Научная статья на тему 'Методологические основы создания модели комплексного сопровождения развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в контексте требований ФГОС дошкольного образования'

Методологические основы создания модели комплексного сопровождения развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в контексте требований ФГОС дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
555
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КОРРЕКЦИЯ / КОМПЕНСАЦИЯ / НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ / ВТОРИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ / METHODOLOGY / CONCEPTUAL MODEL / CONSTRUCTIVE ACTIVITY / FSES PRE-SCHOOL EDUCATION / COMPREHENSIVE SUPPORT / CORRECTION / COMPENSATION / BLURRED VISION / SECONDARY-WIDE VIOLATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ремезова Лариса Асхатовна

В статье даётся обоснование совокупности положений, составляющих теоретико-методологические основы исследования содержательных характеристик и целеполагания в создании модели комплексного сопровождения развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями зрения в контексте требований ФГОС дошкольного образования как специфического компонента образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ремезова Лариса Асхатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASES OF THE MODEL OF COMPLEX SUPPORT DEVELOPMENT OF CONSTRUCTIVE ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENTS IN THE CONTEXT OF REQUIREMENTS OF FSES PRESCHOOL EDUCATION

The article provides justification of plurality of provisions that make up the theoretical and methodological basis of research and substantial characteristics of goal setting in creation of model of complex support of constructive activity of preschool children with visual impairments in the context of requirements of the FSES early childhood education as a specific component of educational process.

Текст научной работы на тему «Методологические основы создания модели комплексного сопровождения развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в контексте требований ФГОС дошкольного образования»

УДК 376.1*б

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ

ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2015 Л.А.Ремезова

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 04.10.2015

В статье даётся обоснование совокупности положений, составляющих теоретико-методологические основы исследования содержательных характеристик и целеполагания в создании модели комплексного сопровождения развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями зрения в контексте требований ФГОС дошкольного образования как специфического компонента образовательного процесса. Ключевые слова: методология, концептуальная модель, конструктивная деятельность, ФГОС дошкольного образования, комплексное сопровождение, коррекция, компенсация, нарушение зрения, вторичные нарушения.

Дошкольное образование в связи с модернизацией образовательной системы вышло на новый виток развития. Сегодня оно рассматривается как важный момент на пути непрерывного образования в жизни человека, самостоятельный значимый период в жизни ребёнка, а не как этап его подготовки к школе. Становится очевидным, что главный вопрос стратегии развития образования заключается в достижении нового качества образования, создании новой модели дошкольной организации, отвечающей требованиям ФГОС дошкольного образования1.

Изменения, происходящие в дошкольном образовании, предъявляют значительные требования к профессиональной деятельности современного педагога, определяя его в качестве субъекта нововведений. Следует подчеркнуть, что в условиях инициирования инноваций на уровне модернизации дошкольного образования становится насущной проблема моделирования образовательного процесса как концептуальной системы. Данная система должна отражать стратегию, направленную на новые образовательные результаты. Согласно ФГОС дошкольного образования требования к образовательным результатам представлены в виде целевых ориентиров, соответствующих возрастным характеристикам воз-

Ремезова Лариса Асхатовна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии. E-mail: remezowa@mail. ru

1 Федеральный государственный образовательный

стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155

[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.

consultant.ru/document/cons doc LAW 154637/

можных достижений ребёнка на ступени завершения дошкольного образования.

Реализация такой концептуальной системы становится возможной при обеспечении психолого-педагогической готовности педагогов к профессиональной деятельности в форме социально и личностно значимых качеств (компетенций) на основе становления ориентиров новой педагогической парадигмы и философии в совершенствовании личности в гуманистическом контексте2.

Особую практическую значимость приобретают исследования проблемы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в свете требований ФГОС дошкольного образования. Это связано с отсутствием федерального государственного образовательного стандарта для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, научно-методического обеспечения по сопровождению детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС дошкольного образования, подготовленных педагогов к работе в группах комбинированной и компенсирующей направленности в новых условиях. При этом важно отметить, что для эффективного построения и организации педагогического процесса в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, необходимо быть не только квалифицированным специалистом в базовой специальности,

2 Макарова, В.Н. Подготовка педагогов к речевому и лингвистическому развитию детей дошкольного возраста в системе непрерывного профессионального образования: автореф. дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.08 / Макарова Валентина Николаевна. - Орел, 2011. - 44 с.

но и быть способным творчески решать новые педагогические задачи.

В тоже время анализ образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях показывает, что к числу стабильных установок, характеризующих её современное состояние, относятся: 1) преимущественная направленность на традиционное решение образовательных задач, не обеспечивающая в должной мере инновационного преобразования образовательного процесса в дошкольных организациях; 2) образовательная работа с ребёнком часто строится без учёта закономерностей личностного развития в дошкольном возрасте. Так современные исследования показывают, что личностные характеристики современных первоклассников, такие как мотивация, самосознание, саморегуляция скорее присущи дошкольному возрасту, чем младшему школьному возрасту3; 3) постулирование дея-тельностного подхода, который не осуществляется на практике. Данные исследований показывают, что современные дошкольники не умеют играть, т.е. у них слабо развита ведущая деятельность дошкольного возраста, что соответственно приводит к тому, что не появляются к концу дошкольного возраста те психологические новообразования, присущие хорошо развитой игровой деятельности4; 4) дискретное функционирование процессов овладения и использование теоретико-методологических и прикладных, устоявшихся и инновационных аспектов системного процесса педагогической деятельности приводит к появлению проблем в практике педагогов и свидетельствует об отсутствии целостного управления образовательным процессом; 5) преобладание репродуктивного уровня осуществления педагогической деятельности сдерживает формирование произвольной активности, творческой позиции педагога в решении современных задач дошкольного образования; 6) проблемы мониторинга динамики развития каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС дошкольного образования в силу отсутствия научно обеспеченного подхода к оценке эффективности образовательного процесса не

позволяет видеть и осуществлять коррекционное воздействие на должном уровне.

Известно, что основой развития личности является деятельность. В дошкольном возрасте -это игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская и др. Важнейшим средством развития самостоятельности познания, творчества, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей является сюжетная игра и наряду с ней продуктивные виды деятельности. Особую роль продуктивные виды деятельности играют в формировании у ребёнка готовности к совместной деятельности со сверстниками. Являясь репрезентирующими (моделирующими) по своей природе они дают ребёнку средство отобразить и понять окружающий мир во всей сложности существующих явлений и отношений.

Как указывают А.Р.Лурия, Л.А.Парамонова, Н.Н.Поддьяков, В.Г.Нечаева, З.В.Лиштван, А.Н.Да-видчук, В.В.Холмовская и др., конструирование занимает особое место среди продуктивных видов деятельности. Так, на универсальный статус конструирования в составе специфически детских видов деятельности в своих исследованиях указывает Л.А.Парамонова5. По ее мнению, в процессе конструирования формируется универсальная способность к построению общностей всевозможных видов (предметов, моделей, текстов и др.), которая имеет отношение не только к конструированию, но и к другим видам детской деятельности (игровой, художественной, творческой и т.д.). Однако именно конструктивная деятельность задаёт «образцовое» выражение данной способности, что позволяет рассматривать проектирование разных видов детской деятельности в логике конструирования, выступающего интегрирующей основой и обеспечивающего их взаимосвязь. Выше перечисленное делает особенно актуальным изучение детского конструирования во всех его типах, видах и формах, выявление особенностей формирования его как творческой деятельности на протяжении всего дошкольного детства, разработку конкретных педагогических технологий обучения6.

Решение проблемы моделирования комплексного сопровождения развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями зре-

3 Гуткина, Н.И. Методологические и психологические принципы построения основной (примерной) развивающей образовательной программы для дошкольных образовательных учреждений / Н.И.Гуткина // Психолог в детском саду. - 2008. - №4. - С. 3 - 22.

4 Смирнова, Е.О. Игра в современном дошкольном образовании // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2013. - №3 [Электронный ресурс] / Е.О.Смирнова. - Режим доступа: ЬЦр:/^у]ошпак. ru/psyedu ги/2013/п3/62459^Ь1т1

5 Парамонова, Л.А. Конструирование из строительного материала как средство умственного воспитания детей дошкольного возраста: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Парамонова Лариса Алексеевна. - М., 1979. - 28 с.

6 Парамонова, Л.А. Система формирования творческого конструирования у детей 2 - 7 лет: дис. ... д-ра пед. наук. 13.00.01 / Парамонова Лариса Алексеевна. -М., 2001. - 248 с.

ния в контексте требований ФГОС дошкольного образования осуществлялось на основе применения комплексного подхода на всех уровнях теоретико-методологических знаний и анализа специфических особенностей образования дошкольников с нарушениями зрения и основных характеристик конструктивной деятельности, охватывающие две линии её развития (предметная деятельность и деятельность, направленная на развитие взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками) и рассматриваемая как система средств и соответствующих образцов действий; современных научных представлений об онтогенезе развития конструктивной деятельности и процессе усвоения дошкольниками опыта конструирования в ходе целенаправленного педагогического влияния с учётом первичного дефекта и вторичных нарушений.

В основе моделирования процесса комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями зрения лежат общие положения, определяющие как предмет инновационной деятельности, так и логику построения инновационного процесса. Эти положения становятся постулатами, развиваемыми и конкретизируемыми на теоретическом, эмпирическом, технологическом уровнях. Построение инновационной модели определяет необходимость трансформации функционирующей системы в развивающуюся, творческую систему, способную к дальнейшему саморазвитию.

Отправной точкой исследования явились положения материалистической философии о деятельности как объективной реальности - специфической формы жизни человека, порожденной общественными условиями его бытия, выступающей в своих функциях, существенных характеристиках, строении, законах функционирования и развития. Такой подход определяет понимание процесса овладения деятельностью как системное образование - в структурах: функциональной (отражательный и исполнительный компоненты) и предметной (мотив, цель, преобразуемый объект, средства, преобразовательные действия и операции, продукт), когда происходит не только овладение знаниями, умениями, опытом, но и развивается личность.

Основываясь на диалектических законах и категориях, мы рассматриваем модель комплексного сопровождения развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями зрения как регулируемый процесс приумножения социального опыта в единстве количественных и качественных характеристик. Через призму концептуальных идей в исследовании рассматриваются

сущность процесса психолого-медико-педагогического сопровождения развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями зрения и отдельные проявления этого процесса; средства целедостижения, возможности превращения результата в действительность, благодаря созданию необходимых условий для успешного развития детей в конструктивной деятельности; определяются способы использования потенциала прежних достижений как рубежа для осуществления новых, изучаются связи между уровнями и этапами развития конструктивной деятельности.

Основную отличительную особенность педагогического образования составляет его гуманизация и гуманитаризация. Разработка и реализация модели комплексного сопровождения развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями зрения осуществлялась с позиций гуманистического подхода, подразумевающего особо ценностное отношение к ребёнку, уважение его личности, учёт его индивидуальности, интересов, поддержку активности, предоставление ему широких возможностей освоения разных видов деятельности7.

Объективность и обоснованность моделирования инновационного процесса комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения определяется объединением методологических подходов как исходных теоретических положений.

В нашем исследовании принята позиция соединения подходов, по словам И.А. Зимней «по-липодходность»8, обусловленная значимостью взаимодействия функциональных возможностей каждого из подходов.

Реализация инновационного подхода ориентировала нас на качественное изменение сущностных и структурных параметров процесса развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями зрения адекватных установкам современной парадигмы дошкольного образования.

В контексте системного подхода выявлены ин-тегративные, инвариантные характеристики мно-

7 Собкин, В.С. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования / В.С.Собкин. - М.: Институт социологии образования РАО, 2013. - Т. XVII. - Вып. XXIX. - 168 с.

8 Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А.Зимняя. - М.: Исслед. центр проблем качества подгот. спец., 2004. -32 с.

гоуровневой системы комплексного психолого-медико-педагогического развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями зрения; нового результата в виде целевых ориентиров дошкольного образования. В качестве характеристик выступают единые тенденции, концептуальные идеи, принципы, являющиеся системообразующими компонентами, сохраняющими целостность системы. Они определяют общность содержания компонентов модели, выраженного в интегративных характеристиках основных составляющих исследуемого процесса: условия коррекционного воздействия на трёх уровнях развития конструктивной деятельности -мотивационная направленность субъекта (деятельность в целом), целевая структура деятельности (действия) и операционально-техническое обеспечение деятельности (операции); этапы коррекционной работы в ходе обучения конструированию (содержательно-смысловое наполнение концепции).

Целесообразность применения синергетиче-ского подхода к моделированию системы психолого-медико-педагогической поддержки развития конструктивной деятельности в условиях введения ФГОС дошкольного образования определяется сложностью объекта, необходимостью системной модификации характера субъект-субъектного взаимодействия - детей с нарушениями зрения младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, педагогического коллектива и родителей;

В контексте структурно-функционального подхода определено содержание технологии комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения развития конструктивной деятельности в соответствии с функциональными её видами и соответствующим им педагогическим опытом.

Реализация общесистемной интегративно-дифференцированной функции теоретической модели инновационного процесса психолого-медико-педагогической поддержки развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями зрения; идеи взаимодействия интеграции и дифференциации психологического и педагогического аспектов в её содержании рассмотрены в рамках интегративно-дифферен-цированного подхода.

Современная система образования в контексте её приоритетов, содержания, результатов рассматриваются в рамках компетентностного подхода. На основе компетентностного подхода подтверждены и реализованы идеи: 1) освоения профессиональных компетенций в области осуществления психолого-педагогической поддержки

развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями зрения в контексте требований ФГОС дошкольного образования; 2) обеспечения практико-ориентированной направленности процесса подготовки педагогов групп компенсирующей и комбинированной направленности для детей с нарушениями зрения в этом направлении; 3) достижения психолого-педагогической готовности к педагогической деятельности в условиях изменений в дошкольном образовании в форме личностно значимых компетенций.

Выбор технологического подхода связан с технологичностью процесса овладения каждым субъектом образовательного процесса целостным социокультурным опытом деятельности, включающим способность системно представить планируемую деятельность; определить способы и условия выполнения действий и операций; обеспечить контроль с целью оперативной коррекции и развития деятельности, а также значимых для каждого участника образовательного процесса качеств личности, что означает, прежде всего, эффективность, гарантируемость результата, его воспроизводимость при соблюдении необходимых условий и обозначенной логики педагогических действий9.

В контексте генетического подхода сформулированы следующие положения: онтогенетическое развитие в русле индивидуального развития каждого отдельного ребёнка определяет необходимость выстраивания индивидуального маршрута и индивидуальной образовательной программы в части развития конструктивной деятельности для каждого ребёнка с нарушениями зрения; в ходе онтогенеза, на разных этапах развития детям свойственен разный уровень развития конструктивной деятельности - в закономерном соответствии с общим характером данного этапа; в тоже время, участвуя в развитии ребёнка, конструктивная деятельность сама развивается. Выделенные положения служат основанием рассмотрения целевых ориентиров развития конструктивной деятельности с учётом индивидуальных потребностей, возможностей, способностей каждого ребёнка10.

9 Беспалько В.В. Слагаемые педагогической технологии / В.В. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 е.; Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2005. - Т. 1. 556 с. и др.

10 Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / гл. ред. А.В.Запорожец. - М.: Педагогика, 1982 - 1984. - Т. 4 : Детская психология / под. ред. Д.Б.Эльконина. - 1984. -433 с.; Пиаже Ж Избранные психологические труды / [пер. с фр.]. - М.: Просвещение, 1969. - 659 с.

На основании анализа научных представлений об онтогенезе развития ребёнка, подчиняющегося на каждом возрастном этапе определенным возрастным закономерностям и имеющего свою специфику, в работе показано своеобразие содержания образовательного процесса, направленного на коррекцию и развитие конструктивной деятельности на каждом возрастном этапе в условиях целенаправленного педагогического влияния.

Выбор подходов на конкретно-научном уровне методологии определяется гуманистической парадигмой образования, идеи которой вбирают в себя личностно ориентированный11 и культурно-исторический подход12 подходы в образовании. В связи с названными подходами определено построение педагогического процесса на основе диалога и субъектно-субъектного взаимодействия взрослых и детей, что определяет необходимость целенаправленного развития субъектной позиции педагогов и формирование их готовности к взаимной поддержке, кооперации; согласованным действиям.

Взгляд на изучаемый объект с позиций дея-тельностного подхода обосновывает необходимость перевода участников образовательного процесса в позицию субъектов познания, общения и творчества, где педагог не подаёт готовые образцы, а создаёт, вырабатывает их вместе с детьми, осуществляя совместный поиск норм и правил организации и содержания деятельности в образовательном процессе.

Использование «полиподходности» в нашем исследовании позволило обеспечить преобразование таких параметров целостной системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями зрения,

11 Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С.Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 224 с.; Божович, Л.И. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте: Психологическое исследование / Л.И.Божович.

- М.: Просвещение, 1968. - 464 с.; Запорожец A.B. Условия и движущие причины психического развития ребенка / Запорожец A.B. // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособ. для студ. / сост. Л.М.Семенюк; под ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - С. 23 - 26; Леонтьев, Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке / Д.А.Леонтьев // Вопросы психологии. - 1989. - №3. - С.

11 - 21; Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.Б.Эльконин; под ред. Д.И.Фельдштейна. -М.: Межд. педагогич. академия, 1995. - 224 с.

12 Выготский, Л.С. История развития высших психических функций / Л.С.Выготский // Собр. соч.: В 6 т.

- М.: Педагогика, 1984. - Т. 3. - С. 6 - 58; 302 - 313.

как цели, задачи, принципы, объём программы, содержание, методы, характер и формы организации коррекционного воздействия, средства, планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования, управление, субъектно-субъектные отношения. А также обеспечить формирование готовности всех субъектов образовательного процесса действовать в новых условиях: 1) для воспитанников - организация адекватных условий развития ребёнка, открывающих потенциальные возможности для его позитивной социализации, его личностного роста, развития инициативы, самостоятельности, творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками; 2) для педагогов -способность к сотрудничеству с другими специалистами и родителями в решении проблемы развития конструктивной деятельности, возможность саморазвития через осознание собственного опыта и построение нового; 3) для родителей (законных представителей) - создание условий для их активного участия в образовательной деятельности.

Создание модели комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями зрения как системы представляет собой образец того, как из уже имеющейся системы при использовании моделирования можно уверенно достигать качественно нового состояния системы путём стимулирования инновационной деятельности.

Подчеркнём, что мы не рассматриваем процесс создания системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения развития конструктивной деятельности, что называется, с нуля. Предметом нашего рассмотрения является процесс постепенных целесообразных системных преобразований создаваемой нами в течение более чем двадцати лет системы развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями зрения: изменения элементов, их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности и т.д. в свете требований ФГОС дошкольного образования.

Ещё одно важное предварительное замечание. Механизмы инновационной деятельности давно и прочно вошли в практику дошкольного воспитания и обучения, и их применение носит массовый характер. Однако анализ образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях, о чём говорилось выше свидетельствует о том, что реализация инноваций либо неудачны, либо в итоге не достигают должного результата. Эти негативные тенденции, прежде всего, связаны с попыткой реализации инициативы на эмпи-

рическом уровне без глубокого теоретического осмысления проблемы13.

Модель комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями зрения создавалась в соответствии с рядом требований, которые согласуются с требованиями, представленными в работе А.Д.Новикова14: 1) во-первых, с одной стороны достаточная степень согласованности создаваемой модели с предметно-пространственной средой, в которой ей предстоит функционировать и которая входит в эту среду не как чужеродный элемент, а как естественная составная часть15, с другой - создание предпосылок в самой среде, обеспечивающих функционирование будущей системы. Это означает, что не только модель должна приспосабливаться к среде, но и среду необходимо приспосабливать к будущей системе; 2) во-вторых, обеспечение простоты модели, чтобы её использование как рабочего инструмента было понятно и доступно каждому, кто будет участвовать в реализации модели; 3) в-третьих, адекватность модели, её достаточная полнота, точность и истинность, позволяющие достичь поставленной цели.

Целью моделирования с одной стороны является оценка действительных характеристик проектируемой системы, определение насколько система предлагаемой структуры будут соответствовать предъявляемым требованиям ФГОС дошкольного образования и с другой - установление такого сочетания действующих факторов и их величин, которое обеспечит наилучшие показатели эффективности системы в целом.

Прежде всего, нам важно было определить структуру системы, совокупность связей между элементами системы, отражающих их взаимодействие.

Процесс создания модели М осуществлялся нами на основе системного подхода (см. рис. 1). На основе исходных данных Д (полученных на основе анализа теоретико-методологических основ развития конструктивной деятельности дошкольников), и на основе цели функционирования системы (обеспечение комплексного сопровождения развития конструктивной деятельности

13 Яковлева, Г.В. Условия эффективности инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении / Г.В.Яковлева // Известия Самарского научного центра РАН. - Т. 12, №5 - 2010. - С. 94 - 97.

14 Новиков, Д.А. Управление проектами: организационные механизмы / Д.А.Новиков. - М.: ПМСОФТ, 2007. - 140 с.

15 Моделирование систем: учеб. пособие / под ред.

В.Н.Волковой, В.Н.Козлова. - СПб.: Изд-во Политехн. унта, 2012. - 440 с.

дошкольников с нарушениями зрения) были сформулированы исходные требования Т (согласно обеспечения коррекционной направленности конструктивной деятельности) к модели системы Б (означающей целенаправленное множество взаимосвязанных элементов процесса комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями зрения):

Анализ конструктивной деятельности на трех уровнях - мотивационной направленности субъекта, целевой структуры деятельности и операционально-техническом обеспечении деятельности выдвигает необходимость при проектировании модели установить, что лежит в основе успеха развития данного вида продуктивной деятельности при нарушении зрения на разных её уровнях Т1, определить особенности развития выделенных компонентов у рассматриваемой категории детей Т2, и на их основе определить содержание комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями зрения Т3.

На основе этих требований создавались некоторые подсистемы П, элементы Э и осуществлялся наиболее сложный этап синтеза - выбор В составляющих системы, для чего использовались специальные критерии выбора КВ.

В составе модели выделены подсистемы, связанные с развитием восприятия, предметно-практических действий, собственно навыков конструирования по образцу, моделям, условиям, заданной теме, замыслу; организацией взаимодействия со взрослыми и сверстниками в процессе конструирования; созданием технологии комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями зрения, её реализации и мониторинга. Внутри каждой подсистемы выделены соответствующие элементы.

Завершающая стадия моделирования связана с выбором оптимальных решений, обеспечивающих реализацию подчинённости всей деятельности по проектированию системы заданной цели. В системном анализе выбор (принятие решения) определяется как действие над множеством альтернатив, в результате которого были определены оптимальные альтернативы для развития конструктивной деятельности16.

16 Перегудов, Ф.И. Введение в системный анализ / Ф.И.Перегудов, Ф.П.Тарасенко. - М.: Высшая школа, 1989. - 367 с.

Критериями выбора стали: 1) в целевом плане -соответствие системы предлагаемой структуры требованиям ФГОС дошкольного образования и наилучшим показателям эффективности системы в целом; 2) в содержательный плане - обеспечение полноты, перспективности содержания модели, оптимальности отбора дидактических средств освоения содержания, мотивационного потенциала (высокая мотивация использования в образовательном процессе форм и методов развития конструктивной деятельности детей с нарушениями зрения, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям), достаточной детализации содержания, контролируемости освоения содержания, чувствительности к сбоям, реалистичности и эффективности расходования времени на реализацию содержания; 3) в плане условий реализации - определение научно-методических условий реализации модели (задан перечень научно-методических ресурсов); материально-технических условий (задан перечень специального оборудования, определена материально-техническая база); организационных условий (заданы параметры освоения модели в образовательном процессе); 4) в логическом плане - определение дидактических подходов к реализации задач в каждой подсистеме проектируемой модели в соответствии с логикой построения содержания процесса психолого-медико-педагогического

сопровождения развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями зрения; 5) в управленческом плане - планирование, организация и управление задачами и ресурсами для достижения цели создания и реализации модели и контроль стратегии её реализации.

Реализация описанной модели комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями зрения позволяет сделать профессиональную деятельность педагогов групп компенсирующей и комбинированной направленности целенаправленной и организованной, но не жёстко алгоритмизированной. Она предполагает творческий подход к созданию обновлённой системы развития конструктивной деятельности. Она также предполагает, что участники этого процесса обладают необходимыми компетенциями.

Совокупность выделенных положений составляет теоретико-методологические основы авторской концепции комплексного сопровождения развития конструктивной деятельности дошкольников с нарушениями зрения в контексте требований ФГОС дошкольного образования и позволяет с обоснованных позиций анализировать состояние этого процесса в современной системе специального дошкольного образования.

П Э В

У

-7 -7

/

М

Рис. 1. Процесс создания модели М на базе системного подхода

METHODOLOGICAL BASES OF THE MODEL OF COMPLEX SUPPORT DEVELOPMENT OF CONSTRUCTIVE ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENTS IN THE CONTEXT OF REQUIREMENTS OF FSES PRESCHOOL EDUCATION

© 2015 L.A.Remezova"

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

The article provides justification of plurality of provisions that make up the theoretical and methodological basis of research and substantial characteristics of goal setting in creation of model of complex support of constructive activity of preschool children with visual impairments in the context of requirements of the FSES early childhood education as a specific component of educational process.

Keywords: methodology, conceptual model, constructive activity, FSES pre-school education, comprehensive support, correction, compensation, blurred vision, secondary-WIDE violations.

Larisa Askhatovna Remezova, Candidate of pedagogy, Professor of Department of special pedagogy and special psychology. E-mail: remezowa@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.