Научная статья на тему 'Методологические особенности преподавания философии в высших учебных заведениях'

Методологические особенности преподавания философии в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
459
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ / ПОНЯТИЯ "ФИЛОСОФИЯ" И "МЕТАФИЗИКА" / КОНСПЕКТИРОВАНИЕ ФИЛОСОФСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ / ГУМАНИТАРНЫЕ / ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ФАКУЛЬТЕТЫ ВУЗОВ / METHODS OF TEACHING PHILOSOPHY / "PHILOSOPHY" AND "METAPHYSICS" CONCEPTS / MAKING ABSTRACTS OF PHILOSOPHIC WORKS / UNIVERSITY SCHOOLS OF HUMANITIES AND NATURAL SCIENCES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бакина Валентина Ивановна

В статье рассматриваются некоторые особенности преподавания философии в вузах России. Одними из наиболее сложных и важных этапов преподавания данной дисциплины признаны знакомство студентов с основными понятиями философской науки («философия», «метафизика»), выяснение значений многозначных терминов, что важно для самостоятельного изучения обучающимися философских произведений. Показано, что лучшему понимаю философских первоисточников способствует конспектирование произведений древних и современных философов. Указываются различные подходы к преподаванию философии в зависимости от научной направленности (гуманитарной, естественно-научной) факультета вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological peculiarities of teaching philosophy in higher schools

This article discusses some features of philosophy teaching in higher schools of Russia. The author believes that the most complicated and important stage is students' leaning of such basic concepts of the philosophy science as "philosophy" and "metaphysics", clarification of polysemantic terms, which is essential for independent study of philosophical works by students. It is shown that making abstracts of ancient and modern philosophers' books leads to better understanding of the philosophical origins. The paper reviews a variety of approaches to teaching philosophy depending on the students' major (humanities, natural science).

Текст научной работы на тему «Методологические особенности преподавания философии в высших учебных заведениях»

УДК 378:1

Бакина Валентина Ивановна кандидат философских наук,

ассистент кафедры истории зарубежной философии философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Bakina Valentina Ivanovna

PhD in Philosophy, Assistant, Foreign Philosophy History Subdepartment, Philosophy Department, Lomonosov Moscow State University

METHODOLOGICAL PECULIARITIES OF TEACHING PHILOSOPHY IN HIGHER SCHOOLS

Аннотация:

В статье рассматриваются некоторые особенности преподавания философии в вузах России. Одними из наиболее сложных и важных этапов преподавания данной дисциплины признаны знакомство студентов с основными понятиями философской науки («философия», «метафизика»), выяснение значений многозначных терминов, что важно для самостоятельного изучения обучающимися философских произведений. Показано, что лучшему понимаю философских первоисточников способствует конспектирование произведений древних и современных философов. Указываются различные подходы к преподаванию философии в зависимости от научной направленности (гуманитарной, естественно-научной) факультета вуза.

Ключевые слова:

методы преподавания философии, понятия «философия» и «метафизика», конспектирование философских произведений, гуманитарные, естественно-научные факультеты вузов.

Summary:

This article discusses some features of philosophy teaching in higher schools of Russia. The author believes that the most complicated and important stage is students' leaning of such basic concepts of the philosophy science as "philosophy" and "metaphysics", clarification of polysemantic terms, which is essential for independent study of philosophical works by students. It is shown that making abstracts of ancient and modern philosophers' books leads to better understanding of the philosophical origins. The paper reviews a variety of approaches to teaching philosophy depending on the students' major (humanities, natural science).

Keywords:

methods of teaching philosophy, "philosophy" and "metaphysics" concepts, making abstracts of philosophic works, university schools of humanities and natural sciences.

Преподаватель философии сталкивается в своей работе с различными трудностями. Основная из них - недостаток времени для тщательного изучения указанного предмета. Философия является профилирующим предметом только на философских факультетах университетов, на факультетах другой научной направленности эта дисциплина позиционируется как второстепенная, и на ее изучение отводится в лучшем случае два семестра учебного года. За это короткое время преподаватель должен успеть рассмотреть с обучающимися весьма значительный по объему философский материал.

Важным этапом изучения философии является рассмотрение самого понятия «философия». Во все времена и в различных странах философское знание включало в себя собственные научные и учебные дисциплины. «Философия» - греческое слово, означающее «любовь (филео) к мудрости (софия)», впервые было употреблено Пифагором (VI в. до н. э.), утверждавшим, что человеку не следует считать себя мудрым. Так, ранних греческих мыслителей называли «мудрецами (софос)», однако, по мнению Пифагора, только боги могут быть мудрыми, люди же - это только «любители мудрости» [1, с. 148]. В других странах философский предмет не обозначался греческим словом, например в Древней Индии использовалось понятие «даршана», означающее 'философия, наука, размышление, мудрость, видение, взгляд'».

Содержание философского знания менялось в разные исторические эпохи. Конфуций (552-479 гг. до н. э.) определял философию только как этическое знание, как нравственные законы. Ранняя греческая философия вв. до н. э.) характеризовалась как натурфилософия или космология, Аристотель (384-322 гг. до н. э.) в книге «Метафизика» обозначал предмет философии как начало и причины сущего [2, с. 67]. В последующие времена мыслители по-разному определяли предмет философии: для представителей позитивистской философии (Х1Х-ХХ вв.) это наука; экзистенциализма (XX в.) - существование, сущность человека; американской философии прагматизма (Х1Х-ХХ вв.) - деятельность, здравый смысл.

Другой сложностью в преподавании философии является многозначность философских терминов, так как современный философский аппарат формировался в течение долгого времени. Педагогу приходится уделять много внимания выяснению значения философских понятий, чтобы обучающиеся могли правильно понимать философские произведения.

Возьмем, к примеру, древнекитайскую и древнеиндийскую философию, которые включены в программу Министерства образования России по предмету «Философия». Важнейшее понятие в древнекитайских философских произведениях - «дао» (дословно с китайского языка - 'путь'). «Дао» в «Ши цзине» (XI в. до н. э.) означало нравственный и космический закон, который в те далекие времена был единым для общества и природы. «Дао» в книге Конфуция «Лунь Юй» («Беседы и высказывания») означает «взаимность» (забота о людях), «золотая середина» (середина в поведении людей между несдержанностью и осторожностью), «человеколюбие» (почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям) [3, с. 139-174]. «Дао» в произведении Лао-цзы (У1-У вв. до н. э.) «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ») имеет несколько значений: первоначало всего существующего, сущность всех вещей, нравственный закон [4, с. 114-138].

В древнеиндийских текстах обучающиеся встречаются с многозначным термином «брахман» и должны знать следующие его философские значения: «древний Бог, жрец, священное слово, говорить загадками, расти, быть сильным, истоки всего сущего и не-сущего, основа мира» [5, с. 156].

В ходе изучения истории философии некоторые трудности для студентов представляет понятие «метафизика» (с др.-греч. 'после физики'), появившееся в I в. до н. э. Грамматик Андроник Родосский, исследуя найденные рукописи Аристотеля, распределил их по следующим рубрикам: этика, политика, биология, логика, астрономия, физика. Те же рукописи, содержание которых осталось для него непонятным, он расположил после физики. Так их и назвали позже. Из авторского опыта преподавания философии следует, что на занятиях, посвященных философии Аристотеля, нужно подробно говорить о «метафизике» и рассматривать все возможные значения этого термина. Кроме «после физики» «метафизика» означает философию самого Аристотеля, которую он сам называл «первой философией» (т. е. начала и причины сущего). Также это название книги Аристотеля. Понятие «метафизика» стало нарицательным и многозначным, оно встречается во всех европейских философских произведениях с I в. до н. э. по настоящее время. Основной философский смысл его - «учение о сверхопытных началах и законах бытия» [6, с. 541]. К этому можно прибавить и «метафизическое мышление», отрицавшее саморазвитие бытия. Практически во всех произведениях философов присутствует метафизическое учение, даже если мыслители не знали этого термина. Например, «метафизика» у Платона - это метод познания, у философов эпохи Возрождения - «царица наук», у И. Канта - систематическое знание, выведенное из чистого разума. Г.В.Ф. Гегель впервые противопоставил «метафизику» и «диалектику» как два различных философских метода.

Важнейшая задача преподавания философии в высших учебных заведениях состоит в том, чтобы научить обучающихся самостоятельно постигать смысл философских произведений, которые являются основой философских знаний, хотя учебный процесс обеспечен многими учебными пособиями, энциклопедиями. Представляется необходимым советовать ученикам конспектировать оригинальные произведения, что помогает определить главные и второстепенные темы философских первоисточников. Составление конспектов также является хорошим подспорьем в подготовке к зачетам и экзаменам.

Здесь уместно обратить внимание на самостоятельную работу обучающихся, их самообразование. Профессор философского факультета МГУ В.С. Грехнёв пишет, что качественное образование «возможно лишь вместе с самообразованием - самостоятельной, систематической работой человека по усвоению и закреплению знаний, умений, навыков. Без такой постоянно осуществляемой самостоятельной работы учащимися невозможно эффективное и качественное их образование» [7, с. 68].

Отметим, что способность учеников к самообразованию развивают педагоги уже со школьной скамьи, и опыт работы автора статьи в приемной комиссии философского факультета МГУ, на олимпиаде школьников по философии свидетельствует в основном о хорошей подготовке абитуриентов к поступлению на гуманитарные факультеты университета.

Возможно, следует уделять больше внимания философскому знанию в школе. Как известно, в настоящее время философия входит в состав школьного предмета «Обществознание» вместе с политикой, экономикой, социологией. Еще в XIX в. выдающийся немецкий философ Г.В.Ф. Гегель считал необходимым изучение философии в гимназиях. Он посвятил этому вопросу книгу «Введение в философию: Философская пропедевтика», в которой рассматривается подробный план обучения: для низшего класса - это учение о праве, долге и религии, для среднего - феноменология духа и логика, для высшего - учение о понятии и философская энциклопедия [8, с. 260]. Думаем, многие преподаватели университета могли бы проводить занятия для школьников, что способствовало бы более тесным взаимоотношениям между двумя образовательными системами: школой и высшим учебным заведением. Декан философского факультета МГУ, профессор В.В. Миронов, размышляя о реформе образования в России, считает, что в последние годы «была серьезно деформирована система "школа - вуз"» [9, с. 5].

Преподавание философии на философских факультетах университетов России предполагает охват всего спектра философского знания на занятиях по таким предметам, как «Логика», «Онтология», «Теория познания», «Социальная философия», «Философия и методология науки», «История зарубежной философии», «История русской философии», «Этика», «Эстетика», «Философия религии», «Философия образования», «Философия языка». Полный курс обучения философии составляет 9 лет: 4 года бакалавриата, 2 года магистратуры и 3 года аспирантуры.

На других факультетах вузов философию изучают в течение двух семестров. Программа обучения состоит из знакомства с основными разделами истории и теории мировой философии, такими как «Восточная философия», «Античность и Средневековье», «Новое время», «Немецкая классическая философия» и «Европейская философия XIX и XX вв.». Теоретический материал включает философское учение о бытии, познании, о мире, о человеке и обществе.

Следует заметить, что, преподавая философию, необходимо учитывать специфику факультета. Многолетний опыт преподавания философии автором статьи на различных факультетах МГУ помог прийти к выводу, что, например, учащихся факультета журналистики больше всего интересуют история философского языка, значение и смысл философских терминов в их историческом развитии. Это связано с тем, что в своей профессиональной работе журналисты, используя «слово», всегда обращают внимание на его смысл, значение. Это касается всех основных сегментов единой современной медиаиндустрии: газет, журналов, радио, телевидения, интернет-СМИ, информационных агентств, предприятий рекламного бизнеса, структуры системы связей с общественностью. Можно вспомнить пожелания профессора, президента факультета журналистики МГУ, Ясена Николаевича Засурского, о подготовке современного «универсального журналиста», для чего необходимо уделять внимание и некоторым философским вопросам, например гносеологии (как изучать журналистику), праксиологии (что представляет собой журналистская практика), аксиологии и антропологии (какими ценностными и нравственными установками руководствуется журналист) [10, с. 3].

Преподавание философии на филологических факультетах вузов предполагает уделять больше внимание философским произведениям. Автором данной статьи подготовлена программа курса лекций по дисциплине «Философия» для магистров иностранного отделения филологического факультета, в которой определяются основные цели, задачи, содержание данного курса лекций [11, с. 3-5].

Не лишним будет заметить, что филология и философия - две гуманитарные дисциплины, которые с древних времен всегда были тесно связаны. Величайшие поэты, писатели, драматурги были выдающимися философами. Они доступными им средствами, языком художественного творчества внесли значительный вклад в гуманитарную науку философских знаний. Например, Гомер для древних греков был образцом не только мудрости, но и мужества, доблести. Его произведения составляют необходимую основу философии, филологии, культуры древних греков и в конечном счете всей европейской цивилизации.

Выдающийся ученый и педагог, профессор кафедры классической филологии филологического факультета МГУ Сергей Иванович Радциг утверждал, что поэмы Гомера являются «сокровищницей мудрости греческого народа» и они были основой школьного образования [12, с. 77]. В гомеровском эпосе содержатся мировоззренческие представления, и выявление, систематизация их в художественном тексте являются важнейшими задачами для изучения ранней античной философии [13, с. 71]. Будучи студентом философского факультета, автор данной статьи часто посещала лекции, семинары и занятия на филологическом факультете и сегодня с уважением и благодарностью вспоминает преподавателей кафедры классической филологии филологического факультета МГУ, приобщивших ее к знаниям античной культуры, что впоследствии помогло в преподавании философии бакалаврам и магистрам филологического факультета.

Преподавание философии на естественно-научных факультетах МГУ, например физическом, предполагает знание преподавателем философии основ физической науки. Педагогической работе автора на астрономическом отделении помогло ее обучение в Государственном астрономическом институте им. П.К. Штернберга (МГУ). Особенно ценным оказалось посещение лекций по истории астрономии замечательного педагога и выдающегося ученого, профессора А.И. Еремеевой. В своей книге «История и методология астрономии» Алина Иосифовна, указывая важнейшую цель изучения астрономической науки, определяет ее особую роль в формировании интеллектуального и духовного облика человека как Homo Sapiens, его научного мировоззрения [14, с. 9].

Труд преподавателя сложный и ответственный. Кроме обычного учебного процесса: лекций, семинарских занятий, консультаций, проверки контрольных работ, зачетов и экзаменов -преподаватели работают над новыми лекционными курсами, участвуют в школьных и магистерских олимпиадах, приемных комиссиях, выступают с докладами на научных конференциях и семинарах. В обязанность преподавателей входят подготовка и публикация программ новых курсов

лекций и семинарских занятий, издание учебных пособий, монографий и научных статей. Работа преподавателя требует ежедневного напряжения всех интеллектуальных и физических сил, однако является крайне интересной и важной.

Ссылки:

1. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. I. М., 1989.

2. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. I. М., 1976.

3. Конфуций. Лунь Юй. Древнекитайская философия. Т. I. М., 1972.

4. Лао-цзы. Дао дэ цзин. Древнекитайская философия. Т. I. М., 1972.

5. Индийская философия. Энциклопедия. М., 2009.

6. Новая философская энциклопедия : в 4 т. Т. II. М., 2010.

7. Грехнёв В.С. Единство образования и самообразования // Философское образование. Вестник Ассоциации философских факультетов и отделений. М. ; СПб., 2012.

8. Гегель Г.В.Ф. Введение в философию: Философская пропедевтика. М., 2011.

9. Миронов В.В. Размышления о реформе российского образования. М., 2011.

10. Засурский Я.Н. СМИ о СМИ // Коханова Л.А., Калмыков А.А. Основы теории журналистики. М., 2014.

11. Бакина В.И. Философия. Программа курса лекций для магистров иностранного отделения филологического факультета МГУ. М., 2013.

12. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М., 1982.

13. Чанышев А.Н. Эгейская предфилософия. М., 1970.

14. Еремеева А.И., Цицин Ф.А. История и методология астрономии. Ч. I. М., 2013.

References:

Aristotle 1976, Works in four volumes, vol. I, Moscow, (in Russian).

Bakina, VI 2013, Philosophy. The course of lectures for the Masters of the foreign department of the Philological Faculty of Moscow State University, Moscow, (in Russian).

Chanyshev, AN 1970, Aegean pre philosophy, Moscow, (in Russian).

Confucius. Lunyu. Ancient Chinese Philosophy 1972, vol. I, Moscow, (in Russian).

Eremeeva, AI & Tsitsin, FA 2013, History and methodology of astronomy, part I, Moscow, (in Russian).

Fragments of the early Greek philosophers 1989, part I, Moscow, (in Russian).

Grekhnev, VS 2012, 'The unity of education and self-education', Filosofskoye obrazovaniye. Vestnik Assotsiatsii filosofskikh fakul'tetov i otdeleniy, Moscow, St. Petersburg, (in Russian).

Hegel, GWF 2011, Introduction to Philosophy: Philosophical propaedeutics, Moscow, (in Russian). Indian philosophy. Encyclopedia 2009, Moscow, (in Russian).

Lao Tzu. Tao Te Ching. Ancient Chinese Philosophy 1972, vol. I, Moscow, (in Russian). Mironov, VV 2011, Reflections on the reform of the Russian education, Moscow, (in Russian). Radtsig, SI 1982, The history of ancient Greek literature, Moscow, (in Russian). The New Encyclopedia of Philosophy: in 4 vols 2010, vol. II, Moscow, (in Russian).

Zassoursky, YN 2014, 'Media about media', in Kokhanova, LA & Kalmykov, AA, Fundamentals of theory of journalism, Moscow, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.