УДК 377.112
Гаманенко Надежда Павловна
кандидат педагогических наук, преподаватель
ГБПОУ «Колледж олимпийского резерва Пермского края»,
Пермь, Россия 614039, г. Пермь, ул. Сибирская, 55 e-mail: [email protected]
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГОВ КОЛЛЕДЖА
Nadezhda P. Gamanenko
Candidate of Pedagogical Sciences, Teacher
State Budgetary Vocational Educational Institution «College of the Olympic Reserve of the Perm Region», Perm, Russia 55, st. Siberian, Perm, Russia 614039 e-mail: [email protected]
METHODOLOGICAL BASES OF IMPROVING THE PROFESSIONAL
PEDAGOGICAL ACTIVITY OF TEACHERS OF THE COLLEGE
Аннотация. Рассматривается взаимосвязь взаимодополняющих подходов (компетентностный, деятельностный, личностный, системный), обеспечивающих формирования готовности педагогов колледжа к совершенствованию профессиональной педагогической деятельности педагогов колледжа в логике компетентностного подхода.
Ключевые слова: компетентностный, деятельностный, личностный, системный подходы, совершенствование профессиональной педагогической деятельности педагогов колледжа.
Abstract. The article discusses the relationship of complementary approaches (competence, activity, personality, system), ensuring the formation of readiness of college teachers to improve the professional pedagogical activity of college teachers in the logic of the competence approach.
Key words: competence, activity, personal, systemic approaches, improvement of professional pedagogical activities of college teachers.
Преподаватель колледжа, ориентированный на запросы динамично развивающегося производства, вынужден постоянно (не эпизодически!)
© Гаманенко Н.П., 2018
совершенствовать организуемый им педагогический процесс. Каковы ориентиры, позволяющие определить цель изменений, содержание и механизмы формирования готовности педагогов колледжа к совершенствованию профессиональной педагогической деятельности, действовать эффективно и адекватно зафиксировать полученный результат? Каковы методологические основы совершенствования профессиональной педагогической деятельности педагогов колледжа?
В нашем исследовании объективное решение такого вопроса, как формирование готовности педагогов колледжа к совершенствованию профессиональной педагогической деятельности в логике компетентностного подхода было обеспечено интеграцией четырех взаимодополняющих подходов: компетентностного, деятельностного, личностного и системного.
В обобщенном виде схема взаимодополняющей связи выбранных подходов представлена на рисунке.
Рис. Взаимодополняющая связь компетентностного, деятельностного, личностного и системного подходов, представляющая методологическую основу исследования проблемы формирования готовности педагогов колледжа к совершенствованию профессиональной
педагогической деятельности
Рассмотрим каждый из обозначенных нами подходов исследования.
Цель совершенствования профессиональной педагогической деятельности зависит от происходящих социально -экономических изменений в обществе, модернизации профессионального образования. В процессе модернизации российского образования на современном этапе компетентностный подход рассматривается как один из главных путей повышения качества образования. Именно поэтому новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования нацелено на формирование у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций.
Компетентностный подход выступает методологической основой для разработки модели успешного специалиста, в рамках которой непосредственно определяются виды, структура и специфика его компетенций.
Компетентностный подход в настоящее время выступает основой обновления содержания профессионального образования и является инновационным для содержательной деятельности педагогов в процессе совершенствования профессиональной педагогической деятельности (Г. Бермуса, В.А. Болотова, И.А. Зимней, Д.А. Иванова, Е.Я. Когана, О.Е. Лебедева, А.И. Субетто). В связи с этим особое значение приобретает готовность педагога СПО к совершенствованию профессиональной педагогической деятельности в соответствии с логикой компетентностного подхода, которая выражается в поиске более эффективных способов решения педагогических задач, способности адаптироваться к новым требованиям при подготовке специалистов среднего звена. Именно компетентностный подход обеспечивает в исследуемой проблеме определение содержания формирования готовности педагогов колледжа к совершенствованию профессиональной педагогической деятельности и определяет результат совершенствования педагогов в профессиональной педагогической деятельности в нашем исследовании.
Формирование готовности педагогов к совершенствованию профессиональной педагогической деятельности требует специальной, организованной работы с педагогами, поэтому мы обратились к деятельностному подходу (В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, П.Г. Щедровицкого). Деятельностный подход в нашем исследовании позволил рассматривать формирование готовности педагогов к совершенствованию профессиональной педагогической деятельности на основе компетентностного подхода с позиции структуры деятельности, выявляя ее ключевые компоненты: цель, объект, субъект, средства, методы, результат. С позиции деятельности педагог выступает в роли субъекта деятельности. Направленность деятельности педагога на совершенствование своей профессиональной педагогической деятельности на основе компетентностного подхода выражается в его готовности к самостоятельному целеполаганию, планированию, организации и осуществлению деятельности посредством непрерывного поиска информации и сотрудничества. Применительно к нашему исследованию, говоря о повышении уровня готовности педагогов колледжа к совершенствованию профессиональной педагогической деятельности в логике компетентностного подхода, следует это принимать за конечный результат, таким образом, цель -повышение уровня готовности педагогов колледжа к совершенствованию профессиональной педагогической деятельности на основе компетентностного подхода. Рассматривая повышение уровня готовности педагогов колледжа к совершенствованию профессиональной педагогической деятельности в логике компетентностного подхода, необходимо иметь в виду конкретный предмет той или иной цели.
В нашем случае средством достижения поставленной цели (повышение уровня готовности педагогов колледжа к совершенствованию
профессиональной педагогической деятельности на основе компетентностного подхода) является решение следующих задач:
1) разработать критерии и показатели уровней готовности педагогов колледжа к совершенствованию профессиональной педагогической деятельности;
2) определить уровень готовности педагогов к совершенствованию профессиональной педагогической деятельности (на примере компетентностного подхода);
3) разработать и освоить на практике педагогические условия и механизмы вовлечения педагогов колледжа в деятельность по формированию готовности их к совершенствованию профессиональной педагогической деятельности в логике инновационного (компетентностного) подхода.
Деятельностный подход требует специальной работы по выбору и организации деятельности (В.В. Давыдов [2], П.Г. Щедровицкий [6]). В нашем случае это организация совместной деятельности субъектов образовательного процесса: администрации - педагога, педагога - педагога, педагога - студента, - в процессе которой выясняются профессиональные затруднения и проблемы, активизируются возможности педагогов по поддержке мотивации к совершенствованию своей профессиональной педагогической деятельности в логике компетентностного подхода. Поэтому деятельностный подход позволил нам определить механизмы формирования готовности педагогов колледжа к совершенствованию профессиональной педагогической деятельности, одним из которых выступило обеспечение многократных вариативных взаимопереходов «теория - практика», «практика - теория» в ходе реализации практико-ориентированной образовательной программы [3].
Успешность формирования готовности зависит от субъектной позиции самого педагога и определяется его личностными качествами. Средство и решающее условие развития личности - деятельность, это обусловливает тесную связь деятельностного подхода с личностным, поэтому изучение процесса формирования готовности педагога к совершенствованию профессиональной педагогической деятельности требует рассмотрения проблемы с личностных позиций, следовательно, обратились к личностному подходу.
Систематизирующей основой личностного подхода является личность как «субъект познания»: ее развитие, самопознание, самовоспитание. В нашем исследовании понятие «личность» мы рассматриваем, опираясь на положения гуманистической теории, в которой выделяют два основных направления. Первое направление, «клиническое», представлено взглядами К. Роджерса [7]. Основоположником второго направления, «мотивационного», является А. Маслоу [5].
Личностный подход в нашем исследовании означает ориентацию на личность педагога при конструировании и осуществлении процесса формирования готовности педагогов колледжа к совершенствованию профессиональной педагогической деятельности, при которой личностная характеристика результатов готовности педагогов колледжа к
совершенствованию профессиональной педагогической деятельности становится главным критерием его эффективности. Приходим к этому выводу, основываясь на понимании личностного подхода К.Н. Ахвердиевым [1].
Личностный подход обеспечивает максимальный учет индивидуальной готовности педагога к совершенствованию профессиональной педагогической деятельности, этот учет осуществляется при проектировании содержания, выбора форм и методов, средств, формирования готовности педагога к совершенствованию профессиональной педагогической деятельности в логике компетентностного подхода. В зависимости от уровня готовности педагога происходит пересмотр его собственной привычной профессиональной педагогической деятельности.
Таким образом, личностный подход в рамках нашего исследования позволил рассматривать формирование готовности к совершенствованию профессиональной педагогической деятельности как индивидуальную деятельность педагога, где в зависимости от уровня готовности педагога предполагается выстраивать с ним индивидуальную траекторию совершенствования профессиональной педагогической деятельности на основе компетентностного подхода при созданных для этого соответствующих организационно-педагогических условиях [4].
Для раскрытия целостности процесса совершенствования профессиональной педагогической деятельности педагогов колледжа, выявления его сложных связей и взаимодействий обратились к системному подходу. Системный подход представляет собой направление методологии научного познания с позиции рассмотрения изучаемых объектов как систем, т.е. совокупность элементов, связанных в единое целое. Элементами системы по формированию готовности педагогов колледжа к совершенствованию профессиональной педагогической деятельности на основе компетентностного подхода выступают задачи, решаемые в рамках данного процесса.
Внешним системообразующим фактором выступает цель - повышение уровня готовности педагогов колледжа к совершенствованию профессиональной педагогической деятельности на основе компетентностного подхода.
В качестве внутреннего системообразующего фактора выступает уровень готовности педагогов к совершенствованию профессиональной педагогической деятельности на основе компетентностного подхода.
К компонентам исследуемой системы относятся организационно -педагогические условия, механизмы формирования готовности, структура готовности педагогов к совершенствованию профессиональной педагогической деятельности.
Таким образом, система формирования готовности педагогов к совершенствованию профессиональной педагогической деятельности обладает целевой направленностью (повышение уровня готовности педагогов), является целостной (обеспечивает интеграцию всех компонентов), универсальной (предоставляет возможность повторного применения), гибкой (обеспечивает
возможность адаптации к изменяющимся условиям), вариативной (обладает возможностью развития в процессуальном плане) педагогической системой.
Таким образом, интеграция выбранных подходов позволила установить взаимодополняющую связь, а именно:
- компетентностный подход обеспечивает содержательную характеристику формирования готовности педагогов колледжа к совершенствованию профессиональной педагогической деятельности;
- деятельностный подход обосновывает характеристики исследуемого процесса, позволяет определить механизмы формирования готовности педагогов колледжа к совершенствованию профессиональной педагогической деятельности;
- личностный подход позволяет ориентироваться на личностные качества педагога, выявляет индивидуальные условия формирования готовности педагогов колледжа к совершенствованию своей деятельности, определяет личностные характеристики результатов готовности педагогов колледжа к совершенствованию профессиональной педагогической деятельности, при этом отмечаем, что деятельность педагогов напрямую зависит от личностных характеристик педагога;
- системный подход позволяет целостно рассмотреть процесс формирования готовности педагогов колледжа к совершенствованию профессиональной педагогической деятельности с позиции его структуры, компонентного состава и взаимосвязей и представить как педагогическую систему.
Список литературы
1. Ахвердиев К.Н. Основные методологические подходы в педагогике // Молодой ученый: науч. журнал. - 2010. - № 6. - С. 308-310.
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Интор, 1996. -
544 с.
3. Косолапова Л.А. Экспериментально-аналитическое обучение студентов педагогике: дис. ... д-ра пед. наук / Удмурт. гос. ун-т. - Ижевск, 2010. - 520 с.
4. Косолапова Л.А., Лебедева К.М. Индивидуальные образовательные маршруты формирования педагогической компетентности родителей воспитанников дошкольного образования учреждения в контексте неформального образования // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 3-2. - С. 186 -190.
5. Маслоу А. Мотивация и личность: пер. с англ. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.
6. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. - М.: Логос, 1993. - 235 с.
7. Rogers C.R. What understanding and acceptance mean to me // Journal of Humanistic Psychology. - 1995. - 35 (4). - P. 7-22.