Научная статья на тему 'Методологические подходы к исследованию эффективности процессов региональной информатизации'

Методологические подходы к исследованию эффективности процессов региональной информатизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
571
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к исследованию эффективности процессов региональной информатизации»

© А.Э. Калинина, М.В. Кущев, 2007

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

А.Э. Калинина, М.В. Кущев

Переход к рыночным отношениям в экономике России и НТП ускорили процесс информатизации всех сфер социальной и экономической жизни. Информация и услуги рассматриваются в качестве лидирующего сектора экономики, что обусловлено возрастающей социальной значимостью информации 1. В результате усложнения общественного производства увеличиваются информационные потребности людей. Информация становится экономической категорией и получает рыночную оценку. При определенных условиях обладание значимой информацией ведет к структурным изменениям в обществе. Наблюдаемое в обществе неравномерное распределение информации приводит к перераспределению экономических, социальных и политических ресурсов. Резко возросли технологические возможности получения, передачи, хранения и использования информации во все возрастающих объемах.

Под информатизацией понимают информационное насыщение производства и всех сфер жизни и деятельности 2, процесс, объективную реальность конкретного исторического периода, являющуюся следствием научно-технического прогресса в целом. Однако в данной трактовке не отражен субъект (человек или общество) как непосредственный инициатор информатизации. Информатизация представляется в качестве естественного и не управляемого человеком процесса. По мнению других исследователей, информатизация общества выступает как организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов власти, местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов 3. Информатизация выступает средством преодоления информационного кризиса,

инструментом обработки информационных потоков и систематизации их движения отдельным индивидом и обществом, является управляемым и инициируемым человеком процессом, направленным на социально-экономическое развитие общества.

Информатизация хозяйственной системы мезоуровня, инициированная и управляемая человеком, выступает фактором развития совокупности вспомогательных отраслей (телефонная, сотовая, спутниковая и другая связь, транспорт, строительство, торговля, рыночная инфраструктура, просвещение, здравоохранение и др.) региональной экономики. Эффективное функционирование обслуживающих отраслей, в свою очередь, обеспечивает возможность дальнейшего развития профилирующих отраслей, способствует экономическому и социальному развитию региона (см. рис. 1). Из приведенной схемы видно, что существует обратная связь между информационными потребностями и информатизацией. Информатизация, являясь следствием увеличения информационных потоков, выступает причиной появления новых информационных потребностей.

Процесс информатизации влияет на количественные и качественные характеристики системы информационных потребностей общества, которая в целом соответствует совокупности информационных ресурсов, по виду информации разделяемых на правовую, научно-техническую, политическую, финансово-экономическую, информацию о здравоохранении, стандартах и регламентах, статистическую, метрологическую, социальную информацию и др.

Разработка концептуальной модели системы региональной информатизации (см. рис. 2.) позволяет комплексно оценить состояние всех элементов данной системы на любом уровне ее декомпозиции. Объектом информатизации может выступать хозяйственная система любого

Рис. 1. Взаимосвязь информатизации и экономического развития региона

уровня (от микро- до макро-), в том числе региональная. Такая модель на первом уровне декомпозиции состоит из трех основных подсистем: информационных потребностей, информационного потенциала и инфраструктуры.

Наиболее рациональными методами исследований для оценки уровня региональной информатизации являются: сбор информации по имеющимся статистическим материалам и другим источникам, отражающим количественную и качественную структуру информационных потребностей в рамках региона; обработка статистической информации на основе методов эконометрики с целью выявления зависимых и причинных факторов, влияющих на развитие информационной сферы региона, в которой целесообразно выделять три основных информационных сектора: информационного производства; информационных услуг; потребления информации.

Возможны несколько подходов к решению задачи выбора и обоснования системы показателей, позволяющей с требуемой точностью оценить состояние информатизации и прогнозировать ее развитие. Для каждого сектора информационной сферы выбирается такая система показателей, которая позволяет оценить уровень развития соответствующего сектора, а также (с достаточной степенью достоверности) состояние информатизации. В общем случае в нее будут входить показатели развития всех трех перечисленных секторов.

Первый подход заключается в оценке сектора потребления информации, степень разви-

тия которого определяет степень удовлетворения информационных потребностей человека.

Поскольку обеспечение удовлетворения информационных потребностей является одной из основных функций информатизации, он позволяет наиболее полно решать поставленную задачу. Информационная потребность возникает при выполнении любого вида деятельности, осознается и осуществляется как потребность в дополнительных знаниях, сведениях и информации для успешного осуществления этой деятельности.

Информационная потребность человека непосредственно связана с его информированностью как способностью формировать правильные суждения и вырабатывать на их основе решения в процессе деятельности, используя имеющиеся сведения и знания. Информированность соответствует определенному состоянию субъекта, которое можно описать с помощью уровня информированности. Чем лучше информирован человек, тем меньше ему нужно дополнительной информации, тем лучше удовлетворены его информационные потребности. Высокий уровень информированности субъекта хозяйствования, удовлетворения его информационных потребностей способна обеспечивать и поддерживать только высокоразвитая сфера информационных услуг. Поэтому уровень информированности может быть использован для оценки состояния информационной сферы, уровня ее развития и информатизации.

Рис. 2. Концептуальная модель системы региональной информатизации

Количество телефонных аппаратов

Количество компьютеров в организациях

Степень доступа к глобальным сетям

Ксипиество компьютеров в домашних хозяйствах

Количество организаций, использующих ИТ

Количество работников в организациях, использующих ИТ

Число организаций, имеющих ЛУЕВ-сайты

Объем услуг связи

Количество предприятий инф ор мационно -вычислительного обслуживания

Затраты на приобретение программных средств

Затраты на приобретение ВТ

Расходы бюджетов на связь и информатику

Инвестиции в основной капитал отрасли связи

Отраслевая специализация

Уровень управления

Необходимый обра зовательный уровень

Наличие локальных сетей в организациях

Тип по отношению к субъекту (маес./индивид.)

Национальные и культурные особенности

Вид (постоянная, разовая)

Техническая оснащенность

Мероприятия по информатизации

Степень профессионализации

Информационные ресурсы о

Степень социализации

Техническое

Правовое

Финансовое

6?

■е*

о

а г

ю

З з

СО <*з

О ^ О 2

5 Э

з §

є р

х

улішонохє кунчгуноилзл

В научной литературе предлагается для оценки уровня его информированности использовать вероятностные характеристики выработки правильного решения, основанные на тестировании способности субъектов решать типовые задачи. Сложность выработки типовых задач в определенных областях знаний, условий их решения и критериев оценки затрудняет использование данного подхода. Кроме того, способность решать типовые задачи не обязательно определяется только уровнем информированности. Субъект может принимать нестандартные решения, а не использовать типовые, из информационной сети.

Второй подход к решению проблемы оценки уровня информатизации опирается на анализ степени развитости сектора информационных услуг. В этом случае инфосфера рассматривается как система массового обслуживания (СМО), а ее состояние и уровень развития описываются с помощью набора показателей, состав которых определяется в каждом конкретном случае типом СМО и включает: среднее число требований на предоставление информационных услуг в единицу времени; вероятность обслуживания произвольного требования на предоставление информационных услуг, отказа в обслуживании, ожидания начала обслуживания и др. По данным Росстата, в 2003 г. в среднем по России доступ к глобальным сетям имели 29 % работников организаций 4. Применение такого подхода представляется ограниченным: не обеспечивается необходимый уровень насыщенности точками доступа в СМО (компьютерами или терминалами, подключенными к глобальным сетям), с помощью которых субъект может формировать запросы на обслуживание.

В рамках третьего подхода уровень информатизации оценивается по состоянию и степени развития сектора информационного производства. Учитывается насыщенность всех сфер деятельности информационными средствами, массовость применения новейших информационных технологий, развитость коммуникационных сетей и информационной экономики. Применяются показатели: доля работающих и доля ВВП, приходящихся на информационную сферу; количество различных видов информационной техники, прихо-

дящихся на душу населения; плотность покрытия территории коммуникационными сетями и др.

Для каждого этапа информатизации с учетом специфики регионального развития могут использоваться выделенные системы показателей или их комбинация. В рамках данной статьи целесообразно применение третьего подхода к оценке уровня информатизации региона по следующим причинам:

- в настоящее время в России не созданы условия для оценки развития сферы информационных услуг по методу вероятностной оценки произвольного требования на обслуживание в силу того, что не создана СМО, обладающая способностью учета представленных выше вероятностных показателей;

- уровень информированности может быть оценен степенью использования в хозяйственной деятельности новейших информационных технологий;

-официальные статданные учитывают степень развития производства в информационной сфере и степень применения информационных технологий. Поэтому оптимальной является методика, основанная на выделении показателей информатизации, их учета и агрегировании по методу рейтинговой оценки.

В настоящее время такими организациями, как Министерство РФ по связи и информатизации, Всероссийский научно-исследовательский институт проблем вычислительной техники и информатизации (ВНИИПВТИ), Агентство гуманитарных технологий (АГТ) и ряд других, проводятся исследования в области оценки уровня информатизации региона. Основная задача и отличие проведенного в 2002 г. специалистами АГТ исследования от других - анализ и оценка развития уровня информатизации во всех субъектах РФ по ряду показателей количественного и качественного характера. Исследование проводилось на основе данных статистики, мониторинга ресурсов и анализа материалов Интернета, федеральных и региональных СМИ. В его ходе выведены коэффициенты уровня информатизации для каждого региона РФ и осуществлено их ранжирование с целью составления карты уровня информатизации субъектов РФ;

проведен анализ процессов информатизации на основе изучения материалов Интернета и СМИ, содержащий систематически упорядоченную информацию о проектах и программах, ведущихся в регионе, доступе в Интернет и качестве развития сетей, оснащенности компьютерами, внедрении электронных услуг; выявлена информация о финансировании, кураторах и участниках информационных процессов и основных проблемах конкретного региона в области информатизации и развития информационных технологий. Особенностью данного исследования является методика изучения уровня информатизации, разработанная специалистами АГТ, включающая, помимо анализа статистических данных о вне-

дрении новых ИТ, ряд параметров, учитывающих качество, интенсивность и перспективность процессов информатизации в том или ином регионе. В результате системного анализа по выделенным критериям для каждого региона рассчитывается общий коэффициент уровня его информатизации.

С учетом сложности поставленной задачи и многочисленных факторов, влияющих на уровень развития информатизации, выбор базовых параметров, аккумулирующих критерии оценки уровня информатизации каждого субъекта РФ, выступает основой методики. Структура показателей, отражающих различные аспекты состояния информатизации региона, представлена на рисунке 3.

Общий коэффициент

Количество сайтов госучреждений, партий, общественных организаций

Рис. 3. Структура показателей информатизации *

* Методика изучения уровня информатизации, разработанная специалистами Агентства гуманитарных технологий, 2002 г. Режим доступа: http://www.gov.cap.ru

Первый параметр, «степень проникновения информационных и 1Т-технологий», включает критерии, оценивающие уровень информатизации по количественным показателям, то есть опирается на анализ статистических данных о «технологическом» аспекте процесса информатизации (насколько оснащен регион новыми телекоммуникационными технологиями, уровень использования Интернета т. д.). По данному параметру выделено два критерия, отражающих «степень проникновения» 1Т-технологий: совокупный инфокоммуникационный показатель процессов информатизации; представительство региона в Интернете.

Для оценки проникновения 1Т-технологий в регионы разработан совокупный инфоком-муникационный показатель, который для каждого региона рассчитывается исходя из результатов социолого-статистических исследований по данным открытых источников. Коэффициент складывается из следующих параметров: доля жителей региона, которые пользуются Интернетом, по отношению к общему числу жителей; абсолютное количество пользователей электронной почтой в регионе; число фирм Интернет-провайдеров в регионе; объем инвестиций в развитие отрасли связи на региональном уровне; количество абонентских терминалов сотовой связи. Коэффициент представительства региона в Интернете рассчитывается с учетом как количественных, так и ряда качественных признаков. Количественная составляющая формируется на основе статистики Интернет-ресурсов региона. Качественная составляющая учитывает разработанность сайтов по экспертной шкале: количество сайтов местных органов власти; региональных сайтов экономической тематики и электронной коммерции; количество образовательных сайтов; сайтов различных отраслей региона (в том числе связи); сайтов госучреждений, партий, общественных организаций. Полученные таким образом два коэффициента: «совокупный инфокоммуникаци-онный показатель» процессов информатизации и «представительство региона в Интернете» -затем обработаны по технологии кластерного анализа.

Второй параметр, обозначенный как «уровень состояния и значимость работ по информатизации» региона, оценивает в регионах России степень развития информатизации в конкретном субъекте РФ по ряду качественных показателей и включает следующие критерии: наличие проектов и программ информатизации, их качественная дифференциация и уровень значимости; участие государственных, общественных, коммерческих организаций и спонсоров в процессах информатизации регионов; участие региона в ФЦП «Электронная Россия» или программах, с ней связанных. Данные по указанным критериям получены на основе анализа периодической печати и материалов Интернета.

Совокупные результаты расчетов по базовым параметрам для каждого региона обрабатываются по методике кластерного анализа. За расстояние между кластерами принимается величина отклонения в положительную или отрицательную область от среднего по стране уровня, рассчитываемого как среднеарифметическая величина и приравниваемого к единице. Далее формируются группы кластеров регионов с определенным уровнем информатизации (близкими по значению количественными показателями).

Данная методика в целом отражает уровень развития региона в области информационных технологий. Основным ее достоинством является использование открытых источников для получения статистической информации, что значительно упрощает ее использование, обработку результатов и обеспечивает полноту информации по выбранным показателям. В то же время данные сети Интернет и прессы, используемые в данной методике, не всегда являются достоверными. К тому же, данная система показателей нуждается в корректировке в силу смещения в сторону количественных показателей, отражающих уровень финансирования и развития технологий и лишь косвенно отражающих уровень информационных потребностей субъектов хозяйствования.

Показатели, характеризующие производственносбытовую структуру ИКТ

Распределение предприятий по производимой продукции и услугам (А) 7

Интегральные характеристики производственно-хозяйственной деятельности предприятий с распределением по ИКТ (Б) 39

Динамика А и Б. 2

Показатель состояния и развития информатизации

Показатели состояния и развития ИКТ, информационных ресурсов (ИР)

Показатели, характеризующие состояние рынка ИКТ и ИР

Объем рынка аппаратных средств

Объем внешнеэкономической деятельности по аппаратным средствам

Объем рынка программных средств

Объем внешнеэкономической деятельности по программным средствам

Объем рынка услуг

Объем внешнеэкономической деятельности по услугам

Безопасность информационных технологий и ресурсов

Показатели динамики рынков

Показатели, характеризующие состояние и развитие пользовательской инфокомму-никационной среды

Парк аппаратных средств

Выбытие из парка аппаратных средств

Качество парка аппаратных средств

Количество юридических и физических лиц, имеющих программные средства

Качество парка программных средств

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средства доступа в Интернет

Электронные информационные ресурсы (ИР)

Занятость по информатизации предприятий собственными сотрудниками

Показатели уровня обеспеченности общества ИКТ, информационными ресурсами и готовности России к информационному обществу

і

Показатели обеспеченности России ИКТ и информационными ресурсами

Телефонная

плотность

Плотность РС,

пользователи

Интернет

Показатель доступности инфо-коммуникаций

Показатель охвата территории инфокоммуника-ционными сетями

Доля школ, имеющих компьютеры

Обеспеченность учащихся школ компьютерами

Доля школ, в которых преподается предмет «Информатика»

I

Показатели готовности России к информационному обществу

Доступ к инфо-коммуникациям

Инфокоммуни-кационное обучение

Инфокоммуника-ционное общество

Инфокоммуни-кационная экономика

Инфокоммуни-кационная политика

Рис. 4. Структура показателе

Динамика информатизации

-і информатизации ФГУП МНИЦ Минсвязи России *

* Составлено по материалам: Руководящий документ. Информационные технологии. Мониторинг информатизации России. Основные положения мониторинга / Министерство РФ по связи и информатизации. 4 марта 2002 г. N° РД 115.005-2002 (Д). М., 2002. С. 3-43.

Другой подход к оценке эффективности региональной информатизации представлен схемой (см. рис. 4), отражающей структуру показателей, разработанных Федеральным государственным унитарным предприятием «Московский научно-исследовательский центр» (ФГУП МНИЦ) Минсвязи России. Эта методика, в отличие от предыдущей, включает достаточно большое число показателей, что, с одной стороны, должно положительно влиять на результаты мониторинга вследствие их глубокой детализации. С другой стороны, система сбора статистической информации по детализированным показателям находится на начальной стадии развития. Это определяется многими факторами, главным из которых является организационно-методический.

Методика оценки информатизации регионов ВНИИПВТИ напрямую зависит от результатов анкетирования администраций регионов, что значительно затрудняет проведение исследований 6: рассылаются анкеты, но за исполнителями юридически не закрепляется обязанность их заполнения и установления обратной связи. В результате не все регионы участвуют в анкетировании; заполняются не все поля анкеты, проставленные значения показателей в полях являются приблизительными, поскольку единой методики их расчета нет.

Оценка информатизации общества в рамках концепции ФЦП «Развитие информатизации в России на период до 2010 года» отражает отдельные аспекты информатизации по разрозненным количественным показателям, не позволяя проанализировать ее в полном масштабе 8.

В результате сравнительного анализа существующих подходов к исследованию процессов информатизации по критерию полноты охвата явления выявлено отличие методики ФГУП МНИЦ Минсвязи России от остальных по числу исследуемых показателей (141, тогда как остальные опираются на 13-17), что отражается на качестве исследования. Для полномасштабно-

го исследования информатизации необходим учет не только количественных, но и качественных характеристик, что предусматривают все проанализированные методики за исключением используемой в рамках ФЦП «Развитие информатизации в России на период до 2010 года». Такие методы оценки уровня информатизации, как мониторинг информатизации в РФ ФГУП МНИЦ Минсвязи России и мониторинг информатизации регионов ВНИИПВТИ, включают показатели, отражающие экономический аспект информатизации. Отличительной особенностью рассматриваемых подходов является недостаточное количество параметров, отражающих инфраструктурное обеспечение процесса информатизации, обусловливающего полноценное функционирование и развитие данной отрасли.

Для оценки эффективности региональной информатизации целесообразно применять комплексную систему мониторинга, которая включает концептуальное моделирование системы региональной информатизации, многопараметрическую оценку эффективности информатизации хозяйственных процессов и рейтинговое позиционирование регионов по уровню информатизации. На рисунке 5 представлены наиболее существенные показатели, характеризующие состояние исследуемой системы. Предложенная система показателей оценки уровня региональной информатизации опирается на два базовых критерия: уровень информационных потребностей и уровень внедрения результатов информатизации в регионе. Первый формируется из значений показателей информационных потребностей общества и отражает уровень потенциала региона в области информатизации, второй - фактический показатель реализации потенциала. Показатели, представленные в модели, рассчитываются на основе данных Росстата и других открытых источников, что позволяет стандартизировать методику сбора первичной информации.

Эффективность развития информатизации в регионе

Наличие

информационных

потребностей

1. Занятые с высшим образованием (% к итогу).

2. Среднее время поиска работы безработными, мес.

3. Среднегодовая численность работающих в отрасли связи, тыс. чел.

4. Среднегодовая численность работающих в образовании, тыс. чел.

5. Среднегодовая численность работающих в науке и научном обслуживании, тыс. чел.

6. Численность студентов высших учебных заведений на 10 000 человек населения

Уровень развития информационных ресурсов

1. Количество экземпляров книг в общедоступных библиотеках на 1000 чел. населения.

2. Выпуск газет (экземпляров) на 1000 чел. населения.

3. Число организаций, имеющих WEB-сайты

Степень удовлетворения информационных потребностей

Степень развития инфраструктуры

Уровень

технологизации

системы

Затраты на информатизацию

1. Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ на транспорт, связь и информатику.

2. Инвестиции в основной капитал отрасли связи.

3. Затраты на приобретение вычислительной техники.

4. Затраты на приобретение программных средств.

5. Затраты на оплату услуг связи.

6. Количество региональных программ информатизации в рамках ФЦП «Федеральная Россия»

Уровень обеспечения ТК средствами

1. Наличие квартирных телефонов на 1000 чел. сельского населения.

2. Наличие квартирных телефонов на 1000 чел. городского населения.

3. Число организаций, использующих персональные компьютеры.

4. Число организаций, использующих ЛВС.

5. Число РС в организациях в составе ЛВС.

6. Число РС в организациях, подключенных к Интернету.

7. Число РС в организациях на 100 работников.

8. Наличие компьютеров в домашних хозяйствах (шт. на 100 домохозяйств)

Рис. 5. Иерархическая модель системы показателей оценки уровня регионального информатизации

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Костюк В.Н. Информация как социальный и экономический ресурс. М.: Магистр, 1997. С. 4.

2 Модульная программа для менеджеров: Управление информационными ресурсами. М., 2000. С. 52.

3 Информатика / Под ред. Н.В. Макаровой. М., 1997. С. 154.

4 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005. Стат. сб. / Росстат. М., 2006.

5 Исследование и разработка научно-методического и нормативно-технического обеспече-

ния эффективного использования информационных и телекоммуникационных технологий в процессе автоматизации деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления / ФГУП ВНИИПВТИ. С. 12. Режим доступа: http://www.pvti.ru/izd/ ittuvyp.htm.

6 Постановление коллегии N° 15-1, 25.11.2003. О проекте концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года и плане первоочередных мероприятий по ее реализации. М., 2003. С. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.