Научная статья на тему 'Методологические основы формирования и развития человеческого капитала в социально-экономической системе региона'

Методологические основы формирования и развития человеческого капитала в социально-экономической системе региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
труд / рабочая сила / стоимость / богатство / человеческие ресурсы / человеческий потенциал / человеческий капитал / праця / робоча сила / вартість / багатство / людські ресурси / людський потенціал / людський капітал

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каменских Елена Александровна

В статье исследуются методологические основы разработки концепции формирования человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Методологічні основи формування і розвитку людського капіталу в соціально- економічній системі регіону

У статті досліджуються методологічні основи розробки концепції формування людського капіталу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы формирования и развития человеческого капитала в социально-экономической системе региона»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Экономика и управление». Том 23 (62). 2010 г. № 3. С. 134-149.

УДК 331.101.262

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

СИСТЕМЕ РЕГИОНА Каменских Е.А.

Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского, Симферополь, Украина E-mail: tnu_mved@bigmir.net

В статье исследуются методологические основы разработки концепции формирования человеческого капитала.

Ключевые слова труд, рабочая сила, стоимость, богатство, человеческие ресурсы, человеческий потенциал, человеческий капитал.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными практическими задачами. Построение в Украине модели социально ориентированной рыночной экономики объективно требует применения принципиально новой парадигмы управления региональным развитием, в которой приоритетным является «концепция» человеческого капитала как источника доходов всех субъектов хозяйствования. Узловым вопросом становится научное обоснование направлений формирования человеческого потенциала на качественно новой основе, с учетом требований как объективных законов развития общества, так и субъективных воздействий на социально-экономические преобразования. «Переорiентацiя сусшльно! економiчноl думки в напрямi сприйняття ще! теорп людського кашталу стае вщправною точкою у формуванш соцiально-економiчноl спрямованосп укрпнських реформ» [1, с.5], одним из главных условий не только преодоления кризисных явлений, но и перехода к новым ориентирам социального развития в Украине и ее регионах.

Актуальность уточнения методологических подходов к конкретизации «концепции» человеческого капитала усиливается еще и потому, что на ее основе раскрывается не только социально-экономическое содержание данного понятия, но и строится стратегия управления с учетом характеристики специфических функций человеческого потенциала в решении следующих национальнохозяйственных задач: во-первых, обеспечение национального хозяйства страны, ее регионов, отдельных предприятий человеческими ресурсами соответствующего качества;

во-вторых, совершенствование социально-экономических процессов, ослабление отдельных негативных сторон общественного развития;

в-третьих, формирование общественных отношений на качественно новой системе человеческого сотрудничества за достижение экономических, социальных, политических и иных интересов общества в целом и каждого его члена.

Анализ последних исследований и публикаций показывает, что в экономической науке существует разнообразие мнений о методологических подходах определения места и роли человека в социально-экономической системе общества и в его собственном развитии. «Концепщя людського розвитку виходить

iз прюритетно! необхщносп запеспечення розвитку людини в штересах людини i власними силами людини, яку вперше було сформульовано ще Лiнкольном А.», -отмечается в одной из монографий коллектива ученых СОПСа Укра!ни НАНУ [2, с. 4]. По их мнению, «базисним принципом концепци людського розвитку е не постiйне надання нужденним верствам i кра!нам гумаштарно! допомоги, а стимулювання розвитку цих людей, пiдвищення !х ролi в суспшьсга, розширення можливостей вибору способу життя, можливостей прийняття рiшень стосовно свое! дол^ але одночасно й посилення вiдповiдальностi за прийняття ршення i його виконання» [2, с. 13].

«Формування особистостi вiдбуваеться в процесах соцiалiзацп iндивiдумiв i цшеспрямованного виховання, - указывает отечественный исследователь Савченко В.А., - опанування ними сощальних норм i функцiй за допомогою оволодiння рiзними видами i формами дiяльностi» [3, с. 16].

При этом, как подчеркивает российский ученый Авдеев В.В., что формирование и использование человеческих ресурсов необходимо проводить с учетом «психологической совместимости» индивидуумов, что позволит в свою очередь обеспечивать согласованность, во-первых, приоритетов жизненных стратегий личности, а во-вторых, приоритетов стратегических интересов организаций, в которых занята личность [4, с. 20]. Ведь между интересами личности и интересами организации как группы, состоящей из двух или более людей [5, с. 31], существуют определенные противоречия, неизбежные разногласия по многим вопросам: по целям, по оплате труда, в области социальных условий жизни коллектива и в коллективе, которые объективно сказываются, с одной стороны, на развитии человека, на формировании его ресурсных возможностей, а с другой, на условиях реализации человеческого потенциала для получения доходов как для себя, так и для других членов коллектива, в том числе и для его руководителя: толи менеджера, то-ли хозяина-предпринимателя.

Наметившаяся тенденция изменений в формировании «психологического» потенциала человеческих ресурсов в отечественной литературе получила следующую оценку: «Якщо в ХХст. розвиток вщбувався тд знаком «звшьнення» енерги атомного ядра, то в ХХ1 ст. визначальною стане «звшьнення» психiчно! енерги людини, своерщна психолопчна револющя», которая является «домiнуючою основою ноосферного типу виробництва» [6, с. 9]. И с этим трудно не согласиться: человеческие качества остаются главным ресурсом развития общества, производства его общественного богатства. «В структурi факторiв суспшьного розвитку зростве питома вага нематерiальних факторiв - людського та штелектуального кашталу. Спектр людських якостей розширюетсья, актуалiзуеться шновацшна яюсть людських ресуршв, як стають об' ектом i суб' ектом вшх основних напрямiв реалiзацi! стратеги шновацшного розвитку як на загальнодержавному, так i на репональному рiвнях» [7, с. 61]. И далее: «У сучасну епоху у соцiально-економiчному розвитку лiдирують кра!ни ... для яких людина, i! цiнностi та якосп - верховна суть державно! пол^ики. Це фундаментальне положення методологи постiндустрiалiзму дае змогу видшити у структурнiй

моделi державно! регюнально! пол^ики специфiчний напрям та обгрунтовувати поняття регюнально! полiтики розвитку людських ресуршв» [7, с. 61].

Нерешенные части проблемы. В основу отмеченной выше концепции регионального развития должен быть положен методологический подход к человеку как главному богатству общества. При этом следует учесть, что особенности человеческого богатства определяют и особенные социально-демографические, образовательные, ментальные, мативационные, интеллектуально-информационные, инновационные, креативные, культурные, этносоциальные элементы, уровень развития которых, с одной стороны, характеризует качество человеческих ресурсов определенной территории, а с другой - свидетельствуют о ресурсных возможностях человеческого потенциала для увеличения общественного богатства страны или же ее отдельных регионов. Учет этих диалектических взаимосвязей и взаимозависимостей необходим для выработки методологических подходов и категориального аппарата при конкретизации концепции «человек - главное богатство общества».

Цель данной научной статьи в том, чтобы раскрыть диалектику методологических подходов экономической науки в процессе перехода от концепции «человек - элемент богатства общества» к концепции «человек - главное богатство общества». Для достижения предполагаемой цели необходимо решение следующих задач:

• на основе исторического метода исследования проанализировать теоретические положения различных экономических школ и направлений, характеризующих человека как главный источник общественного богатства;

• провести теоретическое исследование категориального аппарата экономической науки, отражающего структурообразующие сущностные характеристики понятия «человеческий капитал»;

• раскрыть содержание и роль методологических подходов классических экономических теорий и марксизма в формировании и развитии теории человеческого капитала.

Основные результаты. От концептуального подхода к человеку как к «главному фактору возникновения богатства общества» до становления концепции «человек - главное богатство общества», экономические науки о человеке в своем развитии охватили огромный исторический период: середина XV - начало XXI вв. При этом разнообразные научные школы опирались на различные теории, необходимые «для понимания действительности исходя из определенных посылок, в соответствии с определенной схемой толкований, ... для организации разобщенных фактов и разрозненных свидетельств», представляя собой «путеводную нить в обескураживающих лабиринтах действительности» [8, с. 9]. Заслуга первых представителей экономических школ состоит не в том, что они нашли исчерпывающий ответ на поставленную проблему, а в том, что обозначили ее, наметили направление, в котором необходимо вести научный поиск для раскрытия сущности такого явления как «человек» в системе общественных отношений и общественного производства. Ведь общественное производство является социально-экономической системой: «Социальной - потому, что люди,

осуществляющие процессы производства и управления им, являются главными элементами, а экономической - потому, что в результате осуществления процессов производства и управления им создаются материальные блага, совокупный общественный продукт, потребляемый членами общества» [9, с. 358-359], создается общественное богатство.

Теоретические концепции периода становления экономических наук как обобщенное знание, как научную систему объяснения тех или иных сторон социально-экономической деятельности [10, с. 449], в частности, о месте и роли человека в создании и использовании общественного богатства, можно представить в виде развернутой системы категориального аппарата в таблице 1.

Таблица 1

Интерпретация понятий о роли человека в общественном богатстве согласно _методологии экономической науки периода ХУ-ХУШ вв._

№ п/п Понятие / литер. источник Источники формирования / Факторы развития Сущностный признак интерпретации участия человеческого фактора в общественном богатстве

[11, с.385-387] Меркантелизм XV -ХУШвв.

1. Богатство- это доход (прибыль) в форме золота и серебра Сфера обращения: внешняя торговля / труд ремесленников в отраслях, работающих на экспорт производительный труд

[12, с.15-16] Физиократы XVII - XVIII вв.

1. 2. Богатство- это доход (прибыль) в форме «чистого продукта» Заработок рабочих - это часть «чистого продукта» Производство: сельское хозяйство / земля и человек Средства существования рабочего / «естественный порядок», «право собственности» - люди -первоначальное благо; - производительный класс; - бесплодный класс; - класс собственников

[13, с.5-78] [14, с.36-156] Классическая школа «теории трудовой стоимости» У. Петти -(1623-1687)

Продолжение таблицы 1

1. Богатство - это доход: 1) от капитала и земли; 2) от труда Производство: добыча золота и серебра / разделение труда; население / фактор производительных сил производительный и непроизводительный труд; специализированные виды труда; потенциал

2. Стоимость: 1) «естественная цена» 2) продукт труда Производство / земля и труд «искусство» и простой труд / квалификация, обучение, здоровье производительность труда; величина затрат человеческого труда; рабочее время

3. Заработная плата -стоимость труда Необходимый (физиологический) минимум средств существования / потребности наемный труд;

4. Благосостояние -социальное и имущественное положение Национальный доход / народонаселение, политика государства, налоги, демографические процессы богатые и бедные; болезни; безработица; нищета; преступность

[15, с.19-28] Экономическое учение А.Смита (1723-1790)

1. Богатство -общественный продукт в форме: 1) вещест-венной, в том числе услуги; 2) стоимостной; 3) вновь созданная стоимость. Общественное производство, внешняя торговля / разделение труда, в том числе международное; свобода хозяйственной деятельности. доля населения, занятого производительным и непроизводительным трудом; уровень производительности труда; специализированные виды труда

2. Стоимость в двух формах: 1) потребительская стоимость; 2) меновая стоимость Затраты труда; сумма доходов: капитала, ренты, заработной платы / частная собственность совокупный продукт; социализация труда: рабочий, капиталист, землевладелец; величина рабочего времени

Продолжение таблицы 1

3. Капитал в форме: - оборотный; - основной Запасы, используемые в процессе производства; фонд оплаты труда рабочих / трудовые навыки и полезные способности работника; экономическое поведение наемный труд рабочего; предприниматель.

4. Доходы: - прибыль; - рента; Капитал / бережливость капиталиста; вычет из продукта труда рабочего; Часть продукта труда рабочего / частная собственность на землю экономический интерес; неоплаченный труд рабочего; право собственности на землю землевладельца

-предпринимательский доход; Риск / труд предпринимателя по применению капитала вознаграждение за предприимчивость

- заработная плата: 1) основная; 2) дополнительная Простой труд / физиологические потребности; Сложный труд / квалификация, тяжелые условия труда. плата за труд

5. Услуги Труд в домашнем хозяйстве / обслуживание населения непроизводительный труд

6. Человек Неселение / природные свойства, эгоизм, склонность к обмену, поведение, конкуренция человек «экономический»

[16, с.28-45] Экономическое учение Д.Рикардо (1772-1823)

1. Богатство - это общественный продукт Предметы «насущной» необходимости и предметы роскоши; фонд оплаты труда рабочих; капитал / человеческий труд, машины, оборудование. живой труд

2. Стоимость: -потребительная стоимость; -меновая стоимость Затраты человеческого труда / полезность товаров. количество затрачиваемого труда; общественная производительность труда; рабочее время

Продолжение таблицы 1

Стоимость: совокупность доходов Прибыль на капитал и заработная плата рабочих / труд наемных рабочих труд как товар; противоположность экономических интересов рабочих и капиталистов

3. Капитал Предметы потребления рабочих; машины, оборудование производительные силы общества

4. Доходы: - прибыль; Капитал / размеры капитала; социальное положение в обществе: - капиталист;

- рента; Земля и труд / плодородие земли, право собственности; - землевладелец

- заработная плата Часть капитала в форме фонда оплаты труда / труд, бережливость капиталиста «естественная» цена труда; наемный рабочий

5. «Естественная цена труда» Труд как товар / уровень развития общества, нормы и традиции сумма цен средств существования рабочего и членов его семьи; жизненный уровень; голод; нищета; вымирание

Анализ понятий, приведенных в табл. 1, отражающих место и роль человека в производстве и присвоении общественного богатства, свидетельствует о том, что во взглядах представителей экономической науки периода ее зарождения и становления происходило эволюционное развитие категориального аппарата теории человеческого капитала. В частности, сущностным признаком человеческого фактора меркантилисты считали производительный труд ремесленников в экспортных отраслях, поскольку только на его основе создается богатство общества - доход в форме золота и серебра.

Научная заслуга физиократов состоит в том, что: во-первых, в структуре общественного богатства они выделили особый его элемент - людей как первоначальное благо; во-вторых, производительным трудом признавался труд в сельском хозяйстве, то есть в сфере производства; в-третьих, присвоение богатства, по их мнению, может происходить только на основе «права собственности»; в-четвертых, доход на затраты живого труда рабочего, то есть его заработок - это часть «чистого продукта» в виде средств существования рабочих; другая же часть «чистого продукта», созданного производительным классом (работниками сельского хозяйства) присваивается «бесплодным классом», то есть промышленниками, и «классом собственников» земли.

Следовательно, физиократы первыми в экономической науке выделили сущностные признаки человеческого капитала: 1) способность работника своим

трудом создавать доход; 2) присвоение соответствующих частей дохода для себя и для других на основе «естественного порядка», которым признавалось «право собственности». Методологической основой данного научного подхода явилось исследование содержания процесса труда в материальном производстве и отношений по поводу его результата.

Родоначальники классической экономической науки Петти У., Риккардо Д. и Смит А. не только подтвердили правильность методологического подхода к уяснению места и роли человека в производстве и присвоении общественного богатства на основе исследования процесса труда не в сфере обращения, а в сфере производства, но и, во-первых, обосновали концепцию производительного и непроизводительного труда, сущностным признаком которого являлась материализация результат труда: форма вещи или услуги;

во-вторых, были введены такие понятия, как капитал, заработная плата, товар, стоимость, доход, прибыль, предпринимательский доход, рента и ряд других, которые в систематизированном виде структурно отражают определенные отношения в обществе по поводу использования человеческого фактора в производстве и присвоении богатства различными социальными группами (классами) в обществе;

в-третьих, раскрыли объективные основы развития человеческих способностей на основе не только специализации труда, повышения уровня квалификации посредством обучения, приобретения трудовых навыков, но и в зависимости от уровня развития самого общества, его норм и традиций, то есть от социальных условий жизнедеятельности людей;

в-четвертых, ввели в научный борот показатели, отражающие характер и оценку участия человека в общественном богатстве, среди которых: производительность труда и ее уровень, рабочее время и его величина, производительные силы общества, национальный доход, потенциал; доля населения, занятого производительным и непроизводительным трудом; совокупный продукт;

в-пятых, важным методологическим подходом явилась оценка социального положения в обществе рабочих, капиталистов, землевладельцев с помощью таких категорий, как потребности, экономический интерес, наемный труд, труд как товар, богатые и бедные, голод и нищета, болезни и безработица, преступность; показана противоположность экономических интересов рабочих и капиталистов.

Особая заслуга Смита А. состоит в том, что он ввел в научный оборот понятие «экономический человек», которое, на наш взгляд, является сущностной характеристикой категории человеческий «капитал», поскольку результатом поведения «экономического человека» является удовлетворение его экономического интереса посредством получаемого дохода в той или иной форме как доли общественного богатства.

В то же время в методологии классической экономической науки имелось множество противоречивых подходов к оценке участия человека в общественном богатстве, что стало не только объектом научной критики, но и предметом исследования нового направления в экономической науке - марксизма.

Основным научным методом марксистской экономической науки познания природы человека и законов развития его жизнедеятельности явилась материалистическая диалектика, которая позволила исследовать взаимосвязь, взаимозависимость и взаимодействия таких противоречивых черт человека, как стремление к благосостоянию и соперничеству; природный эгоизм и склонность к обмену; жажду справедливости и чувство собственности; желание совершенствоваться, самоутверждаться и конкуренцию; чувство гуманизма и социальной справедливости, их взаимовлияния на процессы как формирования человеческого потенциала, так и его развития. Главной категорией материалистической диалектики является противоречие - движущаяся сила и источник всякого развития; «в нем содержится ключ ко всем остальным категориям и принципам диалектического развития: развитие путем перехода количественных изменений в качественные, перерывов постепенности, скачки, отрицание исходного момента развития и отрицание самого этого отрицания, повторение на высшей основе некоторых сторон, черт первоначального состояния» [10, с. 126].

Развитие категориального аппарата экономической теории периода марксизма о месте и роли человека в социально-экономической системе общества различных ее уровней (страны, регионы) представлено в таблице 2.

Таблица 2

Интерпретация понятий, отражающих место и роль человека в социально-экономической системе согласно методологии экономической науки периода XIX -

XX вв.

№ п/п Понятие / литературный источник Сущность, источники и факторы развития Сущностный признак интерпретации участия человеческого фактора в общественном богатстве

1. Богатство капиталистического общества в 2-х формах: 1) вещественной: предметы потребления и средства производства; 2) стоимостной: СОП=СрП+ЗП+Р [17, с.43-44] Общественное богатство - «огромное скопление товаров»; общественное разделение труда; индустриализация труда; частная собственность на факторы труда; «полезность вещи» -делает ее «потребительной Человек, изменяя внешнюю природу, «в то же время изменяет свою собственную природу» [17, с.188]. Специализированные виды труда; совокупный работник; человек-продукт исторически

Продолжение таблицы 2

стоимостью» определенного способа

[17, с.44]. производства, элемент

«Потребительные его общественного

стоимости образуют богатства.

вещественное содержание

богатства, какова бы не

была бы его

общественная форма»

[17, с.44].

Труд: Функция рабочей силы, Производительность и

- простой и сложный; процесс ее расходования интенсивность труда;

в целенаправленной

форме. «Рабочие и

средства производства

всегда остаются его

факторами» [18, с.43-44].

- индивидуальный и Специализация, Общественно-

общественный; кооперация, необходимое рабочее

квалификация труда: время:

«Люди так или иначе - обособление труда

работают друг на друга, а) технологическое;

их труд тем самым б) экономическое;

получает общественную качество труда;

форму» [17, с.50]. количество труда

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- конкретный и Конкретный труд -

абстрактный; разнокачественный,

отличающийся «своей

целью, характером

операций, предметом,

средствами и

результатом» [17, с.50].

Абстрактный труд - это

прежде всего труд

вообще, в виде

физиологической затраты

человеческой рабочей

силы, производительного

расходования

человеческого мозга,

мускулов, нервов, рук и

т.д. [17, с.53].

Продолжение таблицы 2

- частный и наемный; «Ту часть продукта, ... в «Комплекс этих частных

которой выражается работ образует

прибавочная стоимость, совокупный труд

мы называем общества» [т.17, с.82].

прибавочным продуктом» Отчуждение от

[17, с.240]. результатов наемного

Относительной труда.

величиной прибавочного Прибавочный продукт

- необходимый и продукта измеряется

прибавочный степень богатства

буржуазного общества, то

есть размером

национального дохода,

темпами его роста и

прироста.

3. Товар: Продукт труда / «в их Овеществленный труд;

1) форма богатства производстве затрачена

буржуазного общества: человеческая рабочая

2) форма стоимости: сила, накоплен

- потребительная человеческий труд» [17, с.

стоимость; 46].

- стоимость; Абстрактный труд - Общественно-

- меновая стоимость. физиологическая необходимый труд:

[т. 23, с. 56-57]. однородность разных средний уровень

видов труда, умелости и

определяющий стоимость интенсивности труда [17,

товара [17, с. 47]. с. 47].

Конкретный труд -

целенаправленный,

создающий

потребительскую

стоимость товара [17, с.

47].

«. когда связь

общественного труда

существует в виде

частного обмена

индивидуальных

продуктов труда - эта

форма и есть меновая

стоимость этих

продуктов» [17, с. 460-

461].

Продолжение таблицы 2

4. Рабочая сила «... совокупность Элемент

- товар: физических и духовных производительных сил;

а) потребительная способностей, которыми Продукт труда рабочей

стоимость; обладает организм, живая силы; «овеществленный

б) стоимость; личность человека.» [17, труд» в вещи или услуге;

с.178] / 1) экономическая Фактор

свобода: отделение от капиталистических

средств производства; 2) производственных

юридическая свобода. отношений;

Способность рабочей В капиталистическом

силы создавать обществе - наемный

прибавочную стоимость рабочий -

делает ее потребительной «субъективный источник

стоимостью. богатства», который

Стоимость рабочей силы воспроизводится

включает в себя капиталом.

стоимость средств

существования рабочего

и членов его семьи, а

также «исторический и

моральный элемент» [17,

с. 182].

5. Заработная плата: Превращенная форма Цена рабочего часа:

- основная стоимости и цены - цена продукта труда;

дополнительная; рабочей силы / «Труд есть - норма выработки;

субстанция и

имманентная мера

- номинальная стоимости, но сам он не Уровни квалификации и

реальная; имеет стоимости» [17, с. профессионализма

- повременная, 547]. образуют иерархии

сдельная и их формы - количество денег; рабочих сил, которой

- сумма жизненных благ, соответствует шкала

которые можно купить на заработных плат [17, с.

номинальную заработную 362].

плату.

Продолжение таблицы 2

6. Капитал: - основной, оборотный; - постоянный, переменный Процесс обращения / время оборота Процесс производства / процесс перенесения стоимости средств производства; процесс образования и увеличения стоимости трудом наемного работника Переменный капитал «есть лишь особая историческая форма проявления фонда жизненных средств, или рабочего фонда» [17, с. 580]. Переменный капитал есть часть стоимости, созданной рабочим, которую он получает в форме «цены за свой труд» ^ в заработной плате.

7. Прибыль - форма прибавочной стоимости Результат прибавочного труда наемного рабочего / производство и обращение капитала [19, ч. I, с. 29]. Человек - элемент капиталистических производственных отношений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представленный в табл. 2 анализ сущностных характеристик интерпретации понятий о месте и роли человека в системе капиталистического общественного производства позволяет сделать следующие выводы:

1. Экономической формой связи между людьми становится «товар», а богатство общества представляет собой «огромное скопление товаров», одним из которых является товар «особого рода» - рабочая сила, ее человеческий потенциал. Производительный труд - это не только труд, воплощенный в совокупности жизненных благ, а прежде всего воспроизводящий общественную форму, в которой реализуется человеческий потенциал ^ капитал. В капиталистическом обществе: с одной стороны человек воспризводит капитал, а с другой - он сам представляет собой продукт капитала, так как капитал отделяет его от средств производства и отчуждает результат труда человека от самого человека. Маркс К. писал: «...рабочий сам постоянно производит объективное богатство как капитал, как чуждую ему, господствующую над ним и эксплуатирующую его силу» [17, с. 583].

2. Богатство работника - это его человеческий капитал, который по своему содержанию представляет собой человеческий потенциал, ресурсные возможности физических и умственных способностей, профессионально-квалификационных и специализированных знаний и умений человека. Социально-экономической формой включения человеческого потенциала в совокупный общественный труд является со стороны нанимателя рабочей силы - переменный капитал, а со стороны работника -его заработная плата. Реализация человеческого потенциала происходит в процессе «призводительного потребления», то есть в процессе не только производства

общественного богатства, но и создания и увеличения стоимости капитала как общественной формы богатства.

3. В капиталистическом обществе всеобщей формой богатства является капитал, условием возрастания которого является труд наемного работника. Способность человека своим человеческим потенциалом производить доход не только для себя, но и для других, придает ему новую социально-экономическую сущность - форму человечекого капитала.

4. Среди категорий, отражающих оценочный характер участия человеческого капитала в процессе образования общественного богатства следует назвать как количественные показатели, среди которых: цена труда, заработная плата, прибыль, рабочее время и т.д., так и качественные характеристики: производственый труд, прибавочный труд, наемный труд.

5. Методологическую основу проведенного исследования о месте и роли человека в социально-экономической системе составил диалектический метод, который позволил установить не только три уровня формирования категорий «богатство» и «человек», но и раскрыть диалектику взаимодействия в их развитии:

1й - уровень «всеобщего»: - богатство - это совокупность жизненных благ, в том числе человек как элемент богатства на данном уровне исследования, представляющий собой категорию «человеческие ресурсы»;

2й - уровень «общего»: богатство - это масса товаров, в том числе и товар -рабочая сила, обладающая человеческим потенциалом как совокупной способностью человека к специализированному труду;

3 й - уровень «особенного»: богатство - это капитал общества, в том числе его структурный элемент - человеческий капитал.

6. Конкретизация концепции «человек - главное богатство общества» может быть осуществлена посредством применения категориального аппарата экономической науки с учетом требований законов материалистической диалектики, на основе которых и были не только выделены противоречия, то есть движущие силы, характеризующие ту или иную сторону в таких социально-экономических явлениях как: рабочая сила, конкуренция, абстрактный труд, капитал, богатство и т.д., но и показаны основные направления преодоления этих противоречий на уровнях:

1й - уровень «всеобщего» - противоречие между потребностям общества и каждого его члена и средствами и способами их удовлетворения;

2й - уровень «общего» - противоречия в труде: между физическим и умственным, индивидуальным и общественным, простым и сложным;

3й - уровень «особенного» - противоречия в общественных формах труда и формах движения его результатов, проявлением которых являются формы отчуждения: частная собственность и капитал.

Таким образом, диалектический метод познания места и роли человека в социально-экономической системе общества подводит нас к выводу о том, что на этапе развития объективной информационно-интеллектуальной экономики основой формирований стратегии управления человеческими ресурсами и их потенциалом явится концепция «человеческий капитал - высшая форма богатства общества»,

предусматривающая систему сощально-экономических, организационно-политических и иных мер по преодолению противоречий, во-первых, непосредственно в труде и формах его организации и, во-вторых, в ликвидации отчуждения работника от средств труда и его результатов.

Перспективным направлением дальнейших исследований является изучение воздействия уровня развития человеческого капитала социально-экономической системы на потенциал региона.

Список литературы

1. Гршнова О.А. Людський каттал: формування в систем освгги [ професшно! тдготовки / О .А. Гршнова. - К.: Т-во «Знания», КОО, 2001. - 254с.

2. Людський розвиток регюшв Украши: методика оцшки та сучасний стан: [монографш] - Кшв, 2002. - 123с.

3. Савченко В.А. Управлшня розвитком персоналу: навч.поабник / В.А. Савченко - К:КНЕУ, 2002 -351 с.

4. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: учеб.пос. / В.В. Авдеев.

- М.: Финансы и статистика, 2002. - 544 с.

5. Мескон М.Х. Основы менеджмента; [пер. с англ.] / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2002. - 704 с.

6. Макогон Ю.В. М1жнародт стратеги економ1чного розвитку: тдручник / Ю.В. Макогон, Д.Г. Лукяненко, Ю.М. Пахомов та ш. - Ки!в: «Освгга Украши» 2009. - 420 с.

7. Семш Л.К. Региональна полггика: людський вимир:[монограф1я] / Л.К. Семш. - Льв1в: 1РД НАН Украши, 2004. - 392 с.

8. Барр Р. Политическая экономия: В 2-х т.; пер. с фран. / Р. Барр. - Т. 1:- М.: Междунар. отношения, 1995. - 608 с.

9. Щекин Г.В. Социальная теория и кадровая политика: [монография] / Г.В. Щекин. - К.: МАУП, 2000. - 576 с.

10. Философский словарь / под общ. ред. М.М. Розенталя и П.Ф. Юдина. - М.: Издательство полит. литературы, 1963 - 544 с.

11. Всемирная история экономической мысли. В 6-ти т. - Т.1. МГУ им. М.В.Ломоносова: Гл.ред.: В.Н.Черковец (гл.ред.) и др. - М.: Мысль, 1987. - 606 с.

12. Борисов Е.Ф. Хрестоматия по экономической теории / Е.Ф. Борисов. - М.: Юристъ. - 1996. -534 с.

13. Петти У. Трактат о налогах и сборах. Антология экномической классики: в 2х т. - Т.1. - М: МП «Эконов», 1993 - С. 5-78.

14. Петти В. Экономические и статистические работы; [пер. с англ.] / В. Пети. - М., 1940. - 156с.

15. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / Борисов Е.Ф. Хрестоматия по экономической теории / Е.Ф. Борисов. - М.: Юристъ, 1996. - С.19-28.

16. Риккардо Д. Начала политической экономии / Борисов Е.Ф. Хрестоматия по экономической теории / Е.Ф. Борисов. - М.: Юристъ, 1996, - С.28-45.

17. Маркс К. Сочинения в 50-ти т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - т. 23. - М.: Политиздат, 1960. - 907 с.

18. Маркс К. Сочинения в 50-ти т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - т. 24. - М.: Политиздат, 1960. - 870 с.

19. Маркс К. Сочинения в 50-ти т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - т. 25, ч. 1. - М.: Политиздат, 1960. - 750 с.

Поступила в редакцию 01.12.2010 г.

Каменських Е.О. Методолопчш основи формування i розвитку людського катталу в сощально-еконо]шчнш систе]ш регшну / Е.О. Каменських // Вчеш записки ТНУ. Серш: Економжа та управлшня.

- 2010. - Т. 23 (62), № 3. - С. 134-149.

У стат дослщжуються методолопчш основи розробки концепци формування людського катталу. Ключовi слова праця, робоча сила, варлсть, багатство, людсью ресурси, людський потенщал, людський каптал.

Kamenskikh E.A. Methodological bases of forming and development of human capital are in the socioeconomic system of region / E.A. Kamenskikh // Uchenye zapiski TNU. Series: Economy and management. - 2010. - Vol. 23 (62), # 3. - P. 134-149.

Methodological bases of development of conception of forming of human capital are probed in the article. Key words: labour, labour force, cost, riches, human capitals, human potential, human capital.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.