Научная статья на тему 'Методологические основы управления научно-исследовательской и инновационной деятельностью в вузе'

Методологические основы управления научно-исследовательской и инновационной деятельностью в вузе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Печерская Е. А., Печерский А. В., Николаев К. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы управления научно-исследовательской и инновационной деятельностью в вузе»

ЛИТЕРАТУРА

1. Петрянин Д.Л. Анализ систем защиты информации в базах данных / Д.Л. Петрянин, Н.В. Горячев, Н.К. Юрков // Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2013. Т. 1. С. 115-122.

2. Левитин А.В. Алгоритмы: введение в разработку и анализ — М.: Вильямс, 2006. С. 392-398.

3. Архивируем WinRAR'ом [Электронный ресурс] // URL: http://www.white-windows.ru/all-about-winrar-arhiver/ (дата обращения 05.03.2015).

4. WinZip for Windows, Mac and Mobile - Zip Files, Unzip Files [Электронный ресурс] // URL: http://www.winzip.com/win/ru/index.htm (дата обращения 05.03.2015).

5. Кочегаров И.И. Компьютерный комплекс исследования основных функций микроконтроллеров / Кочегаров И.И., Трусов В.А. // Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2006. Т. 1. С. 192-194.

6. Кочегаров И.И. Системы удалённого рабочего стола при работе с конструкторскими САПР / Кочегаров И.И., Трусов В.А. // Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2009. Т. 2. С. 406-407.

7. Опасный троянец-шифровальщик распространяется в почтовой рассылке [Электронный ресурс] // URL: http://news.drweb.ru/show/?i=92 4 5&c=23&lng=ru&p=0 (дата обращения 05.03.2015).

УДК 378.1

Печерская Е.А., Печерский А.В., Николаев К.О.

ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», Пенза, Россия МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ВУЗЕ

Введение

На современном этапе развития науки и техники конкурентоспособность продукции, услуг определяется уровнем развития наукоемких технологических процессов, от которых напрямую зависят показатели качества изделий, экономическая эффективность производства. При этом кадровый потенциал различных отраслей экономики определяется образовательным процессом в вузах, его соответствием современным научным достижениям. Поэтому на инновационную деятельность в рамках учебного заведения возлагаются серьезные функции по инновационному опережающему обучению студентов, проведению научно-исследовательских работ с привлечением студентов, осуществлению маркетинговых исследований рынка наукоемкой продукции, коммерциализации результатов научных исследований посредством организации производства. Перечисленные функции указывают на обширность и актуальность задач, решаемых в процессе управления инновационной деятельностью вуза и его структурных подразделений.

Основная часть

Объектом исследования выступает научно-исследовательская и инновационная деятельность вуза, которая может быть рассмотрена как кибернетическая система с управлением, охватывающая разнородные по своей природе подсистемы (технические, организационные, социальные, экономические), которые в совокупности обеспечивают научно-исследовательскую работу вуза с показателями эффективности, не ниже требуемых значений. Под показателями эффективности при этом понимается комплекс характеристик, образующих рейтинговую систему оценивания научно-исследовательской работы университета. Логично, что в условиях интернационализации вузов и глобализации экономики рейтинговая система в рамках отдельно взятого университета значительно коррелирует с Международными рейтингами вузов.

Система управления в общем случае выполняет следующие функции:

а) функции принятия решений (в том числе, долгосрочное планирование и прогнозирование развития инновационной деятельности вуза, оперативное управление и координация деятельности структурных подразделений, осуществляющих научную и инновационную работу);

б) функции обмена информацией с объектом исследования (сбор и анализ информации о деятельности структурных подразделений, доведение до них принятых решений);

в) рутинные функции обработки информации о научной работе и инновационной деятельности вуза (учет, контроль, хранение, тиражирование). Рутинные функции не связаны с анализом информации в отличие от предыдущей функции.

Совокупность функций управления образует цикл управления. Оптимизация заключается в сокращении времени цикла управления, повышении

качества управляющих решений, снижении затрат на содержание управляющей системы, повышении экономической эффективности инновационной деятельности, обеспечении вхождения университета в ведущие мировые рейтинги. Помимо экономического эффекта для конкретного вуза это способствует повышению качества кадрового потенциала предприятий и регионов, для которых осуществляет подготовку учебное заведение, а также повышению конкурентоспособности наукоемкой продукции. Термины и понятия в области инновационной деятельности регламентированы в федеральном законе [1], раскрыты в трудах [2 - 4], в частности:

«Инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.

Инновационный проект - комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов.

Инновационная инфраструктура - совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг.

Инновационная деятельность - деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности» [1].

Научные исследования в области инновационного менеджмента наиболее активное развитие получили в последнее двадцатилетие, когда уровень развития научно-технического прогресса (в частности, разработки в области нано-, биотехнологий, информационных технологий, развитие глобальной сети Интернет) показал, что, так называемый, технологический уклад становится не целью, а средством социально-экономического развития стран. Согласно теории длинных волн Кондратьева Н. научно-техническая революция развивается циклически, продолжительность каждого этапа - технологического уклада составляет около 50 лет [3]. На период 2020 - 2030 г.г. приходится переход к 6-му технологическому укладу, для которого характерно значительное развитие нано-, био-, информационных технологий, альтернативной энергетики. Классификация инноваций осуществлена в работах [5 - 7].

Для разработки методологических основ принятия оптимальных решений при управлении инновационной деятельностью вуза представляется целесообразным решение следующих основных задач:

1 Систематизация процессов, связанных с инновационной деятельностью подразделений вуза.

2 Систематизация ведущих мировых рейтингов университетов, анализ взаимосвязей их показателей на основе методологии систем качества (в частности, на основе причинно-следственных диаграмм Исикавы, методов типа «дерево целей»).

3 Разработка критериев рейтинговой системы оценивания инновационной деятельности структурных подразделений и профессорско-преподавательского состава (ППС) с целью обеспечения показателей, обеспечивающих вхождение российского вуза в мировые рейтинги (например, the Academic Ranking of World Universities (ARWU); Quacquarelli Symonds (QS World University Rankings); the Times of Higher Education - World University Rankigs (THE -QS); Webometrics; Perfomance Ranking of Scientific Papers for World Universities и др.)

4 Разработка рекомендаций по повышению мотивации ППС с целью достижения критериев рейтинговой системы оценивания инновационной деятельности на основе внедрения инструментов управления качеством.

Результаты решения перечисленных задач (в виде моделей, методик, рекомендаций) представляют методологическую основу для принятия оптимальных решений при управлении научной и инновационной деятельностью вуза и его структурных подразделений.

Обзор современной научной литературы показал, что помимо информационной подсистемы, ин-новационую деятельность формируют следующие подсистемы: инструментальная; проектно - технологическая; подсистема экспертизы, стандартизации и сертификации; подсистема позиционирования инноваций и наукоемкой продукции на региональном, федеральном и зарубежных рынках и мониторинга территорий, отраслей, компаний; подсистема регулирования и координирования инновационной деятельности, обеспечения источниками финансирования; подсистема кадрового обеспечения.

В диссертационной работе [8] предложен организационно - экономический механизм стимулиро-Функции подсистем, составляющих иннов

вания инновационной деятельности в вузах, который позволяет осуществить распределение средств между вузами, структурными подразделениями и сотрудниками посредством создаваемых фондов. Это способствует повышению конкурентоспособности вуза.

В статье [5] описаны с философской точки зрения принципы инновационной деятельности вуза, которые систематизированы в виде трех групп: принципы построения системы управления инновационным развитием вуза (принцип гармонии, прогрессивности, прогнозирования, автономности); принципы, определяющие направления развития будущей системы управления (принцип концентрации, адаптивности, преемственности, непрерывности); принципы, определяющие сущность взаимодействия с субъектами инновационной деятельности вуза (принцип антропологического реализма, принцип партисипативности, принцип си-нергетизма). Следует отметить, что работа [5] не содержит практических рекомендаций по организации инновационной деятельности университета.

В работе [9] рассмотрены основные принципы проектирования и функционирования структур управления инновационной деятельностью предприятий. Авторами указанной работы выделено семь подсистем в составе инновационной инфраструктуры: информационная подсистема; инструментальная; проектно - технологическая; подсистема экспертизы, стандартизации и сертификации; подсистема позиционирования инноваций и наукоемкой продукции на региональном, федеральном и зарубежных рынках и мониторинга территорий, отраслей, компаний; подсистема регулирования и координирования инновационной деятельности, обеспечения источниками финансирования; подсистема кадрового обеспечения. В работе [9] перечислены функции указанных подсистем, сведенные в табл. 1.

инфраструктуру Таблица 1

Подсистемы Функции подсистем

Информационная Оперативное обеспечение субъектов инновационной деятельности надежной информацией и знаниями, необходимыми для высококачественного выполнения инновационных проектов и НИР.

Инструментальная Автоматизация процесса создания инновационного проекта; технико -экономическое обоснование проектов, материально-техническое обеспечение НИР, обучение и подготовка персонала, обеспечивающего обслуживание инновационного продукта, его сертификацию и сервисное обслуживание.

Проектно-технологическая Производственная поддержка инновационного проекта, содействие созданию наукоемкой продукции и высокотехнологичных пововведений, продвижение производства инновационного продукта на производстве.

Подсистема экспертизы, стандартизации и сертификации Организация и проведение экспертизы инновационных продуктов, сертификация продукции и услуг.

Подсистема позиционирования инноваций и наукоемкой продукции Осуществление рекламной и выставочной деятельности, защита интеллектуальной собственности, патентно - лицензионная работа и мониторинг территорий, отраслей, предприятий.

Подсистема регулирования и координирования инновационной деятельности Координация финансирования инновационной деятельности за счет бюджетных, внебюджетных источников, грантов и т.д.

Подсистема подготовки кадров Координация подготовки и переподготовки кадров, повышения их квалификации для обеспечения эффективного выполнения инновационных проектов.

Однако в данной работе на затронуты особенности формирования научно-исследовательской и инновационной деятельности вузов. Как отмечается исследователями в области инновационного менеджмента, до настоящего времени отсутствует подход, основанный на системном анализе проблемы. Тем более, это относится к высшей школе, в которой роль инновационного развития в связи с глобальными преобразованиями экономики, становится ключевым фактором - вызовом на системные напряжения.

Методологическим основам успешного сочетания образовательной деятельности в области технических направлений и научно-исследовательской деятельности посвящены, например, работы [10 -12]. Методологические основы управления инновационной деятельностью ВУЗа включают в себя мо-

дели управления инновационной деятельностью, методики принятия оптимальных управленческих решений, способствующих повышению эффективности инновационной деятельности. Под эффективностью здесь понимается комплексный технико - экономический показатель в относительных единицах, характеризующий отношение полученного эффекта к затратам.

Системный подход к проблеме принятия управленческих решений, который может быть распространен и на процессы управления инновационной деятельности университета, рассмотрен в статье [13].

Для выбора оптимальных предпроектных решений целесообразно использовать методы качественного оценивания сложных систем [14]:

- методы типа «мозговая атака» или «коллективная генерация идей»;

- методы типа сценариев (сценарий является предварительной информацией, положенной в основу дальнейшей работы по прогнозированию или разработке вариантов проекта). Простейший вариант использования сценариев предполагает подготовку текста, содержащего логическую последовательность событий или возможные варианты решения проблемы с привязкой ко времени. В настоящее время по методу сценариев осуществляется разработка комплексных программ развития предприятий, отраслей в целом, а следовательно этот метод оценивания систем применим и на этапе планирования инновационного развития вуза;

- методы экспертных оценок (метод ранжирования, парного сравнения, множественного сравнения, непосредственной оценки, Черчмена - Акоф-фа, метод Терстоуна, метод фон Неймана - Мор-генштерна). Применение экспертных оценок основано на том, что мнение группы экспертов достовернее и надежнее, чем мнение отдельного эксперта. Целесообразность использования того или иного метода зависит от типа анализируемой информации. Например, проведение анализа взаимосвязи показателей международных рейтингов ВУЗов представляется возможным на основе методов множественного сравнения;

- методы типа Дельфи, которые целесообразно использовать для снижения влияния психологически:: факторов, связанны:': с соглашением ряда

экспертов с мнением наиболее влиятельных или авторитетных экспертов. При этом исключаются коллективные обсуждения, организуется последовательность циклов «мозгового штурма»;

- методы типа «дерева целей» основаны на разделении главной цели на подцели, которые разбиваются, в свою очередь, на более детальные составляющие [15 - 17]. Для каждого уровня дерева целей вводится совокупность критериев. С помощью экспертной оценки определяются веса критериев и коэффициенты значимости, характеризующие важность вклада целей. Общий коэффициент связи каждой подцели (относительно цели более высшего уровня) определяется путем перемножения соответствующих коэффициентов связи в направлении вершины дерева. Метод дерева целей может использоваться, например, при разработке рейтинговой системы оценивания научно-исследовательской деятельности ВУЗа с целью стимулирования повышения инновационных показателей университета и для повышения показателей, характеризующих рейтинги ведущих университетов;

- морфологические методы (метод систематического покрытия поля, метод отрицания и конструирования, метод морфологического ящика). Анализ указанных трех разновидностей морфологических методов указывает на целесообразность использования метода морфологического ящика при выборе из множества различных вариантов инновационного развития ВУЗа наиболее оптимального по различным критериям.

Рисунок 1 - Диаграмма Исикавы, систематизирующая причины, влияющие на показатели университета согласно рейтингу the Academic Ranking of World Universities (ARWU)

Для анализа взаимосвязей показателей ведущих мировых рейтингов возможно использование методологии систем качества, например, на рисунке 1 приведена диаграмма Исикавы, содержащая причины, влияющие на показатели университета согласно рейтингу the Academic Ranking of World Universities (ARWU) [18, 19].

Диаграммы Исикавы (или причинно - следственные диаграммы) способствуют определению главных факторов, оказывающих наиболее значительное влияние на развитие рассматриваемой проблемы (в рассматриваемом примере - на численные значения показателей, формирующих ту или иную систему рейтингования), а также предупреждению или устранению действия данных факторов.

Заключение

При решении задач оптимизации, процесс координации научно-исследовательской и инновационной деятельностью университета может быть представлен в виде сложной системы с управлением, которая включает в себя информационную подсистему, подсистему материально - технического оснащения, подсистему кадрового состава, подсистему финансово-экономического и социального обеспечения. Информационная подсистема подразумевает разработку методологических основ управления (в том числе, по принятию решений) инновационной деятельностью вуза. В работе показано применение методологии управления качеством и системного анализа для систематизация и оптимизации процессов, связанных с научно-исследовательской и инновационной деятельностью подразделений вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ (с последующими изменениями).

2. Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Городнов А.Г. Инновационный менеджмент: Учеб. Пособие для вузов. - 2 - е изд. Перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. - 471 с.

3. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник, 4-е изд. - СПб: Питер, 2003. - 400 с.

4. Губарьков С.В. Управление инновационной деятельностью вузов: формирование понятийно - категориального аппарата // Проблемы науки и образования. - C. 422 - 426.

5. Аронов А.М., Белова Е.Н. Принципы управления инновационной деятельностью вуза // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - 2013, № 4 (132)- С. 9 - 13.

6. Инновационный менеджмент: учебное пособие / Под ред. П.Н.Завлина, А.К.Казанцева, Л.Э.Миндели. - СПб.: Наука, 2000.

7. Инновационный менеджмент: Учебник / С.Д.Ильенкова, Л.М.Гохберг, С.Ю.Ягудин и др. - М.: ЮНИ-ТИ, 1997.

8. Ольховик И.В. Методы стимулирования инновационной деятельности вузов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Санкт - Петербург, 2013.

9. Александрова А.И. Структура управления инновационной деятельностью / Проблемы современной экономики. - 2013 - вып. 3(47). - С. 63 - 65.

10. Печерская Р.М. Работа студентов в команде - важный аспект успешного освоения основных профессиональных образовательных программ высшего образования и взаимодействия «вуз-производство» / Печерская Р.М., Вареник Ю.А., Карпанин О.В., Медведев С.П., Метальников А.М., Соловьев В.А., Печерская Е.А.//Университетское образование: сборник XVIII Международной научно-методической конференции, посвященной 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова. Под ред. А. Д. Гулякова, Р. М. Печерской.. Пенза, 2014. С. 444.

11. Романович Ж.А. Деятельность вуза по обеспечению качества образования /Романович Ж.А., Бан-нов В.Я., Юрков Н.К., Трусов В.А. //Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2009. Т. 2. С. 108-109.

12. Юрков Н.К. Принципы и направления подготовки инженерных кадров к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности / Юрков Н.К. //Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2008. Т. 1. С. 95-96.

13. Юрков Н.К. Системный подход к проблеме принятия управленческих решений / Юрков Н.К. //Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2006. Т. 1. С. 84-87.

14. Анфилатов В.С., Емельянов А.А., Кукушкин А.А. Системный анализ в управлении: учеб. Пособие. - М.: Финансы и статистика. 2007 - 368 с.

15. Системный анализ и принятие решений: Словарь - справочник: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. В.Н.Волковой, В.Н.Козлова. - М.: Высш. шк., 2014. - 616 с.

16. Печерская Е.А. Методики принятия решений как составная часть интеллектуальной системы поддержки исследований материалов функциональной электроники / Печерская Е.А., Бобошко А.В., Соловьев В.А.//Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий. 2011. № 1. С. 229-231.

17. Печерская, Е. А. Методы и средства исследования активных диэлектриков для наноиндустрии: системный подход: монография / Е. А. Печерская. - Пенза: Инф.-изд. центр Пенз. гос. ун - та, 2008. - 130 с.

18. Печерская Е.А., Печерская Р.М., Шепелева Ю.В. , Михайлов А.А., Рыбакова Н.О. Parameters interdependency analysis of universities international ratings based on quality control tools / Innovative Information Technologies. Part.2 . - Moscow, HSE, 2014. - C. 408 - 411.

19. Печерская Е.А. О взаимосвязи параметров международных рейтингов университетов / Печерская Е.А., Кузнецова О.Н. // Университетское образование: сборник XVIII Международной научно-методической конференции, посвященной 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова. Под ред. А. Д. Гулякова, Р. М. Печерской. Пенза, 2014. С. 218-220.

УДК 658.516 : 621.88

Рубин Г.Ш., Полякова М.А., Данилова Ю.В.

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия

РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМА ОЦЕНКИ БЛИЗОСТИ ПОЗИЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЯ И ПРОИЗВОДИТЕЛЯ МЕТАЛЛОПРОДУКЦИИ

ПРИ РАЗРАБОТКЕ НОРМАТИВНОГО ДОКУМЕНТА

Введение

Повышение качества продукции является важным фактором, определяющим ее конкурентоспособность. Это обеспечивается путем выстраивания надежных отношений между потребителями и производителями. Вопросам контроля качества посвящено огромное количество научных книг, статей, обзоров [1, 2]. В настоящее время появляются различные модели контроля качества, являющиеся развитием хорошо известных методов £>ЕБ и ЕМЕА [3, 4], статистических методов [5]. Другим направлением развития является разработка новых методов контроля качества с использованием современных подходов [6, 7]. Для обеспечения конкурентоспособности продукции необходимо, прежде всего, обеспечить ее соответствие нормативным требованиям, содержащимся в различных видах нормативно-технической документации, среди которых самыми распространенными являются стандарты. В настоящее время любой стандарт - это результат согласования мнений всех заинтересованных в этом документе сторон (пользователей): производителей, потребителей, общественных организаций в результате переговоров. Каждая из этих сторон отстаивает, прежде всего, свои интересы в процессе разработки стандарта, поэтому процесс разработки, согласования и принятия стандарта занимает достаточно долгое время [8].

Целью данной работы является разработка алгоритма для определения близости позиций потребителя и производителя продукции на основе функционально-целевого анализа как метода, позволяющего оценить качество продукции с точки зрения ее потребительских свойств. Иными словами, для раскрытия структуры качества исследуемого объекта необходимо понимать, зачем он нужен потребителю, т.е. какую функцию должен выполнять. В качестве примера выбрана металлопро-

дукция как один из ключевых факторов существования современного общества.

Основная часть

В практической деятельности потребитель выбирает продукцию из имеющегося спектра выпускаемых изделий, исходя из имеющейся потребности обеспечения выполнения конкретных функций. Согласование потребительских функций и свойств изделий исследуется в функционально-стоимостном анализе (ФСА), Quality Function Deployment (QFD), функционально-целевом анализе (ФЦА) [9]. Упомянутый процесс состоит из двух стадий: определение структуры связей потребительских функций и свойств изделий (структурное согласование) и выбор уровня количественных параметров, обеспечивающих согласованную позицию сторон (параметрическое согласование). Обзор теорий и методов, смежных с квалиметрией, показывает, что преобладающим подходом к исследованию качества объекта, которым может быть и материальное изделие и процесс, является функциональный подход [10]. В этом случае объект и его составляющие исследуются с точки зрения выполняемой им функции. Полезная функция изделия неоднородна и включает несколько стадий (этапов) жизненного цикла изделия. Мы выделяем эти стадии, придерживаясь используемого функционального принципа. Рассмотрим применение данного принципа на примере одного из распространенных видов крепежных изделий - болта машиностроительного. Первой стадией является транспортировка изделия к месту потребления. Это определяет, в частности требования к упаковке, защите от окружающей среды, габаритам контейнера или другой погрузочной единицы. Таким образом, первая стадия потребительской фазы -транспортная. Следующая стадия - приведение изделия в рабочее состояние: завинчивание бол-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.