DOI: 10.38197/2072-2060-2021-228-2-341-354
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ВНУТРИ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КРУПНЕЙШЕГО ГОРОДА METHODOLOGICAL FEATURES OF STRATEGIC PLANNING DEVELOPMENT INTRACITY TERRITORIES OF THE LARGEST CITY
ПРЯДЕИН АЛЕКСЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ
начальник Департамента экономики Администрации города Екатеринбурга, кандидат экономических наук
ALEXEY A. PRYADEIN
Head of the Economic Department, Yekaterinburg Qty Administration, Ph.D. (Econ.)
342
КАЗАКОВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА
Начальник отдела стратегического планирования и контроля реализации Стратегического плана Департамента экономики Администрации города Екатеринбурга, кандидат экономических наук
NATALYA V. KAZAKOVA
Head of the Strategic Planning and Monitoring the Implementation of the Strategic Plan Division, Economic Department, Yekaterinburg Qty Administration, Ph.D. (Econ.)
АННОТАЦИЯ
В статье обосновывается необходимость учета специфики развития внутригородских территорий в процессе стратегического планирования развития крупнейшего города. На основе анализа опыта города Екатеринбурга описаны этапы разработки стратегии развития района. Обоснован вывод о важности единства методологических подходов в процессе формирования и реализации документов стратегического и территориального планирования.
The article substantiates the need accounting the specifics of the inner-city territories in the strategic planning process for the largest city development. Based on the analysis of the Yekaterinburg experience, the elaboration stages of the district strategy are described. The conclusion about the importance of the methodological unity approaches in the process of formation and implementation of strategic and territorial planning documents is substantiated.
Городская территория, городская политика, городское развитие, городское управление, стратегическое планирование, стратегия района, внутригородские территории, микрорайон.
ABSTRACT
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
KEYWORDS
Urban area, urban policy, urban development, urban management, strategic planning, district strategy, intracity territories, residential district.
Любой крупнейший город представляет собой сложную систему, состоящую из отдельных территориальных комплексов (населенных пунктов, районов, микрорайонов): у каждой из них есть свои проблемы и преимущества, перспективы развития, которые должны быть учтены при планировании будущего развития. С другой стороны, управление городским развитием осуществляется по отраслевым направлениям деятельности. Поэтому вопросы интеграции отраслевых долгосрочных документов с планами развития внутригородских территорий являются актуальными в настоящее время.
Авторы убеждены (гипотеза), что в процессе стратегического планирования развития крупнейшего города принципиально важно согласовать стратегические направления развития отраслей и территорий по долгосрочным целям, задачам и приоритетам, а также учесть защиту жизненно важных интересов населения, уникальные особенности развития конкретных территорий.
Екатеринбург как один из общепризнанных лидеров стра -тегического планирования в стране динамично откликается на новые вызовы времени в плане подготовки и реализации документов стратегического планирования [1] в координации с документами территориального планирования. Важным доказательством этого является Стратегический план развития Екатеринбурга (далее — Стратегический план), который был впервые утвержден в 2003 году и разработан в увязке с Генеральным планом.
344
С 2003 года Екатеринбург получил колоссальный опыт в данной сфере. Это и опыт успешной реализации Стратегического плана, и опыт развития муниципальной системы стратегического планирования.
В 2018 году был утвержден актуализированный Стратегический план до 2030 года, в состав которого с целью обеспечения взаимосвязи стратегического и пространственного типов планирования впервые был включен раздел «Стратегия пространственного развития» [2].
При этом Стратегия пространственного развития Екатеринбурга не имеет четких территориальных привязок, а представляет собой набор «директив», который состоит из системы принципов пространственного развития, а также методов управления развитием городской транспортной инфраструктуры, городских территорий и городской среды, что в совокупности не позволяет оценить предстоящие изменения на конкретной территории.
Дальнейшее совершенствование системы стратегического планирования развития Екатеринбурга связано с разработкой в 2019 году стратегий развития семи административно-территориальных единиц — районов города [3] (далее — стратегии развития районов). Для таких крупнейших городов, как Екатеринбург, каждый район сопоставим по численности населения со средним городом Российской Федерации. Районы обладают потенциалом и своей собственной идентичностью, имеют разный уровень социально-экономического развития [4].
Стоит отметить, что среди российских мегаполисов до сих пор не было подобных работ. Уникальность разработки стратегий районов заключается, прежде всего, в самой постановке задачи и ее комплексности. Подобная работа
выполнялась в ходе выполнения в 2017 году научно-исследовательской работы по формированию концепции перспективного развития жилых микрорайонов Екатеринбурга до 2035 года, но глубина проработки была значительно меньше, учитывала зачастую только мероприятия, которые запланированы в документах стратегического планирования муниципалитета.
Целью формирования стратегий развития районов является анализ социально-экономического положения отдельных территорий города, выявление несоответствий в их развитии, а также установление взаимосвязи между фактическим и планируемым уровнем обеспеченности городской инфраструктурой, что в совокупности, по мнению разработчиков, должно привести к обеспечению равной доступности жизненно важных благ для всех групп населения вне зависимости от места их проживания.
На начальном этапе Администрацией города Екатеринбурга была сформирована методологическая база для разработки стратегий развития районов в привязке к еще наименьшим территориальным единицам — микрорайонам [5]. Использование данного подхода позволяет каждому жителю иметь ясное представление о перспективах развития территории, максимально приближенной к месту его проживания, работы или учебы.
Таким образом, впервые в российскую систему стратегического планирования были введены новые единицы — микрорайоны, разработка вопроса управления которыми несомненно представляется актуальным для региональной и муниципальной экономики.
Под стратегией развития района органы местного самоуправления города Екатеринбурга понимают стратегический
346
документ, определяющий цели и задачи муниципального управления, направления социально-экономического и пространственного развития отдельных территорий города на долгосрочный период [3, 5].
Алгоритм стратегического планирования, реализованный в стратегиях развития районов, идентичен процессу разработки городской стратегии [6] и состоит из следующих основных этапов:
Первый этап — целеполагание, на котором происходит генерация «триады» взаимосвязанных формулировок:
• стратегического видения будущего, или иначе стратегического ориентира, который позволяет идентифицировать, как изменится район в случае реализации запланированных мероприятий;
• миссии, другими словами, стратегического статуса будущего развития района,—лаконичное и емкое выражение предназначения [7, с.18] района (его уникальной роли) по отношению к связанным с ним социально-экономическим объектам и системам;
• стратегической цели — намерения достичь желаемого результата в определенный момент будущего усилиями представителей всего местного сообщества [8]. Стратегическая цель формулируется с учетом сопод-чиненности и сопряженности со стратегической целью развития города.
На данном этапе также происходит выработка и формулировка задач развития района, реализация которых обеспечивает достижение стратегической цели и направлена на устранение негативных явлений, факторов, угроз и с параллельным усилением конкурентных преимуществ, благоприятных факторов и возможностей района.
Второй этап — оценка социально-экономического и пространственного развития района, на котором осуществляется анализ позитивных и негативных тенденций развития, внешних и внутренних условий и факторов, определение уникальных сильных сторон района, диагностика сложившегося общего состояния на момент разработки стратегии, выявление ключевых проблем.
На данном этапе районы города Екатеринбурга были разбиты на 68 микрорайонов разного масштаба и специализации, для каждого из которых был проведен детальный анализ социально-экономического и пространственного развития с позиции наличия социально-значимых объектов, их территориальной доступности, выделения преимуществ и проблем в развитии.
Для каждого микрорайона введена цветовая градация — «светофор», отражающая текущую ситуацию в отраслевом аспекте (рисунок). Красный цвет «светофора» — показате-
авизной • # % ш§ • ф
Центральный | ^г • ^
Юг-Центр л ф ф • ф ф
Восточный • ф ф ф
Синие камни | •^¡¡¡г ^^Р • • » • 9 ф
| Компрессорный | ф ф • ф ф # ф
Кольцов» ф • • • # # ф
Чапаевский ^^ ^^ • • • ф
Истокский ^^ ^^ • • • • •
Малый Исток | ^^^ ^^^ ^^^ • ф ф ф • •
| Птицефабрика | ^^ ^^^ ^^^ • • # •
| Новокольцовский | ООО ооооооооо
| Университетский | ООО о о о о о о о о о
Рисунок. Состояние развития отраслей микрорайонов на примере Октябрьского района города Екатеринбурга в 2019 году [9]
348
ли не соответствуют градостроительным и иным нормативам; желтый — показатели равны либо незначительно отличаются от нормативов и зеленый — существует резерв мощности.
Третий этап — разработка собственно стратегии развития района, включающая выявление стратегических направлений, обеспечивающих развитие человеческого потенциала, магистральной и социальной инфраструктур, экологической безопасности, повышение комфортности проживания населения на территории.
Процесс разработки стратегий развития районов в отсутствие аналогичных документов позволил выделить несколько методологических аспектов.
Первый — уровень детализации мероприятий. Перед администрациями районов стояла серьезная задача: сформулировать мероприятия стратегического характера, не включая текущие мероприятия, и четко указать этапы реализации. С учетом уникальных особенностей, специализации микрорайонов был сформирован перечень мероприятий с закреплением лиц, ответственных за их выполнение.
Все мероприятия были сгруппированы по восьми стратегическим направлениям. Ожидаемый результат реализации мероприятий включал количественные значения по трем этапам реализации, при этом первый этап охарактеризован более детально и разбит по годам (с 2019 по 2020 год), что дает возможность повысить точность планирования на краткосрочной перспективе. Если базовый 2018 год и конечный 2030 год закреплены стратегией района, то остальные значения могут быть откорректированы в зависимости от тенденций развития района и города в целом.
Второй методологический аспект — привязка к документам стратегического и территориального планирования города Екатеринбурга.
Принципиально важным моментом в ходе формирования стратегий развития районов стало то, что данный процесс сопровождался, во-первых, с разработкой (актуализацией) 64 стратегических проектов Стратегического плана, в которых отражен стратегический взгляд на будущее развитие конкретной отрасли городской экономики, что позволило включить в перечень мер стратегий развития районов ключевые мероприятия стратегических проектов, имеющих территориальную привязку к конкретному району, и. во-вторых, с актуализацией Генерального плана развития города, что дало возможность учесть в документе территориального планирования будущее преобразования на территориях районов. Кроме того, основные положения стратегий развития районов были взаимоувязаны с иными документами стратегического планирования Екатеринбурга, со стратегиями развития соседних муниципалитетов, а также между собой.
Тем самым удалось обеспечить комплексный характер документов стратегического планирования Екатеринбурга за счет единства главных целей и приоритетов, совмещения временных горизонтов документов и целевых показателей, разделения задач по уровням управления и стратегическим проектам, закрепления территориальных ресурсов. При этом в совокупности стратегии развития семи районов не тождественны Стратегическому плану развития города.
Третья особенность — включение целевых показателей «второго» уровня, детализирующих показатели Стратегического плана развития города и позволяющих оценить выполнение каждого мероприятия и повысить управляемость
350
территорий. Для микрорайонов вновь была введена цветовая градация — «светофор», отражающая будущую ситуацию в отраслевом аспекте в случае реализации всех намеченных мероприятий к 2030 году.
Четвертый этап — обсуждение и утверждение стратегии развития района.
Немаловажным этапом разработки стратегий развития районов стал учет интересов всех групп населения района. С этой целью проекты стратегий развития районов были обсуждены на заседаниях районных экспертных советов «Власть», «Бизнес», «Общественность», «СМИ», а также на Совете стратегического развития района. Кроме этого, стратегии развития районов неоднократно были презентованы общественности района, одобрены Координационным советом стратегического развития Екатеринбурга и Общественной палатой города, а также прошли процедуру рассмотрения и одобрения на заседаниях Программного совета стратегического развития Екатеринбурга — общественно-коллегиальный орган, в работе которого любой горожанин, занимающий активную гражданскую позицию, может принять участие.
Следующим этапом станет публичное обсуждение стратегий развития районов совместно с обсуждением Генерального плана развития города, после которого они будут утверждены Главой Екатеринбурга.
Пятый этап — реализация и мониторинг стратегии развития района.
Методология предусматривает, что реализация и финансирование мероприятий стратегий развития районов осуществляется через муниципальные и ведомственные целевые программы, а также через инвестиционные проекты, проекты инициативного бюджетирования.
Мониторинг реализации стратегий развития районов предполагает базирование на наиболее общих показателях — перечне ожидаемых результатов в отраслевом разрезе для каждого микрорайона и района в целом. Ожидаемые результаты представлены по этапам: 2019-2020 годы, 2021— 2025 годы, 2026—2030 годы и включают целевой ориентир до 2035 года. Сравнение значений показателей с прогнозными позволит оценить эффективность предложенных в стратегии направлений деятельности и способов достижения целевых ориентиров.
Таким образом, разработка стратегий развития районов как составных элементов единого организма — города, стала уникальным подходом к городскому развитию, который позволил, с одной стороны, комплексно взглянуть на текущее состояние и перспективы развития микрорайонов города Екатеринбурга, сформировать их специализацию, проявляющуюся с учетом кадрового, производственного и функционального потенциалов, а с другой стороны, привлечь население к локальным процессам городского планирования на долгосрочный период. Все это в совокупности позволяет повысить конкурентоспособность города, которая напрямую связана с обеспечением его полицентричного развития, эффективно использовать территориальный капитал города и достичь главной стратегической цели развития Екатеринбурга — высокое и устойчиво повышающееся качество жизни горожан.
Библиографический список
1. Багирова А.П., Нотман О.В. Удовлетворенность населения территорией проживания как фактор развития городского соуправле-
352
ния (на примере г. Екатеринбурга) // Вопросы управления. 2017. Выпуск № 1.
2. Решение Екатеринбургской городской Думы от 25.05.2018 № 12/81 «О внесении изменений в Решение Екатеринбургской городской Думы от 10 июня 2003 года № 40/6 „О Стратегическом плане развития Екатеринбурга"».
3. Постановление Администрации города Екатеринбурга от 27.02.2019 № 375 «О разработке стратегий социально-экономического развития административно-территориальных единиц муниципального образования „город Екатеринбург" и актуализации стратегических проектов (подпроектов) Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 года».
4. Лаврикова Ю.Г., Акбердина В.В. Технологии проектирования пространственного развития индустриального мегаполиса // Journal of New Economy. 2019. Т. 20. № 2. C.85-99.
5. Приказ начальника Департамента экономики Администрации города Екатеринбург от 28.02.2019 № 25/41/15 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке разделов стратегий социально-экономического развития административно-территориальных единиц муниципального образования „город Екатеринбург" до 2030 года».
6. Эффективные технологии стратегического планирования развития муниципального образования «город Екатеринбург». [электронный ресурс]. http://www.forum.urc.ru/node/3529, дата обращения: 05.06.2020.
7. Стратегия развития крупнейшего города: взгляд в будущее (научно-методологический подход) / Науч. рук. авт. колл. проф Е.Г. Ани-мица и проф В.С. Бочко. Екатеринбург, 2003.
8. Концептуальные подходы к разработке стратегии развития монопрофильного города / Е.Г. Анимица (рук. авт. кол.), В.С. Бочко,
Э.В. Пешина, П.Е. Анимица; под науч. ред. А.И. Татаркина, М.В. Федорова. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2010.
9. Проект стратегии социально-экономического развития Октябрьского района города Екатеринбурга. [Электронный ресурс]. http://октябрьскийрайон.екатеринбург.рф/novosti/97000, дата обращения: 05.06.2020.
References
1. Bagirova A.P., Notman O.V. Udovletvorennost> naseleniya territoriei prozhivaniya kak faktor razvitiya gorodskogo soupravleniya (na primere g. Ekaterinburga) // Voprosy upravleniya. 2017. Vypusk № 1.
2. Reshenie Ekaterinburgskoi gorodskoi Dumy ot 25.05.2018 № 12/81 «O vnesenii izmenenii v Reshenie Ekaterinburgskoi gorodskoi Dumy ot 10 iyunya 2003 goda № 40/6 «O Strategicheskom plane razvitiya Ekaterinburga».
3. PostanovlenieAdministratsiigoroda Ekaterinburga ot27.02.2019№375 «O razrabotke strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya administrativno-territorial'nykh edinits munitsipal'nogo obrazovaniya «gorod Ekaterinburg» i aktualizatsii strategicheskikh proektov (podproektov) Strategicheskogo plana razvitiya Ekaterinburga do 2030 goda».
4. Lavrikova Yu.G., Akberdina V.V. Tekhnologii proektirovaniya prostranstvennogo razvitiya industrial'nogo megapolisa // Journal of New Economy. 2019. T. 20. № 2. C.85-99.
5. Prikaz nachal'nika Departamenta ekonomiki Administratsii goroda Ekaterinburg ot 28.02.2019 № 25/41/15 «Ob utverzhdenii metodicheskikh rekomendatsii po razrabotke razdelov strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya administrativno-territo-rial'nykh edinits munitsipal'nogo obrazovaniya «gorod Ekaterin-burg» do 2030 goda».
354
6. Effektivnye tekhnologii strategicheskogo planirovaniya razvitiya munitsipal'nogo obrazovaniya «gorod Ekaterinburg». [elektronnyi resurs]. http://www.forum.urc.ru/node/3529, data obrashcheniya:05.06.2020.
7. Strategiya razvitiya krupneishego goroda: vzglyad v budushchee (nauchno-metodologicheskii podkhod) / Nauch.ruk.avt.koll. prof E.G.Animitsa i prof V.S.Bochko. Ekaterinburg, 2003.
8. Kontseptual'nye podkhody k razrabotke strategii razvitiya monoprofil'nogo goroda / E.G. Animitsa (ruk.avt.kol.), V.S. Bochko, E.V. Peshina, P.E. Animitsa; pod nauch.red. A.I. Tatarkina, M.V. Fedorova. Ekaterinburg: Izd-vo UrGEU, 2010.
9. Proekt strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Okt-yabr'skogo raiona goroda Ekaterinburga. [elektronnyi resurs]. http://октябрьскийрайон.екатеринбург.рф/novosti/97000, data obrashcheniya:05.06.2020.
Контактная информация / Contact information
620144, РФ, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 24а.
24a, Lenin Avenue, Ekaterinburg, 620144, Russia.
Прядеин Алексей Анатольевич / Alexey A. Pryadein
+7 (343) 304-32-30, prydein_aa@ekadm.ru
Казакова Наталья Викторовна / Natalya V. Kazakova
+7 (343) 304-32-57, kazakova_nv@ekadm.ru