Научная статья на тему 'Методологические основы социального предпринимательства и благотворительной деятельности, как основа функционирования сферы услуг региона'

Методологические основы социального предпринимательства и благотворительной деятельности, как основа функционирования сферы услуг региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальные услуги / благотворительная деятельность / сфера услуг / как основа сервисной экономики / зарубежных моделей социальной политики. / social services / charitable activity / service sector as the basis of service economy / foreign models of social policy.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таранова И. В., Татуев А. А., Склярова Ю. М.

В статье получил свое отражение механизм социального предпринимательства и благотворительной деятельности, как основа функционирования сферы услуг, получили отражение показатели о социальных услуг, как экономической категории, обеспечивающий увеличению благотворительной деятельности сферы услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Таранова И. В., Татуев А. А., Склярова Ю. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological foundations of social entrepreneurship and charitable activities as a basis for the functioning of the service sector

The article reflects the mechanism of social entrepreneurship and charitable activities as the basis for the functioning of the service sector, reflects the indicators of social services as an economic category that ensures the growth of charitable activities of the service sector.

Текст научной работы на тему «Методологические основы социального предпринимательства и благотворительной деятельности, как основа функционирования сферы услуг региона»

Методологические основы социального предпринимательства и благотворительной

деятельности, как основа функционирования сферы услуг региона Methodological foundations of social entrepreneurship and charitable activities as a basis

for the functioning of the service sector

Ь Л московский

■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 316.334.3:338.46 DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10177

Таранова И.В.,

доктор экономических наук, профессор Ставропольского государственного аграрного университета Татуев А.А.,

доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Российского государственного социального университета Склярова Ю.М.,

доктор экономических наук, профессор Ставропольского государственного аграрного университета

Taranova I.V.,

Doctor of Economics, Professor of Stavropol state agrarian University Tatuev A.A.,

Doctor of economic Sciences, Professor, leading researcher of the Russian state social University

Sklyarova Yu.M., Doctor of Economics, Professor of Stavropol state agrarian University

Аннотация. В статье получил свое отражение механизм социального предпринимательства и благотворительной деятельности, как основа функционирования сферы услуг, получили отражение показатели о социальных услуг, как экономической категории, обеспечивающий увеличению благотворительной деятельности сферы услуг.

Summary. The article reflects the mechanism of social entrepreneurship and charitable activities as the basis for the functioning of the service sector, reflects the indicators of social services as an economic category that ensures the growth of charitable activities of the service sector. Ключевые слова: социальные услуги, благотворительная деятельность,сфера услуг, как основа сервисной экономики, зарубежных моделей социальной политики. Key words: social services, charitable activity, service sector as the basis of service economy, foreign models of social policy.

В настоящее время в российском обществе, несмотря на перманентный процесс реформирования отдельных составляющих социально-экономического процесса, сформировалась новая модель социальной политики государства, которая коренным образом отличается от патерналистской модели, реализовывавшейся в стране в советский период, и

предполагавшей безальтернативную ответственность государства за стабильное общественное развитие и предоставление социальных услуг всем категориям населения. Переход к рыночной экономике и изменение ресурсной составляющей программ социальной политики, преобладание отношений конкуренции над отношениями социального взаимодействия, появление значительного числа новых проблемных точек в общественном развитии поставил и новые задачи по поиску дополнительных источников решения общественных задач, по привлечению новых акторов в качестве субъектов социальной политики. В силу ограниченности ресурсов государства, а в переходные периоды и периоды кризисов, этот вопрос стоит особенно остро, государство не в силах принять на себя всю полноту ответственности за социальную сферу. Тем самым вынужденный уход государства с ключевых позиций в решении социальных задач общества в условиях рынка предполагает, что какую-то часть ответственности за предоставление социальных услуг должны взять на себя иные субъекты экономической деятельности. Опыт функционирования зарубежных моделей социальной политики показывает, что исключительно рыночный механизм реализации социальных задач не способен обеспечить гарантированный уровень получения социальных услуг.

Результатом этих и подобных противоречий становится потребность выработки некоторого механизма, позволяющего адекватным образом распределить ответственность за социальную стабильность и устойчивость между всеми авторами социально-экономических отношений и расширить перечень источников для реализации социальных задач общества. Слияние

ресурсов государства, бизнеса, благотворительных организаций и

негосударственного некоммерческого сектора в целом, переход от конкуренции к сотрудничеству при решении социальных, экологических и иных проблем общества возможны как раз в рамках реализации программ социального партнерства, развития социального предпринимательства и проектного управления в сфере социальных услуг.

Сфера услуг, как основа сервисной экономики, сегодня является одним из наиболее активно развивающихся видов экономической деятельности, услуги продолжают интенсивно выходить на рынки, в том числе на международные, идет дальнейшая дифференциация сервисной деятельности, появляются новые услуги,

базирующиеся на использовании новых цифровых и информационных технологий.

Сервисная экономика стала реальностью мирового развития: доля услуг в формировании мирового ВВП превысила 50%, а в некоторых странах (Великобритания, Франция, США и др.) согласно данным Всемирного банка за 2016 г. эта доля достигла 70 % и более. Указывая на рост сферы услуг в современной экономике следует, прежде всего, отметить ее роль в обеспечении функционирования социального государства, где непосредственно задействованы предприятия и организации сферы социальных услуг. Однако вопрос отнесения отдельных видов услуг к социальным, несмотря на то, что это кажется вполне очевидным, до конца не решен. Следует разделять два основных подхода: нормативный (законодательный) и исследовательский подходы. В рамках нормативного рассмотрения социальных услуг обычно четко выделяется ряд услуг, которые в первую очередь находятся в зоне ответственности государства по обеспечению их ресурсами. К ним относят: услуги системы здравоохранения, образования, культуры, социального и пенсионного обеспечения, в ряде случаев - жилищно-коммунального хозяйства. В нормативных документах обозначено терминологические поле для более четкого разделения ответственности государства в решении задач социальной политики и задач, которые могут передаваться (и передаются) иным субъектам социальной политики (бизнесу, негосударственному некоммерческому сектору - НКО), ряд функций - церкви как субъекту, включённому в решение социальных задач. Единой формулировки, что понимать под социальными услугами, законодатель не дает, и фактически через описание специфики тех или иных социальных услуг формируется их интуитивное понимание.

В рамках исследовательского подхода мы солидарны с авторами, которые рассматривают социальную сферу и более широко, сферу услуг, в качестве среды реализации «принципов социального гуманизма, социальной солидарности, функционирования институтов гражданского общества и систем государственных

социальных трансфертов», и только как часть социальной защиты, социального обеспечения. Сфера услуг позволяет удовлетворять потребности человека в поддержании здоровья, получении образования, формировании многогранной личности, развитии творческого потенциала, в том числе, в трудовой сфере. И, определяя место сферы услуг в системе социального государства, ее следует отнести, с одной стороны, к сфере «воспроизводства» человека, а с другой, к инфраструктуре социального рыночного хозяйства, что в целом призвано определить устойчивость функционирования и развития институтов социального государства. В решении задач современного социально ориентированного государства при ограниченности ресурсов важную роль в обеспечении населения социальными услугами играют негосударственные субъекты социальной политики, осуществляющие взаимодействие с государством, используя механизм социального партнерства. Концепция социального

партнерства все активнее применяется в нашей стране.

В рыночной экономике подобный подход невозможен в виду преобладания отношений конкуренции над отношениями социального взаимодействия. Исключительно рыночный механизм реализации социальных задач не способен обеспечить гарантированный уровень получения социальных услуг,

в результате идут процессы расслоения общества по различным критериям (по уровню включенности в программы социального и медицинского страхования, по уровню образования и т.п.). Результатом этих и подобных противоречий становится потребность выработки некоторого механизма, позволяющего адекватным образом распределить ответственность за социальную стабильность и устойчивость между всеми факторами социально-экономических отношений. В качестве альтернативы рассматривается механизм социального партнерства, способного нивелировать ряд негативных последствий рыночных реформ. В качестве базовых принципов социального партнерства обычно называют следующие: равные условия

социального партнерства всех участников (государства, бизнеса, некоммерческих структур), наличие открытого и прозрачного заказа на реализацию приоритетных проектов (при этом уровень реализации может варьироваться в зависимости от федеральных, региональных и местных сфер влияния и ответственности), обеспечение возможности для комплексного социального инвестирования выбранных программ, а также наличие сформированных институциональных условий реализации социального партнерства. Даже краткий анализ нормативных документов ряда регионов РФ, который был проведен нами в ходе исследования, показывает, что законодатель социальное

партнерство понимает как отношение работника и работодателя по урегулированию трудовых отношений. И ни в одном из рассмотренных нами документов вопросы партнерства между отдельными секторами экономики по повышению эффективности реализации социальной политики государства в целом, не представлены.

В то же время, сегодня социальное партнерство рассматривается как в узкой, так и в широкой трактовках. Узкая трактовка

непосредственно связана с тем пониманием, которое собственно и сформировало этот феномен, а именно гармонизация взаимоотношений работодателя, наемного работника и профсоюзов. Более широкий подход к социальному партнерству предполагает рассмотрение данного феномена уже

в рамках взаимодействия большого числа участников, задачи которых не сводятся исключительно к выстраиванию справедливой системы трудовых отношений, а предполагают распространение идеи социальной солидарности,

воплощаемойна институциональном уровне [1]. Сегоднясоциальное партнерство концентрирует усилия на решение значимых общественных

проблем в социальной, экономической и экологической сферах.

Современные условия требуют перехода от традиционной схемы «источник денежных средств» - «проситель» к новым моделям, позволяющим некоммерческому сектору не просто получать ресурсы для своих проектов, но зарабатывать деньги и привлекать к этому различные, в том числе, социально уязвимые группы населения. Тем самым формируется более устойчивая модель социального партнерства, в которой каждый участник несет солидарную ответственность за конечный результат в реализации социально ориентированных проектов и программ. В качестве одного из инструментов формирования новой модели мы считаем, может быть развито социальное предпринимательство^].

Считаем, что социальное предпринимательство может рассматриваться как новая модель ресурсного обеспечения некоммерческих, общественных и религиозных организаций, выполняющих социальные задачи в рамках проектного подхода. А разработка новых обоснованных моделей управления целевыми программами некоммерческих и благотворительных организаций повысит общую ресурсную устойчивость во всех отраслях сферы социальных услуг. И здесь адекватным инструментом как раз может стать предлагаемый нами новый подход к проектному управлению в сфере социального предпринимательства.

В настоящее время капитал организации определяют в высокой степени нематериальные активы, а имидж социально ответственной бизнес-структуры в глазах общества и государства повышает рыночную капитализацию фирмы. Проектное управление (а именно выбор и реализация отдельных востребованных обществом проектов) является сегодня наиболее распространенным методом, используемым в социально ориентированных организациях (некоммерческих, благотворительных и др.)

[3].

Такой подход позволяет в максимальной степени обеспечить ресурсную устойчивость НКО и превалирует, с одной стороны, поскольку позволяет гибко подходить к решению точечных общественно востребованных задач, а с другой, ресурсная составляющая ограничивает участников проекта, заставляя сосредоточиться на главном, не распыляя усилия и средства. Более широкое использование проектного подхода в организации и управлении программами некоммерческих организаций позволяет структурировать основную деятельность, выработать критерии оценки ее эффективности, создать новые условия для мобилизации имеющихся ресурсов.Математическая модель системы управления целевой программой социального предприятия (благотворительного фонда) базируется на следующем. Работа социального предприятия представляет собой высокорискованную экономическую активность. Во время работы социально ориентированной организации всегда вероятно отклонение от основной цели. Кроме того, резко меняющаяся экономическая конъюнктура может также привести к потере источников финансирования (части клиентов). Поэтому для большинства социальных предприятий чрезвычайно важна прозрачность их работы. При отсутствии прозрачности стейкхолдеры могут прекратить взаимодействие с организацией, и организация - потерять общественное доверие. Помимо этой опасности может возникать и другая, выражающаяся в недостаточной эффективности работы, когда часть целевых программ недофинансируется, в то время как другая часть финансируется в завышенном объеме[4].

Чтобы избежать таких ситуаций, желательно иметь объективную модель развития организации, не связанную с сиюминутными интересами отдельных лиц, а позволяющую оценить общую эффективность деятельности.

Для этого целесообразно использовать экономико-математические модели, которые за счет своей формальности могут обеспечить ясность и прозрачность оценки, а также дать указания для изменения структуры управления программами с целью повышения эффективности работы организации в целом. Кроме того, такая модель управления в

рамках нескольких программ позволяет рационально распределять финансовые и материальные ресурсы, а также регулировать привлечение трудовых ресурсов[6].

Проведенные нами экономические расчеты позволяют сделать следующие выводы. Программы благотворительного фонда должны быть протяженными во времени и осуществляться непрерывно; результаты каждой программы должны оцениваться в натуральных единицах и не только в денежной форме; для поддержания осуществления каждой программы следует иметь возможность наблюдать за результатами ее выполнения в каждый момент времени, поэтому математические модели программ должны быть динамическими и содержать контуры обратных связей; качество программ может быть оценено несколькими показателями: сроком их выполнения, отсутствием колебаний результатов реализации программ и точностью объема их осуществления; при изменении организационных и финансовых усилий реализации программ организации целесообразно исходить не только из отклонения от графика выполнения программы[7].

Преимущество реализации программ, основанное на предлагаемых моделях, обладает свойством транспарентности и объективности, позволяя снимать возможные претензии к работе благотворительной организации. При возможных непредвиденных отклонениях фактических показателей от плановых значений, в период реализации программы она может быть автоматически скорректирована с помощью математической модели, что позволит достичь поставленной цели.

Таким образом, предложенный нами алгоритм формализованного описания деятельности по управлению целевыми программами в рамках реализации общественных задач социально ориентированными организациями, в числе которых могут быть как социальные предприятия, так и благотворительные фонды, является попыткой с помощью математических моделей управления сформировать систему оценки, которая позволила бы адекватно проводить анализ некоммерческих эффектов проектов, реализуемых подобными организациями.

Список литературы

1. Быков, А.Ю. Социальное предпринимательство в сфере услуг: систематизация подходов / А.Ю. Быков, Г.А. Карпова // Журнал правовых и экономических исследований. JoumalofLegalandEconomicStudies. - 2017. - № 2. - С. 11-20.

2. Быков, А.Ю. Ответственный туризм как перспективное направление социального предпринимательства // Актуальные проблемы развития индустрии гостеприимства: Сб. трудов / Под ред. О.Н. Кострюковой,

О.А. Никитиной, Е.В. Печерица / А.Ю. Быков. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. - С. 36-40.

3. Taranova I.V. Sources of Formation and Directions of the Use of Financial Resources in the Region/ Dmitry S. Reznichenko, Evgeniya S. Tishchenko, Marina V. Charaeva, Alla V. Nikonorova, Emma R. Shaybakova //International Journal of Applied Bisiness and Economic Research.2017.T.15. №23.C.203-219.

4. Taranova I.V. Evaluation of Managerial Staff as an Effective Tool of Motivation / Perspectives on the Use of New Information and Communication Technology (ICT) in the Modern Economy//E. A. Vorobeva, O. A. Mukhoryanova, I. P. Savchenko, E. E. Shidakova// Advances in Intelligent Systems and Computing. - Germany: Springer, 2018. - P. 173-182.

5. Taranova I.V. Global Financial And Economic Crisis In Russia: Trends And Prospects / M. Podkolzina,V. V. Prokhorova, O. N. Kolomyts , E. M. Kobozeva// Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical 2018. RJPBCS 9(6). Page No. 775.

6. Taranova I.V. An Innovative System As A Basis For A Phased Modernization Of The Production Sector In The Region/V. V. Kurennaya , S. V. Alivanova , T. V. Skrebtsova, C. T. Paytaeva // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2018. RJPB 9(6). Page No. 1840.

7. Taranova I.V. Evaluation of Managerial Staff as an Effective Tool of Motivation /Perspectives on the Use of New Information and Communication Technology (ICT) in the Modern Economy//E. A. Vorobeva, O. A. Mukhoryanova, I. P. Savchenko, E. E. Shidakova// Advances in Intelligent Systems and Computing. 2019. Т.726.С.173-181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.