Научная статья на тему 'Методологические особенности изучения социальных настроений на региональном уровне'

Методологические особенности изучения социальных настроений на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
669
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ НАСТРОЕНИЕ / МЕТОДОЛОГИЯ / МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ / НАСЕЛЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА / SOCIAL MOOD / METHODOLOGY / PUBLIC OPINION MONITORING / POPULATION / REGIONAL SPECIFICS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Морев Михаил Владимирович, Каминский Вадим Сергеевич

В статье рассмотрены основные теоретические подходы к пониманию сущности и структуры социального настроения. Проведён сравнительный анализ методологических подходов к измерению социального настроения на федеральном и региональном уровнях. Выявлены особенности и преимущества методологического подхода, используемого ИСЭРТ РАН для измерения социального настроения на территории Вологодской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological peculiarities of studying social sentiment at the regional level

The article dwells on the basic theoretical approaches to the understanding of the social mood essence and structure. The comparative analysis of methodological approaches to measuring social mood at the federal and regional levels is carried out. The peculiarities and advantages of the methodological approach, used by ISEDT RAS to measure the social mood in the Vologda Oblast are revealed.

Текст научной работы на тему «Методологические особенности изучения социальных настроений на региональном уровне»

Формирование и развитие территориальных сообществ

УДК 316.42 (470.12) ББК 60.527 (2 Рос - 4 Вол)

© Морев М.В., Каминский В.С.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАСТРОЕНИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

В статье рассмотрены основные теоретические подходы к пониманию сущности и структуры социального настроения. Проведён сравнительный анализ методологических подходов к измерению социального настроения на федеральном и региональном уровнях. Выявлены особенности и преимущества методологического подхода, используемого ИСЭРТРАН для измерения социального настроения на территории Вологодской области.

Социальное настроение, методология, мониторинг общественного мнения, население, региональная специфика.

Социальное настроение - ключевой элемент общественного сознания, возникающий как реакция на воздействие внешних социальных объектов, как результирующее или доминантное чувство, порождённое этими объектами, осознаваемое или неосознаваемое [10]. На его формирование оказывает влияние множество факторов: экономические, политические, духовные и т. д. Поэтому социальное настроение является комплексным

индикатором, отражающим динамику общественного мнения в условиях изменения социально-экономической и политической ситуации.

Цель настоящего исследования состоит в определении специфики методологических подходов к изучению социального настроения на региональном уровне и, в частности, особенностей и преимуществ методологического подхода, используемого Институтом социально-экономиче-

МОРЕВ Михаил Владимирович кандидат экономических наук, научный сотрудник, и. о. зав. лабораторией ФГБУН ИСЭРТ РАН [email protected]

КАМИНСКИЙ Вадим Сергеевич инженер-исследователь ФГБУН ИСЭРТ РАН [email protected]

ского развития территорий (ИСЭРТ РАН) для измерения социального настроения на территории Вологодской области. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть основные теоретикометодологические подходы к изучению социального настроения.

2. Сравнить методологические подходы, используемые ВЦИОМ и ИСЭРТ РАН, определить их сильные и слабые стороны.

3. Выявить региональные особенности динамики социального настроения на территории Вологодской области.

Существуют два основных подхода к пониманию сущности социального настроения: психологический и социологический. В психологии социальное настроение - это сравнительно продолжительное, устойчивое индивидуальное психическое состояние умеренной или слабой интенсивности, которое обусловлено двумя факторами: субъективным (потребности и интересы людей) и объективным (реальные условия жизни, соответствующие или нет этим потребностям и интересам) [7].

В социологии оно рассматривается как многокомпонентное явление, которое отражает социальные установки, социальные цели и интересы не только конкретного индивида, но и социальных групп и всего общества в целом. Социальное настроение, с одной стороны, формируется под воздействием реальных экономических, политических, духовных процессов, протекающих в социуме, а с другой - само оказывает существенное влияние на характер и уровень различных общественных процессов, так как воздействует на мышление, намерения людей и их поведение. Помимо этого, социальное настроение во многом зависит от возможности индивидов удовлетворять свои жизненные потребности.

Феноменсоциальногонастроенияизу-чался многими отечественными исследователями (Е.И. Головаха, М.Д. Красильникова, Ю.А. Левада, Д.В. Ольшанский, Б.Д. Парыгин, В.В. Петухов, Б.Д. Порш-нев, Л.Я. Рубина, Ж.Т. Тощенко, С.В. Харченко, В.М. Чугуенко, И.Н. Яценко и др.). Зарубежные учёные (А. Кэмпбелл [12],

Н. Брэдберн [11], С. Уити, Е. Динер [13], Р. Инглегарт, Б. Хэди, Ф. Эндрюс и др.) анализируют схожие понятия: «субъективное благополучие», «восприятие качества жизни», «удовлетворённость жизнью») [12]. Если западные авторы традиционно придерживаются точки зрения, согласно которой социальная подоплёка настроения связана с поведением человека и его влиянием на общество, отечественные учёные, напротив, объясняют её влиянием общества на человека.

Существует несколько вариантов классификаций социального настроения:

- по сферам деятельности (политическое, экономическое, трудовое, бытовое, этническое, религиозное и другие виды настроения);

- по субъектам: общее (групповое, массовое) и частное (индивидуальное); общее может суммироваться из частных как обобщающий результат;

- по эмоциональной окраске (позитивное - негативное настроение) [7].

Исследователи не пришли к единому мнению в вопросе о структуре социального настроения. По мнению Ж.Т. Тощенко, она состоит из четырёх элементов:

- социальное самочувствие (результирующим показателем этого уровня социального настроения выступает потребность в самосохранении себя как социального существа, члена группы и общества, а также оценка уровня и степени благополучия непосредственной микросреды);

- оценка и самооценка социального статуса (мнение людей о своей социальной роли и её престижности в обществе);

- социальные ожидания (проявляются в ценностях, установках, жизненных ориентациях);

- социальная позиция (в её основе лежит мировоззрение) [8, с. 32].

B.М. Чугуенко и Е.М. Бобкова к компонентам социального настроения относят переживания по поводу своего материального положения, в связи с удовлетворённостью или неудовлетворённостью качеством жизни и стилем социального поведения [9, с. 19].

C.О. Саскудаева рассматривает социальное настроение как совокупность показателей, отражающих степень удовлетворённости реализацией потребностей и жизненных планов личности [7].

Таким образом, в науке отсутствует точное определение социального настроения. Это обусловлено прежде всего тем, что указанное понятие имеет в значительной степени иррациональный характер и по своей сути находится на стыке двух отраслей знания - социологии и социальной психологии [10].

Многообразие точек зрения на сущность социального настроения обусловливает актуальность изучения методологических подходов к его измерению и анализу. В Российской Федерации мониторинг социального настроения с 1992 года проводит Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Эмпирической базой для расчёта индексов, лежащих в основе динамических рядов, служат данные ежемесячных экспресс-опросов, проводимых ВЦИОМ по репрезентативной общероссийской выборке (с учётом квот по полу, возрасту, образованию и территориальному районированию Госкомстата) в 39 регионах Российской Федерации и в 100 населённых пунктах (количество респондентов - 1600 человек).

ВЦИОМ строит интегральный индекс социального настроения на основе 2 комплексных индексов, каждый из которых состоит, в свою очередь, из 3 частных индексов:

- индекс социального самочувствия (включает частные индексы, измеряющие оценки респондентов по следующим вопросам: «В какой мере Вас устраивает жизнь, которую Вы ведёте?», «Как Вы считаете, через год Вы (Ваша семья) будете жить хуже или лучше, чем сейчас?», «Как бы Вы оценили в настоящее время материальное положение Вашей семьи?»);

- индекс оценок положения дел в стране («Как бы Вы оценили нынешнее экономическое положение России в целом?», «Как бы Вы оценили в целом нынешнюю политическую обстановку в России?», «Насколько Вы согласны с тем, что дела в стране идут в правильном направлении?»).

Интегральный индекс социального настроения является средним значением всех шести частных индексов.

ИСН рассчитывается ВЦИОМ исходя из оценок респондентами положения их семьи, а также характеристик экономической и политической ситуации в стране. Таким образом, ВЦИОМ под социальным настроением понимает интегральную оценку совокупности политических, экономических, общественных и других настроений, формирующихся в обществе [3].

На региональном уровне также предпринимаются попытки исследовать социальное настроение. Можно привести следующие примеры:

1. Исследование социального настроения жителей среднего города (Чайковский, Пермский край), проведённое в 2004

- 2005 гг. И.М. Мерзляковой. Применялся метод анкетирования жителей города, представляющих семь социально-профессиональных групп населения [5].

2. Исследование социального настроения жителей г. Урай Ханты-Мансийского автономного округа, осуществлённое в 2005 году И.Н. Яценко. Помимо метода количественного опроса И.Н. Яценко был применён качественный метод: проведена фокус-группа с привлечением различных социальных групп. Для описания социального настроения использовалась такая характеристика, как чувство удовлетворённости своим социальным положением; основными индикаторами явились события личной и семейной жизни. Также анализировалось социальное настроение горожан, связанных с деятельностью органов местного самоуправления. В данном случае была использована такая характеристика, как чувство лояльности населения по отношению к муниципальной власти. Индикаторами выступили: отношение различных социальных групп к проводимой властями социальной политике, к их деятельности по разрешению наиболее важных городских проблем [10].

3. Исследование социального настроения молодёжи Республики Бурятия, проведённое в 2008 году С.О. Саскудаевой. Для получения достоверной информации автором были выделены отдельные половозрастные группы молодёжи Бурятии, по формам занятости опрошены представители всех социальных групп. Инструментарий, разработанный автором, содержит 4 взаимосвязанных между собой блока вопросов. Первый блок вопросов анкеты направлен на выявление основных факторов, способствующих формированию положительного либо отрицательного социального настроения опрошенных. Второй блок очерчивает круг главных приоритетов в жизни молодых людей, здесь же определяются основные формы участия молодёжи в политических процессах общества, исследуется отношение молодёжи к деятельности общественных и политических объединений. Третий

блок характеризует нравственные ценности, жизненные установки, духовную составляющую современной молодёжи, а также социальные ожидания молодых людей. Заключительный блок анкеты представляет информацию о социальнодемографических данных респондента, которая была использована для сравнительного анализа ряда переменных [7].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что исследование социального настроения на региональном уровне проводится в основном в форме разовых социологических исследований.

На территории Вологодской области социальное настроение изучается с 1996 года в рамках мониторинга общественного мнения, который проводит ИСЭРТ РАН1. Респондентам предлагается выбрать один из четырёх вариантов ответа на вопрос «Что бы Вы могли сказать о своём настроении в последние дни?»: «прекрасное настроение», «нормальное, ровное состояние» (положительные характеристики), «испытываю напряжение, раздражение», «испытываю страх, тоску» (отрицательные характеристики). Для расчёта индекса социального настроения из доли положительных ответов вычитается доля отрицательных, затем к полученному значению прибавляется 100, чтобы не иметь отрицательных величин. Таким образом, полностью отрицательные ответы дали бы общий индекс 0, положительные - 200, равновесие первых и вторых - индекс 100,

1 Мониторинг общественного мнения ИСЭРТ РАН проводится раз в два месяца. Опрашивается 1500 респондентов в возрасте от 18 лет и старше в городах Вологде и Череповце, в Бабаевском, Великоустюгском, Вожегодском, Грязовецком, Кирилловском, Никольском, Тарногском и Шекснинском районах Вологодской области. Репрезентативность выборки обеспечивается соблюдением следующих условий: пропорции между городским и сельских населением, пропорции между жителями населённых пунктов различного типа (сельские населённые пункты, малые и средние города), половозрастной структурой взрослого населения области. Метод опроса - анкетирование по месту жительства респондентов.

являющийся нейтральной отметкой. Нейтральный уровень значения индекса - 100 пунктов. Индекс выше 100 пунктов означает преобладание позитивных суждений над негативными, ниже 100 - противоположную ситуацию.

Преимуществом методик ИСЭРТ РАН и ВЦИОМ является мониторинговый режим опросов общественного мнения, который редко используется на региональном уровне вследствие затратности и трудоёмкости данного метода исследования. Мониторинговый режим позволяет анализировать изменения социального настроения в контексте развития социально-экономической и общественно-политической ситуации в стране и регионе.

В структуру опросов общественного мнения, проводимых ИСЭРТ РАН, входят вопросы, используемые ВЦИОМ для измерения социального настроения. Это позволяет применить методику ВЦИОМ на региональном уровне, для того чтобы понять, насколько динамика социального настроения жителей Вологодской области коррелирует с общероссийскими тенденциями, в чём её региональная специфика.

Следует отметить, что в данном случае можно сопоставлять лишь общие тенденции; сами значения показателей

опросов сравнивать нельзя, поскольку они применяются на разных территориальных уровнях.

Сравнительный анализ показал, что динамика социального настроения на федеральном и региональном уровнях в целом идентична за исключением двух периодов:

1. Во-первых, в 2008 году по сравнению с 2007 годом в Вологодской области наблюдается снижение индекса социального настроения со 107 до 102 п. (рис. 1). В целом по стране он увеличился с 85 до 93 п.

2. Во-вторых, в 2011 году по сравнению с 2010 годом в целом по России зафиксировано падение индекса социального настроения (на 5 п.), а в регионе индекс не изменился (93 п.).

Объяснение выявленных регио-

нальных особенностей, на наш взгляд, состоит в следующем. Население Вологодской области одним из первых ощутило на себе влияние мирового финансово-экономического кризиса. Вологодская область оказалась в числе наиболее пострадавших от кризиса регионов. Это произошло вследствие спада в металлургическом производстве, от которого почти на 90% зависят налоговые доходы бюджета [4, с. 104].

■Российская Федерация

■Вологодская область

Рис. 1. Динамика индекса социального настроения в Российской Федерации и Вологодской области* (в пунктах)

*Данные по Российской Федерации - ВЦИОМ; данные по Вологодской области - рассчитаны авторами по методике ВЦИОМ.

Из региона-донора область превратилась в регион-реципиент с самым значительным для России дефицитом бюджета (в 2010 году - 28%) [2]. В период кризиса показатель валового регионального продукта Вологодской области, отражающий её экономический потенциал, впервые за последние годы снизился (в 2009 году по сравнению с 2008 годом - на 25%) [6, с. 18]. Как следствие, в 2008 году на территории региона значительно снизились значения всех частных индексов, используемых в методике и характеризующих основные сферы жизни (материальное положение, социальный оптимизм, общая оценка удовлетворённости жизнью и т. д.; табл. 1).

Значение индекса социального настроения в 2011 году сохранилось на уровне 2010 года за счёт того, что ухудшение общественного мнения о состоянии политической ситуации в стране (индекс снизился с 109 до 106 п.) было уравновешено ростом индекса удовлетворённости жизнью (с 103 до 111 п.), социального оптимизма (с 86 до 91 п.), а также улучшением оценок экономического положения России и материального положения семьи (индекс возрос с 76 до 82 п. и с 75 до 80 п. соответственно). Это улучшение связано с тем, что по итогам 2011 года динамика большинства показателей социально-экономического развития России в целом и Вологодской области в частности оказалась положительной: уровень промышленного производства в регионе в 2011

году вырос на 4,7% по сравнению с 2010 годом, объёмы производства продукции сельского хозяйства и розничной торговли увеличились на 9,3 и 5,9% соответственно. Сложившаяся ситуация в экономике Вологодской области во многом обусловила процессы, происходящие в социальной сфере. Так, в 2011 году относительно 2008 года среднедушевые доходы населения в регионе выросли на 21% [1, с. 9-11].

Таким образом, применение методики ВЦИОМ для оценки социального настроения позволяет увидеть территориальные особенности за счёт комплекса вопросов, охватывающих различные сферы жизни (социально-экономическую, политиче-

скую, психологическую и т. д.).

Методика, применяемая ИСЭРТ РАН для регулярных замеров социального настроения, состоит из одного вопроса («Что бы Вы могли сказать о своём настроении в последние дни?»), поэтому она не позволяет настолько же точно фиксировать территориальные отличия (рис. 2). В то же время она отражает общие тенденции, характерные для социального настроения жителей Российской Федерации и Вологодской области.

Преимуществом методологического подхода, применяемого ИСЭРТ РАН, является экономичность и оперативность, простота подсчёта полученных результатов, что наряду с корреляцией с общероссийскими тенденциями общественного мнения обусловливает правомерность исполь-

Таблица 1. Динамика частных индексов социального настроения в Вологодской области

(рассчитано авторами по методике ВЦИОМ; в пунктах)

Частные индексы 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2008 +/- к 2007 2011 +/- к 2010

Удовлетворённости жизнью н. Д. 101,6 120,7 104,1 102,9 102,7 110,5 107,1 -16,6 +7,8

Материального положения 72,6 91,4 92,6 90,3 76,1 75,2 79,8 82,7 -2,3 +4,6

Социального оптимизма 94,9 99,3 103,6 97,5 80,9 86,2 90,6 90,4 -6,1 +4,4

Экономического положения страны 89,7 99,1 105,9 101,2 67,5 75,8 81,5 85,3 -4,7 +5,7

Политической обстановки 97,4 100,7 114,4 117,9 98,7 109,2 106,3 96,5 +3,5 -2,9

Общего вектора развития страны н. Д. н. Д. н. Д. н. Д. н. Д. 107,3 н. Д. 97,3 н. Д. н. Д.

■ По методике ИСЭРТ РАН > По методике ВЦИОМ

Рис. 2. Динамика индекса социального настроения жителей Вологодской области (в пунктах)

Таблица 2. Что бы Вы могли сказать о своём настроении в последние дни?

(варианты ответа: «нормальное состояние», «прекрасное настроение»; в % от числа опрошенных)

Социальная группа 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2012 +/-к 2005

Возраст

До 30 лет 63,7 67,6 71,3 74,6 60,0 71,8 70,0 72,3 +8,6

От 30 до 55 лет 58,3 59,9 64,8 68,5 52,9 60,9 62,5 67,9 +9,6

Старше 55 лет 52,6 51,1 54,8 57,6 47,1 55,6 58,3 62,1 +9,5

Уровень образования

Среднее и неполное среднее 55,2 57,5 58,4 61,6 49,4 55,3 57,4 57,2 +2

Среднее специальное 55,7 57,9 64,6 67,5 49,9 61,0 63,6 66,7 +11

Высшее и незаконченное высшее 63,6 62,7 68,6 72,6 60,6 70,5 68,3 77 +13,4

Уровень доходов

20% наименее обеспеченных 49,9 50,7 51,6 54,9 37,6 46,3 45,3 51,5 +1,6

60% среднеобеспеченных 56,4 59,1 62,9 67,1 53,0 61,8 65,3 68,7 +12,3

20% наиболее обеспеченных 70,3 71,4 74,9 77,3 66,3 78,3 75,3 81,1 +10,8

зования методики института в качестве репрезентативного экспресс-метода исследования социального настроения.

Другим преимуществом вышеуказанной методики является возможность оценивать ситуацию в различных социальнодемографических группах населения, что позволяет более конкретно проанализировать, в каких именно категориях произошло ухудшение (или улучшение) социального настроения. Например, за период с 2005 по 2012 г. доля жителей области, характеризующих своё настроение как «нормальное и прекрасное», увеличилась на 11%. Этот рост произошёл в основном у лиц с более высоким уровнем образования и дохода (со средним специальным, высшим и незаконченным высшим

образованием, 60% среднеобеспеченных и 20% наиболее обеспеченных жителей области; табл. 2).

Таким образом, проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Вследствие многообразия точек зрения на сущность социального настроения отсутствует единство методологических подходов к его изучению, что обусловливает необходимость их дальнейшего совершенствования.

2. Социальное настроение в монито-ринговомрежимеизмеряетсянаучно-иссле-довательскими центрами на федеральном уровне, однако в регионах наблюдается дефицит подобных исследований. Здесь проводятся разовые конкретно-социологические исследования.

3. Методика измерения социального настроения, применяемая ИСЭРТ РАН, позволяет получать репрезентативные данные, которые коррелируют с общероссийскими тенденциями общественного мнения. При этом преимуществами данной методики являются оперативность и возможность оценки ситуации в различных социально-демографических группах населения.

4. Применение дополнительных вопросов в большей степени позво-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ляет учесть региональную специфику, однако их использование «утяжеляет» методику, делает её менее оперативной, не позволяет отслеживать динамику общественного мнения в различных социально-демографических катего-

риях населения. Вследствие этого применение комплекса дополнительных индикаторов, по мнению авторов, целесообразно для углублённого изучения факторов, влияющих на динамику социального настроения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барабанов, А.С. Мониторинг перемен: основные тенденции [Текст] | А.С. Барабанов, О.И. Попова, Е.Э. Леонидова || Проблемы развития территории. - 2012. - № 1. - С. 9-15.

2. Великанова, О. Удержать равновесие [Электронный ресурс] | О. Великанова. - Режим доступа: http:||expert.ru|northwest|2010|04|byudzhety_regionov|

3. Индексы социального самочувствия [Электронный ресурс]: база данных ВЦИОМ. - Режим доступа: http:||wciom.ru|178|

4. Кожина, Т.П. Институциональное доверие: региональный аспект [Текст] | Т.П. Кожина || Проблемы развития территории. - 2013. - № 3. - С. 100-115.

5. Мерзлякова, И.М. Социальная структура и социальное настроение среднего города в современном российском обществе (на примере города Чайковский) [Электронный ресурс]: дис.... на соиск. уч. ст. канд. соц. наук: 22.00.04 - социальная структура, социальные институты и процессы | И.М. Мерзлякова. - Пермь, 200б. - Режим доступа: http:||www.lib.ua-ru. net|diss|cont|208313.html

6. Модернизация экономики региона: социокультурные аспекты [Текст] | А.А. Шабунова, К.А. Гулин, М.А. Ласточкина, Т.С. Соловьева. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2012. - 155 с.

7. Саскудаева, С.О. Социальное настроение молодёжи в условиях трансформации российского общества [Электронный ресурс]: автореф. дис.... на соиск. уч. ст. канд. соц. наук: 22.00.04

- социальная структура, социальные институты и процессы | С.О. Саскудаева. - Улан-Уде, 2009. - Режим доступа: http:||www.ceninauku.ru|page_11391.htm

8. Тощенко, Ж.Т. Социальное настроение [Текст] | Ж.Т. Тощенко, С.В. Харченко. - М.: Academia, 199б. - 195 с.

9. Чугуенко, В.М. Новые тенденции в исследовании социального самочувствия населения [Текст] | В.М. Чугуенко, Е.М. Бобкова || Социологические исследования. - 2013. - № 1. -

С. 15-23.

10. Яценко, И.Н. Социальное настроение и самочувствие населения малого северного города

[Электронный ресурс]: дис... на соиск. уч. ст. канд. соц. наук: 22.00.04 - социальная струк-

тура, социальные институты и процессы | И.Н. Яценко. - Екатеринбург, 200б. - Режим доступа: http:||www.lib.ua-ru.net|diss|cont|191625.html

11. Bradburn, N.M. The Structure of Psychological Well-Being [Text] | N.M. Bradburn. - Chicago: Aldine, 19б9. - Зб p.

12. Campbell, A. The Quality of American Life [Text] | A. Campbell, P.E. Converse., W.L. Rodgers. - New York: Sage Found, 197б. - 583 p.

13. Diener, Ed. Personality, Culture, and Subjective Well-Being: Emotional and Cognitive Evalutions of Life [Text] | Ed Diener, S. Oishi, R.E. Lucas || Annu. Rev. Psychol. - 2003. - 425 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.