков В.С. Методологические аспекты территориального экономического развития. Нальчик: ЗАО

«Насып», 2008.

3. Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. 1997. № 3. С. 6-17.

4. РадаевВ.В. О некоторых чертах нормативного поведения новых российских предпринимателей // МЭиМО.

1994. № 4. С. 31-38.

5. Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления // THESIS. 1993. Вып. 3. С. 16-38.

6. Федотова В.Г. Неоклассические модернизации и альтернативы модернизационной теории // Вопросы

философии. 2002. № 12. С. 3-7.

7. ШаститкоА.Е. Новая институциональная экономическая теория. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Экономический

факультет МГУ, ТЕИС, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.