Научная статья на тему 'Методологические подходы к формированию гражданской идентичности в географическом обр азовании'

Методологические подходы к формированию гражданской идентичности в географическом обр азовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение / воспитание / гражданская идентичность / национальное самосознание / методологический подход / дискуссия / защита проектов / методические приёмы / задания. / training / education / civic identity / national identity / a methodological approach / a discussion / project protection / methodological techniques / tasks.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Мария Васильевна

В статье отражены методологические подходы к решению проблемы формирования гражданской идентичности обучающихся в рамках школьного географического образования. Автор обосновывает значимость формирования гражданской идентичности как одной из целей школьного географического образования, раскрывает понятие «гражданская идентичность»; иллюстрирует применение организационных форм, приёмов обучения, заданий на примере отдельных курсов школьной географии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF CIVIC IDENTITY IN GEOGRAPHICAL EDUCATION

The article reflects the methodological approaches to solving the problem of the formation of students’ civic identity within the school geographical education. The author substantiates the importance of the formation of civic identity as one of the goals of school geographical education. She reveals the concept of "civic identity" and illustrates the use of organizational forms, learning methods, assignments on the example of individual courses in school geography.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к формированию гражданской идентичности в географическом обр азовании»

УДК372.016: 55+37.0 ГРНТИ 39.01.07

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

М.В. Беляева

Новосибирский государственный педагогический университет,

Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28

В статье отражены методологические подходы к решению проблемы формирования гражданской идентичности обучающихся в рамках школьного географического образования. Автор обосновывает значимость формирования гражданской идентичности как одной из целей школьного географического образования, раскрывает понятие «гражданская идентичность»; иллюстрирует применение организационных форм, приёмов обучения, заданий на примере отдельных курсов школьной географии.

Ключевые слова: обучение, воспитание, гражданская идентичность, национальное самосознание, методологический подход, дискуссия, защита проектов, методические приёмы, задания.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF CIVIC IDENTITY IN GEOGRAPHICAL EDUCATION

M. V. Belyaeva

Novosibirsk State Pedagogical University

Russia, 630126, Novosibirsk, ul. Vilyuiskaya, 28

The article reflects the methodological approaches to solving the problem of the formation of students' civic identity within the school geographical education. The author substantiates the importance of the formation of civic identity as one of the goals of school geographical education. She reveals the concept of "civic identity" and illustrates the use of organizational forms, learning methods, assignments on the example of individual courses in school geography.

Keywords: training, education, civic identity, national identity, a methodological approach, a discussion, project protection, methodological techniques, tasks.

Важнейшая задача школьной географии - участие в формировании личности гражданина России - реализуется через воспитание у учащегося географического мышления, географической культуры. Заканчивая школу, молодой человек должен научиться видеть окружающую жизнь с географических позиций, понять, что большинство явлений и процессов, свидетелями и участниками которых мы являемся, по своей сути в значительной мере носит географический характер.

Доцент МГИМО (университета) МИД РФ, доктор геогр. наук Владимир Афанасьевич Горбанёв

В связи с наблюдающимся ростом противоречий в современном мире (геополитических, экономических, экологических, межнациональных, религиозных и иных) особое значение приобретают вопросы формирования гражданской идентичности. Сегодня на глобальном, региональном, локальном уровнях у людей разных общностей важно формировать способность к ведению конструктивного диалога, базирующегося на принципах взаимного уважения. Усиление конфликтности актуализи-© Беляева М.В, 2019

рует проблему поиска путей формирования национального самосознания и гражданской идентичности, а это в свою очередь усиливает роль школьного географического образования.

Озабоченность педагогического сообщества данной проблемой иллюстрирует Концепция развития географического образования в Российской Федерации (2016), в которой говорится о том, что «география является одной из основополагающих дисциплин, служащих для формирования национальной идентично-

сти человека». Для гражданина России географические знания играют особую роль. Качественная система географического образования призвана обеспечивать:

- «подготовку грамотных специалистов не только в области географических наук, но и в сферах экономики;

- должный уровень образования и воспитания молодёжи, формирование понятий гражданственности, патриотизма, внимания к национальным истокам, социальной ответственности, географической грамотности, экологической культуры» [7, с. 1—2].

В этой связи хочется также упомянуть 27-й Конгресс МГС (1992), на котором была принята Международная Хартия географического образования (International Charter on Geographical Education, 1992). В ней подчёркивается, что география незаменима для понимания настоящего и будущего мира; высказывается озабоченность, что географическому образованию не уделяется должного внимания и во многих частях мира широко распространена географическая неграмотность среди населения [4, с. 27].

Думается, что с проблемой географической неграмотности тесно связаны две другие важнейшие проблемы: слабо сформированное географическое мышление и слабовыраженная гражданская идентичность. Под натиском глобализации эти проблемы приобретают особое звучание.

В этнопсихологическом словаре национальное самосознание трактуется как осознание людьми своей принадлежности к определённой социально-этнической общности и её положения в системе общественных отношений. Национальное самосознание проявляется в идеях, взглядах, мнениях, чувствах, эмоциях, настроениях и выражает содержание, уровень и особенности представлений членов нации о своей определённой идентичности в отличие от представителей других общностей; национальных ценностях и интересах; истории нации, её нынешнем состоянии и перспективах развития; месте своей социально-этнической общности во внутригосударственных, межгосударственных и межнациональных отношениях [6]. Отметим, что с философской точки зрения термин «национальный» имеет два смысловых выражения, с одной стороны, нация рассматривается в этническом контексте, т. е. как этническая общность, а с другой — как политическая форма общности людей

(этатическое понимание нации) [5, с. 13]. В связи с этим вполне допустимы словосочетания национальная/гражданская идентичность, если они представляют собой этатическое понимание слова «нация».

Нам очень близка позиция А.Г. Большакова, О.И. Зазнаева, которые гражданскую идентичность определяют как «индивидуальное чувство принадлежности к общности граждан конкретного государства, позволяющее гражданской общности действовать в качестве коллективного субъекта» [3, с. 1; 9]. В нашей работе мы будем опираться на понятие «гражданская идентичность», данное П.В. Григорьевым, который считает, что «гражданская (российская) идентичность - это свободное отождествление человека с российской нацией (народом); включённость человека в общественную, культурную жизнь страны, осознание себя россиянином; ощущение причастности к прошлому, настоящему и будущему российской нации» [1]. Полагаем, что выделение в качестве смыслового акцента принадлежности к единому государству крайне важно в отборе методов, форм, средств, приёмов обучения при формировании гражданской идентичности средствами предмета «география», в котором особое место в контексте названной проблемы имеет курс «География России».

Нами используются ведущие методологические подходы, играющие существенную роль в формировании гражданской идентичности учащихся в обучении географии: родино-ведческий, краеведческий, страноведческий, культурологический, системно-деятельност-ный [2, с. 204-210], благодаря которым школьное географическое образование обладает значительным содержательным потенциалом. Проиллюстрируем примеры отдельных методических средств по реализации названных подходов в содержании географических курсов школьной географии (табл.). Средства реализации названных подходов весьма вариативны. Это могут быть разные виды учебных занятий (урок-дискуссия, урок-конференция, международный форум, творческая мастерская, урок защиты проектов, урок-семинар), разнообразные приёмы (кластер, ментальная карта, мини-сочинение, подготовка презентации), вариативные задания проблемного характера.

С точки зрения австрийского психолога, бывшего узника нацистского концентрационного лагеря Виктора Франкла, ценностям нельзя научить, их нужно переживать.

Ведущие методологические подходы и средства их реализации в обучении географии

Сущность Цель Содержание работы по географии (формы, приёмы, проекты)

Родиноведческий

В структуре школьных географических курсов особое место должно принадлежать изучению географии своей страны Курс «География России» формирует положительный и привлекательный образ родной страны, формирует у гражданина России географическую культуру и чувство любви в своей Родине Курс «География России». Дискуссия: «Человек русского мира: какой он?» Приёмы: беседа, использованием проблемных вопросов. Семинар «Нобелевские лауреаты России и выдающиеся достижения отечественной науки» (приём беседа, использование презентации, видеосюжетов). Проекты «Уникальные природные объекты России». «Вклад Н.Д. Кондратьева в развитие экономической географии и экономики». Знакомство учащихся с работами фотоконкурса РГО «Самая красивая страна» [8]

Краеведческий подход

Глубокое изучение особенностей географии (объектов и процессов) родного края, своей области Глубокое познание сущности географических закономерностей на примере особенностей природы, населения, хозяйства своей местности; воспитание любви к малой родине, формирование уважительного отношения к памяти, традициям, обычаям предков Курс «География России». Проекты: «Знаменитые земляки», «Уникальные природные объекты Новосибирской области», «Примечательные историко-культурные объекты Новосибирской области», «Официальные и неофициальные памятники г. Новосибирска», «Моя родословная» (анализ изменения количества рождений в своей семье в рядах поколений, выявление тенденций и причин)

Страноведческий подход

Изучение географических закономерностей, различий «от места к месту» на основе познания самобытных природных, социально-экономических особенностей стран мира Более глубокое понимание географических особенностей родной страны на основе сопоставления России с другими странами. Формирование патриотизма и гражданственности на основе осознания ценности, неповторимости, красоты, цивилизационной значимости своего Отечества и других стран мира Курс «География материков, океанов и стран». Приём создания ментальной карты. Задание. На контурной карте Великобритании покажите как можно больше её географических, культурных особенностей. Используйте приём генерализации и привязки к территории, используйте цветные карандаши. Ваша карта будет отражать уникальность вашего видения страны, поэтому смело используйте образы-ассоциации, условные знаки, символы, рисунки, которые рождаются в вашем воображении. На карте разрешается подписывать словами только названия географических объектов: моря, океаны, столицу, горы, проливы. Всю остальную информацию о стране предстоит изобразить в виде рисунков-ассоциаций, символов и условных знаков. Проект «Приспособление человека к условиям среды на примере России и Японии»

Культурологический подход

Познание культурных особенностей населения мира, выявление влияния культурных традиций на различные аспекты деятельности человека в географическом пространстве Более глубокое понимание географических особенностей, характеризующих различные виды хозяйственной деятельности человека на основе сравнения хозяйственной культуры населения России с культурой других народов. Формирование уважительного отношения к культуре каждого народа Курс «Экономическая и социальная география мира». Профильный уровень. УМК В.Н. Хо-линой. Проекты «Как формируются языки?» «Язык и культура». Курсы «География России» и «География материков и океанов» при изучении отдельных стран. Проекты «Как природа страны повлияла на обычаи, традиции, особенности национального характера, уклад, трудовые навыки населения?»; «Культурные традиции моей семьи: истоки и современность»

Продолжение табл.

Сущность Цель Содержание работы по географии (формы, приёмы, проекты)

Системно-деятельностный подход (СДП)

Построение УВП по географии на основе организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, как в рамках урока, так и во внеурочное время Формирование умения самостоятельного поиска и анализа географической информации, создание педагогических условий для развития творческого и критического мышления, проявления учебной активности, более глубокого понимания теоретического материала, индивидуализации и дифференциации процесса обучения Курс «География России». Задание. Прочитайте внимательно статью В.Г. Белинского «Две столицы» и Г.М. Лаппо «Москва и Петербург». Выделите линии для сравнения двух городов, выстроите логику сравнения. По результатам работы заполните концептуальную таблицу «Русские столицы -Москва и Петербург». Задание. На листе А4 либо А3 создайте тематический коллаж, отражающий особенности, признаки одной из столиц (либо Москвы, либо Санкт-Петербурга по выбору). Желательно объединить информацию о столице одной темой. Можно использовать приём аппликации (вырезки из журналов, фотодокументы, ёмкие газетные заголовки, иллюстрирующие «характер» столицы, стихотворные отрывки, яркие цитаты и др.). Название коллажа можно видоизменять в зависимости от личностного смысла (акцента), например, «Москва - сердце России», «Садово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга», «Москва литературная», «Дворцовый Петербург», «Москва спортивная» и т. д.

*Составлено автором

Опираясь на данное суждение, полагаем, что гражданская идентичность и самосознание человека формируются в определённой деятельности, и здесь весьма существенную роль играет её содержание. Поэтому важнейшим средством является выполнение обучающимися заданий, связанных с анализом, оценкой, интерпретацией географической информации.

Особенную значимость приобретают задания, обращённые к личностной позиции

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абросимова К.А. Анализ сущности понятия «гражданская идентичность». Научно-издательский центр «Социосфера» [Электронный ресурс] URL : http://www.sociosphera.com/publication/conference/201 4/224/analiz suwnosti ponyatiya grazhdanskaya_identi chnost/ (дата обращения: 12.01.2019 г.)

2. Беляева М.В. Методологические подходы к проблеме формирования национального самосознания в школьном географическом образовании// Географическая наука, туризм и образование: современные проблемы и перспективы развития: материалы V Всерос. науч.-практ. конф. (21-22 апреля 2016 г.) / Мин-во образования и науки РФ, Носиб. гос. пед. ун-т; Новосиб. регион. отд-е всерос. обществ. организации «Русское географическое общество»; Ин-

ученика; проблемные вопросы, не имеющие односложного ответа; задания, направленные на раскрытие своего мнения, суждения, поиск аргументов. Именно диалогичность и возможность открытого обсуждения в аудитории актуальных проблем, с нашей точки зрения, служат необходимым условием для полифонии мнений, нивелирования полярных позиций. Это формирует благоприятную среду для формирования гражданской идентичности и национального самосознания обучающегося.

REFERENCES

1. Abrosimova K.A. Analiz suschnosti ponyatiya «grazhdanskaya identichnost'». Nauchno-izdatel'skiy tsentr «Sotsiosfera» [Elektronny resursl. URL : http://www.sociosphera.com/publication/conference/201 4/224/analiz suwnosti ponyatiya grazhdanskaya_identi chnost/ (data obrascheniya: 12.01.2019 g.)

2. Belyaeva M.V. Metodologicheskie podkhody k probleme formirovaniya natsional'nogo samosoznaniya v shkol'nom geograficheskom obrazovanii// Geografich-eskaya nauka, turizm i obrazovanie: sovremennye prob-lemy i perspektivy razvitiya: materialy V Vseros. nauch.-prakt. konf. (21-22 aprelya 2016 g.) / Min-vo obra-zovaniya i nauki RF, Nosib. gos. ped. un-t; Novosib. region. otd-e vseros. obschestv. organizatsii «Russkoe geograficheskoe obschestvo»; Institut pochvovedeniya i

ститут почвоведения и агрохимии СО РАН. Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2016. 263 с. С. 204-211.

3. Большаков А.Г., Зазнаев О.И. Формирование гражданской идентичности: проблемы, современное состояние, перспективы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2012. № 12 (26) : в 3 ч. Ч. II. C. 38-41.

4. Горбанёв В.А. Географическая наука в условиях глобализации как важнейшая составляющая реформирования географического образования в России : автореф. дис. ... д-ра геогр. наук: (25.00.24). МГИМО (Университет) МИД России. Пермь, 2010. 57 с.

5. Кожевникова Ю.К. Кризис национальной идентичности в глобализующемся мире : автореф. дисс. ... канд. философ. наук. (09.00.11). М. : 20012. 23 с.

6. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. М., 1999. 343 с.

7. Концепция развития географического образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.rgo. ru/.../koncepciya_razvi-tiya_geograficheskogo obrazovaniya v rf 0.

8. Самая красивая страна. Фотоконкурс РГО [Электронный ресурс1. URL : http://www.rgo.ru/ru/ article/samaya-krasivaya-strana-4.

9. Гражданская идентичность [Электронный ресурс]. URL : https://ru.wikipedia.org/wiki/.

Беляева Мария Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры географии, реги-оноведения и туризма НГПУ, учитель географии МБОУ НГПЛ им. А.С. Пушкина; mariadespar@gmail. com.

agrokhimii SO RAN. Novosibirsk : Izd-vo NGPU, 2016. 263 s. S. 204-211.

3. Bo'shakov A.G., Zaznaev O.I. Formirovanie grazhdanskoy identichnosti: problemy, sovremennoe sostoyanie, perspektivy // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i is-kusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. Tambov : Gramota, 2012. № 12 (26) : v 3 ch. Ch. II. C. 38-41.

4. Gorbanyov V.A. Geograficheskaya nauka v usloviyakh globalizatsii kak vazhneyshaya sostavlyay-uschaya reformirovaniya geograficheskogo obrazovani-ya v Rossii : avtoref. dis. ... d-ra geogr. nauk: (25.00.24). MGIMO (Universitet) MID Rossii. Perm', 2010. 57 s.

5. Kozhevnikova Yu.K. Krizis natsional'noy identichnosti v globalizuyuschemsya mire : avtoref. diss. ... kand. filosof. nauk. (09.00.11). M. : 20012. 23 s.

6. Krys'ko V.G. Etnopsikhologicheskiy slovar'. M., 1999. 343 c.

7. Kontseptsiya razvitiya geograficheskogo obra-zovaniya v Rossiyskoy Federatsii [Elektronny resursl. URL: https://www.rgo.ru/.../koncepciya_razvitiya_geo-graficheskogo obrazovaniya v rf 0.

8. Samaya krasivaya strana. Fotokonkurs RGO [Elektronny resursl. URL : http://www.rgo.ru/ru/article/ samaya-krasivaya-strana-4.

9. Grazhdanskaya identichnost' [Elektronny resurs]. URL : https://ru.wikipedia.org/wiki/.

Belyaeva Mariya Vasilievna - Cand. Sc. {Education}, Associate Professor of the Geography, Area Studies and Tourism Department at Novosibirsk State Pedagogical University, Geography Teacher at MBOU NGPL im. A.S. Pushkina; mariadespar@gmail.com.

Статья поступила в редакцию 28.01.2019 г.

Цитаты

Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: 1) правильного установления конечной цели всякого рода деятельности и 2) отыскания соответственных средств, ведущих к конечной цели.

Древнегреческий философ Аристотель

Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели.

Русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.