Научная статья на тему 'Методологические основы формирования банков развития: опыт Европейского банка реконструкции и развития'

Методологические основы формирования банков развития: опыт Европейского банка реконструкции и развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
464
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИВЛЕЧЕНИЕ КАПИТАЛА / СИНДИЦИРОВАННЫЕ КРЕДИТЫ / ОЦЕНКА ПРОЕКТА / ЕВРОПЕЙСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ / БРИКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвеевский Сергей Сергеевич

Деятельность Европейского банка реконструкции и развития в развивающихся странах, а также в России, оказывает положительное влияние на привлечение частного капитала и экономический рост. Дана общая характеристика работы банка, методология отбора проектов для финансирования. В связи с временным прекращением финансирования Европейского банка реконструкции и развития проектов в России ценный опыт его деятельности подлежит учету при учреждении банков развития в рамках БРИКС и Евразийского экономического союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODOLOGY BASES FOR ESTABLISHMENT OF DEVELOPMENT BANKS: THE EBRD EXPERIENCE

The activities of European Bank for Reconstruction and Development in developing countries, and also in Russia, have a positive impact on allocation of private investments and economic growth. The article describes general characteristics of the bank’s operations and studies the methodology of project selection for financing. Due to temporary suspension of European Bank for Reconstruction and Development business in Russia the valuable experience of its operations should be accounted for while establishing development banks within BRICS and Eurasion Economic Union.

Текст научной работы на тему «Методологические основы формирования банков развития: опыт Европейского банка реконструкции и развития»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БАНКОВ РАЗВИТИЯ: ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКОГО БАНКА РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ

Аннотация. Деятельность Европейского банка реконструкции и развития в развивающихся странах, а также в России, оказывает положительное влияние на привлечение частного капитала и экономический рост. Дана общая характеристика работы банка, методология отбора проектов для финансирования. В связи с временным прекращением финансирования Европейского банка реконструкции и развития проектов в России ценный опыт его деятельности подлежит учету при учреждении банков развития в рамках БРИКС и Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: привлечение капитала, синдицированные кредиты, оценка проекта, Европейский банк реконструкции и развития, БРИКС.

THE METHODOLOGY BASES FOR ESTABLISHMENT OF DEVELOPMENT BANKS: THE EBRD EXPERIENCE

Annotation. The activities of European Bank for Reconstruction and Development in developing countries, and also in Russia, have a positive impact on allocation of private investments and economic growth. The article describes general characteristics of the bank's operations and studies the methodology of project selection for financing. Due to temporary suspension of European Bank for Reconstruction and Development business in Russia the valuable experience of its operations should be accounted for while establishing development banks within BRICS and Eurasion Economic Union.

Keywords: capital sourcing, syndicated credits, project evaluation, European Bank for Reconstruction and Development, BRICS.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) был учрежден в апреле 1991 г. для оказания финансовой поддержки странам с плановой экономикой при осуществлении рыночных реформ [10, p. 13]. В настоящее время акционерами ЕБРР являются 64 государства и юрисдикции, а также две международные организации: ЕС и Европейский инвестиционный банк. Крупнейшие акционеры ЕБРР: США (10,2 % капитала), Великобритания, Германия, Италия, Франция и Япония (8,7 %), Россия (4,1 %), Испания и Канада (3,5 %), ЕС и вышеуказанный инвестиционный банк (3,1 %), Нидерланды (2,5 %), Австрия, Бельгия, Швейцария и Швеция (2,3 %), Польша, Норвегия и Финляндия (1,3 %). В декабре 2011 г. акционерами ЕБРР стали Иордания и Тунис, а в 2012 г. - Автономный край Косово и Метохия в составе Сербии.

Первоначально объявленный акционерный капитал Банка в 10 млрд евро был увеличен в 1996 г. до 20 млрд и в 2010 г. - до 30 млрд. ЕБРР активно участвует в осуществлении ключевых элементов рыночных преобразований, таких как реформирование банковской системы, либерализация цен, приватизация и формирование нормативно-правовой базы по имущественным правам. Деятельность ЕБРР основана на квалифицированном консультировании, профессиональной подготовке и передаче технических навыков местному персоналу. В условиях нехватки отечественного капитала для финансирования преобразований ЕБРР предоставляет помощь в привлечении внешних ресурсов из частных и из государственных источников. Особой актуальностью определяется включение банка в реализацию программ социальной ответственности транснациональных корпораций (ТНК): «В этих условиях ТНК стали отходить от модели фирмы, мотивируемой максимизацией прибыли за счет потребителей, информируя их о более высоком уровне качества, доступности и степени совершенства предлагаемых товаров и услуг, и в маркетинговых стратегиях стали делать акцент на превышение требований стандартов, относящихся к особенностям производства продукции» [5, с. 170].

© Матвеевский С.С., 2015

УДК 339.726.7 С.С. Матвеевский

Sergey Matveevsky

ЕБРР расширил первоначальный регион операций, распространив в 2006 г. свою деятельность в Монголию, в 2009 г. - в Турцию, в 2012 г. - в Иорданию, Тунис, Марокко, Египет и вышеуказанные регионы Сербии. В настоящее время ЕБРР активно работает в более чем 30 странах Центральной Европы, Центральной Азии, а также Южного и Восточного Средиземноморья. Чехия является единственным членом банка, покинувшим зону операций и не получающим инвестиций. Деятельность ЕБРР оказывает положительное влияние на структуру поступающих прямых иностранных инвестиций [3, с. 15]. С момента учреждения ЕБРР реализовал более 20 тыс. проектов по финансированию банков, отраслей экономики и отдельных предприятий. Банк руководствуется четко определенным набором стандартов, влияет на создание благоприятного инвестиционного климата посредством совершенствования нормативно-правовой системы, поощряет развитие корпоративного управления и методов регулирования, борьбу с коррупцией, раскрытие информации и последовательное соблюдение принципов финансового учета.

Привлечение местного и иностранного капитала в реализуемые проекты является главной задачей ЕБРР. Для этого используются синдицированные займы, что обеспечивает расширение базы софинансирования путем увеличения числа коммерческих кредиторов. Наиболее часто используются следующие методы синдицирования займов: схема «А/В» с обязательствами по всему займу, уступка его части местным банкам, софинансирование от международных организаций, параллельное финансирование от коммерческих банков с поддержкой экспортно-кредитных агентств, предоставление параллельных займов коммерческими банками, заимствование у государственных агентств, гарантирование, закрытое размещение акций, заемное софинансирование с участием институциональных инвесторов [2].

Для проектов частного сектора ЕБРР обычно выделяет средства, обеспечивающие покрытие до 35 % потребностей отдельного проекта или компании в долгосрочном финансировании [1, с. 27]. Цена кредита зависит от странового и коммерческого риска, соответствует текущим условиям на рынке синдицированных займов, а при оценке уровня риска учитывается международный статус ЕБРР. Заемщики зачастую получают гарантии ЕБРР для обеспечения доступа к финансовому рынку, однако для этого необходимо предоставить количественные оценки риска, а уровень его кредитной составляющей должен быть приемлемым. В последнее время ЕБРР рассматривает возможность учета прогнозов в национальной экономике при планировании операций в конкретной стране [4, с. 173].

Во многих странах органы банковского надзора применяют льготный режим при софинанси-ровании в участием ЕБРР, условием чего является выполнение специальных требований по резервам. Тогда участники софинансирования освобождаются от необходимости выполнения обычных требований к резервированию для покрытия страновых рисков. Статус ЕБРР как привилегированного кредитора прошел «испытание временем» и показал свою эффективность. Например, в августе 1998 г. Россия объявила о введении моратория на обслуживание задолженности в свободно конвертируемой валюте, и все причитавшиеся платежи по кредитам «А» и «В» в рамках займов ЕБРР своевременно поступили в полном объеме.

20-летний опыт работы ЕБРР позволяет ему играть важную роль на международных рынках капитала и осуществлять широкий спектр сделок (см. табл. 1). В частности, казначейство ЕБРР занимается привлечением средств для фондирования, инвестированием, кредитованием, управлением структурой баланса и риском в интересах клиентов. ЕБРР осуществляет эмиссию облигаций, которые поддерживают социально ответственные инвестиции для реализации проектов по охране окружающей среды и развитию микрофинансирования.

Таблица 1

Основные финансовые показатели ЕБРР

в млрд евро

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Общие активы 33,0 32,5 39,3 47,0 51,2 50,0

Портфель 21,5 25,6 30,7 34,8 37,5 37,8

Операционные активы 15,3 17,9 21,3 24,8 26,5 26,4

Капитал по требованию 14,6 14,6 14,6 22,2 23,4 23,4

Оплаченный капитал 5,2 5,2 6,2 6,2 6,2 6,2

Собственный капитал 11,7 11,5 13,0 13,2 14,0 14,9

Ежегодный объем операций 5,3 7,9 9,0 9,05 8,9 8,5

Источник: [2].

ЕБРР обязан направлять не менее 60 % совокупных расходов на финансирование хозяйственной деятельности в негосударственном секторе экономики принимающих стран. Указанные операции должны соответствовать принципу содействия переходу к рынку (финансируются проекты, которые в максимальной степени укрепляют рыночную экономику и развивают частный сектор), соблюдения передовой банковской практики (проекты должны быть финансово и экономически состоятельными, в них необходимо применять механизмы управления риском), дополняемости (ресурсы ЕБРР не должны предоставляться, если они могут быть получены на открытом рынке, и инвестиции ЕБРР не должны вытеснять частные ресурсы из проектов, а должны быть дополнением и фактором катализа).

В настоящее время Банк осуществляет деятельность в 33 странах и планирует распространить ее на еще одно государство. «Четвертый обзор капитальных ресурсов ЕБРР (за 2011-2015 гг.)» выделяет следующие регионы операций [11, р. 70]: Юго-Восточная Европа, Центральная Европа и Прибалтика (за исключением Чехии), Восточная Европа и Закавказье, Центральная Азия, Южное и Восточное Средиземноморье, Россия и Турция.

В России ЕБРР, как правило, работает над проектами, в которых его участие может составить от 10 млн евро, и любое финансирование в среднем предоставляется на 5-8 лет. Новые проекты, принимаемые к рассмотрению, обычно имеют общий бюджет не менее 20 млн евро и средний срок окупаемости в 5-7 лет. В каждом случае банк рассчитывает на окупаемость предлагаемого проекта и возвратность средств в расчетные сроки [9, с. 27]. График погашения и стоимость финансирования обсуждаются индивидуально с каждым заявителем, при этом маржа определяется после проведения предварительных исследований и кредитного анализа. Банк предоставляет долгосрочное финансирование в рублях и в иностранной валюте, при этом используются ставки, соответствующие среднерыночным ставкам с учетом сроков (как элемент стратегии).

ЕБРР занимается проектами развития, однако кризис 2009 г. определил возможность рефинансирования краткосрочной задолженности. Российские организации могут рассчитывать и на рефинансирование краткосрочной задолженности, если предкризисная финансовая история позволяет сделать вывод о том, что управление данной задолженностью было эффективным, а сама кризисная ситуация связана с недостатком финансирования краткосрочной задолженности организации. Оценки проектов ЕБРР в России предполагают два стадии, схожие с технологией работы частных инвестиционных фондов. Банк системно рассматривает концепцию проекта, затем делает полную экспертизу с учетом принципов организации добросовестного банковского дела. Экспертиза подтверждает способность компании-заемщика к устойчивому развитию в долгосрочной перспективе и обслуживанию

долга. Опыт банковской деятельности показывает, что величина компании не всегда является фактором, определяющим способность компании обслуживать обязательства. Например, низкая рентабельность компании может снижать кредитоспособность по взятым долговым обязательствам.

Главные требования ЕБРР при принятии решения о финансировании заключаются в следующем. Высокая степень заинтересованности собственника в своем бизнесе, готовность инвестировать в проект собственные средства (не менее 40 % от его стоимости), настроенность на реализацию стратегии развития. Компания-реципиент должна быть финансово устойчивой. Менеджмент должен быть квалифицированным, способным прогнозировать последствия управленческих решений, а также учитывать финансовую модель компании. Управленческая отчетность должна составляться по МСФО и предприятие должно ежегодно проходить аудиторскую проверку.

Для банка важна оценка эффективности проекта, а также получение достаточной информации о факторах, определяющих будущий успех компании. Неотъемлемой частью предоставляемой информации является рыночная стратегия, которая должна включать в себя анализ конкурентной среды и собственных преимуществ на рынке. Если проект предполагает создание новых продуктов или технологий, то ЕБРР с помощью внешних консультантов анализирует шансы на рыночный успех, и финансовый прогноз базируется на результатах анализа конъюнктуры рынка и маркетинговой стратегии. Однако, исследование ЕБРР показало, что, в целом, не существует прямой количественной связи между финансированием российских банков и освоением новых технологий [4, с. 28].

С момента рассмотрения концепции проекта российской организации до принятия решения обычно проходит от 4 до 6 месяцев. В среднем, срок одобрения повторных обращений от существующих клиентов ЕБРР, которые удовлетворяют условиям банка и имеют опыт работы с ним, составляет 4 месяца. Быстрота принятия решения связана как с анализом ЕБРР, так и с оперативностью предоставления информации компанией-заемщиком, а также длительностью переговоров по условиям финансирования.

В ряде случаев работа российской организации с ЕБРР начинается на стадии, когда организация не соответствует требованиям. Возникает задержка при рассмотрении заявки, что, в частности, может быть вызвано необходимостью внедрения современной системы корпоративного управления и перехода на МСФО. В этом случае заявитель представляет проект на повторное рассмотрение после изменения структуры управления, внедрения необходимой финансовой отчетности [6, с. 77].

При рассмотрении ЕБРР проектов по финансированию коммерческих банков проводится анализ устойчивости потенциального заемщика, в том числе, оценивается его лояльность. Указанная проблематика нашла отражение в научных и прикладных исследованиях экспертов ЕБРР. ЕБРР поддерживает малый и средний бизнес через российские банки-партнеры, которым для этого предоставляются кредитные линии. В частности, они были выделены следующим банкам: «ВТБ 24», «МДМ», «УРСА-банк», «Промсвязьбанк», «Транскапиталбанк», «РосЕвробанк», «Центр-Инвест» и «Кедр». В рамках таких кредитных линий ЕБРР определяет только критерии отбора, и анализ кредитоспособности клиентов проводится коммерческими банками, которые напрямую взаимодействуют с предприятиями малого и среднего бизнеса [8, с. 195].

В России объем операций ЕБРР был максимальным: до последнего времени там осуществлялась примерно треть от их общего объема (см. табл. 2). В 2011 г. объем операций в России достиг рекордного за всю историю Банка показателя в 2,9 млрд евро в 74 проектах (в 2012 г. - 2,6 млрд евро). Однако в 2013 г. было одобрено лишь 56 операций с объемом финансирования 1,8 млрд евро.

Таблица 2

Объем и количество операций ЕБРР в России за 2009-2013 гг.

Показатель 2009 2010 2011 2012 2013

Объем операций в России, млн евро 2366 2309 2928 2582 1816

Общий объем операций ЕБРР, млн евро 7861 9009 9050 8920 8498

Доля России в объеме операций ЕБРР 30 % 26 % 32 % 29 % 21 %

Объем портфеля в России, млн евро 7495 8279 9453 9964 8936

Общий объем портфеля ЕБРР, млн евро 25 649 30 655 34 783 37 516 37 841

Доля России в общем портфеле ЕБРР 29 % 27 % 27 % 27 % 24 %

Общее количество операций в России 56 63 74 67 56

Источник: [2].

Бизнес-план ЕБРР на 2013 г. не был выполнен только в России. При плане в 33 % фактический объем российских операций в 2013 г. составил 21 % от общего объема инвестиций ЕБРР (1,8 млрд евро из общего объема 8,5 млрд евро). Впервые общий объем инвестиций ЕБРР в России сократился с 10 млрд евро до, 9 млрд евро. Согласно бизнес-плану на 2014 г. доля России в общем объеме операций Банка была запланирована на уровне 25 %. Однако в указанном году ЕБРР профинансировал проекты на сумму 608 млн евро (общий объем финансирования за период 1991-2014 гг. составил 24 млрд евро) [2].

Для поддержания высоких объемов деятельности ЕБРР в 2013 г. Правительство Российской Федерации приняло решение о выделении 40 млн евро на открытие счета технического сотрудничества для реализации проектов. Принятие решения о данном финансировании связано с ожиданием возникновения дополнительных инвестиций в российскую экономику как со стороны ЕБРР, так и всех заинтересованных инвесторов за счет повышения качества подготовки инвестиционных проектов, возможностей последующего их сопровождения, повышения корпоративных стандартов компаний - потенциальных заемщиков [5, с. 173]. Из средств указанного счета финансировались проекты, одобренные российской стороной в 2014 г. и направленные на поддержку инвестиционных решений по модернизации муниципальной инфраструктуры, а также содействию корпоративному управлению на средних предприятиях. Структура реципиентов средств ЕБРР в России за период 2009-2013 гг. отличалась преимущественным использованием ресурсов для развития корпоративных предприятий, финансовых учреждений и инфраструктуры.

Таблица 3

Статистический анализ инвестирования ЕБРР в российскую экономику за 2009-2013 гг.

Показатель Математическое ожидание Выборочная дисперсия

Энергетика 11 % 0,085

Добыча полезных ископаемых 3 % 0,097

Инфраструктура 18 % 0,307

Акционерные общества 35 % 0,227

Финансовые учреждения 33 % 0,112

Рассчитано автором по: [2].

Оценки математического ожидания и дисперсии распределения средств ЕБРР между отдельными секторами российской экономики позволяют получить вывод о том, что, в среднем, российские финансовые учреждения и акционерные общества получали каждый около трети всех инвестиций ЕБРР (см. табл. 3). Российские организации энергетики, в среднем, получали одну десятую ежегодных ассигнований ЕБРР, а предприятия инфраструктуры - одну пятую. Данные результаты могут объясняться как приоритетами ЕБРР, так и соответствием организаций-реципиентов требованиям ЕБРР, их кредитоспособностью [8, с. 194].

В июле 2014 г. финансирования новых проектов ЕБРР в России было приостановлено [2]. Однако в настоящее время российские финансовые и государственные учреждения могут использовать технологии отбора проектов ЕБРР при кредитовании российских заемщиков, осуществлять предварительное консультирование заемщиков, а также участвовать в подготовке новых проектов. В частности, технология отбора и проверки проектов (оценки их кредитоспособности) может использоваться крупными российскими банками при осуществлении текущего проектного финансирования.

Развитие экономических отношений между странами-членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) привело к росту товарооборота и, как следствие, увеличило спрос на финансовые ресурсы, в том числе, проектные [8, с. 195]. Технология синдицированного кредитования ЕБРР может быть успешно использована и в рамках ЕАЭС, что позволит эффективно разместить временно свободные финансовые ресурсы местных коммерческих банков, реализовывать национальные экономические проекты.

В 2014 г. страны БРИКС учредили собственный Банк развития с разрешенным капиталом в 100 млрд долл. [12]. Цель банка заключается в обеспечении финансирования инфраструктурных проектов и инициатив по устойчивому развитию хозяйства членов БРИКС, а также иных заинтересованных стран. Значение данного банка связано с тем, что на страны БРИКС приходится 42 % населения планеты, 26 % поверхности суши и 27 % глобального ВВП. Более того, опыт банка следует использовать в деятельности Африканского Союза, который «учредил Африканский институт по денежным переводам трудовых мигрантов, призванный способствовать использованию репатриированных средств для финансирования инвестиций» [7, с. 36]. Соглашение о создании Банка развития открыто для присоединения к нему новых участников. В частности, Греция получила соответствующее предложение от России и в настоящее время происходит отбор инфраструктурных проектов, которые будут финансироваться за счет средств данного банка. Опыт деятельности ЕБРР и его технологии также могут успешно использоваться Банком развития стран БРИКС.

Экономические и политические события позволяют ожидать, что полноценная деятельность ЕБРР в России будет возобновлена. Инвестиции ЕБРР для России были очень важными, т.к. они сочетались с внедрением в российскую экономику современных финансовых технологий. Объем инвестиций ЕБРР был существенным и положительно повлиял на развитие российской экономики, прежде всего, финансового сектора и акционерных обществ. Такой опыт важен в контексте «эстетических и этических спилловерах в трудовых отношениях, что служит источником полезности для занятых (помимо товаров и услуг, приобретенных на заработанные денежные средства), и позволяет развивать культуру и гуманизм в обществе» [6, с. 84]. Способы инвестирования и новую технологию следует использовать при формировании банков по международному развитию в рамках ЕАЭС и БРИКС.

Библиографический список

1. Абрамова, И. О. «Демографический дивиденд» и будущее Африки / И. О. Абрамова // Азия и Африка сегодня. - 2014. - № 11. - С. 23-30.

2. Временная приостановка» финансирования новых проектов ЕБРР в России противоречит целям международных институтов развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://economy.gov.ru/minec/ press/news/260720141200 (дата обращения : 26.06.2015).

3. Орешкин, В. А. Новые тенденции в движении прямых иностранных инвестиций / В. А. Орешкин // Российский внешнеэкономический вестник. - 2012. - № 4. - С. 14-18.

4. Проскурякова, Л. ВБ и ЕБРР: взаимодействие с гражданским обществом, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития : политика взаимодействия с общественностью в России (1991-2006 гг.) / Л. Проскурякова. - М.: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. - 232 с. - ISBN 978-3-8433-1520-3.

5. Сапунцов, А. Л. Корпоративная социальная ответственность как инструмент проникновения транснациональных корпораций развивающихся стран на рынки Африки / А. Л. Сапунцов // Экономические науки. -2015. - № 4. - С. 170-173.

6. Сапунцов, А. Л. Развитие симбиотических методов анализа потребительских предпочтений: поиск креативного / А. Л. Сапунцов // Креативная экономика. - 2015. - № 6. - С. 77-85.

7. Сапунцов, А. Л. Роль международного сотрудничества в повышении инвестиционной привлекательности Африки / А. Л. Сапунцов // Российский внешнеэкономический вестник. - 2015. - № 6. - С. 34-39.

8. Фогель, Д. В. Развитие форм и методов по стимулированию инвестиционной деятельности в Африке / Д. В. Фогель // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 июня 2015 г., г. Уфа). - Уфа : АЭТЕРНА, 2015. -С. 193-196.

9. Фогель, Д. В. Совершенствование инвестиционных механизмов в Африке как фактор экономического развития / Д. В. Фогель // Экономические науки. - 2015. - № 5. - С. 24-30.

10. Agreement on the New Development Bank - Fortaleza, July 15 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://brics6.itamara^.gov.br/media2/press-releases/219-agreement-on-the-new-development-bank-fortaleza-july-15 (дата обращения : 26.06.2015).

11. Financial Report [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.ebrd.com/documents/comms-and-bis/pdf-financial-report-2014.pdf (дата обращения : 26.06.2015).

12. Lewis, J. Т. Brics Agree to Base Development Bank in Shanghai / J. T. Lewis, P. Trevisani // The Wall Street Journal. - 2014. - 15, July.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.