ности студентами проблемы курения и наркомании в обществе, наличие четкой негативной позиции респондентов по отношению к данным общественным недугам. Причем такое отношение опрашиваемых проявляется в активной форме - студенты ведут здоровый образ жизни и в своем большинстве не злоупотребляют курением и наркотическими средствами. Студенты в качестве мер с целью повышения интереса к здоровому образу жизни отметили не только увеличение финансовых затрат на строительство
спортивно-оздоровительных комплексов (16,2 %), но и личные усилия человека в данном направлении (29,4 %).
Таким образом, необходимо и в дальнейшем формировать у студентов надлежащий поведенческий стереотип, предполагающий ведение здорового образа жизни, внедрять комплексные программы по валеоло-гическому образованию с основной целью на сегодняшний день - сохранение и приумножение главного богатства страны - здоровья нации.
УДК 36:613.83:378.180.6.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ
СРЕДИ СТУДЕНТОВ
М. А. ЛЫГИНА
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра социологии и социальной работы
В эпоху выраженной трансформации российского общества растёт озабоченность состоянием здоровья нового поколения, тесно связанного с последствием институализации детей в структуру меняющегося общества. Возникла реальная угроза национальной безопасности России. К сожалению, современное состояние российского общества не только не способствует, а наоборот, обостряет проблему дезадаптации детей и подростков. За последние годы социально-экономические причины, обусловливающие рост несовершеннолетних с девиантным поведением, не только не исчезли, а наоборот, обострились. Можно привести много примеров ранней социальной дезадаптации.
Сложившаяся неблагоприятная ситуация требу-
ет неотложного принятия комплекса профилактических мер, направленных на предотвращение дальнейшего распространения наркозависимости. В связи с этим становится актуальным вопрос о путях профилактики наркомании в юношеском возрасте (студенчестве).
Концепция профилактики фокусируется на симптомах и заболеваниях, которых необходимо избежать. Чтобы добиться этого, необходимо устранить существующие факторы риска и усилить защитные факторы.
Студенческий возраст с его глубокой биологической перестройкой организма, мощным психоэндокринным сдвигом является тем “критическим периодом” онтогенетического развития, когда вследствие изменения общей и нервной реактивности значительно повышается риск возникновения различных пограничных нервно - психических расстройств и связанных с ними поведенческих девиаций.
Под профилактикой подразумевается система мер, направленная на предупреждение нарушения адаптационных процессов у студентов - эмоционально-волевых нарушений, пренебрежения к общепринятым морально этическим ценностям, отсутствия социально-значимых установок, нарушение межличностных установок и так далее. То есть необходимо повышение общей устойчивости личности к наркотической контаминации.
Профилактику заболеваний принято разделять на первичную, вторичную и третичную. Первичная профилактика направлена на недопущение развития рискованного поведения. Вторичная профилактика подразумевает способы распознавания рискованного
поведения, сдерживания темпа развития рискованного поведения и предупреждения осложнений, связанных с этим явлением, а третичная представляет собой комплекс работ на стадии появившихся зависимостей и созависимостей.
Профилактика наркомании может быть представлена как комплекс программ, направленных на различные социальные слои общества.
В виде программ должна быть сформирована первичная профилактика, основной целью которой является утверждение принципов здорового образа жизни и сознательный отказ от «экспериментирования» с употреблением психоактивных веществ (ПАВ).
При вторичной профилактике основной целевой группой являются молодые люди с девиантным поведением.
В период перехода к рыночной экономике изменилось материальное положение многих слоев населения. Большинство живет за чертой бедности, увеличилось количество безработных. Все это создает конфликтные ситуации, а они приводят к девиациям.
Как правило, вначале девиантное поведение немотивированное. Молодой человек, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но в силу социальных условий, неумения правильно определить свои социальные роли, незнания способов социальной адаптации, нищенского уровня жизни он не может этого сделать.
Многие профилактические программы не дают ожидаемого результата из-за отсутствия конкретного объекта и их конкретного практического применения. В связи с этим возникает необходимость профилактики наркомании, направленной на работу со студента-
ми, находящимися на стадии готовности к употреблению наркотиков.
Основными этапами профилактики злоупотребления ПАВ среди студентов вуза является:
1. Комплексное изучение факторов, вызывающих социальную дезадаптацию и готовность к наркотизации в студенческом возрасте.
2. Научное обоснование, апробирование и внедрение в практику программы по профилактике для данной категории студентов.
3. Оценка эффективности профилактической помощи.
4. Повышение уровня адаптационных возможностей студентов вуза, становление социальной стабильности личности будущего специалиста.
5. Как результат - повышение качества успеваемости студентов вуза.
Научная новизна заключается в том, что должны быть подготовлены и проведены впервые:
> Единая концепция совершенствования первичной профилактики наркомании среди студентов вуза.
> Комплексный метод решения задач профилактики, учитывающий проявления социально-культурной дезадаптации в зависимости от возрастных, наследственных, преморбидных особенностей, социальных условий жизни.
> личностно ориентированная индивидуальная и групповая психокоррекция в целях противостояния наркомании среди студентов вуза.
Профилактика может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме, причем наиболее эффективным вариантом является сочетание индивидуальных и групповых занятий со студентами. Ориентироваться надо в основном на первичную профилактику наркотической зависимости в процессе индивидуальной и групповой работы.
Рассмотрим профилактику наркомании как систему мер.
Системные элементы:
Диагностика уровня личностных расстройств.
Разработка индивидуальной программы профилактики, связанной с постановкой коррекционных гипотез на основе полученных анкетных и диагностических результатов.
Диагностика результата осуществляется с помощью клинической беседы, наблюдения за поведением клиента, а также с помощью тестов, на основе которых отслеживается динамика изменений у каждого участника профилактики.
Коррекция поведения осуществляется, в основном, с помощью индивидуальной работы, а также на марафоне, целью которого является наиболее интенсивная психологическая коррекция личности за счет завершения работы, направленной на проверку и реализацию основной коррекционной гипотезы.
Психологическая поддержка личности студента осуществляется посредством индивидуальной работы и деятельности групп поддержки, продолжительность этой работы рассчитана на неопределенный срок и
направлена, прежде всего, на содействие в решении молодыми людьми текущих жизненных задач, взросление и дальнейшую выработку психологической устойчивости, а так же на выявление групп риска.
Одной из частей реализации комплексной профилактики у студентов является их участие в психокоррекционных работах как в индивидуальном порядке, так и в группах. При организации работы руководствуемся следующими предположениями:
1. Каждый студент должен ознакомиться с понятиями «наркомания» и «наркотические препараты» и больше не иметь никакого отношения к этой проблеме. Каждый молодой человек имеет право не употреблять наркотики, и имеет право реализовать себя в студенческом мире независимо от того, принимал ли он раньше наркотические вещества или нет. Проблема реализации себя особенно актуальна в молодом возрасте, т. к. именно в данный период перед субъектом встает задача формирования навыков будущего специалиста, самоопределения и выбора пути дальнейшего развития.
2. Каждый молодой человек является личностью, и как личность он имеет необходимость в росте и развитии. Потребность в переживании некоторых этапов развития является глубокой и биологически детерминированной. Студенты обладают зачастую большим творческим и просто человеческим потенциалом для развития.
3. В период, предшествующий наркотизации, а тем более в период потребления наркотических препаратов студент фактически оказывается в ситуации, где отсутствуют гармоничные межличностные отношения. Отсутствием социально значимых установок и общим огрублением снижается механизм контроля над своим поведением, что способствует потере близости, любви, принятия одного человека другим, а сам социально дезадаптированный и взаимодействующие с ним люди являются лишь исполнителями однообразных поведенческих ролей. Таким образом возникает диссонанс между потенциальными возможностями и потребностями молодого человека и узкими рамками так называемого “социально-дезадаптированного поведения”, через которые он может себя проявить. Этот диссонанс приносит студенту глубокие переживания и, по нашим наблюдениям, зачастую является причиной, по которой студент наркотизируется.
Теоретической основой личностно ориентированной психокоррекции, в рамках профилактики, является концепция психологии отношений. Концепция, рассматривающая личность как систему отношений молодого человека с окружающей средой, как целостную, организованную систему активных, избирательных, сознательных и социальных связей с реальной действительностью, а невроз, развивающийся у студентов в процессе учебы в высшем учебном заведении - как глобальное личностное расстройство, обусловленное нарушением особо значимых для личности отношений. В соответствии с этим основные психокоррекционные задачи при работе со студентами заключаются в реконструкции и восстановлении
нарушенной системы отношений в референтных и социально значимых группах, коррекции неадекватных форм поведения и эмоционального реагирования, иными словами - в психологической коррекции личности студента посредством обучения его установлению отношений. Целью такого обучения является восстановление полного функционирования личностных отношений со сверстниками в студенческой группе, в семьях, и так далее.
4. При реализации программы профилактики следует обращаться именно к тому здоровому, что есть в студенческой среде.
Вследствие такого подхода мы находим, что коррекционный эффект зависит, скорее, от умения специалиста увидеть различия, особенности каждого молодого человека и суметь эти особенности поддержать. Всё сходство у студентов - это сходные пути к освоению новой специальности, способы выживания и самовыражения у каждого студента в студенческом мире глубоко индивидуальны. Кроме того, зачастую студенты не сразу вырабатывают способ существования во время учебы - вследствие сложной программы учебного процесса, новых жилищных условий, адаптации в новых группах. Программа предусматривает, что каждый студент, таким образом, обратиться к себе с вопросом: “Как существовать и реализовать себя в мире без наркотиков?”, и соответственно цель психокоррекции - предоставить студенту возможность получить полноценный многоуровневый ответ на этот вопрос. Для этого требуется такое взаимодействие, в которое студент будет вовлечен полностью - и телом, и чувствами, и разумом. В соответствии с этим наша программа предполагает работу с личностью на всех ее уровнях - телесном, эмоциональном и когнитивном.
5. Большая часть того, что называется психологической зависимостью, состоит из нерешаемых человеком психологических проблем. В юношеском возрасте приходится решать, зачастую очень быстро, весьма большое их количество. Однако молодые люди, не обращающиеся к специалистам, преподавателям, уходят от решения этих проблем с помощью наркотика, психологически застревая. Получается парадокс: студент стремиться к неформальным группам и начинает употреблять наркотики, чтобы решить самостоятельно свои проблемы, однако проблемы не решаются. В том случае, если студенты в процессе участия в программе профилактики смогут активизировать механизмы разрешения собственных проблем, а в студенческом возрасте - это задачи взросления, социального созревания, формирование жизненной философии, нужда в наркотиках отпадет.
Именно для этой цели и создаются психокоррекционные группы, поскольку известно, что психокоррекционные группы являются мощнейшим инструментом изменения человеческого поведения.
У каждого молодого человека, а особенно в период учебного процесса и решения им задач взросления, существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию индивидуального опыта.
Поэтому, поскольку Я - концепция сформировалась и выступает как активное начало, изменить ее бывает чрезвычайно сложно.
Кроме того, зачастую этот процесс становится болезненным для самого молодого человека и вызывает массу психологических и физиологических защит. Этот процесс можно осуществить посредством групповой психокоррекционной работы. Несомненно, полностью изменить сущность студента и его представление о ней практически невозможно, да и не имеет смысла, однако одним из направлений работы с молодыми людьми может быть работа по облегчению их самопознания. Смысл этого направления состоит в том, чтобы минимизировать деструктивную тревогу самораскрытия, свойственную данному возрастному периоду.
Тревога в нашем понимании появляется параллельно с риском самораскрытия, однако деструктивная тревога направлена именно на то, чтобы никаким образом не рисковать в собственном развитии. Иногда источником этой тревоги становятся родительские установки и социальные стереотипы, а способом избавления от нее у молодых людей - уход в мир “освобождения” от противоречий и конфликтов - наркотизацию. Тогда задачей групповой работы со студентами становится создание условий для нейтрализации этой негативной тревоги и увеличение возможностей безопасного в данной ситуации риска самораскрытия.
Именно создание такой атмосферы в группе, где познание себя становится если не нормой, то хотя бы возможностью, побуждает молодых людей находить в себе новые силы и преодолевать таким образом различные препятствия на пути взросления, отказываясь от наркотиков.
Как известно, специфика групповой психокоррекционной работы заключается в целенаправленном использовании в терапевтических целях групповой динамики, т. е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы. Группа является моделью реальной жизни, а внутригрупповые отношения - моделью тех отношений, которые каждый из участников группы строит с реальными людьми, составляющими его окружение. Возможность изменения личности студента заключена в процессе самораскрытия на групповых занятиях: тренинг - место, где каждый может попробовать себя в новом качестве, не только не опасаясь за собственную жизнь и благополучие, но также и получив обратную связь.
Освобождение внутренних резервов личности раскрепощает ее творческий потенциал и делает молодых людей открытыми для сотрудничества, открываются каналы коммуникаций для сотворчества в процессе общения. Общение наполняется положительными эмоциями взамен потенциальной подозрительности, агрессии, подавленности.
Групповая личностно ориентированная психокоррекция дает возможность достичь терапевтического эффекта, с одной стороны, посредством осознания и понимания роли собственных личностных особенностей в возникновении межличностных конфликтов,
с другой - реальной коррекции неадекватных реакций и форм поведения. В процессе межгруппового общения у студентов возрастает позитивное отношение к себе и другим, что служит залогом личностной реконструкции.
В процессе групповой работы студенты осознают деструктивный характер своего поведения, изменяют самооценку в соответствии с реальным опытом, с тем, как его воспринимают и оценивают другие члены группы. В соответствии с этим можно выделить следующие возможности групп:
> взаимодействие и конфронтация с ровесниками,
> создание миниатюрной реальной жизненной ситуации для изучения и изменения поведения,
> стимуляция новых путей взаимодействия с ситуацией и получения нового опыта в человеческих отношениях,
> стимуляция новых “концепций Я” и новых моделей идентификации.
> формирование чувства меньшей изолированности в окружающем мире,
> наличие ощущения защищенности от взрослого мира,
> адекватная помощь,
> уменьшение сопротивления или подчинения, усиление независимости и идентификация с лидером,
> открытие проблем, связанных с взаимоотношениями с другими.
Возможность выяснения сути межличностных отношений и практической проверки собственных частных жизненных гипотез относительно личности другого человека (других людей) без разрушительного столкновения с ним оказывается способной пере-структурировать личностные ценности и пристрастия, дать начало интенсивному "развертыванию" процесса личностного роста и освоению коммуникативных навыков (коммуникативности) как существенных личностных ценностей.
Исследования позволили выделить следующие факторы формирования наркотической зависимости: стресс, любопытство, внушаемость, педагогическая запущенность, инфантильность, последствия травм, недостаточное развитие навыков поведения в условиях жизненных проблемных ситуаций.
На основе этих факторов можно предложить программу профилактики наркотической зависимости для студентов вуза с учетом особенностей возраста, наследственности, социальных условий жизни и их психологических особенностей.
1. Знакомство. Правила и принципы индивидуальной и групповой работы.
цель: заключение контракта на дальнейшую работу.
Преимущество групповой работы перед индивидуальной во время беседы состоит в том, что информация о студенте, о его особенностях взаимодействия с другими людьми, полученная от него самого, либо опровергается, либо подтверждается уже в процессе работы.
2. Знакомство с миром собственных эмоций
Задача психокоррекционной работы со студентом заключается, во-первых, в том, чтобы обучить их навыкам нейтрализации психического напряжения, неизменно возникающего в процессе развития их личностей, а, во-вторых, в переводе психической энергии, составляющей содержание напряжения, в энергию, направленную на личностное развитие, на приобретение и раскрытие новых возможностей.
3. Знакомство с телом
Отношение к себе с точки зрения довольства или недовольства своим телом, различными его частями и индивидуальными особенностями является существенным компонентом сложной структуры самооценки и имеет огромное влияние на самореализацию личности во всех сферах жизни. Отношение к телу играет существенную роль в социальной адаптации молодых людей и в последующей их жизни.
4. Повышение устойчивости самооценки.
В структуре Я - концепции одним из определяющих моментов в развитии наркоустойчивости является коррекция самого отношения.
Помимо повышения устойчивости самооценки повышается устойчивость личности в целом и наркоустойчивости в частности. Этот принцип может быть использован в групповой работе по повышению наро-кустойчивости студентов.
5. Развитие стрессоустойчивости
Молодые люди различаются фактором стрессо-устойчивости. Студенты, обладающие индивидуальной внутренней психологической способностью, умеющие преодолевать стрессовые ситуации, трансформировать их в различного рода поисковую активность, значительно более устойчивы к наркотикам, чем, студенты, не умеющие этого делать. Данное личностное качество может быть сформировано психологическими средствами и служить целям наркопрофилактики.
Стрессоустойчивость у студентов может быть повышена путем увеличения собственных степеней личностной свободы (ролей) через присоединение к своему осознанному Я еще множества других Я - образов, в том числе и тех, которые изначально не принимались.
цель: выработка психотехник устранения, видоизменения, ослабления стрессовых переживаний.
6. Работа с внушаемостью
Внушаемость можно определить как склонность личности к восприятию информации без критики. Она зависит от многих причин, и одной из центральных является несостоятельность Я- концепции.
Юноши и девушки, имеющие опыт употребления наркотиков, часто зависят от других людей, которые за них “закрашивают” дефекты их картины Я, и краской зачастую служит наркотик.
цель: осознание причин зависимости. Работа с иррациональными установками. Проработка мифов о наркотиках и наркоманах.
7. Снижение деструктивной конфликтности
Конструктивная конфликтность, как мы считаем, является стержнем личности, вокруг которого локализуются остальные факторы наркоустойчивости.
Напряжение является одновременно источником и следствием конфликта (как внутриличностного, так и межличностного), а способ снятия напряжения -способом выхода из конфликта. Конструктивная конфликтность - это способность найти адекватные способы снятия психического напряжения, которые были бы эффективны и для личности, и для группы, в которую она входит. Как известно, конфликтность как черта характера абсолютна и беспредметна, т. к. является выражением потребности в конфликте, также неотъемлемой, как и потребности в еде, защите, любви и переживании “запредельных” состояний. Конструктивная конфликтность - это свойство личности творчески (нестандартно) подойти к любой ситуации, чтобы сделать ее конфликтной (в первую очередь для себя) и найти из этой ситуации конструктивный выход, чтобы, во-первых, дать свободу своей энергии (снять напряжение), а, во-вторых, “подготовить почву” для раскрытия своего личностного потенциала. А раскрытие этого потенциала роста обусловливает переход личности на новую ступень развития. Следует научиться чувствовать в себе состояния “застоя” энергии личностного потенциала, чтобы стимулировать нарастание психического напряжения, освобождение от которого раскрывало бы места скопления этой энергии и направляло бы ее на развитие собственной личности студента.
цель: поиск индивидуальных и групповых стратегий трансформации деструктивной конфликтности в конструктивную стратегию.
8. Тренинг коммуникативной компетентности Навыки поведения в условиях жизненных проблемных ситуаций являются показателем юношеской коммуникативной компетентности. Под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми. Для молодых людей наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками; для них делается важным познакомиться с понравившимся человеком, свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и правила значимой для него группы. Часто препятствием здесь является неуверенность юношей и девушек в своих силах, страх быть не принятым и т. д., и тогда любая ситуация общения становится стрессовой. Коммуникативная компетентность обеспечивает выбор адекватного поведения личности и, следовательно, высокую эффективность общения, что является результатом интериоризации социальных контекстов и включает в себя навыки общения (знание коммуникативных средств и условий их использования) и эффективного поведения (способность гибко менять способы поведения в зависимости от меняющихся социальных контекстов). Иначе говоря, коммуникативная компетентность - это способность адекватно и сознательно реагировать на коммуникативный стимул. Если личность адекватно реагирует на данный стимул, то, во-первых, снижается уровень личностного напряжения, ведущего в дальнейшем к конфликту (как к внутри личностному, так и к межличностному), а, во-вторых, к стремлению избавиться от этого напряжения, и зачастую формой снятия напряжения становит-
ся прием наркотиков или алкоголя, что впоследствии ведет к психическому нездоровью, а следовательно, к нарушению психологической устойчивости и психологического благополучия.
Поэтому важно для молодых людей выработать в себе чувство уверенности, которое может быть приобретено в процессе групповой работы посредством коррекции самооценки и образа Я (принятия себя разным).
цель: развитие навыков социальной ориентации: развитие способности анализа ситуаций межличностного взаимодействия, их причин и следствий; тран-зактный анализ общения; способность к организации ситуации и извлечения из нее опыта.
9. Трансовые переживания
Способность к рефлексии собственных состояний, причем состояний, близких к “запредельным”. Таким “запредельным” состоянием может служить состояние удовлетворения собственными достижениями, “победой над собой”; состояние катарсиса в результате “освобождения” от негативных эмоций (агрессии, раздражительности и т. д.). Как известно, переживание таких состояний является такой же потребностью человека, как и потребность в еде, защите, любви и т. д., и зачастую неудовлетворение этой потребности, как и любой другой, ведет к росту напряжения, от которого необходимо избавиться. Важно научить юношей и девушек (а именно в этом возрасте происходит возрастание потребности в переживании таких состояний и, следовательно, накопление способов снятия этого напряжения) рефлексии этих состояний, чтобы не происходило фиксации неудовлетворения потребности в переживании своего “Я”.
10. Тренинг чувства юмора.
Как известно, чувство юмора - качество здорового человека, в том числе, и наркоустойчивого молодого человека. Чувство юмора относится к социально приемлемому способу снятия напряжения, имеющего благоприятный физиологический эффект.
цель: развитие чувства юмора как защитного механизма
11. Работа с конкретными личными проблемами.
цель: проработка конкретных проблем в групповом процессе.
12. Заключение.
цель: Закрепление навыков.
Ожидаемые результаты после проведения индивидуальных и групповых работ:
1. Изменение поведения в конфликтах и проблемных ситуациях, появление установки на сотрудничество, уменьшение количества “пустых” конфликтов и споров; способности различать истинные и “надуманные” проблемы.
2. Повышение уверенности в себе, уменьшение тревожности и болезненной напряженности; открытие новых способов снятия этой напряженности.
3. Переосмысление и понимание некоторых своих качеств, нового видения себя и других, своей перспективы, интереса к себе и другим людям.
4. Изменение отношения к наркотикам как к способу решения проблем.
Итак, профилактика наркомании в юношеском возрасте может осуществляться в виде программы психологической коррекции, разрабатываемой индивидуально для каждого студента. В свою очередь, возмож-
ность применения групповой формы работы в целях реабилитации и повышения наркоустойчивости студентов обусловлена актуальностью социальных контактов и значимостью обратной связи в период взросления.
УДК 36:613.83
ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ -НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ
М. А. ЛЫГИНА
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра социологии и социальной работы
Социальная работа существует и реализуется в обществе на двух уровнях: профессиональном и непрофессиональном. Одним из направлений социальной работы на непрофессиональном уровне является добровольческая деятельность. Но для того, чтобы волонтерская деятельность была эффективной, приносила результаты, она должна быть организована, то есть должна быть создана система, в рамках которой и с помощью которой добровольцы получат возможность выполнять свою работу в широком смысле эффективно, без помех, приемлемо для клиентов, для них самих и для учреждения, в котором они заняты.
Одним из эффективных вариантов профилактической деятельности является волонтерское движение (ВД), которое в предупреждении наркомании среди несовершеннолетних в нашей стране является новым направлением, включающим в себя различные модели первичной профилактики: медицинскую, психологическую, социальную. Актуальность развития волонтерского движения среди студентов и молодежи определяется расширением проблемы употребления ПАВ, а так же необходимостью комплексного подхода к профилактике употребления ПАВ, используя социальную активность самих студентов.
В ходе опроса, проведенного в ПГПУ, студентам задавался вопрос, оценивающий степень готовности участвовать в волонтерском движении.
Таблица
Согласились бы вы принять участие в общественной борьбе против наркотиков?
Варианты ответов пгпу, %
м ж итого
да 6 28 34
нет 1 7 8
да, только за деньги 20 19 39
не знаю 1 18 19
Как видно из таблицы, 74 % опрошенных потенциально согласны принять участие в борьбе против наркотиков, что свидетельствует о высоком уровне понимания проблемы и чувстве долга защитить себя и свою страну от «наркотического зла».
Изучение данной проблемы свидетельствует о создании новой структуры организации волонтерского движения среди студентов и молодежи по проблеме употребления ПАВ.
В настоящее время наряду с деятельностью профессионально подготовленных социальных работников особую роль начинают играть добровольцы (волонтёры). Объясняется это и ростом потребности населения в социальной помощи, поддержке и защите, и гуманистической ориентацией части активного населения, а также тем, что совместная работа оплачиваемого персонала и добровольцев обладает огромным потенциалом, повышает эффективность и качество услуг, предоставляемых населению.
Основным понятием для характеристики социально значимого движения волонтеров является «добровольчество» как процесс и «доброволец» как основной объект и одновременно субъект добровольческой деятельности.
Термин «доброволец» употребляется в русском языке давно, термин же «волонтер» стало применяться с приходом в Россию международных организаций. Во многих странах Союза независимых государств термин «волонтер» (в переводе с французского языка -доброволец) стало привычным и вошло в оборот как иностранное слово. В России чаще употребляется термин «доброволец».
Волонтерство во всем мире рассматривается как ступень к получению оплачиваемой работы, подготовка к первой профессиональной работе, возможность вернуться к работе вне дома после вынужденного перерыва, поиск работы, которая в большей мере соответствует жизненному опыту человека, чем предыдущая деятельность. Добровольчество - это широкий круг возможностей саморазвития, расширения знаний о других людях, о регионе, демонстрации своей заботы о других, испытание себя в новых условиях и обстановке, хорошая перспектива на будущее. Добровольчество - это конкретный способ повысить качество жизни общества, другого человека, испытывающего дискомфорт. Волонтерство - это способ изменить некоторые обстоятельства в жизни, восстановить утерянные связи с обществом.