Научная статья на тему 'Методологические особенности проведения диагностической программы, направленной на изучение памяти умственно отсталых младших школьников'

Методологические особенности проведения диагностической программы, направленной на изучение памяти умственно отсталых младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
368
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ПСИХОДИАГНОСТИКА / ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аксенова О.В.

Актуальность: развитие зрительной памяти у младших школьников с умственной отсталостью. Цель: особенности проведения диагностической программы у умственно отсталых младших школьников. Метод: теоретический: изучение и анализ по проблеме исследования зрительной памяти у младших школьников с умственной отсталостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические особенности проведения диагностической программы, направленной на изучение памяти умственно отсталых младших школьников»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2018.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 330

Аксенова О. В.

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого» (ТГПУ им. Л.Н.Толстого)

Факультета психологии, кафедра специальной психологии, студентка lelya-aksenova- 1983@mail. т

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Актуальность: развитие зрительной памяти у младших школьников с умственной отсталостью. Цель: особенности проведения диагностической программы у умственно отсталых младших школьников.

Метод: теоретический: изучение и анализ по проблеме исследования зрительной памяти у младших школьников с умственной отсталостью.

Ключевое слово:

методология, зрительная память, младший школьник, умственная отсталость, психодиагностика, принципы проведения программы.

Память- сложнейший психический процесс. Предназначенный сохранять, накапливать и воспроизводить какую-либо информацию [1].

Психодиагностика-это психологическая наука, изучает психологические особенности человека для раскрытия его внутреннего мира.

Научные данные показывают, что процессы памяти связаны со сложным электрическими и химическими изменениями в нервных клетках мозга, это очень сложный механизм, состоящий из целого ряда специальных факторов

В психодиагностике существует ряд принципов, следовать которым обязан человек, проводящий психологическое исследование, включает: -принцип компетентности; -принцип ответственности; -принцип научной обоснованности;

-принцип этической и юридической полномочности диагностического обследования;

-принцип конфиденциальности;

-принцип нанесения ущерба обследования лицу;

-принцип объективности выводов;

-принцип эффективности предполагаемого результата [2].

Психодиагностические исследования имеют много минусов. Проблемы заключается в том, что: -все методики создаются для людей с нормальным интеллектом, методики для умственно отсталых младших школьников упрощены;

-классический эксперимент зависит от характера и степени выраженности интеллекта, может оказаться не возможным;

-усложнено объяснение полученных данных особенности психики ребенка, исследуемые в эксперименте, должны объяснены как индивидуальные, клинические и возрастные, причинно-следственные иерархического и связи между ними.

-( 1ч )-

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2018.

С.Я. Рубинштейн разработал главные принципы экспериментальных методик для изучения умственно отсталых младших школьников [3]:

Принцип моделирования психической деятельности, ребенок осуществляет в своем повседневном мире, в общении с окружающими ему людьми, в процессе обучения, наблюдение за ходом работы психолог фиксирует весь процесс работы. Моделирование-это вычленение психических актов и организация выполненных этих действий в искусственных условиях.

Направленность на качественный анализ психической деятельности ребенка: рассмотрение процесса работы, темп, смена операции, характер ошибок и того, чем они вызваны, сможет ли ребенок самостоятельно с ними справиться или с чьей-то помощью.

Требование точной объективности фактов: психодиагностическое исследование не следует сводить к свободной беседе или ограничиваться определенными данными. Методики, которые проводились с умственно отсталыми младшими школьниками, не могут быть точными, как у здоровых сверстников.

При проведении обследования детей с умственной отсталостью необходимо учитывать, показатели:

1. эмоциональную реакцию, как ребенка реагирует на обследование, какое у него поведение с психологом, настораживает ли его веселость.

Волнение-естественная реакция, повышенный уровень эмоционального возбуждения к реальному объекту;

2. Понимание инструкции, цели задания, дослушивает ли ребенок инструкцию до конца, понимает цели задания, прежде чем приступить к исследованию.

3. Характер деятельности, следует обратить внимание на внимательность к заданию, на сколько умеет доводить дело до конца, важное качество самоконтроль и саморегуляция. Главным показателем является помощь постороннего и учитывать её меру.

4. Реакция на результат работы, адекватная оценка своей деятельности, нормальная эмоциональная реакция свидетельствует о понимании ребенком ситуации.

Адаптация диагностической программы для лиц с умственной отсталостью должна заключаться отсутствие временных рамок, уточнении и разъяснении вопросов и использование наглядного материала.

Список использованной литературы:

1. Бухановский А. О., Кутявин Ю. А., Литвак М. Е. Общая психопатология. Пособие для врачей. 2-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

2. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии / Т.В. Егорова. - М.: 1973. - 152 с.

3. Основы специальной психологии/ под ред. Л.В. Кузнецовой - М.: «Академия», 2008 - 408с.

© Аксенова О. В. 2018

{ П2 }

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.