Научная статья на тему 'Методологические основы разработки программ партнерских взаимоотношений промышленных предприятий с посредниками'

Методологические основы разработки программ партнерских взаимоотношений промышленных предприятий с посредниками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
970
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПАРТНЕРСТВО / МАРКЕТИНГ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ / ПАРТНЕРСТВО С ПОСРЕДНИКАМИ / КАНАЛЫ СБЫТА / INDUSTRIAL ENTERPRISES / PARTNERSHIPS / MARKETING RELATIONSHIPS / PARTNERSHIPS WITH STAKEHOLDERS / MARKETING CHANNELS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаева Е. В.

Актуализируется проблема разработки долгосрочных программ взаимоотношений промышленных предприятий с посредниками и излагаются методологические основы построения таких взаимоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological foundations of programming of industrial enterprises partnerships with the facilitator

The author updates the problem develop longer relationships with intermediaries industry and outlines the methodological basis for building these relationships.

Текст научной работы на тему «Методологические основы разработки программ партнерских взаимоотношений промышленных предприятий с посредниками»

ЭКОНОМИКА

Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 4. С. 266-271.

УДК 316 Е.В. Исаева

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ ПАРТНЕРСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ С ПОСРЕДНИКАМИ

Актуализируется проблема разработки долгосрочных программ взаимоотношений промышленных предприятий с посредниками и излагаются методологические основы построения таких взаимоотношений.

Ключевые слова: промышленные предприятия, партнерство, маркетинг взаимоотношений, партнерство с посредниками, каналы сбыта.

Понимание современного механизма создания конкурентных преимуществ невозможно без тщательного анализа концепции управления цепями поставок, которая уже зарекомендовала себя как эффективный способ снижения издержек и претендует на выход на новый уровень создания конкурентных преимуществ. Актуальность и практическая значимость данного вопроса заключаются в возрастающей важности создания взаимовыгодного сотрудничества промышленных предприятий-производителей и посреднических структур с тем, чтобы через партнерские взаимоотношения обеспечить достижение маркетинговых целей и выполнение задач обоих сторон, а именно оптимизации уровня продаж и прибыли и создания устойчивой базы лояльных потребителей, в долгосрочном плане.

Существуют значимые различия между подходами к управлению взаимоотношениями в компаниях сферы промышленных услуг и производственных компаниях. Компании, оказывающие промышленные услуги, вынуждены уделять серьезное внимание стратегии управления взаимоотношениями, именно эти компании являются флагманами в области повышения эффективности управления взаимоотношениями, разработки и внедрения стратегии управления взаимоотношениями. В свою очередь, производственные компании не всегда ставят управление взаимоотношениями во главу стратегии. На первый план выходят такие факторы, как технология, производственные мощности, инновации, качество и затраты, которые и определяют позицию компании в глазах потребителей и конкурентов. Управление взаимоотношениями - вторичный фактор, который может повысить эффективность взаимодействия с клиентами и поставщиками, однако не является стратегическим ориентиром компании.

Низкая степень взаимного доверия и готовности делиться информацией зачастую делает невозможной тесную интеграцию между партнерами, формирование сообществ заказчиков компании, поскольку заказчики нередко рассматривают друг друга как конкурентов.

Взаимоотношения в маркетинге часто понимаются узко - как отношения только с потребителем, но это всего седьмая часть отношений. Сама концепция партнерских отношений стала развиваться в

© Е.В. Исаева, 2011

маркетинге закупок на рынке В2В. В закупках на промышленном рынке движение к сделке часто устроено не традиционно: не продавец ищет покупателя, а покупатель ищет продавца-поставщика -надежного, обязательного, с качественным товаром по разумной цене. Хотя цена на этих рынках - скорее не результат поиска, а результат переговоров. На смену отношениям «buyer-seller» приходят отношения «partner-partner», само понятие рынок заменяется понятием сеть [1]. Следовательно, не стоит ограничивать понятие партнерских отношений отношениями только с потребителем.

Начало формирования «отношенческого», или сетевого, подхода в маркетинге было положено международной группой ученых из Европы (1МР Industrial Marketing and Purchasing), включающих ученых Франции, Германии, Италии Швеции, Великобритании. Эта группа возникла в конце 1970-х - начале 1980-х гг. в результате осуществления исследовательской программы, основанной на гипотезе, что теория маркетинга неполна и не пригодна для понимания важных аспектов промышленного маркетинга на практике. Основу исследований в области промышленных сетей заложили работы Хагга и Йохансона (1982), Хаммарквиста (1982), Маттсона (1985), Форда (1986), Турнбулла и Валла (198б), Торелли (1986), Хокансона (1982, 1987, 1989).

Впервые термин «relationship marketing» был предложен в 1983 г. в работе по маркетингу сферы услуг (Berry L.L. Relationship marketing. In: Berry et al. Emerging perspectives of service marketing. -Chicago, 1983).

Становление маркетинга партнерских отношений происходило постепенно, знания накапливались и расширялись, кроме того, формировались разные точки зрения, и до сих пор этот процесс активно формирует научную обоснованность и практическую значимость данной концепции. «В ранних работах большое внимание уделялось изучению межличностных взаимоотношений, которые складываются между организациями и внутри них. Основной акцент исследований делался на анализе неформальных связей, которые опираются на двусторонние взаимоотношения и функционируют в тени формальных организаций. Позднее сетевые организации начинают рассматриваться как формальные управляемые структуры, представляющие естествен-

ную альтернативу как рыночной, так и иерархической координации. Однако жесткий акцент противопоставления сетевой организации рыночным и иерархическим структурам постепенно сменялся активным обсуждением преимуществ сетевых структур в плане их информационной открытости и адаптивности к стремительно меняющимся условиям рынка, возможности ограниченного включения инновационной компоненты в сеть взаимодействующих субъектов» [2]. Этим объясняется его использование в своей деятельности крупными компаниями. Следовательно, можно говорить об увеличивающейся важности направления маркетинга партнерских отношений и актуальности его исследования в науке.

Д. Иган в свое книге «Маркетинг взаимоотношений» (ссылаясь на источник: Clarkson R.M., Clarke-Hill C., Robinson T. «Towards a general framework for relationship marketing; A literature review», paper presented at the Academy of Marketing Conference, Manchester, UK, 1997) отмечает, что теперь компания должна поддерживать сотрудничество с поставщиками, государственными и общественными институтами, посредниками и обязательно с внутренними клиентами [3].

В. Савельев выделяет, что партнерские связи промышленных предприятий развиваются по трем направлениям [4]:

1) отношения с поставщиками;

2) отношения с потребителями продукции (услуг), производимой предпринимателем;

3) отношения с партнерами, оказывающими предпринимателю деловые услуги (консалтинг, аудит, обучение и т. п.).

Тем самым он отдельно не выделяет отношения внутри компании, а относит это к третьему субъекту. Но это агрегирование является, на наш взгляд, некорректным, так как для сотрудничества внутри организации должны использоваться другие методы и способы, позволяющие мотивировать и заинтересовывать сотрудников.

Маркетинг в настоящее время как интегрирует различные виды деятельности внутри фирмы, так и согласовывает деятельность различных специализированных фирм. Поэтому в таком случае наиболее глубоким изучениям подвергаются отношения в парах поставщик -производитель, производитель - торговое звено, взаимоотношения в каналах товародвижения, взаимоотношения с клиен-

тами, взаимоотношения внутри производящей компании. Их можно классифицировать по-разному, что и происходит в научной деятельности. О.А. Третьяк, в свою очередь, предлагает анализировать их в единой цепочке связей хозяйствующих субъектов, возникающих в процессе производства и доведения товара до конечного потребителя, в цепочке взаимодействия производства и потребления.

По мере развития производства и потребления усложняется механизм их взаимодействия, что отражается на росте и усложнении рыночной инфраструктуры. «Возникают отдельные фирмы, специализирующиеся не только на видах деятельности, связанных с доведением и реализацией продукции конечному потребителю, но и на отдельных функциях маркетинга. Это исследовательские компании, информационные агентства, кон-

сультационные фирмы. Чем выше степень специализации отдельных фирм, тем большую роль играет согласование их деятельности в системе связей, возникающих на рынке, предсказуемость и стабильность этих связей, выравнивание уровней развития хозяйственных единиц

- составляющих единого механизма взаимодействия производства и потребления. Взаимодействие и межфирменная координация становятся основным звеном механизма осуществления связей производства и потребления. Поэтому основной акцент развивающейся маркетинговой концепции управления перемещается на интегрирование деятельности специализированных рыночных субъектов в сложной системе взаимодействия производства и потребления. Основные субъекты этого взаимодействия представлены на рис. 2» [5].

Поставщики

Производитель

Обмен (рыночная Потребители

Рис. 2. Субъекты взаимодействия производства и потребления

Магдолна Харгиттаи в своей работе отмечает, что существует четыре главных типа партнерства на промышленном рынке - с покупателем, продавцом, внутреннее и сопутствующее [6].

Компании необходимо обеспечить конкурентные преимущества за пределами своей деятельности в цепочке создания стоимости поставщиками, дистрибьюторами, потребителями. Большинство компаний уже сотрудничает с избранными поставщиками и дистрибьюторами,

для того чтобы сформировать совершенную систему отгрузки ценностей или сеть цепочки поставок.

Есть другой аспект маркетинга отношений, изученный Морганом и Хантом. Их модель характеризует новые функции, взаимосвязи компаний с окружающей средой. На рис. 3 показаны десять дискретных форм и типов маркетинга отношений. Среди данных форм в первую очередь необходимо выделить партнерство с поставщиками (товаров и услуг), тем

I Партнерство поставщиков

IV Партнерство покупателей Рис. 3. Относительные изменения в маркетинге отношений

не менее деятельность фирмы невозможна без сопутствующих полезных контактов (например, с правительственными и некоммерческими организациями). Четвертое направление составляют потребители, но автор явно подчеркивает, что покупатель как самая важная цель бизнеса должен находиться в конце цепочки, после третьего направления - внутренних партнерских связей.

Далее мы рассмотрим партнерские отношения в каналах сбыта. Для этого в первую очередь необходимо определить понятие канала сбыта. «Канал сбыта - это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому субъекту право собственности на конкретные товар или услугу на их пути от производителя к потребителю» [7]. Канал распределения является одним из элементов комплекса маркетинга («4Р»), как было сказано выше. Роль канала распределения заключается в обеспечении быстрого и беспрепятственного доступа потребителя к товару, чтобы он смог легко его купить. Понятие Place, или «место покупки-продажи товара», впервые было предложено Нейлом Борденом еще в конце 1940-х гг. Собственно, сам Нейл Борден и является автором концепции «4Р» [8]. В его классификации задач маркетолога к ведению Place относятся процедуры и установки, связанные с:

1) каналами, связывающими изготовителя и потребителей,

2) степенью избирательности в отношении оптовых и розничных продавцов,

3) стремлением к сотрудничеству с торговлей.

Таким образом, третья задача уже начинает указывать на необходимость создания долговременных отношений с посредниками. С развитием рынка и повышением конкуренции данные отношения начинают перерастать в партнерские, тем самым автоматически оформляясь в объект МПО, подлежащий анализу и воздействию со стороны компании.

В зависимости от числа посредников в системе сбыта устанавливается уровень канала, в качестве которого могут выступать юридическая фирма или физическое лицо, выполняющие функции перемещения товара от производителя к потребителю. Число промежуточных уровней может характеризовать протяженность канала. Канал нулевого уровня, например, не включает посредника, так как производитель с помощью собственных внутренних или внешних образований передает товар непосредственно потребителям (рис. 4.) [9]. Основными методами сбыта являются:

1) торговые системы, включающие централизованный и децентрализованный сбыт;

2) собственная или внешняя формы организации продажи (форма сбыта);

3) прямой и непрямой сбыт через торговые посреднические предприятия (пути сбыта).

Прямой маркетинг считается выгодным, если:

1) товар является узкоспециализированным и требует непосредственного контакта производителя и покупателя;

2) цена на товар часто меняется;

3) объем продаж достаточно велик и не менее, чем в 2 раза, перекрывает все издержки на прямой маркетинг;

- канал нулевого уровня

пр ОНЗБ о дит ель -----

- одноуровневый канал пр ошв о дит ель ------

(прямой маркетинг)

розни чный торговец

- двухуровневый канал пр оизв одит ель ---Щ

оптовый ртничньти

торговец торговец ^

Рис. 4. Построение каналов распределения продукции

потр еЬитель

потребитель потреЬитель

4) все потребители расположены на небольшой территории близко к торговым точкам;

5) все торговые точки имеют свои склады;

6) количество потребителей небольшое;

7) объем каждой поставки кратен используемой таре.

Одноуровневый канал счита.ется выгодным, если:

1) рынок плохо изучен и у фирмы производителя нет финансовых средств для его изучения и работы по сбыту;

2) объем предпродажного и послепродажного сервиса незначителен;

3) количество сегментов рынка невелико;

4) ассортимент продукции широкий;

5) особенности товаров определяют небольшую кратность разовых покупок.

Одновременное наличие оптовой и розничной торговли товарами (канал 2-го уровня) считается выгодным, если:

1) рынок расположен на большой территории;

2) поставка товаров осуществляется небольшими, но срочными партиями;

3) разница между продажной ценой и себестоимостью достаточна для организации разветвленной сбытовой сети;

4) можно значительно сэкономить, поставляя большие партии небольшому количеству покупателей.

Выбор канала, который должен быть использован, фирмой - одно из главных ее решений. Если используется непосредственная продажа конечному потребителю (фирменная торговля), то можно обойтись без потерь в издержках. С другой стороны, введение в канал посредников может существенно снизить затраты на управление процессом товародвижения со стороны производителя.

Выбор альтернативного варианта системы распределения зависит от различных факторов, в сильной степени - от назначения, характера товара, финансо-

вого потенциала, имиджа фирмы-производителя и т. д. Так, при одно-, двух- и трехуровневом каналах в систему распределения встраиваются один, два и три посредника (соответственно розничный, оптовый и мелкооптовый торговец). Но, как правило, розничный торговец работает на рынке потребительских товаров, а на рынке товаров производственно-технического назначения - агент по сбыту, или брокер. Мелкооптовый торговец покупает товары у крупных оптовых баз и перепродает их предприятиям розничной торговли или непосредственно через свою сеть - потребителю. В системе распределения кроме указанных посредников действующими субъектами являются отдел сбыта, руководство предприятия, коммивояжер, торговый представитель, маклер, сбытовые филиалы, торговые синдикаты и т. д.

Концепция маркетинга взаимодействия ориентирует на выбор не одного какого-либо канала из всех возможных, а наилучшей комбинации этих каналов, с ориентацией не на сиюминутную выгоду, а развитие долгосрочных взаимоотношений с бизнес-партнерами.

Взаимодействие участников сбытовых каналов и производителей становится их конкурентным преимуществом в современных условиях рынка. Сетевое взаимодействие характеризуется формированием партнерств промышленных компаний, стратегических альянсов, межфирменных сетей.

В настоящее время при производстве товаров и услуг по средствам маркетинга партнерских отношений ценность создается вместе с потребителями, а не для них. Ранее считалось, что компании самостоятельно определяют и обеспечивают эту ценность тем, что они сами считают «товаром». Теперь товаропроизводители, следуя своей деловой стратегии и концентрируя свое внимание на потребителях, создают и согласовывают свои бизнес-процессы, коммуникации, технологию и

подготовку персонала для обеспечения той ценности, которую желают получать потребители. Они стремятся построить цепочку взаимоотношений между самой компанией и ее партнерами в цепочке поставок, включая поставщиков, посредников в канале распределения.

В современных условиях, когда потребительские свойства товаров становятся все более стандартизованными, а цены на однотипную продукцию стремятся к выравниванию, основная конкурентная борьба переносится на два других составляющих комплекса маркетинга

- продвижение и распределение. Таким образом, предприятию-производителю

просто необходимо устанавливать партнерские отношения со своей системой распределения продукции, выстраивать долгосрочные связи, организовывать совместную работу наиболее выгодным образом для обеих сторон.

Для того чтобы привязать к себе сбытовиков, дать им необходимую мотивацию и заставить их проникнуться «духом» предприятия, производитель применяет различные приемы, вот некоторые из них: предоставление им финансовых льгот, организация конкурсов, поездок. Все эти средства являются мерами по стимулированию - продвижению продаж.

Маркетинг изменил отношения между предприятием-производителем и торговой сетью; сбытовой аппарат может многое сказать о производителе, так как его уровень определяет коммерческую эффективность деятельности последнего. Если сбытовики не заинтересовались товаром, то торговая сеть также не проявит к нему интереса и производство данного товара очень скоро перестанет быть рентабельным. Если, напротив, сбытовикам товар не безразличен, то они сумеют убедить управляющего магазином и потребители купят данный товар.

Зная глубинные потребности собственных продавцов продукции (безопасность своего положения, ощущение своей принадлежности к предприятию, уважение к себе, стремление к самореализации), предприятие не станет постоянно стимулировать свои структурные подразделения, ответственные за сбыт, а будет лишь обеспечивать взаимовыгодные устойчивые отношения.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что к настоящему времени созданы все объективные условия для того, чтобы в каналах сбыта по-настоящему масштабно применять методы и принципы партнерских отношений между продавцами и покупателями / потребителями .

ЛИТЕРАТУРА

[1] Климин А. И. Маркетинг партнерских отношений. URL: www.gortis.info.

[2] Третьяк О. А, Румянцева М. Н. Сетевые формы межфирменной кооперации: подходы к объяснению феномена // Российский журнал менеджмента. № 1. 2003. С. 77-102.

[3] Иган Дж. Маркетинг взаимоотношений. Анализ маркетинговых стратегий на основе взаимоотношений : учебник для студентов / пер. с англ. (Е.Э. Лалаян). 2-е изд. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С. 6.

[4] Савельев В. Маркетинг партнерских связей // Практический маркетинг. № 11. 2003.

[5] Третьяк О. А. Маркетинг: новые ориентиры модели управления. М. : ИНФРА-М, 2005. 403 с. (Серия «Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова»).

[6] Magdolna Hargittai. Маркетинг отношений и сетевая экономика // Society and Economy in Central and Eastern Europe. 2001. № 2.

[7] Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг : учебник для вузов / под общ. ред. Г.Л. Багиева. М. : Экономика, 1999. С. 370.

[8] Борден Н. Концепция маркетинг-микс // Классика маркетинга / ред. Б. Энис, К. Кокс. М. ; СПб. : Питер, 2001. С. 529-539.

[9] Гольдштейн Г. Я., Катаев А. В. Маркетинг : учебное пособие для магистрантов. Таганрог : Изд-во ТРТУ, 1999. 107 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.