Методологические основы оценки эффективности пенсионной системы России
Pension Fund of the Russian Federation: Methodological Basis of Evaluating Its Effectiveness
Соловьев Аркадий Константинович
начальник департамента актуарных расчетов и стратегического планирования Пенсионного фонда России (Москва), доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист России 119991, Москва, ул. Шаболовка, д. 4
Solov'ev Arkadiy Konstantinovich
Pension Fund of the Russian Federation
Shabolovka Str. 4, Moscow, 119991, Russian Federation
Коэффициент замещения является важнейшим индикатором страховой эффективности страховой пенсионной системы, так как он позволяет оценивать уровень замещения пенсией утраченного заработка работника. При проведении международных сопоставлений коэффициент замещения используется как основной показатель уровня пенсионного обеспечения. Поэтому его все чаще рассматривают в качестве главного целевого ориентира развития пенсионной системы и базового индикатора реализации пенсионной реформы.
В России коэффициент замещения широко используется не только специалистами в области пенсионного обеспечения и представителями органов власти, но и часто упоминается в дискуссиях широких кругов общественности. Однако этот показатель должен применяться грамотно и эффективно, поскольку его использование сопряжено с двумя основными блоками проблем — несоответствием международным стандартам и методологией расчета.
The article discusses the Pension Fund of the Russian Federation (PFR), providing a methodological basis for evaluating its efficiency. It suggests that the replacement rate (ReR) is a major indicator of the PFR's insurance efficiency, since it enables the insured person to assess the level of pension payments accruing for his lost wages. When comparing PFR on an international scale, the critique relates, the ReR rate is the primary indicator of the level of pension benefits. Consequently, the document maintains that the ReR is increasingly being regarded as the main target value of the pension system and the basic indicator of pension reform. This figure, the paper notes, is very popular in Russia, not only among experts in the sphere of pensions and official representatives, but also among the public at large. The study states, in conclusion, that the Russian Federation has encountered two major problems tied to PFR's competent and effective application: does it address international standards and does it contain any direct methodological issues.
Ключевые слова: пенсионная система, застрахованные лица, трудовая пенсия, коэффициент замещения, методология расчета
Keywords: pension system, insured persons, retirement pension, replacement rate, methodology of calculation
Донцова Светлана Александровна
заместитель начальника департамента актуарных расчетов и стратегического планирования Пенсионного фонда России (Москва)
119991, Москва, ул. Шаболовка, д. 4
Dontsova Svetlana Aleksandrovna
Pension Fund of the Russian Federation
Shabolovka Str. 4, Moscow, 119991, Russian Federation
1. Экономическая сущность коэффициента замещения трудовых пенсий
Эффективность любой страховой системы должна измеряться уровнем страхового возмещения при наступлении установленного страхового случая по отношению к размеру уплаченной страховой премии.
Применительно к оценке развития современной пенсионной системы, основанной на трудовой природе формирования пенсионных прав каждого гражданина, при определении эффективности страховой пенсионной системы необходимо установить соотношение размера назначенной трудовой пенсии и нормативной стоимости пенсионных прав в сопоставимый временной период.
Современное социальное государство предусматривает в качестве материального обеспечения граждан, не участвующих в трудовых отношениях, при достижении определенного возраста, инвалидности или потере кормильца соответствующее социальное пособие.
Аналогичное пособие существует и в нашей стране. Однако оно содержит в своем определении слово «пенсия», что не соответствует его экономической природе. С теоретических позиций данное обстоятельство вносит существенную путаницу в разработку методологии пенсионного обеспечения, а с практических — препятствует реализации страховых принципов пенсионной реформы. Для простых граждан социальная пенсия отождествляется с гарантированным государственным пенсионным минимумом.
В свою очередь, в страховой пенсионной системе стоимость пенсионных прав выполняет функцию стоимости страховой премии в том случае, если она исчисляется исходя из нормативно установленного размера тарифа, уплата которого в течение нормативной продолжительности трудового стажа обеспечивает необходимый уровень материального потребления пенсионера в течение всего периода дожития.
Актуарная формула страхового баланса позволяет точно определить и количественно измерить каждый упомянутый показатель.
Помимо полноты, точности и достоверности закладываемых в расчет показателей, проблема заключается
ш с;
L0
О 0. с ш !о
-О
с;
с >
I-
с
^ в учете условий обеспечения всеобщей доступности
^ пенсионной системы для различных категорий и де-
о мографических групп населения, а также обеспечении
^ экономической и социальной справедливости. По-
^ следние, как показывает мировая практика успешных
к пенсионных систем, достигаются благодаря строгой
^ реализации базовых принципов, отражающих уникаль-
^ ность социальных страховых систем:
со
и • принцип эквивалентности пенсионных прав и пен-£ сионных обязательств;
з • принцип солидарного перераспределения. ш Принцип эквивалентности прав и обязательств
5 позволяет устанавливать экономические стимулы для
2 участников пенсионного страхования в соответствии с с заданным целевым ориентиром, т. е. получением
3 трудовой пенсии в «установленном размере».
^ При этом сам «установленный размер» формализу-
5 ется в полном соответствии с объективными «внеси-
<
> стемными» условиями — макроэкономическими пара-^ метрами, принимаемыми для долгосрочных бюджетных проектировок, и демографическими характеристиками населения (гендерные и возрастные показатели, рождаемость, смертность и т. п.).
В современной международно признанной практике установленный размер трудовой пенсии применяется для государственного пенсионного обеспечения, которое гарантирует каждому гражданину «достойный» уровень материального обеспечения при наступлении страхового случая. В соответствии с имеющимися рекомендациями он должен составлять не менее 40-50% утраченного заработка пенсионера [1-3]. Однако во всех случаях величина трудовой пенсии не может быть ниже уровня минимально допустимого потребления пенсионера, что не позволяет непосредственно сопоставлять этот показатель с отечественными количественными аналогами типа ПМП, МРОТ, среднестатистическая зарплата и средний размер трудовой пенсии.
Важно подчеркнуть, что в экономически развитых странах по мере совершенствования пенсионного обеспечения, расширения охвата пенсионной системы, повышения уровня материального благосостояния, а также изменения демографических параметров (увеличение ожидаемой продолжительности жизни и, соответственно, количества пенсионеров) государственные программы с установленными размерами пенсий дополняются как государственными, так и негосударственными (корпоративными и индивидуальными) пенсионными программами с установленными взносами. Последние практикуются в разных формах (чисто сберегательно-накопительной и условно-накопительной с элементами солидарного перераспределения).
Такой принцип страхового пенсионного обеспечения, как солидарность, позволяет расширить охват участников обязательного страхования за счет экономически обоснованного перераспределения текущих поступлений финансовых ресурсов в пользу застрахованных лиц, сформировавших себе пенсионные права в объеме, недостаточном для нормативно установленного потребления (от более обеспеченных граждан), и будущих/ прогнозных финансовых ресурсов между трудоспособным и нетрудоспособным поколениями граждан.
Экономический механизм солидарного перераспределения не должен носить произвольный характер, чтобы не нарушать первый страховой принцип — эквивалентности прав и обязательств. Для этого, с одной стороны, масштабы перераспределения должны законодательно устанавливаться на весь страховой пенсионный период (в отечественных условиях — 70-80 лет). С другой стороны, необходимо, чтобы перераспределе-
ние затрагивало сегмент не только формирования пенсионных прав, но и самих пенсионных обязательств.
В контексте отечественных законодательных пенсионных норм этот экономический принцип означает, что перераспределению могут подлежать только параметрические характеристики:
• тарифная политика (размеры взносов, их структура, потолок базы начисления и т. п.);
• минимальная стоимость страхового года;
• минимальная и нормативная продолжительность страхового стажа, как общеустановленная, так и льготная, и др.
При этом сами пенсионные обязательства не должны перераспределяться в течение всего страхового пенсионного цикла. На практике для самих застрахованных это означает, что государство гарантирует предусмотренный установленным размером пенсии уровень материального обеспечения и, соответственно, поддержание покупательной способности заработанной пенсии в течение всего фактического периода дожития независимо от изменения его нормативной величины.
Экономическая сущность коэффициента замещения вытекает из определения экономической сущности самой трудовой пенсии. Однако определение объекта государственного пенсионного обеспечения, т. е. трудовой пенсии, нуждается в уточнении.
По своей институциональной природе в системе рыночных производственно-трудовых отношений трудовая пенсия представляет собой способ материального обеспечения работника при наступлении нормативно установленных событий — страховых случаев. В международной нормативной практике в качестве страховых случаев рассматриваются старость, инвалидность и случаи потери кормильца (СПК).
Известная нормативная формулировка о «компенсации утраченного заработка» в случае прекращения или изменения условий трудовой деятельности представляет собой один из способов определения размера трудовой пенсии.
Таким образом, в качестве исходного признака наступления страхового случая с соответствующим началом реализации пенсионных прав в установленном размере — выплата трудовой пенсии — должны рассматриваться возраст пенсионера, а также инвалидность или СПК.
Исходя из экономической природы трудовой пенсии, коэффициент замещения традиционно определяется как показатель эффективности функционирования пенсионной системы по отношению к объекту пенсионной системы — застрахованному (защищаемому) лицу — и выражается через соотношение его пенсии и прежнего заработка.
Коэффициент замещения рассчитывается для пенсионеров, пенсия которым назначена в отчетном году. При этом в расчете участвуют показатели пенсии, заработной платы и пособий на один и тот же временной интервал, т. е. на момент назначения пенсии.
В отличие от отечественной практики применения этого показателя в аналитических целях международная практика сопоставлений требует приведения в соответствие сложившихся методов к общепринятым требованиям.
Наиболее полно требования для международных сопоставлений уровня развития пенсионного обеспечения отражены в Конвенции МОТ № 102. Коэффициент замещения рассчитывается для типичного получателя (бенефициария) по каждому виду трудовой пенсии (по старости, инвалидности и СПК).
Норматив коэффициента замещения для типичного получателя (бенефициария) по каждому виду пенсии
составляет 40% прежнего заработка с учетом семейных пособий, выплачиваемых лицу, имеющему одинаковое с типичным получателем количество и состав иждивенцев. Установленный нормами МОТ коэффициент замещения должен обеспечиваться не менее чем для 50% работающих по найму защищаемых лиц [4].
2. Стандартные требования к характеристикам типичного получателя
Типичный получатель (бенефициарий) должен соответствовать установленным Конвенцией МОТ № 102 требованиям по полу, стажу (табл. 1), количеству иждивенцев (табл. 2) и возрасту (для пенсии по старости). В качестве типичного получателя (бенефициария) для всех видов трудовой пенсии принимается лицо мужского пола.
Требования Конвенции МОТ к возрасту предъявляются только к получателям пенсий по старости с целью защитить их страховые права предельным возрастом не выше 65 лет, который у нас полностью соблюдается.
В связи с тем, что трудовая пенсия в Российской Федерации исчисляется исходя из заработной платы застрахованного лица, и в ее составе преобладают выплаты, формируемые и финансируемые за счет страховых взносов, выбор типичного получателя осуществляется в соответствии со ст. 65 Конвенции № 102. Последняя предусматривает осуществление расчета пенсии для типичного получателя на основании заработной платы наемного работника мужского пола, занятого квалифицированным ручным трудом. Таким образом, в части заработной платы понятия «типичный получатель» и «наемный работник мужского пола, занятый квалифицированным ручным трудом» идентичны.
В качестве наемного работника мужского пола, занятого квалифицированным ручным трудом, рассматриваются несколько вариантов:
а) слесарь или токарь в машиностроении, исключая электротехническое машиностроение; или
б) лицо, считающееся типичным представителем квалифицированного ручного труда, занятое в той основной отрасли экономической деятельности и в том ее подразделении, где работает наибольшее количество экономически активных защищенных лиц мужского пола или кормильцев защищенных лиц; или
в) лицо, чей заработок равен или выше заработка 75% всех защищенных лиц, определяемого за год или за более короткий период, как это может быть установлено; или
г) лицо, чей заработок равен 125% среднего заработка всех защищенных лиц.
Выбор типичного получателя осуществляется для ^
каждого вида трудовой пенсии с учетом наличия данных ^
государственной статистической отчетности о зара- о
ботной плате, исходя из одновременного выполнения ^
двух условий: ^
• заработная плата типичного получателя обеспечи- к вает наилучший коэффициент замещения; ^
• для не менее чем 50% работающих по найму обес- ^ печивается коэффициент замещения, предусмо- т тренный Конвенцией № 102 для соответствующего о-вида пенсии. |
3. Информационное обеспечение расчетов о
эффективности пенсионной системы ^
В качестве источников данных о заработной плате з наемного работника мужского пола, занятого квали- ^ фицированным ручным трудом, может использовать- ^ ся статистическая отчетность по труду и заработной ^ плате, собираемая Росстатом: ^
• форма П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» (по полному кругу предприятий и организаций, периодичность — месячная);
• форма № 1 «Сведения о распределении численности работников по размерам заработной платы» (за апрель, раз в 2 года);
• форма № 57-Т «Сведения о заработной плате работников по профессиям и должностям» (за октябрь, раз в 2 года).
В форме П-4 наиболее полно представлен перечень выплат, учитываемых в составе заработной платы. В нее входят выплаты за отработанное и за неотработанное время, единовременные поощрительные и другие выплаты, оплата питания, жилья и топлива.
Для формы № 1 и формы № 57-Т в заработную плату не включаются:
• вознаграждение по итогам работы за год;
• единовременное вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое раз в году;
• единовременные премии и поощрения, включая стоимость подарков;
• материальная помощь к отпуску;
• другие выплаты, носящие разовый характер, независимо от того, предоставлялись ли они отдельным или всем работникам.
Очевидно, что заработная плата, учтенная в форме № П-4 и формах № 1 и № 57-Т, не является в полной мере сопоставимой (в форме № П-4 она всегда будет выше) по составу.
Основной недостаток форм № 1 и № 57-Т — периодичность (один раз в два года), что делает не-
Таблица 1
Требования к стажу типичного получателя трудовой пенсии
Вид пенсии Необходимый стаж
По старости 30 лет уплаты взносов или работы по найму
По инвалидности 15 лет уплаты взносов или работы по найму
По случаю потери кормильца 15 лет уплаты взносов или работы по найму
Источник: Конвенция МОТ № 102.
Таблица 2
Требования к количеству и составу иждивенцев типичного получателя трудовой пенсии
Вид пенсии Состав
По старости Жена пенсионного возраста
По инвалидности Жена и двое детей
По случаю потери кормильца Вдова с двумя детьми
Источник: Конвенция МОТ № 102.
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ . N 5 (91) 2013 5
о о со
т <
Средняя номинальная начисленная заработная плата мужчины-слесаря или токаря в машиностроении, исключая электротехническое машиностроение, за октябрь (по данным обследования по форме 57-Т)
Показатель Источник информации 2005 г. 2007 г. 2009 г. 2011 г.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата а) слесаря или токаря в машиностроении, исключая электротехническое машиностроение, руб. Ф. 57-Т (октябрь, раз в 2 года) 10 028 15 272 19 256 24 272
Доля от среднемесячной номинальной начисленной заработной плате в экономике за октябрь, % Ф. П-4 (ежемесячная) 115,2 109,2 102,4 102,8
Источник: обследование Росстата о заработной плате работников по категориям персонала.
возможным ежегодный анализ динамики изменения заработной платы работника, принятого в качестве квалифицированного для расчета коэффициента замещения.
Еще одним недостатком отчетности по формам № 1 и № 57-Т по сравнению с формой П-4 является неполный охват видов экономической деятельности, состава обследуемых организаций (обследования не проводятся на малых и микропредприятиях) и численности наемных работников.
Формы № П-4 и № 1 не содержат информации о гендерном признаке работника, что не позволяет выделить в них зарплату типичного получателя-мужчины.
Однако из-за отсутствия государственной статистической отчетности, позволяющей получить более полную информацию о заработной плате работника, занятого квалифицированным ручным трудом, все необходимые сопоставления между названными формами будут производиться без учета методологических расхождений в наполнении показателей.
В качестве информационного источника заработной платы наемного работника, занятого квалифицированным ручным трудом, работающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в регионах России с высокой или низкой заработной платой, в различных видах экономической деятельности может рассматриваться исключительно средняя заработная плата соответствующего направления (региона, вида экономической деятельности), поскольку источники государственной статистической отчетности предоставляют сведения о заработной плате в соответствии с вариантами (варианты a-d Конвенции)исключительно в целом по РФ.
Выбор варианта наемного работника мужского пола, занятого квалифицированным ручным трудом, зарплата которого принимается в качестве зарплаты типичного получателя для расчета числителя и знаменателя в формуле коэффициента замещения, осуществляется каждый раз на основе сравнения данных статистической отчетности.
Слесарю или токарю в машиностроении, исключая электротехническое машиностроение (вариант а), в российской государственной статистической отчетности в наибольшей степени соответствует группа занятий «слесари-механики, слесари-сборщики и слесари-ремонтники промышленного оборудования и транспортных средств» в подразделе DK ОКВЭД «Производство машин и оборудования» по разделу D «Обрабатывающие производства».
Средняя заработная плата слесаря мужского пола на машиностроительном предприятии по данным обследования (форма 57-Т) в России в октябре 2011 г. составляла 24 272 руб. (102,8% от средней номинально начисленной зарплаты в экономике за этот же период — по данным ежемесячной формы П-4 по полному кругу предприятий и организаций) (табл. 3).
Лицо, считающееся типичным представителем квалифицированного ручного труда, занятое в той основной отрасли экономической деятельности и в том ее подразделении, где работает наибольшее количество экономически активных защищенных лиц мужского пола или кормильцев защищенных лиц (вариант Ь), относится, с учетом анализа данных государственной статистики, к разделу D «Обрабатывающие производства». Удельный вес занятых в них работников оставляет 16,9% от общей численности наемных работников. Наибольшее их количество в данном виде экономической деятельности приходится на рабочих металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности (в соответствии с «Общероссийским классификатором занятий»).
Для определения заработной платы типичного представителя квалифицированного ручного труда в этой категории может использоваться среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по подразделу DK 29 ОКВЭД «Производство машин и оборудования», в котором заняты 1,82% наемных работников.
В 2011 г., в соответствии с ежемесячными данными по форме П-4, их среднемесячная заработная плата составила 22 777,9 руб. (табл. 4). Такая выборка наиболее полно соответствует пункту классификатора «С28. Производство машин и оборудования, не включенных в другие категории» Международной стандартной отраслевой классификации всех видов экономической деятельности (четвертый пересмотренный вариант), использования которой требует Конвенция. Лицо, чей заработок равен или выше заработка 75% всех защищенных лиц, определяемого за год или за более короткий период, как это может быть установлено (вариант с), определяется на основе обследования распределения работников по уровню заработной платы, проводимого Росстатом по форме 1 с периодичностью 1 раз в 2 года в апреле.
Основными недостатками данного обследования являются периодичность, отсутствие разделения заработной платы по гендерному признаку, охват работников крупных и средних предприятий и организаций, что позволяет распространить результаты обследования только на 65% всех работающих по найму. Заработная плата работников малых и микропредприятий в данном обследовании не отражается.
В качестве требуемой по варианту с заработной платы используется верхняя граница интервала, содержащего нарастающим итогом заданный удельный уровень зарплаты работников (75%). В апреле 2011 г. ее величина составила 30 тыс. руб., или 133,2% от средней заработной платы в экономике (табл. 5).
Вариант d) предусматривает, что заработная плата квалифицированного работника, занятого ручным трудом, равна 125% среднего заработка всех защищенных лиц. В 2011 г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по РФ составила 23 369 руб.;
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по подразделу Ж 29 «Производство машин и оборудования (без производства оружия и боеприпасов (29.6))»
Показатель Источник информации 2005 г. 2007 г. 2009 г. 2011 г.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата Ь) лица, считающегося типичным представителем квалифицированного ручного труда 1 (по ВЭД «Производство машин и оборудования»), руб. Ф. П-4 (ежемесячно) 8380 13 480 17 010 22 778
Доля от среднемесячной номинальной начисленной заработной плате в экономике, % Ф. П-4 (ежемесячно) 98,0 99,2 91,3 97,5
Источник: форма федерального статистического наблюдения П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников организаций». Таблица 5 Средняя номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций, равная или выше заработка 75% всех защищенных лиц
Показатель Источник информации 2005 г. 2007 г. 2009 г. 2011 г.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата с) лица, чей заработок равен или выше заработка 75% всех защищенных лиц, определяемого за год или за более короткий период, как это может быть установлено, руб. Ф. 1 (апрель, раз в два года) 10 600 17 000 21 800 30 000
Доля от среднемесячной номинальной начисленной заработной плате в экономике, % Ф. П-4 (ежемесячная) 132,5 136,1 121,0 133,2
т <
< >
Источник: данные Росстата.
соответственно 125% от величины рассматриваемого показателя составили 29 211 руб. (табл. 6).
Учитывая, что эта опция резко отличается по уровню стандартной заработной платы от трех предыдущих в сторону увеличения, мы рассматриваем ее как наименее подходящую для пенсионной системы РФ на данном этапе ее развития. С точки зрения величины заработной платы наиболее приемлемыми для России являются варианты a) и Ь).
Плюсом указанных вариантов является также то, что заработная плата по ним наиболее приближена к средней заработной плате в экономике (приблизительно ±3%). Следовательно, последняя может быть использована в качестве заработной платы квалифицированного работника (и для целей исчисления на ее основе размера пенсии типичного получателя). Заработная плата по вариантам с) и d) в силу существенного превышения над вариантами a) и Ь), а также в связи с тем, что равную или выше ее зарплату получают менее 25% работников, представляется неприемлемой для использования при расчете коэффициента замещения для трудовых пенсий.
4. Проблемы учета выплат пенсионерам-инвалидам и по СПК
Выплаты, учитываемые в числителе коэффициента замещения, зависят от количества и состава иждивенцев типичного получателя, а для пенсии по инва-
лидности — и от группы инвалидности. Для пенсии по старости иждивенцем типичного получателя является жена пенсионного возраста.
Российское законодательство предусматривает для нее следующие нормы: если женщина достигла пенсионного возраста, но не выработала стаж 5 лет, требуемый для назначения трудовой пенсии о старости, по достижении возраста 60 лет она имеет право на социальную пенсию по государственному пенсионному обеспечению, выплачиваемую из средств федерального бюджета; если размер пенсии жены существенно ниже пенсии мужа (т. е. она находится на его полном содержании или получает от него помощь, которая является постоянным и основным источником средств к существованию), то по решению территориальных органов ПФР или по решению суда жена может быть признана находящейся на его иждивении.
Результатом этого решения является установление мужу повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (далее — ФБР) с учетом наличия одного иждивенца.
На 1 января 2013 г. средний размер социальной пенсии составлял 5919,23 руб., а средний размер трудовой пенсии по старости (без пенсии по государственному пенсионному обеспечению) — 9676,18 руб., т. е. социальная пенсия составляет 61% среднего размера трудовой пенсии по старости. Учитывая это соотношение, можно принять, что пенсия жены су-
Таблица 6
Заработная плата, равная 125% среднемесячной номинально начисленной заработной платы в Российской
Федерации (по данным обследования по форме 57-Т)
Показатель Источник информации 2005 г. 2007 г. 2009 г. 2011 г.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата й) лица, чей заработок равен 125% среднего заработка всех защищенных лиц, руб. ф. П-4 (ежемесячно) 10 694 16 992 23 297 29 211
Доля от среднемесячной номинальной начисленной заработной плате в экономике, % 125,0 125,0 125,0 125,0
Источник: данные Росстата.
щественно ниже пенсии мужа, в связи с чем ему полагается повышение ФБР за одного иждивенца.
Таким образом, коэффициент замещения для пенсионера по старости можно рассчитать в двух вариантах — без учета повышения ФБР и с его повышением при наличии одного иждивенца.
В зависимости от группы инвалидности получателю трудовой пенсии по инвалидности выплачивается два (для I группы) или один (для II группы) ФБР страховой части пенсии, к которому осуществляются доплаты на иждивенцев.
В качестве основного варианта предлагается рассчитывать коэффициент замещения для пенсии по инвалидности I группы. Однако учитывая, что пенсионеры по инвалидности II группы являются наиболее многочисленной категорией, она также может быть рассмотрена как вариант расчета коэффициента замещения.
Для пенсии по инвалидности на иждивении типичного получателя находятся жена и двое детей.
Жена-иждивенец трудоспособного возраста, не являющаяся инвалидом, не получает собственную пенсию. Повышение ФБР к пенсии мужа за наличие жены-иждивенки не устанавливается. В случае если жена трудоспособного возраста осуществляет уход за инвалидом I группы и не работает, ей полагается компенсационная выплата в размере 1274 руб. (на 1 января 2013 г.). Для получателей пенсии по инвалидности II группы компенсационная надбавка на уход не предусмотрена.
На каждого из двоих детей-иждивенцев к пенсии отца — получателя пенсии по инвалидности законодательством предусматривается повышение к ФБР. Общим правилом для накопительной части является ее выплата получателям трудовой пенсии по инвалидности при достижении пенсионного возраста, в связи с чем в расчете коэффициента замещения она учитываться не будет.
В соответствии с законом № 181-ФЗ инвалидам выплачивается ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), величина которой зависит от группы инвалидности. Несмотря на то что данная выплата не относится к пенсионным, она также может быть учтена при расчете коэффициента замещения пенсии по инвалидности, поскольку выплачивается всем инвалидам.
Типичный получатель пенсии по СПК — вдова с двумя детьми. В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 9 закона № 173-ФЗ, супруга умершего кормильца имеет право на получение трудовой пенсии по СПК, если она осуществляет уход за детьми, не достигшими 14 лет.
В расчете коэффициента замещения принимается, что дети умершего кормильца не достигли 14-летнего возраста, и вдова осуществляет уход за ними. В этом случае пенсия по СПК выплачивается троим иждивенцам, каждому из которых полагается один ФБР для данного вида пенсии, а страховая часть делится на троих в равных долях. Таким образом, для пенсии по СПК имеет место один вариант расчета:
3 • ФБР СПК + страховая часть (суммарно для троих получателей).
Поскольку действующее законодательство не предусматривает каких-либо выплат к заработной плате отца при наличии иждивенцев, в знаменателе формулы расчета коэффициента замещения трудовых пенсий по старости, инвалидности и по СПК не учитываются никакие семейные пособия.
5. Методологические особенности исчисления пенсии по инвалидности и по СПК для типичного получателя
В российской пенсионной практике установления трудовой пенсии по инвалидности принципиальное значение при определении ее размера имеет показатель ожидаемой продолжительности выплаты пенсии, зависящий от возраста получателя. Размер трудовой пенсии по инвалидности определяется по формуле:
П =
ПК T • К
+ б,
где П — размер трудовой пенсии по инвалидности; ПК — сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (инвалида), учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается трудовая пенсия по инвалидности; Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости; К — отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев; Б — фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности.
Коэффициент К понижает для инвалида ожидаемую продолжительность периода выплаты трудовой пенсии по старости в зависимости от возраста наступления инвалидности. В возрасте 19 лет К = 16 месяцев/180 месяцев = 0,0889, в возрасте 60 лет — 180/180 = 1 (шаг увеличения К составляет 4 месяца за год возраста начиная с 19 лет).
Конвенция № 102 требует, чтобы типичный получатель пенсии по инвалидности выработал стаж 15 лет. Понятие «квалифицированный рабочий», исходя из заработной платы которого осуществляется расчет размера пенсии, подразумевает наличие среднего специального, а не высшего образования.
Следовательно, возраст начала трудовой деятельности может быть принят равным 19 годам. В этом случае наступление инвалидности у типичного получателя и назначение ему пенсии произойдет по достижении 34 лет (19 лет + 15 лет стажа).
Соответственно, величина знаменателя (Т • К) формулы расчета страховой части трудовой пенсии по инвалидности составит:
228 • (76/180) = 228 • 0,4223 = = 96,2844 месяца = 96 месяцев.
Аналогичным образом учитывается понижающий коэффициент К при расчете пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со следующей формулой:
П = ПК/(Т • К)/КН + Б,
где П — размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца; ПК — сумма расчетного пенсионного капитала умершего кормильца, учтенного по состоянию на день его смерти; Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости; К — отношение нормативной продолжительности страхового стажа кормильца (в месяцах) по состоянию на день его смерти к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения умершим кормильцем возраста 19 лет составляет
12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев; КН — количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанной пенсии, установленной в связи со смертью этого кормильца по состоянию на день, с которого назначается трудовая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи; Б — фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Учитывая принятое в настоящей методике предположение о том, что умерший кормилец имеет детей моложе 14 лет (а его трудоспособная жена ухаживает за ними и не работает, что обеспечивает ей получение пенсии по СПК, как это предусмотрено для типичного получателя в соответствии с нормами Конвенции), возраст умершего кормильца, как и пенсионера по инвалидности, принимается равным 34 годам (начало трудовой деятельности в 19 лет + + 15 лет стажа).
Соответственно, величина знаменателя (Т • К) формулы расчета страховой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца для каждого получателя-иждивенца составит, как и для типичного пенсионера по инвалидности:
228 • (76/180) = 228 • 0,4222222 = = 96,2666 месяцев.
Величина коэффициента КН равна трем (по количеству иждивенцев умершего кормильца).
Таким образом, суммарная пенсия по случаю потери кормильца, выплачиваемая троим иждивенцам, составит:
Пспк 3 ижд = 3 • [ПК/96/3] + 3 • ФБРСПК = = 3 • (ПК/32 + ФБРспк).
6. Учет налога на доходы физических лиц при исчислении коэффициента замещения
Сопоставимость пенсий и заработной платы при расчете коэффициента замещения должна обеспечиваться корректным учетом законодательно установленных правил исчисления налога на доходы физических лиц (НДФЛ) применительно к указанным выплатам.
Пенсия типичного получателя исчисляется на основе взносов, исчисленных из номинально начисленной заработной платы (т. е. зарплаты до налогообложения НДФЛ, брутто) наемного работника-мужчины, занятого квалифицированным ручным трудом.
Однако сама пенсия освобождена от уплаты НДФЛ. Таким образом, пенсионную выплату, которую человек получает на руки (и которой он может распоряжаться в полном объеме без каких-либо вычетов), правильнее рассматривать в качестве нетто-пенсии.
В этом случае ее соотнесение при расчете коэффициента замещения с номинально начисленной заработной платой (отражена в формах № 1, № П-4 и № 57-Т) или брутто-зарплатой, поскольку она подлежит обложению НДФЛ, является некорректным.
Для расчета коэффициента замещения необходимо осуществить приведение номинально начисленной (брутто-) заработной платы к нетто-зарплате путем уменьшения на величину НДФЛ с учетом налогового вычета, полагающегося наемному работнику, занятому квалифицированным ручным трудом, имеющему соответствующее типичному получателю количество и состав иждивенцев.
Ставка НДФЛ для заработной платы установле- ^ на в размере 13%. Стандартные налоговые вычеты ^ с заработной платы применяются при наличии у на- о логоплательщика инвалидности, а также детей на ^ иждивении. ^
Наличие жены-иждивенки пенсионного или тру- к доспособного возраста не является основанием для ¡Е предоставления налогового вычета. Следовательно, ^ для расчета коэффициента замещения трудовой пен- " сии по старости налоговый вычет не применяется, ^ заработная плата наемного работника-мужчины, заня- ^ того квалифицированным ручным трудом, облагается ш НДФЛ по ставке 13%. 5
Для расчета коэффициента замещения трудовой 2 пенсии по инвалидности применяются стандартные ' налоговые вычеты с заработной платы за двух детей. з Налоговый вычет за жену-иждивенку не полагается. ^ В качестве варианта расчета коэффициента заме- < щения для получения нетто-зарплаты может также н использоваться налоговый вычет за наличие инвалид- < ности, подразумевающий, что пенсия инвалида соотносится с заработной платой квалифицированного работника, также являющегося инвалидом.
Для расчета коэффициента замещения трудовой пенсии по случаю потери кормильца к заработной плате применяются налоговые вычеты за двух детей, находившихся на иждивении умершего кормильца. Налоговые вычеты применяются в следующем порядке и размерах.
В соответствии с частью II Налогового кодекса РФ, пп. 4. п. 1 ст. 218, налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах: 1400 руб. — на первого ребенка; 1400 руб. — на второго ребенка; 3000 руб. — на третьего и каждого последующего ребенка; 3000 руб. — на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.
Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.
Налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 280 000 руб. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280 000 руб., налоговый вычет не применяется.
В соответствии с частью II Налогового кодекса Российской Федерации, пп. 2 п. 1 ст. 218, налоговый вычет при наличии инвалидности I и II группы составляет 500 руб. на каждый месяц налогового периода.
7. Сравнительный анализ уровня коэффициента замещения для различных видов трудовой пенсии
Приняв в качестве заработной платы квалифицированного работника зарплату слесаря (вариант а), рассчитаем с учетом обозначенных выше подходов коэффициент замещения для лиц, выходящих на пенсию в 2015 г., 2030 г. и 2045 г. Сравнительный анализ полученных результатов позволяет выявить несколько показательных закономерностей.
Коэффициент замещения для типичного получателя трудовой пенсии по старости в различные годы
ее назначения
Показатель 2015 г. 2030 г. 2045 г.
Номинально начисленная заработная плата квалифицированного работника — слесаря (брутто), руб. 38 027 132 103 322 951
Заработная плата квалифицированного работника — слесаря (нетто), руб. 33 446 115 311 281 331
ФБР, руб.* 4238 11 668 24 655
РПК при выходе на пенсию 850 295 3 528 133 9 450 455
Пенсионные накопления, руб. 221 498 1 660 903 5 099 817
Период дожития (Т), мес. 228 228 228
Страховая часть трудовой пенсии, руб. 3729 15 474 41 449
Накопительная часть трудовой пенсии, руб. 971 7285 22 368
Размер социальной пенсии жены, руб. 4272 8970 13 263
Размер пенсии по старости + социальная пенсия жены, руб. 13 211 43 397 101 735
Коэффициент замещения пенсии по старости + социальная пенсия жены к заработной плате квалифицированного работника брутто, % 35 33 32
Коэффициент замещения пенсии по старости + социальная пенсия жены к заработной плате квалифицированного работника нетто, % 39 38 36
* В расчетах в качестве фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии соответствующего вида использовался прогноз, выполненный на основе статистических данных о средней по России величине ФБР для соответствующих категорий лиц. Величина социальной пенсии на 01.01.2015 г. составит 4272 руб., на 01.01.2030 г. — 8970 руб., на 01.01.2045 г. — 13 263 руб.
Таблица 8
Коэффициент замещения для типичного получателя трудовой пенсии по инвалидности I группы в различные
годы ее назначения*
Показатель 2015 г. 2030 г. 2045 г.
Номинально начисленная заработная плата квалифицированного работника — слесаря (брутто), руб. 38 027 132 103 322 951
Заработная плата квалифицированного работника — слесаря (нетто), руб.** 33 446 115 311 281 331
ФБР при наличии инвалидности I группы и 2-х иждивенцев, руб.*** 10 770 29 652 62 654
РПК при выходе на пенсию, руб. 524 305 2 034 800 5 138 766
Период (Т К) для инвалида I группы, мес. 96 96 96
Страховая часть трудовой пенсии, руб. 5446 21 137 53 381
Компенсационная выплата по уходу за инвалидом I группы, руб. 1908 3328 5189
Размер пенсии по инвалидности с учетом 2-х детей-иждивенцев и компенсационной выплаты по уходу за инвалидом I группы, руб. 18 125 54 117 121 223
Коэффициент замещения пенсии по инвалидности I группы с учетом 2-х иждивенцев и компенсационной выплаты к заработной плате квалифицированного работника брутто, % 48 41 38
Коэффициент замещения пенсии по инвалидности I группы с учетом 2-х иждивенцев и компенсационной выплаты к заработной плате квалифицированного работника нетто, % 54 47 43
* Условия: получатель пенсии — слесарь-инвалид I группы, пол — мужской, возраст — 34 года, начал трудовую деятельность в 19 лет, продолжительность страхового стажа — 15 лет, иждивенцы — жена и 2-е детей.
** Заработная плата квалифицированного работника — слесаря за вычетом НДФЛ (с учетом налоговых вычетов за инвалидность I группы и 2-х детей-иждивенцев).
*** ФБР при наличии инвалидности I группы и 2-х иждивенцев по данным статистической отчетности.
Во всех видах трудовой пенсии (по старости — табл. 7, по инвалидности — табл. 8, по случаю потери кормильца — табл. 9) при сохранении одинаковых характеристик типичного получателя коэффициент замещения в долгосрочной перспективе имеет тенденцию к снижению, обусловленную несколькими причинами. Важнейшей из них является постепенное замедление темпов индексации пенсионных прав в связи с ростом численности пенсионеров и увеличением доли пенсионных прав, сформированных в накопительном компоненте, а также обусловленным этим обстоятельством сокращением размеров назначаемых пенсий из-за
низкого уровня доходности от инвестирования (меньше, чем темпы индексации РПК). Последняя оказывает влияние на все виды пенсий, а не только на пенсии по старости, поскольку тариф страховых взносов, направленных на страховую часть за период стажа у лиц, выходящих на пенсию в 2045 г., ниже, чем у тех, пенсия которым назначается в 2015 г.
Кроме того, коэффициент замещения, исчисленный по отношению к нетто-заработной плате, выше, чем по отношению к брутто-зарплате. В частности, для пенсий по старости и по СПК в 2015 г. и в 2045 г. разница составляет 4 процентных пункта, а для пенсии
Коэффициент замещения для типичного получателя трудовой пенсии по потере кормильца в различные годы ее
назначения*
Показатель 2015 г. 2030 г. 2045 г.
Номинально начисленная заработная плата квалифицированного работника — слесаря (брутто), руб. 38 027 132 103 322 951
Заработная плата квалифицированного работника — слесаря (нетто), руб.** 33 446 115 311 281 331
ФБР в расчете на одного иждивенца, руб.*** 2015 5547 11 720
РПК при выходе на пенсию, руб. 524 305 2 034 800 5 138 766
Период (Т К) по СПК, мес. 96 96 96
Страховая часть трудовой пенсии по инвалидности в расчете на одного иждивенца, руб. 1815 7046 17 794
Размер пенсии по СПК в расчете на одного иждивенца, руб. 3830 12 592 29 514
Коэффициент замещения пенсии по СПК к заработной плате квалифицированного работника брутто, % 10 10 9
Коэффициент замещения пенсии по СПК к заработной плате квалифицированного работника нетто, % 11 11 10
Размер пенсии по СПК для типичного получателя (вдова с 2-мя детьми), руб. 11 491 37 777 88 542
Коэффициент замещения пенсии по СПК к заработной плате квалифицированного работника брутто, % 30 29 27
Коэффициент замещения пенсии по СПК к заработной плате квалифицированного работника нетто, % 34 33 31
о о
CD
СО <
< >
* Условия: получатели пенсии — нетрудоспособные члены семьи (жена и 2-е детей) слесаря (пол — мужской, возраст — 34 года, начал трудовую деятельность в 19 лет, продолжительность страхового стажа — 15 лет). ** Заработная плата квалифицированного работника — слесаря за вычетом НДФЛ (с учетом налоговых вычетов за инвалидность I группы и 2-х детей-иждивенцев).
*** ФБР в расчете на одного иждивенца по данным статистической отчетности.
по инвалидности — 6 и 5 процентных пунктов соответственно.
Отметим, что уровень замещения заработка пенсией превышает установленные МОТ минимальные нормы только для пенсии по инвалидности: в 2015 г. на 8% по отношению к брутто-зарплате и на 14% — по отношению к нетто-зарплате. Столь высокий уровень коэффициента замещения для пенсии по инвалидности достигнут даже без учета в его числителе полагающейся инвалидам ЕДВ.
Коэффициент замещения для пенсии по старости, исчисленный из нетто-зарплаты, в 2015 г. максимально близок к уровню 40%. Однако в последующие годы отставание увеличивается, и в 2045 г. оно составит 4%. Возврат в распределительную систему накопительного тарифа (полностью или частично) или существенное повышение доходности от инвестирования пенсионных накоплений, возможно, позволило бы увеличить уровень замещения утраченного дохода.
По коэффициенту замещения, рассчитанному для пенсии по старости по отношению к номинально-начисленной заработной плате, даже в начале прогнозного периода Россия не достигает минимальных норм МОТ. Однако представленный расчет не учитывает увеличение ФБР для одного иждивенца, полагающееся к пенсии по старости, если размер социальной пенсии жены существенно ниже пенсии мужа и она фактически находится на его содержании. В этом случае в 2015 г. коэффициент замещения вплотную приблизится к 40% для брутто-зарплаты и превысит его для нетто-зарплаты.
Наименьший уровень пенсионных выплат обеспечивается системой обязательного пенсионного страхования типичным получателям пенсии по случаю потери кормильца — 30% по отношению к брутто — и 34% по отношению к нетто-зарплате умершего кормильца в 2015 г. (в последующие годы — еще ниже).
Литература
1. О минимальных нормах социального обеспечения: Конвенция № 102 Международной организации труда (Вместе с «Международной стандартной промышленной классификацией всех отраслей хозяйственной деятельности») / Заключена в г. Женеве 28.06.1952.
2. О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца: Конвенция № 128 Международной организации труда (Вместе с «Международной стандартной промышленной классификацией всех отраслей хозяйственной деятельности») / Заключена в г. Женеве 29.06.1967.
3. Европейский кодекс социального обеспечения. Страсбург, 16 апреля 1964 г.
4. Международные и российские нормы пенсионного обеспечения: сравнительный анализ / Отв. ред. Э. Г. Тучкова, Ю. В. Васильева. М.: Проспект, 2013.
References
1. Convention 102 of the International Labour Organization "Social Security (Minimum Standards)" (Along with the "International Standard Industrial Classification of All Economic Activities"). Adopted in Geneva on June 28, 1952. Available at: http://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB: 55:0:::55:P55_TYPE,P55_LANG,P55_DOCUMENT,P55_NODE: CON,en,C102,/Document.
2. Convention 128 of the International Labour Organization "Invalidity, Old-Age and Survivors' Benefits" (Along with the "International Standard Industrial Classification of All Economic Activities"). Adopted in Geneva on June 29, 1967. Available at: http://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=NORM LEXPUB:12100:0::NO:12100:P12100_INSTRUMENT_ID:312273: NO.
3. European Code of Social Security. Strasbourg, April 16, 1964. Available at: http://conventions.coe.int/Treaty/en/Treaties/ Html/048.htm.
4. Tuchkova E. G., Vasil'eva Yu. V., eds. Mezhdunarodnye i ros-siyskie normy pensionnogo obespecheniya: sravnitel'nyy ana-liz [International and Russian standards of pension provision: A comparative analysis]. Moscow, Prospekt Publ., 2013. 57 p.