Научная статья на тему 'Методологические основы формирования и исследования экспортного потенциала отрасли (на примере отрасли цветной металлургии)'

Методологические основы формирования и исследования экспортного потенциала отрасли (на примере отрасли цветной металлургии) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2723
471
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ / ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОТРАСЛИ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ОЦЕНКА ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОТРАСЛИ / CAPACITY / EXPORT CAPACITY / THE EXPORT POTENTIAL OF THE INDUSTRY / METHODOLOGICAL APPROACH / ASSESSING THE EXPORT POTENTIAL OF THE INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ультан Светлана Ивановна, Роговская Наталья Юрьевна

Рассматриваются базовые подходы к определению сущности «экспортного потенциала» как экономической категории, предлагается методологический подход к оценке экспортного потенциала. Дополняются и систематизируются по проблемно-содержательным блокам экономические показатели оценки внешнеэкономических отношений. С помощью статистических и индикативных показателей систематизируются и адаптируются индикаторы экспортного потенциала к отрасли цветной металлургии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRY EXPORT POTENTIAL: FORMATION AND RESEARCH METHODOLOGICAL FOUNDATIONS

This article deals with the basic approaches to define the essence of «export potential» as an economic category. The authors propose a methodological approach to assess the export potential. The authors systematized and adapted indicators of export potential for non-ferrous metallurgy, using both statistical and Indicative.

Текст научной работы на тему «Методологические основы формирования и исследования экспортного потенциала отрасли (на примере отрасли цветной металлургии)»

УДК 339.56

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОТРАСЛИ (НА ПРИМЕРЕ ОТРАСЛИ ЦВЕТНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ)

INDUSTRY EXPORT POTENTIAL:

FORMATION AND RESEARCH METHODOLOGICAL FOUNDATIONS

С.И. Ультан S.I. Ultan

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Н.Ю. Роговская N.Y. Rogovskaya

ООО «Западно-Сибирский металлургический комбинат»

Рассматриваются базовые подходы к определению сущности «экспортного потенциала» как экономической категории, предлагается методологический подход к оценке экспортного потенциала. Дополняются и систематизируются по проблемно-содержательным блокам экономические показатели оценки внешнеэкономических отношений. С помощью статистических и индикативных показателей систематизируются и адаптируются индикаторы экспортного потенциала к отрасли цветной металлургии.

This article deals with the basic approaches to define the essence of «export potential» as an economic category. The authors propose a methodological approach to assess the export potential. The authors systematized and adapted indicators of export potential for non-ferrous metallurgy, using both statistical and Indicative.

Ключевые слова: потенциал, экспортный потенциал, экспортный потенциал отрасли, методологический подход, оценка экспортного потенциала отрасли.

Key words: capacity, export capacity, the export potential of the industry, methodological approach, assessing the export potential of the industry.

Введение. Экономисты как в России, так и за рубежом активно обсуждают вопросы об устойчивости экономического роста России, о возможности сохранения его высоких темпов в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В последние годы тезис о необходимости обеспечения устойчивого экономического роста повторяется практически всегда, когда обсуждаются перспективы социально-экономического развития страны. Известно, что одним из ключевых факторов укрепления экономики России на современном этапе является развитие экспорта (который выступает в качестве важного элемента долгосрочной стратегии государства, направленной на решение задач модернизации и структурной перестройки экономики), повышение конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке, увеличение в структуре экспорта доли продукции с высокой степенью переработки.

Стратегическая цель экспортного потенциала заключается в том, чтобы он стал инструментом активизации имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ экономики страны в международном разделении труда,

средством содействия выходу страны на путь стабильного экономического роста. В связи с этим изучение экспортного потенциала России является исключительно важным и актуальным процессом на современном этапе экономического развития страны.

Комплексный подход к тактическому анализу и оценке экспортного потенциала отрасли, так же как и ее конкурентоспособности, во многом представляет собой не столько теорию, сколько гипотезу, рассматривающую страны, отрасли, регионы как конкурирующие корпорации. Авторы рассмотрели методологический подход, используемый в дальнейшем для оценки экспортного потенциала, относящийся к разряду синтетических. В целом методологическая схема оценки экспортного потенциала базируется на разделении понятия экспортного потенциала, который оценивается через набор проявлений-индикаторов экспортного потенциала цветной металлургии России, как статистических, так и индикативных.

Сущность экспортного потенциала как экономической категории. Согласно этимологическому словарю русского языка понятие

© С.И. Ультан, Н.Ю. Роговская, 2012

«потенциальный» заимствовано в XIX в. из французского языка, где «potentiel» буквально означает «могущий быть». Действительно, в Большой советской энциклопедии «потенциал» определен как «средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления плана; решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области». Таким образом, термин «потенциал» означает наличие скрытых, не проявившихся возможностей, задействование которых может привести к достижению максимально возможного результата, поэтому по своей природе величина потенциала всегда перспективна.

Исследование сущности какого-либо явления как экономической категории предполагает теоретическое отражение, толкование данного явления в виде строго определенного научного понятия. Авторы по-разному трактуют экспортный потенциал, например, А. Б. Борисов определяет его как «потенциальную способность, возможность страны экспортировать имеющиеся у нее или производимые ресурсы». Однако, согласно Экономической энциклопедии, экспортный потенциал предполагает не просто возможность экспортировать, но определяется как «способность всего национального производства, промышленности, отдельных отраслей или предприятий производить необходимое количество конкурентоспособной продукции».

Ю.А. Савинов и А.Ю. Мигунов предлагают наиболее удачную, на наш взгляд, трактовку экспортного потенциала: «экспортный потенциал - это способность национальной экономики, ее секторов, отраслей, предприятий и компаний производить конкурентоспособные на мировом рынке товары и услуги путем использования сравнительных национальных преимуществ (масштабные природные ресурсы, благоприятные географические, инфраструктурные и другие факторы, высокая производительность труда и т. д.), так и новых конкурентных преимуществ, основанных на достижениях науки и научно-технического прогресса» [1, с. 32].

Экспортный потенциал страны тесно связан с понятием национальной конкурентоспособности, которая также является эквивалентом успеха национальной экономики относительно других экономических агентов. Так же как и в случае успеха, в понимании конкурентоспособности есть много субъективного, зависящего от преобладающей в обществе системы ценностей и от того, по каким позициям сравниваются страны. Роббер Лоуренс срав-

нил многозначительность толкований термина «конкурентоспособность» с тем, как по-разному люди понимают, что такое любовь или демократия [2]. Мы полагаем, что данное умозаключение можно применить и к термину «экспортный потенциал». Согласно определению Комиссии по вопросам конкурентоспособности при Президенте США, конкурентоспособность - это «способность страны в рамках свободных и справедливых рыночных условий производить товары и услуги, способные соответствовать требованиям международного рынка» [3]. Национальная конкурентоспособность зависит от конкурентоспособности отдельных секторов экономики, а та в свою очередь - от конкурентоспособности предприятий, работающих в этих секторах, и в конечном счете от конкурентоспособности тех товаров и услуг, которые эти предприятия производят.

Итак, экспортный потенциал национальной экономики, ее секторов, отраслей, предприятий предполагает перспективы развития на внешнем рынке в зависимости от наличия ресурсов и возможностей их мобилизации, в самом слове «потенциал» уже заложена определенная «будущность». Конкурентоспособность - существующее положение на рынке, состояние на данный момент, уже реализованные возможности.

Как утверждают авторы работы «Российская промышленность на этапе роста: факторы конкурентоспособности фирм», в случае с экспортом не всегда ясно, является ли данный индикатор характеристикой конкурентоспособности или фактором, который эту конкурентоспособность определяет: «направления причинно-следственной связи четко не определены: то ли доступ на внешние рынки обеспечивает более выгодные условия и ведет к высоким показателям продуктивности, то ли, наоборот, высокая продуктивность обеспечивает необходимый уровень конкурентоспособности и выход на внешние рынки» [4]. Существование обратных связей (reverse causality) создает сложности при использовании эконометрических методов анализа конкурентоспособности.

Таким образом, существующая конкурентоспособность экспорта во многом определяет экспортный потенциал страны на мировом рынке, в то же время она является средством при стремлении к конечной цели, состоящей в достижении высокого и устойчивого экономического роста, с высоким уровнем занятости и социального благосостояния. Высокий экспортный потенциал страны на мировом рынке является также необходимым условием повышения национальной конкурентоспособности.

Факторы, определяющие уровень развития экспортного потенциала страны, можно разде-

лить на две группы: внешние (факторы, существующие за рамками страны, экспортный потенциал которой изучается, например, тенденции развития международной торговли, меж-страновая конкуренция, и т. д.) и внутренние (уровень экономического развития страны, емкость внутреннего рынка и другие).

Рассматривая сущность экспортного потенциала необходимо определить, какие элементы включает в себя данная экономическая категория [5, с. 41]:

1) совокупность ресурсов экономической системы;

2) способность экономической системы производить востребованные на мировом рынке товары;

3) возможность реализовывать эти товары при достигнутом уровне развития экономических, социально-политических факторов, внешнеторговой инфраструктуры и системы государственной поддержки экспорта.

Значение экспортного потенциала для экономики страны сложно переоценить, так как экспорт позволяет получить дополнительные финансовые ресурсы, которые при их эффективном использовании позволяют стране выйти на путь стабильного экономического роста.

Все вышесказанное о сущности экспортного потенциала привело нас к выводу, что его стратегическая цель заключается в том, чтобы он стал инструментом активизации имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ экономики страны в международном разделении труда, средством содействия выходу страны на путь стабильного экономического роста.

Теоретические подходы к анализу и оценке экспортного потенциала отрасли. Как было упомянуто ранее, экспортный потенциал тесно связан с понятием конкурентоспособности, оценка которой, в свою очередь, вызывает ряд сложностей, ввиду отсутствия единой методологической базы для проведения данной оценки. Когда Майкл Портер предложил заменить положения теории Риккардо о сравнительных преимуществах в торговле на концепцию конкурентных преимуществ, он предположил, что успех на глобальном рынке определяется более высокой производительностью, а последняя определяется инновационными усилиями компаний по удержанию доли на рынках. Другие авторы полагают, что конкурентоспособность является следствием торговых успехов в сфере высоких технологий, высоких темпов роста ВВП и производительности и даже на том, что страна лучше других делает ту работу, для которой она лучшим образом приспособлена [6].

В то же время существуют и критики концепции конкурентоспособности, ярким представителем которых является Пол Кругман, считающий конкурентоспособность «словом, не имеющим смысла, когда оно применяется к национальным экономикам», а одержимость конкурентоспособностью - «бессмысленной и опасной» [7]. В целом, как упоминают в одной из своих работ К.Р. Гончар и Б.В. Кузнецова, большинство исследователей и международных институтов определяет национальную конкурентоспособность как достигнутый успех в международной торговле плюс еще какой-либо критерий, например, высокий уровень жизни, производительность, темпы роста производительности, темпы роста экономики в целом [4].

Комплексный подход к тактическому анализу и оценке экспортного потенциала отрасли страны, так же как и ее конкурентоспособности, во многом представляет собой не столько теорию, сколько гипотезу, рассматривающую страны, отрасли, регионы как конкурирующие корпорации. Данный подход является важным атрибутом не только выработки государственной внешнеэкономической политики и развития внешнеэкономических связей, но и оценки их эффективности, требует соответствующего методического и информационного обеспечения.

Методологический подход как совокупность (система) принципов, определенная мировоззренческая позиция, с которой рассматривается объект изучения, определяет общую цель и стратегию исследовательской деятельности, как утверждает Н. Стефанов, набор процедур и приемов, служащих формой и условием реализации соответствующих принципов.

Прежде всего отметим, что оценка экспортного потенциала отрасли страны может быть основана на использовании различных методологических подходов. Но все они базируются на том, что экспортный потенциал - категория скрытая, латентная, непосредственно не наблюдаемая и не измеряемая, кроме того, категория относительная, а не абсолютная. При оценке экспортного потенциала ни один показатель сам по себе не дает четкого представления, требуется использование системы индикаторов, что создает отдельную методическую проблему.

В структуре методологического подхода как целостного явления А. Петров в своей работе «Основные концепты компетентностного подхода как методологической категории» [8] выделяет два уровня:

1) концептуально-теоретический уровень, включающий базовые, исходные концептуаль-

ные положения, идеи и принципы, которые выступают гносеологической основой деятельности, осуществляемой с позиций и в рамках данного подхода;

2) процессуально-деятельностный уровень, обеспечивающий выработку и применение в процессе такой деятельности целесообразных, адекватных ее концептуально-ориентированному содержанию способов и форм осуществления.

Перейдем к рассмотрению концептуальнотеоретического уровня методологических подходов оценки экспортного потенциала. Всякому методологическому подходу предшествует определенное базовое предположение, являющееся его основой, краеугольным камнем. В нашем случае, в зависимости от вида конечного результата, существует два предположения и, соответственно, два методологических подхода при оценке экспортного потенциала отрасли страны:

1. Оценка экспортного потенциала отрасли страны за определенный период должна привести к получению исследователем конкретного количественного значения показателя. Методологические подходы, основанные на данном предположении, строятся по принципу сводных многокритериальных индексов. В качестве примера отметим, что данный методологический подход использовал российский ученый Васютченко И.Н. при разработке системы показателей, позволяющей оценить экспортный потенциал региона, специализирующегося на производстве и переработке сельскохозяйственной продукции [5]. Автор определял общий экспортный потенциал региона как сумму всех предложенных им показателей.

Поскольку в экономической теории отсутствует выраженный консенсус по вопросу о методах оценки экспортного потенциала, выбор этих критериев в большей степени связан с видением авторов, чем со строгим научным подходом. Все аргументы представлены самими авторами индексов, которые регулярно меняют критерии, используемые при их построении. Другими словами, не существует стандартизированной, общепринятой формулы, которая бы позволяла рассчитать экспортный потенциал, что приводит к получению различными авторами отличающихся друг от друга количественных результатов при исследовании одной и той же величины. Кроме того, интегрированные показатели сложно интерпретировать, они чувствительны к методам их построения, весовым коэффициентам. Поэтому, на наш взгляд, использовать данный подход «в чистом виде» нецелесообразно.

2. Оценка экспортного потенциала отрасли страны за определенный период не приводит к получению исследователем конкретного количественного значения показателя. Другими словами, экспортный потенциал является качественным структурным показателем, на который оказывают влияние определенные факторы, и именно эти факторы необходимо оценивать, чтобы сделать вывод об экспортном потенциале. Ярким примером данного методологического подхода является работа Е.В. Панкратьевой «Экспортный потенциал Украины: формирование и эффективное использование в современных условиях», которая полагает, что при оценке экспортного потенциала Украины необходимо «оценить текущее состояние внешней торговли Украины; проанализировать товарную, географическую структуру экспорта; исследовать позитивные и негативные тенденции в развитии экспортной деятельности» [9].

Оценка экспортного потенциала на основе данного методологического подхода в гораздо большей степени основана на качественном анализе и оценке общих тенденций, чем на строгом наборе критериев. В силу этого возникает необходимость прибегать к неформализованным методам, которые, во-первых, ориентированы не на массовый сбор данных, а на достижение углубленного понимания исследуемого объекта, во-вторых, жестко не определяют набор исследуемых переменных. Закономерно, что идеал тотального количественного исследования представляет собой утопию. Как отмечает М. Полани, «всеобщая тенденция стремиться в науке к точности и систематичности вдохновляется нереалистичным идеалом строго объективного знания» [10, с. 189].

Основным недостатком данного подхода является то, что он изначально может привести к проблеме недостаточной информативности критериальной основы оценки экспортного потенциала, не позволяющей учитывать все возможные элементы, приводящие к изменению показателя. С другой стороны, методологический подход, основанный на данном предположении, относится к разряду «синтетических», на основе которых, по мнению ряда отечественных авторов, базируются самые удачные исследования в экономической науке [10, с. 188], так как в его рамках измеряются наиболее важные (из числа доступных) характеристики, а разрывы между ними заполняются качественными данными. В силу этого при дальнейшей оценке экспортного потенциала России на мировом рынке цветных металлов мы будем использовать методологический подход, осно-

ванный на втором предположении, так как, на наш взгляд, оно является более удачным.

Как известно, необходимым условием применения количественных методов служит наличие системы понятий, образующих теоретическое описание исследуемого объекта. Формирование соответствующей системы понятий представляет собой важный «доколичествен-ный» этап в исследовательском процессе. Независимо от того, будут ли в дальнейшем проводиться какие-либо измерения, создание такого рода системы понятий является самостоятельным и важным исследовательским этапом, требующим значительных исследовательских усилий.

Методологический подход, который будет использован нами в дальнейшем в рамках нашего исследования, основан на классификации, разработанной нами на основе трудов таких авторов, как А.А. Анненкова, Е.К. Самсонова, О.А. Федорова [11, с. 43], а также М.П. Буров [12, с. 225]. Данная классификация представляет собой совокупность целого ряда составляющих, «проблемно-содержательных блоков» [12], каждая из которых имеет свою область применения, но в системе с другими составляющими характеризует экспортные возможности региона: текущее состояние экспортной деятельности России на мировом рынке цветных металлов; финансовая ситуация; кадровый потенциал; инвестиционная ситуация; производственная активность; ценовой фактор; деловой климат страны.

Перейдем ко второму (процессуально-деятельностному) уровню методологического подхода оценки экспортного потенциала отрасли страны: для анализа и характеристики вышеприведенных «проблемно-содержательных блоков» выделим соответствующие индикаторы. В этом нам помогли исследования ряда российских ученых, например, И.Н. Васютченко, который, используя классификацию А.А. Анненковой, Е.К. Самсоновой, О.А. Федоровой, разработал систему показателей, позволяющую оценить экспортный потенциал региона, специализирующегося на производстве и переработке сельскохозяйственной продукции [5, с. 40-46]. Дополняя и систематизируя по проблемно-содержательным блокам приведенные в работах И.Н. Васютченко, М.П. Бурова, К.Р. Гончар и Б.В. Кузнецовой экономические показатели оценки внешнеэкономических отношений, мы систематизировали и адаптировали индикаторы экспортного потенциала к

отрасли цветной металлургии, используя при этом как статистические, так и индикативные показатели (см. табл.):

1. Текущее состояние экспортной деятельности России на мировом рынке цветных металлов. Предполагает, в том числе, оценку реального объема экспорта, емкости мирового рынка цветных металлов, доли, занимаемой страной на этом рынке и других показателей;

2. Финансовая ситуация. Исследование итогов реализации финансово-бюджетных целей государственной политики, направленных на развитие отрасли страны, а именно, исследование убыточности, ликвидности, рентабельности предприятий отрасли, степени износа основных фондов отрасли, обеспеченности собственными оборотными средствами предприятий отрасли;

3. Кадровый потенциал. Анализ использования кадровых возможностей страны для реализации отраслевых целей, а именно коэффициента занятости в цветной металлургии страны;

4. Инвестиционная ситуация. Характеристика инвестиционного климата страны в контексте создания условий развития отрасли, в том числе инвестиций в основной капитал предприятий цветной металлургии, объемов иностранных инвестиций (прямых, портфельных, прочих);

5. Производственная активность. Характеристика объема произведенной на основании использования имеющихся ресурсов продукции в отрасли, числа предприятий отрасли;

6. Ценовой фактор. Характеристика динамики реального валютного курса, мировых цен на цветные металлы;

7. Деловой климат. Оценка внутреннего делового климата страны, уровня сложности ведения международного бизнеса.

Экспортный потенциал является основным индикатором конкурентоспособности, служит подтверждением реальных конкурентных преимуществ и инструментом продвижения национальных интересов в масштабах мирового хозяйства [13]. Как свидетельствует опыт зарубежных стран, расширение экспортного потенциала становится ключевой формой, способствующей улучшению экономического положения, а также созданию необходимых конкурентных преимуществ. Большое значение придается разработке реального механизма формирования и стимулирования экспорта как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Индикаторы экспортного потенциала страны на мировом рынке цветных металлов [4; 5; 12]

Индикатор Характеристика показателя Формула расчета

1. Текущее состояние экспортной деятельности России на мировом рынке цветных металлов

Экспортная квота Характеризует открытость экономики, степень вовлеченности страны в мирохозяйственные связи, а также значимость экспорта для национального хозяйства К1 = Эотр .100»%, ВПотр где Эотр. - объем экспорта цветных металлов страны; ВПотр. - объем внутреннего производства цветной металлургии страны

Коэффициент покрытия импорта экспортом Характеризует степень внешнеторговой самообеспеченности отрасли страны Э К 2 = —, И где Э - объем экспорта цветных металлов страны; И - объем импорта цветных металлов страны

Коэффициент отраслевого экспорта страны Характеризует объем экспорта цветных металлов в общем объеме экспорта страны К 3 = Эотрстр.. 100%, Эстр. где Эотр.стр. - экспорт отрасли (цветной металлургии) страны; Эстр. - экспорт страны

Емкость мирового рынка цветных металлов Предполагает исследование возможного объёма реализации цветных металлов, определяемого размерами и структурой фактически предъявляемого спроса

Доля рынка, занимаемая страной на мировом рынке экспорта цветного металла Предполагает исследование по каждому виду продукции; а также применительно к основным конкурентам

Реальный объем экспорта цветных металлов страны Предполагает исследование реального объема экспорта цветных металлов страны за период, а также тенденций его изменения

Коэффициент международной конкурентоспособности цветной металлургии страны Коэффициент характеризует долю «чистого экспорта» цветных металлов во внешнеторговом обороте цветной металлургии страны. Нормативное значение - больше 1 К 4 = (Э - И), Во где Э - объем экспорта цветных металлов; И -объем импорта цветных металлов; Во - внешнеторговый оборот (сумма экспорта и импорта)

2. Финансовая ситуация

Уровень рентабельности (убыточности) предприятий цветной металлургии страны Исходные данные и результаты расчетов приведены в статистических сборниках Федеральной службы государственной статистики

Удельный вес убыточных предприятий цветной металлургии страны

Коэффициент текущей ликвидности предприятий цветной металлургии страны Данный коэффициент относится к показателям платежеспособности. Рекомендуемое значение коэффициента - 200 % К 5 = —, СО где ОА - фактическая стоимость находящихся в наличии у организаций отрасли оборотных активов; СО - наиболее срочные обязательства организаций отрасли в виде кратко -срочных кредитов и займов, кредиторской задолженности

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами предприятий отрасли Данный коэффициент относится к показателям финансовой устойчивости. Рекомендуемое значение - 10 % к 6 = СОА, ОА где СОА - собственные оборотные активы предприятий отрасли; ОА - фактическая стоимость всех оборотных активов, находящихся в наличии у организаций отрасли

Степень износа основных фондов отрасли Исходные данные и результаты расчетов приведены в статистических сборниках Федеральной службы государственной статистики

3. Кадровый потенциал

Коэффициент занятости в отрасли страны Характеризует уровень занятости населения в отрасли цветной металлургии К 7 = Чотр Чстр. где Чотр - численность населения, занятого в отрасли цветной металлургии, чел.; Чстр. -общая численность занятого населения страны, чел.

Окончание табл.

Индикатор | Характеристика показателя | Формула расчета

4. Инвестиционная ситуация

Коэффициент инвестиционного потенциала отрасли (инвестиций в основной капитал предприятий цветной металлургии) Характеризует долю инвестиций в основной капитал на развитие цветной металлургии страны в общем объеме инвестиций в основной капитал страны Qи:цвет.мет. К 8 = ’ Qи.стр. где Qи.цвет.мет. - объем инвестиций в основной капитал на развитие цветной металлургии страны; Qи.стр. - общий объем инвестиций в основной капитал страны

Объем иностранных инвестиций (в т.ч. прямых, портфельных, прочих) Исходные данные и результаты расчетов приведены в статистических сборниках Федеральной службы государственной статистики

5. Производственная активность

Объем производства продукции в отрасли Характеризует объем произведенной на основании использования имеющихся ресурсов продукции в отрасли. Исходные данные и результаты расчетов приведены в статистических сборниках Федеральной службы государственной статистики

Темп роста числа предприятий отрасли Исходные данные и результаты расчетов приведены в статистических сборниках Федеральной службы государственной статистики

6. Ценовой фактор

Реальный валютный курс Снижение реального курса национальной валюты положительно влияет на экспорт через изменение ценовой конкурентоспособности отечественных производителей на внешних рынках

Мировые цены на цветные металлы Мировыми ценами на основные цветные металлы в настоящее время считаются котировки Лондонской биржи металлов, играющие определяющую роль в ценообразовании

7. Деловой климат

Внутренний деловой климат России Оценка качества бюрократии, последовательности законодательства, уровня развития финансовой системы, регулирования внешнеэкономической деятельности и др.

В целом методологическая схема оценки экспортного потенциала, описываемая в данной статье и используемая авторами в дальнейшем при оценке экспортного потенциала России на мировом рынке цветных металлов, базируется на разделении понятия экспортного потенциала, который оценивается через набор проявлений-индикаторов.

1. Савинов Ю. А., Мигунов А. Ю. Государственная финансовая поддержка экспорта в России // Российский внешнеэкономический рынок. - 2008. - № 5.

2. Lawrence R. The International Dimension // American Living Standards: Threats and Challenges. Ch. 2 / ed. by R. Litan, R. Lawrence, C. Schultze. - Washington, D.C. : Brookings Institution, 1988.

3. Вальтер Ж. Конкурентоспособность: общий подход. - 2005. - URL : http://www. recep.ru/files/documents/General_approach_com-petitiveness-Walter-ru.pdf.

4. Российская промышленность на этапе роста: факторы конкурентоспособности фирм / под ред. К. Р. Гончар, Б. В. Кузнецова; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М. : Вершина, 2008. - 480 с.

5. Васютченко И. Н. Система показателей оценки экспортного потенциала региона // Региональная экономика: теория и практика. -2010. - № 21 (156). - С. 40-46.

6. Siu Kwing-chue G. Study of Hong Kong’s competitiveness. - Central Government Offices, Hong Kong : Policy Papers, 21 may 1998.

7. Krugman P. Competitiveness: A Dangerous Obsession // Foreign Affairs. - 1994. - March/ April. - №. 73(2). - P. 293-298.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Петров А. Основные подходы компе-тентностного подхода как методологической категории // Альма Матер. Вестник высшей школы. - 2005. - № 2. - С. 54-60.

9. Панкратьева Е. В. Экспортный потенциал Украины: формирование и эффективное использование в современных условиях. - URL : http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/knp/159/ knp159_88-90.pdf.

10. Стратегический конкурентный анализ в транзитивной экономике России / А. М. Илы-шев, Н. Н. Илышева, Т. С. Селевич. - М. : Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2010.

11. Анненкова А. А., Самсонова Е. К., Федорова О. А. Оценка внешнеэкономического потенциала регионального хозяйства: теоретикометодологические подходы // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 17 (74).

12. Буров М. П. Система регулирования экономического взаимодействия регионов. -М., 2007.

13. Каульбарс А. Экспортный потенциал отечественной промышленности // Экономика России: XXI в. - 2004. - № 17. - URL : http:// www.ruseconomy.ru/nomer17_200410/ec06.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.