Научная статья на тему 'Методологические особенности интеграции теории и практики в физическом воспитании и спорте'

Методологические особенности интеграции теории и практики в физическом воспитании и спорте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орлова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические особенности интеграции теории и практики в физическом воспитании и спорте»

ЛИТЕРАТУРА

1. Денисова М.В. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов сферы туристского сервиса: автореф. дис. ...канд. пед. наук / М.В. Денисова. - Челябинск, 2006. - 27 с.

2. Бараник Е.В. Формирование основ профессиональной компетентности как одна из основных задач языковой подготовки в вузе // Высшее образование сегодня / Е.В.Бараник. - 2007. - № 3. - С. 45-47.

3. Карпова О.Л. Теоретико-методологические аспекты самообразовательной деятельности студентов: инновационный подход / Саморазвитие человека: инновации в образовательном пространстве / О. Л.Карпова // Материалы межд. науч.-практич. конферен. -Н.Новгород: ВГИПУ, ч.1, 2007. - 282 с. - С.236-246.

4. Кеспиков В. Н. Управление исследовательской подготовкой руководителя образовательного учреждения // Монография / В.Н.Кеспиков - Челябинск: ЧелГНОЦ УрО РАО, 2003. - 300 с.

5. Кустов Л.М. Организация экспериментальной педагогической деятельности в учреждениях начального профессионального образования: Учебное пособие / Л.М.Кустов - Челябинск: Чел.фил.ин-та развития проф. образования МО РФ, 1995. -120 с.

6. Найн А.Я. Современный словарь-справочник нового педагогического мышления / А.Я.Найн. - Челябинск: Чел.фил. УГНОЦ РАО, 2000. - 28 с.

7. Первутинский В.Г. Современные подходы к развитию профессиональной компетентности студентов / В.Г.Первутинский // http://akmeo.rus.net/index.php?id=119.

- 2007.

8. Петров А.Ю. Компетентностный подход в непрерывной профессиональной подготовке инженерно-педагогических кадров: автореф. дис. ... докт. пед. наук /

А.Ю.Петров; Вятский госуд.гуманит.ун-т. - Н.Новгород, 2005. - 45 с.

9. Тухман И.В. Компетентностный подход и оценка выпускных квалификационных работ в педагогическом учебном заведении // Высшее образование сегодня / И.В.Тухман. - 2007. - № 3. - С. 42-45.

10. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способностей человека: Учеб. пособие / В.Д.Шадриков. - М.: Логос, 1996. - 320 с.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ

Н.А. Орлова

Введение. Тесные отношения между практическим и теоретическим познанием зарождались и создавались еще в древних цивилизациях и прослеживались в течение длительного периода существования человечества. В настоящее время в педагогике взаимоотношения теории и практики складываются двояко. С одной стороны, признается, что она является порождением общественной педагогической практики (Ушин-ский К.Д., 1968; Краевский В.В., 1977; Бабанский Ю.К., 1989). С другой стороны, в педагогике широко используется эксперимент, на основе которого формируются новые принципы, правила обучения и воспитания. Вместе с тем к эксперименту с включенным в него человеком некоторые исследователи относятся скептически, так как у человека, оказавшегося в искусственно созданных условиях нарушаются специфические связи со средой, определяющие его спортивный и профессиональный статус (Рид

Э.С., 1990).

Цель настоящей статьи заключалась в обосновании методологического подхода к исследованию двигательной деятельности человека посредством изучения передового педагогического опыта, экспериментального биомеханического анализа и осмысливания такого сложного явления как произвольное двигательное действие (физическое

упражнение) человека.

В истории эволюции спортивной техники существует множество примеров, когда техника соревновательных упражнений изобреталась не учеными, а тренерами и спортсменами (Озолин Н.Г., Хоменков Л.С., 1989; Рудерман Г, 2002). Эта особенность наиболее ярко выражена в таких видах спорта как легкая атлетика, гимнастика, фигурное катание. В них доминирующее значение в подготовке спортсменов имеет совершенствование технического мастерства. Можно считать, что эмпирические знания тренеров-исследователей, тренеров-изобретателей, выдающихся спортсменов составляют основной вклад в достижение спортивных результатов и обеспечивают прогресс в методике спортивной подготовки. Достижения научных работников в этой области уступают спортивной практике по объективным причинам, заключающихся в различии целей и способов деятельности.

Для тренеров и спортсменов цель заключается в повышении спортивного результата, что является достаточно высокой мотивацией для поиска и совершенствования техники движений, подбора тренировочных упражнений. В трудовой деятельности тренер повседневно взаимодействует со своими воспитанниками, выполняющими двигательные действия в естественных условиях, которые оцениваются в большинстве случаев количественными показателями - метрами, секундами, килограммами или занятыми местами. Язык, необходимый для общения тренера с учеником - особый язык, малознакомый стороннему наблюдателю. Он представляет собой не только вербальный способ обмена информацией, но и различные жесты, позы, телодвижения, мимику, что значительно облегчает понимание и освоение физических упражнений. У тренера между возникшей идеей по совершенствованию подготовки и реализацией замысла отсутствует задержка, необходимая для выработки нового знания. По-видимому, это связано со спецификой спортивной деятельности, в которой слова, термины, определения в ходе познания и становления двигательного действия не имеют решающего значения.

Многочисленные обстоятельства, сопровождающие труд специалистов-практиков свидетельствуют о том, что недооценивать роль их эмпирических знаний нельзя. Вместе с тем они не являются научными и не могут без преобразования использоваться в научных разработках и в системе высшего образования. Полученные в повседневной практике знания несут большую утрату. Для их распространения необходимы научные способы накопления информации.

Наука представляет собой другое средство накопления знания. Основным ее продуктом являются понятия и определения, формирующиеся в иных условиях и по другим законам. Решающее значение при этом имеют не столько явления и процессы, непосредственно воспринимаемые человеком, сколько его способность к абстрагированию, отвлеченному мышлению, а также использование специальных средств познания. В частности, в области биомеханики целью является установление закономерностей “построения“ движения, а средством - анализ и систематизация психических, кинематических и динамических показателей организации движения с использованием технических средств их регистрации. Говорить о том, какие знания ценнее, не имеет смысла. Необходимы и знания, приобретаемы в результате творческого поиска тренеров, и знания, полученные в ходе экспериментальных исследований и логичных рассуждений ученых.

При сложившемся довольно широком мнении, при котором приоритет в совершенствовании техники спортивных движений и методики тренировок остается за тренерами и спортсменами, возникает вопрос о роли науки в приобретении знаний. Очевидно, она заключается в необходимости обоснования методических и теоретических положений для развития, как самой науки, так и образования, т.е. для разработки категорий и понятий на основе преобразования субъективных знаний, добытых в спортивной практике, в объективные с целью передачи их последующим поколениям. При этом задача науки заключается не только в том, чтобы результаты, достигнутые прак-

тикой, сделать доступными и понятными (перевести информацию с языка практики на язык науки), но и в том, чтобы на этой основе формировать новые знания. По этому поводу известный мыслитель современности В. С. Степин говорит следующее. В современной науке абстрактные модели, ранее сформированные в сфере теоретического знания, должны дополняться эмпирическими сведениями в качестве строительного материала при создании новой теоретической модели. Такой принцип построения теоретического знания расширяет горизонты познавательного и практического освоения мира, осуществляет прорывы к новым предметным областям, изучая не только то, с чем человек сталкивается в производстве и опыте определенной исторической эпохи, но и то, что выходит за эти рамки.

В связи с этим предлагается новый методологический подход к получению продуктивного знания, когда передовой педагогический опыт не только обобщается в общепринятом понимании этого слова, а обосновывается посредством эксперимента, используемого не столько в педагогической науке, сколько в более точной дисциплине

- биомеханике. В этом направлении были предприняты попытки по исследованию творческого наследия заслуженного мастера, заслуженного тренера СССР В.И. Алексеева (Орлова Н.А., 2005; Орлова Н.А., 2007). В ходе такой работы удалось выявить некоторые биомеханические закономерности организации спортивных движений, в частности определить взаимосвязь длительности программирования и координационной сложности физического упражнения, определяемой составом и объемом движений двигательного действия, величиной внешнего отягощения, степенью устойчивости и мышечными моментами в исходных положениях. Была также дана биомеханическая характеристика элементарного двигательного цикла “сокращение-расслабление“ мышцы, составляющего основу целостного движения на периферии двигательного аппарата и неоднозначно связанного с центральным уровнем его управления: сознательно регулируется сокращение мышцы, пассивно - расслабление.

Биомеханика физических упражнений является естественнонаучной основой изучения спортивной техники. Она включает в себя знания по механике, анатомии, физиологии, психологии, кибернетики, математики и сосредоточивает проверенные временем прогрессивные идеи и технические достижения. Перспективность биомеханики для решения педагогических задач состоит, с одной стороны, в том, что она широко применяет точные количественные методы исследования с привлечением математического аппарата, экспериментальных и аналитических средств механики, а с другой - она многогранна, поскольку проявления второй составляющей биомеханики (жизни) неограниченны; их не всегда можно изучить посредством экспериментального метода. В то же время сильная сторона педагогики заключается в том, что она служит гуманитарной цели - направлена на обеспечение телесного, душевного, социального благополучия. Объединение гуманитарного, естественнонаучного направлений и техники обеспечивает прогрессивное развитие науки, возможность интеграции частных разработок, полученных в различных качественно отличающихся разделах науки, в единую систему знания.

Особенность предполагаемого методологического подхода заключается в непривычной последовательности теоретических и практических положений. На первом месте находится практическое доказательство деятельности В.И. Алексеева и его учеников, на втором - теоретическая разработка актуальных проблем спортивной подготовки и биомеханики физических упражнений, на третьем - эксперимент. Новизна состоит в том, что эксперимент следует после признания педагогических и спортивных результатов легкоатлетической школы. Это вызвано необходимостью обоснования их теоретической значимости.

Резюме. Теория и практика представляют собой диалектическое единство: знание есть результат мышления и наблюдения (чувственных данных). В области спортивной тренировки обеспечить единство двух форм познания в необходимой мере так, чтобы сделать его продуктивным в условиях только педагогического эксперимента

(специально организованной деятельности для решения научных задач) или только в условиях тренерской практической деятельности, плохо удается. Совместное использование анализа реальных событий из творческой лаборатории специалистов-практиков, экспериментальных количественных данных о биомеханической структуре спортивных двигательных действий может существенно повысить приращение и качество нового теоретического знания.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

2. Доронин, А.М. Физические упражнения как результат интеграции активности двигательного аппарата в качестве анализатора, двигателя и рекуператора энергии: автореф. дис... докт. пед. наук. - Майкоп, 1999. - 46 с.

3. Козлов, И.М. Биомеханические факторы организации движений у человека: дис. докт. биол. наук / И.М. Козлов. - Л., 1984. - 307 с.

4. Краевский, В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики / В.В. Краевский. - М.: Знание, 1977. - 64 с.

5. Муравьев, В.П. Техническая подготовка в беге на короткие дистанции с учетом особенностей формирования двигательных программ: дис. ... канд. пед. наук /

В.П. Муравьев. - Л., 1991. - 157 с.

6. Озолин, Н.Г. Исторический очерк развития легкой атлетики / Н.Г. Озолин, Л.С. Хоменков. // Легкая атлетика: учеб. для ин-тов физ. культуры - М.: Физкультура и спорт, 1989. - С. 12-36.

7. Орлова, Н.А. Время реакции как показатель координационной сложности физического упражнения / Н.А. Орлова // Теория и практика физической культуры. -2005. - № 3. - С. 54-58.

8. Орлова, Н.А. Значение творческого наследия В.И. Алексеева для АФК / Н.А. Орлова // Адаптивная физическая культура. - 2007. - № 1. - С. 20-23.

9. Рид, Э.С. Уроки по теории действия / Э.С. Рид // Управление движениями. -М.: Наука, 1990. - С. 7-19.

10. Рудерман, Г. Метания в ХХ веке: Тенденции развития / Г. Рудерман // Легкая атлетика. - 2002. - №3-4. - С.33-35.

11. Самсонова, А.В. Моторные и сенсорные компоненты биомеханической структуры физических упражнений: дис. ... докт. пед. наук / А.В. Самсонова. - СПб., 1997. - 315 с.

12. Степанов, В. В. Исследование биомеханической структуры движений с целью повышения эффективности управления тренировочным процессом бегунов на короткие дистанции: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.В. Степанов. - Л., 1977. - 18 с.

13. Степанов, В. С. Асимметрия двигательных действий спортсменов в трехмерном пространстве: автореф. дис. ... докт. пед. наук / В.С. Степанов. - Майкоп, 2001. - 48 с.

14. Степин, В.С. Теоретическое познание / В.С. Степин. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 744 с.

15. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические произведения / К. Д. Ушинский.

- М.: Просвещение, 1968. - 557 с.

АНАЛИЗ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ, СТОЯЩИХ ПЕРЕД СРЕДНИМИ ШКОЛАМИ Г. УРАЛЬСКА, В КОНТЕКСТЕ ВВЕДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

М.В. Поляничко

Теоретический анализ и обобщение нормативных документов и литературных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.