В. В. Семененко, доктор экон. наук, профессор, А. Д. Понемасов, канд. экон. наук, доцент, кафедра экономической теории и экономической политики, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия, vs.semenenko@net-ustu.ru
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
В статье рассматриваются методологические вопросы управления национальной экономикой, в которой первостепенное значение отводится экономическим законам. В структурной иерархической системе приводятся ранжировка законов и сам механизм их использования в хозяйственной практике. Доминирующим признается закон возвышения потребностей, в котором отображаются цели общественного производства на каждом этапе развития национальной экономики и необходимая их корректировка в соответствии с изменением потребительских предпочтений. В любой экономической системе нарушение хотя бы одного закона или общеэкономической пропорции ведет к нарушению и деформации всей системы. Закон планомерного развития, действующий на всех этапах развития общества не противоречит и не противопоставляется авторами законам рыночного хозяйствования, поскольку реализуется на практике не в форме директивных предписаний хозяйствующим субъектам, а индикативно, посредством использования стоимостных инструментов, разработке целевых программ и рекомендаций. Этот закон также реализуется на практике посредством активной бюджетной и налоговой политики и непосредственного участия госсектора в реализации общенациональных и отраслевых проектов. Существенный вклад в обеспечение устойчивости национальной экономики в условиях ограниченности ресурсов может привнести ранжировка приоритетов экономического и социального развития, которая представлена авторами в виде семи подразделений общественного воспроизводства. В этой ранжировке на первом и втором месте стоят наука и образование, на третьем и четвертом — инфраструктура и энергоснабжение, на пятом и шестом — производство средств производства и производство предметов потребления, на последнем, седьмом — духовное производство. Наука и научное обслуживание становятся здесь не просто производительной силой, а главной производительной силой общества, определяющей развитие всех остальных подразделений в предложенной ранжировке.
Ключевые слова: национальная экономика, управление, методологические основы, экономические законы, система экономических законов, механизм использования законов, потребительские предпочтения.
Современные теории рыночной экономики, в значительной степени обеспечивающие методологическую основу в регулировании макроэкономических процессов, требуют постоянного совершенствования и обновления в силу однонаправленности и необратимости общественно-экономического прогресса. Признавая рынок живым социальным механизмом, наделенным удивительной способностью к саморегуляции,
большинство представителей экономической науки признают необходимость дополнения этого универсального инструмента целеполагающей субъективной деятельностью людей, вооруженных накопленным хозяйственным опытом, обобщенным в экономических теориях и концепциях. Именно экономическая теория, по нашему мнению, выполняет функцию предвидения в изменениях макроэкономических параметров
и способна предложить соответствующие превентивные меры, направленные на их корректировку с целью обеспечения устойчивости в развитии национальных социально-экономических систем. Такое предвидение возможно только на основе действия объективных экономических законов, их познания и использования в хозяйственной деятельности людей1.
Совокупность экономических законов образует систему, элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены. Система как целостное образование имеет иерархическую структуру (см. рис. 1). Первый уровень экономических законов характеризуется тем, что они действуют на всех этапах развития общества, второй уровень законов действует лишь на нескольких этапах, третий уровень связан с их проявлением в хозяйственных системах лишь в отдельные периоды времени.
Доминирующее значение в системе экономических законов занимает закон возвышения потребностей. Именно он определяет целеполагающую деятельность людей, направленную на удовлетворение их постоянно растущих потребностей. Поскольку в нем выражается цель общественного производства, то его, как считают авторы, с полным основанием следует считать основным эко-
номическим законом. Он надстраивается над всей системой экономических законов и обусловливает действие каждого из них. Поэтому исходным пунктом анализа в экономической теории, по нашему мнению, должен быть не анализ товара, а анализ системы и структуры потребностей человеческого общества и динамики их развития.
К первому уровню системы следует отнести закон экономии времени, с которым ассоциируется закон неуклонного роста производительности труда, закон разделения труда, закон планомерного пропорционального развития общественного хозяйства и, наконец, закон накопления. Все перечисленные законы так или иначе действуют с древних времен до наших дней. Эти законы так же, как и законы естественнонаучных дисциплин являются инвариантными по отношению к времени. Изменяется лишь форма их проявления на различных этапах развития человеческой цивилизации. Задача экономической науки состоит в том, чтобы исследовать формы проявления этих законов в конкретных условиях практической хозяйственной деятельности людей.
К законам второго уровня в данной системе относятся: закон стоимости, закон денежного обращения, законы спроса и предложения, закон распределения по труду.
- закон возвышения потребностей
- всеобщие законы
- специфические законы
- особенные законы
- формы, принципы и методы хозяйствования
- хозяйственное законодательство
- хозяйственная практика
- закон насыщения потребностей
Рис. 1. Система экономических законов
К третьему уровню относятся: закон роста органического строения капитала, закон тенденции нормы прибыли к понижению, закон опережающего развития I (первого) подразделения общественного воспроизводства, закон А. Оукэна, закон сравнительных преимуществ.
Четвертый уровень представлен формами, принципами и методами хозяйствования, которые необходимо рассматривать как эко- =
номические законы, переложенные на язык практической деятельности людей. Именно через них объективные экономические законы реализуются в хозяйственной практике. То, что А. Смит называл «невидимой рукой», направляющей людей на рациональное хозяйственное поведение2, составляет на современном этапе систему экономических законов и механизм их использования на практике через соответствующие формы, принципы и методы. Однако четырех уровней в механизме использования экономических законов еще недостаточно, чтобы довести их до практики.
Пятый уровень в системе экономических законов представлен хозяйственным законодательством, в котором прописываются и определенным образом материализуются элементы предшествующих уровней
Вклад Дж. М. Кейнса в экономическую теорию характеризуется тем, что он открыл новую пропорцию, которая до него не принималась в расчет - это пропорция между сбережениями (накоплением) и инвестициями.
системы. Правовое «поле», «правила игры», «инструменты» реализации экономической политики государства — это то, что отсутствовало в административно-командной системе хозяйствования, а на сегодня составляет основу для управления сложным хозяйственным механизмом постиндустриального общества.
Хозяйственная практика составляет шестой уровень системы. Она представлена прежде всего общеэкономическими пропорциями как объектом государственного регулирования. Именно здесь обеспечиваются макроэкономическое равновесие и сбалансированность между важнейшими составляющими относительно обособленной национальной хозяйственной системы. Важнейшей пропорцией в любой развитой экономике является пропорция между производством и потреблением, которая чаще всего в неоклассической теории трансформируется в пропорцию между совокупным спросом и совокупным предложением и не учитывает в должной мере общественный продукт, создаваемый и потребляемый за пределами рыночной сферы хозяйствования. Данная пропорция является приоритетной по отношению к другим общеэкономическим пропорциям.
Авторы считают, что для обеспечения устойчивого развития национальной экономики необходимо соблюдать общеэкономические пропорции. К ним относятся пропорции между денежными доходами населения и товарной массой; между I (первым) и II (вторым) подразделениями общественного производства; между количеством рабочих мест и трудоспособным населением; между накапливаемой и потребляемой частями в национальном доходе; между сбережениями и инвестициями; между экспортом и импортом; между доходной и расходной частями в государственном бюджете.
Вклад Дж. М. Кейнса в экономическую теорию характеризуется тем, что он открыл новую пропорцию, которая до него не принималась в расчет — это пропорция между сбережениями (накоплением) и инвестициями. Однако если мы будем пытаться обеспечить равновесное состояние между совокупным спросом и совокупным предложением только с помощью одной этой пропорции, то результаты могут оказаться очень скромными или даже бесплодными. В любой экономической системе нарушение хотя бы одного закона или одной из названных пропорций ведет к нарушению и деформированию всей системы. И в этом отношении хозяйственный механизм современного общества
было бы правильнее называть хозяйственным организмом, поскольку он есть «социум», единство биологического, социального и экономического3.
В равной степени бесплодными будут попытки обеспечить равновесие в экономике, непосредственно оперируя только спросом и предложением. По нашему мнению, эта пропорция должна быть целью, а не средством обеспечения полного равновесия. Последовательно устанавливая перечисленные общеэкономические пропорции, эксперты тем самым приближают экономику к равновесию между совокупным спросом и совокупным предложением. Установление постоянного мониторинга за состоянием дел в частных общеэкономических пропорциях является, таким образом, гарантом обеспечения общего экономического равновесия и соответственно достижения желаемых темпов экономического роста и уровня благосостояния. Это равновесие можно записать в виде формулы: А= { (ар а2...а7). Общеэкономическое равновесие (А), согласно приведенной формуле, есть функция равновесных состояний от вышеперечисленных семи общеэкономических пропорций.
В этом контексте закон планомерного развития, действующий на первом уровне
Бюджетное регулирование
Налого-обложение
Инвестиции
НТП
Внешняя торговля
Кредитно-денежное регулирование
Антимо- Амор- Кадро- Валют- Регулирова-
нополь- -* тизаци- вая Демо- ное ние
ное онная поли- гра- регули- доходов
регули- поли- тика фия рова-
рование тика ние
Уровень жизни ВНП
индикаторы
экономического
благополучия
Занятость
Индекс цен Курс рубля
Рис. 2. Система макроэкономических регуляторов в краткосрочном периоде
системы, не противоречит и не противопоставляется рыночным законам второго уровня, поскольку реализуется на практике не посредством директивных предписаний хозяйствующим субъектам, а индикативно, посредством использования стоимостных инструментов, разработки целевых программ, рекомендаций, бюджетной и налоговой политики и, наконец, непосредственного участия госсектора в реализации целевых общенациональных и отраслевых программ.
Накопленный мировой хозяйственный опыт показывает, что ядром системы экономических законов, основой оперативного управления национальной экономикой являются закон возвышения потребностей, закон спроса, закон предложения и закон предельного насыщения потребностей. Их взаимосвязь обеспечивает управление национальной экономикой в краткосрочном периоде. На рисунке 2 представлена система макроэкономических регуляторов, с помощью которых названные четыре закона реализуются в практической хозяйственной деятельности по управлению и корректировке макроэкономических показателей.
В первом ряду этой структурно-логической схемы расположены важнейшие макроэкономические показатели. Непрерывный мониторинг за данными показателями обес-
печивает экономическим экспертам получение важнейшей и достоверной информации о положении дел как в нашей, так и в любой другой национальной экономике.
Во втором ряду представлены те способы и средства, с помощью которых осуществляется корректировка макроэкономических показателей, расположенных в первом ряду.
Бюджетное и налоговое регулирование занимают в верхнем ряду первое и второе место, затем идут инвестиции, научно-техническая, внешнеторговая, денежно-кредитная политика государства. Социальная политика в этой структурно-логической системе замыкает оба ряда. Она не может быть поставлена впереди указанных макроэкономических показателей первого ряда, поскольку реализация социальных программ может быть обеспечена только после реализации впереди стоящих показателей.
Заканчивается система блоком экономических показателей, которые отражают положение дел во всей экономической системе: уровня жизни, роста ВНП, занятости, инфляции, курса рубля. Являясь своего рода индикаторами благополучия макроэкономической системы, они нацеливают экономических экспертов на соответствующую корректировку ее параметрических характеристик. Главной задачей их при коррек-
дискуссия
журнал научных публикаций
тировке макроэкономических показателей является принятие превентивных мер против возможных отклонений макросистемы от равновесного состояния и соответственно сглаживание амплитуды колебаний кратко -срочных экономических циклов, содержащих в себе нежелательную для нас фазу кризисов. В случае же наступления этой нежелательной фазы необходим комплекс мер, обеспечивающих минимизацию потерь для национальной экономики.
Принижение роли товарно-денежных отношений в административной системе, неприятие рынка как основного регулятора в экономических системах не позволяли должным образам использовать всю систему законов в управлении социально-экономическими процессами. Работы Дж. С. Милля, Н.Г. Чернышевского и других авторов о совмещении идеи рынка и социализма не были востребованы. Разработки же отечественных ученых по использованию системы законов в управлении национальной экономикой без закона стоимости обладали лишь эвристической ценностью. Политическая надстройка сдерживала процесс совмещения идеи рынка и социализма. Последний мировой экономический кризис, порожденный экономикой США, свидетельствует о том, что неоклассическая теория также не в состоянии предвидеть и должным образом управлять экономическими процессами, поскольку в ее арсенале отсутствует методологическая основа, доведенная до уровня действия объективных экономических законов, законов, которыми руководствуется любая научная дисциплина.
Важным направлением в обеспечении устойчивого развития национальной экономики является прогнозирование индивидуальных и общественных предпочтений, которые по существу детерминируют направление развития всей национальной экономики4. Динамика этих предпочтений определяет ВНП по объему и структуре. Закон стоимости, преобразованный К. Марксом в цену производства Цпр = К+Рср, в настоящем необходимо дополнить таким образом, чтобы эта формула
Обесценивание денег - это объективная реальность, с которой нам приходится мириться
и которая вынуждает искать более надежный способ сохранения накапливаемых резервов в долгосрочном периоде.
учитывала эти потребительские предпочтения: Цр= К+кРср. Введенный коэффициент к превращает цену производства в цену реализации Цр и выполняет здесь достаточно широкие функции. Помимо потребительских предпочтений он учитывает также количество товаров, предлагаемых по тому или иному сегменту рынка, количество покупателей, желающих приобрести данный товар, уровень доходов населения в данный период времени и другие факторы, влияющие на реализацию продукции по данному сегменту рынка.
На рынке, по мнению авторов, согласно выше изложенному, происходит не отклонение цены от стоимости, как утверждали классики политической экономии, а корректировка той цены, которую запланировали предприниматели в своих бизнес-планах. Цена реализации, таким образом, помимо затрат труда и капитала включает также и потребительную стоимость. Рынок, в этом контексте, выносит окончательный вердикт на предмет того, насколько данный товар удовлетворяет индивидуальные и общественные предпочтения. В этом контексте абстрактный труд и общественно необходимый не всегда совпадают. Претензии к трудовой теории стоимости со стороны наших оппонентов были вполне справедливыми, поскольку потребительная стоимость (полезность) всегда есть стоимость для других.
Общественный характер труда характеризуется не только тем, что он разделен между обособленными товаропроизводителями, но и тем, что именно общество и потребители также участвуют в формировании стоимости и цены товара. Значительный вклад в обеспечение устойчивости национальной экономики в условиях ограниченности ресурсов может привнести ранжировка приоритетов экономического и социального развития. В отечественной и зарубежной экономической литературе этому вопросу, к сожалению, не уделяется должного внимания. Закон опережающего развития первого подразделения по отношению ко второму — это фактически всё, что экономисты-теоретики имеют в своем рас-
поряжении. Современное постиндустриальное общество не может более ограничиваться таким узким подходом. Составляющие современного воспроизводственного процесса приобретают более сложные, глубоко дифференцированные структурные образования, элементы которых необходимо располагать в последовательности, обусловленной закономерностями развития современного общества5. В настоящем, по мнению авторов, I (первым) подразделением целесообразно считать науку и научное обслуживание; II (вторым) — образование; III — развитие инфраструктуры; IV — энергоснабжение и сырье; V — производство средств производства; VI — производство предметов потребления; VII — духовное производство.
Наука и научное обслуживание становятся здесь не просто производительными силами, а главной производительной силой общества, определяющей развитие всех остальных подразделений в данной ранжировке.
В борьбе за лидерство на мировой арене науке необходимо достойное финансовое содержание, поскольку занятые в этой сфере сотрудники становятся главными субъектами исторического действия, являются носителями передовых идей и более совершенных технологий. Обеспечивая опережающее отражение действительности, наука уже сейчас играет основную ведущую роль в геополитической раскладке современного мира. Жесткая конкурентная борьба на мировом товарном рынке начинает дополняться сейчас такой же борьбой за обладание высококачественной рабочей силой, способной обеспечивать непрерывный инновационный процесс в современных корпорациях. «Утечка умов» в этом контексте должна стать первоочередной проблемой для наших экономических экспертов.
Цикличный характер развития мировой экономики предопределяет также необходимость формирова- = ния соответствующих стабилизационных фондов и резервов на федеральном уровне. Формирование их только лишь в денежной поливалютной форме в современных усло-
Накапливаемые материальные денежные средства на всех уровнях воспроизводственного процесса могут существенно сглаживать амплитуды колебаний краткосрочных экономических циклов и обеспечивать тем самым устойчивое развитие любой национальной экономики.
виях не может в полной мере гарантировать устойчивость и экономическую безопасность национальных экономик. Обесценивание денег — это объективная реальность, с которой нам приходится мириться и которая вынуждает искать более надежный способ сохранения накапливаемых резервов в долгосрочном периоде. Валютная же форма образования резервов пригодна лишь для оперативного управления в краткосрочном периоде. Она в значительной степени копирует все колебания и неурядицы уже сложившегося мирового валютно-финан-сового рынка. Частичная натурализация накапливаемых федеральных резервов в высоколиквидной товарной форме в условиях постоянной неопределенности является насущной потребностью в управлении современной национальной экономикой.
Авторы считают, что превращение накапливаемых денежных средств в материальные высоколиквидные активы должно осуществляться на основе изучения рыночной конъюнктуры и тенденций ее развития в соответствии со структурными изменениями в мировом хозяйстве. Государство как хозяйствующий субъект в системе внешнеэкономических отношений, выполняя предпринимательские функции, копирует и отражает все изменения внешней экономической среды посредством принятия соответствующих оптимальных решений.
Действие объективного экономического закона накопления, по нашему мнению, необходимо восстановить в своих правах. Накапливаемые материальные денежные средства на всех уровнях воспроизводственного процесса могут существенно сглаживать амплитуды колебаний краткосрочных экономических циклов и обеспечивать тем самым устойчивое развитие любой национальной экономики.
Таким образом, экономические законы, включая и законы второго уровня, действующие в период рыночной системы хозяйствования, не реализуются автоматически, а требуют соответствующей разработки форм и методов, обеспечивающих их реализацию в хозяй-
дискуссия
журнал научных публикаций
ственной практике людей. Поэтому мы считаем, что институционально-социологическое направление, предполагающее активное участие государства в управлении экономикой, в современном постиндустриальном обществе является приоритетным.
Литература
1. Олигин-Нестеров В.И. Использование экономических законов социализма и управление производством. М., 1973. 231 с.
2. Смитт А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Книги. 1-Ш / Адам Смитт. М., 1992. 572 с.
3. Понемасов А.Д. Использование стоимостных инструментов в реформировании российской экономики (вопросы теории и методологии): монография / А.Д. Понемасов. Екатеринбург, 2009. 224 с.
4. Некипелов А.Д. К проблеме индивидуальных и общественных предпочтений / А.Д. Некипелов // Тр. Всероссийского симпозиума по экономической теории. Пленарные доклады. Екатеринбург, 2003. 144 с.
5. Понемасов А.Д. Использование стоимостных инструментов в реформировании российской экономики (вопросы теории и методологии): монография / А.Д. Понемасов. Екатеринбург, 2009. 224 с.
METHODOLOGICAL BASICS OF NATIONAL ECONOMY'S MANAGEMENT
V. V. Semenenko, Doctor of Economics, Professor, A. D. Ponemasov, Candidate of Economics, Docent, the department of economic theory and economic policy, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia, vs.semenenko@net-ustu.ru
This article considers the methodological problems of national economy's management, where economic laws hold the first place. In the structural hierarchical system there is a ranging of laws and the mechanism of their application in economic practice. The law of growing requirements is considered as dominating, it reflects the aims of social production at each stage of national economy development and necessary correction according to changing of consumer preferences. In every economic system the violation of at least one law or macroeconomic proportion leads to breach and deformation of the whole system. The law of systematic development, acting at all the stages of society's development, doesn't contradict and opposed to the laws of market economy because it is realized in practice not in the form of directive orders to economic subjects, but indicative one by means of price tools, developing of aim programs and recommendations. This law is realized in practice by means of active budget and tax policy and direct collaboration of state in the realization of national and sectoral projects. Significant contribution in stable national economy in the conditions of limited resources can be done by ranging of priorities of economical and social development, which is presented by the authors in the form of seven departments ofpublic reproduction. In this ranging science and development hold the first and the second places, the third and fourth are infrastructure and electricity, the fifth and sixth are producing ofproduction means and producing of consumer subjects, the last place is for spiritual production. Science and scientific service become not only productive power, but also main production power of society, defining development of all the departments in the suggested ranging.
Key words: national economy, management, methodological foundations, economic laws, the system of economic laws, the mechanism for the use of laws, consumer preferences.
References
1. Oligin-Nesterov V.I. Ispol'zovanie ekonomicheskikh zakonov sotsializma i upravlenie proizvodstvom [The use of economic laws of socialism and management of production]. Moscow, 1973. 231 p.
2. Smitt A. Issledovanie o prirode i prichinakh bogatstva narodov. Knigi. I-III [A study on the nature and causes of the wealth of Nations. The books. I-III]. Moscow, 1992. 572 p.
3. Ponemasov A.D. Ispol'zovanie stoimostnykh instrumen-tov v reformirovanii rossiiskoi ekonomiki (voprosy teorii i metodologii): monografiia [The use of monetary instruments in reforming the Russian economy (questions
of theory and methodology): monograph]. Ekaterinburg, 2009. 224 p.
4. Nekipelov A.D. [To the problem of individual and social preferences]. Tr. Vserossiiskogo simpoziuma po eko-nomicheskoi teorii. Plenarnye doklady [Proc. of. All-Russia symposium on economic theory. Plenary reports]. Ekaterinburg, 2003. 144 p.
5. Ponemasov A.D. Ispol'zovanie stoimostnykh instrumen-tov v reformirovanii rossiiskoi ekonomiki (voprosy teorii i metodologii): monografiia [The use of monetary instruments in reforming the Russian economy (questions of theory and methodology): monograph]. Ekaterinburg, 2009. 224 p.