Научная статья на тему 'Методологические основы управления налоговыми рисками в условиях глобального экономического кризиса и налоговая безопасность'

Методологические основы управления налоговыми рисками в условиях глобального экономического кризиса и налоговая безопасность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
346
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / РИСК / НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КРИЗИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимофеева И.Ю.

Управление рисками в условиях экономической нестабильности и неопределенности выходит на первый план общей системы управления. В основе авторского подхода к управлению налоговыми рисками лежит система современного риск-менеджмента, скорректированная с учетом специфики рисков в сфере налогообложения. Сделан вывод о том, что эффективное управление налоговыми рисками является основным механизмом обеспечения налоговой безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы управления налоговыми рисками в условиях глобального экономического кризиса и налоговая безопасность»

УДК 336.2

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ

НАЛОГОВЫМИ РИСКАМИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА И НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

И. Ю. ТИМОФЕЕВА,

кандидат экономических наук, подполковник милиции, старший преподаватель Е-таИ:тпайто//@росЫа.ги Московскийуниверситет МВДРоссии, Смоленский филиал

Управление рисками в условиях экономической нестабильности и неопределенности выходит на первый план общей системы управления. В основе авторского подхода куправлению налоговыми рисками лежит система современного риск-менеджмента, скорректированная с учетом специфики рисков в сфере налогообложения. Сделан вывод о том, что эффективное управление налоговыми рисками является основным механизмом обеспечения налоговой безопасности.

Ключевые слова: управление, риск, налоговая безопасность, кризис.

Особенностью современного этапа развития общества на фоне глобального экономического кризиса является агрессивная внешняя среда, в которой государство должно обеспечить управляемость и контроль за поступлением налоговых ресурсов, создание условий для их оптимального использования в условиях высоких предпринимательских и финансовых рисков. Управление рисками в условиях экономической нестабильности и неопределенности выходит на первый план общей системы управления бизнесом, определяя стратегические пути выживания, способности оценить неблагоприятные ситуации и противостоять им. При этом налоговые риски отличаются от других видов риска своей изначально конфликтной сущностью. Конфликтность возникает при взаимоотношениях налогоплательщика и государства по выполнению односторонних обязательств налогоплательщика внести в бюджет определенную денежную сумму

для финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований. Некоторые налоговые риски могут носить объективный характер и являться неотъемлемой составляющей предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики. Другие налоговые риски, их большая часть, относятся к таким, которые возможно устранить или максимально уменьшить ихдеструктивное воздействие.

Необходимость управления налоговыми рисками в системе экономических отношений расширяет понимание концепции налоговой безопасности как системного процесса снижения рисков и угроз для участников налоговых отношений путем прогнозирования положительных или отрицательных результатов, идентификации и локализации налоговых рисков на основе оптимального взаимодействия между объектами и субъектами управления. Управление налоговыми рисками требует знаний форм и методов налогообложения, экономических и правовых основ управления централизованными и децентрализованными финансами, закономерностей развития рынка.

Налоговые платежи входят в перечень основных статей расходов для любого юридического лица или индивидуального предпринимателя. В связи с этим анализ и оценка налоговых рисков дают возможность принятия таких управленческих решений, которые будут способствовать увеличению активов предприятий, повышать инвестиционную привлекательность бизнеса. Поэтому налоговый

Стратегическое

Планирование

Тактическое

Признаки, виды, группы

Идентификация

-Ц-

Причины, место, время, способ

Количественная

Оценка

Качественная

хг

Метод уклонения

Метод локализации

Выбор методов воздействия

V

Предварительный, текущий, последующий _Р*

Контроль

Метод передачи

Метод мониторинга

Внешний, внутренний

Основные этапы управления налоговыми рисками

сочетая использование как внешней, так и внутренней информации.

Планирование может быть стратегическим, т. е. на долгосрочный период, что целесообразно при стабильных экономических условиях развития рынка. В современных условиях наибольшее применение получило тактическое текущее планирование, которое позволяет оперативно реагировать на возникающие риски и угрозы на макроэкономическом уровне и внутри отдельного предприятия.

Второй этап — идентификация. Это распознавание и определение

риск должен быть рассчитан с максимально возможной точностью, чтобы при самых неблагоприятных последствиях можно было предусмотреть незначительное уменьшение финансовых результатов при нормальной финансовой устойчивости, не допуская признаков банкротства.

В большом многообразии методов управления рисками можно выделить процесс управления налоговыми рисками, который включает в себя несколько этапов (см. рисунок).

В основе предложенного автором подхода к управлению налоговыми рисками лежит система современного риск-менеджмента, скорректированная с учетом специфики рисков в сфере налогообложения.

Первый этап — планирование. Он включает в себя выбор наиболее оптимальных налоговых отношений и систем налогообложения исходя из осуществляемых видов деятельности. Процесс планирования налоговых рисков имеет различные цели для государства и для бизнеса. Если для государства основная цель планирования налоговых рисков — это не допустить снижения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, то для предприятия цель заключается в определении методов минимизации налоговых обязательств. Методы планирования налоговых рисков позволяют уменьшать налоговую нагрузку предприятия законным путем, используя налоговое законодательство и бухгалтерскую документацию для принятия соответствующих решений, разумно

признаков, видов и групп налоговых рисков, способных влиять на оптимизацию налогообложения, подробное их описание (причина, место, время, условия, способ и т.д.). Каждая группа налоговых рисков индивидуальна и характеризуется определенной совокупностью относительно устойчивых признаков, что дает возможность их идентификации для установления возможности наступления негативных последствий. В основе идентификации налоговых рисков могут быть определены следующие закономерности:

- возникновение налоговых рисков как результата какого-либо деяния (действия или бездействия) участников налоговых отношений, т. е. государства или налогоплательщиков;

- использование идентификации налоговых рисков для установления объективных последствий, которые могут быть положительными и отрицательными;

- идентификация налоговых рисков является одним из средств сбора информации, отражающей форму и полноту содержания экономических взаимоотношений в налоговой сфере, которые можно разделить на три вида: информация о субъекте хозяйствования (отрасль, вид деятельности, размер и т.д.); информация об использовании какой-либо системы налогообложения, различных налоговых схем оптимизации, дроблении бизнеса, создании дочерних фирм и т.п.; информация

о последствиях налоговых рисков (налоговые

споры, судебные разбирательства).

Третий этап — оценка рисков. Это количественная и качественная характеристика положительных и отрицательных последствий. Основным методом оценки налоговых рисков является системный анализ, который позволяет определить степень и масштабы воздействия, а также результаты последствий налоговых рисков в различных измерениях.

Для некоторых групп налоговых рисков возможны прогнозирование и оценка определенных проблем в налоговой сфере, связанных с изменением видов деятельности, переходом на иную систему налогообложения и исполнением налоговых обязательств. По существу, это превентивный способ оценки налогового риска, позволяющий просчитать экономическую эффективность.

Четвертый этап — выбор методов воздействия. Это определение наиболее эффективных методов воздействия на риски для минимизации отрицательных последствий рисковых событий. Для налоговых рисков целесообразно выделить следующие методы: уклонения, локализации, передачи и мониторинга рисков.

Уклонение от налоговых рисков предполагает выбор определенной системы налогообложения и отказ от применения налоговых оптимизаций и налоговых схем в целях уменьшения вероятности наступления негативных последствий. Одним из современных способов уклонения от налоговых рисков является передача ведения налогового учета и отчетности в аутсорсинговую компанию, которая берет на себя все риски, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов.

Как известно, бизнес не может существовать без бухгалтерского и налогового учетов, которые являются достаточно объемными и сложными процессами, требующими повышенного внимания, значительного времени, квалифицированных кадров и финансовых средств. Поэтому организации, которые не хотят брать на себя налоговых и бухгалтерских рисков, могут передать эти функции специализированной сторонней организации, что широко используется в зарубежных странах. В настоящее время в России такие услуги востребованы в большей степени в Москве и Санкт-Петербурге. На территории отдельных регионов и муниципальных образований вообще отсутствует сегмент налогового аутсорсинга, который является современной стратегией управления бизнес-процессами, позволяет оптимизировать функционирование

организации за счет сосредоточения деятельности на главном направлении.

Как показывает российская практика, передача налогового учета и бухгалтерии на аутсорсинг осуществляется в основном небольшими и средними отечественными компаниями, а также вновь созданными организациями, организациями с сезонным характером работ, а также многопрофильными фирмами, для которых содержание в штате бухгалтеров — дорогое удовольствие. В таких случаях привлечение аутсорсинговой компании способствует сокращению затрат на ведение бухгалтерского и налогового учетов, приобретение современных бухгалтерских и налоговых программ, повышает качество налоговой и бухгалтерской информации, позволяет концентрировать внимание предпринимателей на своей основной деятельности и практически полностью устраняет налоговые риски.

Например, во Франции существует государственная организация помощи по уплате налогов. Деятельность этой организации распространяется на предприятия малого и среднего бизнеса. Ее задача состоит в том, чтобы оказывать максимальную помощь предпринимателям в сфере налогового планирования и уплаты налогов. Сотрудники организации ведут налоговый учет, заполняют налоговые декларации, сдают налоговую отчетность, информируют об изменениях в налоговом законодательстве, в общем, делают все, чтобы цивилизованными методами обеспечить налоговую безопасность государства и бизнеса.

В то же время многие российские предприниматели предпочитают внешним специалистам собственную бухгалтерию, боясь открывать посторонним лицам сведения о своей коммерческой деятельности и о ее финансовом состоянии. Кроме того, подчиненного бухгалтера можно заставить сделать все возможное и невозможное, чтобы предприятие заплатило в бюджет минимальные платежи, а налоговые органы не выявили нарушений и не предъявили претензий. Вся ответственность таких рисков лежит на бухгалтере. С аутсорсинговой фирмы этого не потребуешь, что гарантирует соблюдение российского законодательства и правильного исчисления налогов в бюджет.

Метод использования налогового аутсорсинга позволяет осуществлять высокопрофессиональное и качественное ведение бухгалтерского и налогового учетов и отчетности для предприятий, в том числе: - разработку учетной политики в целях налогообложения;

- подготовку и оформление первичной документации по хозяйственным операциям;

- формирование налоговых регистров;

- составление бухгалтерской и налоговой отчетности;

- представление отчетности в налоговую инспекцию, внебюджетные фонды, органы статистики;

- оказание консультационных услуг;

- представление интересов организации-заказчика в налоговых органах, внебюджетных фондах, иных организациях и учреждениях, связанных с исполнением обязанностей по ведению бухгалтерского и налогового учетов;

- дачу пояснений по поводу бухгалтерской и налоговой отчетности, в том числе во время выездных и камеральных налоговых проверок, проведение сверок, получение справок и пр.;

- прием на своей территории различных проверок из налоговой инспекции и внебюджетных фондов;

- хранение архива документов организации-заказчика, в том числе по окончании налогового периода или по прекращении срока действия договора;

- представление информации по запросам организации-заказчика, налоговых органов и других заинтересованных лиц. Локализация рисков предусматривает выделение наиболее опасных участков в применяемой системе налогообложения для усиления контроля и снижения уровня риска.

Локализацию налоговых рисков можно произвести путем создания отдельной венчурной структуры в виде малого предприятия или индивидуального предпринимателя, которая примет на себя финансовые потоки или определенные виды деятельности, связанные с рискованной системой налогообложения и внедрением налоговой оптимизации в целях обеспечения налоговой безопасности основной компании.

Локализация налоговых рисков хорошо проявляется при дроблении крупного бизнеса на мелкие взаимосвязанные компании, применяющие различные системы налогообложения, позволяющие минимизировать налоговые платежи в бюджет.

Передача риска осуществляется путем возложения ответственности за наступление нежелательных последствий на третьих лиц — аудиторскую компанию, страховую организацию на основе заключения соответствующих гражданско-правовых договоров.

Эффективность и целесообразность такого способа необходимо просчитать по уровню осуществленных затрат (расходов) на предотвращение налоговых рисков.

Мониторинг налоговых рисков предполагает постоянное наблюдение за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей, проведение анализа суммы исчисленных и уплаченных налоговых платежей, ихдинамики для выявления определенных тенденций. Это, например, снижение налоговой нагрузки на предприятии по соотношению суммы уплаченных налогов и выручки ниже среднеотраслевого уровня, осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение двух и более лет, опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг), выплата среднемесячной зарплаты на одного работника ниже среднего уровня в отрасли по субъекту Федерации и другие критерии самостоятельной оценки рисков налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Эти проверки регламентированы приказом Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

При проведении мониторинга необходимо учитывать постоянное обновление и изменение налоговой нормативно-законодательной базы. Эффективность мониторинга налоговых рисков зависит отчет-ко определенных объектов и субъектов наблюдения; от качества и количества поступающей информации; от источников и каналов информации.

При выборе методов воздействия на риск важно определиться с механизмом для более точного его выявления и снижения степени вероятности риска, последствия от которого необходимо минимизировать. Некоторые авторы предлагают такие методы управления налоговыми рисками, как метод дополнительного документального подтверждения, метод судебного прецедента, метод налоговой «подушки безопасности».

Пятый этап — контроль и корректировка. Это последний этап управления налоговыми рисками, который заключается в определении отклонения фактических налоговых показателей и показателей финансово-хозяйственной деятельности от запланированных, текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды, а также в выявлении обстоятельств, которые могут изменить степень вероятности риска.

Контроль по времени бывает предварительный, текущий и последующий. По отношению к объекту контроль в системе управления рисками может быть внутренним — на уровне предприятия, и внешним — со стороны налоговых органов. Наличие контрольных механизмов позволяет скорректировать оперативные и стратегические планы, разработать основные методы управления рисками и оценить эффективность управления по оптимизации налоговых рисков в целях обеспечения налоговой безопасности на макро- и микроэкономических уровнях. Контроль уровня налоговых рисков предполагает предусмотреть создание определенных резервов, которые смогут компенсировать материальные потери или корректировать их размеры при возможных неблагоприятных последствиях.

Таким образом, эффективное управление налоговыми рисками является основным механизмом обеспечения налоговой безопасности, которое не гарантирует полной ликвидации рисков в системе налоговых отношений, но позволяет снизить вероятность наступления неблагоприятных последствий для государства, общества и бизнеса.

Начальным этапом управления налоговыми рисками является разработка стратегических и

тактических планов налоговой политики. Затем оцениваются существующие системы налогообложения и масштабы налоговых рисков для каждого вида деятельности, разрабатываются прогнозы развития событий и планы ликвидации последствий. По результатам контроля осуществляется корректировка системы управления налоговыми рисками и принятия решений.

Методы управления налоговыми рисками зависят от того, преследуется ли цель обеспечения стратегической эффективности налоговой безопасности в долгосрочном периоде социально-экономического развития или они направлены на решение краткосрочных задач и конкретных налоговых проблем определенного экономического этапа финансово-хозяйственной деятельности. Эти методы весьма многообразны, однако они базируются на единых началах и принципах.

Экономические риски постоянно пополняются и изменяются в зависимости от окружающей среды, что ставит перед экономистами новые задачи анализа и оценки рисков, является важным направлением развития теории экономической безопасности.

Список литературы

1. Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок: приказ Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

2. Тимофеева И.Ю. Налоговая безопасность государства и бизнеса: теория и практика. М.: Глобус, 2009.

3. Щекин Д. М. Налоговые риски и тенденции развития налогового права. Монография. М. : Статут, 2007.

4. Энциклопедия финансового риск-менеджмента / под ред. А. А. Лобанова и А. В. Чугунова. М.: Аль-пина Паблишер, 2003.

5. Crouhy М., Galai D., Mark R. Risk-management. N. Y.: McGrow-Hill, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.