Научная статья на тему 'Методологические подходы к формированию финансовой стратегии предприятия'

Методологические подходы к формированию финансовой стратегии предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
969
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ / ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ / СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ / СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ / ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ / FINANCIAL STRATEGY / THE FINANCIAL MECHANISM / COST OF THE COMPANY / STRUCTURE OF FINANCIAL STRATEGY / ELEMENTS OF FINANCIAL STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курилов Кирилл Юрьевич

Существует множество понятий финансовой стратегии предприятия. Является актуальным уточнение многообразия понятий финансовая стратегия. Также является актуальным уточнение набора элементов, составляющих структуру финансовой стратегии. С учетом этого, в работе дано определение финансовой стратегии, уточнен набор составляющих финансовой стратегии, определена цель финансовой стратегии, заключающаяся в повышение стоимости компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF FINANCIAL STRATEGY OF THE ENTERPRISE

There is a set of concepts of financial strategy of the enterprise. Specification of variety of concepts financial strategy is actual. Actual specification of a set of the elements making structure of financial strategy also is. In view of it, in work definition of financial strategy is given, the set making financial strategy is specified, the purpose of financial strategy consisting in increase of cost of the company is determined.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к формированию финансовой стратегии предприятия»

пед. наук: спец. 13.00.04 «TeopiH i методика професшно! тов» в контексте профессиональной подготовки буду-освгги» / О. М. Парубок. - Хмельницький, 2003. - 17 с. щих специалистов пожарной безопасности // Балтийский 7. Кришталь А.А. Сущность понятия «метод проек- гуманитарный журнал. 2012. № 1. С. 13-16.

ANALYSIS OF EXPERIMENTAL WORK ON THE IMPLEMENTATION OF TECHNOLOGY PROJECT TRAINING SPECIALISTS TO FUTURE FIRE SAFETY

© 2013

A.A. Kristal, graduate student

Cherkasy National University named after Bogdan Khmelnitsky, Cherkassy (Ukraine)

Annotation: The analysis of the research results of experimental work to implement project-based learning technologies in the training of future specialists fire safety. Confirmed the effectiveness of the formation of engineering technology and skills of future specialists in compliance with fire safety conditions of the proposed pedagogical introduction designated technology.

Keywords: project-based learning technology, design and technological skills, future fire safety experts, training of future specialists fire safety.

УДК 338.24.01

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ

СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

© 2013

К.Ю. Курилов, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Существует множество понятий финансовой стратегии предприятия. Является актуальным уточнение многообразия понятий финансовая стратегия. Также является актуальным уточнение набора элементов, составляющих структуру финансовой стратегии. С учетом этого, в работе дано определение финансовой стратегии, уточнен набор составляющих финансовой стратегии, определена цель финансовой стратегии, заключающаяся в повышение стоимости компании.

Ключевые слова: финансовая стратегия, финансовый механизм, стоимость компании, структура финансовой стратегии, элементы финансовой стратегии.

экономики, финансов и менеджмента.

Важность финансов в хозяйственной деятельности предприятия привело к тому, что среди многообразия стратегий предприятия была выделена финансовая стратегия.

Необходимо отметить, что наряду с финансовой стратегией выделяют и финансовую тактику, которая представляет собой процесс оперативного управления финансами предприятия. Оперативное управление финансами или финансовая тактика является способом достижения стратегических задач поставленных перед финансовой стратегией предприятия. При этом решение этих задач достигается через решение ряда тактических задач см. рис. 2.

Необходимо отметить, что тактическое управления является более простым, так как при тактическом управлении лицо принимающее решение обычно впрямую сталкивается с необходимой для решения задачей и видит ее возможные пути решения и последствия своих решений.

Стратегическое управление является более сложным так задача, требующая решений объективно не определена, а существует множество задач с различными количественными и качественными характеристиками.

Таким образом, вопросу стратегического управления должно уделяться больше внимания, чем вопросам тактики, также необходимо уделять большее внимание вопросам подготовки соответствующих специалистов.

Существует несколько подходов к вопросу формирования стратегии, которые можно разделить на две основные группы.

1. Преднамеренные стратегии типичны для бюрократических организаций с жестким централизованным контролем. Они предусматривают последовательное исполнение ранее выбранных стратегических задач предприятия. Преднамеренные стратегии обычно характеризуют наличие четко регламентированных планов, которые исполняются в дальнейшем.

2. Стихийные стратегии - это образ действий, который предполагает наличие согласованности и последовательности в поведении организации, несмотря на отсутствие четко сформулированных до начала действий

Планирование является важнейшей функцией управления. Важность этой функции управления подчеркивалась как американскими учеными А.Месконом Дж. Хедоури, советскими исследователями в области управления и новейшими исследованиями в области управления.

Реализация этой функции представляет собой формулирование стоящих перед предприятием целей и задач. При планировании различают различные горизонты - краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное.

Планирование деятельности предприятия, особенно на долгосрочную перспективу тесно связано со стратегией предприятия, которая представляет долгосрочный курс целенаправленного управления предприятием для выполнения миссии предприятия.

Различают различные составляющие стратегии предприятия - маркетинговая стратегия, инвестиционная стратегия, корпоративная стратегия и т. д. Каждая из стратегий направлена на достижение конкретных стратегических задач обеспечивающих выполнение общей цели - миссии предприятия.

Среди многообразий составляющих общей стратегии предприятия необходимо выделить финансовую стратегию предприятия. Причина этого в том, что финансы это отношения связанны с процессами накопления, распределения и использования денежных средств которые являются наиболее ликвидным активом, представляющим своеобразную «кровь» в «теле» предприятия. Отсутствие должного внимания к финансам предприятия может провести к кризису в хозяйственной деятельности предприятия и к его банкротству. Наоборот, эффективная финансовая стратегия, представляющая собой долговременный план управления финансами, в целях достижения стратегических задач будет являться залогом успешной деятельности предприятия в долгосрочной перспективе.

Термин стратегия происходит от греческого страт^а — «искусство полководца» и поначалу использовалось в области военного дела для обозначения высшей ступени воинской науки. По мере развития хозяйственных отношений внутри общества и хозяйствующих субъектов термин стратегия перешел и в область

намерений относительно целей и/или методов их достижения. Стихийные стратегии чаще встречаются в децентрализованных организациях и обычно применяются в условиях неопределенности.

Необходимо отметить, что стратегия предприятия и ее составляющие являются частью финансового механизма предприятия, который представляет собой часть хозяйственного механизма, который представляет собой систему финансовых отношений с использованием методов и инструментов формирования и распределения финансовых ресурсов, функционирующую с целью увеличения стоимости предприятия [1, с.28]. При этом финансовая стратегия предприятия является своеобразным механизмом второго уровня внутри финансового механизма, объединяющая различные «родственные» элементы и методы в единое целое, например дивидендную политику, кредитную политику, инвестиционную политику и пр.

При этом необходимо отметить, что стратегия предприятия с одной стороны является элементом финансового механизма участвующая в преобразовании поступающих ресурсов и информации, а с другой стороны сама определяет его различные составляющие и условия их взаимодействия в зависимости от выбранного долгосрочного плана развития предприятия. Например, многие предприятия обходятся без использования финансовых инструментов, однако по мере роста предприятия, расширения его деятельности и усложнения хозяйственных процессов в финансовую стратегию предприятия могут быть включены различные финансовые инструменты для хеджирования различных валютных, финансовых рисков, а также риска изменения стоимости сырья из которого производиться продукция или которое используется для оказания услуг [2, с.66].

Таким образом, финансовая стратегия выполняет двойственную функцию, с одной стороны - выполняет роль элемента финансового механизма, а с другой -определяет ее содержание и взаимодействие элементов, что подчеркивает ее важность и значение.

Учитывая то, что финансовая стратегия выполняет роль своеобразного механизма внутри более глобального финансового механизма предприятия, составляющие финансовой стратегии можно разделить на две группы - элементы финансовой стратегии и набор отношений между ними.

Элементы финансовой стратегии в свою очередь подразделяются на финансовые методы и инструменты финансовой стратегии. Под финансовыми методами понимают совокупность приемов и способов позволяющих достичь установленной цели финансовой стратегии.

Инструменты финансовой стратегии - это ее составляющие преобразующие финансовые ресурсы и информацию для дальнейшего использования. Они в свою очередь подразделяются на финансовые инструменты, финансовые рычаги и показатели, отражающие эффективность функционирования финансовой стратегии. При этом под финансовым рычагом понимается составляющая финансовой стратегии позволяющим получать кратный входящему объему, объем финансовых ресурсов за счет взаимодействия с риском. К финансовым рычагам в соответствии с этим определением можно отнести производные ценные бумаги, кредитования, лизинг, страхование.

Взаимосвязь между элементами финансовой стратегии обеспечивает набор отношений, в который входит правовое обеспечение, которое разрабатывает и утверждает законодатель, а также нормативное обеспечение, формируемое внутри предприятия.

Конкретный набор элементов финансовой стратегии может изменяться в зависимости от отрасли, в которой функционирует предприятия, размера предприятия, задач стоящих перед стратегией предприятия и т. д. Фактически финансовая стратегия предприятия и набор ее составляющих должен пересматриваться каждый раз, 18

когда происходи существенное изменение параметров внутренней и внешней среды.

Например, использование финансовых инструментов позволяющих хеджировать валютные риски выгодно в условиях нестабильного валютного рынка и может привести к значительным убыткам во время бокового тренда на валютном рынке. Поэтому такая составляющая финансовой стратегии как производные финансовые ценные бумаги должна быть включена в состав элементов, а во втором случае удалена из ее составляющих.

Наиболее важной из составляющих является финансовое планирование, которое представляет собой систему обеспечивающую формирование финансовых планов, корректировки финансовых планов и контроля их выполнения. Финансовое планирование обычно осуществляется как на оперативном, так и на стратегическом уровне при этом должна быть обеспечена соответствующая связь.

Дивидендная политика представляет собой комплекс мер направленных на управление дивидендными выплатами в целях повышения капитализации компании и одновременного сохранения ее ликвидности. При этом компания при участии мажоритарных акционеров должна найти баланс между возможностью осуществлять инвестиционные проекты за счет снижения объемов или полного прекращения выплаты дивидендов и необходимым объемом дивидендных выплат в благополучные периоды, когда часть прибыли может быть направлена на выплату дивидендов для мотивации акционеров компании. Прозрачность, доступность и последовательность дивидендной политики позволяет довести для всех акционеров компании процедуру выплаты дивидендов и обеспечить прогнозируемость денежных потоков от активов (акций) которые находятся в их собственности.

Кредитная политика связана с определением необходимых объемов финансирования из внешних источников путем привлечения кредитов и займов. Кредитная политика должна быть направлена на снижение стоимости заимствования, обеспечения ликвидности предприятия, а также на поддержание оптимального баланса между сроками заимствования. Например, для финансирования инвестиционных программ финансовые ресурсы должны привлекаться на долгосрочной основе, тогда как для пополнения оборотного капитала должны привлекаться краткосрочные кредиты. В открытых акционерных обществах помимо кредитной политики должна быть предусмотрена и эмиссионная политика, которая должна обеспечивать привлечение средств акционеров для финансирования развития предприятия. Цель политики обеспечить привлечения финансовых ресурсов от существующих и новых акционеров предприятия. Эмиссионная политика должна сохранять баланс между интересами существующих акционеров и задачами предприятия по привлечению финансирования, так как бесконтрольная эмиссия акций может привести к смене мажоритарных акционеров предприятия или привести к корпоративным конфликтам.

Инвестиционная политика связана с поиском, оценкой и выбором наиболее эффективных проектов в производственном процессе предприятия охватывающим процесс закупок, производства и сбыта продукции и услуг. Помимо этого инвестиционная политика должна включать в себя процесс воспроизводства морально и физически устаревших активов предприятия - оборудования, зданий и т. д. В процессе реализации инвестиционной политики предприятия формируется портфель наиболее эффективных и необходимых проектов, определяются направления диверсификации инвестиций, определяются риски каждого инвестиционного проекта и определяются методы их снижения. Инвестиционная политика должна быть связана с кредитной и эмиссионной политикой, так как последние являются поставщиком необходимых финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов предприятия.

Налоговая политика направлена на оптимизацию сроков и размеров налоговых платежей предприятия в целях повышения ликвидности предприятия и снижения потерь от упущенной выгоды с учетом действующего российского законодательства. Как и инвестиционная политика, налоговая политика должна быть связана с кредитной политикой, а также политикой управления свободными денежными средствами предприятия, так как для своевременной уплаты налогов на счетах предприятия в момент уплаты налогов должен находиться соответствующий объем свободных финансовых ресурсов.

Амортизационная политика предприятия представляет собой выбранное предприятием направление в области списания амортизации и восстановления объектов внеоборотных активов, на которые начисляется амортизация. Правилами бухгалтерского и налогового учета установлены различные способы начисления амортизации объектов внеоботных активов позволяющие распределить начисляемую амортизацию на себестоимость продукции (услуг) равномерно или наоборот начислить ее большую часть в необходимом периоде. Таким образом, у предприятия появляется возможность регулировать объем амортизационных по различным группам внеоборотных активов начислений в зависимости от выбранной амортизационной политики. Объем амортизационных отчислений также может влиять на прибыль предприятия, в том числе на объем налогооблагаемой прибыли, которую предприятие может регулировать в зависимости от выбранной налоговой политики (налог на прибыль) и дивидендной политики.

Финансовые риски преследуют коммерческие предприятия практически повсюду - от сделок по кредитованию в виде риска повышения процентных ставок до риска изменения стоимости валюты в валютных контрактах. При этом необходимо понимать, что риск несет в себе не только угрозу потери финансовых ресурсов, но и возможность получения дополнительной прибыли. Поэтому политика управления финансовыми рисками должна быть направлена не только на снижение финансовых рисков предприятия, но и на использования риска как финансового рычага с целью получения дополнительной прибыли, например от спекулятивных операций с производными ценными бумагами. Политика управления финансовыми рисками должна быть связана с частью других политик, например с кредитной политикой в целях обеспечения хеджирования соответствующих рисков. Например, в случае с кредитной политикой должна быть обеспечена своевременное хеджирование рисков роста процентных ставок по заключенным кредитным договорам.

Денежные средства предприятия являются наиболее ликвидным активом предприятия, позволяющим в любой момент погасить задолженность предприятия, оплатить налоги или извлечь до от размещения средств на депозите или от спекуляций с ценными бумагами. Поэтому политика управления свободным остатком денежных средств предприятия является одной из важных составляющей финансовой стратегии. В данной политики должен быть определен минимальный остаток денежных средств на расчетном счете предприятия для удовлетворения наиболее срочных платежей, а также определены способы размещения свободных денежных средств в доходных операциях - депозиты, инвестиции в ценные бумаги, спекуляция и т. д. Успешное управление остатком денежных средств позволит создать дополнительный доход и обеспечить предприятие свободными денежными средствами для обеспечения срочных платежей.

Взаимодействуя между собой элементы финансовой стратегии, обеспечивают выполнение ее цели. В целом они образуют структуру финансовой стратегии S которая определяется элементами М и отношениям между элементами R, S=(M;R). Набор элементов и отношений

между ними определяется целью функционирования финансового механизма, которая может быть различна для различных уровней финансового механизма.

При этом цель финансовой стратегии обычно совпадает с целью деятельности организации и достигается за счет решения поставленных перед финансовой стратегией задач.

Определение цели деятельности организации является дискуссионным и определяется по-разному различными авторами.

Рассмотрим общепринятые подходы к определению цели деятельности организации.

1.Максимизация прибыли (Maximization Profit);

2.Гармонизация конфликтующих целей различных групп юридических и физических лиц, имеющих непосредственное отношение к данному предприятию;

3.Максимизация добавленной стоимости (Economic Value Added Maximization)

4.Максимизация стоимости предприятия (Firm Wealth Maximization).

Сравнительный анализ подходов к определению цели деятельности организации говорит о том, что наиболее важной является цель максимизации стоимости организации.

С точки зрения собственников предприятия максимизация стоимости предприятия является также основной целью. Благосостояние собственников предприятия может увеличиваться за счет выплаты предприятием дивидендов и/или увеличения стоимости вложенного в предприятия капитала.

Выплата дивидендов - это краткосрочный процесс, который происходит один раз в год. При этом увеличивая прибыль, необходимую для выплаты дивидендов, можно упустить стратегическую перспективу, приняв решение о выплате дивидендов в ущерб развитию стратегии предприятия. Выплата дивидендов приводит к оттоку денежных средств предприятия, снижая ликвидность предприятия и может привести к финансовым проблемам в случае несогласованности дивидендных выплат с текущими и стратегическими потребностями предприятия [3, с.27].

Доход в виде дивидендов обычно составляют очень незначительную сумму, тогда как рост стоимости предприятия увеличивает вложенный акционерами капитал несколько раз.

Необходимо отметить, что рост стоимости предприятия происходит при достижении очень широкого спектра целей, которые включают в себя:

a. рост прибыльности предприятия и стабильность выплаты дивидендов (доходов) акционеров;

b. оптимизация затрат;

c. рост доли рынка, увеличение темпов роста продаж;

d. улучшение показателей оборачиваемости капитала, ликвидности, платежеспособности предприятия;

e. развитая и эффективная политика в области персонала предприятия;

f. эффективная политика мотивации менеджеров предприятия;

g. эффективная экологическая политика;

h. эффективная антикорупционная политика.

Следовательно, критерий «увеличение стоимости

предприятия» можно использовать в качестве оценки эффективности деятельности предприятия и его финансовой стратегии. Выбор определен следующими аргументами:

- рост капитализации отвечает ожиданиям собственников (акционеров) - главных субъектов в системе экономических интересов и соответствует принципиальным интересам стейкхолдеров;

- положительная динамика показателя характеризует не только рост финансового потенциала, но и отражает факт внешнего признания наличия нематериальных активов, превращающихся в решающий фактор инновационного развития организации в долгосрочной перспек-

тиве; Японии, Великобритании, России и других 10 стран,

- показатель интегрирует в единый комплекс различ- для более чем 100 компаний акции и депозитарные рас-

ные цели и задачи отдельных структурных подразделе- писки которых котируются на биржах мира. ний и функциональных служб организации, позволяя

обеспечить единую направленность и координацию их СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

действий, обеспечивая эффективность предприятия и мо- 1. Курилова А.А. Принципы формирования и реали-

жет являться целью финансовой стратегии предприятия. зации риск-ориентированного финансового механизма

Таким образом, стоимость предприятия является управления затратами на основе теории активных си-

обобщающим показателем, объединяющим в себе раз- стем // Финансовая аналитика: Проблемы и решения.

личные задачи деятельности предприятия (увеличение 2011. № 16. С. 27-37.

прибыли, гармонизация отношений и пр.) который мо- 2. Курилова А.А.Использование инструментов фи-

жет использоваться для оценки эффективности финан- нансового инжиниринга в финансовом механизме

совой стратегии предприятия. управления затратами на предприятиях автомобильной

Объективно это подтверждает анализ корреля- промышленности // Вектор науки Тольяттинского госу-

ции рыночной стоимости компаний и их основных дарственного университета. Серия: Экономика и управ-

показателей деятельности - стоимости поглощения, ление. 2010. № 2. С. 65-70.

кэш-фло, выручки за текущий и прошлый год, чистой 3. Шуклов Л.В.Управление финансами в контексте

прибыли, EBIT, EBITDA проведенный по данным сай- жизненного цикла организации // Финансовая аналити-

та «Дамодаран онлайн» для фондовых рыков США, ка: Проблемы и решения. 2011. № 25. С. 23-30.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF FINANCIAL STRATEGY OF THE ENTERPRISE

© 2013

K.Yu. Kurilov, candidate of economic sciences, associate professor, associate professor "Finance and credit"

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: There is a set of concepts of financial strategy of the enterprise. Specification of variety of concepts financial strategy is actual. Actual specification of a set of the elements making structure of financial strategy also is. In view of it, in work definition of financial strategy is given, the set making financial strategy is specified, the purpose of financial strategy consisting in increase of cost of the company is determined.

Keywords: financial strategy, the financial mechanism, cost of the company, structure of financial strategy, elements of financial strategy.

УДК 371.32

ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ: СУЩНОСТЬ И СОВРЕМЕННОЕ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ В АСПЕКТЕ ЛИНГВОДИДАКТИКИ

© 2013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И.А. Кучеренко, кандидат педагогических наук, доцент, докторант Херсонского

государственного университета

Уманский государственный педагогический университет, Умань (Украина)

Аннотация: В статье охарактеризованы сущность понятия «принципы обучения», проанализированы традиционные общедидактические принципы обучения и интерпретировано их к требованиям современного языкового школьного образования; выделено новые признаки, что вносит современный этап развития науки и школьной практики в толкование каждого принципа обучения.

Ключевые слова: принципы обучения, современный урок украинского языка, принцип природосообразности, научности, систематичности и последовательности, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, единства обучения, воспитания и развития; наглядности, доступности, сознательности.

Для разработки и усовершенствования технологии современного урока педагогика устанавливает общие теоретические основы, представленные в форме дидактических закономерностей, и определяет более практические наставления, которые выражены в виде принципов обучения и реализованы в разветвленной системе правил. Закономерности реализуются в основных положениях, определяющих все стороны обучения - содержание, методы и формы. Такие выходные общедидактические положения получили название дидактических принципов. Принципы обучения раскрывают способы воплощения самых важных выводов из дидактических закономерностей в практике урока как основной организационной формы обучения. Поэтому не вызывает сомнения, что реализация закономерностей на уроке украинского языка должна осуществляться именно с помощью принципов обучения.

Дидактические принципы имеют достаточно давнюю историю и связаны с возникновением и развитием классно-урочной организации обучения. Полностью согласны с утверждением И. Пидласого, что «в принципах зафиксировано тысячелетний опыт эффективной реализации обучения и воспитания, скорректированный научными исследованиями и достижениями передовой школьной

практики» [1, с. 90]. Весомый вклад в разработку вопроса принципов обучения, обоснование сущности и характерных признаков, создание их системы и воплощения в практику обучения сделали отечественные и зарубежные педагоги (А. Алексюк, Ю. Бабанский, Г. Данилов,

A. Есипов, А. Загвязинский, Я. Коменский., И. Лернер,

B. Онищук, А. Савченко и др.) и методисты (А. Беляев, Ф. Буслаев, Н. Вашуленко, С. Караман , В. Масальский, А. Медушевский, В. Мельничайко, М. Пентилюк, К. Плиско, И. Срезневский, О. Текучёв, Л. Федоренко и др.). В начале III тысячелетия имеется четкая переориентация образования на формирование языковой личности ученика, его коммуникативной компетентности, что требует коренной перестройки изучения русского языка в основной школе, а именно переосмысление сущности дидактических принципов, переосмысление их к требованиям языкового школьного образования и усовершенствованного внедрения в практику современного урока украинского языка.

Принципы обучения в аспекте педагогики и линг-водидактики определяют как: «определенная сумма выходных, основных дидактических требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность» (Ю. Бабанский) [2, с. 161];

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.