Научная статья на тему 'Методологические основы попечительства как социального института'

Методологические основы попечительства как социального института Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
280
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЕ СОВЕТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА И ПАРТНЕРСТВО / GUARDIANSHIP / BOARDS OF GUARDIAN / SOCIAL PRACTICE AND COLLABORATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Галиуллина Светлана Дмитриевна

В данной статье рассмотрены методологические и научно-теоретические предпосылки возникновения института попечительства в Российской империи, анализируется понятие «попечительство», которое рассматривалось как «правительственное попечение о народном образовании», «государственная служба».I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Галиуллина Светлана Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the methodological and scientific-theoretical preconditions of occurrence of the institute of guardianship in Russian Empire are considered; the concept of guardianship, which was being considered as a concept of the governmental care about national education, public service, is analyzed.

Текст научной работы на тему «Методологические основы попечительства как социального института»

Светлана ГАЛИУЛЛИНА

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА

В данной статье рассмотрены методологические и научно-теоретические предпосылки возникновения института попечительства в Российской империи, анализируется понятие «попечительство», которое рассматривалось как «правительственное попечение о народном образовании», «государственная служба».

In this article the methodological and scientific-theoretical preconditions of occurrence of the institute of guardianship in Russian Empire are considered; the concept of guardianship, which was being considered as a concept of the governmental care about national education, public service, is analyzed.

Ключевые слова:

попечительство, попечительские советы, социальная практика и партнерство; guardianship, boards of guardians, social practice and collaboration.

ГАЛИУЛЛИНА Светлана Дмитриевна — к.мед.н., доцент; начальник методического отдела Уфимской гссударствеинсй иоадемии экономики и сервиса ugismetod@ rambler.ru

Модернизация системы образования обусловливает необходимость перехода к модели взаимной ответственности в сфере образования, к усилению роли всех субъектов образовательной политики. В качестве одной из предпосылок процесса модернизации российской системы образования выступают новые институциональные механизмы его регулирования. Одним из них может стать возрождение института попечительства, который эффективно функционировал в Российской империи в 1754—1917 гг.

Методологическая основа исследования базируется на принципе историзма, научной достоверности и объективности, системности и сравнительного анализа; приводится диалектическая связь прошлого с настоящим.

«Попечительство о народном образовании» в России имеет богатейшую историческую традицию. Название «попечительство» в русском языке закрепилось как производное от термина «опека». Н.Г. Вавин в энциклопедическом словаре Русского библиографического института Гранат1, изучая эти понятия, проследил их историю. Опека еще в древней Греции была неразрывно связана с необходимостью устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В римском праве опека закреплялась за юридическим лицом, которое опекало мальчиков до 14 лет и девочек до 12 лет. По закону Lex Plaetaria (186 до Р.Х.) сирота моложе 25 лет испрашивал себе у претора особого попечителя — куратора для совершения имущественных сделок. Со времен Марка Аврелия кураторство становится постоянным. При нем институт кураторства отодвинулся до возраста полного совершеннолетия (25 лет). Опека состояла из двух социальных институтов: опека в собственном смысле (tutela) и попечительство (cura). Н.Г. Вавин подчеркивает, что опека и попечительство являются юридическим институтом, цель которого — защита, охрана прав и интересов лиц, которые не в состоянии осуществлять свои права и оберегать интересы, т.е. осуществляют попечение личности опекаемого и управление его имуществом. В Настольном словаре под редакцией В.Р. Зотова и

1 Вавин Н.Г. Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат. — изд. 1-е, стер., до 33 т. / под ред. проф. Ю.С. Гамбарова, проф. В.Я. Железнова, проф. М.М. Ковалевского, проф. С.А. Муромцева, проф. К.А. Тимирязева. Т. 30. — М. : Редакция и экспедиция «Русского библиографического института Гранат», б.г., с. 607.

2010'08

ВЛАСТЬ

119

Ф. Толля1 выделяется разница в трактовке этих терминов, которая состоит в том, что опекуну вверяется лицо и имущество для сохранения, попечитель же, управляя имением, заботится о приращении достатка.

В Новом энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона говорится, что в отношении опекаемого термин «опека» заменяется термином «попечительство» после достижения несовершеннолетним возраста 17 лет. Попечитель лишь восполняет действия несовершеннолетнего, но не действует за него сам. То есть, по характеру и функциям попечительство, «обнимающее заботу об имуществе и личности лишь в определенном объеме и продолжающееся лишь до тех пор, пока в нем есть надобность», является расширением прав несовершеннолетних, которые «не приобрели еще надлежащих качеств для самостоятельной деятельности и по небрежности, испорченности или легкомыслию неблагоразумно пользуются своими правами»2.

В словаре церковнославянского и русского языка впервые дается научное определение понятия попечения в сфере образования. Оно рассматривается как государственная функция в отношении образовательной сферы — «попечение правительства о народном образовании», а также трактуется как «забота, рачение, старание о ком или о чем либо»3. В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля дается понятие «государственного попечительства». Это место, должность, звание, округ попечителя, весь состав этого управления.

В большой энциклопедии попечитель учебного округа — важная должность в министерстве народного просвещения, он «имеет местожительство в главном городе округа», выступает как передаточная инстанция между министром и округом. Он является главным начальником всех граж-

1 Настольный словарь для справок по всем отраслям знаний в III т. / под ред. В.Р. Зотова, Ф. Толля. — СПб. : Типография В. Безобразова и комп., 1864, том П—У, с. 169.

2 Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф.А. Брокгауз — И .А. Ефрон. 1890 г. Т. 48. — Ярославль : ТЕРРА-ТЕRRА, 1992, с. 547.

3 Словарь церковнославянского и русского

языка, составленный вторым отделением императорской академии наук. Т. III. — СПб. : Типография

Императорской академии наук, 1847, с. 352—353.

данских учебных заведений своего округа, выбирает директоров гимназий, утверждает инспекторов и учителей и назначает инспекторов университетов4.

Большой вклад в научное обоснование системы попечительства внесли историки С.П. Шевырев, П.Н. Милюков, С.В. Рождественский, К.Д. Кавелин.

Так, в своей книге «История Императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею. 1755— 1855» профессор С.П. Шевырев, изучая роль попечительства, отмечает, что попечители были исполнителями высочайшей воли в деле отечественного просвещения, особенного покровительства императрицы университету. В качестве посредников этого покровительства назначались кураторы — «знатные особы, облеченные доверенностью Императрицы, которые могли лично докладывать о случившихся нуждах Университета Ея Императорскому Величеству»5. Первым куратором (попечителем) Императорского Московского университета был И.И. Шувалов. Предметом его забот были: организация учебно-воспитательного процесса, обеспечение кадрового состава университета, контроль за финансовой и хозяйственной сферой, деятельность типографии, обеспечение студентов общежитием и стипендиями.

Историк П.Н. Милюков подчеркивал значимость попечительства для системы образования. Он описывал деятельность главного правления училищ, состоящего из шести попечителей учебных округов, на которые разделена была Россия. Попечители были членами главного правления и раз в год должны были инспектировать вверенные им округа, остальное время оставаясь в Петербурге. Главной задачей попечителей учебных округов, по мнению П.Н. Милюкова, было обеспечение правительственного надзора по соблюдению уставов учебных заведений.

С.В.Рождественский в своем исследовании, посвященном столетнему юбилею министерства народного просвеще-

4 Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания. Т. 15 / под ред. С.Н. Южакова. — СПб. : Книгоиздательское товарищество «Просвещение» в СПб., 1896, с. 451.

5 Шевырев С.П. История Императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею. 1755—1855. — М. : Изд-во МГУ, 1998, с. 12.

ния, считал министерство и попечителей учебных округов «ярким выразителем реформаторских стремлений правительства». Описывая деятельность министра народного просвещения А. Шишкова, Рождественский приводит его высказывания по поводу фигуры попечителя: «...попечители должны быть ближайшими помощниками министра, имеющими право самостоятельно разрешать известный круг вопросов, и должность попечителя была необходима...».

Наиболее точно подчеркивает сущность попечительства К.Д. Кавелин. В своей работе «Замечания на Проект общего устава императорских Российских университетов» он говорит так: «Попечитель есть орган правительства относительно университета. Какая же может и должна быть роль попечителя? Он наблюдает, и следовательно, должен знать обо всем, что делается в университете. Он останавливает распоряжения университетских властей, когда они выходят из пределов закона и противны видам правительства. Наконец, он есть ходатай перед правительством за университет во всех тех случаях, когда какая-нибудь мера выходит из обыкновенного порядка и хода дел, или когда необходимо для пользы университета новое законодательное распоряжение или административная мера, превышающая власть университетского начальства»1.

В Современном толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой «попечение» рассматривается как забота, оказание помощи, наблюдение, а также внимание к потребностям, нуждам кого-либо, охрана чьих-либо интересов. Термин «попечительство» в этом же словаре трактуется как система мероприятий по защите законных

1 Кавелин К.Д. Собрание сочинений. Т. 3. Наука, философия и литература. — СПб. : Типография М.М. Стасюлевича, 1899, с. 228—229.

прав и интересов несовершеннолетних и недееспособных, а также как учреждение для попечения о ком-либо, о чем-либо (в Российском государстве до 1917 г.).

В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова «попечительство» трактуется как форма защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних и некоторых других категорий граждан, а также как учреждение в царской России для попечения о ком-нибудь или о чем-нибудь. Термин «попечитель» рассматривается в двояком значении. В первом случае — как официально назначаемое лицо для заботы о ком-нибудь, во втором — как звание руководителя некоторых учреждений, а также лицо, имеющее это звание для попечения (попечитель учебного округа).

В зарубежных образовательных моделях термин «попечение» и его производные в переводе с иностранных языков рассматриваются с экономической, юридической и социальной точек зрения. В Большом англо-русском и русско-английском словаре термин «попечение» звучит как care, «попечитель» — curator; в переводе с немецкого «попечение» — fürsorge, pflege, obhut, трактуется как покровительство, «попечительство» — kuratel, treuhandschaft. Термин «попечительство» на французском языке звучит какpatronage, curatell, на итальянском — patronato, assistenza.

Таким образом, при исследовании научно-теоретических предпосылок проблемы попечительства можно сделать следующие выводы: во-первых, произошла эволюция смыслового значения понятия. Во-вторых, благодаря историкам дореволюционного периода, сложилась научно-теоретическая основа исследования института попечительства, которое рассматривалось как «правительственное попечение о народном образовании», как «государственная служба».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.