СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2018.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 330
Аксенова О. В.
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого» (ТГПУ им. Л.Н.Толстого)
Факультета психологии, кафедра специальной психологии, студентка lelya-aksenova- 1983@mail. т
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
Актуальность: развитие зрительной памяти у младших школьников с умственной отсталостью. Цель: особенности проведения диагностической программы у умственно отсталых младших школьников.
Метод: теоретический: изучение и анализ по проблеме исследования зрительной памяти у младших школьников с умственной отсталостью.
Ключевое слово:
методология, зрительная память, младший школьник, умственная отсталость, психодиагностика, принципы проведения программы.
Память- сложнейший психический процесс. Предназначенный сохранять, накапливать и воспроизводить какую-либо информацию [1].
Психодиагностика-это психологическая наука, изучает психологические особенности человека для раскрытия его внутреннего мира.
Научные данные показывают, что процессы памяти связаны со сложным электрическими и химическими изменениями в нервных клетках мозга, это очень сложный механизм, состоящий из целого ряда специальных факторов
В психодиагностике существует ряд принципов, следовать которым обязан человек, проводящий психологическое исследование, включает: -принцип компетентности; -принцип ответственности; -принцип научной обоснованности;
-принцип этической и юридической полномочности диагностического обследования;
-принцип конфиденциальности;
-принцип нанесения ущерба обследования лицу;
-принцип объективности выводов;
-принцип эффективности предполагаемого результата [2].
Психодиагностические исследования имеют много минусов. Проблемы заключается в том, что: -все методики создаются для людей с нормальным интеллектом, методики для умственно отсталых младших школьников упрощены;
-классический эксперимент зависит от характера и степени выраженности интеллекта, может оказаться не возможным;
-усложнено объяснение полученных данных особенности психики ребенка, исследуемые в эксперименте, должны объяснены как индивидуальные, клинические и возрастные, причинно-следственные иерархического и связи между ними.
-( 1ч )-
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2018.
С.Я. Рубинштейн разработал главные принципы экспериментальных методик для изучения умственно отсталых младших школьников [3]:
Принцип моделирования психической деятельности, ребенок осуществляет в своем повседневном мире, в общении с окружающими ему людьми, в процессе обучения, наблюдение за ходом работы психолог фиксирует весь процесс работы. Моделирование-это вычленение психических актов и организация выполненных этих действий в искусственных условиях.
Направленность на качественный анализ психической деятельности ребенка: рассмотрение процесса работы, темп, смена операции, характер ошибок и того, чем они вызваны, сможет ли ребенок самостоятельно с ними справиться или с чьей-то помощью.
Требование точной объективности фактов: психодиагностическое исследование не следует сводить к свободной беседе или ограничиваться определенными данными. Методики, которые проводились с умственно отсталыми младшими школьниками, не могут быть точными, как у здоровых сверстников.
При проведении обследования детей с умственной отсталостью необходимо учитывать, показатели:
1. эмоциональную реакцию, как ребенка реагирует на обследование, какое у него поведение с психологом, настораживает ли его веселость.
Волнение-естественная реакция, повышенный уровень эмоционального возбуждения к реальному объекту;
2. Понимание инструкции, цели задания, дослушивает ли ребенок инструкцию до конца, понимает цели задания, прежде чем приступить к исследованию.
3. Характер деятельности, следует обратить внимание на внимательность к заданию, на сколько умеет доводить дело до конца, важное качество самоконтроль и саморегуляция. Главным показателем является помощь постороннего и учитывать её меру.
4. Реакция на результат работы, адекватная оценка своей деятельности, нормальная эмоциональная реакция свидетельствует о понимании ребенком ситуации.
Адаптация диагностической программы для лиц с умственной отсталостью должна заключаться отсутствие временных рамок, уточнении и разъяснении вопросов и использование наглядного материала.
Список использованной литературы:
1. Бухановский А. О., Кутявин Ю. А., Литвак М. Е. Общая психопатология. Пособие для врачей. 2-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
2. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии / Т.В. Егорова. - М.: 1973. - 152 с.
3. Основы специальной психологии/ под ред. Л.В. Кузнецовой - М.: «Академия», 2008 - 408с.
© Аксенова О. В. 2018
{ П2 }