Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
406
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / ПОДХОДЫ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кобозева Елена Михайловна, Дургарян Алина Арамовна

В статье раскрываются теоретические основы управления персоналом организации. Охарактеризованы основные подходы к управлению персоналом организации. Определены достоинства и недостатки корпоративного подхода к управлению персоналом. Перечислены группы методов управления персоналом. Выделены виды эффективности управления персоналом организации. Отмечено, что эффективное управление персоналом возможно только при использовании системы методов, подходов которыми руководитель должен владеть безупречно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE ORGANIZATION'S PERSONNEL MANAGEMENT

The article reveals the theoretical foundations of the organization's personnel management. The main approaches to the organization's personnel management are characterized. The advantages and disadvantages of the corporate approach to personnel management are determined. Groups of personnel management methods are listed. The types of efficiency of the organization's personnel management are highlighted. It is noted that effective personnel management is possible only when using a system of methods, approaches that the manager must master flawlessly.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ»

Кобозева Елена Михайловна, к.э.н., доцент (e-mail: alena.cobozeva@yandex.ru)

Кубанский государственный технологический университет г.Краснодар, Россия

Дургарян Алина Арамовна, магистрант (e-mail: alina.avagyan.1997@mail.ru)

Кубанский государственный технологический университет г. Краснодар, Россия

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

низации

Аннотация: в статье раскрываются теоретические основы управления персоналом организации. Охарактеризованы основные подходы к управлению персоналом организации. Определены достоинства и недостатки корпоративного подхода к управлению персоналом. Перечислены группы методов управления персоналом. Выделены виды эффективности управления персоналом организации. Отмечено, что эффективное управление персоналом возможно только при использовании системы методов, подходов которыми руководитель должен владеть безупречно.

Ключевые слова: персонал, управление персоналом, производительность труда, подходы в управлении персоналом, методы управления персоналом, эффективность управления, оценка эффективности управления

Эффективное управление персоналом является важной составной частью системы управления организацией в целом. Грамотное управление персоналом и его координация обеспечивают организации конкурентное положение на рынке и дальнейшее функционирование в изменяющихся условиях.

Персонал является важным звеном в деятельности любой организации, так как благодаря ему происходит рост прибыли организации, формирование ее имиджа на рынке.

Под управлением персоналом понимается непрерывный процесс, направленный на повышение мотивации всех сотрудников компании для повышения их производительности труда и, как следствие, достижение всех поставленных целей руководством организации. В современных условиях менеджеры уделяют все больше внимания личностным качествам своих сотрудников, преобразовывая понятие трудовые ресурсы в человеческий капитал. Также немаловажным направлением работы с персоналом является формирование у сотрудников организации чувства ответственности за результаты труда, повышение благоприятного морально-психологического климата в коллективе и контроль наличия высокой квалификацией у всех сотрудников организации [1].

Опираясь на основополагающие концепции менеджмента, управление персоналом занимает одно из важнейших мест в управленческой деятельности. Как правило, это обобщенное представление о месте человека в организации. В настоящее время существует три основных подхода к управлению персоналом: рационалистический, психологический и корпоративный.

Эти подходы отражают отношение к сотруднику с разных сторон, но все эти они основаны на одних и тех же аспектах: личностных и профессиональных.

Рассмотрим подробнее каждый из подходов, представленных на рисунке 1 [2].

Рисунок 1 - Характеристика подходов к управлению персоналом

Рационалистический подход рассматривает человека как субъекта четко определенного вида деятельности, которым следует рационально управлять для эффективного осуществления им его оптимизированных действий. Основной мотивацией работника является оценка результата, которого он достиг в своей профессиональной деятельности, материальное вознаграждение [2].

Этот подход характеризуется тем, что человек в организации должен осуществлять свои основные функции, следуя четко определенной структуре и заданиям, при этом эффективно используя свои профессиональные навыки и умения. При этом он должен четко представлять последователь-

ность своих действий. Таким образом, в рационалистическом подходе особое внимание отводится организации труда как системе.

Психологический подход большее внимание уделяет оптимизации социально-психологических аспектов деятельности внутри организации. Этот подход доказывает, что психологический климат внутри коллектива и в целом на предприятии в значительной степени влияет на производительность труда персонала.

Система управления персоналом, основанная на корпоративном подходе, заключается в том, что сотрудники связывают себя и свой профессиональный рост именно с той организацией или компанией, в которой они работают. Согласно данному подходу, руководитель организации предоставляет работникам возможности для самореализации и профессионального развития. В свою очередь, сотрудники делают все возможное для повышения конкурентоспособности организации, стремятся соблюдать внутрифирменное нормы, даже могут ставить цели организации выше своих личных. Однако при реализации корпоративного подхода можно выделить как плюсы, так и минусы (таблица 1) [3].

Таблица 1 - Достоинства и недостатки корпоративного _подхода к управлению персоналом_

Достоинства подхода Недостатки подхода

Организация имеет цель - взаимодействие со средой, в которой она находится Ориентация на работников в качестве ресурсов для развития не учитывает права личности выбирать и делать свой собственный выбор

Поддержка высокого уровня управления персоналом за счет более тщательного изучения различных его потребностей Этот подход предполагает то, что работники могут удовлетворять любые свои нужды только во взаимодействии с организацией и напрямую через нее

Стратегические цели и задачи организации взаимосвязаны с ее структурой и соизмеримы с другими показателями Идея о «функциональной интеграции» как о всеобъемлющем объединении всех работников, работающих на благо организации

В организации есть четко определенные системы, которые позволяют ей функционировать В случае неудачи ответственность возлагается на внешние факторы. Из-за этого организации не предпринимают никаких попыток по изменению эффективности выбранного курса деятельности

Как правило, при внедрении инноваций в первую очередь учитывается реальная потребность организации.

Следует отметить, что в современной науке и практике теории управления идет непрерывный процесс совершенствования, обновления и поиска новых подходов, методов и концепций в области управления персоналом.

Руководители компании могут использовать методы управления для построения эффективной системы управления персоналом. С помощью ме-

тодов управления можно управлять коллективом или отдельными сотрудниками.

Выделяют три группы методов управления персоналом, позволяющие координировать деятельность сотрудников в процессе работы (рисунок 2)

[4].

Рисунок 2 - Классификационные группы методов управления персоналом

организации

Однако самым эффективным способом управления персоналом является комплексное использование экономических, социальных и психологических методов. При использовании системы данных методов можно увидеть объект совершенствования со всех сторон, что позволит избежать ошибок в деятельности организации [4].

В основе управления персоналом лежит оценка его эффективности, демонстрирующая, насколько технологии управления человеческими ресурсами позволяют реализовать ключевые цели развития организации [4].

Чтобы разработать критерии оценки результативности, необходимо проводить оценку эффективности менеджмента персонала с учетом результатов каждого из работников.

Анализ научных и практических исследований позволяет выделить несколько основных методологических подходов к оценке эффективности управления персоналом организации (рисунок 3) [5].

Рисунок 3 - Виды эффективности управления персоналом организации

Таким образом, оценка эффективности управления персоналом включает расчет экономической, социальной и организационной эффективности, которые в полном объеме характеризуют достижение целей организации на основе оптимального расходования имеющихся у нее ресурсов.

Следует отметить, что в настоящее время не существует единого подхода при оценке эффективности функционирования системы управления персоналом. Сложность оценки заключается в выделении деятельности персонала из производственного процесса.

Многие руководители проводят оценку системы управления персоналом с помощью стандартных показателей, системы KPI, системы сбалансированных показателей (BSC), количества заключенных сделок и т.п. Наиболее популярным инструментарием оценки эффективности деятельности любой организации, любого подразделения, а также их подразделений, отделов, сотрудников являются система KPI, которая включает совокупность финансовых и нефинансовых показателей, оказывающих влияние на количественное и качественное изменение ожидаемых результатов [6].

Ключевая проблема применения системы оценки персонала заключается в излишней субъективности руководящего состава, непрозрачности или неправильности применения методов оценки.

Таким образом, руководитель должен безупречно владеть всеми методами управления, обладать высокой экономической культурой, профессионализмом в области правовых отношений и быть компетентным психологом и воспитателем. Как показывает практика, наивысший эффект достигается в том случае, когда применяется система методов, которые дополняют и усиливают друг друга. Все вышесказанное требует корректировки и выбора новых акцентов при управлении и оценке эффективности управления персоналом организации.

Список источников

1. Прохорова В.В., Коломыц О.Н., Кобозева Е.М. Менеджмент. - Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2017. - 419 с.

2. Прохорова В.В., Кобозева Е.М., Схаплок Р.Б. Основы проектного менеджмента: учеб. пособие. - Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2022. - 180 с.

3. Ракитянский Н.А., Кобозева Е.М. Роль контроля в управлении организацией // Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах. Сборник научных трудов 5-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Горохов А.А., 2016. - С. 213-216.

4. Гавриш Е.С. Мотивация как элемент системы управления персоналом предприятия. Материалы ХХХ11 Международной научно-практической конференции «Россия в меняющемся мире: социально-экономические, политические и гуманитарные ориентиры», 2015. - Москва. - С.23-26

5. Кобозева Е.М., Селиверстова О.В. Основные механизмы повышения эффективности управления производством // Будущее науки - 2021. Сборник научных статей 9-й Международной научной молодёжной конференции. - Курск, 2021. - С. 101 - 132.

6. Кобозева Е.М., Кравченко Д.Б. Мотивация труда работников как фактор эффективного управления предприятием // Актуальные вопросы развития современного обществ. Сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции. - Курск, 2016. - С. 144-147.

Статья поступила в редакцию 20.09.2022; одобрена после рецензирования 25.09.2022; принята к публикации 25.09.2022.

Kobozeva Elena Mikhailovna, PhD, associate Professor

(e-mail: alena.cobozeva@yandex.ru)

Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia

Durgaryan Alina Aramovna, undergraduate

(e-mail: alina.avagyan.1997@mail.ru)

Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE ORGANIZATION'S PERSONNEL MANAGEMENT

Abstract: the article reveals the theoretical foundations of the organization's personnel management. The main approaches to the organization's personnel management are characterized. The advantages and disadvantages of the corporate approach to personnel management are determined. Groups of personnel management methods are listed. The types of efficiency of the organization's personnel management are highlighted. It is noted that effective personnel management is possible only when using a system of methods, approaches that the manager must master flawlessly.

Keywords: personnel, personnel management, labor productivity, approaches in personnel management, methods of personnel management, management efficiency, management efficiency assessment

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.