Научная статья на тему 'Методологические основы анализа себестоимости продукции на предприятии'

Методологические основы анализа себестоимости продукции на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
500
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
COSTS / EXPENSES / CALCULATION COSTS / COST OF PRODUCTION / COST MANAGEMENT / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозов Владимир Александрович

Основной целью анализа затрат на производство продукции является выявление и оценка резервов сокращения себестоимости. Анализ затрат на производство и реализацию продукции представляют собой объективно необходимый элемент управления производством, в том числе и затратами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Морозов Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы анализа себестоимости продукции на предприятии»

УДК 330.44 Экономические науки

Морозов Владимир Александрович, студент4 курса специальности «Экономическая безопасность» ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный

университет им. Н.П. Огарёва»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Аннотация: Основной целью анализа затрат на производство продукции является выявление и оценка резервов сокращения себестоимости. Анализ затрат на производство и реализацию продукции представляют собой объективно необходимый элемент управления производством, в том числе и затратами.

Ключевые слова: расходы, затраты, калькулирование затрат, себестоимость продукции, управление затратами, устойчивое развитие.

Summary: The main purpose of the analysis of the cost of production is the identification and estimation of reserves of cost reduction . Analysis of the cost of production and sales are objectively necessary element of production management, including cost.

Keywords: costs, expenses, calculation costs, cost of production, cost management, sustainable development.

На любом этапе жизненного цикла компании неизменно существует задача учета, анализа и управления затратами. В учете затрат всегда актуальным является вопрос как правильно их посчитать. Для решения первостепенных задач предприятия - сколько нужно продавать и по какой цене, чтобы данный продукт приносилкомпании прибыль - необходимо посчитать, во что ему обходится производство одной единицы продукции, то есть посчитать ее себестоимость.

Экономика коммерческой организации, как и любой другой предпринимательской структуры, строится на принципах соизмерения в денежной форме доходов от производственной деятельности и расходов,

связанных с ее осуществлением. Соизмерение доходов и расходов позволяет оценить эффективность работы организации. Исследование и оценка эффективности управления затратами и расходами является важной функцией управления производством, так как снижение данных экономических показателей приводит к увеличению прибыли продукции. В настоящее время руководители предприятий уделяют особое внимание калькулированию себестоимости продукции, величина которой обратно пропорциональна величине прибыли (при условии, что цена продукции не изменится). Чем ниже себестоимость, тем выше прибыль - данный аспект является главным показателем эффективности деятельности, что немаловажно для любого предприятия. Поэтому большая часть усилий руководства направлена на снижение затрат и расходов, непосредственно связанных с производством готовой продукции.

Актуальность вопроса анализа себестоимости продукции на промышленном предприятии обусловлена тем, что достижение доминирующих позиций над конкурентами сегодня возможно только при более низкой себестоимости выпускаемой продукции. Управление затратами на предприятии представляет собой непрерывный процесс их учета, анализа, планирования и контроля, результатом которого является выработка управленческих решений, направленных на оптимизацию затрат и их снижение.

В современном мире каждое предприятие стремиться быть экономически эффективным. Достичь этого можно при правильном управлении производством, при котором затраты на производство минимальны, а прибыль максимальна. Выраженные в денежной форме затраты предприятия представляют собой себестоимость. Себестоимость является важным показателем эффективности.

У экономистов существуют различные интерпретации терминов «расходы» и «затраты», которые. Для наглядности следует привести несколько определений известный авторов. Так например В. Б. Ивашкевич

говорит, что это выраженные в натуральной и денежной формах совокупные издержки живого и овеществленного труда в процессе предпринимательской деятельности в течение определенного периода времени. А В. Г. Лебедев утверждает, что это экономический показатель, характеризующий в денежном выражении объем ресурсов за определенный период времени, использованных на производство и сбыт продукции, и отражающий их в составе себестоимости продукции, работ и услуг. Рассмотрев их интерпретации «затрат», можно предложить своё видение данного термина. Затраты - это денежная оценка ресурсов, использованных для производства и продажи готовой продукции, работ, услуг за определенный период времени.

Теперь следует дать определение понятия себестоимость продукции. Себестоимость продукции - это комплексное понятие, которое зависит от довольно большого количества факторов, которые принято делить на две большие группы: факторы внутренние и внешние. К последним, в качестве примера, можно отнести: изменение цен на сырье, на станки и бензин, которые необходимы для выпуска, а также различного характера взносы и платы. Под внутренними факторами подразумеваются: увеличение темпов производства с помощью повышения производительности трудовых кадров, максимальное уменьшение брака и снижение потребления сырья.

Для того чтобы снизить себестоимость, на предприятии необходимо разработать программу, которая, в свою очередь, должна носить комплексный характер. Данная программа должна учитывать все факторы, влияющие на снижение себестоимости продукции. Сущность и содержание комплексной программы по снижению себестоимости зависят от деятельности конкретного предприятия, состояния на текущий момент и перспективы его развития в будущем. Тем не менее, в комплексной программе в общем виде я хотел бы выделить некоторые направления снижения себестоимости. В первую очередь повышение технического уровня производства, внедрение новой, прогрессивной технологии, а так же механизация и автоматизация производственных процессов. Затем следует улучшить использования и

применение новых видов сырья и материалов - комплексное применение сырья и материалов. В конце следует улучшение использования основных средств, уменьшение транспортных расходов и изменение объема и структуры ассортимента и номенклатуры услуг, а так же увеличение объема реализации услуг, повышение их качества. Считаю необходимым также отметить, что планирование и реализация лишь отдельных мероприятий по снижению себестоимости дают определенный эффект, но не решают все проблемы.

Теперь для наглядности следует показать методы и провести анализ себестоимости выпущенной продукции любого предприятия. Примером выберу ОАО «Ламзурь». Для расчета цен на продукцию, реализуемую на рынке города Саранска, ОАО «Ламзурь» использует затратное ценообразование, а именно метод полных затрат. Помимо затратного метода ценообразования, ОАО «Ламзурь» использует метод, учитывающий конкурентное положение его товаров, а также всю конкурентную ситуацию на рынке, - метод расчета цен с ориентацией на цены фирм-лидеров. Данный метод используется на зарубежных рынках, где представлено большое количество производителей кондитерской продукции.

Эффективность ценообразования проверяется тем, насколько успешно реализуется товар по намеченной цене, а также с точки зрения того, как цены влияют на уровень рентабельности. На продукцию исследуемого предприятия происходит постоянный рост спроса, то есть ценовая политика в данном направлении эффективна, однако отсутствует стабильное увеличение показателей рентабельности, следовательно, относительная эффективность работы ОАО «Ламзурь» находится на низком уровне и ценообразование в этом направлении не является эффективным.

Ниже приведен анализ расходов на производство глазированных конфет, которые составляют 60% объемов производства ОАО «Ламзурь».

Статьи затрат Затраты на 10 кг продукции, руб. Структура затрат, %

Факт за План за Факт за Отклонения Факт за План Факт Отклонения

пред.год отчет год отчет год От тред.года От плана тред.год за отчет год за отчет год От ред.года От плана

Основные материалы 854,19 897,74 926,87 +72,68 +29,13 46,9 41,0 39,8 -7,1 -1,2

Основная з/плата 161,71 186,68 183,09 +24,97 -3,59 8,9 8,5 7,9 -1 -0,6

До по лните ль ная з/плата 11,4 15,67 22,04 + 10,64 +6,37 0,6 0,8 0,9 +0,3 +0,1

Отчисления соц. страх 59,04 69,25 67,07 +8,03 -2,18 3,2 3,2 3,0 -0,2 -0,2

Топливо 90,12 61,88 69,03 -21,09 +7,15 4,9 2,8 2,9 -2 +0,1

Общепроизводст венные расходы 384,82 645,84 758,85 +374,03 +113,01 21,2 29,5 32,5 + 11,3 +3

Общехозяйствен ные расходы 206,24 264,98 278,12 +71,88 + 13,14 11,4 12,1 11,9 +0,5 -0,2

Потери от брака 0,68 - 0,06 -0,62 +0,06

Производственн ая себестоимость 1768,20 2142,04 2305,13 +536,93 +163,09 97,1 97,9 98,9 + 1,8 + 1

Внепроизводств енные расходы 53,5 45,67 24,83 -28,67 -20,84 2,9 2,1 1,1 -1,8 -1

Полная себестоимость 1821,7 2187,71 2329,96 +508,26 142,25 100 100 100 - -

Приведенные данные показывают, что перерасход затрат от плана произошел по всем статьям, за исключением основной заработной платы с отчислениями на социальное страхование и внепроизводственным расходам. Особенно большой перерасход допущен по материальным затратам и общепроизводственным расходам. Поскольку эти затраты занимают наибольший удельный вес в себестоимости необходимо установить причину данных перерасходов с целью их исключения.

Из полученных результатов анализа следует, что необходимо изыскивать резервы снижения издержек производства, за счет сокращения постоянных (общепроизводственных и общезаводских), переменных расходов (материальных и трудовых).

Библиографический список

1. Аверина О.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной

деятельности / Аверина О.И., Москалева Е.Г., Челмакина Л.А., Давыдова В.В.,

Лушенкова Н.И., Саранцева, Е.Г., Горбунова Н.А., Лезина Е.Г., Меркулова И.Ф. учебник. - Москва, 2016.

2. Анализ производственных затрат в реализации ресурсосбережения / Москалева Е. Г., Кузнецов М. Е. // Экономика и социум. 2015. № 1-3 (14). С. 1357-1363.

3. Аширова А. Р., Москалева Е. Г. Выявление взаимосвязи «затрат», «издержек» и «расходов» зависящих от положения ресурсов // Экономика и социум. 2015. № 1-3 (14). С. 1340-1344.

4. Давыдова В. В. Зарубежный опыт учета и анализа / В. В. Давыдова, Е. Г. Москалева, Н. А. Горбунова. - Саранск, 2011. 120 с.

5. Дергунова Е. О., Москалева Е. Г. Стратегия управления эффективнымресурсопотреблением // Экономика и социум. N2015. № 1-3 (14). С. 1255-1260.

6. Москалева Е. Г. Повышение эффективности деятельности стратегических предприятий Республики Мордовия // Системное управление. 2016. № 1 (30). С. 25.

7. Сауткина Л.С., Москалева Е.Г. Маржинальный анализ затрат на производство продукции на перерабатывающих предприятиях //Контентус. 2015. № 3 (32). С. 65-68.

8. Чернова Ю.В. Раскрытие информации о затратах на производство и реализации продукции растениеводства в бухгалтерской отчетности // Бухучет в сельском хозяйстве. 2010. № 12. С. 20-24.

9. Чернова Ю.В. Информация о реализации продукции животноводства и затратах на ее производство в бухгалтерской отчетности // Бухучет в сельском хозяйстве. 2014. № 2. С. 62-77.

10. Чернова Ю.В. Совершенствование информационного содержания отчета о затратах на производство и реализации продукции растениеводства // Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. 2010. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.