УДК 378. 2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
Вековцева Т.А.
Осмысление многих проблем высшей школы невозможно без опоры на определенные методологические основания. Целесообразность выбора соответствующих методологических оснований при исследовании процесса профессионального саморазвития преподавателя вуза обусловливается необходимостью философского и научного осмысления обозначенной проблемы. Поэтому целью исследования является выявление и теоретическое обоснование содержательного и процессуального аспектов методологии профессионального саморазвития преподавателя вуза. В работе использованы анализ и синтез педагогической, психологической, дидактической и методической литературы, монографических публикаций и научных статей; обобщение, сравнение, абстрагирование, прогнозирование и аналитический метод. В результате исследования содержательный аспект методологии представлен аксиологическим, гуманистическим и акмеологическим подходами; процессуальный аспект методологии - институциональным, личностно-деятельностным и человекоцентристским подходами. Основные положения и выводы по выявлению методологических оснований профессионального саморазвития преподавателя вуза могут быть использованы в теоретико-методологических исследованиях проблем высшей школы и в практике организации повышения квалификации преподавателей вуза.
Ключевые слова: методологические основания; подход;
профессиональное саморазвитие; преподаватель вуза.
METHODOLOGICAL BASES OF PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCTION TEACHERS
Vecovtseva T.A.
Apprehension of many of the problems of higher education is impossible without the support of some methodological grounds. The expediency of selecting the appropriate methodological bases for studying the process of professional selfdevelopment of a higher eduction teachers is warranted by a need for the philosophical and scientific realization of the designated problem. Therefore, the aim of this study is to identify and substantiate theoretically the substantive and procedural context of methodology of academics' professional self-development. The paper utilizes the analysis and synthesis of pedagogical, psychological, educational and methodological literature, monographic publications and research papers; generalization, comparison, abstraction, forecasting and analytical method. The results of the study of substantive context of the methodology are presented using axiological, humanistic and acmeological approaches; procedural context of the methodology is presented by institutional, personal activity and anthropocentric approaches. The main points and conclusions on identification of the methodological bases of professional self-development of higher education teachers may be used in the theoretical and methodological research on issues of higher education and applied to practice of advanced training of academics.
Keywords: methodological bases; approach; professional self-development; higher education teacher.
Профессиональное саморазвитие преподавателя вуза представляет собой достаточно сложный процесс. Осмысление этого процесса необходимо осуществлять с разных позиций, которые позволяют определить совокупность научных подходов и выявить теоретико-методологический «фундамент»
проводимого исследования. Совокупность подходов образует методологические основания разрабатываемой концепции профессионального саморазвития преподавателя вуза, что обусловливается необходимостью философского и научного осмысления обозначенной проблемы.
Проведенный анализ научных публикаций и педагогической литературы показывает, что на сегодняшний день методология педагогики определяется как фундаментальная теория методов, которая применяется при проведении педагогического исследования. Кроме того, методология педагогики рассматривается как теория (теоретический базис) для проектирования образовательных и воспитательных концепций [1; 19 и др.]. Данное
обстоятельство привело нас к пониманию необходимости определиться с методологическими основаниями при разработке концепции профессионального саморазвития преподавателя вуза.
Также приведем основные функции методологии педагогики, которые выявлены из анализа публикаций последних лет и имеют ведущее значение для нашего исследования:
• методология педагогики определяет способы получения научных знаний, которые отражают постоянно меняющуюся педагогическую действительность (М.А. Данилов);
• методология педагогики определяет логику научного исследования и обеспечивает целенаправленность научно-исследовательской деятельности (П.В. Копнин);
• методология педагогики позволяет получить информацию об изучаемом процессе или явлении (М.Н. Скаткин);
• методология педагогики обеспечивает приращение научного знания (Ф.Ф. Королев);
• методология педагогики обогащает и систематизирует педагогические термины и понятия (В. Е. Гмурман).
Таким образом, методология педагогики представляет собой концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение наиболее достоверной и систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях [15 и др.]. Очевидно, что приведенные функции методологии педагогики проявляются и при исследовании проблемы профессионального саморазвития преподавателя вуза.
Учитывая современное понимание методологии педагогики, выявленные функции, а также, принимая во внимание традиции в исследовании педагогических проблем, выделим и теоретически обоснуем ведущие подходы, которые определяют методологические основания профессионального саморазвития преподавателя вуза.
Необходимо отметим, что при выявлении подходов, определяющих методологические основания профессионального саморазвития преподавателя вуза, мы учитывали возможность и рациональность их использования при изучении теоретического и практического аспектов исследуемого процесса. В соответствии с этим методологические подходы профессионального саморазвития преподавателя вуза представлены в двух аспектах методологии: содержательном и процессуальном [там же].
Содержательный аспект методологии необходим для определения общего направления теоретического исследования процесса профессионального саморазвития преподавателя вуза. Данный аспект методологии фиксирует направленность на изучение существенных и отличительных признаков исследуемого процесса. Содержательный аспект методологии профессионального саморазвития преподавателя вуза представлен аксиологическим, гуманистическим и акмеологическим подходами. Указанные подходы в своей совокупности образуют теоретический фундамент изучаемого процесса и позволяют получить целостное представление о сущностной стороне профессионального саморазвития преподавателя вуза.
Аксиологический подход [5 и др.] основывается на положении о том, что человек представляет собой субъект познания, общения и творчества. Основным понятием рассматриваемого подхода является понятие «ценность». Исследуя данное понятие в научно-педагогической литературе, мы пришли к выводу, что оно определяется через комплекс конкретных идей, но, в тоже время, не сводится и не отождествляется с понятием «идея», поскольку между идеей и ценностью имеется определенное различие [2; 9 и др.].
Понятие «ценность» в аспекте нашего исследования - это многофункциональная категория самосознания преподавателя вуза, непосредственно связанная с его профессиональной деятельностью и являющаяся системообразующим компонентом саморегуляции личности. Ценность профессионального саморазвития преподавателя вуза задает внутреннюю основу приоритетов личности и формирует значимость отношений преподавателя к своей профессиональной деятельности. Ценности преподавателя в данном направлении связаны с творческими ориентирами и ориентирами профессионального саморазвития при активном участии преподавателя в разных видах профессиональной деятельности.
Кроме того, основополагающим понятием аксиологический подход является понятие «ценностные ориентации» [2; 9; 14 и др.]. С позиции психологии ценностные ориентации являются важной психологической характеристикой личности. В ценностных ориентациях отражается жизненный опыт личности, который определяет взаимоотношения с другими людьми, преобразования личности, в том числе по отношению к самой себе.
Применение аксиологического подхода в нашем исследовании позволяет выявить основополагающие ценностные ориентации в структуре профессионального саморазвития преподавателя вуза, проанализировать перспективные пути их достижения в процессе профессиональной деятельности, рассмотреть их с позиции значимости для профессионального роста и саморазвития преподавателя вуза.
Проведенный анализ теории и практики позволил прийти к пониманию того, что ценностные ориентации преподавателей вуза на профессиональное саморазвитие включают личностно значимые ценности преподавателей; ценности, которые предполагают включение преподавателя в разные виды творческой профессиональной деятельности; ценности, задающие матрицу соответствующих видов деятельности преподавателя и др. [8; 14].
Таким образом, аксиологический подход дает возможность рассматривать профессиональное саморазвитие преподавателя вуза как социально-педагогический феномен и основываться при его исследовании на универсальные и фундаментальные ценности. Кроме того, данный подход допускает изучение профессионального саморазвития преподавателя вуза с позиции идеалов. В этом случае исследуемый процесс может быть представлен в виде «идеальной модели», ориентация и стремление к которой задается в преподавательском коллективе вуза.
Гуманистический подход [6; 17 и др.] к исследованию педагогических проблем основывается на принципе гуманизма. Сущностный аспект принципа гуманизма базируется на трактовке понятия «гуманизм». Отметим, что существуют многочисленные трактовки гуманизма, которые можно встретить в публикациях различных авторов.
Анализ публикаций с целью определения смысла понятия «гуманизм» показывает, что у него существует несколько значений, которые позволяют осознать различные аспекты изучаемого понятия, но, в тоже время, вызывают определенные затруднения, связанные с выявлением конкретного содержания самого понятия.
Приведем некоторые смысловые аспекты употребления понятия «гуманизм»:
• гуманизм - область теоретического знания;
• гуманизм - обозначение нравственных качеств личности -человечности, доброты и уважения;
• гуманизм - выражение особого отношения к человеку как высшей ценности жизни;
• гуманизм - название практической деятельности, направленной на достижение общечеловеческих идеалов и др.
Гуманистический подход к процессу профессионального саморазвития преподавателя вуза предполагает для преподавателя возможности реализовать свои природные задатки, раскрыть свой природный потенциал и применить его в процессе профессиональной деятельности, в рамках социально приемлемых проявлений. Кроме того, гуманистический подход к процессу профессионального саморазвития преподавателя вуза отражает необходимость использования таких форм взаимодействия, участвуя в которых преподаватель, лично заинтересованный в собственном профессиональном саморазвитии, может осваивать новые формы организации профессионально-творческой деятельности, принимать в них участие и активно вовлекать в творческую деятельность студентов.
Акмеологический подход [7; 10 и др.] позволяет определить
теоретическую стратегию профессионального саморазвития преподавателя вуза. Основная идея данного подхода направлена на создание или восстановление целостности человека, целостности его взглядов, убеждений ориентаций и т.д.
Исходя из предмета нашего исследования, мы будем опираться на одно из направлений акмеологического подхода, которое рассматривает саморазвитие человека на протяжении всей его жизни. Данное направление основывается на положениях некоторых психологических концепций личности, которые непосредственно связывают личность и ее развитие в пространстве всего жизненного пути.
Реализация акмеологического подхода в процессе профессионального саморазвития преподавателя вуза предполагает определенные изменения в содержании и уровне направленности профессиональной деятельности
преподавателя вуза, а также изменения в его личностных характеристиках, в его профессиональном самосознании и творческом мышлении. Важно отметить, что за счет формирования акмеологической направленности преподавателя вуза появляется возможность использования личностных ресурсов преподавателя.
Таким образом, основным результатом применения акмеологического подхода к процессу профессионального саморазвития преподавателя вуза является ориентация преподавателя на прогрессивное развитие, на профессиональную самореализацию. Эффективность реализации акмеологического подхода в процессе профессионального саморазвития преподавателя вуза подтверждается творческим и самостоятельным характером основных видов профессиональной деятельности преподавателя (научной, инновационной и др. видов деятельности).
Процессуальный аспект методологии профессионального саморазвития преподавателя вуза раскрывает особенности осуществления исследуемого процесса в практике высшей школы. Кроме того, данный аспект направлен на выявление психолого-педагогического механизма реализации
профессионального саморазвития преподавателя в системе повышения квалификации работников образования. Данный аспект методологии представлен институциональным, личностно-деятельностным и человекоцентристским подходами, которые в своей совокупности образуют практико-ориентированною основу изучаемого процесса.
Институциональный подход [4; 16] предполагает выделение норм и правил, регулирующих взаимодействия участников образования в образовательном пространстве вуза, а также их последующее изменение с целью формирования проектируемой среды с заданными свойствами.
Важно отметить, что данный подход имеет одноименную методологию. Институциональная методология, по мнению З.И. Калугиной, позволяет органично увязать микро- и макроуровни исследований, требует расширения
временных границ анализа и способствует появлению новых перспектив научного поиска [11, с. 120]. В частности, методология институционального подхода к оценке качества образования базируется на анализе феномена корпоративизма (как механизма согласования интересов). Данный подход правомерен и для исследования процесса профессионального саморазвития преподавателя вуза, очевидно, что рассматриваемый процесс будет эффективным лишь при согласованности интересов всех субъектов образования.
При изучении процесса профессионального саморазвития преподавателя вуза институциональный подход нацеливает на исследование его как определенной устойчивой и динамичной формы организации общественной жизни в сфере обучения, воспитания и профессиональной подготовки. Он также позволяет сосредоточить внимание на интересах субъектов образовательного процесса. Кроме того, институциональный подход позволяет рассмотреть процесс профессионального саморазвития преподавателя во внутривузовской системе повышения квалификации. Также указанный подход помогает определить субъективные мнения и интересы различных профессиональных групп, взаимодействующих друг с другом в процессе профессионального саморазвития преподавателя вуза.
Таким образом, институциональный подход к процессу профессионального саморазвития преподавателя вуза заключается в анализе процесса формирования правил и процедур профессионального саморазвития преподавателя с учетом интересов всех участников образовательного процесса, их ожиданий, предпочтений относительно достигаемых результатов.
Личностно-деятельностный подход является результатом органического сочетания двух широко известных подходов: личностного и деятельностного. По мнению И.А. Зимней, разделение подхода на личностный и деятельностный весьма условно и может быть проведено только теоретически [8].
Рассматриваемый подход дает возможность придать результатам профессионального саморазвития преподавателя вуза социально и личностно значимый смысл, учесть индивидуальные особенности преподавателей как активных и самостоятельных субъектов профессиональной деятельности, выявить внутриличностный психолого-педагогический механизм и условия реализации рассматриваемого процесса.
Суть данного подхода в контексте нашего исследования заключается в том, что он учитывает характер и условия смены типов деятельности преподавателя в процессе профессионального саморазвития преподавателя вуза. Кроме того, он выступает в качестве ориентира в исследуемом процессе, позволяет обеспечить и поддерживать самосовершенствование, самореализацию преподавателя, развитие его индивидуальности.
Рассматривая компоненты личностно-деятельностного подхода в решении задач профессионального саморазвития преподавателя вуза, отметим, что личностный компонент предусматривает не адаптацию содержания исследуемого процесса к отдельному преподавателю, а использование таких формы, методов обучения и повышения квалификации, которые в наибольшей степени отвечают потенциальным возможностям конкретного преподавателя и обеспечивают достаточный для практики уровень его профессионального саморазвития.
Деятельностный компонент, по словам А.Н. Леонтьева, предполагает, что сознание человека определяется той деятельностью, в которую он включен [12]. В аспекте профессионального саморазвития преподавателя вуза можно заключить, что осознание преподавателем значимости данного процесса происходит в профессиональной деятельности в образовательном пространстве вуза. Кроме того, одной из главных характеристик деятельности является ее предметность. Поэтому профессиональная деятельность преподавателя вуза будет приводить к достижению поставленных целей в процессе профессионального саморазвития, если она будет осуществляться с учетом
личностных особенностей преподавателя. Другими словами, при организации профессиональной деятельности преподавателя целесообразно учитывать направленность его интересов, ценностных ориентаций на профессиональное саморазвитие.
Итак, использование личностно-деятельностного подхода дает возможность придать результатам профессионального саморазвития преподавателя вуза личностный и социально значимый смысл. Кроме того отметим, что процесс профессионального саморазвития преподавателя вуза имеет этапный характер, на каждом из которых появляются вполне определенные психологические новообразования (мотивы, цели, ценностные ориентации и др.).
Человекоцентристский подход во главу исследуемого процесса ставит человека и рассматривает все объекты и явления окружающего мира, исходя из интересов человека [3; 18 и др.]. Данный подход позволяет корректно определить цель исследования и в соответствии с ней осуществлять познавательную и практическую деятельность. С позиции человекоцентристского подхода человек рассматривается как ресурс общественного развития и как носитель социального капитала.
В аспекте нашего исследования акцентируется внимание на поиске психолого-педагогического механизма стимулирования, обеспечивающего активную деятельность всех субъектов процесса профессионального саморазвития преподавателя вуза. Реализация человекоцентристского подхода в осуществлении данного процесса предполагает выполнение ряда требований: уважение к личности преподавателя, обеспечение успеха в профессиональной деятельности, стимулирование профессионального саморазвития преподавателя, использование творческого потенциала преподавателя и др. При этом следует отметить, что успех целесообразно рассматривать с позиции удовлетворения у преподавателей потребностей: в уважении значимыми для
личности людьми (руководство образовательного учреждения, педагоги, суденты и т.д.), в самовыражении через достижения результатов и др.
Резюмируя все вышесказанное, отметим, что в статье определены методологические основания профессионального саморазвития преподавателя вуза. Методологические основания отражаются через концептуальные подходы, каждый из которых несет свою уникальную функцию. Так, аксиологический, гуманистический и акмеологический подходы представляют содержательный аспект методологии и направлены на изучение существенных и отличительных признаков исследуемого процесса. В свою очередь институциональный, личностно-деятельностный и человекоцентристский подходы определяют практико-ориентированную тактику исследования и раскрывают особенности практического осуществления процесса профессионального саморазвития преподавателя вуза, определяет психолого-педагогический механизм и процедуры его осуществления в системе внутривузовского повышения квалификации.
Необходимо отметить, что указанные подходы не ограничивают сферу выявления методологических оснований профессионального саморазвития преподавателя вуза. Представляется возможным рассмотрение также компетентностного, деятельностного, системного, синергетического и других подходов с целью выявления наиболее эффективных в процессе профессионального саморазвития преподавателя вуза.
Список литературы
1. Бугрин М.Е. Понятие и функции методологии педагогики // Советская педагогика. 1990. № 10. С. 74-77.
2. Бездухов, В.П., Бездухов А.В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента - будущего учителя. Самара: изд-во Сам. гос. пед. ун-та, 2000. 185 с.
3. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Терра, 1998. 382 с.
4. Василенко Н.В. Институциональный подход к управлению образованием: автореф. дис. ... д-ра эконом. наук: 08.00.05. СПб., 2009. 44 с.
5. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. 1995. № 6. С. 61-74.
6. Газман О.С. Гуманизм и свобода: введение в гуманистическую педагогику // Гуманизация воспитания в современных условиях. М.: УФЦ Инноватор, 1995. С. 125-145.
7. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований: монография. М.: изд-во РАГС, 1999. 391 с.
8. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. М.: Изд. корпорация «Логос», 2000. 384 с.
9. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография. Оренбург: [б. и.], 1996. 188 с.
10. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Политехника, 2002. 189 с.
11. Калугина З.И. Новое время - новые задачи: институциональный
подход к изучению трансформационных процессов // Социальная траектория реформируемой России: Исследования новосибирской экономико-
социологической школы. Новосибирск: АО «Наука РАН», 1999. С. 116-132.
12. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: учеб. пособие; под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл: Кн. дом Ун-т, 2005. 509 с.
13. Максимова В.Н. Акмеологический подход в педагогике: монография; Ленинградский гос. ун-т им. А.С. Пушкина. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2007. 195 с.
14. Михальцова Л.Ф. Формирование ценностно-смысловых ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования: Монография. Казань: Центр инновационных технологий, 2011. 360 с.
15. Подповетная Ю.В., Резанович И.В. Концепция развития научнометодической культуры преподавателя вуза. М.: ВЛАДОС, 2012. 284 с.
16. Радаев В.В. Новый институциональный подход: построение исследовательской схемы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. Том IV. № 3. С. 111-136.
17. Сериков Г.Н. Системность и гуманность в управлении образованием // Наука и образование Зауралья. 1999. № 1-2 (4-5). С. 8-9.
18. Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. М.: ЮНИТИ, 1994. 320 с.
19. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М.: Гуман. изд-во ВЛАДОС, 2005.
References
1. Bugrin M.E. Ponyatie i funktsii metodologii pedagogiki [The concept and function of methodology of pedagogics]. Sovetskayapedagogika, no. 10 (1990): 7477.
2. Bezdukhov, V.P., Bezdukhov A.V. Tsennostnyy podkhod k formirovaniyu gumanisticheskoy napravlennosti studenta - budushchego uchitelya [Value approach to the formation of a humanistic orientation of students, future teachers]. Samara: State Pedagogical University Press, Samara, 2000.185 p.
3. Berdyaev N.A. O naznachenii cheloveka [The Destiny of Man]. Moscow: Terra1998. 382 p.
4. Vasilenko N.V. Institutsional'nyy podkhod k upravleniyu obrazovaniem [Institutional approach to the management of education]: a synopsis of a thesis... of Dr. of Economic Sciences: 08.00.05. St. Petersburg, 2009. 44 p.
5. Vyzhletsov G.P. Aksiologiya: stanovlenie i osnovnye etapy razvitiya [Axiology: formation and main development stages]. Sotsial'no-politicheskiy zhurnal, no. 6 (1995): 61-74.
6. Gazman O.S. Gumanizm i svoboda: vvedenie v gumanisticheskuyu
pedagogiku [Humanism and freedom: an introduction to the humanistic pedagogy]. Gumanizatsiya vospitaniya v sovremennykh usloviyakh [The humanization of education in the modern setting]. Moscow: UFC Innovator, 1995. pp. 125-145.
7. Derkach A.A. Metodologo-prikladnye osnovy akmeologicheskikh issledovaniy [Methodological applied bases of acmeologic research]: a monograph . -Moscow: Publishing House of the RAPS, 1999. 391 p.
8. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya [Educational psychology]: university textbook. Moscow: Logos Corporation, 2000. 384 p.
9. Kiryakova A.V. Teoriya orientatsii lichnosti v mire tsennostey [Theory of orientation of individuals in the world of values]: a monograph. Orenburg, 1996. 188 p.
10. Kuzmina N.V. Predmet akmeologii [The subject of acmeology]. St. Petersburg: Polytechnics, 2002. 189 p.
11. Kalugina Z.I. Novoe vremya - novye zadachi: institutsional'nyy podkhod k
izucheniyu transformatsionnykh protsessov [New time - new challenges: an institutional approach to the study of the transformation processes]. Sotsial'naya traektoriya reformiruemoy Rossii: Issledovaniya novosibirskoy ekonomiko-
sotsiologicheskoy shkoly [Social trajectory of Russia under reform: research of Novosibirsk School of Economics and Sociology]. Novosibirsk: Science of RAS. 1999. pp. 116-132.
12. Leontev A.N. Lektsii po obshchey psikhologii [Lectures on general psychology]. Meaning: University Book House, 2005. 509 p.
13. Maksimova V.N. Akmeologicheskiy podkhod v pedagogike [Acmeological approach to pedagogy]: a monograph.St. Petersburg; Leningrad State University named after A.S. Pushkin, LSU n.a. Pushkin, 2007. 195 p.
14. Mikhaltsova L.F. Formirovanie tsennostno-smyslovykh orientatsiy budushchikh pedagogov na tvorcheskoe samorazvitie v usloviyakh nepreryvnogo obrazovaniya [Formation of semantic and value orientations of future teachers
towards creative self-development in the conditions of continuous learning]: monograph. Kazan: Center for Innovative Technology, 2011. 360 p.
15. Podpovetnaya Yu.V., Rezanovich I.V. Kontseptsiya razvitiya nauchno-metodicheskoy kul'tury prepodavatelya vuza [The conception of the development of science-methodical culture of a university teacher]: monograph. M.: VLADOS, 2012. 258 p.
16. Radaev V.V. Novyy institutsional'nyy podkhod: postroenie
issledovatel'skoy skhemy [The new institutional approach: building a research scheme]. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noy antropologii IV, no. 3 (2001): 111-136.
17. Serikov G.N. Sistemnost' i gumannost' v upravlenii obrazovaniem [Systematics and humanity in education management]. Nauka i obrazovanie Zauralya, no. 1-2 (1999): 8-9.
18. Shepel V.M. Imidzhelogiya. Sekrety lichnogo obayaniya [Imageology: Secrets of personal charm]. Moscow: UNITY, 1994. 320 p.
19. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Pedagogicheskaya kontseptsiya: metodologicheskie aspekty postroeniya [Pedagogical concept: methodological aspects of construction]. Moscow: Humanistic Publishing House VLADOS, 2005.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Вековцева Татьяна Александровна, кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры «Маркетинговые коммуникации»
Южно-Уральский государственный университет проспект Ленина, 76, г. Челябинск, 454080, Россия [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Vecovtseva Tatyana Alexandrovna, candidate of culturological science, assistant professor, assistant professor of the Department of Marketing Communications
South Ural State University
76, Lenin’s avenue, Cheliabinsk, 454080, Russia [email protected]
Рецензент:
Резанович И.В., доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой управления персоналом Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск