АГРОЭКОЛОГИЯ
УДК 502.35:911.35:550.4 Л.Г. Казанцева,
Е.Д. Кошелева, С.А. Жданов
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ НА ПРИМЕРЕ ЗОНЫ ВЛИЯНИЯ БУРЛИНСКОЙ ОБВОДНИТЕЛЬНО-ОРОСИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Природопользование — это сфера общественно-производственной деятельности человека, включающая все формы взаимодействия природных, технических и социально-экономических систем. Эффективное управление природопользованием возможно только при понимании процессов, протекающих в вышеперечисленных системах, учете их взаимной вложенности и координации функционирования.
Современная наука располагает огромным арсеналом теоретических и методических средств изучения различных систем. Однако процесс специализации в науке зашел настолько далеко, что представители разных наук, или даже представители разных разделов одной науки, а также специалисты разных отраслей практической деятельности утрачивают взаимопонимание. Это является причиной непонимания целостности систем окружающего мира и, как следствие, углубления кризиса современного общества в сфере природопользования. Рассмотренные противоречия можно разрешить путем разработки концепции управления природопользованием на основе методологии Достаточно общей теории управления (ДОТУ) [1-3].
Достаточно общая теория управления позволяет перейти к единообразному описанию разнородных процессов, то есть использовать фундамент всех частных наук и при необходимости входить в любую из них. Понятийный аппарат ДОТУ — средство междисциплинарного общения специалистов разных частных отраслей знаний и деятельности, средство объединения разрозненных научных знаний и прикладных навыков в гармоничную целостность, необходимую для безопасной жизни и деятельности отдельных людей, коллективов и в целом общества.
Основой методологии ДОТУ являются представления о мире в виде категорий триединства «материи-информации-
меры». Материя — это вещество, энергия в различных состояниях. Материя переходит из одного состояния в другое и обладает упорядоченностью. Материя является носителем информации. Информация — это образ, упорядоченность и формы материи. Информация не может существовать без материи. Мера — это многомерная матрица возможных состояний и преобразований материи, хранящая информацию о всех процессах, происходящих в прошлом и
настоящем, а также информацию о предопределенной направленности их течения в будущем. Мера пребывает во всем и все пребывает в мере. Благодаря этому свойству меры мир обладает целостностью. Выпадение системы из общевселенской меры ведет к ее гибели. Данные представления базируются на современных научных разработках в сфере системного управления. Окружающий мир — это система, состоящая из огромного количества подсистем различных иерархических уровней, по Н.Ф. Реймерсу — это система систем
[4].
Методология ДОТУ рассматривает понятие о суперсистемах, их взаимной вложенности и виртуальности, объясняет управление протекающими в них процессами на основе отображения информации между элементами суперсистем и в окружающей среде, а также показывает роль интеллекта в управлении суперсистем. С позиции ДОТУ глобальный исторический процесс развития человеческого общества вложен в процесс эволюции биосферы. Для эффективного управления необходимо знание
приоритетов обобщенных средств управления (методологического, хронологического, фактологического, экономического, геноцидного и военного), использование полной функции управления в практической деятельности [1-3].
Необходимость разработки концепции управления природопользованием на основе методологии ДОТУ продемонстрируем на примере территории, находящейся в зоне влияния Бурлинской обводнительно-оросительной системы (ООС). Данная территория характеризуется сложным сочетанием, взаимной вложенностью и пересечением природных, технических и социальноэкономических систем. Геотехническая система Бурлинской ООС показана на рисунке 1. Она пересекает три природно-мелиоративные зоны, охватывает весь бассейн р. Бурлы и часть бассейна р. Оби (рис. 2). Зона влияния Бурлин-ской ООС находится в пределах пяти административных районов Алтайского края и выходит за его пределы в Ново-
сибирскую (рис. 3, 4).
область
Казахстан
Рис. 1. Схема геотехнической системы Бурлинской ООС (выполнено в векторной графике с использованием материалов [5-7])
и
Рис. 2. Схема природно-мелиоративного районирования и водосборных бассейнов зоны влияния Бурлинской ООС (выполнено в векторной графике с использованием материалов [8])
Рис. 3. Схема природно-мелиоративного и административного районирования зоны
влияния Бурлинской ООС (выполнено в векторной графике с использованием материалов [8])
Рис. 4. Схема административного районирования и водосборных бассейнов зоны влияния Бурлинской ООС (выполнено в векторной графике с использованием материалов [6, 9])
Техническая система Бурлинской ООС включает следующие структурные элементы:
1. Источник орошения — Новосибирское водохранилище.
2. Водозабор: в Крутихинском районе вода забирается из Новосибирского водохранилища головной насосной станцией и подается в магистральный канал.
3. Магистральный канал длиной 30,4 км с 3 перекачивающими насосными станциями.
4. Водоприемник — оз. Прыганское, входящее в состав речной системы р. Бурлы, на окраине с. Прыганка Крути-хинского района.
5. Зарегулированное (спрямленное, углубленное, зарегулированное плотинами) русло р. Бурлы от оз. Прыган-ское до оз. Большое Топольное общей длиной 460 км.
6. Водопроводящая, регулирующая сети и массивы орошения разных очередей строительства.
7. Ловчие, оградительные каналы, дрены вдоль проводящей сети и водосборная, дренажная сеть на массивах орошения.
8. Гидротехнические сооружения (ливнепропуски, консольный быстроток и др.).
9. Дорожная сеть, мостовые сооружения, здания различного назначения и пр.
В природном отношении зона влияния Бурлинской обводнительно-оросительной системы разделена на три части (рис. 2), отличающиеся по условиям проведения мелиоративных работ. С востока на запад, то есть от Приобской зоны к Западно-Кулундинской, происходит закономерное уменьшение количества осадков, увеличение дефицита влаги в почвах и их засоленности, в соответствии с этим изменяются цели мелиорации.
В теории и практике управления природопользованием особую актуальность приобретает бассейновый подход, при котором основное внимание концентрируется на функционировании водосборных бассейнов рек как целостных природных или природно-хозяйственных систем [9, 10]. Зона влияния Бурлинской ООС относится к бассейнам двух рек: Оби и Бурлы (рис. 2, 4). Геосистемы
зоны влияния Бурлинской ООС, принадлежавшие разным водосборным бассейнам, в значительной степени отличаются по природным условиям. Водосборный бассейн р. Оби в пределах рассматриваемой территории — это более или менее расчлененная часть Приобского плато, сложенная лессовидными карбонатными суглинками. Водосборный бассейн р. Бурлы представляет собой террасовые комплексы с наличием плоских слабодренированных поверхностей и распространением пород различного гранулометрического состава.
Природно-мелиоративные зоны включают в себя несколько речных бассейнов, а речные бассейны пересекают несколько природно-мелиоративных зон (рис. 2). Кроме того, бассейн реки состоит из бассейнов притоков различных порядков, а природно-мелиоративные зоны — из геосистем низших иерархических уровней. Во всех перечисленных природных системах можно также выделить в качестве подсистем отдельные природные компоненты: природные воды, рельеф, климат, породы, почвы и т.д. Взаимная вложенность природных систем обуславливает необходимость их сопряженного анализа на всех иерархических уровнях в целях эффективного управления природопользованием.
Управление социально-экономических систем осуществляется на межгосударственном, краевом, районном уровнях, а также уровнях отдельных предприятий и хозяйств. Как уже было отмечено ранее, зона влияния Бурлинской ООС охватывает пять административных районов Алтайского края и выходит за пределы края в Новосибирскую область и Казахстан (рис. 3, 4). Для каждого административного района характерно своеобразное сочетание природных условий, обусловленное территориальным положением зональных, азональных и бассейновых геосистем разных иерархических уровней, а также расположение определенных структурных элементов технической схемы Бурлинской ООС, тесно связанных с природными компонентами.
Для решения проблем гидромелиоративного освоения бассейна р. Бурлы был создан Бассейновый совет по р. Бурла. Шесть районов бассейна р. Бурлы за-
ключили Бассейновое соглашение по координации и использованию водных ресурсов. Инициативу Крутихинского, Панкрушихинского, Хабарского, Немецкого национального, Бурлинского и Ка-расукского районов поддержали администрации Алтайского края и Новосибирской области [10].
Несмотря на функционирование различных управленческих структур до сих пор отсутствует единый подход к эксплуатации Бурлинской ООС. Орошаемые участки нарезаны без учета ландшафтной дифференциации территории. В результате экономического кризиса и изменения форм собственности на землю колхозы были разделены на части и отданы частным землепользователям. После деления земельных участков частные землепользователи унаследовали все проблемы нерациональной территориальной организации хозяйства. Землепользователи, действуя несогласованно, усиливают проблемы природопользования, что ведет к дальнейшей деградации почв и снижению экономической эффективности использования земель. Подобная ситуация является характерной для всей зоны влияния Бурлинской ООС. Управление на уровнях администрации Алтайского края и Новосибирской области, соответствующих административных районов и Бассейнового совета по р. Бурла имеют столько нерешенных вопросов, и о становлении централизованной системы эксплуатации просто не идет речь.
Данная ситуация обусловлена объективно существующими методологическими проблемами, связанными с противоречиями в изучаемых и управляемых системах. С позиции ДОТУ сложившаяся в зоне влияния Бурлинской ООС обстановка характеризуется как концептуально неопределенное управление, причиной которого является информационная замкнутость и изолированность различных блоков управления социальными системами, несогласованность и противоречивость их целей и концепций.
Управление социальными системами в настоящее время преимущественно происходит на четвертом по значимости экономическом приоритете, то есть через финансы. Деньги являются предельно обобщенным видом информации
экономического характера, а механизмы рыночной экономики по концептуальным причинам не могут обеспечить эффективное управление в сфере природопользования, так как основными целями такого управления является получение максимальной прибыли, а не сохранение природно-ресурсного потенциала и гармоничных взаимоотношений между обществом и природой.
Для эффективного управления необходимо перейти на высшие приоритеты управления. Например, использование средств второго по значимости хронологического приоритета позволяет видеть и оценить проблемы Бурлинской ООС в процессе истории ее создания, строительства и эксплуатации, а также использовать опыт истории эксплуатации Алейской и Кулундинской оросительных систем.
Методологический приоритет является самым высшим приоритетом управления, к нему относится информация мировоззренческого характера, методология, осваивая которую люди индивидуально и общественно строят свои «стандартные автоматизмы» распознавания частных процессов в полноте и целостности мироздания. Она является основой культуры мышления и полноты управленческой деятельности.
Для эффективного управления природопользованием в зоне влияния Бурлин-ской ООС необходимо обеспечить методологическое образование и совершенствование квалификации специалистов всех уровней управления. Необходимо отметить, что рассмотренная территория характеризуется достаточно высокой степенью изученности специалистами разных областей знаний, а также большим разнообразием природных условий, наличием сложных технических систем, имеющимся потенциалом развития социально-экономических систем, что дает возможность управленцам всех уровней проявить свои творческие способности в управленческой деятельности.
Современный управленец-природо-пользователь (природопользователем является любое физическое и юридическое лицо) должен иметь целостное мировоззрение, использовать полную функцию управления в практической
деятельности, разрабатывать совокупную концепцию управления систем соответствующего уровня, оптимально сочетать структурный и бесструктурный способы управления для раскрытия потенциала управляемых систем. Перечисленные способности можно развить при изучении и освоении методологии ДОТУ
[1-3].
Библиографический список
1. Достаточно общая теория управления (Описание всех процессов в мироздании как процессов управления в социальных системах). Новосибирск, 2000. 265 с.
2. Мертвая вода (Концепция общественной безопасности в основополагающем и целостном виде). Новосибирск, 2000. 308 с.
3. www.vodaspb.ru
4. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества: Концептуальная экология / Н.Ф. Реймерс. М.: ИЦ «Россия Молодая»; Экология, 1992. 367 с.
5. Акуленко Ю.Н. Гидрогеологомелиоративные особенности Бурлинской обводнительно-оросительной системы / Ю.Н. Акуленко, М.И. Рыжковский, П.А. Ляшенко // Гидрогеологические и инженерно-геологические процессы на мелиоративных системах степной зоны Сибири. Красноярск, 1978. Вып. 10. С. 47-55.
6. История развития мелиорации на Алтае / под ред. Р.П. Воробьевой. Барнаул: Аз Бука, 2003. 244 с.
7. Схема комплексного использования и охраны водных ресурсов бассейна р. Бурла на территории Алтайского края и Новосибирской области. Барнаул: Ал-тайводпроект, 2003. Кн. 1. Ч. 2. 228 с.
8. Атлас Алтайского края. М.; Барнаул: ГУГК СССР, 1978. Т. 1. 222 с.
9. Жерелина И.В. Бассейновый подход в управлении природопользованием: ав-тореф. дис. канд. геогр. наук / И.В. Жерелина. Барнаул, 1999. 21 с.
10. Пурдик Л.Н. Ландшафтноэкологический анализ гидромелиоративного освоения бассейна р. Бурла / Л.Н. Пурдик, И.В. Жерелина // VII научное совещание по прикладной географии: тез. докладов. Иркутск, 2001. С. 57-59.