Научная статья на тему 'Методологические основы экономического механизма регулирования недропользования'

Методологические основы экономического механизма регулирования недропользования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы экономического механизма регулирования недропользования»

Проведенная оценка инвестиционной привлекательности по трем горнодобывающим предприятиям свидетельствует о том, что карьер АО «Сафьяновская

медь» и АО «донской ГОК» могут рассчитывать на получение инвестиций, но при этом наиболее важными регуляторами эффективности открытых разработок

будут цена 1 т полезного ископаемого, коэффициент дисконтирования, себестоимость и ставка налога на прибыль.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Хохряков B.C., Костин А.Л. «Ural Mining Invest» - Me- 2. Трубецкой K.H, Пешков A.A., Мацко H.A. Методы

тодические указания по экологической оценке технических оценки эффективности инвестиций горных предпри-

решений в горном производстве. - Екатеринбург, - 1997, ятий//Горный журнал, - №2, - 1993, - с. 3-11.

25 с.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ ------------------------------------------------------------------------------

Бурыкин Сергей Иванович - кандидат технических наук, зав. лабораторией геоэкономических проблем комплексного освоения недр Института горного дела УрО РАН.

© Э.Ю. Черкесова, 2002

YAK 622.3: 338.45

Э.Ю. Черкесова

МЕТОАОАОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕЛРОПОАЬЗОВАНИЯ

В системе эффективного управления экономикой страны проблема создания экономического механизма регулирования недропользования в горнодобывающей промышленности является одной из основополагающих и особенно актуальна в период рыночных преобразований. Значимость минерально-сырьевого комплекса Российской Федерации как важнейшей составляющей национального достояния за годы реформ существенно возросла вследствие усиления сырьевой направленности экономики страны. Потенциальная ценность разведанных запасов полезных ископаемых достигает 30 трлн долл., а прогнозных запасов доходит до 140 трлн долл. Доля России в мировых запасах нефти оценивается в 13 %; газа - 35 %; угля - 10 %; железа -26 %; значительны также запасы руд цветных, редких металлов и других полезных ископаемых. Доля минерально-сырьевого комплекса в ВВП по экспертным оценкам составляет от 30 до 50 %. В структуре российского экспорта минерально-сырьевые продукты и металлы занимают около 80 %. Спад производст-

ва в горнодобывающих отраслях за годы реформ оказался в 1,5 раза ниже, чем по промышленности в целом.

Однако в горнодобывающем секторе экономики накопилось множество проблем, основными среди них являются следующие:

- истощение сырьевой базы, усложнение горно-

геологических и климатических условий разработки месторождений, отставание прироста разведанных запасов от темпов их погашения в недрах;

- неблагоприятный географический фактор, размещение подготовленных запасов в удаленных и труднодоступных регионах страны;

- низкий технический уровень многих горных предприятий, высокая степень износа основных фондов, устаревание технологий;

- недостаток инвестиционных ресурсов и оборотных средств, сохраняющаяся высокая доля неденежных форм расчетов за поставленную продукцию, несовершенство налогообложения недропользователей;

- неблагоприятные экологические воздействия оказываемые горными работами, в том числе загрязнение атмосферы, подземных и поверхностных водных объектов, почвы, изъятие земель и изменение ландшафта.

Решение или, хотя бы, снижение негативных последствий перечисленных и других проблем минерально-сырьевого комплекса требует новых методо-

логических подходов, основанных на управлении отношениями, возникающими в процессе недропользования.

В результате реформирования экономической системы РФ радикально изменились формы собственности и приоритеты хозяйственной деятельности промышленных предприятий. Взаимоотношения между обособленными производителями сырья, получившими полную финансовую самостоятельность, обществом как совокупным потребителем сырья и государством как собственником недр должны регулироваться на строго научной основе при обеспечении приоритета экономических методов.

В настоящее время отношения между участниками недропользования остаются несбалансированными. Платежи за пользование недрами выполняют в основном только фискальную функцию, не стимулируют ресурсосбережение и не учитывают объективные особенности разработки каждого конкретного месторождения. Большинство платежей включаются в себестоимость продукции, что приводит к удорожанию сырья и снижению платежеспособного спроса. Удельный вес природно-ресурсных платежей в структуре доходов консолидированного бюджета РФ хотя и несколько возрос во второй половине 90-х годов, но остается низким - 3,6 %, а доля платежей за использование недр - 2,4 %, что несопоставимо с масштабами доходов, получаемых при эксплуатации природных ресурсов. Необходимо сократить налоговую компоненту в затратах производителей сырья и перенести налоговую нагрузку в основном на прибыль, но при строгом научном обосновании.

Коренная модернизация отношений собственности обусловливает потребность в разработке методологии распределения прибыли между недропользователями и государством как собственником недр в Российской Федерации. Горная рента как часть прибыли, которая возникает под действием объективных факторов разработки месторождения, должна составить стабильный источник пополнения доходов бюджета в форме платежей за пользование недрами. Этим будет обеспечена практическая реализация права государственной собственности на недра. Вместе с тем при начислении платежей будут учтены условия эксплуатации конкретных месторождений полезных ископаемых.

Требуется разработать также методологию сбалансирования экономических интересов производителей и потребителей минерального сырья. В результате должен быть выявлен взаимоприемлемый уровень возмещения полных издержек на производство сырья, который обеспечит достаточное финансирование горным предприятиям, возможность активизации инвестиционного процесса и не превысит допустимую для общества (как совокупного потребителя) цену сырья.

Как известно структура топливно-энергетического баланса в РФ неудовлетворительна, так как доля угля весьма занижена (14 %) и не соответствует ни его громадным запасам в недрах, ни мировой практике. Обеспечение энергетической безопасности страны, в том числе рационализация топливноэнергетического баланса, возможны на пути целе-

направленного регулирования экономических процессов в горнодобывающих отраслях.

Таким образом, создание экономического механизма регулирования недропользования в отраслях горнодобывающей промышленности является актуальной научной проблемой, имеющей важное народнохозяйственное значение.

Экономический механизм регулирования недропользования должен основываться на динамичном взаимодействии процессов согласования интересов производителей и потребителей минеральносырьевых ресурсов, а также управления взаимоотношениями между недропользователями и собственником недр.

Одной из методологических основ разработанного механизма регулирования недропользования в отраслях горнодобывающей промышленности является метод сбалансирования экономических интересов производителей и потребителей минерального сырья. Он состоит в отыскании равновесного состояния системы "горнодобывающая отрасль как совокупность обособленных производителей сырья -общество в целом как совокупный его потребитель". В результате происходит удовлетворение потребности в минерально-сырьевых ресурсах и обеспечивается возможность эффективной работы производителям этих ресурсов. Сбалансирование интересов обеих сторон возможно на пути согласования взаимоприемлемой цены минерального сырья. С одной стороны, общество получает необходимое количество сырья данного вида, оплачивая его объективную сбалансированную цену, а, с другой стороны, производители, продавая свою продукцию по этой цене, имеют необходимые финансовые средства для воспроизводства. На практике это означает, что необходимо найти такую величину полных издержек на производство сырья, которая объективно подлежит возмещению горнодобывающему предприятию со стороны потребителей его продукции. Для решения поставленной задачи разработана экономикоматематическая модель сбалансированной добавленной стоимости (СДС) при производстве минерально-сырьевого ресурса.

Цена единицы минерального сырья с позиций экономических интересов его производителя должна обеспечивать возмещение производственных затрат (С) и получение определенной прибыли (П), достаточной для нормального функционирования хозяйствующего субъекта. Однако на практике прибыль производителя любого товара, в том числе и минерального сырья, представляет собой результат компромисса между данным производителем и обществом, как совокупным потребителем. Поэтому прибыль (и, следовательно, добавленная стоимость) может рассматриваться как переменная величина, которая как раз и устанавливается в процессе сбалансирования экономических интересов сторон.

Нижней границей достаточного для производителя уровня возмещения полных издержек является необходимая цена минерального сырья, которая позволяет возместить производственные затраты и получить необходимую прибыль. В свою очередь, величина необходимой прибыли может определяться

прямым счетом на основе направлений ее расходования (предусмотрев возможность уплаты прямых налогов) или как средняя прибыль на вложенный капитал. В последнем случае необходимая прибыль является нормальной, а цена сырья, учитывающая такую прибыль, - ценой производства.

Вместе с тем достаточный для нормального воспроизводства уровень возмещаемых полных издержек может быть представлен как сумма удельных величин материальных затрат и добавленной стоимости при производстве сырья.

Величина возмещаемых полных издержек на производство сырья, допустимая с точки зрения экономических интересов всего общества, также должна находиться методом добавленной стоимости и может быть определена как сумма материальных затрат и средней величины добавленной стоимости, которую потребитель может и должен оплатить, исходя из макроэкономической ситуации, а также трудоемкости производства сырья.

Для того, чтобы сбалансировать интересы, производителей минерального сырья, с одной стороны, и общества в целом, с другой стороны, следует уравновесить финансовые ресурсы, достаточные для нормального воспроизводства сырья и допустимый для потребителей уровень возмещения полных издержек:

В результате может быть определена величина сбалансированной добавленной стоимости при производстве минерального сырья данного вида. При этом экономические интересы сторон будут соблюдены: горнодобывающие предприятия смогут осуществлять нормальное финансирование воспроизводства, а потребители получат минеральное сырье в требующемся количестве по сбалансированной цене.

Расчеты СДС можно осуществлять, основываясь на двух концепциях сбалансирования экономических интересов сторон в процессе недропользования:

1) признания замыкающих затрат общественно необходимыми в ресурсодобывающей промышленности и обеспечения самофинансирования замыкающих предприятий;

2) возмещения среднеотраслевых затрат на производство минерального сырья и признания их общественно необходимыми.

Для выявления допустимого для общества интервала возмещения полных издержек на производство минерального сырья необходимо применять обе концепции в сочетании. Тогда с помощью первой определяется максимально допустимый уровень возмещения потребителями полных издержек горных предприятий, а с помощью второй концепции - минимально допустимый.

Выбор рекомендуемого уровня возмещения полных издержек из возможного интервала регулирования осуществляется на основе разработанных экономико-математических моделей управления распределением прибыли между недропользователем и собственником недр в соответствии с выбранным методологическим подходом. При этом следует стремиться к тому, чтобы рекомендуемый уровень находился в области сбалансированных полных издержек, которая определяется в диапазоне от необ-

ходимой для нормального воспроизводства величины до максимально допустимой.

Второй методологической основой разработанного механизма регулирования недропользования в отраслях горнодобывающей промышленности является, таким образом, управление распределением прибыли между недропользователем и собственником недр. При этом возможны два методологических подхода.

В соответствии с первым подходом дополнительная прибыль, обусловленная относительно благоприятными природными факторами разработки месторождения направляется в форме платежей за добычу сырья в пользу собственника недр; дополнительная прибыль, связанная с действием инвестиционных и организационных факторов остается в распоряжении производителя (инвестора) и служит источником инвестиционных расходов. Второй методологический подход состоит в том, что в пользу собственника недр взимаются платежи, численно равные сумме прибыли, возникающей под действием природных и инвестиционных факторов. Дополнительная прибыль по организационным причинам остается в распоряжении предприятий и направляется на инвестиции.

Экономико-математическая модель управления распределением прибыли между недропользователем и собственником недр в соответствии с первым методологическим подходом имеет вид:

ZZP»aQii kitvkit + ZZP»QHktvkit ^ At

i=1 k=1 i=1 k=1

Z ZP» aQi kitv kit ^ Bt.

„ i=1 k=1

Здесь t - временной период; i = 1...n - горнодобывающие предприятия; k =1...l - виды минеральносырьевых ресурсов; P - рентная оценка по совокупности факторов, руб/т; AQ] - дополнительный объем добычи минерального сырья, обусловленный лучшими природными факторами разработки месторождения, ед.; AQu - дополнительный объем добычи минерального сырья, обусловленный относительно более благоприятными инвестиционными факторами, ед.; Qн - наименьший объем добычи полезного ископаемого, ед.; vit - коэффициент корректировки, учитывающий отклонение объема товарного (реализованного) минерального сырья от объема его добычи; At - сумма дополнительных инвестиционных ресурсов горнодобывающей отрасли в t-м периоде (сверх нормальной прибыли, заложенной в полных издержках), руб.; Bt - регулируемая величина платежей за добычу полезного ископаемого в t-м периоде по рассматриваемой совокупности горных предприятий, руб.

В данном случае экономический смысл моделей управления распределением прибыли заключается в достижении двух результатов. Во-первых, сумма прибыли, обусловленной инвестиционными и организационными факторами, получаемая горнодобывающими предприятиями, стремится к величине необходимых им инвестиционных ресурсов. Во-вторых, дополнительная прибыль, обусловленная природ-

ными факторами, стремится к регулируемой величине платежей за добычу сырья в бюджет.

Экономико-математическая модель управления распределением прибыли согласно второму методологическому подходу может быть представлена в виде:

Z Z Рk!tQkHtVkit ^ At

* ‘I1 k=1 (2)

ZZP kit (AQI kit + AQII kit)V kit ^ Bt-

„ i=1 k=1

В этом случае экономический смысл моделей состоит в следующем. Во-первых, суммарная дополнительная прибыль по организационным причинам, получаемая производителями минерального сырья, соответствует необходимой им величине дополнительных инвестиционных ресурсов. Во-вторых, сумма прибыли, возникающей из-за относительно благоприятных природных и инвестиционных факторов, стремится к регулируемой величине платежей в пользу собственника недр.

Рекомендуется первый методологический подход выбирать в том случае, когда собственник недр не участвует в инвестировании средств в горное предприятие, а второй - в случае, если собственник недр является инвестором.

Таким образом, платежи за пользование недрами должны определяться на основе принципа дифференциации прибыли, что обеспечит прямую зависимость величины платежей от объективных условий разработки месторождений полезных ископаемых. Для дифференциации прибыли как на уровне отдельного предприятия, так и на отраслевом уровне рекомендуется применять разработанный натурально-стоимостный метод. Этот метод основан на сочетании стоимостного показателя -рентной оценки предприятия - и натурального показателя, которым служит дополнительное количество произведенного сырья, обусловленное благоприятными объективно данными условиями разработки месторождения. Как известно, в РФ провозглашена государственная собственность на недра, поэтому платежи недропользователей направляются в бюджет.

При внедрении в хозяйственную практику разработанной системы регулирования платежей за пользование недрами порядок налогообложения горнодобывающих предприятий уточняется следующим образом. Во-первых, платежи за добычу минерального сырья основываются на дифференциации прибыли недропользователей, то есть получают прочную научную основу. Во-вторых, при расчете налога на прибыль горных предприятий в налогооблагаемую базу не должны включаться платежи за добычу. В-третьих, суммы отчислений

на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налогов в дорожные фонды следует определять по установленным ставкам, применяемым к стоимости реализованной продукции за вычетом платежей за добычу полезного ископаемого.

С целью снижения налоговой нагрузки отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы могут быть отменены. Дополнительные инвестиционные ресурсы, появляющиеся в распоряжении недропользователей в результате управления распределением прибыли, могут направляться, в том числе, для финансирования геологоразведочных работ. Вместе с тем доходы бюджета не снизятся, так как будет иметься стабильный источник их пополнения в форме получивших прочную научную основу платежей за пользование недрами.

Третьей методологической основой экономического механизма регулирования недропользования выступает обоснование оптимальной полноты извлечения запасов полезного ископаемого из недр. Для этого разработана экономико-математической модель, в которой целевой функцией является максимизация суммарной прибыли от реализации минерального сырья, остающейся в распоряжении производителя после внесения платежей за пользование недрами. Предлагаемый критерий оптимальности стимулирует рациональное недропользование (так как при отработке только лучших участков месторождения значительно возрастают платежи), а также проведение природоохранных мероприятий (так как связанные с ними затраты признаются объективно необходимыми и приводят к снижению платежей). Таким образом, становится возможным сочетание принципов экономической эффективности и рационального природопользования.

Изложенные методологические основы позволяют сформировать экономический механизм регулирования недропользования в отраслях горнодобывающей промышленности, обеспечивающий согласование интересов горных предприятий как производителей минерального сырья, общества как совокупного его потребителя и государства как собственника недр в Российской Федерации. При этом в полной мере сохраняется свобода рыночного поведения производителей минерального сырья. Потребители получают нужное количество сырья, возмещая через его цену допустимую для общества величину полных издержек, которая в то же время обеспечивает нормальное финансирование воспроизводства. Реализуется право государственной собственности на недра через стабильное поступление в бюджет научно обоснованных платежей недропользователей.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Черкесова Эльвира Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент Шахтинского института Южно-Российского государственного технического университета, докторант Московского государственного горного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.