Научная статья на тему 'Методологические основы компетентностного подхода в контексте реализации многоуровневого экономического образования'

Методологические основы компетентностного подхода в контексте реализации многоуровневого экономического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аширбагина Наталья Леонидовна, Кормильцева Елена Александровна, Бурмистрова Наталия Александровна, Эджибия Татьяна Леонардовна

Рассматриваются результаты изучения методологических основ компетентностного подхода, его ведущей позиции с точки зрения полипарадигмальности современного образовательного пространства. На примере направления «Экономика» проводится анализ образовательного стандарта высшего образования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации с целью выявления качественных отличий содержательно-технологического базиса формирования компетентностной сферы бакалавров и магистров в условиях реализации многоуровневого образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аширбагина Наталья Леонидовна, Кормильцева Елена Александровна, Бурмистрова Наталия Александровна, Эджибия Татьяна Леонардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы компетентностного подхода в контексте реализации многоуровневого экономического образования»

УДК 378.4

Н.Л. Аширбагина, Н.А. Бурмистрова, Е.А. Кормильцева, Т.Л. Эджибия,

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Омский филиал

Методологические основы компетентностного подхода в контексте реализации многоуровневого экономического образования

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Омский филиал

Высокая динамичность современного общества, рост потребностей экономики, у ровень развития информационных технологий обуславливают потребность в сокращении сроков адаптации выпускников высшей школы к профессиональной деятельности, повышение их мобильности, конкурентоспособности и ставят перед российским образованием новые задачи. В контексте возрастающих требований к подготовке

выпускника вуза обратимся к характеристике педагогических течений, объединенных термином «парадигма».

Широкое распространение понятие «парадигма» получило после выхода книги американского ученого Томаса Куна «Структура научных революций». Под парадигмой Т. Кун понимал «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообще-

ству модель постановки проблем и их решений» [6, с. 11].

В педагогической науке произошло закрепление термина «образовательная парадигма», характеризующего источники и способы целеполагания, систему ценностей и взаимоотношения участников образовательного процесса, особенности содержания и технологического обеспечения образовательного процесса [3].

© Аширбагина Н.Л., Бурмистрова Н.А., Кормильцева Е.А., Эджибия Т.Л., 2015

НАТАЛЬЯ

ЛЕОНИДОВНА

АШИРБАГИНА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общественных наук Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Омского филиала. Сфера научных интересов: философия образования, педагогика высшей школы, компетентностно-куль-турологические основы профессионального образования студентов экономических направлений подготовки. Автор более 50 публикаций

ЕЛЕНА

АЛЕКСАНДРОВНА

КОРМИЛЬЦЕВА

кандидат исторических наук, доцент кафедры общественных наук Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Омского филиала. Сфера научных интересов: личностно ориентированный подход в педагогике высшей школы, психология студенческой молодежи. Автор более 30 публикаций

НАТАЛИЯ

АЛЕКСАНДРОВНА

БУРМИСТРОВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Омского филиала. Сфера научных интересов: педагогика высшей школы, компетентностный подход к обучению дисциплинам предметной области «Математика» студентов экономических направлений подготовки. Автор более 70 публикаций

ТАТЬЯНА ЛЕОНАРДОВНА ЭДЖИБИЯ

кандидат экономических наук, заведующая кафедрой общественных наук Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Омского филиала. Сфера научных интересов: микро-и макроэкономический анализ, инвестиционное и потребительское поведение домохозяйств, институциональная экономика. Автор более 30 публикаций

Рассматриваются результаты изучения методологических основ компетентностного подхода, его ведущей позиции с точки зрения полипарадигмальности современного образовательного пространства. На примере направления «Экономика» проводится анализ образовательного стандарта высшего образования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации с целью выявления качественных отличий содержательно-технологического базиса формирования компетентностной сферы бакалавров и магистров в условиях реализации многоуровневого образования.

Ключевые слова: компетентностный подход, экономическое образование, бакалавриат, магистратура.

The article presents the results of a study of methodological foundations of the competence-based approach, its leading position in terms of multiparadigma of modern educational space. The analysis of the federal state educational standards in order to identify qualitative differences in content and technological basis of formation of the sphere of competence of bachelors and masters in a multi-level implementation of economic education was made. There is shown the possibility of transformation of the aggregate of knowledge and skills acquired by students in the process of competence-based learning in professionally demanded theoretical, practical and personal qualities of the future bachelors and masters in accordance with the requirements of the FSES of higher school.

Key words: competence-based approach, economic education, bachelor degree, master's degree.

Анализ современной образовательной ситуации показывает, что она является полипарадигмаль-ной. Существуют когнитивно-информационная, личностно ориентированная, культурологическая, компетентностная и др. парадигмы. Любая педагогическая парадигма появляется из определенного подхода, который является ее ключевой идеей, представляя собой методологическую катего-

рию, определяющую содержание, характер и направленность исследовательской или практической деятельности. Обратимся к характеристике образовательных парадигм, целесообразность рассмотрения которых определена логикой настоящей статьи.

В рамках когнитивно-информационной (знаниевой) парадигмы учебно-воспитательный процесс ориентирован на предмет-

ные программы, поддающиеся формальной оценке. Основная цель образовательной деятельности - передача обучающимся максимального количества накопленных знаний,умений и навыков.

Личностно ориентированная парадигма переносит центр тяжести с интеллектуального развития на эмоциональное и социальное. Происходит не столько оценка знаний, умений и навыков студентов в данный момент, сколько анализ его сегодняшних успехов в сравнении с предыдущими достижениями. Образовательный процесс нацелен на создание максимально благоприятных условий для развития личности [5].

В рамках культурологической парадигмы главной целью также является формирование личности. Но в отличие от предыдущей парадигмы свободное воспитание не фетишизируется, а свобода и принуждение выступают как взаимодополняющие начала. При этом элементы педагогического принуждения диктуются необходимостью передачи ценностей культуры молодому поколению, многие представители которого не осознают в этом потребности [4].

В рамках компетентностной парадигмы ожидаемым результатом образования является не система знаний, умений и навыков, а совокупность, набор заявленных компетенций. На первый план выступает подготовка специалиста умелого и мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их применения [2].

Каждая из этих парадигм может задать свой вектор в модернизации образования, определить стратегию его развития. Так как модернизация российского высшего образования осуществляется на компетентностной основе, то в этом контексте компетентност-ная парадигма противопоставляется прежде всего знаниевой парадигме образования.

Действительно, в условиях рыночной экономики востребованными являются не столько знания, сколько умения применять их на практике. Тем не менее говорить о полном разрыве между знаниями и умениями, навыками, видимо, неправомерно. Мы согласимся с мнением А.Л. Андреева. Он выдвигает идею «двухсегмент-ной модели образования, в которой изучение традиционных для российского образования фундаментальных дисциплин сочетается с прикладными знаниями социально-технологической направленности» [1, с. 26]. Набор фундаментальных дисциплин закладывает основы системного понимания социальной реальности, а освоение прикладных социальных знаний имеет целью приобретение конкретных компетенций. Такая расстановка приоритетов позволяет признать за каждым подходом свое место в процессе

модернизации российской системы высшего образования.

Тесная связь существует также между личностно ориентированной и культурологической парадигмами. Мы разделяем мнение ученых Н.А. Алексеева, М.В. Кла-рина, Е.А. Ямбурга и др. о том, что использование феномена культуры в качестве стержневого в понимании и объяснении человека, его сознания и жизнедеятельности не противоречит идеям личност-но ориентированного образования. Поскольку в культуре сосредоточены все смыслы человеческого бытия, культурологический подход определяет ориентацию образовательной деятельности на формирование ценностных отношений обучающегося. Из ценностных ориентаций культурологического подхода появляется понимание цели личностно ориентированного образования - не сформировать и даже не воспи-

тать, а создать условия для развития человека, содействовать формированию механизмов саморегуляции, саморазвития.

Особую значимость в современных условиях приобретает взаимосвязь культурологической парадигмы с компетентностной, поскольку именно культурологический акцент при конструировании компетенций как заранее заданного результата образования способен повысить качество обучения путем включения в содержание образования ценностно-смысловой составляющей, способствующей культурному самоопределению человека.

Выделенные нами педагогические парадигмы оказываются напрямую связанными с личностным, ценностным и профессиональным самоопределением субъектов образовательного процесса. В этой связи ни одна из них не может быть исключена из об-

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Омский филиал

разовательного процесса, что, в свою очередь, обуславливает необходимость построения целостной стратегии модернизации высшего образования.

Опираясь на методологический плюрализм как сущностную характеристику современного педагогического подхода, по-липарадигмальные установки которого разделяет широкий круг ученых (Н.Б. Ромаева, И.Г. Фомичева, Е.Н. Шиянов и др.), стратегию компетентностного подхода определяем в его ведущей позиции при условии гармонизации взаимодополняющих друг друга подходов к образованию: знание-вого, личностно ориентированного, деятельностного и культурологического.

В контексте сказанного в целях обеспечения высшим образованием личностно ориентированного результата, способствующего вхождению человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, в качестве результата образования в совокупности когнитивных, дея-тельностных и личностных составляющих, рассмотрим содержание понятия «профессиональная компетентность».

Результаты научных исследований Б.С. Гершунского, Э.Ф. Зе-ера, А.К. Марковой, В.А. Сласте-нина и др. показывают, что общим во всех трактовках этого определения является единство теоретической и практической готовности личности к осуществлению профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность выступает как интегра-тивное качество личности, основанное на теоретических знаниях, практических умениях, навыках, социально и личностно обусловленном опыте, отражающее способность и готовность к профессиональной деятельности.

Учитывая, что содержание компонентов профессиональной компетентности зависит от носителя

Таблица 1

Требования к результатам освоения программ бакалавриата и магистратуры по направлению «Экономика»

Коды компетенций

Бакалавриат

Магистратура

Универсальные компетенции

Общенаучные компетенции выпускников (ОНК)

ОНК-1

Способность использовать основные научные законы в профессиональной деятельности

Способность использовать общенаучные знания в профессиональной и научно-исследовательской деятельности

ОНК-2

Владение культурой мышления, способность к анализу и мировоззренческой оценке происходящих закономерностей

Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу.

Инструментальные компетенции выпускников (ИК)

ИК-1

Владение нормами русского литературного языка в устной и письменной речи в процессе личной и профессиональной коммуникации

Владение навыкам публичной (официально-деловой и научной)речи

ИК-2

Способность работать на компьютере с использованием современного общего и профессионального прикладного программного обеспечения

Владение навыками использования программных средств и баз данных, умение работать в глобальной компьютерной сети

ИК-3

Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения и обработки информации

Владение современной системой источников и поиска информации

ИК-4

Способность оформлять аналитические и информационные материалы по результатам выполненной работы

Способность оформлять результаты исследования в форме аналитических записок, докладов и научных статей

ИК-5

Способность применять методики расчетов и основные методы исследования

Способность применять методы прикладных научных исследований

ИК-6

Способность применять знания иностранного языка на уровне, достаточном для межличностного общения и учебной деятельности

Способность владеть иностранным языком на уровне, позволяющем осуществлять профессиональную и исследовательскую деятельность

ИК-7

Способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности_

Способность применять профессиональные правовые знания

ИК-8

Владение и применение методов физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

ИК-9

Владение основными методами защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий

Социально-личностные компетенции выпускников (СЛК)

СЛК-1

Способность и готовность к продолжению образования и самообразованию_

Способность к саморазвитию, личностному росту, проявлению инициативы и лидерских качеств

СЛК-2

Готовность к индивидуальной и командной работе, соблюдению этических норм в межличностном профессиональном общении_

Владение навыками организации межличностных отношений

СЛК-3

Способность предлагать и обосновывать варианты управленческих решений

Готовность принимать организационно-управленческие решения и нести ответственность

Системные компетенции выпускников (СК)

СК-1

Способность применять полученные знания на практике

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Способность проводить научные исследования, оценивать результаты

СК-2

Способность анализировать, обобщать и систематизировать информацию

Способность к самостоятельному изучению новых методик и методов исследования, изменению научного и производственного профиля деятельности

Окончание таблицы 1

Коды компетенций

Бакалавриат

Магистратура

СК-3

Способность к постановке целей и задач исследований, выбору оптимальных путей и методов их достижения_

Способность к творчеству, выдвижению самостоятельных гипотез

Профессиональные компетенции направления (ПКН)

ПКН -1

Владение основными научными понятиями и категориальным аппаратом современной экономики и их применение

Способность к выявлению проблем и тенденций в современной экономике при решении профессиональных задач

ПКН-2

Способность на основе существующих методик, нормативно-правовой базы и новых решений разрабатывать и рассчитывать финансово-экономические показатели на микро-, мезо- и макроуровнях

Способность осуществлять постановку проектно-исследовательских задач, разработку инновационных проектов, выбор методов и технологий для их реализации, создавать методические и нормативные документы

ПКН-3

Способность применять математические методы для решения стандартных профессиональных задач, интерпретировать полученные математические результаты

Способность применять инновационные технологии, методы системного анализа и моделирования экономических процессов при постановке и решении экономических задач_

ПКН-4

Способность оценивать финансово-экономические показатели деятельности хозяйствующих субъектов

Способность разрабатывать методики и оценивать эффективность экономических проектов с учетом факторов риска в разных условиях

ПКН-5

Способность составлять и анализировать финансовую, бухгалтерскую, статистическую отчетность с учетом международных стандартов и использовать их результаты для принятия управленческих решений

Способность управлять бизнес-процессами, инвестициями, финансовыми потоками и рисками на основе интеграции знаний из смежных областей

ПКН-6

Способность предлагать решения профессиональных задач в меняющихся финансово-экономических условиях

Способность анализировать и прогнозировать основные социально-экономические показатели, предлагать стратегические подходы экономического развития на микро-, мезо- и макроуровнях

ПКН-7

Способность применять знания для просветительской деятельности в области основ экономических знаний

Способность применять знания для просветительской деятельности в области финансовой грамотности населения

Таблица 2

Образовательные компетенции, формируемые средствами дисциплин предметной области «Математика»

Уровень образования Дисциплина Коды компетенций

Бакалавриат Высшая математика ИК-4, ИК-5, ПКН-3

Основы финансовых вычислений ИК-5, СК-2, СК-3, ПКН-3, ПКН-6

Магистратура Математическое обеспечение финансовых решений СК-1, ПКН-3, ПКН-4, ПКН-5

конкретного направления и уровня подготовки высшего образования, видов и задач его профессиональной деятельности, обратимся к анализу возможностей формирования компетентностной сфе-

ры выпускника вуза в современных условиях.

В 2011 году российские вузы перешли на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения.

Обучение студентов было организовано по программам бакалавриата и магистратуры. В 2013 году увидели свет проекты новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования 3+. При этом в перечень уровней высшего образования включена подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре. Кроме того, на уровне бакалавриата введены квалификации «академический бакалавр» и «прикладной бакалавр». Рассмотрим отличительные особенности формирования компетентностной сферы выпускников в условиях реализации многоуровневого образования на примере направления «Экономика».

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 года № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» подготовка кадров по направлению «Экономика» осуществляется в рамках реализации программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» и «прикладной бакалавр», магистратуры с присвоением квалификации «магистр», а также подготовки кадров высшей квалификации с присвоением квалификации «исследователь» и «преподаватель-исследователь».

Обратимся к анализу требований к результатам освоения программ академического бакалавриата и магистратуры.

В соответствии с проектами новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования 3+ выделены следующие виды деятельности, определяющие профессиональные задачи академического бакалавра по направлению подготовки 38.03.02 «Экономика»:

- расчетно-экономическая деятельность;

- аналитическая и научно-исследовательская деятельность;

- организационно-управленческая деятельность;

- педагогическая деятельность.

В перечне видов профессиональной деятельности магистра по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» в соответствии с уровнем подготовки отдельно выделены научно-исследовательская деятельность и аналитическая, а расчетно-эконо-мическая деятельность заменена на проектно-экономическую.

В соответствии с видами деятельности и профессиональными задачами академического бакалавра и магистра направления «Экономика» конкретизируем роль образовательных компетенций как заранее заданных результатов образования. Для этого проведем анализ образовательного стандарта высшего образования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации по направлению подготовки «Экономика», утвержденный приказом вуза от 8 сентября 2014 года № 1588/о [7]. Заметим, что Финансовый университет включен в перечень вузов, которые согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» имеют право разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования самостоятельно.

В федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования 3+ принята интегрированная классификация образовательных компетенций, инвариантная для рассматриваемых нами уровней подготовки высшего образования, которая включает следующие группы компетенций: общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные. В свою очередь образовательный стандарт Финансового университета содержит универ-

сальные компетенции, профессиональные компетенции направления, профессиональные компетенции профиля (направленности) программ бакалавриата и магистратуры, перечень двух первых групп представлен в табл. 1.

Результаты анализа таблицы показывают, что выделенные в этом образовательном стандарте универсальные компетенции отражают способность личности к позитивному интеллектуальному, психологическому и волевому саморазвитию, а также готовность к жизнедеятельности в контексте социального взаимодействия, в то время как профессиональные компетенции характеризуют профессиональные задачи, определяющие содержание видов деятельности будущего бакалавра или магистра.

В соответствии с разработанной в Финансовом университете основной образовательной программой направления «Экономика» на примере блока дисциплин предметной области «Математика» рассмотрим возможность формирования образовательных компетенций на уровнях подготовки бакалавров и магистров (табл. 2).

Продемонстрируем особенности формирования этих групп компетенций на примере решения профессионально ориентированной математической задачи экономического содержания.

Задача. В начале 1970-х годов в США ставка процентных выплат по депозитам со сроком от шести до десяти лет была ограничена величиной 7,75% годовых, при этом не ограничивалось число начислений процентов в течение года. Этим воспользовались банки для привлечения вкладчиков, и некоторые из них стали предлагать непрерывное начисление процентов по ставке 7,75%, пытаясь ввести вкладчика в заблуждение, что наращенная сумма с каждым периодом начисления увеличивает-

ся бесконечно. Оцените целесообразность размещения денежных средств на срок более десяти лет.

Решение. При изучении дисциплины «Основы финансовых вычислений» бакалавры знакомятся с математической моделью сложных процентов:

S(t) = P(1 + i)t, где Р - начальная сумма, i - годовая ставка процента, t - число лет наращения. Величина (1 + i)t коэффициент наращения, который показывает, во сколько раз увеличивается первоначальный капитал.

Проценты могут капитализироваться несколько раз в году. Если i(m) - годовая процентная ставка, m - число периодов начисления процентов в году. Тогда

i(m) ,

S(t) = P(1 + -—)mt. m

Увеличивая частоту начисления процентов (m^^) переходим к непрерывной капитализации. В этом случае используется формула 2-го замечательного предела, с которой бакалавры знакомятся при изучении дисциплины «Высшая математика»

lim (1 + —)x = е.

X —ю X

Вычислим наращенную сумму: i (m)

S(t) = lim P(1 +i—)mt = m—m

m ¡(m) i (m) --mt

= P lim (1+-—)i(m) m =

m—ю m

X—ю

m—ю m

Обозначая: lim i(m) =8, получа-

m—ю

ем:

S(t) = Pe8t - формулу непрерывного наращения.

При изучении дисциплины «Математическое обеспечение финансовых решений» магистры знакомятся с понятием «эквивалентные процентные ставки» (при замене одной ставки на другую

финансовый результат остается неизменным). Выразим дискретную процентную ставку, эквивалентную непрерывной ставке. Для этого сравним коэффициенты наращения в формуле сложных процентов и непрерывного наращения. :(Ш)

Получаем (1 + -—)т = в51. т

Если т = 1, то (1 + -)* = в^ 1 + - = в5^- = в5-1 -условие эквивалентности дискретной и непрерывной процентной ставки.

Применяя математическую модель эквивалентности процентных ставок, получаем:

- = в5 -1 ^ - = в0'0775 -1 = 0,08 06.

По существу банки установили дискретную годовую ставку 8,06%, равную непрерывной ставке 7,75%. Очевидно, что в этом случае вкладчику гарантирован процентный доход 8,06% годовых, который не зависит от периода размещения средств на депозите.

Способность решить профессионально ориентированную задачу - это демонстрация владения компетенциями. При этом способности применять методики расчетов, математические методы для решения профессиональных задач, предлагать решения в

изменяющихся экономических условиях, сформированные на ступени бакалавриата, становятся фундаментом развития компетенций более высокого уровня.

Таким образом, образовательные компетенции, отраженные в стандартах высшего образования в качестве параметров образовательной и профессиональной подготовки, определяют требования к компетентностной сфере выпускника, в том числе к содержательному наполнению компонентов профессиональной компетентности будущих бакалавров и магистров по направлению «Экономика».

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. № 4. С. 19-27.

2. Аширбагина Н.Л. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя - основа повышения качества образования // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2013. № 3. C. 47-50.

3. Бурмистрова Н.А. Математическое моделированиеэко-номических процессов как средство формирования профессиональной компетентности будущих специалистов финансовой сферы при обучении математике: монография. М.: Логос, 2010. 228 с.

4. Кормильцева Е.А. К вопросу о психолого-педагогической подготовке преподавателей непедагогическо-

го вуза // Инновационные технологии в образовании: материалы научно-метод. конф. М.: Университет РАО, 2011. С. 33-34.

5. Кормильцева Е.А. Личность преподавателя как условие эффективности образования // Совершенствование технологий обеспечения качества образования: сборник Международной научно-метод. конф. Омск: Изд-во Омского гос. ин-та сервиса, 2007. Т. 2. С. 142.

6. Кун Т. Структура научных революций / пер. с англ. М.: Аст, 2002. 606 с.

7. Образовательный стандарт высшего образования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации по направлению подготовки «Экономика». URL: http://www.fa.ru/dep/metod/doc/Pages/default. aspx.

LITERATURA

1. Andreev A.L. Kompetentnostnajа paradigmаvobrazovanii: opyt filosofsko-metodologicheskogo analiza || Pedagogika. 2005. № 4. S. 19-27.

2. Ashirbagina N.L. Professional'no-pedagogicheskajа kompetentnost' prepodavateljа - osnova povyshenijа kachestva obrazovanijа || Vestnik Sibirskogo instituís biznesa i informacionnyh tehnologii. 2013. № 3. S. 47-50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Burmistrova N.A. Matematicheskoe modelirovanie yеkonomicheskih processov kak sredstvo formirovanijа professional'noi kompetentnosti budushhih specialistov finansovoi sfery pri obuchenii matematike: monografijа. M.: Logos, 2010. 228 s.

4. Kormil'ceva E.A. K voprosu o psihologo-pedagogicheskoi podgotovke prepodavatelei nepedagogicheskogo vuza ||

Innovacionnye tehnologii v obrazovanii: materialy nauchno-metod. konf. M.: Universitet RAO, 2011. S. 33-34.

5. Kormil'ceva E.A. Lichnost' prepodavate^ kak uslovie yеffektivnosti obrazovanijа || Sovershenstvovanie tehnologii obespechenijа kachestva obrazovanijа: sbornik Mezhdunarodnoi nauchno-metod. konf. Omsk: Izd-vo Omskogo gos. in-ta servisa, 2007. T. 2. S. 142.

6. Kun T. Struktura nauchnyh revolyucii | per. s angl. M.: Ast, 2002. 606 s.

7. Obrazovatel'nyi standart vysshego obrazovanijа Finansovogo universiteta pri Pravitel'stve Rossiiskoi Federacii po napravleniyu podgotovki «Yekonomika». URL: http:||www.fa.ru|dep|metod|doc|Pages|default.aspx.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.