Научная статья на тему 'Методологические основы разработки мультимедийных курсов для дистанционного обучения'

Методологические основы разработки мультимедийных курсов для дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
141
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Арсентьев Д.А., Карпов А.С.

В статье рассматривается актуальная проблема наполнения электронных образовательных ресурсов мультимедийным контентом. Для лучшего понимания ситуации приводятся примеры. Рассматриваются современные технологии и инструменты по созданию мультимедийных элементов электронного ресурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Арсентьев Д.А., Карпов А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы разработки мультимедийных курсов для дистанционного обучения»

Методологические основы разработки мультимедийных курсов

для дистанционного обучения

Д.А. Арсентьев,

ассистент кафедры ИиВТ МГУП имени Ивана Федорова

А.С. Карпов,

к.т.н., доцент кафедры ИиВТ МГУП имени Ивана Федорова

В статье рассматривается актуальная проблема наполнения электронных образовательных ресурсов мультимедийным контентом. Для лучшего понимания ситуации приводятся примеры. Рассматриваются современные технологии и инструменты по созданию мультимедийных элементов электронного ресурса.

В классическом понимании мультимедийным ресурсом является электронный ресурс, который включает в себя не менее двух различных мультимедийных элементов: текст, графика, видеоматериалы, анимация, аудиоматериалы, интерактивность. Но в целом, большинство печатных учебников состоит из текста и графики, поэтому в дальнейшем под мультимедийным электронным образовательным ресурсом (МЭОР) будет пониматься электронный ресурс, включающий три и более различных мультимедийных компонента.

В настоящее время МЭОР активно применяются не только в высших учебных заведениях и в школах, но и в различных интернет-ресурсах, в том числе и при дистанционном обучении.

В школе или в вузе МЭОР - это дополнительный инструмент для объяснения материала преподавателем, и в случае непонимания студентом какой-либо части МЭОР всегда можно обратиться за разъяснением.

Но в образовательном процессе с применением дистанционных технологий (ДОТ) МЭОР является основным источником информации для студента, поэтому качество разработанных МЭОР очень важно.

Основное достоинство МЭОР при его использовании в дистанционном обучении - возможность частичной замены преподавателя некими мультимедийными элементами. Данный момент особенно важен при рассмотрении практических аспектов дисциплины.

Рассмотрим основные требования к разработке МЭОР на примере нескольких дисциплин: «Информатика», «Иностранный язык», «Печатное и послепечатное оборудование». Такой выбор поможет максимально полно описать процесс выбора мультимедийных элементов в МЭОР в зависимости от состава курса.

Курс «Информатика» состоит из теоретических разделов и практических работ, включающих в себя работы по Microsoft Office Word 2007и Delphi.

Курс «Иностранный язык» состоит из теоретических разделов и практической работы, включающих в себя выполнение заданий из различных разделов (правильное использование артиклей, перевод текста и др.).

Курс «Печатное и послепечатное оборудование» состоит из теоретических разделов и практической работы, включающих в себя реферативное изложение рассмотренных вопросов.

«Информатика». Теоретическая часть курса не требует наличия каких-либо мультимедийных элементов. В то время как в практической части необходимо продемонстрировать принципы работы с Microsoft Word и Delphi. Требования к мультимедийным элементам следующие:

1. Видеоурок по инсталляции программного обеспечения.

2. Видеоматериалы или интерактивные элементы, демонстрирующие пользователю основы работы с программным обеспечением. Целью данного мультимедийного контента является замена преподавателя на стадии демонстрации продукта.

3. Желательно наличие многоязычности мультимедийных элементов, так как у пользователя может быть установлен программный продукт как на английском, так и на русском языке.

Хочется отметить, что по большинству программных продуктов существуют интерактивные курсы или видеоуроки. Это обуславливается спецификой изучения подобного материала.

«Иностранныйязык». В данном курсе, в теоретической части желательно наличие аудиоматериалов для демонстрации студентам правильного произношения иностранных слов. Здесь же возможно наличие видеоматериалов для показа артикуляции при произношении рядов звуков (примером может служить звук -th-, когда кончик языка

помещается между зубами). В практической части дополнительные мультимедийные элементы не требуются.

«Печатное и послепечатное оборудование». Данный курс предназначен для ознакомления студентов с современным полиграфическим оборудованием. Студенты очного отделения имеют возможность наблюдать за работой печатных машин в университете, чего, соответственно, лишены студенты, обучающиеся с применением ДОТ. Поэтому, для лучшего понимания материала, необходимо в состав МЭОР включить видеоматериалы, демонстрирующие работу полиграфической техники и/или анимационные ролики, предназначенные для показа отдельных частей машин.

Ранее были рассмотрены различные элементы мультимедийного электронного ресурса. В настоящее время существует большое количество инструментов для реализации любого из мультимедийных элементов. Рассмотрим наиболее популярные из них.

1. Анимация и интерактив. Два данных элемента мультимедиа были объединены, так как ряд рассмотренных ниже инструментов одинаково хорошо создает как простую анимацию, так и анимацию с элементами интерактива или просто интерактивные элементы. Долгое время пакет программного обеспечения для создания анимации был достаточно статичен. В последние годы было создано много новых инструментов для создания анимированных изображений. Помимо давно известного Flash (создается при помощи Adobe Flash) и различных инструментов по созданию gif-анимации (EasyGIFAnimator) на рынок анимационных технологий вышли Silverlight и HTML5.

Silverlight - достаточно новая технология от компании Microsoft. Ее первая реализация появилась в 2007 году. Данная технология позволяет создавать как анимацию, так и интерактивные приложения. Работает с XAML и языками платформы .NET.

Анимация в HTML5 реализуется с использованием функции Canvas и позволяет размещать непосредственно на веб-странице анимацию, интерактивные приложения и не требует установки дополнительных плагинов. В ближайшем будущем прогнозируется отказ от Flash в пользу HTML5. Анимация на HTML5 может создаваться с помощью JavaScript и JQuery или CSS3, при этом полученные результаты будут одинаковыми.

Рабочие файлы CSS3 обычно меньше по размеру, чем JavaScripts, и ими легче управлять. Использование JavaScript предполагает, что будут существовать как минимум два отдельных файла JQuery, которые необходимо корректировать вместе. При этом разработчикам, которые ранее активно использовали CSS2, переход на CSS3 дастся сравнительно легко.

Несмотря на то, что это (HTML5) новейшая технология, уже существует достаточно широкий выбор программного обеспечения для автоматизации процесса создания анимации и интерактивности.

Вот некоторые из них - Adobe Edge, Sench Animator и Tumult

Hype.

Из трех этих программных продуктов хочется отметить в первую очередь Adobe Edge, которая хотя еще и не вышла официально, а доступна лишь версия Prewiew 4, которая привлекает довольно-таки привычным интерфейсом для продукции компании Adobe, широкими возможностями и богатым функционалом.

2. Видео и аудио. Для записи звука существует множество инструментов, но самый просто способ - воспользоваться стандартными программами, встроенными в операционную систему. Программных продуктов для создания видеоуроков огромное множество. При этом линейка бесплатных программных продуктов впечатляет: CamStudio, Jing, Webineria, Wink, UltraVNC Screen Recorder и многие другие.

Из этого списка хочется выделить наиболее популярную и простую в использовании программу - CamStudio. Это «open source» программа, позволяющая записывать видео с экрана с поддержкой звука. Поддерживает запись в форматах AVI и SWF.

Как видно из всего вышесказанного, единого подхода к наполнению МЭОР мультимедийными элементами не существует. Разработчик должен учитывать специфику каждого отдельного предмета и обязательно использовать элементы мультимедиа для теоретических и практических вопросов, трудных для восприятия при использовании только текстовых материалов, также для демонстрации наглядных частей курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.