Научная статья на тему 'Методологические основы анализа трансформации глобальных цепочек стоимости в ходе неоиндустриализации'

Методологические основы анализа трансформации глобальных цепочек стоимости в ходе неоиндустриализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / НОВАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ЦЕПОЧКИ СТОИМОСТИ / АДДИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ / УМНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / NEOINDUSTRIALIZATION / NEW INDUSTRIAL REVOLUTION / GLOBAL VALUE CHAINS / ADDITIVE TECHNOLOGIES / INTERNET OF THINGS / SMART MANUFACTURING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толкачев С. А., Тепляков А. Ю.

Главным инструментом анализа мировой системы разделения труда являются глобальные цепочки стоимости (ГЦС). Новая промышленная революция, развертывающаяся в мировой экономике, приведет к качественным изменениям в формате и протяженности ГЦС. Важнейшими компонентами новой промышленной революции (неоиндустриализации) являются аддитивные технологии и промышленный интернет. Аддитивные технологии способствуют кастомизации производства, становлению производственной парадигмы «глобальный дизайн локальное производство». «Интернет вещей» стимулирует распространение кибернетических методов управления на всех этапах жизненного цикла продукции. Возникновение интеллектуального производства может привести к радикальным изменениям в ГЦС сокращению количества звеньев и переформатированию структуры цепочек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Толкачев С. А., Тепляков А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological basics of analysis of global value chain transformation during neoindustrialization

Global value chains (GVC) constitute the main instrument for the analysis of the world division of labor. The New Industrial Revolution in the world economy will result in qualitative changes in GVC format and extent. The most important components of the New Industrial Revolution, or neoindustrialization, are additive technologies and Industrial Internet. Additive technologies promote production customization and the establishment of a new production paradigm: «global design local production». The Internet of Things stimulates the proliferation of cybernetic methods of full-cycle production management. The emergence of «smart manufacturing» can lead to radical changes in the GVC, such as the reduction in the number of links and restructuring of chains.

Текст научной работы на тему «Методологические основы анализа трансформации глобальных цепочек стоимости в ходе неоиндустриализации»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

С. А. Толкачев1, А. Ю. Тепляков2

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ТРАНСФОРМАЦИИ ГЛОБАЛЬНЫХ ЦЕПОЧЕК СТОИМОСТИ В ХОДЕ НЕОИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ3

В настоящее время происходит интенсивное формирование технологий шестого технологического уклада с постепенным переходом к стадии полномасштабного внедрения в производство. Мы охарактеризовали данный процесс как неоиндустриализацию [1], выделили его основные компоненты (3D-принтинг, промышленный интернет, роботизация) и выявили движущие силы.

Глобальные цепочки стоимости: взлет и коррекция концепции

В процессе неоиндустриализации возникают новые формы организационно-экономических и социально-экономических отношений. В связи с развитием альтернативных источников энергии и уменьшением масштабов производства в рамках одной производственной единицы снижается (или вовсе исчезает) экономическая зависимость новых индустриальных предприятий от монопольных инфраструктурных компаний. Широкое внедрение гибких производственных систем вкупе с динамично изменяющимся спросом подрывает значение положительного эффекта масштаба - новые индустриальные предприятия постепенно перестают ориентироваться на данный принцип как на определяющий в конкурентной борьбе. Рост наукоемкости производства, внедрение роботизированных производственных линий приводит не только к сокращению занятости вообще, но и к снижению спроса на низкоквалифицированную рабочую силу, размыванию граней между трудом инженера, техника и рабочего.

1 Сергей Александрович Толкачев, первый заместитель декана факультета государственного управления и финансового контроля Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, д-р экон. наук, профессор.

2 Артем Юрьевич Тепляков, ведущий научный сотрудник Центра макроэкономических исследований Института экономической политики и проблем экономической безопасности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, канд. экон. наук.

3 Статья подготовлена в рамках Международного конкурса РГНФ - Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований (БРФФИ), проект № 16-22-01006 «Воздействие неоиндустриализации на изменение места и роли российских и белорусских предприятий в глобальных цепочках стоимости».

В то же время широкомасштабное внедрение технологий аддитивного производства, промышленного интернета, роботизации, новых источников энергии не только революционизирует промышленное производство, но и ведет к радикальной трансформации глобальных цепочек стоимости (ГЦС) - основы современной модели международного разделения труда и механизма управления промышленным ландшафтом каждой страны мира.

Под термином цепочка добавленной стоимости понимается последовательность основных бизнес-функций (или стадий производственного цикла): проектирования, производства, маркетинга, дистрибуции и послепродажного обслуживания потребителя. О значимости ГЦС говорит тот факт, что, например, в 2012 г. более 60 % мировой торговли (объем которой составил около 22 трлн долларов) пришлись на торговлю промежуточными товарами или услугами, используемыми на различных стадиях процесса производства товаров и услуг для конечного потребления. Только за одно десятилетие (1995-2005 гг.) доля стоимости импортных компонентов в стоимости экспортной продукции для многих стран существенно возросла: для Израиля, Чешской Республики, Люксембурга - примерно на 20 %; для Китая, Тайваня, Польши, Словакии, Греции - на 10.. .15 %; для Германии, Франции, Японии, Индии, Турции - на 7.. .8 % [2].

Движущими силами создания ГЦС во всем мире являются инвестиционные решения транснациональных компаний (ТНК), связанные с привлечением независимых подрядчиков и офшорными операциями. Последние несколько десятилетий логика индустриального развития требовала, чтобы ТНК активно интегрировались в глобальные цепочки стоимости, характерные для отживающей стадии промышленного развития, именуемой пятым технологическим укладом (ТУ) (С. Ю. Глазьев) либо Индустрией 3.0 (германские промышленные ассоциации). Формирование ГЦС нового поколения поднимает множество теоретических и практических вопросов, связанных с выбором вектора наиболее эффективной модели интеграции национальных предприятий в новую систему международного разделения труда. Выполняются исследования по самым различным аспектам: понимание мотивов и действий компаний; использование промышленной политики; роль услуг и логистики в функционировании ГЦС; влияние региональных торговых соглашений на ГЦС [3], эволюция правил ВТО в связи с модификацией ГЦС [4] и др.

Глобальные цепочки стоимости - это не просто сравнительно новый феномен международного разделения труда, это принципиально новая парадигма исследований международного бизнеса и формирования национальных промышленных политик. Прежние инструменты стимулирования промышленной деятельности становятся неэффективными. Например, традиционная протекционистская политика может принести большой ущерб стране, экспорт которой существенно зависит от импортных компонентов. С учетом сложности ГЦС воздействие государства на экономических агентов должно быть более избирательным, тонким, умным.

Эта новая реальность нашла отражение в статистике, которая до недавнего времени приписывала полную коммерческую стоимость товара (или услуги) последней стране в экспортной цепочке, преувеличивая таким образом коммерческую важность конечного производителя. Осознавая потребность в адаптации к изменениям в системе торговых отношений, ВТО совместно с ОЭСР инициировали публикацию международной торговой статистики, основанной на добавленной стоимости, с ее разбивкой на каждом этапе производственной цепочки и измерением вклада каждого партнера [5].

При анализе феномена ГЦС используются методологии:

• теорий эндогенного экономического роста, включающих концепции технологических укладов (С. Ю. Глазьев, В. Н. Шимов) и технологий широкого применения (Б. Йованович, В. М. Полтерович);

• экономики метапредприятий и глобальных промышленных сетей (К. Арнольд, Р. Родригез);

• мир-системного подхода И. Валлерстайна;

• статистического исследования глобальных цепочек создания стоимости на основе интегрированных таблиц «затраты - выпуск» Trade in Value Added - TiVA;

• прогнозирования социально-экономического и научно-технического развития и другие.

К зарубежным исследователям этого феномена можно отнести К. Арнольда, Г. Джереффи, M. Каваками, Р. Каплински, Р. Родригеза, T. Стержена, Ш. М. Стефен-сона и др. Наиболее известными организациями, работающими в данном направлении, являются Institute of Development Studies (IDS, Великобритания) и United Nations Industrial Development Organization (UNIDO, ООН). На основе анализа работ указанных авторов можно сделать вывод о наличии высокой корреляции между процессами современной неоиндустриализации и формирования ГЦС нового поколения. Данная связь должна учитываться правительствами при формировании адекватного типа промышленной политики, которую в целях повышения ее эффективности необходимо координировать с другими государствами - партнерами по формированию ГЦС.

Кроме того, успешное решение задач исследования позволит отказаться от традиционной методологической дихотомии «экспортная ориентация - импортозаме-щение», жестко задающей целевые ориентиры промышленной политики, и перейти к более продуктивному подходу - рассмотрению промышленной политики в контексте перспектив экспансии национальных предприятий в ГЦС.

Включенность национальной экономики в ГЦС, как правило, определяют исходя из двух аспектов:

1) «участие компонентами» (backward participation) - доля импортных компонентов, используемых для производства экспортной продукции;

2) «участие продукцией» (forward participation) - доля экспортируемых национальных компонентов, используемых в производстве в других странах.

Анализ экономики России и ее ближайшего торгового партнера Белоруссии показывает, что российские и белорусские предприятия в разной степени интегрированы в современные ГЦС. Расчеты, выполненные П. А. Кадочниковым на основе Global Trade Analysis Project (GTAP) и матриц «затраты - выпуск», показывают, что общий (суммарный) индекс участия в ГЦС Белоруссии составляет 68,96 % (60,2 % на этапе backward participation и 8,76 % на этапе forward participation); для России аналогичный индекс эквивалентен 48,06 % (9,36 и 38,7 % соответственно) [6].

Иными словами, белорусские предприятия в гораздо большей степени выступают в качестве производителей конечных товаров и используют внешнеэкономические связи для поставок сырья и компонентов. Российские же предприятия, будучи в целом менее интегрированными в ГЦС (что объясняется большим масштабом экономики), в основном сами играют роль поставщиков промежуточной продукции для глобальных ТНК. При этом более высокий фактический уровень включенности белорусских предприятий в ГЦС за счет таких отраслей, как производство кокса и нефтепродуктов, машиностроение, производство транспортного оборудования, химическая промыш-

ленность, черная металлургия, во многом обеспечивается высокой добавленной стоимостью приобретаемых российских товаров промежуточного потребления.

ГЦС и аддитивные технологии

Многие западные эксперты уверенно говорят о прорывном потенциале аддитивных технологий. 3D-технологии обладают наиболее прорывным потенциалом для будущих бизнес-моделей в обрабатывающей промышленности за счет формирования и разрастания программных платформ, которые будут координировать 3D-экосистемы [7].

Эд Бернстейн (президент Института промышленных исследований) и Тэд Фар-рингтон в статье «Приведет ли развитие 3D-технологий к коллапсу традиционной промышленности?» в «Гарвард бизнес ревью» [8] положительно отвечают на поставленный вопрос. Некоторые эксперты считают, что 3D-технологии являются такими же фундаментальными прорывными технологиями, изменяющими «правила игры», каковыми выступили в свое время паровой двигатель и телеграф [9].

Развитие аддитивных технологий и утверждение новой парадигмы «глобальный дизайн - локальное производство» (вместо существующей «локальный дизайн - глобальное производство») приведет к сокращению спроса на растущий спектр готовой продукции, тем более на огромный спектр промежуточной продукции высокой степени обработки.

«Субтрактивное» производство обречено на утрату конкурентных преимуществ, связанных с дроблением производственного процесса на все более мелкие стадии и ростом производительности труда за счет специализации труда и машин. Новая философия производственного процесса (аддитивное производство) построена на иных фундаментальных принципах. Она концентрирует и материализует интеллектуальный ресурс в ключевых областях (сам 3D-принтер с программным обеспечением плюс расходные материалы к нему) и делает ненужной всю прочую производственную инфраструктуру, разросшуюся за счет углубления разделения труда.

Существующая модель производства базируется на крупномасштабных предприятиях, связанных глобальными цепочками поставок по всему миру. 3D-технологии изменяют лицо совместного дизайна и производственного процесса, сокращают время доставки продукции до потребителей, ведут к массовой персонализации производства.

Идеологи обанкротившейся концепции постиндустриальной экономики любили указывать, что развитые страны в русле так называемой экономики знаний удерживают на своей территории наиболее наукоемкие виды деятельности (НИОКР, дизайн, управление логистикой и пр.), а собственно производство как второсортный вид деятельности могут распределять по развивающимся странам (в зависимости от цен на рабочую силу, энергию и прочие компоненты инвестиционного климата). Крупнейшие ТНК добивались таким образом сокращения удельных издержек на производство, продолжая извлекать эффект масштаба и паразитируя на своем превосходстве в области маркетинга и управления сложноорганизованным производством с высокой степенью разделения труда.

Новая производственная парадигма, провозвестником которой является 3D-революция, разрушает многовековую империю «эффекта масштаба», вытесняет грандиозную систему углубления разделения труда как основу конкурентоспособности производственной деятельности. На наш взгляд, парадигма «глобальный дизайн -локальное производство» более точно отражает суть интеллектуального подхода к производственной деятельности. Глобализация дизайна за счет развития инфоком-

муникационных технологий позволяет задействовать креативный потенциал миллионов людей в сфере разработки новых изделий с максимально кастомизированным дизайном в соответствии с дифференцированными запросами потребителей в разных регионах мира. Производство перестает быть сложнейшей управленческой системой, основанной на длинной технологической и логистической цепочке поставщиков и потребителей промежуточной продукции.

Различие между старой и новой производственными парадигмами представлено на рисунке. Старая парадигма характеризуется многоуровневой системой поставщиков Р Р Р .. для производителя конечной продукции Р который продает продукцию конечным потребителям С. Центр дизайна Б имеет дело только с производителем Р1, который доводит технические задания до своих поставщиков. Новая парадигма будет означать сетевую кооперацию центров дизайна Б, каждый из которых сможет транслировать по тем же сетям технологию производства в виде программных кодов многочисленным локализованным производителям. Последние ориентируются на конкретных потребителей с индивидуализированными запросами.

Производственные парадигмы: а - старая (субтрактивная); б - новая (аддитивная)

3D-принтинг открывает новые подходы в дизайне и радикально меняет производственный процесс. Например, в известном «напечатанном» автомобиле Urbee, который выпустила компания Stratasys, был применен революционный подход к дизайну бампера. Вместо использования от 300 до 500 зажимных приспособлений и деталей была применена конструкция «кость птицы». Это обеспечило прочность конструкции за счет интеграции нескольких сотен отдельных деталей в единый узел. А компания General Electric к 2016 г. намерена использовать в своих авиационных двигателях 19 «напечатанных» топливных форсунок. Новый дизайн форсунок консолидирует в одном производственном процессе десятки различных деталей и соответствующих процессов [10].

ГЦС и умное производство

Со времен Генри Форда, внедрившего конвейерную сборку, скорость является основным критерием производственного процесса в обрабатывающей промышленности. Но четвертая промышленная революция создает условия для распространения данного критерия не только на сборочное производство, но также на разработку и модификацию продукции, логистическое обеспечение компонентами, послепродажное обслуживание. Тогда жизненный цикл продукта становится объектом управления с критериальными характеристиками, которые раньше были присущи только финальной сборочной линии. Ускорение сроков внедрения новой продукции связано с тем, что все большая часть жизненного цикла продукции на предпроизводственной стадии (разработка, тестирование, инжиниринг) сдвигается в виртуальную сферу. Первые компании, вставшие на путь «цифровизации», показывают сокращение времени доставки кастомизированной продукции заказчику на 50 %.

Суть новой промышленной революции (неоиндустриализации) заключается в тотальном внедрении электронных устройств не только в процессы финансового управления компаниями (это произошло на предшествующем этапе технологического развития), но и непосредственно в производство и сопряженные с ним процессы дизайна, разработки, дистрибуции и послепродажного обслуживания продукции. Данный компонент неоиндустриализации обозначается терминами интернет вещей, промышленный интернет, умное производство, цифровая фабрика, интеллектуальное производство и др.

В одной из статей мы охарактеризовали отличие германской модели промышленного интернета от американской модели интернета вещей [11]. Германскую модель можно назвать концепцией умной фабрики или умного производства (smart manufacturing). В эпоху Индустрии 4.0 каждый завод будет оснащен интеллектуальной системой, которая с помощью датчиков осуществляет сбор данных о функционировании машин и может их проанализировать. Таким образом система в реальном времени знакомится с работой механизма. Кроме того, она может выполнить анализ данных о действиях потребителей и произвести оптимальное управление товаром на протяжении всего производственного срока (от планирования дизайна до продажи). Главные особенности Индустрии 4.0 - внедрение более автоматизированного производственного оборудования, оживление производственного менеджмента, предоставление заводам возможности основываться на прогнозировании рынка, ускорение монтажных мероприятий, умное производство и максимально быстрое удовлетворение запросов потребителей [12].

Обрабатывающая промышленность должна реагировать на изменчивый потребительский спрос. Потребители становятся все более требовательными, им нужен про-

дукт, отвечающий их исключительным нуждам. Этот процесс называется кастомиза-цией. И, разумеется, потребитель не желает нести потери из-за поломок и простоев приобретенного оборудования. Для лучшего удовлетворения потребностей клиента производители уже давно используют компьютеризированные системы управления обслуживанием (computerized maintenance management systems - CMMS), позволяющие отслеживать работу оборудования и предупреждать поломки и отказы. Выгоды для клиентов очевидны - сокращение затрат на ремонт, снижение издержек на обслуживание оборудования, оптимизация затрат на рабочую силу.

Развитие интернета вещей, или цифровизация производственных процессов, обещает добавить к американскому ВВП 2,2 трлн долларов к 2025 г. Промышленность выиграет от сокращения времени на разработку продукции и потерь времени на ремонт, улучшения степени использования оборудования и материалов, большей гибкости. Благодаря модернизации производственной базы появятся новые «высококвалифицированные» рабочие места с потенциалом совершенствования на основе непрерывного обучения по STEM-программам (наука, технологии, инжиниринг, математика) [13]. Воздействие интернета вещей на обрабатывающую промышленность через развитие коммуникации машин М2М и сбора «больших» данных поистине революционно.

Умное производство предполагает создание среды, где вся информация - от фабричного станка до цепочки поставок - доступна в режиме реального времени. Отслеживая текущее состояние капитальных активов, технологических процессов, ресурсов и готовой продукции, менеджмент сможет улучшать бизнес-процессы, тем более что рутинные управленческие решения примут сами автоматизированные устройства.

На умном производстве (цифровой фабрике) машины нужны не только для производства изделия, они будут сами оценивать и сравнивать изделия с дизайнерским образцом и вносить изменения в электронном режиме; отпадет потребность в экспериментальном производстве с его многочисленными ошибками. Машины сами загрузят и передадут информацию в режиме реального времени в аналитические центры.

В целом, умное производство - это новая среда для принятия решений, которая создает возможности для проактивной и автономной аналитической деятельности, позволяющей системе самонастраиваться и самоисцеляться. Умное производство, позволяя предсказывать и расшивать «узкие места» до их появления, трансформирует бизнес-процессы компаний из реактивного в проактивное состояние, способствует лучшему удовлетворению клиентов.

За счет переноса основной управленческой деятельности с уровня цеха (завода) на уровень фирмы в целом повышается стратегичность управления предприятием, при этом вопросам совершенствования ГЦС будет уделено еще больше внимания. Например, по данным PricewaterhouseCoopers, компании, которые рассматривают цепочки поставок как стратегический актив, работают на 70 % эффективнее конкурентов.

Менеджер «Сименс» Саша Фишер считает, что время господствовавших в мире машиностроения идей аутсорсинга и цепочек поставок заканчивается. Обрабатывающая промышленность подошла к эпохальной развилке. Происходит исчезновение «родового» или «племенного» знания, присущего каждой отдельной фирме. На смену прежней модели компетенций фирм приходят информационно-технологические решения, встроенные повсюду, начиная от машинных контроллеров и заканчивая смартфонами [14].

И хотя, согласно опросу агентства Гартнер, 40 % организаций верят, что интернет вещей (Internet of Things - IoT) окажет значительное воздействие на индустрию в тече-

ние ближайших трех лет, совсем немного американских компаний приступили к реальным шагам по внедрению интернета вещей в производственные процессы. Но среди них есть такие системообразующие компании, как «Дженерал Электрик», которая приступила к выпуску линейки продуктов «Бриллиантовое оборудование» - нового поколения машин, оснащенных сенсорами и датчиками, осуществляющими электронное управление эксплуатацией. Например, локомотив нового поколения имеет более 200 сенсоров, продуцирующих свыше 1 миллиарда операций в секунду. Вся информация в режиме реального времени поступает в центр контроля за движением, где компания проводит непрерывный аналитический мониторинг для оптимизации эксплуатационных характеристик локомотива в части потребления энергии, уровня загрузки и пр.

Чтобы производить подобные «умные» изделия, сама компания должна выполнить программу перестройки всего заводского хозяйства, а это 450 заводов в 175 странах и более 300 тысяч работников. Осуществление глобальной реорганизации этой промышленной империи на основе интернета вещей, т. е. создание новой сети «бриллиантовых предприятий», оснащенных новейшими производственными технологиями, способными использовать поток промышленной информации в режиме реального времени, - это титаническая задача из разряда «миссия невыполнима».

Для реализации пилотного проекта был выбран завод по производству газовых турбин в Гринвилле (Южная Каролина). В одну производственную ячейку были объединены с помощью сенсоров только несколько единиц производственного оборудования одного типа, чтобы понять, как эти машины выполняют свою работу и как операторы взаимодействуют с ними. В течение трех месяцев производственная ячейка показала 25 %-ный рост производительности [15].

Таким образом, у нас есть основания предполагать, что воздействие интернета вещей на реорганизацию ГЦС будет проходить по следующим направлениям:

1. Резкий рост аналитической информации на всех стадиях жизненного цикла продукции и повсеместное использование кибернетических средств обработки этой информации ускорят процессы перестройки ГЦС, выявления и замены неэффективных звеньев. Этот процесс, получивший название решоринг, уже идет в США, и это не только возврат на территорию страны производственных предприятий, но и пересмотр страновой конфигурации поставщиков в целом. В частности, по мере распространения интернета вещей будет несомненно усилен тренд на перевод предприятий из Юго-Восточной Азии в Мексику в целях сокращения логистических затрат.

2. «Цифровизация» производства в рамках заводских комплексов или территориально близко расположенных производственных предприятий крупных компаний должна привести к отказу от излишнего аутсорсинга за счет роста внутризаводской производительности труда. Еще в 1970-е гг. применение автоматизированных систем управления (АСУ) на производстве содержало значительные резервы эффективности. Например, мой отец А. С. Толкачев в кандидатской диссертации (1976 г.) рассчитал, что за счет внедрения АСУ эффективность загрузки производственных мощностей по выпуску электрощеток настолько возрастет, что из трех существовавших в СССР заводов один окажется лишним. Спустя 40 лет, с приходом интернета вещей и проникновением кибернетических технологий во все этапы жизненного цикла продукции резервы роста производительности труда должны быть несоизмеримо выше. Следовательно, нет необходимости использовать аутсорсинг в качестве основного инструмента роста производительности, как это происходило на протяжении последних 30 лет эпохи глобализации.

3. Интернет вещей вместе с аддитивными технологиями способствует кастоми-зации производства - выпуску продукции под индивидуальный заказ с последующим индивидуализированным обслуживанием клиента. При тотальном распространении этого формата производства исчезает сам смысл словосочетания ГЦС применительно к содержанию термина глобальный. Все цепочки наращивания добавленной стоимости становятся ориентированными не на массового планетарного потребителя, а на конкретные группы потребителей, вплоть до отдельных физических лиц. Соответственно ГЦС должны будут трансформироваться в локальные или кастомизированные цепочки добавленной стоимости.

Список литературы

1. Побываев, С. А. Переход к неоиндустриализации России: повестка дня и анализ вариантов / С. А. Побываев, С. А. Толкачев // Экономическое возрождение России. - 2016. - № 1.

2. Transforming Economies. Making industrial policy work for growth, jobs and development / J. M. Salazar-Xirinachs [etc.]; International Labour Organization. - Geneva, 2014. - P. 158.

3.Стефенсон, Ш. М. Глобальные цепочки создания стоимости: новая реальность международной торговли / Ш. М. Стефенсон // International Centre for Trade and Sustainable Development. - 10.06.2015. - http://www.ictsd.org/ bridges-news/мосты/news/глобальные-цепочки-созда-ния-стоимости-новая-реальность-международной. Дата обращения: 16.05.2016.

4. Мурадов, К. Россия-АСЕАН: Торговля и глобальные производственные цепочки / К. Мурадов // Мировая экономика и международные экономические отношения. - 2015. -№ 8. - С. 25-39.

5. Trade in Value Added - October 2015 / OECD.Stat. - http://stats.oecd.org/Index. aspx?DataSetCode=TIVA2015_C1 Дата обращения: 16.05.2016.

6. Кадочников, П. А. Перспективные вопросы расширения участия России в глобальных цепочках добавленной стоимости / П. А. Кадочников // Российский внешнеэкономический вестник. - 2015. - № 2. - С. 9.

7. URL:https://hbr.org/2015/05/the-time-to- think- about- the- 3d- printed- future- is- now&cm_ sp= Article-_-Links-_-Top%20of%20Page%20Recirculation

8. URL: https://hbr.org/2014/01/will-3-d-printing-cause-traditional-manufacturing-to-collapse

9. URL: http://www.industryweek.com / emerging- technologies/ 3-d- printing- could- herald-new-industrial-revolution

10. Hessman, T. Rethink Everything: 3-D Printing and the Product Design Revolution / T. Hessman // IndustryWeek. - 2014. - Aug. - 25.

11. Толкачев, С. А. Две модели неоиндустриализации: Германия - «Индустрия 4.0», США - «Промышленный интернет» / С. А. Толкачев // Экономист. - 2015. - № 9.

12. Четвертая индустриальная революция, или Индустрия 4.0. URL: http://bllk.info/ 2015/ 04/ 24/industry-4-0/ Дата обращения 20.05.2016.

13. Batra, R. HANNOVER MESSE: US Manufacturing Is Resilient, Innovative, Increasingly Digital / R. Batra // Industry Week. - 2016. - Apr. 18.

14. Fischer, S. If the World Really Is Flat, We Need a New Outlook on the Horizon / S. Fischer // Industry Week. - 2016. - Apr. - 14.

15. Hessman, T. Brilliant: How GE is Leading Manufacturing's Digital Revolution / T. Hessman // Industry Week. - 2016. - May. - 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.