ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRЮRI. СЕРИЯ: ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ»
WWW.APRIORI-JOURNAL.RU
УДК 61
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ Карасаева Людмила Алексеевна
д-р мед. наук [email protected]
Коробов Михаил Васильевич
д-р мед. наук [email protected]
Деденева Ирина Владимировна
старший преподаватель [email protected]
Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов,
Санкт-Петербург
Аннотация. Раскрывается роль концептуальных и методологических основ в системе профессиональной реабилитации инвалидов. Рассматриваются положения о физиологической и социальной целесообразности трудовой деятельности для людей с ограниченными возможностями. Подчеркивается значение активизации личностного потенциала инвалидов для успешного трудоустройства как современного технологического подхода.
Ключевые слова: инвалид; профессиональная реабилитация; теория; развитие; трудовая деятельность.
№ 1. 2013
METHODOLOGICAL BASES OF PROFESSIONAL REHABILITATION
OF DISABLED PEOPLE
Karasayeva Lyudmila Alekseevna
doctor of medical sciences
Korobov Mikhail Vasilyevich
doctor of medical sciences
Dedeneva Irina Vladimirovna
senior lecturer
St. Petersburg institute of improvement of medical experts, St. Petersburg
Abstract. The role of conceptual and methodological bases in system of professional rehabilitation of disabled people reveals. Regulations on physiological and social expediency of labor activity for people with limited opportunities are considered. Value of activization of personal potential of disabled people for successful employment as modern technological approach is emphasized.
Keywords: disabled person; professional rehabilitation; theory; development; labor activity.
Методологические основы профессиональной реабилитации базируются на основных положениях о физиологической и социальной целесообразности трудовой деятельности для человека, выполняемой в соответствии с состоянием здоровья и его способностями; о целостности, взаимодействии и взаимообусловленности внутренних процессов организма человека с окружающей, в том числе производственной и социальной средой.
Научная концепция современного развития профессиональной реабилитации инвалидов в Российской Федерации (РФ) должна основываться на ресурсовоспроизводящей идеологии через восстановление
2
социального и трудового потенциала инвалидов и включения их в трудовую занятость. С этой точки зрения, современной характеристикой системы профессиональной реабилитации инвалидов должно стать создание всевозможных условий для обеспечения реализации профессиональных, образовательных, личностных потребностей инвалидов.
В настоящее время инвалидизация лиц трудоспособного возраста, особенно среди первично освидетельствованных, значительна [4]. Почти 80 % инвалидов трудоспособного возраста не работают [1; 4]. Поэтому, именно в настоящих условиях, концептуальное обогащение, модернизация основных положений профессиональной реабилитации, разработка предпосылок для дальнейшего ее совершенствования является чрезвычайно важной [3; 1].
Профессиональную реабилитацию как составную часть комплексной, многопрофильной реабилитации можно рассматривать как систему и как процесс и основными ее сущностными признаками являются системный и динамичный (процессуальный).
С одной стороны, систему профессиональной реабилитации инвалидов можно определить следующими положениями:
- это организованная и управляемая система, включающая целевые установки, задачи, принципы, направления, формы, методы, критерии эффективности, уровни, аспекты и другие системо- и структурообразующие элементы;
- данная система относится к социальным системам, которые функционируют в обществе, затрагивая и решая, прежде всего, проблемы человека, и в частности проблемы, направленные на создание возможностей включения инвалидов в трудовую деятельность;
- данная система выступает в качестве подсистемы более общих систем, определяющих и реализующих социальную политику государства в отношении инвалидов;
- данная система аккумулирует в себе в качестве составных частей элементы деятельности других социальных систем: здравоохранения, социальной защиты и занятости населения, образования и др.;
- система профессиональной реабилитации - это сложная система, на эффективность деятельности которой оказывает влияние множество
субъективных и объективных факторов (политических, экономических, психологических, социальных, правовых и др.).
Систему профессиональной реабилитации можно представить и в виде такой социальной модели: «инвалиды - мероприятия профессиональной реабилитации - общество». В данном случае - это динамично развивающаяся модель, основным определяющими направлениями процессов в которой являются:
- одновременно происходящие и взаимосвязанные процессы адаптации инвалида к потребностям и нормам общества и общества по удовлетворению потребностей инвалидов;
- процессы, проявляющиеся на индивидуальном уровне в виде положительных изменений в состоянии трудоспособности, личностном и социальном статусе инвалида;
- процессы последовательной смены взаимосвязанных мероприятий и услуг, обеспечивающих реабилитационное воздействие на инвалидов. Все эти процессы в системе «инвалиды - мероприятия профессиональной реабилитации - общество» взаимосвязаны с собой, хотя и имеют разноуровневый и многоаспектный характер.
С другой стороны, в виду многоплановости, сложности и многоас-пектности профессиональной реабилитации инвалидов, ее, как составную часть комплексной реабилитации, можно рассматривать как часть системы реабилитации с аналогичными компонентами и структурными элементами. Используя данное представление система профессиональной реабилитации инвалидов включает в себя следующие взаимосвязанные составляющие элементы: 1) концептуальные построения, методологические основы; 2) законодательную и нормативную базу; 3) научно-технические разработки; 4) совокупность мер, средств, приемов и методов; 5) программы реабилитации, в том числе: на федеральном, региональном и на индивидуальном уровнях; 6) реабилитационную службу, включающую реабилитационно-восстановительные, реабилитационно-образовательные, реабилитационно-социальные и реабилитационно-производственные учреждения и организации разной ведомственной подчиненности (здравоохранения, общего и профессионального образования, труда и занятости и социальной защиты и др.), где осу-
ществляются различные по формам, задачам и методам мероприятия профессиональной реабилитации; 7) органы координации и управления системы реабилитации; 8) реабилитационную индустрию; 9) общественные организации инвалидов; 10) информационное обеспечение проблем профессиональной реабилитации; 11) медико-социальную экспертизу.
Систему профессиональной реабилитации также можно рассматривать с позиций наличия в ней функциональных компонентов, которые включают:
- профессиональную ориентацию (профессиональный подбор, включая врачебную профессиональную консультацию и профотбор, профессиональное тестирование, профессиональную пропаганда, профессиональное просвещение, профессиональная консультация и профессиональная агитация и др.);
- подготовку инвалидов к труду (восстановительное лечение, общеобразовательная подготовка, восстановление прежних и формирование новых трудовых навыков на основе трудовых проб и трудотерапии, психофизиологический и профессиональный тренинг, профессиональное обучение и переобучение, обеспечение техническими средствами приспособления к труду, формирование и психокоррекция трудовых установок и профессиональных интересов, реабилитационной активности у инвалида и т.д.);
- подготовку производства к использованию труда инвалидов (организационно-технические мероприятия по приспособлению рабочих мест и производственного процесса к особенностям патологии инвалидов, создание специальных рабочих мест, специализированных участков, цехов и предприятий для инвалидов, организация труда инвалидов на дому, квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов, закрепление рабочих мест на предприятиях для преимущественного трудоустройства инвалидов и др.);
- трудовое устройство инвалидов (обеспечение занятости инвалидов);
- производственную адаптацию для устойчивого закрепления инвалидов на рабочем месте (рациональное трудоустройство с адаптацией
рабочего места, оказание помощи в решении семейных и бытовых проблем, установление социально-психологических отношений и т.д.);
Учитывая современное понимание целевой установки профессиональной реабилитации, как трудовую интеграцию инвалидов в обществе, правомочно поставить вопрос о путях решения этого вопроса. Исходя из вышеизложенного очевидно, что на уровне инвалида профессиональная реабилитация означает одно из средств формирования соответствующего профессионального статуса и профессиональной карьеры; на популяционном уровне - средство восстановления здоровья, психики, трудоспособности; на общественном уровне - средство обеспечения устойчивой социально-экономической составляющей, утверждения личностного потенциала.
Согласно нормам ст. 9 федерального закона « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (посл. изм. 14.07.2008 г.), профессиональная реабилитация инвалидов включает: 1) профессиональную ориентацию, 2) обучение и образование, 3) содействие в трудоустройстве, 4) производственную адаптацию. Каждый из вышеперечисленных этапов или функциональных компонентов в системе профессиональной реабилитации имеет конкретные цели и задачи, отличается мерами, средствами, предоставляемыми услугами и методами реабилитационного воздействия [2; 3]
Концептуально, с позиций системно-целевого подхода, в системе профессиональной реабилитации можно выделить три иерархически соподчиненных, но относительно самостоятельных уровня: 1 - государственно-региональный (макроуровень); 2 - процессуально-технологический (мезоуровень); 3 - индивидуальный (микроуровень).
В соответствии с современными социальными установками на реабилитацию инвалидов общепринятыми во всем цивилизованном мире и в нашей стране, конечной целью профессиональной реабилитации является социальная интеграция (реинтеграция) инвалидов. Концепция социальной интеграции включает в себя следующие положения: 1) инвалиды должны жить в обычной среде и вести (при необходимой поддержке государства) такой же образ жизни, как и здоровые люди; 2) получать необходимые социальные услуги и помощь в рамках обычных, а
при необходимости, в специальных учреждениях образования, здравоохранения, занятости, социальных служб и др. 3) принимать полноценное и равное со здоровыми людьми участие в социально-экономической жизни общества, в принятии решений, касающихся как самих инвалидов, так и общества в целом; 4) иметь равные обязанности с другими членами общества.
В настоящий момент система профессиональной реабилитации инвалидов переживает непростой в концептуальном и практическом отношении период. Этот период связан с социально-экономическим переустройством государства, изменением ценностных ориентаций общества, изменением государственной политики и отношения общества к инвалидам. Появилась новая парадигма общественного и государственного сознания: «единое сообщество, включающее людей с различными проблемами» [3] и интеграция их в социальную и трудовую деятельность. Применительно к нашей стране концепция профессиональной реабилитации должна учитывать особенности ее социальноэкономического развития. Поскольку окружающая жизнь становится все более «рыночной», то, помимо государства, успешность профессиональной реабилитации зависит от личностных установок, психологического настроя и отношения инвалидов на трудоустройство, профессиональный и карьерный рост. В данное время становится очевидным безуспешность только трудоустроительной процедурой, без учета имеющихся у инвалидов сопутствующих факторов (социальных, психофизиологических, психологических, профессиональных), а также широкого спектра социально-средовых условий. В системе профессиональной реабилитации необходимо использовать такие реабилитационные технологии, которые бы развивали бы у инвалидов социальную активность, ответственность за собственное здоровье, работу, семью, рост в профессиональном и творческом направлениях и т.д. С этой точки зрения в современных концептуальных подходах в профессиональной реабилитации инвалидов необходимо расширять рамки реабилитационного воздействия за счет повышения социальной активности, ответственности за реализацию индивидуальных социальных и профессиональных планов, развитие различных сторон личности для реализации профессиональ-
ных и нравственных сторон личности инвалидов. В этом смысле, следует увеличить роль психологической реабилитации, физкультурнооздоровительных мер, гармоничное сочетание их с мероприятиями профессиональной реабилитации инвалидов [1; 2; 5]. Вышесказанное акцентирует внимание на повышение роли индивидуальных, внутренних или субъективных факторов, оказывающих большое влияние на результат профессиональной реабилитации.
Итак, реализация рассматриваемого теоретического посыла означает направленность реабилитационных мероприятий на социальные объекты и социальные субъекты. Субъектами выступают инвалиды, объектами - общество и государство. Следовательно, комплекс мероприятий профессиональной реабилитации должен быть направлен на формирование взаимоотношений между инвалидом и реабилитационными институтами, инвалидом и рынком труда, инвалидом и его трудовой деятельностью, адекватной уровню его реабилитационного потенциала.
Список использованных источников
1. Карасаева Л.А. Нерешенные проблемы в системе профессиональной реабилитации инвалидов // Медикосоциальная экспертиза и реабилитация. 2008. № 2. С. 10-14.
2. Коробов М.В. Актуальные вопросы становления и развития реабилито-логии // Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов: сб. научных трудов СПбИУВЭК. СПб.: СПбИУВЭК, 2001. Вып. 7. С. 9-21.
3. Осадчих А.И., Пузин С.М., Андреева О.С. Правовые, организацион-
ные и методические основы реабилитации инвалидов. М.: Медицина, 2005. Т. I. 454 с.
4. Пугиев Л.И. Инвалидность у лиц молодого возраста в Российской Федерации, закономерности профессиональной реабилитации: автореф. дисс. ... д-ра мед. наук. М., 2009. 47 с.
5. Старобина Е.М. Реабилитация инвалидов: состояние и направления развития. СПб.: ЭКСПЕРТ, 2007. 144 с.